Хозяйство промышленность с х транспорт франции. Экономика и промышленность франции. Другие хозяйственные отрасли


Хозяйство Франции

Франция принадлежит к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Объем промышленного производства во второй половине XX ст. вырос почти в шесть раз, а производительность сельского хозяйства - больше, чем вдвое.
По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии. В структуре ВНП удельный вес промышленной продукции значительно превышает часть продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг. Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.

Характерной особенностью современного развития промышленности Франции являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которые усиливают конкурентновозможность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в производстве робототехники, средств связи, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции, которая опирается на использование как собственных, так и импортных, топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше, чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой частью электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях (75 %), за этим показателем страна уступает только США. АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и вокруг больших городов (7,3 %). Большие ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в Центральном массиве, Пиренеях, и на истоках Рейна. ГЭС производят 17 % электроэнергии страны.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Уголь добывается в Центральном массиве и на севере страны. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран юго-западной Азии и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марселя, Гавра, Дюнкерка, Руана, Бордо, Страсбурга.
Природный газ импортируется из Алжира, Голландии, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно увеличивается, часть выработанной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия, По уровню развития она занимает пятое место в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция входит в десяток наибольших производителей черных металлов в мире. Больше всего железной руды и металла производится в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк и Фос-сюр-Мэри (район Марселя), в Савойи.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово-цинковую. По добыче бокситов страна входит в двадцатку самых больших мировых производителей, а за выплавкой алюминия уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десяток наибольших мировых производителей. По производству свинца и цинка страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире. Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, горн. Франция является основным производителем золота в Западной Европе.
Машиностроение - главная отрасль промышленности Франции. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти треть, несколько уступая за этим показателем США, Японии, Германии. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Большинство автомобильных предприятий располагаются на окраинах столичного района Франции - в Нормандии, Эльзасе, Севере, Рона-Альпах. Наиболее известной автомобильной фирмой является "Пежо-Ситроен", которая обеспечивает свыше 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авиаракетная. По производству самолетов Франция занимает первое место в мире, а за количеством занятых и объемом производства в мире она уступает только США. Центры авиационной промышленности - Париж, Тулуза, Бордо и Мариньяни. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение развивается в Сен-Назаре, Нанти, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов она занимает первое место в мире. Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая, кроме бытовых товаров, выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомая часть этой - за предприятиями Парижа.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и т.п. Химические заводы базируются преимущественно на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия, в Альпах и Пиренеях - электрохимия. Центры нефтехимической промышленности ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). В то же время строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, которые хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн "Рон-Пулен" - четвертый в мире по величине производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы на севере страны, где развивается шерстяное, джутовое и хлопковое производство. Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и наибольшим центром швейной промышленности не только во Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение имеет пищевая промышленность. Для нее свойственны небольшие предприятия, размещенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими ее отраслями является мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков, прежде всего марочных вин (бордосское, анжуйское, бургундское, кагор), коньяка и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления. Самая большая концентрация предприятий пищевой промышленности - в Иль-де-Франс, Нор-Па-де-кале, Пикардии, Бретани, землях, вдоль Луары.
Франция является известной аграрной страной. По производству хлеба она занимает четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы - первое в мире и в Европе, винограда - второе в мире и в Европе (после Италии), за количеством выращенных свиней - 9 место в мире и Европе, а за наличием КРС - 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью растениеводства (47 %) и животноводства (53 %) в стоимости выработанной продукции. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья. Франция считается основным производителем воловьего мяса и телятины в Европе. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного полусального направления. Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю - большим агломерациям и промышленным центрам.
В целом сельское хозяйство Франции остается наибольшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных потребностей, но и для экспорта на европейский и мировой рынки. В растениеводстве наибольшую долю занимает зерновое хозяйство (30 %). Основные культуры - пшеница и кукуруза. Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанская низменности. Главные посевы кукурузы сосредоточиваются на южном западе страны. Выращивают также ячмень, а на орошаемых землях в дельте Роны - рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампане, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда направляется на изготовление вин. По качеству и количеству выработанных виноградных вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т, Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией.
Основной район виноделия - Лангедок. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампане, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в предместьях больших населенных пунктов, в частности вблизи Парижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Гаронны, и Роны. Садоводство больше всего развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков, а в Средиземноморье Франции - маслины.
По обороту внешней торговли (58 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Свыше 3/4 экспорта Франции - это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие, оборудование, химические изделия, автомобили, потребительские товары, металлы и др. Большая часть товаров (63 %) отправляются в страны Европейского Союза.
В импорте Франции преобладают химические изделия, потребительские товары, автомобили и другие средства транспорта, продукты питания, топливно-энергетические ресурсы, промышленное сырье и другие товары. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания и др. Импортирует страна в основном электротехническое и электронное оборудование, минеральное сырье, химическую продукцию и текстиль, нефть, газ, цветные металлы.

Особенностью национального хозяйственного комплекса. Франции есть значительная доля в нем государственного сектора. На государственных предприятиях работает 25% занятого населения. Государственные монополии контролируют 25% пр ромислового производства. Большую роль в развитии экономики страны играют иностранные монополилії.

Франция - высокоразвитая постиндустриальная страна с мощным агропромышленным комплексом. Однако в структуре. ВНП удельный вес промышленной продукции в несколько раз превышает долю продукции аграрного сектора.

Промышленность

Характерной тенденцией развития промышленности. Франции в последние годы являются высокие темпы развития отраслей, определяющих. НТП. Для этого страна имеет высококвалифицированные кадры, транспортные коммуникации, новое т технологическое оборудование. Значительную роль играют отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцииію.

Поскольку собственными энергоресурсами. Франция обеспечивает менее половины собственных нужд, топливная промышленность ориентируется, в основном, на импортное сырье. Доля добытого каменного угля в енергоба аланси страны составляет примерно 9%. На нефтеперерабатывающих заводах перерабатывается около 60 млн т сырой нефти. Нефть поступает из стран. Персидского залива и. Северной. Африки, природный газ из. Алжириру.

Особенно развита атомная электроэнергетика, по уровню развития которой. Франция занимает второе место в мире после. США, а по доле вырабатываемой энергии на. АЭС (более 85%) - первое место в мире. Работают а атомные электростанции в основном на собственном уране, добыча которого составляет около 1,5% свитового.

Черная металлургия в. Лотарингии, где расположены старые заводы, находится в состоянии депрессии. Сейчас она в стране почти полностью ориентируется на импортное сырье и топливо, а потому предприятия этой отрасли т тяготеют к морским портам-и районов производства дешевой гидроэлектроэнергии. Страна имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую и свинцово-цинковую. Первая ориентируется на собственное сырье - бокситы (юг. Франции). По производству свинца страна занимает пятое место в миревіті.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности страны. Франция славится на мировом рынке как производитель конкурентоспособной продукции, особенно тепловозов, электровозов и электронных изделий, быт овых электроприборов. Особенно выделяется автомобилестроение. По производству легковых автомобилей. Франция занимает пятое место в мире. Страна является лидером в изготовлении сверхскоростных транспортных поезде в. По выпуску телевизоров она входит в первую десятку среди стран мирсвіту.

Во. Франции большое значение приобрела авиакосмическая промышленность. Страна третьей в мире запустила в космос собственный искусственный спутник. Земли. Есть собственный космодром. Важная отрасль - судостроение, в последнее м время находится в состоянии депрессиисії.

Большинство машиностроительных предприятий сосредоточено в районе. Большого. Парижа,. Лионе,. Марселе, промышленных центрах севере страны

Высокая степень развития достигла химическая промышленность, особенно такие ее отрасли, как химия органического синтеза, основная химия. Они специализируются на производстве полимеров, синтетических волокон, минера альных удобрений, резины, пластмасс, парфюмерии, медикаментов, каустической соды (пятое место в мире). Предприятия химической промышленности ориентируются на сырье (Лотарингия,. Эльзас), дешевую электроэнергию; основная химия сосредотачивается в центр нефтепереработкики.

Среди отраслей легкой промышленности во. Франции лидируют швейная и текстильная. По производству тканей страна занимает третье место в. Европе. Предприятия текстильной промышленности размещены в большинстве ве елико и средних городов странни.

Среди отраслей пищевой промышленности важное значение имеет винодельческая, которая сосредоточена в. Восточных и. Юго-Западном регионах. Франция является крупнейшим производителем в. Европе сливочного масла, сыра, мяса

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство. Франции по общему объему производства сельскохозяйственной продукции занимает первое место среди европейских стран, а в мире уступает только. США и. Канаде. Большую долю й ее производят мелкие хозяйства (до 20 га земли). Однако в условиях усиления конкуренции со стороны стран. ЕС все большее значение приобретают крупные хозяйства, которые пользуются поддержкой государствви.

В структуре сельского хозяйства преобладает животноводство. В земледелии ведущим является зерновое хозяйство. Пшеница занимает 1/4 пахотных земель, а ее врожайнистььсягае 60 ц с 1 га. Ежегодный сбор пшеницы ста а новые около 40 млн т (четвертое место в мире), а всех зерновых - 60 млн т. Из других культур важное значение имеют кукуруза, ячмень. Основные районы выращивания пшеницы - северо-восток. Франции, кук урудзы и пшеницы - юго-запад. Среди технических культур в северной части выделяется сахарная свекла, а в южной - подсолнечник. В отдельных районах выращивают лен, рис, картофель, хмель, табак, цвет и, оливковые. Среди фруктовых преобладают яблоневые сады, особенно на северо-западе. Франция имеет высокий уровень развития виноградарства и овощеводства. По объемам производства винограда она поступает ься в мире только. Италильки Італії.

Ведущими отраслями животноводства. Франции является скотоводство мясо-молочно-го направления, свиноводство и овцеводство. Сосредоточенное оно преимущественно в. Западном и. Центральном районах высоким уровнем интенсивности хар рактеризуеться животноводство. Северного и. Парижского районов охота является отраслью специализации районов, размещаемых вдоль атлантического побережьяжжя.

Транспорт

. Транспортный комплекс. Франции является одним из самых в. Европе Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту, хотя его значение в последнее время уменьшается. Протяженность железнодорожных путей - более. ЗО тыс. км, половина из них электрифицирована 4

Ведущую роль играет автомобильный транспорт, который осуществляет перевозку большей части пассажиров и грузов. Страна обеспечена густой сетью автомобильных дорог высокого качества"их протяженность самая длинная в. Европе - около 900 тыс. к км.

В стране есть много трубопроводов, которые простираются от морских портов до. Парижа и. Страсбурга. Водные пути. Франции имеют протяженность почти 7 тыс км

Морской транспорт играет ведущую роль во внешней торговле. Франции, является важным в каботажных перевозках

Авиационный транспорт ежегодно перевозит более. ЗО млн пассажиров. Крупнейшим центром авиаперевозок является. Париж

Внешнеэкономические связи

Одной из важнейших форм экономических связей. Франции с зарубежными странами является вывоз капитала, который заметно превышает иностранные вложения капиталов (США, страны. ЕС). По уровню внешнего товарооби игу. Франция тоже является одним из мировых лидеромв.

В экспорте страны преобладает готовая продукция промышленности и сельского хозяйства, а именно: оборудование, автомобили, химические изделия, потребительские товары. По экспорту продукции химической промышленности. Ф. Франция занимает третье место в мире, а зерновых культур - второе, уступая лишь. США.

В импорте преобладает промышленное сырье, оборудование для различных отраслей, автомобили, топливно-энергетические ресурсы

Примерно 2/3 внешней торговли. Франции приходится на страны. Европейского. Союза. Значительные поступления государство от международного туризма, а также транспортных и других услуг

Франция является первой страной в Европе по объему выпуска сельскохозяйственной продукции. По ее экспорту страна занимает второе место в мире после США: всего сельское хозяйство Франции экспортирует около 20% своей продукции. Лучшими землями владеют в основном крупные предприятия, они применяют наемный труд и передовую агротехнику. Именно эти предприятия дают основную массу выпуска товарной продукции.

Приморские владения страны делают ее третьей в мире после США и Англии морской владелицей. Это дает ей большие преимущества в освоении морских богатств, однако в Европейском Союзе Франция занимает только третье место после Дании и Испании по лову рыбы и морепродуктов. Больше половины территории страны составляют земли, которые пригодны для ведения сельского хозяйства. Третью часть территории занимают леса, составляющие 25% площади всех лесных массивов Европейского Союза.

Сельское хозяйство Франции выделяется хорошим развитием животноводства и многих отраслей растениеводства. На животноводство приходится более половины сельскохозяйственной продукции. Эта отрасль дает около 3/5 стоимости и расположена в основном на севере страны. Франция продолжает оставаться в Европе на первом месте по поголовью крупного рогатого скота, является крупнейшим в ЕС производителем мяса и молочной продукции и этим оказывает большое влияние на сельское хозяйство

Главная Франции - пшеница. По ее сборам страна занимает в мире после США, Индии и Канады четвертое место. Большое значение также имеют кукуруза и ячмень. В северо-западной части страны кроме них сеют гречиху и овес, на бедных почвах Центрального района - рожь, а в Рона культивируют рис. Почти по всей территории Франции выращивают картофель, а сахарную на северофранцузской низменности. В департаменте Нижний Рейн выращивают табак и хмель, на Ривьере - цветы, а в департаменте Приморская Сена возделывают лен.

Широко известна Франция своими виноградниками, в год здесь собирают 10-12 миллионов тонн винограда. На 1,2 миллионах гектаров (2,2% площади всей страны) высаживается 550 сортов винограда. В соответствии с этим сельское хозяйство Франции производит в год более 60 миллионов гектолитров вина, и Франция является крупнейшим в мире его поставщиком. Виноград выращивается везде по стране, кроме севера и северо-запада, его используют в основном для производства вин.

Однако роль сельского хозяйства страны не сводится только к животноводству и производству вин. Во Франции производится много овощей и фруктов. Во многих хозяйствах имеются свои небольшие сады и огороды, но для снабжения крупных городов и Парижа фрукты и овощи выращивают всего несколько районов, каждый из которых специализируется на своих основных культурах. В Нормандии и Бретани растут яблоневые сады, в Эльзасе и Лотарингии собирают вишню и мирабель, в Лимане - орехи. В средиземноморском районе выращивают персики и абрикосы, оливки и миндаль, на Корсике и Ривьере постоянно увеличивают посадки цитрусовых.

Животноводство во Франции имеет мясомолочное направление. Франция занимает в мире третье место по производству молока, а по производству мяса - четвертое место. Сельское хозяйство Франции занимает в мире первое место по поголовью крупного рогатого скота, а по поголовью свиней уступает только Германии, по количеству овец только немного отстает от Англии и Италии. Разводят в тех районах, где земли неудобны для земледелия, но есть благоприятные условия для роста трав. Это северо-восток страны и горные районы. А в тех районах, где возделывают кукурузу, картофель и сахарную свеклу, занимаются также и свиноводством, так как тут есть хорошая кормовая база.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,4% ВВП, промышленности – 26,5%, а сфера услуг производит 71,1% ВВП. Доля промышленности в ВВП в 11 раз больше доли сельского хозяйства. Промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем очевидна постиндустриальная ориентация экономики. На сферу услуг приходится более 2/3 ВВП страны. В промышленности занято 26% экономически активного населения, в сфере услуг – 62% и в сельском хозяйстве 5% экономически активного населения.

В последнее десятилетие для экономической политики Франции характерны поддержка и стимулирование мелкого бизнеса. Роль средних и мелких предпринимателей в стране сейчас более значительна, чем в других высокоразвитых странах. Во Франции 95% предприятий имеют численность работающих до 20 человек. Большинство из них не достигает оптимальной величины, необходимой для современного производства. Поэтому государство проводит политику слияния фирм и укрупнения промышленности. Высока доля мелкого предпринимательства в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, торговля, легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что всего лишь 100 крупных фирм обеспечивают 2/3 промышленного производства страны.

В начале 1990 гг. экономика Франции характеризовалась кризисными явлениями (табл. 5): сокращались занятость и заработная плата; уменьшились инвестиционный спрос предприятий и личное потребление населения; наблюдалось падение загрузки предприятий до 80%, сокращение объемов производства и при этом рост нереализованных товарных запасов, а также небывалое падение цен. Национальные компании испытывали острую нехватку собственных средств и страдали от крупной задолженности и высоких процентных ставок по кредитам. От повышения банковских ставок пострадали 90%

Таблица 9

Основные показатели экономического развития Франции

Показатели

ВВП, % к предыдущему году

Общие инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году

Безработица, % от активного населения

Дефицит госбюджета, % ВВП

Государственный долг, % ВВП

Экспорт, % к предыдущему году

Импорт, % к предыдущему году

Источник: Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет // Мировая экономика и международные отношения. №9. 2001. С. 91–114.

С 1994 г. экономическая ситуация начала улучшаться. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. В настоящее время машиностроительная, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности дают более 60% промышленной продукции Франции и составляет 10% совокупного производства развитых стран. На легкую промышленность приходится примерно 30% промышленной продукции.

Со второй половины 90-х гг. ХХ в. темпы роста в стране сохраняются на уровне 2,5–3%, капитальных вложений – примерно 4%, личного

потребления – до 2,5%, инфляция составляет 1,8–2% в год. Под влиянием внутренних и внешних факторов Франция в этот период оказалась в первом эшелоне европейских государств с относительно высокими темпами роста национального продукта, низким уровнем инфляции и внешней задолженности. Ускорение темпов экономического роста с 2,3% в 1997 г. до 3,2% в 1998 г. сопровождалось замедлением роста цен с 1,2% до 0,3%. Во Франции наблюдалось снижение бюджетного дефицита ниже 3% ВВП, сокращение дефицита платежного баланса, увеличение реального дохода на душу населения на 3,5%, повышение потребления на 3,8%.

Национальная экономика слабо отреагировала на финансовые кризисы Азии и России благодаря небольшому удельному весу внешней торговли, приходящейся на данные регионы.

Второй компонент внутреннего спроса – инвестиции – также развивался достаточно динамично. Если в 1997 г. общие инвестиции в основной капитал в процентах к предыдущему году были минимальными – 0,1%, то уже в

1998 г. составляли 3,9%, а в 1999 г. несколько снизились до 2,9%. Инвестиционный спрос привел к существенному увеличению производства промышленного оборудования. Благоприятная экономическая ситуация положительно отразилась на уровне занятости. Безработица среди молодежи сократилась на 8,5%, среди лиц в возрасте 25–49 лет – на 5,3%. В целом безработица среди активной части населения снизилась с 12,5% в 1997 г. до 11,2% в 2000 г.

Таким образом, во Франции в качестве «треугольника роста» рассматривается сочетание трех составляющих: использование дефицита государственного бюджета как стимулятора экономического роста; сокращение внутренней и внешней задолженности; снижение нормы налогообложения.

Как и в других развитых странах в экономике Франции большую роль играют ТНК и финансовые банки, тесно связанные между собой и с иностранным капиталом. В качестве примера можно привести «Компани франсез де петроль» и «Эльф-Акитен» (нефтяные), «Пежо-Ситроен» и «Рено» (автомобильная промышленность), «Пешине-Южин-Кюльман» (алюминиевая), «Мишлен» и «Рон-Пуленк» (химическая и резинотехническая). В число 50 крупнейших коммерческих банков мира входят четыре французских («Парижский национальный банк», «Сельскохозяйственный кредит», «Лионский кредит», «Генеральное общество»).

В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции ведущие позиции занимали финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. прошлого века началась экспансия двух новых групп – «Париба» и «Суэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги. В состав группы «Париба» входят банк «Банк де Пари», «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон – Брандт» и др. Капиталы групп вложены в нефтехимию, электротехнику, металлургию, машиностроение, издательское дело.

С 1980 г. функционирует Ассоциация французских банков (АФБ), которая основала механизм защиты вкладчиков от финансовых рисков, опирающийся на принцип солидарности между банками-членами АФБ. Французские банки–члены ассоциации не создают гарантийных фондов. В случае банкротства какого-либо банка ассоциация определяет сумму, необходимую для возмещения вкладчикам, затем каждый банк вносит свою долю. Такой механизм обеспечивает вкладчикам такую же надежную гарантию, как и страхование вкладов, поскольку гарантами выступают все банки–члены АФБ. Механизм солидарности касается только банковских вкладчиков наличными, и возмещение потерь занимает не более двух месяцев. Опыт Франции, по рекомендации ЕС, постепенно распространяется на все страны – члены ЕС.

Правительство Франции активно вмешивается в экономику страны, используя финансовые рычаги, влияет на структуру экономики, внешнеэкономические связи. По доле государственного сектора в экономике Франция опережает Германию и Великобританию. Государству принадлежит примерно 25% промышленности; в государственном секторе занято около 25% рабочих и служащих. Государству принадлежит основная часть энергетики и заводов черной металлургии, часть машиностроительных и военных предприятий, крупнейшие страховые компании. Оно контролирует железные дороги и морские порты, частично радио и телевидение, пытается контролировать развитие и размещение производственных сил.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности, занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда), самолетов, ракет, атомной энергетики, обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. Франция также активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает ее доступ к передовым технологиям и рынкам. По вкладу в исследования космоса страна занимает третье место в мире после США и России.

Франция – постиндустриальная страна с большим удельным весом сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы в структуре экономики.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает третье место среди развитых стран мира и первое – в Европе. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей–экспортеров вина, ячменя, молока, сливочного масла.

Промышленность. По территории страны промышленность размещается неравномерно. Существует различие между территорией, расположенной к северо-востоку от линии Гавр – Марсель и юго-западными регионами, где позднее начавшаяся индустриализация проявляется слабее. Тем не менее эти различия, особенно явные в 50-е годы, благодаря политике децентрализации промышленности в 60–70-е годы довольно быстро стираются. В западных регионах появились автомобилестроительные заводы в Канне, Рене, Ле-Мане; электротехнические и электронные предприятия – на севере Бретани. Эти мероприятия во многом положительно сказались на периферии Парижского бассейна, прежде всего, на регионах Центр и Бургундия. В целом в провинции было создано свыше 1 млн рабочих мест, 1/3 из которых находится к юго-западу от линии Гав – Марсель.

Старые промышленные районы, опирающиеся на предприятия первого и второго поколений, например, Лотарингия, переживают кризис. Занятость в сфере обрабатывающей промышленности быстро сокращается, многие промышленные предприятия закрываются. Другие промышленные районы, например, парижский округ или Рона-Альпы, пострадали в меньшей степени, поскольку в данных районах производство более диверсифицировано; работают предприятия, использующие новейшие технологии, а также действует сеть конкурентоспособных малых и средних предприятий. Это относится к Эльзасу, который использует близость германского рынка. Динамизм промышленного развития характерен для южных регионов страны. Новые промышленные центры сформировались в Софиа-Антиполисе (первом технополисе Франции) и в Тулузе.

Наиболее развитыми в промышленном отношении являются Парижский бассейн, север Франции и Восточная окраина Центрального массива или долина реки Сена.

В Парижском бассейне наиболее крупной является парижская агломерация. Машиностроение представлено автомобильными заводами, производством точных станков, приборов, вычислительных машин. Предприятия Парижского бассейна дают 80% автомобилей, выпускаемых во Франции.

Северная Франция характеризуется высоким уровнем развития химической, металлургической и текстильной промышленности (производство льняных и шерстяных тканей), машиностроения и металлообработки.

Промышленность восточной части Франции можно подразделить на:

1) старинные независимые центры, в которых развита кожевенная промышленность; производство пергамента; бумаги; мукомольное производство; производство медицинских приборов и оборудования; машиностроительная промышленность;

2) текстильные центры (Лион, Пелюссен);

3) центры добывающей промышленности (Сент-Этьен, Ле-Крезо);

4) угольная и металлургическая промышленность.

Главное место в промышленности занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Электроэнергетика. Одна из важнейших проблем, решения которой добивается Франция, – это ликвидация ее энергетической зависимости, усилившейся за последнее время. В связи с незначительными запасами традиционных энергоносителей после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию атомной энергетики, которая ориентирована на собственную научно-техническую и сырьевую базу и частично на импорт урановой руды из Габона, Нигерии и других стран Африки. Ежегодно в Центральном массиве добывается 2–3тыс. тонн урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работает 55 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится 78,5% всей электроэнергии; 8% дают ТЭС, 13,4% – ГЭС, на другие виды приходится 0,1%. Ориентация на ядерную энергетику во Франции была связана с нефтяными кризисами 1973 и 1978 гг. После 1985 г., когда произошло падение цен на нефть, необходимо было сделать выбор. Проблемы окружающей среды, поднимаемые экологами, подчеркивали негативные последствия использования атомной энергетики, особенно после ситуации в Чернобыле. Тем не менее от атомной энергетики во Франции не отказались. Франция вступила в Европейский Совет по ядерным разработкам, штаб-квартира которого с 1952 г. расположена на ее территории, а также вошла в структуру ЕВРАТОМ и МАГАТЕ. Следует заметить, что более 2/3 суммарной мощности всех АЭС мира сосредоточено лишь в нескольких странах – США, Франции, Японии, Германии, Великобритании и России; всего в мире АЭС действуют в 30 странах, годовая выработка электроэнергии на них превысила 2 трлн кВт/ч.

Во Франции много уникальных центров ядерной энергетики. К примеру, в долине Роны – в Трикастене – находится самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг – крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций.

Обеспеченность страны собственными энергоресурсами составляет менее 50%. За год добывается менее 10 млн тонн угля, 3–4 млн тонн нефти,

3 млрд куб. м природного газа. Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости.

В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитие передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков.

Среди нефтяных компаний мира заслуживает внимания французская компания «Эльф Акитэн», занимающая седьмое место. Ее деятельность развивается по четырем основным направлениям: разведка и добыча сырья; нефтепереработка и сбыт; химия; фармацевтика и косметика. Она ведет поисковые работы в 29 странах мира и осуществляет добычу в 15 странах. Компания разрабатывает месторождения нефти в Северном море, в государствах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Африке и Мексиканском заливе. «Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов. Нефтепереработка и сбыт компании сосредоточены, главным образом, в Европе. В частности, во Франции работают четыре нефтеперерабатывающих завода и более 3тыс. заправочных станций. В последние годы «Эльф-Акитэн» приобрела большое количество акций нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий в Германии, Испании, Великобритании и в странах Африки. Одним из наиболее значимых проектов компании является крупнейший в Западной Европе нефтеперерабатывающий комплекс в г. Лейна (Германия), строительство которого было завершено в 1977 г. За пределами Франции «Эльф-Акитэн» принадлежит около 2 тыс. заправочных станций в странах Европы, 708 – в Западной Африке, 70 – на острове Реюньон и Антильских островах.

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.

Машиностроение и металлообработка. Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) является наукоемкой отраслью, требующей больших научно-технических разработок и огромных капиталовложений; объединяет созданную ранее авиационную промышленность с новейшей ракетно-космической. В АРКП Западной Европы лидируют Франция и Великобритания. В результате слияния государственного предприятия «Аэроспасьяль» и частной группы «Матра» образовалось пятое по значению в мире объединение в области гражданского и военного авиастроения. Во Франции производятся военные самолеты: тактический истребитель «Ягуар», «Мираж», «Рафаэль», «Альфа Джет», а также пассажирские самолеты, совместно с Великобританией «Конкорд», вертолеты «Дофин», «Пюма», «Газель» и ракеты «Адес». Франция является крупным экспортером продукции авиаракетно-космической промышленности.

Чтобы противостоять обострившейся международной конкуренции, снизить стоимость исследовательских работ и издержки производства, французкие фирмы пошли по пути объединения своего научно-технического и производственного потенциала на основе корпорации и специализации с аналогичными фирмами других европейских государств. Так, европейский консорциум «Эйрбас индустрии», куда входят авиационные компании «Аэроспасьяль» (Франция); «Даймлер-бенц-Аэроспейс» (ФРГ); «Бритиш-Аэроспейс» (Великобритания); «КАСА» (Испания), в 1997 г. выпустил 182 самолета марки «Эйрбас». В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации и планирует увеличение этой доли. Французские ракеты «Ариан» используются многими странами ЕС для запуска спутников. Основной космодром Франции – Куру (Французская Гвиана). Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких, как СПОТ и «Гелиос». Крупнейшие авиационные заводы расположены в Париже, Тулузе, Бордо, Бурже, Мариньяне и др.

Электротехническая и электронная промышленность характеризуются большим разнообразием выпускаемой продукции. В структуре электротехнической промышленности Франции выделяются две группы производств, выпускающих:

1) дорогостоящую продукцию промышленного назначения, особенно электрооборудование (трансформаторы, выпрямители, электромоторы, генераторы), а также оборудование для электросварки, электропечей для выплавки металлов. Компания «Альстон» специализируется на оборудовании для электростанций. Ей принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает целую гамму продукции – от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры и техники широкого спроса. «Шнейдер» занимает ведущее место в сфере электромеханики, а «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры;

2) дешевую продукцию для широкого использования; но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает.

Значительная часть предприятий по выпуску ЭВМ принадлежит американскому капиталу. Около 40% производства электроники приходится на заводы столицы.

Главная особенность современного этапа мирового хозяйства – развитие средств связи и телекоммуникаций. Производство электронных средств связи на 75% сосредоточено в 10 наиболее развитых государствах мира. В число крупнейших фирм мира входит и французская «Алькатель». В секторе телекоммуникаций «Алькатель» – четвертая по значимости в производстве оборудования для телекоммуникационных сетей и является мировым лидером в области создания подводных кабельных сетей. Фирма «Микроэлектроник» хотя и занимает третье место в Европе по изготовлению электронных микросхем, но ее продукция составляет менее 3% мирового производства.

Цифровое телевидение представлено компанией «Томсон Мультимедиа», производящей декодеры для цифрового телевидения. Франция занимает третье место после Японии и США в области научных исследований среди стран Организации экономического сотрудничества и развития.

Франция имеет развитую многоотраслевую химическую промышленность, входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов, в первую десятку по производству серной кислоты. Специализация страны – производство минеральных удобрений (на собственной сырьевой базе), синтетического каучука (четвертое место в мире), синтетических смол и пластмасс (седьмое место в мире),

тонкая химия – производство дорогостоящей наукоемкой продукции– фармацевтических препаратов, косметики, парфюмерии, фотохимических изделий и др.

Крупные заводы химической промышленности есть почти во всех районах страны. В Лотарингии на местном сырье развивается углехимия и производство соли, в Эльзасе – производство калийных удобрений, в

Ландах – лесохимия. В промышленных узлах Марселя и Нижней Сены на импортном сырье работают крупнейшие нефтехимические заводы. В Альпах и Пиренеях на дешевой электроэнергии – электрохимия; в Лионском районе текстильная промышленность послужила стимулом для развития смежных химических производств; в Париже – тонкая химия, а также производство шин. Крупные заводы резиновых изделий находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Они были построены в сельских районах в расчете на дешевизну местных трудовых ресурсов. Развитие трубопроводного транспорта способствовало строительству новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Получила развитие и биоиндустрия. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой в сельском хозяйстве для производства новых сортов семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и используются многими отраслями. В фармацевтике – это новые достижения с появлением антибиотиков; в агропродовольственном комплексе – использование ферментов в молочной промышленности и др.

Франция входит в первую десятку стран мира по производству целлюлозы, бумаги и картона.

Важнейшая отрасль легкой промышленности – текстильная и швейная – имеют давние традиции. Хотя текстильная промышленность утратила свое былое значение в экономике страны, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. По производству тканей Франция вместе с Италией и Германией лидируют в Западной Европе, причем Франция отличается более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и более низкой в потреблении химических волокон. В настоящее время текстильное производство находится в упадке из-за проблем сбыта товаров на внешних и внутренних рынках, поэтому число занятых в отрасли сократилось в три раза по сравнению с серединой 50-х гг. прошлого века. Размещение текстильных предприятий не менялось. Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. Расположенные на севере Рубе-Туркуэн, Армонтьер, Камбре, Лилль специализируются по производству шерстяных, льняных, джутовых тканей. Склоны Вогезов и Эльзас – главные районы хлопчатобумажной промышленности. Крупнейшие центры Мюлуз, Эпиналь, Лион, прежде славившиеся производством тканей из натурального шелка, теперь являются центрами синтетических тканей. Париж, Рубе, Труа – важнейшие производители трикотажа.

Большим спросом пользуются изделия французской швейной промышленности и за пределами страны. Париж – главный «законодатель мод» и центр по выпуску одежды и галантереи.

Основные промышленные группы индустрии моды и производства предметов роскоши – Ив Сен-Лоран, Шанель, Диор, Картье и др.

Пищевая промышленность – главный потребитель продукции сельского хозяйства. Относясь к числу ведущих отраслей французской экономики, она обеспечивает товарооборот в размере свыше 125 млрд долларов и является третьим по значению работодателем во французской промышленности. Кроме того, пищевая промышленность в значительной степени ориентирована на экспорт. Среди продуктов, пользующихся самым высоким экспортным спросом, первое место занимают вина и крепкие спиртные напитки, зерновые, молочные продукты.

Таким образом, промышленность Франции размещена крайне неравномерно. Более 20 % продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же в Лионском и Северном районах (это всего 17% территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции.

Сельское хозяйство. Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы; второе – по производству мяса, картофеля (после Германии) и винограда (после Италии); является крупнейшим экспортером продукции сельского хозяйства. Обрабатываемые земли составляют 54% от общей площади.

После второй мировой войны сельское хозяйство развивалось в условиях обострения конкуренции на рынках продовольствия, особенно на рынке ЕС, и интенсивной модернизации, которая привела к сокращению численности занятых в этой сфере. Цифры, подтверждающие этот факт, следующие: 1946 г. – 36%, 1962 г. – 21%, 1972 г. – 12%, 1994 г. – около 5%, 2000 г. – около 2%.

Структура сельского хозяйства характеризуется разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растениеводства и животноводства. На растениеводство приходится немногим более половины доходов сельскохозяйственного сектора. Главное в растениеводстве – производство зерна (сборы 55–60 млн тонн в год). Основная культура – пшеница, под посевами которой занято около четверти пашни и половина площади зерновых. Важнейшие пшеничные районы страны – Северо-Французская и Аквитанская низменности. Франция производит 36 млн тонн пшеницы в год, это первое место в ЕС. Средняя урожайность – более 60 ц/га. Важное значение имеет кукуруза (17 млн тонн) и ячмень (10 млн тонн в год). Длительное время кукуруза выращивалась только на юго-западе, однако благодаря дождевальному орошению и выведению гибридных сортов она распространилась и на Парижский бассейн. На почвах Центрального массива высевают рожь, а в дельте Роны – рис. Широко распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. Сахарную свеклу возделывают на севере Французской низменности, там же расположены и сахарные заводы. Сахар производится также и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и Реюньона. За последние 15 лет расширились посевы рапса, подсолнечника. В некоторых районах выращивают хмель, табак, лен; возле Ниццы располагаются цветочные плантации.

Франция, как и Италия, в числе первых в мире по сбору винограда, изготовлению и качеству виноградных марочных вин (60 млн литров в год). Их производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары. Лангедок – главный район виноградарства – дает около 1/3 производства столовых вин. Виноградники в районах Арманьяка и Коньяка используются для производства прославленных французских коньяков.

По сбору фруктов Франция занимает третье место в Европе, уступая Италии и Испании. Из плодовых деревьев умеренных широт наиболее распространены яблоневые (на северо-западе), грушевые и персиковые, в Средиземноморских районах – сливы и цитрусовые. Овощи возделываются в «огородном поясе» вокруг крупных городов, Парижа, в первую очередь. В целом виноградарство и овощеводство дают 8–10% всей стоимости продукции сельского хозяйства.

Животноводство мясомолочного направления. По производству мяса Франция занимает первое место среди стран ЕС. Важнейшая отрасль животноводства – разведение крупного рогатого скота. Главный животноводческий район – Северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито коневодство. Вторым по значимости районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней является Центральный массив. По поголовью свиней Франция занимает второе место в Европе. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой. Как и в других европейских странах, потребление свинины, более дешевой в производстве, быстро растет (более 34 кг на душу населения в год; потребление говядины – около 26 кг на душу населения).

Центральный массив – основной овцеводческий район; рост поголовья связан с увеличением спроса на баранину и овечьи сыры. Слабо развито животноводство в средиземноморских районах страны, где бедна кормовая база.

В последние десятилетия хорошо развивалось птицеводство. Увеличилось число крупных инкубаторных птицеферм на западе и юго-западе. Однако самая высококачественная продукция производится в фермерских хозяйствах и гарантируется товарными знаками. Это относится, в первую очередь, к производству паштетов из гусиной печени в Эльзасе и на юго-западе страны.

Большое значение в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша играет рыболовство. Главные рыболовные порты – Булонь, Лорьян, Ла-Рошель и др. Развит устричный промысел.

Из сферы услуг следует выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Грецию, Германию.

Транспорт. Во Франции густая сеть автомобильных и железных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Во внутренних перевозках людей и грузов лидирует автомобильный транспорт. Крупнейшая трансфранцузская автострада Лиль–Париж – Лион – Марсель – Ницца. Франция занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями (на 1000 жителей – 420 личных автомобилей), по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Основная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается железнодорожным и трубопроводным транспортом. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Железные дороги отличаются высокой степенью электрификации (35% электрифицировано, длина сети железных дорог – 34 тыс. километров), большой скоростью движения поездов (270–300 километров в час), хорошим обслуживанием пассажиров. Главные железнодорожные магистрали: Париж – Лион – Марсель; Париж –Тур – Бордо; Париж – Лимож – Тулуза и другие пути, связывающие Париж с периферийными районами. Важнейшие нефте - и продуктопроводы:

Марсель – Лион – Стасбург и Гавр – Париж.

Значительная часть перевозок стройматериалов и топлива осуществляется внутренними водными путями по судоходным рекам и каналам, протяженностью около 7тыс. километров. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень – Сена, которая через Уазу и Сен-Кантенский канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн – с Лотарингией, Сааром и Рейном. Европейский Союз придает важное значение совершенствованию водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным морями. С этой целью завершаются работы по модернизации каналов Рейн-Рона и улучшению условий судоходства по Сене и Роне. Главные речные порты страны – Париж, Стасбург, Руан.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко цениться из-за качества.

Франция -- крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2010 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий -- 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения в сфере перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым -- пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу -- свыше 100% [ 8,340].



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх