Интересные факты об акрополе. Акрополи греции

Это возвышенная часть или, так называемый, верхний город. Здесь строились укрепления, где в случае нападений граждане могли спрятаться и, конечно, здесь возводились самые основные храмы. Все древнегреческие города имели акрополи, но самый известный - это Афинский Акрополь, возвышающийся на 150 метров над главным городом .

Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы.

Акрополь как раз относится к тем местам, о которых говорят, что они великолепны и восхитительны. Его принято считать чудом, сохранившимся и до наших дней, даже, несмотря на то, что все строения крайне лаконичны по своей форме, а весь Акрополь можно пройти за час.

Стены Акрополя круты и обрывисты. Раньше внутри располагалось огромное количество ценностей, различных скульптур. Сейчас только четыре великих сооружения можно встретить внутри Акрополя.

История Акрополя

Строительство Акрополя началось еще во II веке до нашей эры. Но во время греко-персидских войн он был полностью разрушен. Почти век он простоял в ужасном состоянии.

К середине V века до нашей эры Афины становятся самым процветающим городом в Элладе, экономическим и культурным центром. Особого расцвета он достиг при правлении Перикла. По его инициативе, город стали украшать всевозможными постройками. В 449 году окончилась грандиозная реконструкция Акрополя.

Афинский Акрополь построен, как говорится, с размахом. Его не возможно охватить одним взглядом. Конечно, на сегодняшний день только малая часть сохранилась от того древнего строения, но и сейчас он достоин восхищения. Для начала стоит познакомиться с тем Акрополем, который существовал при древних греках.

В Акрополь вел только один вход по узкой дороге, расположенной с западной стороны. Этот вход через ворота Пропилеи, возведенные архитектором Мнесиклом в 437 - 432 годах до нашей эры. Ворота были украшены широкой лестницей и двумя портиками, один из которых обращен в сторону холма, а второй - к городу. Когда-то потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.

Пропилеи окружены стенами храма Бескрылой Ники. Небольшое здание с 4 колонами. Этот храм проектировался еще в 450 году до нашей эры, но приступить к постройке смогли только в 427 году. Строили его в течение 6 лет. В древности внутри храма находилась деревянная статуя богини победы. Традиционно, Нику изображали, как девушку с парой крыльев, но древние греки изобразили ее без крыльев, чтобы победа «не улетела» от них.

Войдя через ворота, сразу можно было увидеть статую Афины, возведенную в 456 - 445 годах скульптором Фидием. Афина была изображена со щитом в левой руке и копьем в правой, на голове у нее был воинский шлем. Высота статуи была 7 метров, а копье и того больше - метров 9.

Слева от статуи Афины располагался храм . Он был посвящен Афине, Посейдону и царю Эрехтею. Именно в этом храме хранилось самое ценное, в частности, деревянная статуи богини-воительницы, которая по приданию упала с неба; священный пеплос, который ткали жрицы, алтари Ифеста и Эрехтея.. В этом храме совершались самые главные обряды.

Храм Эрихтейона был небольшим по своим размерам (23 на 11 метра), но он объединял под собой сразу несколько святилищ. Храм по своей высоте был неравномерен: западная часть здания на 3 метра ниже восточной стороны. Это из-за того, что храм был построен на неровной поверхности.

Внутреннее пространство делилось на две части. В западной стороне находилось святилище Эрехтейона, а в восточной святилище Афины Паллады. Скульптурное оформление храма было очень богатым. По всему периметру располагались фризы, темой которых стали мифы.

Перед западным фасадом храма росла священная олива, но она была вырублена, а сам храм разрушен.

В центре Акрополя находился Парфенон, также посвященный богине Афине. Он сооружался в течение 9 лет (447 - 438 год до нашей эры). Архитекторами его были Иктин и Калликрат. Парфенон представлял собой прямоугольное здание размером 70 на 31 метр, со всех сторон окруженный колонами - по 17 с продольных сторон и по 8 колон на торцевых частях храма.

Парфенон богато украшен различными скульптурными элементами, созданными видными мастерами древнего мира (Фидий, Алкамен, Агоракрит, Каллимах). Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам - даже почти аляповато раскрашен. Само собой, со временем краска выцветает, поэтому храмы, которые дошли до наших дней исключительно белого цвета.

Внутреннее помещение Парфенона делилось на две части. Первая часть - целла, где располагалась 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине был роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежда была покрыта золотыми пластинами.

Второе помещение предназначалось для девушек-жриц, которые работали над изготовлением священных облачений богини.

Современный Акрополь

Современный Акрополь мало похож на тот, который существовал много веков назад. На площадку, где расположены Пропилеи, современные туристы могут попасть через ворота Бейле, сооруженные в римско-византийскую эпоху. Свое название они получили в честь археолога Бейле, который в 1853 году обнаружил их под останками турецкого укрепления. Прямо перед входом находятся руины Храма Бескрылой Ники, который был разрушен турками, когда те захватили город. В середине XIX века, когда турецкое владычество было смещено, храм попытались восстановить, однако таким, как прежде, его уже невозможно было сделать.

Очень многое в Акрополе было безвозвратно уничтожено. Например, статуя Афины-воительницы была вывезена в Константинополь, где в XIII веке и была уничтожена.

Неоднократно страдал от грабителей Храм Эрехтейона, особенно во время борьбы Греции за независимость в 1821-1827 годах. Только в 1906 году начали проводить реконструкцию храма, восстанавливая его на сохранившемся фундаменте.

Парфенон в XIII веке был превращен в христианский храм. Во время турецко- войны Парфенон был обстрелян. Основное помещение и колоннада были полностью разрушены. В наши дни он частично реставрирован, но былое величие уже утрачено.

Конечно, современный Акрополь не такой величественный, но и сегодня он является одним из красивейших сооружений на нашей планете. Многое разрушено, а то и совсем уничтожено. Но что-то сохранилось и до сих пор притягивает в Афины туристов.

Когда греки восстали против Османской империи, во время одного из сражений им удалось окружить афинский Акрополь, на территории которого пребывали турки. Когда у осаждённых снаряды стали подходить к концу, они начали разрушать колонны Парфенона, чтобы делать из скрепляющих их деталей боеприпасы. Греки подобного допустить не могли, а потому, чтобы враги древний памятник архитектуры оставили в покое, прислали им партию свинца.

Находится Акрополь в столице Греции, в Афинах, на скалистом холме с плоской вершиной на высоте 156 метров над у. м. и занимаемая им площадь составляет около трёх гектаров (300 метров в длину, 170 – в ширину). Найти новый Акрополь можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте – обнаружить по следующим координатам: 37° 58′ 17.12″ с. ш., 23° 43′ 34.2″ в. д.

Афинский Акрополь представляет собой комплекс сооружений, большая часть которых была построена в V ст. до н.э. лучшими архитекторами Эллады. Изначально он предназначался не столько для обороны города, сколько для проведения языческих богослужений. На его территории было возведено огромное количество храмов, посвящённых Афине (наиболее известный Акрополь Парфенон), а также Посейдону и Нике.

Активно застраивать Акрополь в Афинах начали в VII-VI ст. до н.э. и одной из значительных построек того времени являлся Гекатомпедон, храм самой почитаемой богини античной Греции, Афины. Правда, через столетие, во время греко-персидской войны большую часть святилищ персы разрушили, и прогнав врагов со своей территории, греки начали строить Новый Акрополь.

Руководить строительными работами было поручено известному скульптору того времени, Фидию (автору одного из чудес света, статуи Зевса в Олимпии), который судя по описаниям современников, и разработал план архитектурного комплекса. А помогали ему создавать новый Акрополь самые именитые зодчие тех времён – Калликрат, Мнесикл, Иктин, Архилох и др. Возведённый древними мастерами новый Акрополь в Греции всем своим видом говорит о высоком уровне архитектуры древних эллинов.

Как выглядит Акрополь

На вершину скалы Акрополя Афин можно было подняться лишь с западной стороны по зигзагообразной дороге, с других сторон она была неприступна. Внизу, у подножья, находились два театра – Диониса, построенный греками, и Одеон Ирода Аттика, возведённый римлянами во II ст. н.э. Если посмотреть на карту, можно заметить, что памятники Акрополя в Греции насчитывают около пятнадцати построек (вместе с театрами), плюс в настоящее время на его территории в отдельном здании открыт музей.

Промахос

Интересно, что первым памятником, который увидел Новый Акрополь, было не здание, а статуя Афины-Промахос, созданная самим Фидием. Богиня была в шлеме, правой рукой опиралась на копьё, в левой у неё был щит (шлем и остриё копья были сделаны из золота). Изготовлена Промахос была из бронзы, имела высоту около 7 метров и установлена так, что её не только можно было увидеть с любой точки города, но и с моря – блестевший на солнце золотой шлем и остриё копья моряки видели с большого расстояния.

Пропилеи (437 – 432 гг. до н. э)

Афина-Промахос была расположена напротив парадного входа в Акрополь Афин. Изготовлена она была зодчим Мнесиклом из белого пентелийского и серого элевскинского мрамора. Состоят Пропилеи из трёх частей: центральной, в которой находилось шесть дорических колонн, и двух примыкающих к нему крыла. Интересно, что с двух сторон от главного прохода были установлены ионические колоны – судя по всему, такой принцип сочетания колонн двух разных типов здесь был использован впервые.

Парфенон (447 – 438 гг. до н. э.)

Греки убеждены, что Акрополь и Парфенон – это два неотделимых друг от друга понятия, поскольку представить их друг без друга невозможно. Возведён Парфенон был Калликратом и Иктином из пентелийского мрамора на вершине скалы и был посвящён покровительнице города богине Афине.


Парфенон являет собой прямоугольное здание 30,8 х 69,5 м с расположенными по периметру колоннами, высотой около десяти метров: семнадцать были установлены с южной и северной стороны святилища, восемь – с западной и восточной (здесь же были расположены входы в храм).

Парфенон был декорирован скульптурными барельефами из жизни города: шествие на Акрополь избранных дев с подарком для богини (проводилось раз в четыре года), около сотни барельефов с изображениями различных сражений. Восточная сторона Парфенона рассказывала легенду о рождении Афины, западная – о её споре с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет являться покровителем Афин.

Главный зал Парфенона был поделён на три части с помощью двух рядов колон. В глубине этого памятника архитектуры была расположена двенадцатиметровая скульптура Афины. В правой руке у богини была Ника, с левой стороны находилось копьё. Лицо и руки статуи были вырезаны из слоновой кости, оружие и одежда вылиты из золота, в глазах сияли драгоценные камни.

К сожалению, в V ст. скульптуру вывезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара.

У западного входа расположен квадратный зал «парфенон», в котором находился архив и казна городского морского союза. Предположительно, от этого зала и пошло название греческого храма, в переводе означающее как «дом для девушек», поскольку именно здесь жрицы изготавливали пеплос (женскую верхнюю одежду без рукавов, пошитую из лёгкого материала, которую во время торжественного шествия преподносили богине.

Храм Афины Победительницы (449 – 421 гг. до н. э.)

Расположен небольшой мраморный храм (размеры его основания – 5,4 х 8,14 м, высота колонн – 4 м) на юго-западе от Пропилей, на небольшом выступе скалы, который предварительно был укреплён подпорной стенкой. Автором этого оригинального памятника архитектуры был автор Парфенона, Калликрат. Святилище окружали колонны, при этом с трёх сторон здание было обнесено стенами, тогда как с восточной стороны, где располагался вход в храм, стена отсутствовала, вместо неё стояло два столба.

Интересно, что другое название этого небольшого мраморного храма – Нике Аптерос, что означает – Бескрылая. Согласно легенде, деревянная статуя богини Победы, что находилась в этом храме, крыльев не имела: афиняне категорически не хотели, чтобы она покинула город.

Храм Эрехтейнон (421-407 гг. до н. э.)

Эрехтион считается последним памятником архитектуры Акрополя, был посвящён сразу двум богам, Афине и Посейдону и получил своё название из-за найденных на его территории остатков гроба правителя Ерехтея.

Расположена святыня за спиной Промахос и возвели её в том месте, где, согласно легенде, Афина поспорила с Посейдоном. По описанию очевидцев, возле храма росло оливковое дерево и в полу остался след от удара посоха Посейдона. История гласит о том, что олива сгорела, когда древний Акрополь подожгли персы, но после его освобождения возродилась.

Несмотря на то, что по размерам храм уступает Парфенону (11,63 х 23,5 м), его архитектура имеет более сложный план.

Восточный портик здания, подпирают шесть ионических колон, северный – четыре. Фриз святыни был сделан из мраморовидного известняка, в который были вставлены мраморные белые скульптуры. С южной стороны Эрехтейнона расположен портик, который вместо традиционных колонн подпирали статуи девушек. В настоящее время все оригинальные скульптуры заменены на копии и находятся в Лувре, Музее Акрополя и Британском музее.

Акрополь в наши дни

К сожалению, история не пощадила афинский Акрополь: из Парфенона люди сделали сначала церковь Богоматери, затем – мечеть, Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Бескрылой Ники разобрали и возвели из него крепостную стену, а во время войны с Турцией в XIX в. он значительно пострадал от выпущенного турками снаряда. Свою лепту в разрушении уникального комплекса внесло сильнейшее землетрясение в Греции 1894 года.

Как только греки возвращали себе власть над городом, они занимались реставрацией своей достопримечательности. После того как Греция провозгласила в конце XIX ст. независимость, этим вопросом занялись более серьезно, в результате чего им удалось достичь значительных успехов, благодаря которым посетители музея в настоящее время имеют возможность не только увидеть новый Акрополь, но и более чётко представить себе, как он выглядел во времена античности.

Они ликвидировали все поздние сооружения Акрополя, отстроили храм Ники, создали копии скульптур и заменили ими оригиналы, забрав их на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы. Открыт новый Афинский музей Акрополя был в 2009 году . Интересно, что он являлся третьим по счёту, поскольку в результате многочисленных археологических раскопок первые два музея всех находок не вмещали и были заменены на более крупное здание, превышающее по площади своего предшественника в десять раз.

Акрополь дословно переводится как «крепость», «укрепление». Акрополями греки называли античные крепости , выстроенные на холмах. Возведение на возвышенности было обязательным моментом, поскольку с поверхностей открывался прекрасный обзор. Это было важно со стратегической точки зрения для быстрого отражения нападений противника.

– это еще и хранилище ценностей. Городские правители свозили в эти сооружения самые дорогие вещи, чтобы они были под гарантированной защитой от грабителей.

В Акрополях строили храмы, посвящая их богам, которые покровительствов али городам. Возводили их и в честь наиболее ярких правителей.

Афинский Акрополь – символ Греции

Этому сооружению даже не сотни, а тысячи лет. На протяжении веков Акрополь Афин поражал взоры исследователей и обывателей, местных греков и приезжающих в страну туристов. Во все времена путешественников со всех уголков мира привлекали великолепие и красота этого древнейшего сооружения.

– наиболее знаменитый из всех сооруженных греками. Состоит афинский Акрополь из целого комплекса зданий, скульптур и других архитектурных сооружений, по красоте которых можно судить о величии и исключительном вкусе греческих ваятелей, художников, скульпторов, архитекторов. Акрополь в Афинах по праву считают достоянием Греции, шедевром мирового искусства.

На месте, где сейчас находится Акрополь в Афинах, были другие сооружения. Много тысяч лет назад здесь стояли совсем другие святыни, среди которых и храмы, и скульптурные композиции. Спустя огромный промежуток времени еще до строительства Акрополя , персидский правитель Ксеркс уничтожил архитектурные шедевры. Это произошло примерно в 500гг. до н.э. свидетельства таких событий дошли до нас в повествованиях Геродота. Он же писал, что на территории разрушений решено было создать абсолютно иной ансамбль архитектурных памятников. Работы по его возведению относят ко временам Перикла. Уже в это время Акрополь больше не трактовали, как город-крепость. Его смысл афиняне видели в религиозно-культ урном воплощении греческих традиций. Мраморные стены и сооружения этого Акрополя должны были олицетворять прекрасную победу греков в войне с персами.

Итак, в колыбели древнейшей архитектуры – Афинах, был создан абсолютно иной проект, который одобрил Перикл. Само здание Акрополя греки возводили порядка 20 лет. Руководил строительными работами друг Перикла, величайший скульптор – . Архитектурный ансамбль, окружающий главное сооружение, строили более полувека. За это время ни одна из идей замысла не была видоизменена.

В ансамбле, отражающем целостность Акрополя, просматриваются органично связанные между собой достопримечатель ности. По словам исследователей этого культурного объекта, Акрополь Афин создан в исключительной гармонии с природой. Среди сооружений:

    Парфенон.

    Храм богини Ники.

    Пропилеи.

  1. Святилище Артемиды Бравронии.

Последняя архитектурная задумка – Святилище Артемиды - это коридор, по сторонам которого расположены колонны дорического типа. Святилище находится Юго-Восточнее от Пропилеи. К сожалению, до нашего времени дошли только развалины этого архитектурного шедевра.

Древние греки, когда посещали этот ансамбль, изначально поднимались к Пропилеям по огромной лестнице из камня. Пропилеи – главный вход в Акрополь. Слева находилось строение галереи, в которой были развешены сотни картин. Назывался такой музей «пинакотекой». В ней на всеобщем обозрении красовались аттические герои, воплощенные в художественном мастерстве. Справа от входа в Пропилеи располагался храм Ники . Он был возведен на выступе скалы. По легенде именно с нее сбросился Эгей. В храме Ники была статуя Афины . В связи с этим его иногда именовали «храмом Афины-Ники».

Пройдя через Пропилеи, взоры гостей обращались к представшей перед ними статуе Афины. Она была огромной величины, стояла на каменном постаменте. Многие из ученых полагают, что именно позолоченный кончик копья статуи в солнечную погоду служил путеводителем для капитанов, решивших найти свой причал в Афинах .

Сразу за статуей Афины располагался алтарь, а чуть левее был выстроен маленький храм. В нем свои обряды поклонения совершали приверженцы богини.

Есть на территории Афинского Акрополя храм Эрехтейон. По легенде, Афина сражалась с Посейдоном за ряд городов. По условиям поединка, власть прибыла бы к тому, кто сделает самый желанный, для жителей полисов, подарок. Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал гигантский снаряд, забил фонтан с морской водой. Там, куда попало копье Афины , выроста олива. Она стала символом древних Афин и сулила победу их покровительнице. Часть храма, выстроенного в этих местах, посвящена легендарному правителю Эрехтею. Он некогда властвовал в Афинах. Именно в Акрополе было святилище царя и его могила. Позже и сам храм стал называться Эрехтейоном.

Был уничтожен пожаром, но храм восстановили во времена Перикла . Сейчас об архитектурных особенностях этого сооружения можно судить лишь по архивным источникам, где в нескольких изданиях имеют место очертания храма и его краткое описание. Но ни одна из скульптур или остатков мраморных оформлений не сохранились. Повреждены были и все портики, в том числе и портик Кариатид . Частично он восстановлен по чертежам и остается одной из главных архитектурных достопримечатель ностью Афинского Акрополя.

Не менее ярок – Парфенон . Это сооружение довольно крупное и массивное, но по структуре очень простое. Этот храм также посвящен богине – покровительнице Афин. Великий Парфенон возвели древние ваятели Калликрат и Иктин. Исследователи отмечают оптимальное сочетание колонн храма со ступенями, фризами, скульптурами и фронтоном. Сооружение полностью состояло из мрамора. Но его из белого постепенно превратили в разноцветный. В величественное сооружение архитекторы поместили еще пару портиков и колонны. Именно в Парфеноне красовалась гигантское изваяние Афины. Создал ее скульптор Фидий , применяя в своей работе золото и слоновую кость. Драгоценный металл почти полностью составлял верхнее облачение богини. Позже статуя была безвозвратно утеряна. Сохранилась только ее небольшая копия.

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечатель ности древнего города сегодня - одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь . Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину - неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствов ала городу Линдос . Поэтому храм Линды , который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

    Башню с часовней христианского типа.

    Римский храм.

    Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

    Руины храма у Дворца Великого Магистра.

    Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции . Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.

Афинский акрополь - главная достопримечательность греческой столицы. Как и положено охраняющей город крепости, он пережил массу испытаний. И богатая история этого места сегодня привлекает тысячи туристов ежедневно.

Афинским акрополем принято называть укрепленную часть города, построенную на возвышении (отсюда и название этой части древних поселений - верхний город). Точное время строительства афинской крепости неизвестно, однако легенды связывают его появление еще со временем мифического основателя и первого царя Аттики, Кекропса. И это не удивительно, ведь по данным археологических раскопок и сохранившихся до наших дней документов, можно утверждать, что постройки на вершине плоского холма рядом с современными Афинами существовали еще до начала эпохи Архаической Греции.

Афины Акрополь
Афины Акрополь Парфенон

Афинский акрополь - история

Единственным достоверным источником, указывающим на то, что укрепления здесь появлялись во времена Микенской Греции (бронзовый век) является существование колонны и нескольких кусков стены из песчаника. Других доводов, доказывающих строительство на холме старинного мегарона (храма), нет, однако в том, что он был, мало кто сомневается. Есть даже несколько ранних артефактов, указывающих на то, что человек здесь обитал с раннего неолита. Однако все это интересует в большей степени археологов, чем туристов.

Массивная стена «циклопической кладки» появилась на месте будущего Афинского акрополя немногим позже, чем был возведен мегарон. Каким он был, а также как выглядели укрепления позже, вплоть до эпохи архаики, представить практически невозможно. Информация о строительстве храмов и стен на этой территории, в большинстве своем, относится ко времени более позднему, чем VI век до н.э. Так, в 570-550 г. до н.э. здесь был выстроен храм в честь покровительницы города, богини Афины. Его название, Гекатомпедон («стофутовый»), было дано после обнаружения во время раскопок XIX века, благодаря длине стены в 100 футов. Примерно в то же время был построен «Оригинальный Парфенон» (Ur-Parthenon), а спустя 50 лет появился так называемый Старый храм Афины, Arkhaios Neōs. Позже он был неоднократно разрушен и восстановлен во время войн, и ко 2 в до н.э. уже точно не существовал.

Афины Акрополь на рассвете
Афины Акрополь вечером

Примерно в 500 г. до н.э. Ur-Parthenon был разобран, чтобы на его месте возвести Древний Парфенон (Older Parthenon). Здание было гигантским - для его строительства было подготовлено 8000 двухтонных известняковых блоков. Однако после победы при Марафоне афиняне пересмотрели стратегию строительства Парфенона и решили отдать максимальное предпочтение мрамору. Этот этап в существовании величественного храма зачастую называют Пред-Парфенон II. Однако достроить его не удалось - в 485 году пришлось сократить бюджет из-за начавшегося конфликта с вошедшим на престол Ксерксом I, а в 480 году акрополь был разграблен и предан огню ворвавшимися в Афины персидскими войсками.

После того, как угроза повторного вторжения со стороны персов была окончательно устранена, афиняне решили восстановить разрушенные храмы Афинского акрополя. Частично для реконструкции использовались сохранившиеся элементы уничтоженных строений, однако большинство из них возводились заново. Период, в котором велись работы под управлением знаменитого Перикла, совпадает с Золотым веком Афин. В то время возведены Пропилеи - монументальные ворота на западе стены. Построенные в течение пяти лет, они созданы из прекрасного мрамора и сегодня считаются главным архитектурным памятником эпохи «высокой классики».

Афины Акрополь туристы
Афины Акрополь туристы

В 424 г до н.э. закончились работы по возведению храма Ники Аптерос, на ионическом фризе которого были нанесены изображения богов и эпизодов из закончившихся четверть века назад греко-персидских войн. Внутри храма возвышалась статуя богини, державшей в руках шлем и гранат.

К 406 г до н.э. севернее Парфенона достроен Эрехтейон, храм в ионическом ордере. Всего за два года до падения Афин, в сложных экономических условиях, был закончен этот прекрасный образец древней архитектуры. Легенда гласит, что его возвели на месте, где Афина и Посейдон спорили о том, кто должен обладать Аттикой. К сожалению, в 1687 году его значительно разрушили венецианские войска, осаждавшие город. Поэтому сегодня храм Эрехтея со своей интересной ассиметричной планировкой представляет собой лишь развалины.

Парфенон

Отдельного внимания заслуживает, конечно, Парфенон, об истории которого можно говорить столько же, сколько о судьбе всего Афинского акрополя. Сейчас мы можем наблюдать лишь развалины здания, построенного в 447 - 438 годах. Украшал его величайший скульптор своего времени, Фидий. Ему же принадлежали уничтоженные скульптуры Афина Парфенос и Афина Промахос (последняя была столь высока, что служила маяком). До нашего времени дошло лишь 30 статуй из множества созданных Фидием в акрополе. В Афинах можно увидеть только 11 из них.

Парфенон был значительно разрушен во время взятия Афин варварами в 267 году. После реконструкции не удалось восстановить всю прелесть древнего строения. Разрушенные колоннады, потрескавшийся мрамор - все это было заменено, но со значительным упрощением.

Афины Акрополь - Одеон Герода Аттика
Афины Акрополь Парфенон

В IV - V веках н.э. Афины превратились в обычный провинциальный город Римской империи. К тому моменту храмы были ограблены, статуи вывезены или уничтожены, а Парфенон при Павле III перестроили в храм Святой Софии.

Во время завоевания страны Османской империей главный храм превратили в мечеть, а в Эрехтейоне разместили гарем. Самое страшное испытание Парфенону, ставшему в XVII веке для турков пороховым складом, пришлось пережить во время осады Афин венецианской армией. При обстреле акрополя один из снарядов вызвал детонацию хранившихся в нем боеприпасов, что моментально превратило в руины часть некогда величественного религиозного сооружения.

Даже после того, как Греция в XIX веке вновь обрела независимость, перестройка в акрополе не остановилась - в течение нескольких лет были уничтожены римские статуи, османский минарет, палаццо, франкская башня.

Афинский акрополь - сегодня

Сегодня Афинский Акрополь входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории исторической «колыбели» Афин ведутся активные реставрационные работы, прикладывается максимум усилий для того, чтобы восстановить первозданный облик сохранившихся сооружений. Прошедший сквозь века, Афинский акрополь, возвышающийся на 156 метровом холме посреди Афин, является символом древнегреческой да и мировой цивилизации.

Афинский Акрополь время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Лето (с 1 апреля по 31 октября)
Понедельник: 8:00 до 16:00
Вторник, Среда, Четверг: 8:00 - 20:00
Пятница: 8:00 - 22:00
Суббота / воскресенье: 8:00 - 20:00

Зима (1 ноября - 31 марта)
Понедельник - четверг: 9:00 - 17:00
Пятница: 9:00 - 22:00
Суббота / Воскресенье: 9:00 - 20:00

Доступ прекращается за 30 минут до закрытия.

Стоимость:
Взрослые - 5.00 €
Подростки 5 - 18 лет - 3.00 €
Дети до 5 лет - бесплатно
Бесплатно для всех: 6 марта, 25 марта, 18 мая (Международный день музеев), 28 октября.

Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), - место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 году во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 году по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию , который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.

Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям , имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, посвященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат).

После того, как участники процессии проходили Пропилеи и вступали на священную территорию, перед ними открывалась панорама центральной части комплекса. На первом плане, чуть левее дороги, возвышалась колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы), отлитая Фидием. За ней вдали виден был Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план; три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны - портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной - вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма - знаменитый портик кариатид; все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон.

Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69, 5 м в длину и 30, 9 м в ширину, высота колонн - 10, 5 м; построен в 447 году - освящен в 438 году; архитектор Иктин при участии Калликрата), представляющим собой дорический периптер . Здание воспринимается от Пропилей в три четверти - зрители видели не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получали представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны были обойти храм снаружи.

В самом храме, в наосе , стояла хрисоэлефантинная статуя Афины Парфенос (Девы) работы Фидия, в опистодоме хранились священные деньги богини и казна Афинского морского союза. Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие наиболее значимые в культе Афины события - ее рождение и спор с морским богом Посейдоном за обладание Аттикой. Рельефы метоп по периметру здания изображали сцены мифологических сражений. Архитектурные детали, скульптура и рельефы были ярко раскрашены. План и ордерное решение Парфенона также отличаются от традиционных рядом особенностей: перед наосом был зал - девичий чертог (парфенон, давший название всему храму), по стене наоса шел ионический фриз с изображением Панафинейского шествия.

Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов - Халкотека (450 год). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам - статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали храм и театр Диониса (6 в. до н. э. - перестроен в 326 году), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена.

Парфенон

Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как культовый центр, но и как памятник искусства, подтверждающий славу Афин как «школы Эллады» и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства - делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

В 5 веке Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем - в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 году после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 века англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона.

После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в конце 19 века) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх