Губин в д основы философии для спо. Губин В.Д. и др. Философия. Учебник - файл n1.doc

Губин В.Д.

Основы философии: Учебное пособие


М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. (2-е изд.)
Серия Профессиональное образование
ISBN 978-5-91134-067-4, 978-5-16-002804-0

Формат: PDF 4,9 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: русский

Учебное пособие написано в соответствии с новым государственным образовательным стандартом по данной дисциплине и посвящено изучению основ философии, помогающей читателю глубоко осознать не только внешний, но и собственный духовный мир. В книге уделяется главное внимание вопросам изучения человека и его становлению в качестве целостной личности.
Пособие рекомендовано студентам средних специальных учебных заведений.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге рассказывается о важнейших проблемах классической и современной философской мысли. Она состоит из четырех разделов. Первый посвящен великим философам и их учениям о мудрой и правильной жизни. Второй - проблеме человека, его сознанию и возможностям познания мира. Третий - основным проявлениям духовной жизни человека: науке, религии и искусству. Четвертый раздел - обществу, социальной жизни в ее культурном и историческом аспектах. В конце каждой главы даются избранные тексты: выдержки из философских трудов, относящиеся к той или иной теме. Автору хотелось, чтобы молодые люди могли почитать и вдуматься в эти отрывки, которые гораздо сложнее текста учебника, - чтобы попробовать самим разобраться в настоящем философском изложении (это не научная и не художественная литература, а специфический текст, который сочетает в себе и то, и другое) и почувствовать аромат истинно философской мысли. После каждой главы автор обращается к читателям с рядом вопросов по теме - это приглашение к разговору, в ходе которого можно высказать свое понимание и свое отношение к проблемам, поднятым в главе.
Вслед за Эпикуром автор считает, что философию можно изучать в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше. Но это требует определенного труда ума и души, поскольку философия не передает какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать самые главные вопросы своей жизни.

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10

Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10
Глава 1. Философия античного мира 10
Глава 2. Философская мысль Средних веков 31

Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36
Глава 1. Философия Нового времени 36
Глава 2. Философия XX века 55

Раздел II. Человек-сознание-познание 69

Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69
Глава 1. Происхождение и развитие человека 69
Глава 2. Что из себя представляет человек? 80
Глава 3. Основные характеристики человека 94
Глава 4. Категории человеческого бытия 107

Тема 2.2. Проблема сознания 126
Глава 1. Сознание и человеческая природа 126
Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147

Тема 2.3. Учение о познании 155

Раздел III. Духовная жизнь человека 168

Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168

Тема 3.2. Философия и религия 184

Тема 3.3. Философия искусства 191

Раздел IV. Социальная жизнь 203

Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203

Тема 4.2. Философия культуры 224

Тема 4.3. Философия истории 242

Заключение. Восторжествует ли разум? 279
Что нужно прочитать самому 281
Предметно-именной указатель 282

М. : ТОН - Остожье, 200 1. - 704 с .

Учебник подготовлен коллективом известных российских ученых - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета и ряда других ведущих вузов, сотрудников научных учреждений Российской Академии наук.

Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы, входящие в вузовский курс философии, освещены достаточно подробно, что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.

Второе издание переработано и дополнено рядом новых глав. Рекомендуется как для студентов, начинающих изучать вузовский курс философии, так и для аспирантов, преподавателей; всех интересующихся современным уровнем рассмотрения проблем истории философии и ее теоретических областей.

Формат: doc

Размер: 4,2 Мб

Скачать: RGhost

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.1. Философия Древней Индии
Философские традиции Индии. Индуизм и классическая индийская философия. Миманса и веданта
Глава 1.2. Философия Древнего Китая
Периодизация истории китайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Становление китайской философии. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства. Философия "Книги перемен". Философия школы Мо-цзы (Мо Ди). Воззрения школы легистов (фацзя, законников)
Глава 1.3. Античная философия
Становление философии в Греции. Философские школы досок-ратиков. Проблематика и содержание учений. Сократ и платоновская традиция. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм и завершение античной эпохи в истории философии
Глава 2.1. Средневековая философия Запада
Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Виды философии. Смыслы философии. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия
Глава 2.2. Классическая арабо-мусульманская философия... 109
Особенности мусульманской цивилизации. Калам. Фальсафа. Суфизм
Глава 2.3. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Принципы философии Возрождения. Смыслы философствования. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация
Глава 3. Философия нового времени (от Декарта до Канта)
Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. Философия Просвещения
Глава 4. Немецкая классическая философия
Философия Иммануила Канта. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)
Глава 5. Постклассическая философия ХIХ века
Глава 6. Философия К. Маркса
К. Маркс и младогегельянство. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Частная собственность и коммунизм. Гуманизм и натурализм. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Маркс и философская мысль Запада
Глава 7. Русская философия
Формирование философской культуры в средневековой Руси. Развитие философии в послепетровской России XVIII в. Русская философия XIX в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм и материализм в России. 1860 - 1870-е гг. Философия российского консерватизма. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русская религиозная метафизика XX в. Новое религиозное сознание


ЧАСТЬ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Глава 1. Онтология: проблема бытия в философии
Метафизика и онтология. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. Язык - дом бытия. Николай Гартман: учение о построении реального мира. Реальный мир и его слои. Идеальное бытие. Логическая сфера. Сфера познания. Онтология сознания
Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании
Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Что такое знание? Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Перцептивное знание. Здравый смысл. Наивный реализм. Научное знание. Критический, научный реализм. Проблема истины
Глава 3. Философия науки
"Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ
Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира
Философия как теоретическое мировоззрение. Материализм, идеализм, дуализм. Сознание и мозг. Философские категории как базовый язык мировоззрений. Философия и научная картина мира. Пространство и время в научной картине мира. Причинность и детерминизм.
Глава 5. Философия истории
Христианская философия истории. Философия истории нового времени. Философия истории XX в.


ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
Глава 1. Социальная философия
1. Ключевые проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Общество в человеке. Понятие общественного производства. Человек в обществе. Посредники между людьми
2. Человек в его истории. Экология социального. Человек в традиционном доиндустриальном обществе. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна). Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)
Глава 2. Философия политики
Предмет политической философии. Государство и власть. Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX в. Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу. Формы политической жизни и социально-историческое бытие
Глава 3. Философия права
Возникновение права и механизмы саморегуляции общества в философских учениях древности. Власть и право в философских теориях средних веков. Общественный договор и естественное право (Гоббс и Локк). Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье). Право и модернизация: философия права в Германии и России
Глава 4. Философия экономики
"Хозяйство": историческая эволюция понятия. Категория труда в философии и экономике. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. План или рынок? Богатство и бедность
Глава 5. Философия техники
"Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Природа технического знания. Техника и искусство. Техника в контексте глобальных проблем. "Антропология техники". Русская философия: "технический" Апокалипсис. "Технократическая концепция" и ее критика. Этика в техническом обществе. Перспективы философии техники


ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. Философская антропология
Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Проблема Я. Попытки классификации человека. Основные характеристики человека. Несводимость. Непредопределенность. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Категории человеческого бытия. Счастье. Вера. Смерть
Глава 2. Философия культуры
Что означает понятие "культура". "По природе" и "по установлению". Культура и природа человека. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Есть ли столбовая дорога в философии культуры?
Глава 3. Философия религии
Что такое "философия религии". Две основные ее формы. Философское религиоведение. Философская теология
Глава 4. Философия творчества
Как возможно творчество? Творчество как образ жизни. Этика закона и этика творчества. Творчество в искусстве и в жизни
Глава 5. Философия любви
Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии. Псевдолюбовь и ее формы


ЧАСТЬ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Глава 1. Основные направления современной западной философии
Глава 2. Прагматизм
Чарльз Пирс: от прагматизма к прагматицизму. Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса. Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи
Глава 3. Аналитическая философия и рационализм XX века
Наследие классического рационализма. Понятие аналитической философии. Исторические корни современного философского анализа. Основные трактовки философского анализа. Соотношение с другими направлениями современности. Лингвистический и логический аспекты философского анализа. Дисциплинарная структура аналитической философии
Глава 4. Феноменология
Феноменологический метод. Сознание и его предмет. Интенцио-нальность сознания. Работа сознания. Феноменологическая редукция. "Горизонты" сознания. Ноэма и ноэза. Жизненный мир
Глава 5. Экзистенциальная философия
Особенности экзистенциального стиля философствования - понятие экзистенции. Экзистенция как истина бытия. Переходность экзистенции. Экзистенция и время. Фактичность экзистенции. Экзистенция и свобода. Интерсубъективность экзистенции
Глава 6. Философская герменевтика
Герменевтика как практика и как теория. Становление герменевтики как теории. Герменевтика как универсальная теория понимания. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтика как философия. Размежевание традиционной и философской герменевтики. Герменевтическая философия после Гадамера
Глава 7. Классический и современный психоанализ
Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное. Познание бессознательного. Эдипов комплекс. Психоанализ и культура. Современный психоанализ
Глава 8. Философия кризиса
Введение. Первая мировая война и кризис культуры. Тема кризиса человека в западноевропейской философии. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису. Пути преодоления кризиса
Глава 9. Философия феминизма
Из истории формирования феминистских идей. Основные идеи и понятия феминизма 1960 - 1990-х гг. Феминистская критика западной культуры. Пол/гендер как культурная метафора. Феминистская ревизия западной философии. Античность. Средние века. Новое время. Просвещение. Классическая немецкая философия. Социалистическая и марксистская философия. Русская философия. Становление гендерных исследований как новой области гуманитарного знания
Глава 10. Постмодернизм
Модерн и постмодерн. Философско-теоретические истоки. Критика "мышления идентичности" и "дифференция". Серийная событийность против "события бытия". "Смерть субъекта" и критика "метафизики". Параметры трансформации. "Исчезновение социального" и симуляция
Сведения об авторах
Указатель имен
Предметный указатель

М. : ТОН - Остожье, 200 1. - 704 с .

Учебник подготовлен коллективом известных российских ученых - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета и ряда других ведущих вузов, сотрудников научных учреждений Российской Академии наук.

Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы, входящие в вузовский курс философии, освещены достаточно подробно, что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.

Второе издание переработано и дополнено рядом новых глав. Рекомендуется как для студентов, начинающих изучать вузовский курс философии, так и для аспирантов, преподавателей; всех интересующихся современным уровнем рассмотрения проблем истории философии и ее теоретических областей.

Формат: doc

Размер: 4,2 Мб

Скачать: RGhost

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Глава 1.1. Философия Древней Индии
Философские традиции Индии. Индуизм и классическая индийская философия. Миманса и веданта
Глава 1.2. Философия Древнего Китая
Периодизация истории китайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Становление китайской философии. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства. Философия "Книги перемен". Философия школы Мо-цзы (Мо Ди). Воззрения школы легистов (фацзя, законников)
Глава 1.3. Античная философия
Становление философии в Греции. Философские школы досок-ратиков. Проблематика и содержание учений. Сократ и платоновская традиция. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм и завершение античной эпохи в истории философии
Глава 2.1. Средневековая философия Запада
Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Виды философии. Смыслы философии. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия
Глава 2.2. Классическая арабо-мусульманская философия... 109
Особенности мусульманской цивилизации. Калам. Фальсафа. Суфизм
Глава 2.3. Философия эпохи Возрождения и Реформации
Принципы философии Возрождения. Смыслы философствования. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация
Глава 3. Философия нового времени (от Декарта до Канта)
Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. Философия Просвещения
Глава 4. Немецкая классическая философия
Философия Иммануила Канта. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)
Глава 5. Постклассическая философия ХIХ века
Глава 6. Философия К. Маркса
К. Маркс и младогегельянство. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Частная собственность и коммунизм. Гуманизм и натурализм. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Маркс и философская мысль Запада
Глава 7. Русская философия
Формирование философской культуры в средневековой Руси. Развитие философии в послепетровской России XVIII в. Русская философия XIX в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм и материализм в России. 1860 - 1870-е гг. Философия российского консерватизма. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русская религиозная метафизика XX в. Новое религиозное сознание


ЧАСТЬ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Глава 1. Онтология: проблема бытия в философии
Метафизика и онтология. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. Язык - дом бытия. Николай Гартман: учение о построении реального мира. Реальный мир и его слои. Идеальное бытие. Логическая сфера. Сфера познания. Онтология сознания
Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании
Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Что такое знание? Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Перцептивное знание. Здравый смысл. Наивный реализм. Научное знание. Критический, научный реализм. Проблема истины
Глава 3. Философия науки
"Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ
Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира
Философия как теоретическое мировоззрение. Материализм, идеализм, дуализм. Сознание и мозг. Философские категории как базовый язык мировоззрений. Философия и научная картина мира. Пространство и время в научной картине мира. Причинность и детерминизм.
Глава 5. Философия истории
Христианская философия истории. Философия истории нового времени. Философия истории XX в.


ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО
Глава 1. Социальная философия
1. Ключевые проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Общество в человеке. Понятие общественного производства. Человек в обществе. Посредники между людьми
2. Человек в его истории. Экология социального. Человек в традиционном доиндустриальном обществе. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна). Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)
Глава 2. Философия политики
Предмет политической философии. Государство и власть. Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX в. Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу. Формы политической жизни и социально-историческое бытие
Глава 3. Философия права
Возникновение права и механизмы саморегуляции общества в философских учениях древности. Власть и право в философских теориях средних веков. Общественный договор и естественное право (Гоббс и Локк). Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье). Право и модернизация: философия права в Германии и России
Глава 4. Философия экономики
"Хозяйство": историческая эволюция понятия. Категория труда в философии и экономике. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. План или рынок? Богатство и бедность
Глава 5. Философия техники
"Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Природа технического знания. Техника и искусство. Техника в контексте глобальных проблем. "Антропология техники". Русская философия: "технический" Апокалипсис. "Технократическая концепция" и ее критика. Этика в техническом обществе. Перспективы философии техники


ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 1. Философская антропология
Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Проблема Я. Попытки классификации человека. Основные характеристики человека. Несводимость. Непредопределенность. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Категории человеческого бытия. Счастье. Вера. Смерть
Глава 2. Философия культуры
Что означает понятие "культура". "По природе" и "по установлению". Культура и природа человека. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Есть ли столбовая дорога в философии культуры?
Глава 3. Философия религии
Что такое "философия религии". Две основные ее формы. Философское религиоведение. Философская теология
Глава 4. Философия творчества
Как возможно творчество? Творчество как образ жизни. Этика закона и этика творчества. Творчество в искусстве и в жизни
Глава 5. Философия любви
Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии. Псевдолюбовь и ее формы


ЧАСТЬ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
Глава 1. Основные направления современной западной философии
Глава 2. Прагматизм
Чарльз Пирс: от прагматизма к прагматицизму. Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса. Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи
Глава 3. Аналитическая философия и рационализм XX века
Наследие классического рационализма. Понятие аналитической философии. Исторические корни современного философского анализа. Основные трактовки философского анализа. Соотношение с другими направлениями современности. Лингвистический и логический аспекты философского анализа. Дисциплинарная структура аналитической философии
Глава 4. Феноменология
Феноменологический метод. Сознание и его предмет. Интенцио-нальность сознания. Работа сознания. Феноменологическая редукция. "Горизонты" сознания. Ноэма и ноэза. Жизненный мир
Глава 5. Экзистенциальная философия
Особенности экзистенциального стиля философствования - понятие экзистенции. Экзистенция как истина бытия. Переходность экзистенции. Экзистенция и время. Фактичность экзистенции. Экзистенция и свобода. Интерсубъективность экзистенции
Глава 6. Философская герменевтика
Герменевтика как практика и как теория. Становление герменевтики как теории. Герменевтика как универсальная теория понимания. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтика как философия. Размежевание традиционной и философской герменевтики. Герменевтическая философия после Гадамера
Глава 7. Классический и современный психоанализ
Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное. Познание бессознательного. Эдипов комплекс. Психоанализ и культура. Современный психоанализ
Глава 8. Философия кризиса
Введение. Первая мировая война и кризис культуры. Тема кризиса человека в западноевропейской философии. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису. Пути преодоления кризиса
Глава 9. Философия феминизма
Из истории формирования феминистских идей. Основные идеи и понятия феминизма 1960 - 1990-х гг. Феминистская критика западной культуры. Пол/гендер как культурная метафора. Феминистская ревизия западной философии. Античность. Средние века. Новое время. Просвещение. Классическая немецкая философия. Социалистическая и марксистская философия. Русская философия. Становление гендерных исследований как новой области гуманитарного знания
Глава 10. Постмодернизм
Модерн и постмодерн. Философско-теоретические истоки. Критика "мышления идентичности" и "дифференция". Серийная событийность против "события бытия". "Смерть субъекта" и критика "метафизики". Параметры трансформации. "Исчезновение социального" и симуляция
Сведения об авторах
Указатель имен
Предметный указатель

Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. П. Лумумбы (зав. кафедрой доктор филос. наук, проф. П.К. Гречко), зам. гл. редактора журнала "Вопросы философии" доктор филос. наук Б.И. Пружинин

Учебник подготовлен коллективом известных российских ученых - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета и ряда других ведущих вузов, сотрудников научных учреждений Российской Академии наук.

Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы, входящие в вузовский курс философии, освещены достаточно подробно, что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.

Второе издание переработано и дополнено рядом новых глав. Рекомендуется как для студентов, начинающих изучать вузовский курс философии, так и для аспирантов, преподавателей; всех интересующихся современным уровнем рассмотрения проблем истории философии и ее теоретических областей.

Предисловие

Введение Термин "философия" и характер ее вопросов. Множественность пониманий философии. Философия и

культура. История философии и отдельные области философии

ЧАСТЬ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ Глава 1.1. Философия Древней Индии

Философские традиции Индии. Индуизм и классическая индийская философия. Миманса и веданта

Глава 1.2. Философия Древнего Китая

Периодизация истории китайской философии. Школы и течения в древнекитайской философии. Становление китайской философии. Философия древнего даосизма. Философия древнего конфуцианства. Философия "Книги перемен". Философия школы Мо-цзы (Мо Ди). Воззрения школы легистов (фацзя, законников)

Глава 1.3. Античная философия

Становление философии в Греции. Философские школы досок-ратиков. Проблематика и содержание учений. Сократ и платоновская традиция. Философские школы поздней античности. Неоплатонизм и завершение античной эпохи в истории философии

Глава 2.1. Средневековая философия Запада

Периодизация философии. Особенности средневековой философии. Виды философии. Смыслы философии. Теология. Практическая (или моральная) философия. Рациональная философия

Глава 2.2. Классическая арабо-мусульманская философия... 109

Особенности мусульманской цивилизации. Калам. Фальсафа. Суфизм

Глава 2.3. Философия эпохи Возрождения и Реформации

Принципы философии Возрождения. Смыслы философствования. Расщепление миров. Натурфилософские основания. Начала социальной философии. Европейский гуманизм. Новый пирронизм. Утопия как социальный проект. Реформация

Глава 3. Философия нового времени (от Декарта до Канта)

Философия Фрэнсиса Бэкона. Философия Рене Декарта. Эмпиризм и рационализм после Бэкона и Декарта. Философия Просвещения

Глава 4. Немецкая классическая философия

Философия Иммануила Канта. Школа классического немецкого идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель)

Глава 5. Постклассическая философия ХIХ века Глава 6. Философия К. Маркса

К. Маркс и младогегельянство. Философия Л. Фейербаха. Концепция превратного мира. Критика религии, гражданского общества и государства. Концепция отчуждения труда. Частная собственность и коммунизм. Гуманизм и натурализм. Материалистическое понимание истории. Сознание как осознанное бытие. Диалектический и исторический материализм. Маркс и философская мысль Запада

Глава 7. Русская философия

Формирование философской культуры в средневековой Руси. Развитие философии в послепетровской России XVIII в. Русская философия XIX в. Славянофильство. Западничество. Позитивизм и материализм в России. 1860 - 1870-е гг. Философия российского консерватизма. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Русская религиозная метафизика XX в. Новое религиозное сознание

ЧАСТЬ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 1. Онтология: проблема бытия в философии

Метафизика и онтология. К. Ясперс: экзистенция и трансценденция. Язык - дом бытия. Николай Гартман: учение о построении реального мира. Реальный мир и его слои. Идеальное бытие. Логическая сфера. Сфера познания. Онтология сознания

Глава 2. Эпистемология: философское учение о знании

Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. Эпистемологический поворот. Что такое знание? Классический эпистемологический фундаментализм. О "первичности" различных видов знания. Перцептивное знание. Здравый смысл. Наивный реализм. Научное знание. Критический, научный реализм. Проблема истины

Глава 3. Философия науки

"Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научноисследовательских программ

Глава 4. Мировоззрение, категории философии и научная картина мира

Философия как теоретическое мировоззрение. Материализм, идеализм, дуализм. Сознание и мозг. Философские категории как базовый язык мировоззрений. Философия и научная картина мира. Пространство и время в научной картине мира. Причинность и детерминизм.

Глава 5. Философия истории

Христианская философия истории. Философия истории нового времени. Философия истории XX в.

ЧАСТЬ III. ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО Глава 1. Социальная философия

1. Ключевые проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Общество в человеке. Понятие общественного производства. Человек в обществе. Посредники между людьми

2. Человек в его истории. Экология социального. Человек в традиционном доиндустриальном обществе. Человек в современном индустриальном обществе (обществе модерна). Человек в постсовременном обществе (обществе постмодерна)

Глава 2. Философия политики

Предмет политической философии. Государство и власть. Политическая идеология. Тоталитаризм и его исследователи в XX в. Мир политических конфликтов. От конфликта к консенсусу. Формы политической жизни и социально-историческое бытие

Глава 3. Философия права

Возникновение права и механизмы саморегуляции общества в философских учениях древности. Власть и право в философских теориях средних веков. Общественный договор и естественное право (Гоббс и Локк). Альтернативы рационалистического понимания естественного права: народный суверенитет или дух законов (Руссо и Монтескье). Право и модернизация: философия права в Германии и России

Глава 4. Философия экономики

"Хозяйство": историческая эволюция понятия. Категория труда в философии и экономике. "Экономический человек": рациональность, аскетизм и желание. Свобода индивида и экономическая свобода. План или рынок? Богатство и бедность

Глава 5. Философия техники

"Техника": истоки и эволюция понятия, современная трактовка. Природа технического знания. Техника и искусство. Техника в контексте глобальных проблем. "Антропология техники". Русская философия: "технический" Апокалипсис. "Технократическая концепция" и ее критика. Этика в техническом обществе. Перспективы философии техники

ЧАСТЬ IV. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 1. Философская антропология

Происхождение и сущность человека. Метафизика человеческого бытия. Проблема Я. Попытки классификации человека. Основные характеристики человека. Несводимость. Непредопределенность. Незаменимость и неповторимость. Невыразимость. Категории человеческого бытия. Счастье. Вера. Смерть

Глава 2. Философия культуры

Что означает понятие "культура". "По природе" и "по установлению". Культура и природа человека. Культура и цивилизация. Культура и культуры. Культура и модернизация. Культура и современный мир. Есть ли столбовая дорога в философии культуры?

Глава 3. Философия религии

Что такое "философия религии". Две основные ее формы. Философское религиоведение. Философская теология

Глава 4. Философия творчества

Как возможно творчество? Творчество как образ жизни. Этика закона и этика творчества. Творчество в искусстве и в жизни

Глава 5. Философия любви

Любовь как способ человеческого существования. Тема любви в русской философии. Псевдолюбовь и ее формы

ЧАСТЬ V. ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА

Глава 1. Основные направления современной западной философии Глава 2. Прагматизм

Чарльз Пирс: от прагматизма к прагматицизму. Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса. Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи

Глава 3. Аналитическая философия и рационализм XX века

Наследие классического рационализма. Понятие аналитической философии. Исторические корни современного философского анализа. Основные трактовки философского анализа. Соотношение с другими направлениями современности. Лингвистический и логический аспекты философского анализа. Дисциплинарная структура аналитической философии

Глава 4. Феноменология

Феноменологический метод. Сознание и его предмет. Интенцио-нальность сознания. Работа сознания. Феноменологическая редукция. "Горизонты" сознания. Ноэма и ноэза. Жизненный мир

Глава 5. Экзистенциальная философия

Особенности экзистенциального стиля философствования - понятие экзистенции. Экзистенция как истина бытия. Переходность экзистенции. Экзистенция и время. Фактичность экзистенции. Экзистенция и свобода. Интерсубъективность экзистенции

Глава 6. Философская герменевтика

Герменевтика как практика и как теория. Становление герменевтики как теории. Герменевтика как универсальная теория понимания. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтика как философия. Размежевание традиционной и философской герменевтики. Герменевтическая философия после Гадамера

Глава 7. Классический и современный психоанализ

Понятие психоанализа. Психическая реальность и бессознательное. Познание бессознательного. Эдипов комплекс. Психоанализ и культура. Современный психоанализ

Глава 8. Философия кризиса

Введение. Первая мировая война и кризис культуры. Тема кризиса человека в западноевропейской философии. От кризиса культуры и технологической цивилизации к мировому глобальному кризису. Пути преодоления кризиса

Глава 9. Философия феминизма

Из истории формирования феминистских идей. Основные идеи и понятия феминизма 1960 - 1990-х гг. Феминистская критика западной культуры. Пол/гендер как культурная метафора. Феминистская ревизия западной философии. Античность. Средние века. Новое время. Просвещение. Классическая немецкая философия. Социалистическая и марксистская философия. Русская философия. Становление гендерных исследований как новой области гуманитарного знания

Глава 10. Постмодернизм

Модерн и постмодерн. Философско-теоретические истоки. Критика "мышления идентичности" и "дифференция". Серийная событийность против "события бытия". "Смерть субъекта" и критика

"метафизики". Параметры трансформации. "Исчезновение социального" и симуляция Сведения об авторах Указатель имен Предметный указатель

Предисловие

Предлагаемый вниманию читателей Учебник представляет собой введение в философию и содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. Знакомство с книгой позволит получить представление о предмете философии, о наиболее известных философских учениях прошлого и о состоянии современной философии.

Учебник написан коллективом авторов на основе чтения ими курсов философии на различных факультетах Российского государственного гуманитарного университета и ряде других ведущих российских вузов. Книга предназначена прежде всего студентам и соответствует стандартам и требованиям, предъявляемым к курсу философии. Вместе с тем Учебник подготовлен авторами с некоторым "запасом". Сегодня на разных факультетах университетов, в вузах различного профиля изучаются разные по объему курсы философии, предлагаются разные подходы к преподаванию этой дисциплины: с акцентом на истории философии или систематическом рассмотрении ее проблем. Кроме того, в наши дни гораздо больше студентов выбирают такие специальности, как экономика, социология, право, политология, в связи с чем им полезно познакомиться с философской проблематикой своих дисциплин. Упомянутый выше запас в содержании Учебника позволит преподавателям выбрать из него те разделы, которые больше соответствуют объему и целям курса, профилю вуза. В полном же объеме учебник ориентирован на годовой курс философии.

Учебник может быть также рекомендован для тех, кто поступает в аспирантуру или изучает аспирантский курс философии. По охвату материала книга в целом соответствует таким курсам. Там же, где этого недостаточно, читателю поможет литература, рекомендованная для дополнительного чтения.

Авторы посчитали нужным сопроводить изложение историко-философского и теоретического материала короткими сведениями ("портретами") о жизни и творчестве западных и российских философов. Это позволило сделать историко-философский раздел Учебника более полным: не только расширив информацию о персоналиях, но и экстраполировав историко-философскую проблематику на разделы, построенные в проблемном ключе.

Данное издание Учебника - второе. Первое издание вышло в 1996 году. При доработке авторы учли замечания и советы, полученные от преподавателей философии, а также включили в учебник несколько новых глав.

Учебник снабжен именным и предметным указателями, что также поможет при изучении курса.

Работа подготовлена коллективом исследователей - преподавателей Российского государственного гуманитарного университета, сотрудников Института философии и ряда других ведущих институтов Российской Академии наук: Введение - доктор филос. наук Губин В.Д., доктор филос. наук Филатов В.П.; часть I, главы 1.1 и 1.3 - канд. ист. наук Пименов А.В., глава 1.2 - доктор филос. наук Лукьянов А.Е., главы 2.1 и 2.3 - доктор филос. наук Неретина С.С., глава 2.2 - доктор филос. наук Кира-баев Н.С., главы 3, 4, 6 - доктор филос. наук Алешин А.А., глава 5 - доктор филос. наук Губин В.Д., глава 7 - доктор филос. наук Сербиненко В.В.; часть II, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., главы 2, 3 - доктор филос. наук Филатов В.П., глава 4 - доктор филос. наук Алешин А.А., доктор филос. наук Филатов В.П., глава 5 - канд. филос. наук Стрелков В.И.; часть III, глава 1 - доктор филос. наук Козлова Н.Н., глава 2 - доктор ист. наук Гаджиев К. С., глава 3 - доктор филос. наук Медушевский А.Н., глава 4 - доктор филос. наук Филатов В.П., глава 5 - доктор филос. наук Сидорина Т.Ю.; часть IV, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., глава 2 - доктор филос. наук Ионин Л.Г., глава 3 - доктор филос. наук Кимелев Ю.А., главы 4, 5 - доктор филос. наук Губин В.Д., доктор филос. наук Некрасова Е.Н.; часть V, глава 1 - доктор филос. наук Губин В.Д., главы 2, 3 - доктор филос. наук Грязное А.Ф., главы 4, 5 - канд. филос. наук Стрелков В.И., главы 6, 10 - канд. филос. наук Малахов B.C., глава 7 - доктор филос. наук Лейбин В.М., глава 8 - доктор филос. наук Сидорина Т.Ю., глава 9 - канд. филос. наук Воронина О.А.; именной и предметный указатели - Бандуровский К.В.

Термин "философия" и характер ее вопросов

Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет. На древнегреческом языке оно означает "любовь к мудрости". Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека. Их интересовало, к примеру, "что лежит в основе всего существующего в мире?", "какие силы и законы управляют порядком мироздания?", "какова природа человеческой души?", "как отличить истинное знание от случайного мнения?", "что такое благо и справедливость?", "могут ли люди создать совершенное общество?".

На такие вопросы очень трудно, даже невозможно дать однозначные, удовлетворяющие всех ответы. Поэтому вместе с возникновением философии начался и нескончаемый, продолжающийся до наших дней, спор между философами по подобным проблемам. Многие считают, что этот спор, или критический диалог, и является сутью философии. Именно так понимал философию знаменитый древнегреческий философ Сократ, посвятивший всю свою жизнь поиску истины в философских дискуссиях.

Множественность пониманий философии

Существует множество определений философии и истолкований того, что она собой представляет и в чем состоит ее ценность. Иногда от философии ожидают глубочайших откровений и считают ее областью занятий необыкновенных людей. Иногда философствование объявляют бесполезными раздумьями о чем-то туманном и далеком от жизни.

Древнегреческий философ Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего. Его ученик Аристотель понимал ее как исследование причин и принципов вещей. Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума. Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.

Родоначальники новоевропейской философии Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание. Величайший из философов последних столетий Иммануил Кант отличал философию в ее школьном понимании - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума. Необычайно высоко оценивали значимость философии последователи Канта - Иоахим Фихте и Георг Гегель. Для них философия выступала средоточием всей человеческой культуры.

"Квинтэссенцией культуры" считал философию и Карл Маркс.

Однако он полагал, что она не должна оставаться областью отвлеченных академических занятий. Ее основное предназначение - изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.

С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир и самого себя. В свете кризисных событий, охвативших Европу после первой мировой войны, философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции - существования человека в истории, обществе, мире.

Большинство философов, как мы видим, оценивали философское мышление весьма высоко. Но были и другие точки зрения. В середине прошлого века французский философ Огюст Конт заявил, что прежняя философия относится к отжившему, спекулятивно-

метафизическому, типу мышления. Поэтому нужна новая философия, которая должна отказаться от своего прошлого и превратиться в позитивное научное мышление, стать общей наукой, суммирующей наиболее важные результаты других наук. С иных позиций "подкоп" под возвышенный образ философии предпринял один из крупнейших мыслителей XX в. Людвиг Витгенштейн. Он доказывал, что философские проблемы обычно представляют собой смесь логической путаницы, языковых ошибок и расстройства мышления. Поэтому, решая ту или иную проблему, философ должен с помощью скрупулезного анализа выявить истоки ошибок и путаницы и вернуться к здравому смыслу.

Итак, философия многолика, и трудно совместить разные ее образы и понимания.

Философия и культура

Какое место занимает философия в культуре и в жизни людей? Для того чтобы ответить на этот вопрос, философию обычно сравнивают с наукой, религией и искусством.

Большинство представителей философской мысли не считают философию наукой. Определенное сходство с последней философии придает то, что в ней, как правило, используются рациональные способы рассуждений. Но в философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики нет определенных и общепризнанных знаний и результатов. Философии не присуще прогрессивное развитие. Можно говорить, что физика или медицина ушли далеко вперед со времен древнегреческих ученых Архимеда и Гиппократа. Но было бы ошибкой утверждать, что современная философия намного превосходит философствование Платона и Аристотеля. Правда, некоторые области философии, тесно связанные с науками, соотносят свои построения с тем, что достигнуто науками в соответствующую эпоху, и потому заметно обогащают свое содержание.

Но в целом источники и смысл философствования имеют другое происхождение. В философии речь идет о целостности бытия, о таких сторонах и глубинах человеческого сознания, которые не могут быть предметом научного познания. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам человеческого бытия, загадкам сознания и души человека философия сближается с религией и искусством.

Так же, как искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Еще Платон сравнивал такое существование с жизнью в пещере. Большинство людей, говорил он, подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят, - это и есть истинный и единственно возможный мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не способные узнать этот мир. Цель философии - помочь людям постичь истинный мир.

Так же, как и религия, и искусство, философия считает своим главным делом спасение человека. Философия - это учение о спасении, о том, как жить человеку, чтобы оставаться

В отличие от искусства философия обращается прежде всего не к чувствам, а к разуму; а в отличие от религии она считает, что другая, истинная, бодрствующая жизнь возможна здесь и сейчас, в этом мире. Это не потусторонний идеал, возможный только после божественного преображения мира.

В отличие от религии в философии отсутствуют догматы. Она не призывает к безоговорочной вере в те или иные принципы - философия пытается обосновать их рациональными аргументами. Как и искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий. Если в произведении искусства идеалы и замыслы творца предстают в образах индивидуальных героев и событий, то в философском трактате идеи, как правило, выражаются в форме систематических рассуждений общего, безличного характера.

При всеобщности с другими областями человеческой культуры философию отличает не столько предмет изучения, сколько способ рассмотрения того или иного смысложизненного вопроса. Чем же отличается философ от религиозного учителя и от писателя, когда он обращается к фундаментальным вопросам бытия? Своеобразие его позиции не в том, что именно он считает истиной, а в том, какими средствами он эту истину отстаивает.

История каждой религии знает примеры борьбы со скептиками и вольнодумцами. Эта борьба может принимать самые разные формы, но сущность ее остается неизменной: несогласных, отказывавшихся пойти на компромисс, исключают из числа приверженцев данной традиции. Человек, не признающий учения, не имеет права оставаться в рядах общины - таков последний, решающий довод в религиозном споре.

Писатель обосновывает свои представления о человеке и мире иначе. Его главный аргумент - художественная убедительность. Образами, стилем, изображением человеческих переживаний он воздействует на читателя. И нередко случается так, что идеи, высказанные в художественной форме, в другом изложении теряют свою убедительность.

Так в чем же состоит своеобразие философии? Ни ссылка на авторитет традиции, ни сила литературного изложения не могут считаться для нее весомыми аргументами. Философ стремится показать, что его ответы на фундаментальные вопросы человеческого существования верны не потому, что люди обязаны с ними согласиться, и не потому, что эти ответы дал именно он, а просто-напросто по той причине, что они на самом деле являются правильными, независимо от того, кто их сформулировал. При этом выводы, к которым приходит философ, доступны любому здравомыслящему человеку. Для этого требуется лишь одно: рассуждать непредвзято и непротиворечиво. Философа же интересует не только результат, но и то, как он достигнут, инструменты, которые использовались при его достижении.

Конечно, отношение философии к религии и искусству сложнее любой схемы: мыслитель может принадлежать к той или иной религии и отстаивать ее ценности; нередко философы выражали свои воззрения в художественной форме. Но не ссылка на авторитет и не яркие образы, а доказательство играет основную роль в философских построениях.

Несмотря на свою тысячелетнюю историю, философия представляет собой достаточно поздний продукт культуры. Для возникновения в той или иной национальной культуре собственной философии требуется высокое развитие литературы и искусства, религиозной и

политической мысли, образования и науки. Помимо этого подлинное философствование неотделимо от свободы. Как отмечал во введении к своему "Трактату о человеческой природе" знаменитый английский философ Дэвид Юм, "все усовершенствования в области разума и философии могут исходить только на страны терпимости и свободы". В свете этого ясно, почему многие страны и целые регионы не имели подлинной философии и не испытывают потребности в ней. Понятно и то, почему она процветала в античном Средиземноморье, этой колыбели европейской цивилизации и свободы, а затем возродилась в Италии, Франции, Голландии, Англии, Германии, где идеалы культуры и свободы были столь существенны для гражданского общества. В России подлинное философское пробуждение началось в первой половине XIX в., после войны с Наполеоном. Подъем национального самосознания, замечательный расцвет поэзии, литературы, искусства, развитие науки и университетской жизни, осознание необходимости политического раскрепощения страны - все это вызвало к жизни самостоятельную русскую философскую мысль, пережившую затем взлет во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия.

История философии и отдельные области философии

История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы и работает над их разрешением. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, отмечая важное культурное и педагогическое значение истории философии, считал, что она не является складом ошибок и заблуждений, но дает картину становления и закономерного развития совокупного человеческого разума.

Важность истории философии состоит еще и в том, что в философии есть круг проблем, которые иногда называют вечными. Это не означает, что эти проблемы сходны с проблемами вечного двигателя или квадратуры круга, над которыми безуспешно ломали головы многие люди в течение тысячелетий. Вечными они называются потому, что они столь важны для философии и жизни и одновременно столь глубоки и неоднозначны, что каждое новое поколение философов воспроизводит их вновь и не довольствуется теми решениями, которые они находят у своих предшественников.

Вплоть до XIX в. философ обычно стремился создать собственную оригинальную философскую систему, в которой с единых позиций рассматривались бы проблемы бытия и познания, морали и красоты, человека и общества. В XX в. философы уже не строят таких "больших систем". Ни один мыслитель, сколь масштабно ни было бы его творчество, не может, да обычно уже и не стремится, охватить в своей концепции все области философии, весь круг ее проблем, как это делали двести лет назад Кант или Гегель. Поэтому более самостоятельное значение, чем раньше, приобрели отдельные философские дисциплины. Хотя в философском знании нет жестких границ и все эти дисциплины переплетены и связаны между собой, в них формируется собственный круг вопросов, понятийный аппарат, идейные авторитеты прошлого и настоящего.

Традиционно философские дисциплины делились на теоретические и практические. К, первым относили логику, онтологию и теорию познания. Ко вторым - социальную и политическую философию, философию права. В XX в. количество философских дисциплин заметно возросло - к традиционным областям добавились философия науки, философия техники, философия культуры, философская антропология, философия экономики и др.

Учебник начинается с большого историко-философского введения. В последующих разделах вы сможете познакомиться с основными проблемами различных областей теоретической и практической философии и именами мыслителей, оставивших яркий след в их развитии.

Исторические типы философии Раздел 1. Философия в Древнем мире Глава 1.1. Философия Древней Индии

Как бы ни разнились между собой народы, жившие в древности, ученым не известен ни один, у которого не было поэтов и музыкантов. Не сохранилось сведений о государствах, где не существовало обычая почитать богов и приносить им жертвы. Не было на Земле и страны, чьи жители не устанавливали бы законов, не определяли человеческих обязанностей, не хранили памяти о предках.

Нельзя, однако, сказать того же о философии. Только три древние цивилизации создали свои философские школы. Самостоятельно, без внешнего воздействия, философия возникла в Греции, в Индии и в Китае.

Среди современных философов и историков продолжаются дискуссии о том, где именно это случилось раньше. Несомненно лишь одно: становление философских школ было длительным процессом. Но духовные поиски, благодаря которым этот процесс стал возможен, начались почти одновременно и в эллинском мире, и на берегах Ганга, и в долине Хуанхэ. Правда, в разных странах философское мышление формировалось с неодинаковой скоростью. Так, в Греции этот период занял всего около двух веков - с середины VII в. до н.э. до середины V в. до н.э., а в Индии, начавшись приблизительно в то же время, растянулся почти на тысячелетие.

Философские традиции Индии

Едва ли можно найти пример большей верности традициям, чем индийская цивилизация. Однако приверженность прошлому и прочная память о нем - далеко не одно и то же. Заботливо сохраняя одни явления культуры, индийская традиция словно взамен легко забывала другие.

1.3. Библиографическийсписок
Основной

  1. Волкогонова О.д. Основы философии: учеб. ДЛЯ ссузов / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. -М.: Форум: Инфра-М, 2010. -479 с.

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для ссузов / В.Д. Губин. - 3-е изд. - М.: Форум, 2011. - 287 с.

  3. Капке В.А Основы философии: учебник для. среди. спец. учеб. заведений. - М.: Логос, 2009. - 287 с.

  4. Сычев А.А Основы философии: учебное пособие для ссузов / АА. Сычев.-2-еизд., испр. -1\1.: Альфа-М: Инфра-М, 2010. -366 с.
Дополнительный

  1. Бабаева АВ. Философия: самое необходимое: пособие для школьников и студентов. - СПб.: Авапон, 2005. - 158 с.

  2. Балашов Л.Е. Занимательная философия: учеб. пособие. - М.: Дашков и К*, 2005. -126 с.

  3. Горелов АА Основы философии: учеб, пособие ДЛЯ среди. проф. образования. - М.: Академия, 2003. - 256 с.

  4. Гуревич п.с. Основы философии: учеб. пособие для среди. учеб. заведений. - М.: Гардарика, 2003. - 436 с.

  5. Гуревич П.с. Философский словарь. - М.: Олимп, 1997. - 319 с.

  6. Канке В.А Философия: курс для бакалавров: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. -"- М.: Логос, 2005. - 238 с.

  7. Мир философии: книга для чтения: в 2-х кн. / СОСТ. П.с. Гуревич, В.И. Столяров. - М.: Политиздат, 1991.

  8. Основы философии: учебник / общ. ред. А.Е. Ерыгина. - Ростов н / Д: Наука-пресс, 2007. - 445 с.

  9. Основы философии: учебник для средн. спец. учеб. заведений / ОТВ. ред. в.п. Кохановокий. - 5-е
зд. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 315 с.

  1. Философия: хрестоматия / сост. П.С. Гуревич. .; М.: Гардарика, 2002.- 543 с.

  2. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1998. -413 с.

Раздел 2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

2.1. Методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом студент выполняет одну контрольную работу. Цель работы - развить способность самостоятельного изучения дисциплины, научить студента последовательно аргументировать свою точку зрения, ясно представлять задачи и проблемы, понимать предмет, своео6разие философских идей и функции философии.

Выполняя контрольную работу, студент учится находить и перерабатывать материал, по - своему излагать встретившиеся мысли, критически анализировать учебную литературу по изучаемой проблеме, знакомится с оригинальными работами философов не в пересказе учебника, а непосредственно читая первоисточник,

В контрольной работе студенту следует в достаточной мере показать существующие и полученные знания по рассматриваемой проблеме и самостоятельно сформулировать ответы на вопросы, поставленные в задании. Ответы не должны дублировать текст учебника, т.е. быть просто переписанными с книги, или скопированными из Интернета, что является самой распространенной ошибкой, а представлять собой оригинальную работу студента, изучающего новую науку. В конце каждого вопроса студенту следует коротко сформулировать свои мысли и выводы, возникшие при изучении темы. Трудные или непонятные места вопроса и проблемы следует выделять в своей работе, чтобы разобрать их уже в процессе работы на семинарских занятиях с преподавателем. Работа должна быть представлена в письменном виде, содержать не менее дес я ти страниц текста, в ней необходимо использовать не менее трех источников литературы, что должно быть явно показано как в самом тексте, так и в списке литературы в конце каждого вопроса и всей работы в целом. Следует иметь в виду, что контрольная работа
предназначена для последующей устной защиты во время сессии, поэтому должна предусматривать возможность пересказа студентом своими словами, чему может способствовать выделение ключевых моментов в форме коротких тезисов в конце работы.

Контрольная работа по философии состоит из двух вопросов. Первый вопрос связан с философской теорией, второй вопрос затрагивает историю философии.

Номер контрольной работы, которую студент будет выполнять, выбирается по последним двум цифрам шифра зачетной книжки студента, если он не превышает количества заданий контрольных работ (всего 27). Если же превышает, то выбирается по сумме двух последних цифр шифра (например, если две последние цифры 56, то следует выполнять задание 11-e, если 30, то 3-е задание, соответственно). Задание должно быть выполнено до сессии и зарегистрировано в деканате
не позднее первых трех дней сессии.

2 . 2. Задания для контрольной работы
Задание 1

1 . Понятие мировоззрения , его структура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия и наука.

2 . Древнеиндийская религиозно - философская мысль.

Задание 2

1. Предмет и функции философии. Философия в системе культуры. Философия и наука, их сходство и различие.

2. Древнекитайская религиозно-философская мысль.

Задание 3


  1. Понятие бытия. Онтология. Монизм, дуализм и плюрализм,

  2. Возникновение философии в Греции. Мифология греков и философия. Семь мудрецов.
Задание 4

1. Возникновение и эволюция понятия материи в истории философии. Материя и идея (сознание). Материализм и идеализм.

2. Раинегреческая философия досократиков: Фалес, Пифагор, Парменид. Милетская, пифагорейокая и элейская школы философии. Апории Зенона.

Задание 5


  1. Понятие движения. Виды и формы движения.

  2. Раннегреческая философия досократиков: Гераклит, Демокрит, Эмпедокл. Древнегреческий материализм.
Задание 6

1. Диалектика и метафизика как философские направления и методы познания. Статика и динамика действительности.

2. Философия Сократа и Платона. Школа Академия, ее история.

Задание 7

1. Понятие и проблема познания в философии. Гносеология и эпистемология как философские дисциплины.

2.Философия Аристотеля. Школа перипатетиков, лицей.

Задание 8

1. Уровни и формы познания мира. Чувственный и рациональный уровни познания. Эмпирические и теоретические формы познания.

2. Эллинистическая философия. Школы киников и скептиков.

Задание 9

1. Понятие истины в философии и науке. Проблема истины. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.

2. Эллинистическая философия. Школы стоиков и эпикурейцев.

Задание 10

1. Гносеология как философская дисциплина. Направления в теории познания: догматизм, скептицизм, агностицизм.

2. Средневековая философия: патристика.

З а дание 11

1. Логика как философская дисциплины. Формы мышления. Логические законы мышления.

2. Средневековая философия: схоластика. Реализм, номинализм.

Задание 12

1. Этика как философская наука. Этические понятия и нормы. Основные этические направления.

2. Философия Возрождения: гуманизм.

Задание 13

1. Эстетика как философская наука. Эстетические понятия. Философия искусства.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

Задание 14


  1. Аксиология как философия ценностей. Основные понятия и проблемы.

  2. Философия Нового Времени (17-18вв.). Эмпиризм, сенсуализм и рационализм.
Задание 15

  1. Философские понятия и проблемы. Основной вопрос философии.

  2. Философия новоевропейского естествознания (17-18 вв.).
Задание 16

1. Философия сознания. Происхождение и сущность сознания. Самосознание, его роль в поведении человека.

2. Философия французского Просвещения (18 в.).

Задание 17

1. Происхождение и сущность человека. Биологическая и социальная природа человека.

2. Немецкая классическая философия (кон.18 - наЧ.19 вв.).

Задание 18


  1. Социальная философия. Философский анализ общества, его происхождения и развития.
2. Современная философия: иррационализм Шопенгауэра и Ницше. Философия жизни.

З ад ание 19

1. Философия личности. Проблема свободы и ответственности личности. Свобода воли.

2. Марксистская философия, ее формы и эволюция.

Задание 20


  1. Философия науки. Сциентизм и антисциентизм.

  1. Философия позитивизма. Исторические формы позитивизма: ранний позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
Зад а ние 21

1. Философия общественного развития: формационная и цивилизационная концепции. Теория постиндустриального и информационного общества.

2. Философские идеи психоанализа: З. Фрейд и К. Г. Юнг.

Задание 22


  1. Философия языка. Проблема языка и мышления в философии.

  2. Философия экзистенциализма.
З а д а ни е 23

1. Глобализация как философская проблема. Глобальные проблемы человечества: причины возникновения и последствия.

2. Аналитическая философия 20 века.

Задание 24



  1. Русская философия 19 века. Философские идеи западников и славянофилов.
Зад ание 25

1. Понятие свободы и его эволюция в философии. Философия свободы и необходимости.

2. Русская религиозная философия конца 19 - нач.20 вв.

Задание 26



  1. Философия русского космизма.
Задание 27

1. Пространство и время как философские категории. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

2. Философия русского зарубежья и советская философия 20 века.
Раздел 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет философии. Философские понятия и проблемы

1. Предмет философии. Взаимоотношение философии с другими науками и
ее место в интеллектуальной культуре человечества.

2. Основные проблемы философии (соотношение материи и сознания, субъекта и объекта, познание мира и учение об истине, проблема смысла жизни, добра
и зла).


  1. Метафизика, диалектика и синергетика как философские методы познания.

  1. Система философских категорий: бытие, материя, сознание, движение, пространство и время.
5.Функции философии.

Тема 2. История философии

1 Религиозно-философские учения Древней Индии и Китая.

2. Античная философия. Основные периоды развития философии в Древней Греции и Риме.


  1. Философия средневековья: патристика и схоластика.

  2. Философия Возрождения и идеи Реформации.
5. Философия Нового Времени. Основные направления новоевропейской философии.

  1. Философские идеи Просвещения: французская философия 18 века.

  2. Немецкая классическая философия.

  3. Русская философия 19 - 20 вв.

  4. Современная западная философия.
Тема 3. Философия человека (философская антропология),
Философия в современном мире

  1. Человек как объект философии.

  1. Проблема происхождения и сущности человека. Биологическое и социальное в природе человека, их соотношение.
3. Понятие личности. Основные философские теории личности. Нравственные основы личности. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

4. Глобализация в современном мире. Глобальные проблемы современности: причины возникновения, последствия и возможные сценарии будущего.

5. Философия техники. Технократизм иантитехнократизм. Сциеитизм и антисциентизм.

ВОПРОСЫ для ПОВТОРЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


  1. Предмет философии. Понятия, проблемы и методы философии.

  1. Мировоззрение, его структура и исторические типы: миф, религия, философия и наука.

  1. Структура и функции философии.

  1. Своеобразие философских проблем и вопросов. Основной вопрос философии.

  1. Античная философия.

  2. Философия Средневековья.

  1. Философия Возрождения.

  2. Философия Нового Времени.

  3. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

  1. Классическая немецкая философия.

  2. Возникновение и эволюция марксистской философии.

  3. Русская философия 19 века.

  4. Русская и советская философия 20 века.

  5. Современная философия науки. Сциентизм и антисциентизм.

  6. Философия человека (философская антропология).

  7. Философия техники. Технократизм и антитехнократизм.

  8. Позитивизм и его исторические формы.

  9. Понятие бытия (онтология). Основные формы и диалектика бытия.

  1. Зарождение и развитие понятия материи в истории философии.

  1. Пространство и время. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.
21. Понятие движения. Движение и развитие. Формы движения, их соотношение.

  1. Понятие сознания. Сознание и самосознание.

  2. Этика как философская наука. Основные этические направления.

  1. Глобализация как философская проблема. Глобальные проблемы современности: причины возникновения и последствия.

  1. Социальная философия: основные понятия и проблемы.

  2. Понятие общества, философский анализ его возникновения и развития. Основные концепции развития общества.
27. Понятие личности. Нравственные основы личности. Ответственность и свобода личности.

  1. Проблема свободы и необходимости в философии.

  1. Происхождение и сущность человека. Биологическая и социальная природа человека, их соотношение.
30. Человек как объект философии. Сущность, существование и предназначение человека.

  1. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека в философии.

  2. Материальные и духовные факторы развития общества, и их взаимодействие.

  3. Проблема истины в философии. Критерии истины.

  1. Философские методы познания. Методы эмпирические и теоретические, их взаимодействие.

  1. Диалектика как философское направление. Исторические типы диалектики.

  1. Проблема познания в философии. Гносеология и эпистемология, Познаваемость мира, основные философские взгляды.
37. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимодействие. Формы эмпирического и теоретического познания.

  1. Природа как объект философии. Натурфилософия и естествознание.

  2. Религия, философия и наука: история отношений.

  3. Гражданское общество и государство: философия политики.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх