Гдз по обществознанию среднее профессиональное образование важенин. Практикум по обществознанию Важенин А.Г

Учебник написан в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования. В доступной форме в нем освещаются следующие темы: становление и развитие человеческого общества, проблемы взаимоотношений людей в нем, а так же экономическая, политическая, правовая, культурная и социальная сферы.
Для студентов среднего профессионального образования.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции.
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускоренного эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.

Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.

Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек на фоне других млекопитающих - самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т.д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязви мо. Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу?

Оглавление
Предисловие.
Глава 1. ЧЕЛОВЕК
1.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
1.2. Человек, индивид, личность
1.3. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания.
1.4. Деятельность человека
1.5. Цель и смысл жизни человека
1.6. Общение
1.7. Познание
1.8. Духовный мир человека
Глава 2. ОБЩЕСТВО
2.1. Понятие общества
2.2. Сферы общества
2.3. Общество и природа
2.4. Развитие общества
2.5. Культура и цивилизация
2.6. Типология обществ
2.7. Глобализация человеческого общества
Глава 3. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
3.1. Культура
3.2. Мораль
3.3. Наука
3.4. Религия
3.5. Искусство.
3.6. Образование.
Глава 4. ЭКОНОМИКА
4.1. Понятие экономики
4.2. Собственность
4.3. Производство.
4.4. Рынок
4.5. Государство и экономика
4.6. Экономика потребителя
4.7. Мировая экономика
Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
5.1. Социальная стратификация
5.2. Социальное поведение.
5.3. Этнические общности
5.4. Семья
5.5. Молодежь
Глава 6. ПОЛИТИКА
6.1. Государство и политическая система общества
6.2. Механизм государства
6.3. Три составляющих формы государства. Форма правления
6.4. Три составляющих формы государства. Форма государственного устройства и форма политического режима
6.5. Гражданское общество и правовое государство.
6.6. Политическая идеология
6.7. Личность и политика
Глава 7. ПРАВО
7.1. Понятие права. Право в системе социальных норм
7.2. Норма права. Система права
7.3. Формы (источники) права
7.4. Правосознание. Правоотношение.
7.5. Правонарушение и юридическая ответственность
7.6. Права и свободы человека и гражданина
7.7. Государственное право.
7.8. Административное право
7.9. Гражданское право
7.10. Трудовое право.
7.11. Уголовное право
Словарь
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. В А Ж Е Н И Н

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ДЛЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ТЕХНИЧЕСКОГО, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО,
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
У
ч
е
б
н
и
к
Рекомендовано
Федеральным
государственным
учреждением
«Федеральный
институт
развития
образования»
в качестве учебника для использования в учебном процессе
образовательных учреждений,
реализующих
программы
среднего и начального профессионального образования
Регистрационный номер рецензии 628
от 10 февраля 2009 г. ФГУ «ФИРО»
9-е издание, с т е р е о т и п н о е

Москва
И з д а т е л ь с к и й центр
«Академия»

УДК 3(075.32)
ББК 60я722
В129

Рецензенты:
доктор юридических наук, доктор педагогических наук, профессор,
проректор по инновациям и международным связям
Российского университета кооперации Е. А. Певцова,
преподаватель общественных дисциплин
ГОУ Педагогический колледж № 8 г. Москвы С.Л.Василькова

На женин А. Г.
Обществознание для профессий и специальностей техни
ческого, естественно-научного, гуманитарного профилей:
учебник для сред. проф. о б р а з о в а н и я / А.Г.Важенин.
9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия»,
2014. - 432 с.
ISBN 978-5-4468-0384-2

(JjnwUMu
макет
дТГнного
издания
является
собственностью
Издательского
центра
«Академия»,
и
его
воспроизведение любым
(носовом
без
согласия
правообладателя
запрещается

ISBN 978-5-4468-0384-2

Важенин А. Г., 2010
Образовательно-издательский центр
«Академия», 2010
Оформление. Издательский центр
«Академия», 2010

Предисловие

Каждый д е н ь мы с т а л к и в а е м с я с я в л е н и я м и, к о т о р ы е к а ж у т с я
естественными, и поэтому часто не подвергаем их критическому
анализу. Почему ч е л о в е к н е может ж и т ь в н е о б щ е с т в а? Почему с
одними л ю д ь м и мы п о д д е р ж и в а е м д р у ж е с к и е отношения, а с друI и м и н е х о т и м о б щ а т ь с я? Почему о д и н с т р е м и т с я д о с т и ч ь в ж и з н и
о о л ы н е г о, а д р у г о й о с т а н а в л и в а е т с я н а д о с т и г н у т о м? Почему в
о б щ е с т в е е с т ь б о г а т ы е и б е д н ы е? Почему п р о и с х о д я т в о й н ы и ре-
в о л ю ц и и? Зачем н у ж н о г о с у д а р с т в о?
Эти и м н о г и е д р у г и е в о п р о с ы с о с т а в л я ю т п р е д м е т и з у ч е н и я
разных научных дисциплин — философии, социологии, политотогии, э к о н о м и к и, п р а в о в е д е н и я и д р. Все о н и могут б ы т ь о б ъ е д и -
нены в общий комплекс обществознания.
— это и н т е г р а т и в н ы й к у р с, о б ъ е д и н я ю -
щ и й в с е б е ф и л о с о ф и ю, с о ц и о л о г и ю, к у л ь т у р о л о г и ю, эко-
номику, политологию, юриспруденцию — науки, которые
изучают человека и общество с разных сторон.
изучает вопросы ф о р м и р о в а н и я личности, ее взаи-
модействие с другими людьми в рамках больших и малых групп,
о б щ е с т в а в целом.
изучает мир искусства.
рассматривает производство, обмен, распределение, потреб
л е н и е т о в а р о в и услуг, п о в е д е н и е л ю д е й в сфере э к о н о м и ч е с к и х
отношений, проблемы влияния государства на экономику.
занимается вопросами политической системы общества,
власти, устройства и ф у н к ц и й государства.
изу-
чает ю р и д и ч е с к и е п р а в и л а п о в е д е н и я, п р о б л е м ы п р а в о м е р н о г о
поведения, п р а в о н а р у ш е н и й и н а к а з а н и я за н и х.
С древних времен особая роль отводилась
— на-
уке, к о т о р а я з а н и м а е т с я т а к и м и в о п р о с а м и, к а к с м ы с л ж и з н и,
с у щ н о с т ь человека, р а с с м а т р и в а е т о б щ и е з а к о н о м е р н о с т и его р а з -
в и т и я к а к б и о л о г и ч е с к о г о и с о ц и а л ь н о г о с у щ е с т в а. Древние м ы с -
л и т е л и п р е д с т а в л я л и с и с т е м у н а у к садом, в котором к а ж д ы й у ч е -
н ы й — п р е д с т а в и т е л ь т о й и л и и н о й науки — « к о п а е т с я » в своей
«ГрЯДКе», и только философ стоит над всеми и видит все уголки

Предисловие

Сади. Таким образом, именно философия закладывает мировоз-
зренческие основы всех остальных наук.
В центре каждой из указанных наук стоит человек — существо
общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.
Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетво-
рять, необходимые потребности и оценивать достигнутые резуль-
таты.
Но жизнь в обществе
это еще и ответственность. «Жить в
обществе и быть свободным от общества нельзя», — сказал один
из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, тра-
дициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы
должны следовать установленным государством правовым нор-
мам. Л как защитить свои права в случае их нарушения? В такого
рода вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.
Нередко молодые люди высказывают желание стать социоло-
гом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих про-
фессии. Для целенаправленного выбора будущей профессиональ-
ной деятельности необходимо получить базовые знания в области
обществознания. Эти базовые знания содержит данный учебник.
В нем рассматривается человек как продукт биологической и со-
циальной эволюции, взаимоотношения людей между собой (гла-
ва 1); рассказывается, когда возникло человеческое общество, как
оно развивалось и как взаимодействовало с природой, почему одни
народы развивались быстрее, а другие — медленнее (глава 2);
объясняется, что такое культура и каковы ее проявления (гла-
ва 3); описываются основные законы экономики, сложная струк-
тура экономических отношений (глава 4); разъясняется, что та-
кое стратификация и социальный статус, почему существует не-
равенство (глава 5); раскрывается, какую роль в обществе играет
государство, каковы его структура, функции, место личности в
политической жизни (глава 6); дается представление о праве,
правах п свободах человека и гражданина, основных отраслях
российского права (глава 7). Учебник снабжен словарем и спи-
ском. in гературы.
Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи,
поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей
взрослой ЖИЗНИ.

Под словом «человек» понимают отдельного представителя всего
сообщества людей без выделения его индивидуальных особенно-
стей. Наука еще в X I X в. доказала, что человек — это существо
биологического вида
(человек разумный), которое
есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука за-
далась вопросом отличия человека от животных, разрешением
проблемы ускоренного эволюционного развития человека по срав
нению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано.
Животное рождается с определенным набором инстинктов, кото-
рые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обус-
ловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных усло-
вий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое пове-
дение в соответствии с конкретными условиями, приспосаблива
ясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей
среды, в каких любое другое животное существовать не в состоя
нии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек на фоне
других млекопитающих — самое беззащитное существо. Детены-
ши животных уже через несколько дней или даже часов могут
сами передвигаться, а через несколько недель — самостоятельно
добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, само-
стоятельным он становится только через несколько лет. Многие
животные имеют природные средства самозащиты — клыки, рога,
когти и т.д. У человека такой защиты нет. Его тело весьма уязви
мо. Почему же именно человек в результате эволюции становится
разумным существом, способным активно воздействовать на при-
роду?

Глава 1. Человек

В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаи-
модействия с другими людьми. Таким образом, человек — существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стад-
ных животных взаимодействие между людьми в обществе персони-
фицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекало два параллельных
процесса:
— становление человека и социогенез —
становление общества. Современные теории объединяют эти два
процесса в один под названием антропосоциогенез (схема 1).
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла
человека. По словам американского просветигеля I). Франклина, человек — это животное, создающее орудия
груда. Некоторые животные могут использовать предметы из ок-
ружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек
научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятель-
ности. Только человек может изготовлять орудия труда с помо-
щью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало раз-
ложению инстинктивной основы поведения и появлению абстракт-
ного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда
были орудиями охоты, а значит, убийства. Несомненно, они ис-
пользовались при конфликтах внутри человеческого стада, напри
мер за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само су
ществование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий
С х е м а 1 . Ф а к т о р ы антропосоциогенеза

Груда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных
связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо живот-
ных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри
одной группы особей. Близкородственные брачные связи приво-
дили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно
сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали при-
чины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в це-
лях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брач-
ного партнера и установления внутристадного мира возникла не-
обходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах
людей. Появилась экзогамия — брачные связи вне данного чело-
веческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в ко-
торой существовали определенные правила поведения, в первую
очередь запреты {табу). Появились представления о происхож-
дении племени от общего предка, в большинстве случаев от жи-
вотного (
). Вместе с этим появилось и понятие родства
и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от
поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек
становился единственным существом, осознающим межпоколениую связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали
все более сложный характер, что способствовало усилению отли-
чия человека от животных. Запреты касались всех членов общи
ны — слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном
мире запреты существуют только для слабых. Поведение челове-
ка уже не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения,
поскольку для него свойственны самоограничение и даже самопо-
жертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от
стада животных в первобытной общине существовало требование
поддержания жизни соплеменника независимо от его физических
качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антропосоциогенеза стало появление и
развитие языка.
Язык — это процесс передачи информации с помощью зву-
ков, объединенных в смысловые речевые конструкции.
Речь имеет предметный характер и напрямую связана с пред-
метно-практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных,
было использование огня как источника тепла, средства обороны
от хищников, приготовления пищи.

Глава 1. Человек

С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая
деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше
продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном счете к неолитической ре-
п е р е ходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид
перестал меняться, но процесс развития общества продолжается
до сих п о р. Люди могут различаться по ряду биологических пара-
м е т р о в, гаких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более
существенные отличия, например принадлежность к той или иной
национальности, расе, характерные для людей, населяющих раз-
н ы е районы планеты. Однако, несмотря на все различия, люди
являются представителями одного биологического вида и облада-
ют равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социально-
го, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возник-
ли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противо-
положных точек зрения. Одна из них — би<
утвер-
ждает первичность биологических начал в человеке, другая —
социологизаторская абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются
и
Они провозглашают превосходство одной расы или нации над
другой, неполноценность представителей низших рас, необходи-
мость опеки над ними, регулирования их численности, а в некото-
рых случаях и уничтожения.
К числу биологизаторских концепций относится
возникший в X I X в. на основе учения Ч.Дарвина. Социалдарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки
зрения теории естественного отбора и борьбы за существование.
Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между сло-
ями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Это учение
было отвергнуто современной наукой, поскольку тезис «выживает
сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все
проявления биологического в человеке, в том числе и его индиви-
дуальность. Человек воспринимается как часть общества, как вин-
тик в общественной машине, заранее приспособленный к выпол-
нению определенных социальных функций, но ограниченный во
всех других отношениях, которым можно манипулировать в це-
лях достижения определенного общественного идеала.
Б действительности биологическое и социальное существуют в
человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического про-

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Гресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу
человека: загрязнение окружающей среды, экологические пробле-
мы, стрессы — все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных
условиях окружающей среды. Но его возможности не безгранич-
ны. Единство биологического и социального в человеке — это ре-
зультат длительной эволюции. В условиях стремительно развива
ющейся технической цивилизации ресурсы адаптации человече-
ского организма к меняющимся условиям существования могут
быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммун-
ной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение сре-
ды обитания человека вредными веществами, воздействие радиа-
ции, употребление в пищу синтетических продуктов, приготов-
ленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутаци-
онным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно од-
ной из глобальных проблем стала необходимость сохранения че-
ловека как биологического вида.

1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от живот-
ных?
2. Охарактеризуйте понятия «антропогенез» и «социогенез». Как
протекали процессы антропогенеза и социогенеза?
3. Какую роль в развитии антропогенеза сыграли орудия труда и
язык?
4. Что такое неолитическая революция? Каковы ее причины?
5. В чем отличие биологизаторской и социологизаторской концепций
сущности человека?
6. В чем проявляется единство биологического и социального в чело
веке?

Немецкий биолог Э. Геккель писал в 1904 г.:
Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положе-
нии между высшими и низшими расами людей в общем хорошо извест-
ны, тем не менее их относительная жизненная ценность обычно пони-
мается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над живот-
ными <...> это культура и более высокое развитие разума, делающее
людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойствен-

Глава 1. Человек

Но только высшим расам людей, а у низших рас эти способности разви-
ты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная
жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному.

1.2. Человек, индивид, личность
Указанные в заголовке понятия часто употребляются как сино-
нимы. Однако между ними имеются существенные смысловые раз-
личия.
Человек — это существо биологического вида Homo sapiens.
Индивид — это представитель человеческого рода, наде-
ленный особыми, отличными от других людей чертами. Ин-
дивидом является любой из нас.
Каждый человек от рождения наделен особой внешностью,
характером, способностями и т.д. Специфические черты, выде-
ляющие человека из совокупности себе подобных, составляют
его индивидуальность. Она предполагает не

УДК 3(075.32) ББК 60я723 В129

Р е ц е н з е н т ы:

доктор юридических наук, профессор кафедры методики преподавания истории и общественно-политических дисциплин

Московского государственного областного университета Е.А.Певцова; заведующая дневным отделением Московского

политехнического колледжа Н.Б.Ходакова

Важенин А. Г.

В 129 Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г.Важенин. - 5-е изд., испр. - М. : Издатель-

ский центр «Академия», 2008. - 368 с. ISBN 978-5-7695- 4828-4

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.

Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

УДК 3(075.32) ББК 60я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Важенин А. Г., 2005 © Важенин А. Г., 2008, с изменениями © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008 ISBN 978-5-7695-4828-4 © Образовательноиздательский центр «Академия», 2008

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критичскому анализу. Почему человек не может жить вне общества? Почему с одними людьми мы поддерживаем дружеские отношения, а с другими не хотим общаться? Почему один стремится достичь в жизни большего, а другой останавливается на достигнутом? Почему в обществе есть богатые и бедные? Почему происходят войны и революции? Зачем нужно государство?

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучен многих научных дисциплин - философии, социологии, политологии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Обществознание - это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юриспруденцию, - науки, которые изучают человека и общество разных сторон. Социология изучает вопросы формирования личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших малых групп, общества в целом. Культурология изучает мир искусства. Экономика рассматривает производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономических отношений, проблемы влияния государства н экономику. Политология занимается вопросами политическо системы общества, власти, устройства и функций государства. Юриспруденция изучает юридические правила поведения, проблемы правомерного поведения, правонарушений и наказания за них.

С древних времен особая роль отводилась философии- науке, которая занимается такими вопросами, как смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Древние мыслители представляли систему наук садом, в котором каждый ученый- представитель той или иной науки - «копается» в своей грядке, и только философ стоит над всеми и видит все уголки сада. Таким образом, именно философия закладывает мировоззренческие основы всех остальных наук.

В центре каждой из указанных наук стоит человек - существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Без взаимодействия с другими людьми мы не можем удовлетворять необходимые потребности и оценивать достигнутые результаты.

Но жизнь в обществе - это еще и ответственность. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, - сказал один из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. А как защитить свои права в случае их нарушения? В этих вопросах каждый из нас должен уметь ориентироваться.

Нередко молодые люди высказывают желание стать социологом, политологом, экономистом, юристом, не зная сути этих профессий. Для целенаправленного выбора будущей профессиональной деятельности необходимо получить базовые знания в области обществознания. Эти базовые знания содержит данная книга. В ней рассказывается, когда возникло человеческое общество, как оно развивалось и как взаимодействовало с природой; объясняется, почему одни народы развивались быстрее, а другие медленнее; что такое культура и каковы ее проявления; что такое стратификация и социальный статус и почему существует неравенство. Разъясняются основные законы экономики, сложная структура экономических отношений; описывается, какую роль в обществе играет государство, и дается представление об основных отраслях российского права.

Процесс формирования личности начинается со школьной скамьи, поэтому усвоенные в детстве знания становятся основой будущей взрослой жизни.

ОБЩЕСТВО

1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле- дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называласьобщиной (миром,

Зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называютобщежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятиеобщество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие«общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотрет кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них ид заниматься в спортивную секцию, а другие - в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.

Человек - существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество- это продукт взаимодействия людей.

Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

Общество - это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль

каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия«общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру(российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество - это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся и отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество - это объединение людей, которое обладает определенными признаками:

1) не является частью крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объе динения;

3) пополняется за счет детей представителей этого объедине

4) имеет свою территорию;

5) имеет свое название и даже свою историю;

6) обладает собственной системой управления;

7) существует дольше средней продолжительности жизни ин дивида;

8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре. "

Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объеднениям людей, которые существовали в прошлом и существу сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольш средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов,

политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.

Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна - Россия - занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти- Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).

В отличие от страныгосударство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти(парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории(унитарное или федеративное государство).

Нация - это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.

Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей - отдельных групп людей. В об-

ществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.

Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно-

сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

- производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

- политические отношения, возникающие в процессе управле ния обществом и борьбы за власть;

Брачно-семейные отношения- личные отношения, связан ные с рождением и воспитанием детей;

- межнациональные отношения между представителями разных наций;

- социальные отношения между различными социальными груп пами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, - так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других -на ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

1) производство материальных и духовных благ;

2) социальные общности - группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

3) политические организации, главное место среди которых занимает государство; "_ 4) институты общества.

В обыденной жизни понятие«институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.

Первичный социальный институт - институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.

Важным общественным институтом выступаетполитический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.

Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жи-

знью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие(плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.

Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств -су ществования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда

улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.

Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех до-

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.

3-е изд., стер. - М.: 2008. - 208 с.

Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора "Обществознание". В нем содержатся задания разного типа - репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.

Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf / zip

Размер: 7 ,4 Мб

Скачать:

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие общества 5
1.2 Общество и природа 8
1.3. Сферы общества 11
1.4. Деятельность как способ существования общества 14
1.5. Развитие общества 17
1.6. Культура и цивилизация 20
1.7. Общественный прогресс 23
1.8. Глобализация человеческого общества 25
1.9. Типология обществ 28
Глава 2. ЧЕЛОВЕК
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 31
2.2. Бытие человека. Cooтношение бытия и сознания 34
2.3. Цель и смысл жизни человека 37
2.4. Труд и игра 40
2.5. Общение 43
2.6. Человек, индивид, личность 47
2.7. Духовный мир человека 51
2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества 53
Глава 3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Понятие познания 57
3.2. Истина 60
3.3. Научное познание 63
Глава 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
4.1. Культура 67
4.2. Мораль 69
4.3. Наука 72
4.4. Религия 75
4.5. Искусство 79
4.6. Образование 82
Глава 5. ЭКОНОМИКА
5.1. Понятие экономики 85
5.2. Собственность 88
Конституция Российской Федерации 91
Гражданский кодекс Российской Федерации 91
5.3. Производство 93
5.4. Рынок 95
5.5. Государство и экономика 99
Конституция Российской Федерации 101
5.6. Экономика потребителя 102
5.7 Мировая экономика. 108
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. Социальная стратификация 111
6.2. Социальное поведение 115
6.3. Этнические общности 119
6.4. Семья 123
6.5. Молодежь 127
Глава 7. ПОЛИТИКА
7.1. Государство и политическая система общества 131
7.2. Механизм государства 135
7.3. Форма правления 138
7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 141
7.5. Гражданское общество и правовое государство 146
7.6. Политическая идеология 149
Конституция Российской Федерации 152
7.7. Личность и политика 152
Глава 8. ПРАВО
8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 156
8.2. Норма права. Система права 159
8.3. Формы (источники) права 164
8.4. Правосознание. Правоотношение 167
8.5. Правонарушение и юридическая ответственность 172
8.6. Права и свободы человека и гражданина 177
Конституция США (1787) !78
8.7. Государственное право I 79
8.8. Административное право 183
Кодекс Российской Федерации 186
8.9. Гражданское право 188
8.10. Трудовое право 196
8.11. Уголовное право 200
Литература 205

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления и развития человеческого общества, государства и права; характеризуются культурная, экономическая, политическая и социальная сферы общества; освещаются глобальные проблемы современности.
Для учащихся учреждений среднего профессионального образования.

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА.
С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земледельцев живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называют общежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие - в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Общество
1.1. Понятие общества
1.2. Общество и природа
1.3. Сферы общества
1.4. Деятельность как способ существования общества
1.5. Развитие общества
1.6. Культура и цивилизация
1.7. Общественный прогресс
1.8. Глобализация человеческого общества
1.9. Типология обществ
Глава 2. Человек
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции
2.2. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания
2.3. Цель и смысл жизни человека
2.4. Труд и игра
2.5. Общение
2.6. Человек, индивид, личность
2.7. Духовный мир человека
2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества
Глава 3. Познание
3.1. Понятие познания
3.2. Истина
3.3. Научное познание
Глава 4. Духовная жизнь общества
4.1. Культура
4.2 Мораль как регулятор социального поведения
4.3. Наука
4.4. Религия
4.5. Искусство
4.6. Образование
Глава 5. Экономика
5.1. Понятие экономики
5.2. Собственность
5.3. Производство
5.4. Рынок
5.5. Государство и экономика
5.6. Экономика потребителя
5.7. Мировая экономика
Глава 6. Социальные отношения
6.1. Социальная стратификация
6.2. Социальное поведение
6.3. Этнические общности
6.4. Семья
6.5. Молодежь
Глава 7. Политика
7.1. Государство и политическая система общества
7.2. Механизм государства
7.3. Форма правления
7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима
7.5. Гражданское общество и правовое государство
7.6. Политическая идеология
7.7. Личность и политика
Глава 8. Право
8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм
8.2. Норма права. Система права
8.3. Формы (источники) права
8.4. Правосознание. Правоотношение
8.5. Правонарушение и юридическая ответственность
8.6. Права и свободы человека и гражданина
8.7. Государственное право
8.8. Административное право
8.9. Гражданское право
8.10. Трудовое право
8.11. Уголовное право
Словарь
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Важенин А.Г., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей, Важенин А.Г., 2014
  • Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию, 9 класс, Фёдоров О.Д., Корешева О.В., Александрова С.В., Никулин Г.А., 2017
  • Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию, 8 класс, Фёдоров О.Д., Буруруев А.М., Гаврилина К.Н., 2017


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх