Измененное состояние сознания и техники исполнения желаний. Измененное состояние сознания Как правильно входить в состояние измененного сознания

Измененное состояние сознания переживали все люди. Только у каждого был свой опыт и способы его достичь.

Войти в измененное состояние сознания можно как спонтанно, во время погружения в сон или транс, так и сознательно, под действием медитации или некоторых препаратов. Проявляется же измененное состояние сознания таким образом:

  • сужение (при отрешенности во время транса, медитации, гипноза или засыпания) или расширение восприятия (холотропные состояния);
  • искажение времени, пространства и своего тела;
  • галлюцинации;
  • переход ощущений из одной формы в другую, когда цвета звучат, имеют вкус или запах, а звуки становятся цветными;
  • появление абсолютного понимания, интуитивного восприятия, озарения;
  • долгое переживание сильнейших эмоций - экстаза и эйфории или панического страха, глубокой подавленности;
  • повышение или понижение внушаемости;
  • снижение или повышение порога чувствительности.

Несмотря на необычность этих переживаний, для человека они не вредны. Конечно, если он, стремясь достичь измененного состояния сознания, не применяет такие опасные средства, как алкоголь, наркотики, токсические вещества.

Вхождение в измененное состояние сознания бывает:

  • спонтанным - под воздействием монотонии, сильных раздражителей (громкая музыка, физическое или нервное утомление, истощение, сильные эмоции или невыносимая боль) или, наоборот, при полном отсутствии раздражителей;
  • вызванным искусственно - психоактивными веществами или специальными процедурами, например, холотропным дыханием;
  • требующим специальных обрядов и ритуалов.

Гиперстимуляция психики также заставляет человека войти в измененное состояние сознания. Вот какие способы используются для этого:

  1. Кровопускание, погребение заживо с причинением сильного физического дискомфорта, преодоление сна, причинение сильной боли бичеванием, ношением истязающей одежды, кандалов, вериг - это прямое и чрезмерное действие на тело и разум.
  2. Ритуальные танцы и песнопения, обряды для празднования или оплакивания, лечения или выражения чувств, мольбы, благодарности доводят шаманов, жрецов, колдунов до изнеможения и экстаза.
  3. Наркотики и галлюциногены, известные с древних времен - галлюциногенные грибы, кактус пейотль, конопля, опий - использовались в ритуальных действах и медицине у азиатских и африканских народов.
  4. В наши дни добавились современные средства гиперстимуляции. Летучие наркотические вещества (ацетон, бензин), психоделики (ЛСД), психостимуляторы (кока, амфетамин, экстази), алкоголь - самые опасные среди них. Затем следуют стрессы и нервная перегрузка.
  5. Люди, которые желают достичь измененного состояния сознания как способа изменить себя и избавиться от страхов, обид и боли, используют более безопасные и эффективные методы. Речь идет о мощных психотехнологиях, направленных на изменение состояния сознания и коррекцию личности. Это холотропное дыхание и ребефинг, авторская методика ДМД профессора Козлова, гипноз.

Как достичь измененного состояния сознания с помощью гипостимуляции?

Монотонное повторение мантр, молитв, однообразные действия, занятия йогой и медитацией, пост, преодоление сна - древнейшие способы изменения сознания.

Современный метод - депривация, лишение человека всяких чувств, когда он помещается в специальные лабораторные условия и не слышит, не видит и не испытывает ни тепла, ни холода, ни голода, ни боли.

Для чего это нужно?

Исследования показали, что измененное состояние сознания помогает ускорить процессы выздоровления и психологического восстановления, справляться с болями, стрессами, избавляться от внутреннего напряжения и чувствовать себя более счастливым и спокойным. Но только не в тех случаях, когда с его помощью люди просто хотят сбежать от реальности.

Человеческий головной мозг постоянно излучает энергетические импульсы. Это фиксируют аппараты. В течении длительных исследований было установлено, что эти импульсы являются колебаниями и постоянно меняют ритм. В разном состоянии сознания мозг излучает энергетические волны с разной частотой. Для простоты работы и исследований были введены обозначения и произведена дележка состояний.

Результат:
— бета волны — 13-25 колебаний в сек (состояние бодрствования);
— альфа волны — 7-13 колебаний в сек (состояние сна с сновидением);
— тета волны — 4-7 колебаний в сек (состояние глубокого сна без сновидений или транса);
— дельта волны — до 5 колебаний в сек (кома или мегатранс)

Замеры экстрасенсов за работой, йогов в медитации, людей, искусственно введенных в транс дали интересный результат. Оказалось, что:
— человеку не обязательно спать, чтобы оказаться на альфа или тета-уровне;
— дети до 7 — 10 лет всегда находятся на альфа уровне;
— резкое замедление ритмов вызывается закрытием глаз.

Уильям Хьюит, знаменитый гипнотерапевт, исследовал и разрабатывал методы контроля состоянием мозга. Более того — выпустил книгу «Тайные возможности вашей психики», которая учит людей не наделенных паранормальными способностями как стать экстрасенсом. Первое, чему учит книга — сознательно замедлять биоритмы головного мозга, переходя при этом, как он сам выразился, на (ОЭУ).
По собственному опыту скажу — это интересно. Измененное состояние сознания, спровоцированное этой техникой, повышает все способности (как естественные, так и паранормальные).

Для чего на практике нужно уметь достигать ОЭУ?

  • повышение КПД при работе с экстрасенсорными способностями;
  • работа с самопрограммированием;
  • формирование ;
  • быстрое достижение состояния ;
  • работа на намерение через визуализацию;
  • при достаточном навыке — вход в состояния глубокого транса и сознательный выход из оного, и пр…

Основной Экстрасенсорный Уровень — это измененное состояние сознания в наиболее доступной и безопасной форме.

Как научиться достигать ОЭУ?

Для этого нужно потратить 2 часа времени сделав пару упражнений. После этого желательно каждую неделю повторять настройку. Это дает возможность снижать ритмы за несколько секунд.

При регулярной практике можно достигать состояния ОЭУ за 2 секунды сколько угодно раз в день (хотя частая практика утомляет). С опытом, начинаешь замечать, что погружаешься все глубже — приятное ощущение.

Для начала, необходимо научиться достигать . Самое быстрое и эффективное упражнение из всех мною встречаемых дает тот же Хьюит.

Достижение Основного Экстрасенсорного Уровня

  1. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь.
  2. Закройте глаза.
  3. Визуализируйте спиральную лестницу с десятью ступенями, ведущую в подвал.
  4. Визуализируйте себя стоящим на верхней ступеньке.
  5. Произнесите: «Сейчас я начну спускаться по лестнице. С каждой ступенью я буду расслабляться все сильнее и погружаться в глубины своего подсознания».
  6. Спуститесь на одну ступеньку и произнесите: «Более глубокий уровень сознания».
  7. Продолжайте спускаться по ступенькам, повторяя эти слова.
  8. Спустившись на самую нижнюю ступеньку, скажите: «Теперь я достиг основного уровня сознания, который позволяет мне приступить к экстрасенсорной
    практике. Я могу достичь этого уровня по своему желанию с открытыми или закрытыми глазами. Для этого мне надо мысленно сосчитать от трех до одного». *Поздравляю — вы совершили экскурсию в измененное состояние сознания.
  9. Откройте глаза. Повторите это же упражнение с открытыми глазами. Я рекомендую практиковать это упражнение как минимум раз в неделю.

Теперь вы научились достигать измененного состояния сознания по своему желанию. Для этого вам надо лишь мысленно сосчитать от трех до одного. Это займет не более двух секунд. Когда я повторяю это упражнение, воображаемая лестница автоматически появляется перед моим мысленным взором, усиливая ощущения. Вы также можете вызывать образ лестницы в своем сознании, считая от трех до одного. Это закрепит достигнутый вами успех.

ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое значение психоделиков заключается в их способности раскрывать психику, делать ее необычайно чувствительной к запечатлению священнодейства, а, по сути, приобщать индивида к новым ситуациям и ролям. Изначально ИСС служили средствами отбора и закрепления этапов и эталонов жизненных циклов и специализации членов сообществ, например: в ритуалах инициации воинов, духовных вождей, в обрядах семьи, рождения и . Жесткие критерии прохождения позволяли каждый раз воспроизводить и укреплять сообщество в обычаях конкретного этноса. Критерии успеха инициации для личности складывались не только из результата изменения, но, в значительной степени, определялись качеством этапов прохождения. Они предусматривали проявление сильных и слабых сторон физиологии, психики человека и его способности подтверждать свою социальность. Суть данных этнопсихологических саморегуляций известна в современной истории ряда малых народов Америки, Юго-Восточной Азии, Сибири и Африки. По этнографическим исследованиям такие практики в форме мистерий были частью жизни народов Европы вплоть до 6 - 9 веков и как инициатические ритуалы до 12 - 14 веков.

Позиция Церкви в абсолютном праве на священное и мистическое, окончательное объявление Природы низменной формой бытия обусловили полный запрет психоделиков и инициатических практик ИСС.

Возрождение психоделиков в их специфических качествах начинается в Европе употреблением производных конопли - гашиша и абсента - полыни. Медицинское использование производных конопли просуществовало до 30-х годов 20 века. Эра синтетических психоделиков начинается с конца 40-х годов после открытия свойств индуцировать ИСС, а также широкого и успешного применения препарата в дифференциальной диагностике и в лечении психических кризисов, неврозов, наркоманий и алкоголизма. С конца 50-х проникает в молодежную среду и пользуется особой популярностью в США, а к середине 60-х годов складывается ситуация массового "кислотного" потребления. После запрета в 1966 году и последовательных запретов других новых синтетических препаратов этого ряда складывается устойчивый криминальный мировой наркорынок, в котором "на хвосте" психоделиков протаскиваются "тяжелые", истинные наркотики. В России в 2001 году принят закон, запрещающий препараты - ряда.

Конечно, квалифицированный психотерапевт способен оказывать психологическую помощь и без применения психоделических препаратов, тем более, что в нашей стране они юридически запрещены, однако юридический запрет психоделических препаратов не отменяет их ценных свойств и качеств, в большинстве стран продолжается, санкционированное госструктурами, их использование в исследовательских, психотерапевтических и медицинских целях.

Сознание и его измененные формы

В современных представлениях дискуссия о формах сознания начата в работе У.Джеймса "Многообразие опыта": "Наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы существуют рядом с ним, отделенные от него тонкой перегородкой… Наше представление о мире не может быть полным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания". За прошедший век исследователями показано существование большого многообразия форм сознания. Наиболее яркими из них следует признать модификации, вызываемые психоактивными веществами, особенно психоделиками. В основе этих вызванных ИСС лежит процесс глубокого диссоциирования сознания, последующего объединения бессознательного и осознаваемого психического содержания. В динамике психических изменений достигается обновление их свойств, содержания и смысловой направленности, происходит углубление сознания.

В устоявшихся взглядах на ИСС лежат представления о сознании как об аспекте, стороне психической реальности. Принципиальным отличаем сознания от других сторон психики является его самообращенность, осведомленность о себе, что выделяется как рефлексивность сознания. В этой осведомленности мы думаем, желаем, определяем свои намерения и цели. В качестве центрального содержания рефлексии представлены значения и смыслы. В рефлексивном обращении к ним рождаются новые значения и смыслы, новые связи, происходят их взаимные логические и творческие трансформации, рефлексия влечет за собой сновидения, фантазию и ответственна за критичность и адекватность восприятия и осмыслений.

Значения и смыслы тесно связаны в символьных, знаковых, образных и речевых выражениях, функционально присутствуют в чувственной ткани психики и предметной ткани деятельности. Рефлексия постоянно поддерживает тематическую и жизненную активность, переводит потенциальное в психике в актуальное, а наши возможности в способности и новые представления.

В этом контексте, по мнению исследователей ИСС, сознание человека проявляется как освоенное психическое и как чисто человеческий "орган", не имеющий развитых природных аналогов. Бессознательное, с одной стороны, окружает сознание, с другой - глубинно подлежит ему, поэтому оно частично оформляется культурной тканью, представляет сферу вытесненных психических содержаний, долговременной памяти, инстинктов и потенциального психического. Такое высказывание подчеркивает семантические горизонты, а также генетическую сущность индивида. По сути, с дородового этапа он погружен во все аспекты человеческой реальности. Иными словами, человек изначально импритируется, запечатлевается в формах этой реальности. Затем, информационно-энергетическая сущность импритинга становится основанием для самых высоких дифференциаций и многообразия проявлений его существа. Вместе с тем из семантической и жизненной потенциальности культура и цивилизация воспроизводит нужного, удобного и конструктивного ей индивида - это наиболее общий механизм формирования современного, т.о. конкретного, человека, что обеспечивает устойчивость конструирования социальных коридоров реальности и самого индивида.

В человеческой реальности, как подчеркивают исследователи, всегда есть значительный потенциал для новых миров самореализации, творчества и самоопределения. В кризисах жизни и прогрессе люди использовали свой потенциал для реадаптации и экспансии. Решение задач такого уровня было возможно лишь в тематически заданных ИСС. Доступ в прилежащие ("параллельные") и потенциальные реальности, видимо, сначала нащупывался интуитивно, а затем отбирались приемы и средства, ведущие к искомой цели. Вероятно так, с древних времен, управляемые ИСС стали важным инструментом психической культуры, в качестве "мистериальных ключей" ИСС применялись природные психоделики.

Опыт психоделии

В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. Здесь открывается феноменология персональных конфликтов, детства, младенчества, его периода рождения (т.н. перинатальный опыт), а также проявляются связи и формы, в которых человек присутствует за границами своей персоны и жизни в других людях, природе, космосе и в священно-мистическом бытии. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих ИСС, частично после пройденных сеансов. Суть трансформирующего влияния психоделиков заключается в переосмыслении жизненных содержаний, психотравм, собственной родовой (перинатальной) истории, границ своего "Я" и в обретении нового самопредставления, в опыте "встречи" с чрезвычайным масштабом собственной психики, также в опыте мистического единения с природой и вселенной. В индивидуальных самоотчетах большинство участников психоделических сеансов указывает на глубокое ревитализирующее переосмысление своих кризисов, болезней и самой жизни, участники уверены в обретении новых перспектив, целей и ценностей, а также в расширении своих возможностей, масштабов и глубины понимания себя и мира. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту.

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации.

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Обязательным содержанием всех тематически или психотерапевтически обусловленных ИСС являются следующие фазы:

  • первая фаза - погружение, - в ней индивид испытывает оглушенность, потерю контроля, четкости всех внешних и внутренних ориентиров. Он оказывается скованным в ощущении саморастворения, что воспринимается как неуправляемый процесс;
  • переход ко второй фазе состояния может быть постепенным или быстрым, человек, как бы выныривает, оказывается в новой, неожиданной для него ситуации и реальности. При этом восстанавливается его ориентация, однако основная часть внимания захватывается, соединяется с внутрипсихическими содержаниями. Индивид теряет четкость чувственных границ, а также определенность своего "Я" и становится частью динамического массива переживаний. Он вовлекается в поток образов, вытесненных и забытых событий, мифологических сцен и фантазий, по смыслу они, как правило, сопряжены друг с другом. В этом движении человек начинает выделять, обнаруживать себя, происходит его первичное самоопределение в условиях психоделии;
  • в третьей условной фазе процесса у индивида проявляется особая чуткость к смыслам и чувствительность к осмыслению происходящего. Он начинает связывать реалии своей жизни с открывшимися психическими содержаниями, что стимулирует процесс переосмысления собственного существования и границ личностного "Я", оно перестает выступать в форме личного местоимения. Самовосприятие становится максимально динамичным и человек начинает усматривать богатство смыслов, которые стоят за простой Эго-формой. В данной фазе психика подвергается той или иной реконструкции в согласии со смысловой динамикой;
  • в четвертой фазе человек сталкивается с феноменом психоделической ясности. Его "Я" обретает новое самоопределение и самопредставление, индивид по-новому оценивает свой опыт, состояние и перспективы, смысловая реконструкция психики обретает четкость. В этой фазе он уясняет содержание своих проблем, трудностей и успехов, здесь же возникают предпосылки самоизменений, обновления задач и ценностей.

Выход из ИСС осуществляется плавно, человек как бы всплывает в привычных ориентирах к своей обыденности. Большая часть пережитого остается позади, его актуальность гаснет и забывается в той или иной степени. Вместе с тем основные содержания пережитого, связанные с собственным переосмыслением, становятся содержаниями сознания. В дальнейшем человек выбирает, в какой мере следовать и воплощать это новое осмысление.

При вульгарном, неосмысленном приеме психоделиков в картине ИСС преобладает развертка первой и второй фаз, и обнаруживаются лишь слабые, случайные признаки третьей и четвертой фазы. Такая психоделия не может быть признанна полноценной из-за отсутствия конструктивного психосемантического синтеза. Эта профанация ставит психоделию вне человеческого самоопределения.

Психосемантическая динамика в ИСС

Динамика и реорганизация смысловых элементов в ИСС, несмотря на богатейшую психическую феноменологию, проявляется вполне закономерными процессами.

  • Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
  • Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное "Я" воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
  • Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, "распаковкой" субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
  • В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже "умирая" в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
  • Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.

Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.

Психосемантическое содержание ИСС

С точки зрения семантического анализа, важнейшими качествами и уникальными свойствами психоделии являются:

  • формирование доступа к неосознаваемым психическим содержаниям и памяти;
  • способность чрезвычайно активировать рефлексивные механизмы и повышать чувствительность к психосемантическим элементам;
  • значительно стимулировать динамику психосемантических процессов, а также реорганизацию психосемантических элементов с вектором усложнения их системности;
  • оказывать ревитализирующее терапевтическое влияние в обновленном контексте смысловых оценок жизненного содержания;
  • оказывать трансформирующее влияние на личностное самоопределение и стимулировать потребность к саморазвитию.

Выделенные качества обнаруживаются во всех профессионально индуцированных ИСС и, по сути, представляют формальную психосемантическую динамику и структуру психоделически вызванных ИСС. Проявление этой формальной структуры в измененных состояниях может быть признано критерием их полноценности и результативности, а также валидности ИСС наряду с методологическими требованиями и анализами результатов их происхождения.

Современная психоделическая практика ИСС

В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

  • вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;
  • применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых
    социально-ролевых функций, наблюдается, преимущественно в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;
  • медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;
  • применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно в свете их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучении семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватно, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями.

Правовое санкционирование использования психоделиков в медицинских и исследовательских целях, в рамках действующего законодательства РФ возможны лишь в форме государственного лицензирования применения психоделических препаратов соответствующими конкретными медицинскими и научными организациями и коллективами.

История измененных состояний сознания и психоделических веществ Измененные состояния сознания (ИСС) - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.). ИСС, психоделическая практика их достижения, является исторически заданной и известна людям со времен родоплеменной самоорганизации. Особое...

Измененные состояния сознания - это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека. На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига - психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, - измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

ИСС подразделяются на спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные. Спонтанно возникающие ИСС появляются при обычных для данного человека условиях (например, при засыпании, либо при значительном перенапряжении) или в необычных, но естественных обстоятельствах в частности, при нормальных родах), а также в необычных или экстремальных условиях жизни и работы здорового человека. Искусственно вызываемые ИСС возникают под воздействием психоактивных средств (алкоголя, наркотиков) либо психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка). Психотехнически обусловленные ИСС сопровождают процессы психической регуляции или саморегуляции в современной психотерапии, а также в религиозных обрядах традиционных культа и субкультурах. Обычно выделяют возбуждающие (аутогенная тренировка по Шульцу) и успокаивающие (например, голотропная терапия по Грофу) психотехники.

· Измененное состоя­ние сознания - качественный сдвиг в характере психоло­гического функцио­нирования.

Измененные состояния сознания являются областью исследований, объединяющей усилия десятков наук: генетики, психофармакологии, физиологии, психиатрии психологии, философии. Последние десятилетия наметился новый этап в исследованиях ИСС в связи с изучением психофизиологических коррелятов, а возможно, и мозговых механизмов ИСС.

Почему для психологии важно изучение ИСС? Вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: что такое сознание? Одним из путей изучения сознания является исследование его состояний и их изменений. Именно с разработкой этого направления связывается все больше ожиданий на получение новых представлений о сознании человека. Более того, изучение мозговых механизмов ИСС позволит приблизиться к разгадке тайны чело­веческой психики. Рассмотрим спонтанно возникающие ИСС на примере соотношения сна и бодрствования и искусственно вы­зываемые ИСС на примере употребления психоактивных ве­ществ.


Сон . Представляется, что сон и бодрствование являются противоположными со­стояниями сознания человека. Во сне сознание молчит, а при бодрствовании оно ак­тивно. Однако оба эти состояния имеют много общего:

1. Мы думаем, когда спим, так как видим сновидения, хотя тип мышления во сне отличен от типа мышления при бодрствовании.

2. Мы запоминаем события во сне и можем пересказать их во время бодрствова­ния. Это мы знаем из опыта запоминания снов; некоторые сны помнятся всю жизнь.

3. Сон не является абсолютным покоем. Мы двигаемся во сне, а некоторые люди даже ходят.

4. Во сне мы не отключаемся от внешней информации полностью и готовы к при­ему определенных сигналов, например, родители слышат плач маленького ребенка.

5. Сон не уничтожает наших планов. Так, некоторые люди планируют время про­буждения и встают в строго намеченное время.

Данное сравнение показывает, что нет строгой границы между сном и бодрствова­нием по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях. Основ­ные данные, полученные за годы многочисленных и разнообразных исследований сна, сводятся к представлению, что сон - это не пассивность и бездеятельность, а иное состояние. Мозг продолжает активно функционировать. Изучение процессов, проис­ходящих в мозге при бодрствовании и сне, показывает, что эти состояния различают­ся по типу мозговой активности.

Новый этап в понимании сна был открыт с началом применения психофизиологи­ческих методов анализа: запись биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), реги­страция мышечного тонуса, движений глаз и т. д. Во время сна мозг проходит через несколько различных фаз, которые повторяются примерно каждые полтора часа. Сон состоит из двух качественно различных состояний - медленного сна и быстрого сна. Они отличаются по типам электрической активности мозга, вегетативным показате­лям (сердечные сокращения, дыхание), тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон подразделяется на 4 стадии:

1. Дремота. На этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрство­вания - альфа-ритм. Он сменяется низкоамплитудными колебаниями. Это стадия засыпания. На этой стадии у человека могут возникать сноподобные галлюцинации.

2. Поверхностный сон. Характеризуется появлением веретен сна - веретенообраз­ный ритм 14-18 колебаний в секунду. При появлении первых веретен сна сознание человека отключается. В паузах между такими веретенами человека легко разбудить.

3-4. Дельта-сон . Эти стадии названы так, потому что на них появляются высоко-амплитудные, медленные колебания в ЭЭГ - дельта-волны. Они подразделяются на стадии 3 и 4 на основании выраженности дельта-волн: на 3-й стадии волны занимают 30-50 % всей ЭЭГ, тогда как на 4-й стадии - более 50 %. Это наиболее глубокий пе­риод сна. У человека снижен мышечный тонус, отсутствуют движения глаз, становится реже и стабилизируется ритм дыхания и пульс, понижается температура тел (на 0,5 °С). Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, он плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (недооценивает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон - это последняя стадия в цикле сна. Она характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при силъ ном мышечном расслаблении, с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет другое название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов) чередующиеся паузами, эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Благодаря данной характеристике, иногда данную стадию называют БДГ-сон (быстрых движений глаз, или REM -rapid eye movements). В этой фазе наблюдаются эрекция полового члена у мужчин и клитора у женщин. Порог пробуждения колеблется от низкого до высокого. При пробуждении из этой фазы сна люди в 80-90 % случаев сообщают о сновидениях.

Весь сон состоит из 4-5 циклов, которые начинаются всегда с медленного сна и заканчиваются быстрым. Люди не просыпаются после каждого цикла в отличие от животных. Принципиально сон животных не отличается от сна человека, но медлен ный сон менее дифференцирован.

Человек проводит в сновидениях от одного до двух часов, но многие люди не помнят снов, поскольку просыпаются в других стадиях сна. Очень интересным и мало понятным пока фактом является то, что плод человека начиная с 32 недели внутриутробной жизни проводит 70-80% времени в БДГ-сне (Butterworth G., Harris M 1994).

Многие люди сомневаются в необходимости длительного сна. Другие жалуются на недосыпание, приводящее к ощущению разбитости днем. Этот вопрос подвергается научной проверке. Медицина указывает на недосыпание в современном обществе, что сказывается на состоянии человека и общества в целом, является значительно причиной аварий и катастроф. Эта точка зрения имеет многочисленные экспериментальные подтверждения. Недосыпание отрицательно влияет на настроение, а также на выполнение задач, требующих внимания, быстрой реакции, запоминания и принятия решений. Показано, что если длительность ночного сна уменьшалась на 1,3 -1,5 ч, то это сказывалось на состоянии бодрствования днем. Исследования показали, что потребность сна у молодых людей составляет 8,5 ч за ночь, тогда как фактическая длительность сна - 7,2-7,4 ч. Сон продолжительностью 6,5 ч в течение длительного времени может подорвать здоровье человека. Однако следует подчеркнуть, что существуют значительные индивидуальные вариации продолжительности сна (Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Эксперименты с лишением сна людей показали, что организм особенно нуждается в дельта- и быстром сне. После длительного лишения сна, когда людям давали отоспаться, то сначала увеличивался дельта-сон, а затем, на вторую и третью ночь - быстрый сон. После избирательного лишения только дельта-сна или БДГ-сна, потом компенсируются именно эти фазы сна. Исследования показали, что дельта-сон играет важную роль в процессе запоминания. Чем больше сон был насыщен дельта-вол­нами, тем лучше было запоминание.

Согласно гипотезе В. Ротенберга и В. Аршавского, в быстром сне осуществляется поисковая активность, задачей которой является компенсация отказа от поиска в со­стоянии бодрствования. Авторы гипотезы указывают на многочисленные факты ис­следований на животных и человеке, свидетельствующие о том, что при отказе от поиска повышается потребность в быстром сне. При депрессиях и неврозе тревоги время от начала засыпания до наступления быстрого сна может сокращаться до 40 мин, тогда как в норме оно колеблется от 70 до 110 мин. У человека, который попадает в новую, незнакомую ситуацию, повышается готовность активно реагировать на собы­тия, усиливается исследовательское поведение, что приводит к уменьшению продол­жительности быстрого сна. При маниакальных состояниях, характеризующихся высо­кой, но неупорядоченной поисковой активностью, быстрый сон сокращен до 15-18 мин за ночь при норме 90-100 мин (Ротенберг В. С., Аршавский В. В., 1984).

Интересную гипотезу значения быстрого сна для здоровья человека высказал Е. Хартман. Он выделил две группы испытуемых: долгоспящих (не менее 9 ч.) и короткоспящих (около 6 часов). Эти группы различались длительностью БДГ-сна. У долгоспящих он занимал почти в два раза больше времени. Психическими особен­ностями долгоспящих оказались меньшая эмоциональная устойчивость (они все про­блемы принимали близко к сердцу), беспокойство, тревожность, перепады настрое­ния. Во сне они как будто спасались от сложностей жизни. Хартман предположил, что восстановление душевного здоровья определяется высокой представленностью БДГ-сна. Опросив людей, имевших различную продолжительность сна в разные пе­риоды жизни, он установил, что сокращение сна приходится на периоды хорошего самочувствия человека, увлеченностью работой, отсутствием проблем. Потребность во сне увеличивается при возникновении проблем, снижении настроения и работо­способности.

Сон всегда считался лучшим средством восстановления физических и душевных сил. Однако понимание причин восстановления было очень различным. Так, И. П. Пав­лов полагал, что во время сна нервные клетки коры мозга погружены в состояние торможения, их активность снижена, они отдыхают, остаются лишь отдельные очаги корковой активности, которые и продуцируют сновидение. Чем выше нагрузка на мозг, тем быстрее происходит утомляемость его клеток и быстрее наступает сон. Сно­видения являются показателем неполного торможения активности клеток мозга, что снижает восстанавливающую функцию сна. Отсюда напрашивался вывод: чем силь­нее эмоциональные, психические, информационные нагрузки на мозг человека, тем дольше и глубже должен быть сон. Таким образом, традиционная практика лечения людей, страдающих неврозами, состояла в создании режима восстанавливающего сна, который вызывался снотворными средствами. Однако ни лечебного, ни профилакти­ческого эффекта эта тактика не имела, но зато появлялось привыкание к лекарствам и зависимость от них.

Прямо противоположные взгляды на значение сна для человека высказывал 3. Фрейд. Он представлял, что психика человека состоит из трех основных структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно» (подсознательное). Человек не может осознать свои неприемле­мые желания и поступки в бодрствующем состоянии, так как «цензура» («Сверх-Я») препятствует этому. Во сне эта цензура ослабевает, и вытесненные желания стремятся вновь попасть в сознание человека («Я») в форме сновидений. Сновидения не всегда содержат явный смысл, они могут быть замаскированы, символичны и условны. Для расшифровки смысла сновидений человек подвергается анализу (психоанализу) с использованием метода свободных ассоциаций и клинической беседы. Осознание скрытых, подавленных мотивов своей жизни позволяет пациенту избавиться от невроза, активно преодолевать неразрешенные проблемы. Таким образом, сновидение выполняет активную защитную функцию клапана парового котла, снижая напряжение в структуре подсознания человека.

Сны поддаются контролю. Опыт контроля над сновидениями пришел из традиционных обычаев народов и используется в современной психотерапии. Примером управления сновидениями может служить традиция синойского племени в Малайзии, где отсутствуют психические болезни, люди необычайно миролюбивы и не агрессивны. В этом племени существует обычай обсуждать по утрам сновидения всей семьей, причем дети участвуют в таких обсуждениях с самого раннего возраста, как только это возможно. Цель данных обсуждений - избавиться от страха, преодолеть неприязнь, стать более уверенным в своих силах. Так, если ребенку снится сон, что он не может догнать дичь, то вся семья планирует сон на следующую ночь, в которой ребенок должен справиться со своей задачей. Таким образом, управление сновидениями приводит к регуляции состояний человека и его психическому здоровью (Гарфилд П., 1994).

Рассмотренные концепции и факты позволяют сделать вывод, что сон является измененным состоянием сознания, выполняющим адаптивную роль для обеспечени функций сознания. Сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивая необходимую защиту и реабилитацию.

Искусственно вызванные ИСС. С древних времен люди использовали вещества, изменяющие состояния сознания: стимулирующие или релаксирующие, приводящие ко сну или отгоняющие сон, изменяющие восприятие или приводящие к галлюциннациям. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. Они включают не только вещества, которые мы называем наркотиками, транквилизаторами, стимуляторами, но и такие знакомые средства как кофе, табак и алкоголь.

При отправлении религиозных обрядов часто применяются психоактивные веще­ства: галлюциногенные грибы, на употреблении которых основан весь шаманизм Евразии и обеих Америк; конопля, известная еще в Египте и затем вошедшая в священ­ный обиход скифов; кока - священное растение инков; дурман и белена, используе­мые в колдовстве; табак в трубках мира; наконец, перебродивший сок винограда, вино - «кровь Христова», - без которого немыслимо таинство причастия.

Во всех зрелых религиях выработаны психотехники, позволяющие достигать ИСС и без помощи психоактивных веществ. Покаяние, молитва, пост, отшельничество, послушание, медитация являются способами расширения сознания, нахождения но­вых смыслов, средством овладения своим поведением. Употребление же психоактив­ных веществ не приводило к наркомании, и мирное сосуществование человека с ними продолжалось удивительно долго. Чтобы психоактивные вещества стали наркотика­ми в современном смысле, потребовались глубочайшие изменения в самой культуре.

В Европе первая вспышка наркомании относится к 1840 г., когда в Англии были приняты меры борьбы с алкоголизмом. В Манчестере аптечные торговцы готовили опиумные пилюли для рабочих, которым алкоголь был не по карману. В Ирландии в то же время началась эпидемия эфиромании, что послужило открытию явления об­щего наркоза. В США первая вспышка морфинизма была во время гражданской вой­ны, когда морфий использовали для обезболивания при ранениях. В 1970-х гг. волна эмиграции из Китая способствовала распространению курения опиума в США. Од­нако этого не произошло в России, когда в годы Первой мировой войны на земляные работы было привлечено 400 тыс. китайцев; обычай курить опиум не вышел за рамки китайской общины. В годы революции наиболее ценным объектом конфискации, кро­ме золота, был кокаин, который считался лекарством от депрессии. В 1920-х гг. во время сухого закона в США получило распространение курение марихуаны, позаим­ствованное у рабочих-латинос. Таких исторических примеров можно привести мно­жество. Как только в культуре наркотики стали предметом наживы, вышли из-под контроля узкой группы, регулирующей их употребление, они стали эпидемией и тра­гедией современного общества.

О каком бы веществе из пяти приведенных групп ни шла речь, все они воздейству­ют на головной мозг человека. Они либо ускоряют передачу сенсорных сигналов, бло­кируя или видоизменяя их, либо мешают нервным центрам выполнять свои функ­ции. В настоящее время понятно, что в основе эффектов, обусловленных действием психотропных средств, лежит их влияние на нейромедиаторы. Пример влияния кокаи­на на механизм передачи сигнала нейромедиаторами представлен на рис. 5-1. Действие кокаина блокирует процесс торможения выделения нейромедиаторов, тем самым уве­личивая объем нейромедиаторов. Это приводит к ощущению эйфории, чувству не­обыкновенной энергии, острым сенсорным впечатлениям. Однако при продолжении использования кокаина возникает истощение этих нейромедиаторов. Эйфория заме­щается тревогой и депрессией.

Многократное употребление психоактивных веществ чаще всего приводит к при­выканию. В этом процессе выделяют физическую зависимость и психологическую. При физической зависимости функционирование нейромедиаторов изменяется и организм переходит на внешнее их замещение, принимая наркотики. Организм, та­ким образом, перестраивается на поступающие извне вещества, которые необходимы для регуляции его активности на биохимическом уровне, что может привести к воз­никновению синдрома абстиненции: при прекращении приема человек испытывает целый комплекс неприятных, а иногда и мучительных ощущений. Формирование фи­зической зависимости приводит также к развитию толерантности: требуется все боль­ше и больше вещества, чтобы вызвать тот же эффект. Психологическая зависимость может возникать и в отсутствии физической зависимости. Так, получив эффект об­легчения в стрессовой ситуации, например при курении марихуаны, употребление которой не приводит к развитию физической зависимости, человек при повторном стрессе упорно будет использовать это средство.

Вопросы для повторения

1. Каковы основные функции психики?

2. Что такое сознание?

3. Какие познавательные процессы вы знаете?

4. Что такое бессознательное и какова его роль в регуляции поведения?

5. Какие ИСС вы знаете?

6. Чем состояние бодрствования отличается от состояния сна?

7. Из каких стадий состоит цикл сна?

8. В чем состоит значение сна?

9. Что такое психотропные средства?

10. В чем состоит проблема наркомании?

Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988. - 246 с.

Гарфилд П. Управление сновидениями: Сборник. - М.: Беловодье, 1994. - 192 с.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. - Т. 1., ч. 2, гл. 4 / Пер. с фр. Н. Н. Алипова; Под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Мир, 1996. - 370 с.

Основы психофизиологии / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко, И. Александров и др.; Отв. ред. Александров Ю. И. - М.: Изд. дом «Инфра-М», 1997. - 430 с. - (Высшее образование). - гл. 13.

Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. Психология человеческих проблем: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998. - 1031

Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. - М.: Наука, 1984.

Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б. Младенческое лонгитюдное исследование: специфика психического развития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 2. - С. 39-54,

Современная психология: Справочное руководство/Под ред. В. Н.Дружинина. -М.:Инфра-М, 1999.-687 с.-(Справочники «ИНФРА-М»).

Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология// Сознание и физическая реальность. - 1996. - Т. 2. - № 4. - С. 48-55.

Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. Сельченок К. В. - Минск: Харвест, 1998.

Что такое измененное состояние сознания

Если писать доступным языком, то измененным состоянием сознания является непривычное психологическое состояние человека. Как правило, все мы находимся в некоторых фазах состояния на протяжении всей жизни. Нормальными состояниями считаются вполне обыденные вещи: бодрствование, сновидения и глубокий сон. Конечно, существует такое понятие, как лунатизм. Но о нем следует говорить , поскольку это является еще одной фазой измененного состояния сознания.

К измененным состояниям сознания относят алкогольное и наркотическое воздействие, а также трансовое состояние и гипноз. Когда человек чувствует перегруз в своем сознании и уже не в силах расслабиться самостоятельно и переключиться на другие занятия, ему приходится обращаться за помощью к специалистам. Однако в большинстве случаев многие пытаются решить свои проблемы путем употребления алкоголя или наркотиков, которые дают временное облегчение и ослабляют работу сознания. Эти способы не приводят ни к чему хорошему и могут только усугубить положение дел, поскольку под воздействием извне человеку сложно контролировать свои действия.

Однако не все так страшно, поскольку при желании, можно добиться измененного состояния сознания способами, которые не могут навредить вам. Уже давно ученые выделили измененное состояние сознания в отдельную группу и еще называют его альфа-состоянием. Именно в этот период времени, мозговая активность снижается и человек находится как бы между двумя мирами: реальностью и сном. Время этого перехода является самым подходящим для загадывания желаний и для диалога со Вселенной.

Как это работает

По своей сути, та же самая визуализация или медитация — это попытка достичь измененного состояния сознания. Многие используют с этой целью шаманские техники вхождения в транс, гипноз или холотропное дыхание. Все это — способы для достижения гармоничного состояния и освобождения нашего сознания от повседневных мыслей и накопившегося негатива. Вариантов визуализаций и медитаций множество, и все они достаточно действенны. Главное — найти то, что вам нравится, и тогда это действительно будет работать.

Чтобы более подробно объяснить, как работает измененное состояние сознания, приведем простой пример. Представьте, что вы находитесь в доме, где есть две комнаты. Одна комната — это ваше состояние осознанности, когда вы бодрствуете. Вторая — ваше подсознание, которое активно проявляет себя во время вашего сна. Переход между этими комнатами — и есть то самое измененное состояние, когда вы еще не закрыли дверь из первой комнаты, но уже успели открыть дверь во вторую.

Именно в такие моменты чаще всего происходят озарения, приходят гениальные мысли творцам и ответы на вопросы — ученым. Такое состояние мы испытываем каждый день, перед сном или после пробуждения. Как правило, оно длится очень короткий промежуток времени, и многие его попросту не замечают. Если же научиться пребывать в этом состоянии осознано, да еще и загадать желания, то можно добиться успехов в любом деле.

Как достичь состояния измененного сознания и что делать дальше

Существуют различные способы погружения в это состояние-альфа. О медитациях и визуализации можно прочесть отдельно. Но есть еще одна простая методика, которую можно использовать прямо перед сном, что значительно облегчает задачу.

Погружение в измененное состояние сознания

Выберете такое время, чтобы вам никто не помешал. Многие выполняют эту практику перед сном или сразу после пробуждения. Лягте удобно и закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьте все тело. После этого можно начинать саму технику.

Глубоко вдохните и на выдохе вам нужно представить цифру три, а также проговорить ее про себя. За один выдох нужно успеть повторить это три раза, поэтому выдыхать воздух нужно очень медленно.

После этого, сделайте еще один вдох и повторите все тоже самое, но уже с цифрой два. И третий раз проделайте аналогичные действия с единицей. У вас должен получится следующий цикл из дыханий: Вдох, медленный выдох плюс визуализация тройки: три (пауза), три (пауза), три (окончательный выдох); вдох, медленный выдох: два (пауза), два (пауза), два (окончательный выдох); вдох, выдох: один (пауза), один (пауза), один (окончательный выдох).

Понять, что вы находитесь в измененном состоянии сознания помогут следующие признаки:

  • вы ощущаете комфорт на физическом уровне;
  • ваши глаза закрыты, но даже если вы их отроете, то это не изменит вашего состояния;
  • мысли перестают проноситься с безудержной скоростью или вообще исчезают;
  • легкое онемение конечностей;
  • дыхание становится более глубоким и редким;
  • чувство отстраненности от окружающей реальности;
  • ощущение трансового состояния.

После того, как вы достигнете такого состояния, можно применить техники визуализации, когда вы представляете, что ваше желание уже сбылось. Чтобы это было убедительно, вам нужно не просто представить это, но и прочувствовать: что вы будете делать, во что будете одеты, какие эмоции испытаете, когда все уже сбылось, и так далее.

Также вы можете просто загадать желание и отпустить его во Вселенную. А если применять данную технику и подгадать специальное время , когда связь с Высшими Силами достигает максимума, то все сбывается намного быстрее. Но следует помнить, что ничего не случается в одночасье, поэтому не опускайте руки на следующий же день, если не увидите результатов. Повторяйте эту технику исполнения желаемого хотя бы на протяжении недели, тогда перемены не заставят себя долго ждать. Удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх