К. Паустовский "Теплый хлеб". "Тема греха и его искупления". Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб

Недавно мне удалось прочитать рассказ Паустовского Теплый хлеб. Как оказалось — это прекрасное произведение советского писателя-гуманиста, который предпочитал писать о простых людях. Его произведения перекладывались на многие языки. Все его герои похожи на таких же мальчишек и девчонок как и мы, поэтому его рассказы, такие как сказка Паустовского Теплый хлеб для читательского дневника, очень близки и понятны всем.

Паустовский Теплый хлеб

Рассказ переносит читателя в военное время в простую деревушку, где проходил солдат с раненым конем. Животное тот оставил, и о нем заботился Панкрат — местный мельник. А после и все жители старались накормить коня, что захаживал в каждый двор и являлся общественным.

Однажды лошадь пришла и во двор, где жил агрессивный Филька Ну тебя. В тот момент мальчик ел хлеб и тем самым привлек к себе голодного коня. Однако не поделился он с лошадью, и вместо этого, выбросил хлеб, а лошадь ударил. Своим бездушием Филька чуть было не совершил катастрофу, ведь на деревню опустилась суровая зима с лютыми морозами. Вся вода замерзла, а мельница стала. Бабушка рассказала внуку, что такое уже было много лет назад, когда обидели старого раненого солдата. Видимо и сейчас в деревне завелся злой человек, ведь такое происходит от людской злобы.

Понял свою ошибку Филька, пошел к мельнику и приложил все свои усилия, чтобы все исправить, в том числе и помирился с конем, угостив его свежим теплым хлебом.

Главные герои

Центральным персонажем сказки Паустовского оказался мальчик из деревни, что проживал с бабушкой. Это был злобный, черствый и недоверчивый мальчишка, постоянно отказывающий в помощи своим знакомым и друзьям. В его сердце не было тепла и любви к живым существам, поэтому он с легкостью обидел коня, не понимая, насколько жестоко поступает с лошадью. Только после разговора с бабушкой, Филька понимает свою ошибку и все быстро исправляет. И здесь мы видим другие черты, что раскрылись к концу сказки Паустовского Теплый хлеб. Мы увидели Фильку трудолюбивым, сообразительным, обладающего организаторскими способностями. Увидели героя, который сумел увидеть и признать ошибку, сумел заслужить доверие и прощение у лошади.

Еще один из героев, которого хочется выделить, это Панкрат. Он был мельником и приютил раненое животное. Это рассудительный герой, с жизненным опытом за плечами, мудрый и отзывчивый. Он не отказывает мальчику в возможности все исправить и дает возможность показать, что даже в таких хулиганах имеется что-то человеческое и хорошее.

Главная мысль

В произведении Теплый хлеб главной мыслью автора является желание показать читателям, насколько важно быть отзывчивым, щедрым и добрым. Ведь доброта — это ценнейшее человеческое качество, а все хорошие поступки отзовутся добротой других людей. А вот черствость и равнодушие приводит к беде. При этом писатель говорит о том, что каждый из нас может быть злобным Филькой, но главное вовремя осознать ошибку и раскаяться, став милосерднее, отзывчивее и добрее.

«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вы-званные грубым и необдуманным поступком Фильки, впол-не могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.

О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чи-нить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей за-канчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу.

Филькина бабушка рассказала притихшему и напуган-ному мальчику, что такой же лютый мороз упал на дерев-ню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горь-ко обидел старого солдата-калеку. Земля после того моро-за на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца».

Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, по-нял мальчик, что только ему под силу исправить совер-шенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была увере-на, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый».

Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филь-ка к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми бу-дет заглажена, и Филька снова станет «чистым челове-ком». Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили. Собрались на рассвете люди со всей де-ревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды. Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немо-лотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью. Материал с сайта

По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади. Но конь, помня неспра-ведливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек». Так было заключено торже-ственное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный маль-чик был счастлив.

Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответствен-ности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвя-зано, и последствия Филькиных действий в начале сказ-ки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчи-выми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • теплый хлеб главные герои
  • сочинение народная мудрость в рассказе теплый хлеб паустовский
  • рассказаз теплый хлеб краткое содиржние
  • сочинение тёплый хлеб паустовский
  • пересказ тёплый хлеб

Произведение "Теплый хлеб" написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал "Мурзилка" опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения "Теплый хлеб" также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

О чем рассказ "Теплый хлеб" коротко?

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня. Рассказ "Теплый хлеб" раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека. Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа "Теплый хлеб" был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.

Герои рассказа "Теплый хлеб"

Готовя сочинение 5 класс по рассказу "Теплый хлеб" Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.

Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Однако анализ рассказа "Теплый хлеб" показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

Другие детали анализа

События в рассказе "Теплый хлеб" строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе "Теплый хлеб" подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа "Теплый хлеб" будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу "Теплый хлеб" Паустовского, обязательно включите эти мысли.

Зимой мимо одной деревни проходили кавалеристы, которые оставили в ней боевого коня, раненого в ногу. Мельник Панкрат животное, и конь в благодарность помогал ему чинить мельницкую плотину – зима была суровой, а мука у людей заканчивалась. Деревне угрожал голод. Однажды конь потянулся к Фильке, который ел кусок хлеба, однако мальчик крикнул на него и забросил хлеб далеко в снег. В этот момент на деревню налетела ужасная вьюга, которая стихла только к вечеру, оставив после себя реку, скованную льдом до самого дна.

Жителям деревни замерзшая река грозила голодной смертью – ведь без воды мельница не могла работать и молоть муку.

Поняв последствия своего поступка, Филька побежал каяться к своей бабушке, которая рассказала ему о случае столетней давности, когда аналогичная ситуация произошла в деревне после того, как местный грубиян обидел старого -калеку. В результате земля стала пустыней – перестали цвести сады, леса высохли, а звери и птицы разбежались кто куда. Филька решил исправить свою ошибку и отправился к Панкрату, который слыл хитрым и ученым человеком.

Развязка сказки Паустовского

Мельник Панкрат посоветовал Фильке изобрести спасение от лютой стужи, загладив вину перед конем. Филька долго думал и, наконец, придумал – он перед жителями деревни и попросил у них помощи в раскалывании заледеневшей реки. Закипела работа, в результате приложенных усилий людям удалось добраться до воды и повернуть мельничное колесо. Панкрат смог начать молоть муку, и деревня была спасена от жестокого голода. Однако Фильку все еще терзала вина перед незаслуженно обиженным конем.

Вечером все жители деревни на радостях пекли сладкий пахучий румяный хлеб, который Филька понес коню. Разломив буханку, он протянул его животному, однако тот попятился от обидчика. Мальчик испугался, что прощения ему не получить и горько заплакал, однако мельник Панкрат успокоил коня и объяснил ему, что Филька не злой и многое понял. Конь принял хлеб из рук обидчика, а мальчик из черствого человека превратился в человека с добрым сердцем.

Данная сказка учит людей быть отзывчивыми, добрыми и умеющими переступить через свою гордыню, чтобы попросить прощения.

В сказке «Теплый хлеб» переплелись взаимоотношения людей, которые должны уметь нести ответственность за свои поступки, исправляя причиненное ими зло. Все в нашем мире , поэтому чтобы потом не пришлось развязывать туго закрученные узлы, нужно обладать мужеством потянуть за ниточку в самом начале и распустит, пока еще небольшой клубок обид.

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели.

И как в любой хорошей сказке добро побеждает зло. Вот и в сказке Теплый хлеб победило добро. Автор показал читателю, что совместный труд объединяет и облагораживает человека. Что зло не может устоять, когда за дело берутся люди с горячим и чистым сердцем, готовые принести себя в жертву во имя добра и благополучия других людей. Что никогда не поздно измениться в лучшую сторону. Так и у нашего героя Фильки холодное сердце оттаяло и превратилось в горячее, готовое прийти каждому на помощь. И вся деревня увидела это, увидел и это раненый конь, и простил все обиды. И я думаю, что в будущем они будут лучшими друзьями, готовые прийти на помощь ко всем нуждающимся.

Теплый хлеб самая поучительная и добрая сказка. Читая ее, ты начинаешь осознавать, что добро это самая сильная вещь, способное творить чудеса.

В рассказе главный герой мальчик по имени Филька был нелюдимым и злым ребенком. На все просьбы соседских мальчишек помочь им в чем – то он отмахивался одной и той же фразой «Да ну тебя!». Так и прозвали его «Да ну тебя!». Однажды в эту деревню прибился раненый конь, его приютил у себя мельник Панкрат. Он вылечил коня и оставил его у себя, конь усердно помогал своему спасителю ремонтировать мельницу. Но мельник был беден и не мог в достаточной мере прокормить своего помощника. И конь вынужден был ходить по людям в поиске еды.

Однажды животное забрело во двор к Фильке в надежде, что тот его накормит, а Филя вместо этого подло подшутил над ним. Ударив его по губам и не угостив хлебом, втоптал его в снег. Обида и печаль охватили горьким смерчем бедного коня, и он так жалобно и досадно заржал, что казалось, сама природа не смогла остаться безразличной к страданиям бедного животного. В это мгновение на деревню налетел жуткий и холодный ветер, принося с собой, лютую стужу. Все вокруг заледенело, от сильного мороза даже мельница перестала работать. Из-за этого жители деревни были обречены на голодную смерть. Виновник этого происшествия, мальчик Филька очень испугался того, что натворил и всеми силами пытался с помощью других деревенских мальчишек изменить ситуацию.

5 класс. Чему учит и чем интересна сказка

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Каждый задумывается о выборе будущей своей профессии. Невозможно перечислить все имеющиеся профессии на земле. Есть лишь одна, без которой не может обойтись общество - это учитель.

  • Сочинение Фамусов и Чацкий в комедии Горе от ума (столкновение и конфликт взглядов)

    Гончаров, говорит о том, что Чацкий является фигурой, которая определяет весь конфликт комедии в целом, и в этом нельзя не согласиться. Он полностью согласен с происходящим.

  • Митя в поэме Бедность не порок Островского сочинение
  • Сочинение Что дети делают в библиотеке 4 класс

    Детям нравится посещать библиотеку. Здесь они могут прочитать много разнообразных книг: исторических, научных, художественных произведений. Когда ученики приходят в неё, то их всегда встречает библиотекарь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх