История философии науки для аспирантов. Философия науки (учебное пособие)

ВОПРОСЫ

кандидатского экзамена

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

по философским и политологическим наукам

1. Предмет изучения философии науки.
2. Понятие «методологическая концепция», ее связь с философией, наукой, историей науки.
3. Проблема демаркации и способы ее решения. Верификация и фальстфикация. Три волны позитивизма.
4. Критерии научности: эмпирическая проверяемость, наличие парадигмы, воспроизводимость результатов. Наличие специализированного языка.
5. Наука как феномен. Историчность определения понятия «наука».
6. Наблюдение как метод научного познания. Элементы наблюдения.
7. Различие между качественными, сравнительными и количественными понятиями, между аддитивными и неаддитивными величинами.
8. Эксперимент как важнейший метод эмпирического познания. Классификация экспериментов. Элементы эксперимента. Мысленный эксперимент.
9. Научная теория как фундаментальная единица научного знания. Виды теорий. Структура теории.
10. Гипотетико-дедуктивная структура объяснительной теории, ее элементы.
11. Логическая структура дедуктивно-номологического объяснения. Эксплананс и экспланандум. Сущность научного объяснения в естествознании.
12. Понятие научного закона. Специфика закона природы и его отличие от случайно истинного обобщения.
13. Логическая структура предсказания. Роль предсказаний в научном познании.
14. Эмпирическая проверка научной теории. Измерения. Подтверждение и опровержение научной теории.
15. Эволюционное развитие научного знания. Научная революция. Динамика науки по К. Попперу, Т. Куну, И. Лакатосу.
16. Историческое развитие научного знания: кумулятивизм или антикумулятивизм.
17. Роль науки в развитии человеческого общества.
18. Оппозиция естественнонаучного и гуманитарного подхода. Программа перестройки психологии как естественной науки (Л.С. Выготский).
19. В. Дильтей, М. Вебер и М. Бахтин об особенностях гуманитарной науки.
20. Особенности гуманитарного подхода в науке.
21. Естествознание как основной идеал науки. Статус гуманитарных и социальных наук в современной культуре.
22. Зарождение научного знания. Науковедение и философия науки.
23. Предпосылки формирования античной философии и науки.
24. Изобретение и нормирование рассуждений как необходимое условие становления научного мышления.
25. Работы Платона («Пир») и Аристотеля («О душе» и «Физика») как первые образцы античной науки.
26. Особенности античной науки. Становление «генетического ядра науки».
27. Предпосылки и становление естественной науки.
28. Философия и наука.
29. Политическая наука.
30. Предмет философии техники, ее основные сферы и задачи. Понятие техники. Техника и технология.
36. Основные концепции техники (М. Хайдеггер, Х. Сколимовски, Б. Кудрин и др.).
31. Природа и техника, естественное и искусственное, организм и механизм.
32. Технические и естественные науки. Понятие научно-технической дисциплины.
33. История формирования философии техники: философствующие инженеры и первые философы техники.
34. Антропологический критерий и органопроекция Э. Каппа. Разграничение «технического» и «нетехнического» у Ф. Бона.
35. Распространение технических знаний в России. Философия техники П.К. Энгельмейера.
36. Технический оптимизм и технический пессимизм. Критика технократии.
37. Культуркритика техники в работах Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского и др. Культурологический подход к изучению генезиса техники.
38. Архаическая культура и понимание в ней техники. Историко-культурные предпосылки донаучного осмысления технических познаний человечества в древних культурах.
39. Античное понимание техники. Тэхнэ и фюсис.
40. Решение проблемы соотношения науки и техники у Архимеда.
41. Ремесленная техника и развитие науки. Переосмысление представлений о природе, научном знании и практическом действии в Средние века.
42. Первые образцы инженерной деятельности у мастеров-инженеров-художников-учёных эпохи Возрождения.
43. Новая наука Галилея и ее вклад в развитие философии техники.
44. Формирование научной техники в трудах учёных Нового времени. Сциентификация техники и технизация науки.
45. Изобретательская деятельность и конструирование.
46. Формирование проектирования в рамках инженерной деятельности.
47. Познание и проектирование.
48. Традиционное, системное и социальное проектирование.
49. Особенности современных научно-технических дисциплин. Пути преодоления кризиса техногенной цивилизации (новые идеи инженерии).
50. Этика учёного и социальная ответственность проектировщика. Новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
51. Техника и окружающая среда, техносфера и биосфера. Техника и хозяйство, философия техники и философия хозяйства.
52. Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники. Техника и человек: проблемы риска и безопасности современной техники.
53. Роль философии техники в гуманизации и гуманитаризации инженерного образования. Основные направления современной философии техники.
54. Идеалы и нормы науки Нового и Новейшего времени. Науки о природе и науки о духе.
55. Методологи науки Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей).
56. История кроскультурных цивилизационных переносов научных знаний: динамика и география развития мировой науки.
57. Типы научной рациональности по В.С. Степину: классика, неклассика, постнеклассика.
58. Научные революции в науках о природе и науках о жизни. Объясняющий и понимающий методологические подходы в естествознании и гуманитарных науках.
59. Технологические уклады по Н.И. Кондратьеву, причины их обновления и стадиальность развития.
60. Индустриальные революции, научно-технологические основания и социально-экономические следствия. Индустрия 4.0 и цифровая экономика как основные тренды научно-технического прогресса нашего времени и сопряженные риски социогуманитарного развития.
61. Конвергирующие NBICS-технологии и перспективы шестого технологического уклада.
62. Концепции «улучшения» человека в рамках технологического прогресса и антропологические риски их реализации.
63. Социогуманитарная экспертиза технических и промышленных проектов. Риски цифровой эпохи.
64. История междисциплинарных подходов в науке: тектология, системный подход, кибернетика, синергетика, теория сложности. Роль междисциплинарных и трансдисциплинарных подходов в современной технонауке.
65. Эволюция дисциплинарного знания в классической физике и ее связь с индустриальными революциями и технологическими укладами.
66. Становление неклассической физики ХХ-ХХI века как основы современной техногенной цивилизации. Квантовый поворот.
67. Универсальный эволюционизм и принципы синергетики в представлении сложных саморазвивающихся систем природы и общества.
68. Категории порядка, хаоса, самоорганизации, катастрофы, сети в современной теории и философии сложности.

С радостью сообщаем, что учебник "Философия науки" под редакцией д.ф.н. А.И.Липкина вышел в издательстве "ЭКСМО" в октябре 2007 года.

В первом выпуске "Вестника Российского философского общества" за 2009 год вышла рецензия д.ф.н. Анисова А.М. на наш учебник. Увидеть ее можно по этой ссылке .

В настоящий момент все экземпляры нашего учебника распроданы, поэтому мы выкладываем его здесь в электронном виде в формате djvu. Скачать книгу можно по этой ссылке...

Предисловие

Часть 1. Взгляды на науку: основные позиции

Введение

1.1. Философия Нового времени о науке. Рационализм и эмпиризм (А.И. Липкин)

1.2. Кант и неокантианство (З.А. Сокулер)

1.2.1. Проблемы, трудности и дальнейшая судьба эмпиризма и рационализма.

1.2.2. Кантовский «коперниканский переворот» в трактовке познания

1.2.3. Синтетические суждения априори

1.2.4. Трансцендентальная эстетика

1.2.5. Трансцендентальная аналитика

1.2.6. Трансцендентальная диалектика

1.2.7. Неокантианство

1.3. Позитивизм и прагматизм XIX - начала XX вв. (А.И. Липкин)

1.3.1. Первый позитивизм

1.3.2. Второй позитивизм

1.3.3. Американский прагматизм

1.4. Философия науки в концепции Л. Витгенштейна (З.А. Сокулер)

1.4.1. Общая концепция «Логико-философского трактата»

1.4.2. Философия науки в «Логико-философском трактате»

1.4.3. Витгенштейнова философия математики

1.4.4. Поздняя философия Витгенштейна

1.4.5. Проблема обоснования знания

1.5. Логический позитивизм XX в. (А.И. Липкин)

1.6. Постпозитивизм (А.И. Липкин)

1.7. “ПИО-ЯРН" модель структуры научного знания для физики (А.И. Липкин)

1.7.1. «Вторичные» и «первичные» идеальные объекты и «ядро раздела науки»

1.7.2. ВИО- и ПИО- типы работы и эксперимента в физике

1.7.3. Физический эксперимент и естественная наука как специфические сочетания математизированной натурфилософии и техники

1.7.4. Естественная наука и натурфилософия в XX в.

1.7.5. Структура ядра раздела науки в физике

1.7.6. О месте физических моделей в физике

1.7.7. Различие «фундаментальной» и «прикладной» науки

1.8. Сравнение ряда постпозитивистских моделей науки на материале физики

1.9. Философия математики: проблема существования математических объектов (обзор некоторых зарубежных исследований) (З.А.Сокулер)

1.10. Философия техники (В.М. Розин)

1.10.1. Философия техники как дисциплина и концепция

1.10.2. Сущность техники

1.10.3. Техника и социальность

1.11. Специфика гуманитарных наук (З.А. Сокулер)

1.11.1. Герменевтика и проблема «герменевтического круга»

1.11.2. Специфика гуманитарного познания в учениях Баденской школы неокантианства

1.11.3. Герменевтика как философское учение о человеческом бытии.

1.11.4. Структуралистское понимание методологии гуманитарных и социальных наук

1.11.5. Мишель Фуко: «игры истины» и «власть- знание»

1.11.6. Возвращаясь к вопросу об отличии гуманитарного знания от естественнонаучного

1.12. Наука как социальный институт (К.А. Скворчевский)

Часть 2. Философские проблемы классической и неклассической физики.

2.1. Место физики в системе наук. (Л.Б.Баженов)

2.1.1. Естественные науки и культура

2.1.2. Физика, как фундамент естествознания

2.1.3. Онтологическая фундаментальность физики (оппозиция редукционизма и антиредукционизма)

2.2. Место математики в физике (Вл.П.Визгин)

2.3. Проблема пространства-времени (Л.Б.Баженов)

2.3.1 Общая характеристика пространства и времени и их основные свойства

2.3.2. Пространство и время в классической физике

2.3.3. Пространство-время в специальной теории относительности

2.3.4. Пространство-время в общей теории относительности

2.4. Философские проблемы квантовой механики (А.И.Липкин)

2.4.1. «Старая» квантовая теория первой четверти XX в.

2.4.2. Три парадигмы «новой» квантовой механики

2.4.3. Основания квантовой механики – «теорфизическая парадигма»

2.4.4. «Парадоксы» квантовой механики

2.5. Физическая, наддисциплинарная и натурфилософская составляющая синергетики

2.5.1. Парадигма «нелинейной динамики»

2.5.2. Динамические структуры синергетики Хакена

2.5.3. Проблема «необратимости времени» и «физика неравновесных процессов» И.Пригожина

2.5.4. Бифуркации и непредсказуемость

2.6. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике

2.6.1. Химия Лавуазье и Дальтона

2.6.2. Химия в XX в.

2.7. Редукционизм и антиредукционизм в биологии (Е. А. Гороховская)

2.8. Методологические регулятивы теории (Л.Б.Баженов)

2.8.1. Принципиальная проверяемость

2.8.2. Максимальная общность

2.8.3. Предсказательная сила

2.8.4. Принципиальная простота

2.8.5.Системность

2.9. Методологический принцип красоты (С.В.Котина)

2.9.1. История формирования и суть принципа красоты.

2.9.2. Надындивидуальный смысл

2.9.3. Требования инвариантности

2.9.4. Требование согласованности

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Шуйский филиал ИвГУ

В.А.Ветров

Н.А.Добренкова

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

Ветров, В.А., Добренкова, Н.А. История и философия науки: учебно-методическое пособие / В.А.Ветров, Н.А.Добренкова. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2013. – 137с.

Учебно-методическое пособие представляет собой содержательную реконструкцию лекционного курса, дополненную учебно-методическими материалами, способствующими самостоятельному углубленному изучению отдельных тем.

Наука - одна из самых сложных форм общественного сознания, которая включает в себя не только собственно когнитивную деятельность, но и постоянно изменяющуюся практику. В современном обществе всё отчётливее проявляется понимание высокой значимости развития науки для всех сторон жизнедеятельности как отдельного человека, так и социума. Изучение курса истории и философии науки позволяет сформировать понимание логики исторической эволюции познавательной деятельности, содержания и структуры современной эпистемологии и смысла основных философских парадигм.

Для аспирантов и магистрантов нефилософских специальностей, а также для всех интересующихся актуальными проблемами истории и философии науки.

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Шуйского филиала

ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Рецензенты:

доктор философских наук Т.Б.Кудряшова

(заведующий кафедрой философии Ивановского государственного

химико-технологического университета)

кандидат философских наук Е.А.Овчинникова

(доцент кафедры этики и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета)

Ветров В.А., Добренкова Н.А., 2013

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский

государственный университет», 2013

Предисловие…………………………………………………………………………………………………………4

Предмет истории и философии науки …………………………………………………………………………5

Историко-философское введение в философию науки …………….……………………………………….7

Предпосылки возникновения науки в античной культуре...................………………………………………7

Основные идеи философской гносеологии Средневековья…………………………………………………….10.

Формирование опытной науки в эпоху Возрождения………………………..……………………………….12

Формирование основ классической науки и философии науки

в XVII – IXX веках ………………………………………………………………………………………………..16

Позитивизм в истории науки……………………………………………………………………………………..26

Основные положения неопозитивизма…..………………………………………………………………………29

Парадигмальная концепция Т.Куна……………..………………………………..............................................31

Методология исследовательских программ И.Лакатоса…………..……………………………………………32

Заключительные выводы…………………………………………………………………………………………33

Философия науки ……………………………………………………………………………………………….36

Эмпирический и теоретический уровни научного познания…………………………………………………40

Развитие научного познания……………..……………………………………………………………………….42

Научная картина мира ……………………………………………..................................................................45

Методы научного познания……………..…………….…………………………..............................................47

Основные концепции истины…………………………………………………………………………………….49

Наука в социальном измерении…………….…………………………………………………………………...51

Литература…………………………………………………………....................................................................53

Краткий словарь……………………………………………………………………………………………………56

Предисловие

Развитие подготовки специалистов высшей квалификации: магистрантов, аспирантов, - предполагает углублённое изучение философско-методологических оснований научно-исследовательской деятельности. Среди цикла дисциплин, составляющих программу подготовки (ООП), выделяется курс по истории философии науки (экзамен по которому вместе с рефератом - обязательный компонент обучения).

Особенностью названного курса является его непосредственная связь с философией (опора на философию). Это позволяет рассматривать историю и современную теорию познания в широком контексте мировоззренческих оценок. В данном курсе вопросы когнитивистики представлены как относительно автономные от других разделов философии. Благодаря этому принципы философии науки логично перерастают в проблематику методологии конкретного научного исследования.

Замена кандидатского экзамена по философии на экзамене по истории и философии науки потребовала по-новому оценить и философские принципы познания с точки зрения их эффективного практического применения.

Целью изучения курса по философии науки является формирование у слушателя системных представлений об истории философской теории познания и её современном состоянии в качестве мировоззренческой основы научного познания.

    определение науки как особого мировоззрения и системы методов получения нового знания;

    знакомство с традициями философской гносеологии, которые сложились в истории философской мысли;

    рассмотрение основных этапов развития науки, научной картины мира, рациональности и метатеоретических предпосылок, составляющих общее содержание современной теории познания;

    характеристика внутренней структуры научного познания, критериев развития науки и её демаркации от вненаучных познавательных установок;

    определение современных концептов истины;

    дискуссия о социально-аксиологическом статусе науки и учёного в современном мире.

Предмет истории и философии науки

Вся история человечества - это процесс познания мира, его предметного освоения и практического использования знаний для выполнения текущих, а затем и стратегических задач. Вслед за появлением философии процесс познавательной деятельности стал обретать новые черты: обобщенность, фундаментальность, рациональность. Однако единство философии и познавательной деятельности никогда не было тождеством. Изменялись философские учения и гносеологические концепции. Вместе с ними изменялась и схема взаимоотношений философского и научного осмысления действительности.

В XX веке, казалось бы, наступила эпоха полной ясности: в обществе утверждается приоритет плюрализма, демократии, свободы. Все сферы научной деятельности становятся непосредственной производительной силой, наука определяет ход и перспективы социальных изменений, в которых и философии найдётся место, поскольку она «по своей природе» диалогична, диалектична.

Однако как раньше, так и теперь, хотя и по-новому, выбор делается совсем не в пользу диалога, а, наоборот, - в пользу абсолютного диктата одной позиции, которая претендует на статус «общечеловеческой» и одновременно «плюралистической». Это хорошо видно не только в сфере социального познания, но и в естественнонаучном, и психолого-педагогическом также можно выделить «общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы». Философия, быть может, единственная сфера, познающая всеобщее, несмотря на лавинообразную критику и обвинения её в догматизме и отсутствии гибкости, заявляет о крайностях и реальности противостояния сциентизма и антисциентизма, о необходимости не «изрекать» истины, а находить их в дискурсе, в выдвижении и обосновании гипотез, фальсификации и нахождении компромисса в конвенциях.

В высшей школе в целях повышения уровне профессиональной компетенции выпускников начинают подготовку магистрантов. Повышаются требования к качеству выпускных работ: дипломов, магистерской и кандидатской диссертаций. Для укрепления методологической подготовки будущих преподавателей и научных сотрудников им читается новый курс «История и философия науки», который дополняется чтением и ряда дисциплин по методологии научного познания.

Надо отметить, что проблема соотношения философии и науки, как и вопросы методологических оснований научного познания, всегда находятся в центре внимания отечественных философов и имеют основательные традиции с богатым наследием. Круг философов-методологов «узок», но сделано ими много. Можно сказать, что отечественная философская теория познания, несмотря на исторические идеологические препятствия, занимает достойное место в мировой эпистемологии. Свидетельством этого являются наши достижения в науке. Уместно вспомнить хотя бы некоторые имена, чьи работы входят в список обязательной литературы, необходимой для усвоения основных идей новой дисциплины: И.Д.Андреев, Г.С.Батищев, Б.М.Кедров, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Л.А.Никифоров, В.С.Швырев, Л.А.Микешина, З.М.Оруджев, В.А.Смирнов, В.С.Степин и др.

В пространстве социума, не скованного идеологическими ограничениями, возможности свободного исследования, конечно, возрастают, но вся беда в том, что объект и предмет познания зависят от наличия социальной потребности в знании, а если нет «запроса» к науке, то нет и науки как общественного института. Сказанное относится в полной мере к проблемам преподавания названного курса.

Предметом «философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте» .

Философия науки - это «дисциплина, исследующая взаимодействие философии с конкретными науками, механизмы и формы этого взаимодействия, а также порожденные этим взаимодействием особые продукты и результаты».

Философия науки - это «изучение науки как познавательной деятельности».

Философия плюралистична: сколько философов, столько философий. Её основными признаками являются: всеобщность, рациональность, диалектичность. К особенностям научного знания можно отнести: обнаружение объективных законов действительности, выделение существенных свойств предмета и выражение их в форме абстракции, в виде идеализированных объектов.

Научное познание есть противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке (естественном или искусственном).

Существенным признаком научного познания является его системность, то есть упорядоченность знаний на основе определённых законов и принципов.

Наука - это рациональное знание по своей сущности, но в ее структуре всегда обнаруживается и иррациональный элемент.

Характерная черта научного познания - объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» рассмотрения.

Активность субъекта, который «входит» в науку со всеми своими чувствами, - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Для достижения объективности, помимо механизма выявления адекватности истины, необходимо и самокритическое отношение субъекта к самому себе и действительности.

Научному познанию присущи строгая доказательность и опытная проверяемость. В современной методологии различают различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, также и формальную непротиворечивость знания, открытость для критики и т.д..

Отсюда к вненаучному знанию можно отнести:

а. паранаучное (пара - от греч. около)

б.лженаучное

в.квазинаучное

г.антинаучное

д.донаучное.

Чертами псевдонаучного знания являются:

а. анахронизм мышления

б.поиск чудес

в.апелляция к мифу

г.неопровержимость гипотез

д.буквализм

е.отказ от ревизии.

Функциями философии в научном познании являются:

1.Предпосылочная

2.Обобщающе-экстраполирующая

3.Критическая

4.Эвристическая

5.Мотивирующая

6.Интерпретирующе-коммуникативная

7.Ценностно-этическая .

Говоря о взаимодействии философии и науки, следует рассмотреть объект их взаимодействия, учитывая, что и термин «наука», и термин «философия» понимаются в разных объемах: есть философия как наука о всеобщем с такими её чертами, как всеобщность, рационализм, диалектичность, есть и направление философии. Также есть наука вообще как особая область жизнедеятельности, но есть и гуманитарная отрасль, есть и отдельная наука. Все это создает специфические требования к «философии науки» - различать смысловое содержание понятия, предмет философии науки. Эта норма достаточно прочно утвердилась при изложении данного курса разными авторами. Издаются учебники и монографии по истории и философии (методологии) естествознания, гуманитарных наук, по отдельным дисциплинам этих отраслей (философия физики, философия политики и т.д.). Из этого вытекает требование предварительного дискурса по теме, т.е. надо определиться о какой конкретно предметной области идет речь. Логически возможны варианты отношений:1)Философия вообще (общая) с наукой вообще. Это будет дисциплина «философия науки»;2)возможен и иной вариант отношений: общая философия с гуманитарным познанием. Это будет философия гуманитарных наук. И таких возможностей много.

Сегодня в учебной и научной литературе под философией науки рассматривается отношение не «философии и науки», а «науки и философии», в котором современная наука «выбирает» себе философское основание. Возможно, выбор окажется удачным, но, возможно, и не очень. При таком выборе наука неизбежно проигрывает, отказываясь от дополнительного спора с оппонентом, который мог бы априорно подвергнуть научную гипотезу серьезной критике. Таким образом, при рассмотрении философских оснований конкретного научного исследования требуется предварительное обсуждение философов и ученых с целью обращения к адекватной и эффективной философской основе.

В индуизме говорят об огромном пантеоне богов, в котором индус прекрасно ориентируется. Поклоняясь одному богу, верующий знает и всю его «родословную». Отчасти аналогичное положение и в научном познании при «выборе философских и методологических оснований. Субъекту отдельного исследовательского проекта нет необходимости углубляться в тонкости методологии других направлений и, тем более, областей. Курс философии науки призван, не подменяя конкретной методологии, дать квалифицированное общее представление о синтезе философского и конкретно-научного (исторического, логического, эмпирического)исследования науки. Её цель - построение общей теории структуры науки в целом, так и отдельных научных дисциплин и теорий.

Общие мировоззренческие оценки роли науки в обществе выражены в позиции:

1.сциентизм: наука - абсолютное благо для человечества, от её успешного развития зависит будущее общественного прогресса.

2.антисциентизм: последствия развития науки противоречивы, её значение в современной жизни и влияние на развитие общественного прогресса отрицательное.

3.критический реализм: в целом, роль науки для человечества положительная, однако её применение и результаты находятся в зоне общественной критики и квалифицированного контроля с позиции гуманитарной безопасности.

Взаимосвязь философии и науки в диахронном и синхронном аспектах их взаимодействия, силе и механизме влияния друг на друга, формах и результатах взаимодействия выражена в концепциях:

1.трансцендентализм (Аристотель, Декарт, Гегель, Гуссерль и др.) Сущность: «Философия - наука наук». «Всякая истинная наука - есть прикладная философия».

2.позитивизм: (Конт, Спенсер, Мах, Карнап, Поппер и др.) Сущность: «Наука сама себе философия».

3.антиинтеракционизм: (Ницше, Сартр, Ясперс и др.). Сущность: «Науки и философия существуют и развиваются независимо друг от друга, между ними нет взаимосвязи».

4.диалектическая концепция: (Энгельс, Бор, Эйнштейн, Кедров и др.). Сущность: «Философия и наука - различные, но одинаково ценные виды рационального познания, оказывающие существенное влияние друг на друга в процессе своего функционирования» .

    Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.- М.,1996.

    Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие.-М.,2011.

    Никифоров Л.А. Философия науки: история и теория: учебник. – М.,2006.

    См. Кохановский В.П.,Лешкевич Т.Г.,Матяш Г.П.,Фатхи Т.Б. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. - Ростов н/Д.:Феникс,2004.- 608 с.

    См. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник. - М.,2008 - 552с.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Философия науки - Учебное пособие - Микешина Л.А. - 2005

Предметом учебного пособия являются научное познание, его реальные проблемы, принципы и методы научной деятельности, структура знания. Главные разделы пособия посвящены структуре и моделям развития науки в динамике культуры, научной революции, неклассическим формам науки; дана классификация методов по эмпирическому и теоретическому уровням науки, в соотнесении с формами знания - фактами, гипотезой, теорией; рассмотрены основания и предпосылки познания - принципы, стиль мышления, картина мира, парадигма, исследова-тельские программы. Как новые методологии рассмотрены компьютеризация, системность и синергетика. Социально-гуманитарные науки и философия представлены как особые типы знания. Пособие написано на основе работ отечественных и зарубежных философов науки, а также на базе многолетних исследований автора. Каждый параграф снабжен списком литературы и вопросами для самопроверки. Предложены таблицы научных методов, форм знания и стилей мышления, даны словарь и именной указатель, приводится список базовой литературы по философии и методологии науки на английском языке.
Пособие предназначено аспирантам и студентам, изучающим философию науки и методологию исследования, а также преподавателям, читающим этот курс, и всем желающим познакомиться с этим важным и актуальным разделом философско-методологического знания. В дополнение к пособию издается «Хрестоматия по философии и методологии науки».

Философия науки: Современная эпистемология.
Научное знание в динамике культуры.
Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. - М. : Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. - 464 с.
ISBN 5-89826-202-4 (Прогресс-Традиция)
ISBN 5-89502-762-8 (МПСИ)
ISBN 5-89349-652-3 (Флинта)
УДК 1/14 ББК 87 М59

Электронное оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Общие работы и учебные пособия по всему курсу

Часть I. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ

Глава 1. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПРИНЦИПЫ
§ 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
Особенности современной эпистемологии
Плюрализм когнитивных практик
Новое отношение к проблеме знания
Идеи герменевтики и современная эпистемология
Вопросы для самопроверки
§ 2. Субъект и объект в научном познании. Принцип доверия субъекту
§ 3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание

Глава 2. ДИНАМИКА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Знание, его природа и типология. Вера и знание
§ 2. Рациональное, его типы, соотношение с иррациональным в научном познании

Глава 3. СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
§ 1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и научном знании
§ 2. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания
§ 3. Конвенция (соглашение) - универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании

Глава 4. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ ЗНАНИЯ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА
§ 1. Скептицизм и познаваемость мира
§ 2. Эпистемологический релятивизм - неотъемлемое свойство научного знания и познавательной деятельности
§ 3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки

ЧАСТЬ II ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Глава 5 НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки
§ 2. Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания

Глава 6 РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НАУЧНОМ ЗНАНИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Движущие факторы и модели развития науки
§ 2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках

Часть III. Методология научного исследования

Глава 7. Методология научного исследования как ядро философии науки
§ 1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
§ 2. Язык как средство построения и развития науки

Глава 8. Начало исследования: методы и формы знания
§ 1. Проблема как форма научного познания
§ 2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня

Глава 9. Методы и формы познания теоретического уровня
§ 1. Методы построения идеализированного объекта и оправдания теоретического знания
§ 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания

Глава 10. Предпосылочные методологические структуры в системе теоретического знания
§ 1. Научная картина мира и стиль мышления, их мето дологические функции в теоретическом познании
§ 2. Методологическая роль парадигмы и исследователь ской программы в теоретическом познании

Глава 11. Новые методологии: компьютеризация, системный подход, синергетика
§ 1. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия
§ 2. Системность и синергетика - новые парадигмы методологии науки

Глава 12. Социально-гуманитарные науки и философия как типы знания и познавательной деятельности
§ 1. Особенности социально-гуманитарного познания
§ 2. Философия как тип знания. Методы философствования



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх