Характеры персонажей из пьесы синяя птица. Главные герои сказки Метерлинка “Синяя птица” Тильтиль и Митиль

Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

Увидеть мир другими глазами - это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Возвращение домой

И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.


Главные герои сказки: Тильтиль и его сестра Митиль. Это дети бедного дровосека. Со временем к ним присоединятся и другие сказочные герои. В домике дровосека накануне Рождества. Фея Берилюна говорит деткам, что им придется осуществить опасное путешествие, чтобы найти Синюю птицу, которая может вылечить больную девочку. Это принесет ей счастье. Они говорят о пирожках, которых достаточно в богатом доме напротив, что там хорошо, а у них бедно. Сказочная Душа Светлая должна раскрыть детям земное понятие «счастья». Рембо не был сказочным героем, но стремился к счастью. Французский поэт своим собственным воображением и фантазией начинает владеть «ясновидением», чтобы ощутить счастье. Фея. Ни какой разницы. Только ты этого не видишь. Надо быть смелым; надо различать и то, чего не видно!.. Странный народ эти люди!.. Когда феи поумерали, люди ослепли, тем не менее они не замечают этого… Хорошо, что я всегда ношу с собой то, что может угасшее зрение возвратить … (фея надевает на Тильтиля волшебную шапочку, и он начинает видеть то, на что некогда не обращал внимание)»… со всеми предметами произошли внезапное и замечательное изменения. Старая волшебница неожиданно превратилась в красивую сказочную принцессу. Камни светятся синим, будто сапфир, сиянием; деревянный стол держится величаво; циферблат часов добродушно улыбается; оттуда выпрыгивают души часов, весело смеясь, начинают танцевать». Тильтиль видит светлые стены, и фея делает замечание, что «все каменья одинаковые, все ценные, тем не менее человек видит лишь некоторые из них». Мальчик видит, как из кадки вылезают Души Караваев, Огонь, собака, кошка, выходит Душа Воды, Душа Молока, Душа Сахара, со стола падает лампа, из нее вылетает пламя - это Душа Светлая; оживают предметы, животных. Стремление к счастью, свободе, привело его к созданию «Голосовок». Он счастливый, что громкие для него непривычные, имеют цвета: А - черное, белое - Е, красное - И, зеленое - В, синее - О. Быть самим собой, непохожим ни на кого - это его «ясновидение». Он убегает на «пьяный корабль», который для него является символом счастья. В безграничных пространствах океана он чувствует свободным от всего мира. Но отрицательным в таком «ясновидении» счастья есть то, что достигался этот Абсолют через наркотики. Поэтому нам нужно относиться к такому «ясновидению» с осторожностью. Душе Света придется с детьми пройти трудный путь познания Синей птицы, чтобы они завладели земным «ясновидением» счастья, поняли, что за ним не нужно далеко ходить. Его нужно искать дома, в добрых делах, в чуткости к чужому горю, в радости общения с дорогими людьми. Пока что дети об этом не знают. Душа Света приводит Тильтиля и Митиль в Страну Воспоминаний. Почему именно в Страну Воспоминаний приводит детей Душа Света? Что, по ее мнению, есть ключевым в понимании счастья детьми? Чтобы дети некогда не забывали об умерших дедушке и бабушке, чтобы посещали их могилы, присматривали за ними. Чтобы в Тильтиле и Митиль развивалось чувство ответственности перед памятью об умерших, иначе можно потерять совесть. Умершие дедушка и бабушка рассказывают детям о том, как важно для них, чтобы родные о них вспоминали. Когда о них вспоминают, они просыпаются. Путь к Дворцу Ночи (картина четвертая). Душа Света привела детей во Дворец Ночи с целью подготовить их к испытаниям, закалить волю на трудном пути познания Синей птицы. Матушка Ночь, охранница всех Тайн Природы, не может дать ключи детям, где живет Синяя птица. Но Тильтиль настаивает, и госпожа Ночь, отдавая ключи, предупредила, что в нем находятся все беды, недуги, катастрофы, все тайны, которые огорчают жизнь человека. Поборов страх, Тильтиль поочередно отпирает двери, где заперты Призраки и Болезни, Войны и ужасы, духи Тьмы и Тайны. А дальше они попадают в сказочно замечательный сад - сад мечты и ночного света, где летают тысячи синих птиц. Этим самым автор подчеркивает, что путь к счастью лежит через испытания, что этот путь нелегкий. Готового счастья нет. И хорошо, что Тильтиль плачет. Ему тяжело понять очень много вещей, но душа его не равнодушна. С плачем Тильтиль сознает свою ответственность перед феей, что должны найти Синюю птицу, так как ее внучка хочет быть счастливой. Дети побороли свой страх. А это означает, что они с помощью Души Света обязательно пройдут этот трудный путь и выполнят свою благородную цель. Как вы думаете, найдут дети Синюю птицу? Обязательно. В них есть воля, мужество, понимание того, что каждый миг их жизни на этом пути - это уже счастье. И они, преисполнены решительности, продолжают свои поиски Синей птицы. Путь к Лесу (картина пятая). Душа Света привела детей в Лес. Кошка предупреждает дуба, что появились дети дровосека, который натворил столько бедствия, так как он вырубает дубы. Вспомним, у Леси Украинки в «Лесной песне» дядя Лев говорит, что «…всякие сокровища из леса идут». Г.Метерлинк доносит к каждому из нас мысль, что все живое, что нас окружает, имеет душу. А раз так, то душа человека должна отвечать добротой. Только так можно достичь счастья и ощутить его. «Вот деревья стали выпускать Души, которые в них запрятаны: Дух Вяза страдает одышкой, дух Липы миролюбивый, жизнерадостный; Дух Бука утончен и ловок; Дух Березы - белый, неспокойный; Дух Ивы. Все эти деревья, разные за своими характерными признаками, объединенные одним чувством: они разгневанные на детей, что дровосек потерял столько деревьев. Дух Дуба не дает им Синей птицы. Сердится Конь, Петух, Свинья, Волк. Ситуация становится угрожающей для них. Итак, не забываем, природа может отомстить человеку. По Метерлинку, счастье все же существует. За счастьем не надо далеко ходить. Достаточно только взглянуть вокруг себя добрым взглядом и помочь тому, кому плохо. Оно в моральном отношении к миру, в его познании, воспоминаниях о прошлом и в общении с природой. Счастье не в старании все брать у природы, от жизни, а отдавать частичку себя, своей души родным. Счастье - это радоваться любви, ценить простую радость жизни. Синяя птица исчезает. Теперь дети знают, где ее искать, - у себя в сердце, она всегда с ними - в этом сущность счастья.

1 вариант.

Пьеса «Синяя птица» написана в период, когда Г. Метерлинк от символиста до «театра смерти» пришел к другому видению мира - романтическому. И смысл пьесы в том, лишь бы показать человечеству философский смысл бытия, красоту сегодняшней жизни и ее величие. Герои Метерлинка, маленькие дети лесника Тильтиль и Митиль, отправляются в путешествие на поиски Синей птицы, которая должна дать им здоровье и счастье. Что же заставляет их идти на поиски, хотя они и не знают точно, куда идти? Фея сумеет разбудить в них и доброту, и стремление познать мир. Ведь им надо обязательно, научиться видеть то, что «не на виду».

И тогда оказывается, что весь мир вокруг, все предметы имеют свою душу, свое отношение к людям. Затем дети отправляются на поиски не сами, а в кругу друзей и недругов. Так же, как всегда шествует жизнью каждый человек. Их путешествие лежит Страной Воспоминаний и Дворцом Ночи, садами Блаженств и Царством Будущего. Дети узнают, что за умерших надо молиться, так как «молиться - значит вспоминать». Таинство смерти такое же великое, как и таинство рождения. И над всем этим старое Время, которое невозможно впустить кого-то на Землю рано или поздно. И каждый несет с собой какое-то действие - хорошо или плохо. Именно в этом и заключается смысл его рождения - принесении что-то миру. Где не были дети, везде они видели птиц, которые казались синими, но ни одна не была той Синей птицей. И только когда дети снова возвратились домой, наиболее похожей оказалась горлица, которая принадлежала Тильтилю. Да и само путешествие не случайно завершается в той самой хижине лесника, откуда они отправились. Только теперь она кажется другой, лучшей, так как другими возвратились детьми.

Значит главное - это готовность отправиться в поход за истиной, желание изменений, стремление к идеалу. Именно в этом, по мнению Метерлинка, и заключается смысл жизни понять, зачем ты пришел в мир, который смысл в том, что ты живешь, потому, что жизнь - вечна.

Морис Метерлинк был тем человеком, который создал символистский «театр».

Вот теперь можем говорить о поисках счастья героями «Синей птицы». Понятно, что этой феерии предшествовал сложный творческий и духовный путь, если на смену ему, где всем руководит Неизвестное, т.е. невидимые и неизвестные фатальные силы, намерения которых тайные, неизвестные. В конце концов, это была Смерть, к которой прислушались все лица, которые лишь ждали.

И вот читателю и театру предлагается произведение, в котором нет ощущения предсказуемости, герои которого не ждут, а действуют и изменяют прежде всего свой духовный мир. Через то большая часть действующих лиц есть символами духовной деятельности человека, как такового творческого начала.

Так, Душа Света отправляется на поиски Синей птицы счастья семьи, которую бы никто не назвал зажиточной, в сопровождении Душ Огня, Воды, Сахара и двух созданий, которые уже давно сопровождают человека на его пути. Души детей не примитивные и много что познали. Волшебный бриллиант помогает детям на их пути. И тот путь - опаснейший, которым проходит человек. Это путь самовоспитания. Одна за другой изменяются картины. Из нищей хижины дровосека мы попадаем в роскошные покои феи, лишь бы встретиться с достояниями еще первоначальных людей - огнем, водой, хлебом, сахаром, первыми свойскими животными. Сперва, как и надо было ждать, на пути самопознания мы обращаемся к нашим воспоминаниям... Страшная демонстрация материнской судьбы бедных для меня полностью снимает идиллическое расположение духа картины: семеро умерших детей один за другим выходят на конец.

Углубление в дальнейшее приводит маленьких людей к ужасам и темным порываниям человеческой психики. Пойманные здесь Синие птицы не выдерживают света. «Лес» личности недалеко пошел от «леса» природы, который старался осудить человека, которого, тем не менее, не по силам ему победить. Открытие Бриллианта кладбища уверяет мальчика и девочку, что смерти нет.

Тем не менее и свет можно затмить - есть блаженства разные за сущностью, и если сорвать маски, выглядят, как чудовища. И только и радости понимать, видеть, не бояться, так же, как Материнская Любовь, истинные. Самые трагичные символы, наверное, в голубом дворце, где ждут жизни, в нем все заранее, неродившиеся дети...

И потому возвращаемся к хижине дровосека, так и не найдя Синей птицу. И что-то подобное было уже только еще к началу его странствований. Он передаст его девушке-соседке, а и не удержит Птицы счастья.

Может, потому, что счастье нельзя выбрать или получить в подарок. За ним надо идти. Напрасно обращается к зрителям Тильтиль: Мы очень вас просим: если кто-то из вас его найдет, то пусть принесет к нам, он нам нужен для того, чтобы стать счастливыми в будущем...

2 вариант.

К началу XX века Метерлинк вышел за пределы символизма и стал одним из создателей бельгийской прогрессивно-романтической и реалистической драмы.1 В 1908 году писатель создает одно из центральных своих произведений – «Синюю птицу». Эта феерия, рассказывающая о путешествии детей дровосека, сопровождаемых душами предметов и явлений, в поисках птицы, способной принести счастье людям, наполнена символами и аллегориями.

Перед тем, как приступить непосредственно к анализу символов в пьесе Метерлинка следует обратить внимание на русский перевод ее названия. У нас феерию знают, как «Синюю птицу», однако, как раз с точки зрения символичности цвета, такое наименование неверно. Вот, что пишет об этом Александр Блок: «Совсем не педантизм с моей стороны – придираться к слову синий и передавать словом голубой французское слово Bleu; по-французски bleu значит и синий, и голубой, так же как Blau по-немецки; но дело в том, что за пьесой-сказкой Метерлинка лежит длинная литературная традиция. Метерлинк очень много занимался немцем Новалисом; он переводил его и как бы заново открыл для французов, тесно связан его имя с символизмом; Метерлинк - один из тех, кому мы обязаны установлением тесной литературной связи между ранними романтиками начала века и символистами конца века. Новалис- ранний романтик, один из тех немногих, у кого начало романтизма можно наблюдать в чистом виде, не осложненном позднейшими наслоениями; он еще не сошел с первоначального пути, – и главное произведение его есть неоконченный роман о Голубом Цветке. У нас твердо установился обычай называть этот волшебный сказочный цветок именно голубым, а не синим, значит, нет никакой причины называть метерлинковскую птицу синей, а не голубой. Называя ее синей, мы порываем с традицией; но ведь всякое слово традиционно, оно многозначно, символично, оно имеет глубокие корни; последние тайны нашего сознания заложены именно в корнях языка; потому нам, художникам, нужно бережно относиться к слову; легко растерзать слух чуткого читателя или театрального зрителя, сразу навязав ему ряд ложных ассоциаций. Будем верны слову голубой во всем тексте пьесы; потому что цветок голубой, небо голубое, лунный свет – голубой, волшебное царство – (голубое или лазурное – у Тургенева) и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом - голубая, а не синяя.

Для начала следует сказать, что в пьесе присутствуют не только символические образы, но и аллегорические, которые не следует путать. В реферате я расскажу, как о первых, так и о вторых.

Первую в сказке символическую деталь мы наблюдаем в самом начале, еще до того, как дети проснулись. В комнате таинственно изменяется сила свет: «Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой». Данное действие символизирует понятие «видеть в истинном свете». В том свете, в котором Тильтиль и Митиль увидят мир после того, как повернется алмаз на шапочке. В том свете, в котором любой человек может увидеть мир, посмотрев на него с чистым сердцем. В этой сцене знакомое нам противоречие слепоты и зрения выступает наружу, переходит из глубинного философского подтекста в драматический сюжет. Именно этот мотив проходит линией через все произведение, является центральным. В связи с этим интересно мнение И. Д. Шкунаевой. Она пишет, что в пьесе Метерлинка присутствует два различных типа превращений. Одно из них, близкое к сказочному, состоит в возвращении явлений к самим себе. Волшебный алмаз Тильтиля не изменяет окружающий мир, а приводит в соответствие знак и сущность. Для этого надо только «открыть глаза», ибо знак несомненно выражает сущность, она легко прочитывается зрячими глазами. Преображение людей, явлений и предметов – следствие открытого взгляда Тильтиля на мир. Широко распространенные народные, сохранившие всю свою метафорическую образность выражения – «видеть в истинном свете» и «смотреть на мир открытыми глазами» - стали основой драматического действия этой пьесы. Однако, что же требуется для того, чтобы глаза действительно раскрылись и мир предстал таким, какой он есть, а не каким он кажется плохому зрению? Обратим внимание на механизм действия волшебного алмаза. И здесь мы находим символ: традиционное прикосновение волшебной палочки к предмету стало у Метерлинка прикосновением алмаза к «особой шишке» на голове Тильтиля. Изменяется сознание героя – и тогда окружающий его мир преобразуется по законам сказки.3 «Большой алмаз, он возвращает зрение».

Также центральными символами пьесы можно назвать образы самих детей и их родственников-бедняков. Они являлись типичными представителями бельгийского, да и вообще, европейского общества. В начале пьесы, во дворце феи, Тильтиль и Митиль переодеваются в костюмы персонажей сказок, популярных в народе. Именно в силу своей обыденности как залога всеобщности они оказались символом человечества. Тут же надо сказать и о том, почему Метерлинк выбрал в качестве главных героев именно детей. Исследователь Л.Г. Андреев считает, что не могло быть случайностью то, что детям надлежало отправиться в поиски синей птицы, искать счастье в смысл жизни. Как тут не вспомнить о воспетой Метерлинком простоте, о тех преимуществах наивного, непосредственного мировосприятия, о которых он много раз писал, Тильтиль и Митиль для Метерлинка – это не только дети, пережившие необыкновенные приключения, но и тот ключ, с помощью которого можно открыть врата истины и врата рая.4

Другие персонажи феерии также символичны. Среди всех стоит выделить кошку. Тилетта символизирует зло, предательство, лицемерие. Коварный и опасный для детей недруг – такова ее неожиданная сущность, ее загадочная идея. Кошка дружит с Ночью: обе они охраняют тайны жизни. Она и со смертью накоротке; ее старинные друзья - Несчастья. Это она, по секрету от души Света, приводит детей в лес на растерзание деревьям и животным. И вот что важно: дети не видят Кошку в «истинном свете», они не видят ее так, как видят других своих спутников. Митиль любит Тилетту и защищает ее от нападений Тило. Кошка – единственный из путешественников, чья свободная под лучами алмаза душа не совместилась со своим видимым обликом. Хлеб, Огонь, Молоко, Сахар, Вода и Собака не таили в себе ничего чужеродного, были прямым доказательством тождества видимости и сущности. Идея не противоречила явлению, она только раскрывала и развивала его невидимые («молчаливые») возможности. Так Хлеб символизирует трусость, соглашательство. В нем есть отрицательные мещанские качества. Сахар слащав, комплименты, делаемые им, идут не от чистого сердца, его манера общаться театральна. Возможно, он символизирует людей из высшего общества, близких к власти, старающихся всячески угодить правителям, лишь бы «усидеть» на хорошей должности. Однако и у Хлеба, и у Сахара есть положительные черты. Они бескорыстно сопровождают детей. Притом, Хлеб еще и несет клетку, а Сахар отламывает свои пальцы-леденцы и дает их Митиль, так редко кушающей сладости в обычной жизни. Пес воплощает исключительно положительные стороны характера. Он предан, готов пойти на смерть, спасая детей. Однако хозяева не до конца понимают этого. Они постоянно делаю псу замечания, гонят прочь даже тогда, когда он пытается рассказать им правду о предательстве кошки. А в лесу Тильтиль даже согласился на предложение деревьев связать Тило.

Стоит обратить особое внимание на центрального персонажа пьесы – Душу Света. Заметим, что в «Синей Птице» среди путешественников одна лишь Душа Света – образ аллегорический. Но ведь Душа Света - исключение. Это не просто спутник детей, это их «предводительница»; им в ее фигуре олицетворяется символ света - поводыря невидящих. Остальные аллегорические персонажи пьесы встречаются детям на их пути к Синей Птице: каждый из них в наивно-обнаженной форме несет свою мораль - вернее, свою часть общей морали,- каждый преподносит свой особый конкретный урок. Встречи с этими персонажами образуют этапы духовного и душевного воспитания детей: Ночь и Время, Блаженства, самые тучные из которых символизируют богатство, собственность, жадность, и Радости, символизирующие обыденную жизнь простых честных людей, Призраки и Болезни учат Тильтиля и Митиль либо в форме прямого словесного назидания, либо собственным молчаливым примером, либо, создавая поучительные для детей ситуации, из которых можно извлечь житейский урок.5 Душа Света движет внутреннее действие пьесы, так как, повинуясь фее, ведет детей от этапа к этапу их пути. Ее задачи в том, чтобы разматывать клубок событий, переходящих из одного времени в другое, меняющих пространство. Но роль поводыря и в том, чтобы вселять надежду, не дать угаснуть вере.

Особо следует сказать о роли времени в феерии, о его символике. Лицом к лицу мы встречаемся с ним в одной из последних картин феерии, однако и ранее оно то и дело напомяяало нам о себе. Впрочем, не только в далеком Царстве Будущего, но и в первой картине пьесы - в хижине дровосека - перед нами уже появляется олицетворенное время: «прекрасные дамы», танцующие под звуки прелестной музыки, – это «свободные» и «зримые» часы Жизни Тильтиля.

Сон и сновидение - это внешнее, объективное, и внутреннее, субъективное время «путешествия» детей. В сновидении, с помощью памяти и воображения, символически воссоздано качество времени как особой категории реальности - единство и непрерывность его потока. О том, что настоящее содержит в себе и прошлое и будущее, и что его «состав» и есть состав» самой личности, Метерлинк много пишет в своих философских этюдах начала века. Диалектическая взаимосвязь трех сторон времени осуществляется в телесном, душевном и духовном бытии человека: эту мысль Метерлиик стремится доказать и на страницах своей философской прозы и с помощью поэтических образов и символов «Синей Птицы».6

Наконец следует сказать о главном символе феерии – о самой Синей птице. В пьесе говорится, что синяя птица нужна героям «для того, чтобы стать счастливыми в будущем»... Здесь символ птицы пересекается с образом времени, с Царством будущего. Александр Блок высказывает интересную версию, почему символом счастья стала именно птица. «Птица всегда улетает, ее не поймать. Что еще улетает, как птица? Улетает счастье. Птица - символ счастья; а о счастье, как известно, давно уже не принято разговаривать; взрослые люди разговаривают о деле, об устроении жизни на положительных началах; но о счастье, о чуде и тому подобных вещах не разговаривают никогда; это даже довольно неприлично; ведь счастье улетает, как птица; и неприятно взрослым людям гоняться за постоянно улетающей Птицей и пробовать насыпать ей соли на хвост. Другое дело - ребенку; дети могут забавляться этим; с них ведь не спрашивается серьезности и приличий».7 Тут же можно сделать вывод, что дети также символизируют надежду на будущее счастье. Хотя они так и не нашли птицу во время путешествия, а горлица в конце улетела, они не отчаиваются и собираются продолжать поиски синей птицы, то есть – счастья.

Герои философской пьесы-сказки «Синяя птица» - это образы-символы, которые воплощают господствующие на земле силы. Это человек, растения, животные, стихии Света, Огня и Воды, Души, Хлеба, Молока, Часов - все то, из чего состоит человеческий мир. Оказывается, человек живет на земле, не замечая вокруг никого и ничего, кроме таких, как сам. Ей кажется, что лишь он наделена душой, и все тайны мира им разгаданы. Но это не так. С помощью волшебного камня, который открывает истинное зрение, Тильтиль и Митиль, герои пьесы, видят мир таким, которым он является в действительности, - одухотворенным, прекрасным (а иногда - страшным), преисполненным тайн, еще неизведанных человечеством. В этом мире прошлое, настоящее и будущее находятся рядом и пронизывают друг друга: Тильтиль и Митиль встречают и своих давно умерших родных, и еще не рожденного брата. Оказывается, человек отвечает не только за себя, но и за всех своих предков и потомков, потому что весь его род - единственное целое, одна бесконечная линия.

Драматург делает своими героями именно детей, ведь их сознание еще гибкое, они наиболее восприимчивы к тайнам мира, близки к природе. Они умеют искренне любить и радоваться, их еще не затронули несчастье и пороки, которые появляются в пьесе в образах Толстых Блаженств (например, Блаженство Быть Богатым, Блаженство Ничего Не Делать и др.)

Созданная Метерлинком космогоническая объединяет все силы и законы земли: от ночных ужасов и войн к самой светлой сущности земли - Материнской любви, Справедливости, Радости Понимать; дети попадают к своим предкам и потомкам, в подземное царство Ночи и на вершины мира, встречают Души растений и животных. Они узнают, что в мире существует большое количество сил, которые помогают им, или наоборот - обиженные на людей и стремятся отомстить им (как, например, души тех деревьев и животных, которых человек уничтожает).

Метерлинк дает в пьесе оптимистичную картину будущего: те дети, которые ожидают в Царстве Будущего своего рождения, вскоре принесут на землю прекрасные машины, цветы и плоды, победят болезни, несправедливость и даже саму смерть. Однако и перед теми, которые живут на земле, появилось очень важное задание: Тильтиль и Митиль должны найти Синюю птицу - птицу счастья - и принести его на землю. Для этого они познают мир. Но этот мир и души, которые населяют его, - внутри самих людей. Действие пьесы начинается и завершается в родном доме детей. Путешествие внутрь себя происходило во сне, но, проснувшись, Тильтиль и Митиль не забывают всего, что с ними случилось, и теперь по-новому смотрят на окружающий мир: как предусматривала Душа Света, их взгляд на вещи изменился, и теперь им кажется, что лишь они проснулись, а остальные люди - спят, не видя всю красоту и благодать мира.

«Одухотворяет» в пьесе мир, окружающий человека мир, Метерлинк показывает, что людям необходимо «проснуться», посмотреть вокруг и увидеть всю красоту земли, ценность человеческой любви и доброты, необходимость жить в мире со своими соседями по земли и познавать мир, не разрушая его.

Знаменитая пьеса бельгийского символиста Мориса Метерлинка называется "Синяя птица". Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие "счастья". Символом счастья в этой пьесе выступает мифическая Синяя птица.

Анализ произведения

Это скорее обобщенный образ счастья, которое ищут все люди, а не конкретное определение этого ощущения. Недаром писатель выбрал форму сказки для такого произведения, именно таким образом можно раскрыть главную тему с символической, таинственной стороны.

Сказка поможет даже ребенку осознать, что такое счастья. Но и для взрослых эта пьеса будет интересной - аллегории и символы заставляют задумываться над важными моральными и духовными вопросами, которые Метерлинк поднимает в своем произведении.

Эта, казалось бы, фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека, Метерлинк пытается существенным образом раскрыть истинное и ложное в жизни человека. И пытается он показать это через детей, души которых еще чистые, а мысли - добрые и непредубежденные.

Это важный момент для анализа пьесы - ведь дети считаются невинными и наивными, они больше всего тянутся к чему-то доброму и светлому. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни и его загадку.

Поиск счастья героями

Два главных героя - Тельтиль и Метиль - отправляются на поиски счастья, Синей птицы. Она живет в дворце Ночи, но примечательно то, что она может существовать лишь на солнце. Это говорит о том, что встретить ее невозможно... Но суть пьесы не в этом, а в том, что пришлось пережить и открыть детям, когда они отправились на поиски птицы.

Они узнают о истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный приключениями путь учит их различать истинное и ложное в жизни. Символика, созданная Метерлинком, тончайшим образом раскрывает пороки человека, и то, что ведет его к добродетели.

Тельтиль и Метиль узнают, что существуют разные виды Наслаждений - ничего не делать, быть богатым или наслаждение любить родителей, видеть звезды, быть добрым и справедливым... Они узнают ту самую разницу между эгоистическими наслаждениями и счастьем.

И становится понятно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности, которые и ведут человека к истинному счастью и помогают его осознать. На своем пути они встречают Душу Света, которая помогает преодолеть многие препятствия, но не просто спасет их, а преподносит детям важные нравственные уроки.

А важнейшим уроком и для детей, и для взрослых является понимание сути зла, которую олицетворяет в пьесе Дворец Ночи. В данном случае, Ночь представляет собой не только зло, она, прежде всего, является невозможностью многих людей отличить зло от добра.

На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни. И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека - совершенно индивидуально.

Сегодня мы с вами припадем к источнику бельгийской прозы, которая называется "Синяя птица", так как оно напоит нас добром и силой, верой в человека, поможет понять простую истину - человека в ее руках.На прошлом занятии мы ознакомились с жизнью и творчеством выдающегося бельгийского писателя Мориса Метерлинка. Вы знаете, что Метерлинк - это , творчество которого вобрало у себя все типичные черты символизма. Его концепция действительности целиком мистическая: за миром явлений, которые мы воспринимаем, прячется другой, истинный мир, что-то неизвестное, непонятное, невидимое.

В эстетичному плане творческий путь Метерлинка пролегает от "драмы" к "театру надежд", высочайшим проявлением которого становится его философская феерия "Синяя птица", написанная в 1908 году. В этом произведении воплощены новые взгляды драматурга на жизнь вообще и на творчество в частности, автор поднимает моральные проблемы.

"Синяя птица" - это философская п"єсаказка о смысле жизни и всемогущество человека. Пьеса зачаровывает своей непосредственностью. В ней много сказочных мотивов: вещи и животных наделенные чрезвычайными свойствами и способностями, выступают помощниками или врагами человека. Герои пьесы путешествуют сказочными странами. Итак, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы вместе с Тильтилем и Митиль помандруємо Страной Воспоминаний, Царством Будущего, Дворцом Ночи, Лесами и Садами Блаженств - это путешествие всего человечества по стране, имя какой жизни. На этом пути героев будут ждать коварные Тучные Блаженства, которые задурманивают главу и создают иллюзию счастья, в частности Блаженство Ничего Не Знать, Блаженство Ничего Не Делать, Блаженство Быть Богатым, но мы встретимся с настоящими человеческими утехами, среди них естественные блаженства - Блаженство Дышать, Блаженство Весны, Блаженство Голубого Неба, Блаженство Бегать По Роси Босиком, и большие человеческие Радости - Радость Быть Справедливым, Радость Завершенной Работы, Большая Радость Любить, Радость Понимать Прекрасное и наибольшая из радостей - Радость Материнской Любовь.

Действие. Тильтиль и Митиль спят. Мать поправляет постель, тихонько выходит из комнаты, погасив перед этим лампу. Вдруг лампа самая загорается, дети просыпаются. Тильтиль и Митиль ведут между собой беседу. Тильтиль рассказывает, что приходила Фея и спрашивала о Синей птице. Дети отправляются в путешествие за Синей птицей.

Большой дворец феи Берилюни. Тильтиль и Митиль вместе с душами вещей, переодевшись для путешествия, выходят в роскошных костюмах. Первыми - Кошка, Сахар, Огонь, потом - Пес, Вода, Хлеб. Они рассказывают о себе и свои действия в дворце Феи. Мы направляемся дальше с Тильтилем и Митиль искать Синей птицы и попадаемся в Страну Воспоминаний. Здесь Тильтиль и Митиль встречаются со своими умершими бабушками и дедушкой, братцами и сестричками. Здесь дети сознают важность духовной памяти, без которой человек не может считать себя человеком.

Следующая наша остановка в Дворце Ночи. Но быстрее за нас туда придет Кошка. Она подговорит Ночь не отдавать Синей птицы, "который может жить при свете дня, прячется между синими птицами снов, которые питаются лучами месяца и умирают, как только увидят солнце". Кошка предлагает напугать Тильтиля, Митиль и всех, кто с ними отвернуть их внимание. Света не будет с нами, так как ему запрещено переступать порога Дворца Ночи. Огонь тоже не смог прийти, так как он родственник Света. С нами только Хлеб, Сахар и Пес. Тильтиль просит Ночь отдать ему ключи от дверей, где скрытые тайны. Ночь не хочет давать ключей, но Тильтиль напоминает ей, что она не имеет права отвечать отказом Человеку. Ночь вынужденная погадттясяттїльтиль отртїмує"к7Гючїиїо"черзг одчиняє двери, за которыми скрытые Призраки, Болезни, Ужасы, Войны, Тайны, . Царица Ночь отмечает, что найстрашнише, что угрожает человечеству, - это Войны. В этих словах звучит предостережение от насилия и жестокости.

Неудачная попытка найти Синюю Птицу в Дворце Ночи не останавливает Тильтиля и Миитиль в поисках. Они твердо убеждены, что Синяя Птица поможет дочерям Феи, и потому продолжают свое путешествие. А мы? Ну, что же, нам будет тоже интересно побывать с ними в волшебном Лесу и послушать, о чем говорят и думают Дуб, Бук, Вяз, Тополь, Ель, Кипарис, Липа, Каштан. И снова первой в лесу появляется Кошка, чтобы подговорить дерева не отдавать Тильтилеви Синей Птицу. (Кошка, Тильтиль, деревья передают содержание 5 рисунка.)

Преподаватель. Утомились дети, звере, дерева и мы. Но мы должны все вместе найти Синюю Птицу. Свет сообщил, что узнало от Феи Берилюни, что Синей Птицу прячет в гробу один мертвец из кладбища. Свет не имеет права посещать мертвецов, поэтому оно просит детей в полночь "пересмотреть домовини".

Длинному путешествию за Синей Птицей все же приходит конец. Все поворачиваемся снова к Дровальової дома. Не хочется отпускать Свет, хотя и не нашли Синей Птицы, но очень радуются Тильтиль и Митиль, так как видят своих дорогих отца и маму, все вещи, которые путешествовали с ним круглый год. Дневный свет просыпается, сквозь щели окон освещает комнату. Тильтиль и Митиль крепко спят. их мать заходит в комнату и будит детей. Стук в двери. К дому заходит соседка. Она рассказывает, что ее внучка болеет, и помочь ей может только Синяя Птица. Маты и отец уговаривают Тильтиля отдать горлицу девочке.

Бабушка приводит девочку, которая уже может ходить. Она очень совет и хочет поблагодарить Тильтилю, но вдруг горлица, которая стала синей випурхнула из рук девочки.

Мы с вами путешествовали страницами прекрасной п"єсифеєриї "Синяя птица", стремились познать найпотаємнише. Оптимистически звучит вера в человека, в будущее, в успехи науки, в победу над ужасным, войнами, болезнями. Приход будущих изобретателей, ученых, философов, которые сумеют прислужиться человечеству, зависит от Времени. Этот старый сурово следит, чтобы люди сумели познать новое тогда, когда настанет пора. Метерлинк глубоко убежден, что человек имеет высокое назначение в жизни: она должен оставить писпя себя нужно на земле. Об этом свидетельствует ответ автора на вопрос, которые будут делать дети, которые спят:" Они самые этого сейчас не знают, и они непременно имеют с чем-то прийти на Землю - с пустыми руками туда не пускают".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх