Где в европе нет цыган. Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят? Средства к существованию и отдых

Считается, что цыгане - дальние потомки иммигрантов из Индии, впервые появившихся в Европе в VII веке, и более массово населивших ее в XIV веке. Цыгане, они же ромы, что в переводе с хинди значит “люди”. Кочевой образ жизни, который они, как правило, ведут, издавна вызывает неприязнь у тех, кто оказался их временными соседями.

Интересную схему миграции во Францию и депортации обратно придумали они недавно. Цыгане чаще всего въезжают в страну на машине, и поэтому в их документах нет никаких отметок о пересечении границы. Остается верить на слово. Высылка цыган происходит на добровольной основе. За согласие убраться восвояси в качестве «гуманитарной помощи» они получают наличными 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка. Эти деньги, как правило, идут на обратную дорогу. Часто цыгане возвращаются с новыми документами, при случае это позволяет им повторно получить деньги от французских властей по той же схеме. В результате французские чиновники получают необходимые им для отчетности цифры, а цыган во Франции меньше не становится.

По приблизительным подсчетам, в европейских странах живут от 12 до 15 миллионов цыган. Большинство - в Румынии и Болгарии.

Но после расширения Евросоюза в 2004, а затем в 2007 году, многие из них воспользовались правом на свободу передвижения и пополнилии уже существовавшие цыганские общины во Франции, Испании и других странах ЕС.

В Румынии и Болгарии они по-прежнему подвергаются дискриминации и живут в очень тяжелых условиях. Среди цыган крайне высок уровень неграмотности, безработица зачастую приближается к 100%. Большинство из них прозябают в нищете.

Поэтому-то они и выходят на большую дорогу. После крушения социалистического строя цыганская община оказалась в глубоком кризисе. При разделе земли бывшие работники совхозов не получили ничего, поскольку не имели личных участков во время коллективизации. Без работы оказались и цыгане в городах.

К 1994 году безработица в цыганской общине достигла 76%, а в некоторых регионах даже 90%. Разумеется, эти угрожающие процессы привели к вполне предсказуемым результатам.

Люди, лишённые всяких средств к существованию, стали совершать больше преступлений. Если ещё в 1993 году уголовная статистика свидетельствовала, что цыгане составляют 6,8% среди преступников, то в 1995 году было осуждено уже 20,2% цыган. Цыгане вдвое реже, чем прочие граждане Болгарии, обвинялись в преступлениях против личности, зато совершили на 6% больше краж.

Существует даже ряд специальных профессий среди цыган. Черни - профессиональные воры. Женская половина их действует группами, возглавляемыми опытной воровкой - «черни». Она занимает место атаманши за особые заслуги и воровской талант. При выходе на «дело» каждая из цыганок выполняет свою, заранее определенную функцию. Воровки звонят в дверь облюбованной квартиры и просят «напиться» или «перепеленать ребеночка». Стоит только неосторожной жертве приоткрыть дверь, как цыганки покажут ей массу увлекательных фокусов. Не успеет хозяйка или хозяин и глазом моргнуть, как из квартиры молниеносно исчезнут все находящиеся в ней деньги и ценности.

Ловари промышляют своим излюбленным способом - кражами из квартир. В последнее время они освоили еще одну смежную «профессию» - «ломку» денег у коммерческих киосков, пунктов обмена валюты, на вокзалах и рынках.

Колдерари - самая распространенная цыганская группа. Они строго придерживаются национальных традиций и внутренних групповых законов, избирают таборных баронов. Промышляют «колдерари» в основном гаданием, действуют при этом большими группами вблизи рынков и вокзалов. Именно их жертвами становятся доверчивые граждане, которым пестро одетые таборные красавицы предлагают погадать или снять порчу. По всей видимости, цыганки в какой-то мере владеют искусством гипноза и внушения.

Севри занимаются в основном карманными кражами, воровством и торговлей наркотиками. Как профессионалы «карманной тяги», цыгане не уступают знаменитым грузинским карманникам. Торговля же «марафетом» - кокаином становится постепенно основным криминальным занятием всех цыган.

Унгри (венгерские цыгане). Они действуют организованными преступными группами с жесткой иерархией и дисциплиной. Попрошайничество на улицах сочетается с грабежами и разбоями. Проживают «унгри», в основном таборами, заселяя иногда заброшенные дома.

Плащуны - группа цыган, специализирующихся на заказных убийствах, убийствах священников, грабежах и разбоях.

Так ли безнадёжно положение цыган в Европе? Неизбежны ли конфликты с окружающим населением? Конечно же, нет - и вот почему. В каждой из европейских стран есть много организаций, выступающих против расизма и дискриминации.

Интересно и даже парадоксально, но именно в тех странах, где цыганам тяжелее всего – в Румынии, Словакии, Чехии, Болгарии, Венгрии - правительства выделяют немало средств для улучшения их жизни. Во всех этих странах издаётся много разнообразной литературы на цыганском языке. Радио и телевидение ведут еженедельные передачи, где журналисты, (чаще всего цыгане по национальности) поднимают злободневные вопросы и пытаются их решить.

В конце сентября 2011 года после того, как 19-летний житель деревни Катуница Ангел Петров , управляемого приближенным местного цыганского барона. В результате беспорядков несколько человек получили ранения.

Цыгане, рома (самоназвание) - народ, точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка, живущие во многих странах мира: в Европе, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии.

В процессе расселения цыган: кэлдэрары, довари, сэрвы, синти и мануш, калос и хитанос, рома, мугат (известны как люли), кале, лом (известны как боша), домари и дом, трэвеллерс.

Общая численность цыган в мире около 18 млн человек.

В Европе, в странах ЕС, к цыганам причисляют себя около 10 млн человек. Основная их часть мигрировала в Западную Европу из Словакии, Венгрии и Чехии (они вступили в ЕС в 2004 году) и из Болгарии с Румынией (члены ЕС с 2007 года).

В пяти странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Румыния, Болгария, Чехия и Словакия) живут 4‑5 млн цыган. Цыганское население Румынии, самое многочисленное в Европе составляет около 1,8 млн человек или 8,32% населения (здесь и далее численность цыган дана согласно средним оценкам). В Болгарии проживают 750 тысяч цыган (10,33% населения), в Венгрии - 700 тысяч человек (7,05% населения). В Словакии численность цыган составляет 500 тысяч человек (9,17% населения), в Чехии - 200 тысяч (1,96% населения). В России проживают порядка 825 тысяч цыган, что составляет 0,59% населения.

Значительное число цыган , в первую очередь в Испании - 725 тысяч человек (1,57% населения). Во Франции проживают около 400 тысяч цыган (0,62% населения), в Великобритании - 225 тысяч цыган (0,37% населения), в Италии - 140 тысяч цыган (0,23% населения).

В Европе цыгане являются одной из самых маргинализированных групп населения. Они составляют самое крупное в Европе меньшинство, представители которого часто не имеют гражданства. Цыганам приходится сталкиваться со множеством проблем : сложности при получении образования или трудоустройстве, дискриминация при медицинском обслуживании или решении жилищных вопросов, нетерпимость и даже насилие.

В конце июля 2010 г. президент Франции Николя Саркози после беспорядков, устроенных цыганами, заявил о закрытии более 200 цыганских лагерей и возвращении нелегальных иммигрантов-цыган в Румынию и Болгарию. По данным французского министерства иммиграции, с 28 июля по 17 августа в Румынию и Болгарию 979 цыган, причем 828 из них уехали добровольно, получив финансовую помощь от Франции по 300 евро на взрослого человека и по 100 - на ребенка.

В 2009 г. Франция уже выслала из страны 10 тысяч "цыганских нелегалов" в Болгарию и Румынию.

Еще совсем недавно, до начала миграции миллионов беженцев и считающих себя таковыми жителей азиатских и африканских стран в страны Евросоюза, одной из ключевых социальных проблем Европы признавалось положение цыганских меньшинств.

Цыган в Европе много, но и проблем у них тоже много

Пришли из Индии, прошли рабство и геноцид

Прежде всего, следует отметить, что современные цыгане не представляют собой единой нации. Поэтому в этнографической науке чаще всего говорят о «цыганских и цыганообразных» группах населения, включая туда как цыганские субэтносы, так и группы, строго говоря, не являющиеся цыганами, но ведущие схожий образ жизни (типичный пример - т.н. «шелта», или «ирландские путешественники», проживающие в Ирландии и Великобритании). В Восточной Европе цыганские группы появились в период Раннего Средневековья, продвинувшись из Индии, через Афганистан и Иран, на территорию Византийской империи. Отметим, что далеко не все цыганские группы мигрировали в Византию - значительная часть осела на Ближнем Востоке («дом»), в Средней Азии («мугат», «люля»), в Закавказье («боша»). С Ближнего Востока цыгане проникли в Малую Азию и на Балканский полуостров. Часть цыганских групп проникла дальше - в страны Западной Европы, где образовали местные цыганские общности. Другая, большая часть цыган, осела на Балканах и в Восточной Европе. Именно здесь произошло формирование тех цыганских групп, которые в настоящее время хорошо известны в России - сэрвы, влахуря, урсары, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары, крымы и так далее. Уже к XV веку значительная часть цыган, расселившихся в Восточной Европе, стала оседать и селиться деревнями или слободами на окраинах городов. В основном, цыгане занимались ремеслами, связанными с обработкой железа и драгоценных металлов, плетением корзин. Кроме того, сохранялись и традиционные для цыган и на Востоке виды заработка - танцы, цирковые представления, музыка, гадание.

Поворотным событием для цыганского населения Восточной Европы стало османское завоевание. Османская империя проводила достаточно мягкую политику в отношении цыган. Поскольку османы нуждались в ремесленниках, труд цыган оставался востребованным, а стремление к освобождению от уплаты налогов привело многие группы восточноевропейских цыган к принятию ислама. Так появились цыгане-мусульмане, которые составляют сегодня значительную часть цыганского населения Восточной Европы (в России и на Украине ислам исповедуют крымские цыгане - «крымы»). Кстати, османы воспринимали цыган как наиболее лояльную, наряду с мусульманами - албанцами, группу населения Балканского полуострова. Причем снисходительному отношению способствовал и полукочевой образ жизни цыганских групп - ведь османские тюрки также в прошлом были кочевниками. Однако, лояльное отношение со стороны османов привело к тому, что местное христианское население стало воспринимать цыганские группы гораздо более негативно, чем прежде. Наиболее жесткое отношение к цыганам установилось в румынских Молдавском и Валашском княжествах, где цыган просто обращали в рабство. До 1833 г. цыгане даже не обладали статусом личности, то есть в их отношении можно было совершать любые преступления, не говоря уже о возможности продажи в рабство. Практически все румынские цыгане находились в статусе рабов, и лишь в 1864 г. рабство в Румынии было отменено. Освобождение цыган, в свою очередь, привело к началу их массовой миграции из Румынии в соседние страны, включая и Российскую империю.

В Венгрии, Словакии и Чехии, попавших под власть Габсбургов, положение цыган было качественно иным, чем в странах Балканского полуострова. Австрийское законодательство в духе времени (а Европа в XVII-XVIII вв. переживала настоящую «эпидемию» борьбы с бродяжничеством и нищенством) поставило всех цыган вне закона. Это привело к началу массовых убийств цыган. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве называл в качестве применяемых мер: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. В 1721 г. император Карл VI приказал вешать и женщин. Лишь при императрице Марии Терезии антицыганская политика австрийских властей претерпела масштабные изменения. Теперь цыган предполагалось не убивать, а ассимилировать. Мария Терезия издала декреты, запрещавшие употребление самого слова «цыган». Вместо него вводилось обозначение «нововенгерец» или «новопоселенец». Был запрещен цыганский язык, а всем кочевникам предписывалось осесть. Конечно, ассимиляционные меры имели и позитивную составляющую - так, все цыгане получили паспорта с новыми венгерскими или немецкими именами и фамилиями, что предполагало и предоставление цыганскому населению гражданских прав. Детей предполагалось изымать из семей, чтобы избавить от влияния со стороны родителей и усвоения цыганских традиций, и помещать на воспитание в венгерские, чешские или словацкие крестьянские семьи. Было запрещено держать лошадей и заниматься коневодством. Однако, ассимиляционную политику Марии Терезии так и не удалось осуществить до конца. Таким образом, Австро-Венгрия, планировавшая полностью растворить цыганские меньшинства в венгерском или чехословацком окружении, благодаря значительному смягчению политики в отношении цыган превратилась в одну из наиболее комфортных для них стран. Это способствовало тому, что на ее территории сформировался целый ряд цыганских групп, представители которых впоследствии появились и на территории России - мадьяры, ловари, отчасти - кэлдэраря (эта группа формировалась на стыке венгерских, румынских и сербских границ).

Серьезнейшим испытанием для цыганского населения Восточной Европы стала гитлеровская оккупация. Цыгане стали вторым после евреев народом, которые Гитлер собирался полностью уничтожить физически. Наиболее жестокие убийства цыган творились в славянских странах Восточной Европы и в Прибалтике. В Румынии местные власти не перешли к политике тотального истребления цыганского населения, позволяя цыганам даже кочевать на румынской территории. По последним исследованиям, не менее около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками. Среди них свыше 30 000 лиц цыганской национальности были гражданами Советского Союза, проживавшими на оккупированных нацистами территориях Украины, Молдавии, Белоруссии, прибалтийских республик, РСФСР. Многие советские цыгане в годы войны были призваны в ряды действующей армии, некоторые участвовали в партизанском сопротивлении.

Социалисты хотели «включить» цыган в общество

Социалистическая политика в отношении цыганского населения Восточной Европы отличалась противоречивостью. С одной стороны, был взят курс на кардинальную модернизацию социального уклада цыганских групп. В первую очередь, власти Советского Союза, а затем и других социалистических стран Восточной Европы, ставили задачу борьбы с кочевым образом жизни цыганского населения. Для этого не только всячески критиковался кочевой образ жизни и пропагандировалась оседлость, но и создавались реальные социальные и экономические условия. В конце 1920-х - начале 1930-х годов в Москве и Ленинграде был создан специальный педагогический техникум, открыты цыганские школы. В 1931 г. был организован всемирно известный цыганский театр «Ромэн». Велась работа по созданию цыганской письменности, организовывался выпуск литературы на цыганском языке. Мероприятия советской власти не сводились лишь к культурно-просветительской деятельности. Так, создавались цыганские артели и колхозы, которые должны были способствовать оседлости и трудоустройству цыганского населения. В странах Восточной Европы в послевоенные годы цыган старались трудоустраивать на крупных промышленных предприятиях. Возле них строились районы типовых многоэтажек, в которых цыганским рабочим предоставлялись квартиры. Естественно, что эта политика также способствовала разрушению традиционного уклада жизни цыганского населения и его частичной ассимиляции. Тем не менее, учитывая значительно более низкий уровень образования и, чаще всего, отсутствие профессиональной подготовки, цыгане в восточноевропейских странах трудились, преимущественно, на тяжелой, малоквалифицированной и плохо оплачиваемой работе. Но, с другой стороны, лишь в социалистических странах осуществлялась какая-либо централизованная политика по обеспечению работой и доступным образованием цыганского населения. После того, как в конце 1980-х гг. страны Восточной Европы стали переходить к рыночной экономике, огромное количество предприятий в Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии было закрыто. Работники предприятий оказались безработными. Причем если представители титульных наций еще могли найти работу, в том числе по причине более высокой квалификации, наличия образования, да и национальный фактор также играл роль, то цыгане оказались на обочине социального пространства. Как результат - произошло стремительное возвращение к традиционному образу жизни, благо переход к рыночной демократии повлек за собой и отказ от жестких репрессивных мер за бродяжничество и отсутствие работы.

Румыния и Болгария - самые «цыганские» страны Европы

В наиболее тяжелом положении оказались цыгане Румынии. Как мы уже отметили выше, численность цыганского населения в этой стране колеблется от 3 до 11% от общей численности жителей Румынии. В любом случае, цыган здесь - несколько миллионов. Большинство румынских цыган живет за чертой бедности - если колоссальные проблемы с работой у самих румын, то о представителях цыганского меньшинства нет и речи. Не менее 50% румынских цыган - безработные, а среди занятых 60% составляют неквалифицированные рабочие на стройках, предприятиях и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Среди румынских цыган 58% мужчин и 89% женщин не имеют образования и профессиональной подготовки, 27% детей неграмотны и не обучаются грамоте. Известно, что свыше 60% румынских цыган проживает в сельской местности. Естественно, что ни о каких рабочих местах в румынском селе в условиях массовой безработицы говорить не приходится. Поэтому многие цыгане, вернувшись к традиционному образу жизни, направляются в страны Западной Европы, особенно в Италию и Францию, где надеются заработать денег гаданием, попрошайничеством и криминальной деятельностью.

Наиболее серьезно проблема румынских цыган в Италии и Франции обострилась во второй половине 2000-х гг., когда десятки тысяч выходцев из Румынии разбили свои палаточные лагеря в итальянских и французских городах. Местную прессу захлестнули сообщения о многочисленных преступлениях, совершающихся лицами цыганской национальности в отношении представителей коренного населения и иностранных граждан. Именно эти обстоятельства вынудили французского президента Саркози прибегнуть к стратегии депортации. При этом, французское правительство не только соглашалось оплатить расходы на транспортировку цыганских семей назад в Румынию, но и выплатить каждой из них пособие в размере 300 евро на взрослого и 100 евро на ребенка.

Достаточно сходное положение - у цыган Болгарии. Здесь проживает около миллиона лиц цыганской национальности. Это третий по численности народ страны после болгар и турок. По официальным данным, цыгане составляют 4,7% населения страны, по неофициальным - до 8%. Цыганское население Болгарии неоднородно - часть его исповедует православие и в большей степени интегрирована в болгарскую среду, часть - еще во время Османской империи приняла ислам и, соответственно, поддерживает более тесные связи с турецкими общинами Болгарии. Именно за тесное сотрудничество с турками в годы османского владычества, болгары и недолюбливают цыган, особенно ту их часть, которая приняла ислам и фактически слилась с турецкой общиной. Цыгане периодически становятся героями криминальных хроник болгарской прессы. В 2011 г. в Болгарии произошли одни из крупнейших в Европе выступления против цыганской общины. 23 сентября 2011 г. микроавтобус, принадлежавший одному из влиятельных цыганских авторитетов, сбил насмерть 19-летнего болгарина Ангела Петрова. После этого в селе Катуницы, где произошла трагедия, начались массовые беспорядки. Похороны сбитого юноши 25 сентября переросли в общеболгарские демонстрации протеста. В Пловдиве, Варне и ряде других городов футбольные фанаты и праворадикальные активисты предприняли нападения на населенные цыганами городские кварталы. В конце концов, под давлением общественности удалось добиться ареста хозяина микроавтобуса, сбившего Ангела Петрова. Несмотря на то, что беспорядки постепенно сошли на нет, сам уровень накала показал, насколько сложной является проблема межнациональных отношений в современной Болгарии. И одна из главных причин тому - политика правительства страны, которое, с одной стороны, не создает реальных условий для социального развития цыганской общины, с другой стороны - реализует пресловутые «принципы толерантности», которые оборачиваются консервацией анклавов и вседозволенностью этнокриминальных групп.

Отсутствие реальных программ по социальной модернизации лишь способствует дальнейшей криминализации цыганских общин Болгарии (как, впрочем, и других стран Восточной Европы). Учитывая высокий уровень рождаемости, нищету, неудовлетворительный уровень образования и отсутствие профессиональной квалификации, это приводит к очень серьезным проблемам. Те социальные программы, которые существуют в Болгарии и ряде других стран Восточной Европы в отношении цыганского населения, лишь способствуют дальнейшей консервации иждивенческих тенденций. В частности, практика выплаты пособий цыганским семьям фактически лишает их стимула работать, однако отнюдь не препятствует криминальной и полукриминальной деятельности. Вместо того, чтобы создать рабочие места, создать условия для получения образования и профессиональной подготовки детей и молодежи, одновременно введя и серьезные меры в плане ответственности за криминальное поведение, власти предпочитают «откупаться» пособиями, полагая, что это частично решит социальные проблемы цыганского населения. На самом деле, такая практика лишь способствует их укоренению.

Мадьяры, которые не совсем мадьяры

Очень многочисленна цыганская диаспора и в современной Венгрии. По некоторым данным, цыгане составляют до 8% населения страны, хотя официальные сведения сообщают о значительно меньшем количестве - примерно 2% населения. Но это может быть связано и с тем, что значительная часть венгерских цыган идентифицирует себя исключительно как мадьяры (не путать с мадьярами-венграми!) и говорит на венгерском языке. Цыганский язык они давно забыли, приняли кальвинистское или католическое вероисповедание. Мадьяры считаются одной из субэтнических групп («нэций») цыганского населения - помимо Венгрии, значительное количество мадьяр проживает в соседних Словакии и Закарпатской области Украины. Образ жизни и «южная» внешность - единственное, что отличает цыган-мадьяр от остальных мадьяр. Еще в более худшем положении, чем цыгане Венгрии, оказались после распада СССР цыгане-мадьяры, проживающие в Закарпатской области Украины - в районах городов Берегово, Виноградов и Мукачево. Закарпатская область всегда была неблагополучным и бедным регионом, а экономический кризис, последовавший за распадом Советского Союза, лишь способствовал углублению социальных проблем ее населения.

Как и в других странах Восточной Европы, в социалистический период современной венгерской все жители страны были обеспечены работой. Трудились и венгерские цыгане - в первую очередь, на предприятиях тяжелой промышленности. Однако, переход к рыночной экономике способствовал прекращению работы многих предприятий. Трудящиеся оказались на улице, и цыгане - в первых рядах новых безработных. В настоящее время среди венгерских цыган до 85% не имеют постоянной работы. Наиболее тяжелое положение в восточных и северо-восточных регионах Венгрии. Естественно, что этот фактор не может не сказываться на общем уровне экономического благосостояния и на социальном поведении венгерских цыган. Большинство цыган страны живет на всевозможные пособия. Впрочем, в 2011 г. венгерское правительство запустило программу трудоустройства цыган - им предложили принимать участие в общественных работах по благоустройству за 150 евро в месяц. Однако, правозащитники тут же объявили это нарушением прав человека, при том, что отсутствие работы, по их мнению, к нарушению прав человека, очевидно, не относится. Что касается закарпатских мадьяр из Украины, то их можно часто встретить на вокзалах и базарах российских городов - грязные, растрепанные мамаши с такими же детьми, просящие милостыню. За не имением иных способов заработка, новые поколения мадьяр вернулись к традиционному попрошайничеству, стали промышлять мелкими кражами, рассеявшись по бескрайним просторам Украины, а затем и России. Многие венгерские цыгане - мадьяры, в свою очередь, направились в страны Западной Европы. Но большинство остается в Венгрии, несмотря на целый ряд проблем.

Как известно, Венгрия - страна с очень развитым националистическим движением, которое пользуется очень большим влиянием и поддержкой венгерского населения. Это дает венгерскому правительству возможность сохранять некоторую независимость во внутренней и внешней политике по сравнению с другими странами Евросоюза. В частности, венгерские политики постоянно высказывают наиболее жесткую позицию по вопросу о миграционной ситуации в Европе, отличается их позиция и по проблеме взаимоотношений с Украиной и Россией. В новой конституции страны подчеркивается, что Венгрия - христианское государство венгров. Соответственно, и национальные меньшинства страны, особенно такие, как цыгане, встречают достаточно прохладное отношение со стороны венгерского правительства, не говоря уже о населении и праворадикальных партиях и движениях. Известно, что во многих венгерских городах функционируют «народные дружины», созданные венгерскими правыми и занимающиеся, в том числе, и «патрулированием» цыганских кварталов. Либералы обвиняют эти дружины в национализме и запугивании местных цыган, а представители дружин, в свою очередь, считают, что занимаются исключительно поддержанием общественного порядка и профилактикой преступности. Что говорить - значительная часть цыган Восточной Европы, в том числе и Венгрии, занята полукриминальной и криминальной деятельностью. Попрошайничество, гадание, сбор металлолома (разумеется, часто приобретающий характер краж металлолома) - вот самые безобидные виды деятельности восточноевропейских цыган. Но они не чуждаются и обычных краж, грабежей, разбоев. Широко известно о деятельности кланов, занятых контрабандой и торговлей наркотиками. Живущие за счет преступной деятельности цыгане выгодно выделяются своим благосостоянием от более законопослушных соплеменников. В тех же нищих Румынии, Болгарии, Украине в поселках, населенных цыганами, среди окружающих бедняцких домишек выделяются настоящие дворцы местных авторитетов. Разумеется, кто-то из них сколотил состояние не криминальной деятельностью, а торговлей, но очень многие дорогие дома построены именно на «грязные» наркотические деньги. Об этом прекрасно знает окружающее население - отсюда и нелюбовь к упорно не желающему интегрироваться в европейскую действительность национальному меньшинству. Венгров беспокоит, что среди новорожденных 20% составляют дети из цыганских семей - по сравнению с венграми, рождаемость у цыган колоссальная, и это не может не напрягать тех, кто считает Венгрию - страной венгров. Причем наибольшее неприятие вызывает не то, что цыгане - люди другой национальности, а их неготовность и нежелание усваивать модели поведения и образа жизни, принятые у венгров. Иными словами - цыгане не интегрируются в венгерское общество, и это является, пожалуй, самой сложной проблемой в их взаимоотношениях с государственными институтами и венгерским населением. В одном из предместий Будапешта действует «Романо Киа» - «Дом цыган», организаторы которого пытаются решить едва ли не главную проблему современной венгерской цыганской диаспоры - недостаточный уровень образования. Здесь предлагаются дополнительные курсы для неуспевающих учеников, осуществляется обучение профессиям и иностранным языкам.

Самое крупное в Европе «гетто ромов»

Словакия - еще одна восточноевропейская страна, где проблема социального развития цыганского меньшинства стоит очень остро. В 5,5-миллионной Словакии проживает около 500 тыс. цыган. Свыше 55% словацких цыган не достигли даже возраста 18 лет - это самая молодая этническая группа страны. Впрочем, и средняя продолжительность жизни цыган в Словакии составляет лишь 55 лет- на двадцать лет меньше, чем у словаков (76 лет). Как и в соседней Венгрии, в Словакии правительство настроено довольно решительно по отношению к миграционным и национальным проблемам. Социальные проблемы, связанные с проживанием внушительного цыганского меньшинства, в Словакии решают достаточно специфическим путем. Известно, что крупнейший в Европе анклав компактного проживания цыган находится в словацком городе Кошице. Это микрорайон «Луник IX». Здесь, на площади чуть более одного квадратного километра живет около 8 тысяч словацких цыган. Луник был построен в 1970-е гг. как типовый район многоэтажек, а в 1979 г. было принято решение о заселении микрорайона цыганами. Предполагалось, что жизнь в городских квартирах будет способствовать изменению их уклада, приведет к постепенной ассимиляции и превращению в обычных словаков, трудоустроенных на предприятиях. Для этого цыган из снесенной неподалеку деревни поселили в микрорайоне в окружении словаков. Однако последние вскоре осознали всю проблематичность такого соседства и стали массово покидать район. Освободившиеся квартиры занимали все новые и новые цыганские семьи. В середине 1980-х гг. цыгане составляли половину населения района, а к концу 1990-х гг. все 100% населения Луника составляли представители цыганского национального меньшинства.

Треть населения восьмитысячного Луника - несовершеннолетние, по официальным данным в каждой типовой квартире здесь живет свыше шести человек, по неофициальным - до 12-14 человек. Разумеется, район - крайне проблемный, считающийся «головной болью» городских властей Кошице. Поскольку ни о какой оплате за коммунальные услуги здесь речь не идет, практически все дома района отключены от газа, водопровода и электричества. Абсолютное большинство взрослых жителей района также не имеет и постоянной работы. В Словакии и не каждый словак с образованием и квалификацией может найти работу, что говорить о людях без всякого образования и профессии. Поэтому не удивительно, что жители соседних с Луником районов Кошице стали жаловаться на постоянные кражи и обилие попрошаек на улицах. В конце концов, городские власти приняли решение - построить стену, которая бы отделяла неблагополучный район от остального города. Стена обошлась городскому бюджету в 4700 евро, она представляет собой двухметровое бетонное ограждение, которое, по мнению городских властей и полицейских, сможет улучшить ситуацию в сфере охраны общественного порядка в Кошице. Естественно, что правозащитные организации считают «Великую словацкую стену» в Кошице проявлением дискриминации цыганского меньшинства. Им отвечают правые, которые убеждены, что проблема не в цыганах, а в образе жизни, который ведет, в силу отсутствия работы и постоянных занятий, большинство взрослого населения неблагополучного района. В августе 2015 г. в Кошицком районе, в местечке Спишска Нова Вес, произошло столкновение цыган с полицией. Около 200 мужчин и парней цыганской национальности отказались исполнять требования полицейских прекратить пьяную гулянку. В результате столкновений 9 цыган и 7 полицейских получили ранения. Начальник полиции Кошицкого края Юрай Лешко сообщил, что это уже двадцать пятое по счету столкновение полиции с цыганами в этом районе Словакии. Наиболее проблематичным регионом страны является Восточная Словакия - здесь социально-экономическая ситуация еще хуже, чем на западе, а численность цыганского меньшинства намного выше.

В соседней Чехии «цыганский вопрос» всегда стоял менее остро, чем в Словакии. Ведь численность цыганского населения здесь была значительно ниже. Однако после распада Чехословакии значительная часть словацких цыган переселилась в Чехию, поскольку ее экономическое положение выгодно отличалось от положения Словакии. В результате, в стране стала стремительно расти численность цыганского населения. В 1989 в чешской части Чехословакии проживало 145 тысяч цыган, а в 1999 г. их численность практически удвоилась и составила уже 300 тысяч человек. Сколько проживает цыган в Чехии в настоящее время, не знает никто. Это приводит к недовольству чешских правых кругов. В сентябре 2015 г. в северочешском городке Шлукновску едва не дошло до массовых беспорядков - властям пришлось вводить дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить расправу праворадикальных активистов и футбольных фанатов над проживающими в городе цыганами. Причиной столь решительного настроя правых стали многочисленные жалобы жителей города на криминальную активность цыганской молодежи.

Решение проблем возможно, но маловероятно

Лишь немногим представителям цыганского меньшинства в восточноевропейских странах удается получить образование и подняться вверх по социальной лестнице. Такие представители цыганской интеллигенции прекрасно понимают все многочисленные проблемы своих соплеменников. Кто-то пытается их решать, создавая всевозможные национально-культурные организации, но большинство «поднявшихся» все же предпочитают забыть о своем происхождении и берут личный курс на ассимиляцию в румынском, венгерском, словацком окружении. В странах Восточной Европы создаются многочисленные общественные организации, которые вроде как ориентированы на решение проблем цыганского населения. Однако, в действительности многие из них фактически существуют лишь для получения грантов и имитации деятельности. К странным последствиям приводит и мнимая забота государства об адаптации цыганских меньшинств. Так, в Сербии была введена квота для цыган при поступлении в высшие учебные заведения - кроме льготных прав при поступлении и бесплатного образования, им предоставляются также бесплатные общежитие, питание и выплачивается стипендия. На практике это привело к тому, что некоторые сербские абитуриенты пытаются причислить себя к цыганам, надеясь воспользоваться перечисленными выше привилегиями. С другой стороны, представители интеллигенции, имеющие цыганские корни, часто стараются скрыть свое происхождение, опасаясь дискриминации. Они ориентированы на максимальную интеграцию в окружающее общество, отказываются от всех обычаев и традиций, когда надо - меняют имена и фамилии и предпочитают не вспоминать о том, кем были их предки.

В современной Европе сложилась сложная, парадоксальная ситуация. Страны Западной Европы, мягко говоря, не жаждут видеть румынских, болгарских, венгерских, сербских цыган на улицах своих городов. В то же время, они подвергают критике антицыганскую, с их точки зрения, политику восточноевропейских государств. В Восточной Европе, в свою очередь, социально-экономическая ситуация не позволяет произвести масштабное решение социальных и социокультурных проблем цыганского населения. В результате, для восточноевропейских правительств становится выгодной миграция цыган в Западную Европу - по принципу «чем больше уедет, тем меньше проблем». Европейские страны не могут прийти к консенсусу по вопросу о решении сложившейся ситуации, а «масло в огонь» подливают структуры Евросоюза, которые препятствуют любым попыткам централизованной деятельности восточноевропейских стран по трудоустройству и социализации цыганских меньшинств. Впрочем, на фоне современной афро-азиатской миграции проблемы исконных «кочевников Европы» отходят на второй план. Одно можно сказать с уверенностью - без кардинальных мер в социально-экономической сфере никаких изменений не произойдет. Можно потратить еще миллиарды долларов на выплату пособий, строительство бетонных стен вокруг цыганских кварталов, депортации или, наоборот, рекламные проспекты, рассказывающие о толерантности, но пока не будут приниматься меры по созданию рабочих мест, организации воспитания и обучения детей, «цыганская проблема» в современной Европе так и не будет решена.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

История цыган, разделённых после 1417 года на западную и восточную ветвь развивалась разными путями. Временно оставив вне поля зрения цыган, оставшихся в Византии, рассмотрим ситуацию в Западной Европе.

Поначалу города и дворянство снабжали цыган деньгами, продовольствием, напитками, дровами, сеном для коней и мулов. Таборам предоставляли приют в сараях и госпиталях, а вожаков даже принимали в замках и гостиницах. Из-за этого цыгане всё больше привыкали жить за счёт местного населения. Всё чаще возвращались они в те места, где их раньше гостеприимно встречали. 1 Семилетний срок скитаний, будто бы назначенный Папой римским, давно истёк, а они продолжали кочевать, выпрашивая новые пожертвования. Неприглядный имидж цыган медленно, но верно укреплялся в народном сознании. Дворянство же пришло к выводу, что цыгане отвлекают крестьян от работы. 2 Когда очередной табор появлялся там, где уже побывали предшественники, его принимали далеко не так радушно. К примеру, цыгане, которые в 1431 году прибыли в Турне (Франция), получили деньги и вдоволь пшеницы, зато следующим, которые пришли восемью годами позже, даже не позволено было зайти в город. 3

Уже в конце XV века появились первые антицыганские законы. В Испании в 1492 году был издан королевский декрет, повторённый семь лет спустя. Цыганам предписывалось в течение шестидесяти дней покинуть страну. После этого срока пойманным грозили сотней ударов бича, а в случае рецидива казнью. Подобным законодательством обзавелись и другие европейские страны.

Между сроками появления цыган в стране и началом репрессий. проходило округлённо шестьдесят - сто сорок лет. Для наглядности мы составили следующую таблицу:

таблица 2

Часто в преамбуле этих декретов можно прочесть мотивировку решения: августейшие особы считали нужным объяснить, почему они поступают так, а не иначе. Пример этому - указ английского короля Генриха VIII, датированный 1530 годом.

«Непохожие на наших заморские люди, называющие себя египтянами, не сведущие ни в ремёслах, ни в искусстве торговли, бродят из графства в графство, с места на место большими толпами и, пользуясь великим множеством хитростей, дурачат народ, внушая им, что могут посредством хиромантии поведать о будущем мужчин и женщин; много раз искусными уловками они выманивали у людей деньги, а кроме того совершили много вопиющих преступлений и краж к великому ущербу для народа, среди которого они обретаются».

Подобным образом и правители Венеции в 1558 году сетуют на «дурные качества цыган и о беспокойстве, ущербе и беспорядках», которые от них исходят.

Французский юрист той эпохи писал: «Совершенно необходимо оградить от этих ужасных созданий простой народ, который они морочат при помощи тысяч трюков и тонко рассчитанного мошенничества, утверждая, что им ведома добрая и злая судьба, что они могут предсказать жизнь и смерть; они снабжают молодёжь любовными амулетами и снадобьями и никогда они не уйдут из какого-либо места без того, чтобы зловредным образом что-то не стянуть». 4

Наказания для цыган в то время разделялись по признаку пола. Мужчин чаще всего сразу отправляли на эшафот. Женщинам закон предназначал телесные наказания и высылку из страны. Только после того, как цыганок ловили во второй раз, к ним применялась смертная казнь. Рецедив устанавливали с помощью клейма, причём в каждом княжестве клеймили по-разному: тут и крест, и виселица, и ключ, и городские гербы, и буквы, обозначающие княжество. Заграничное клеймо основанием для казни не было. Поэтому к зрелому возрасту некоторые цыганки могли иметь на теле целую коллекцию знаков. Прибавьте к этому отрезанные уши, а также рубцы от порки - и вы будете иметь представление об оборотной стороне кочевой «романтики». 5

Посмотрим конкретнее на формулировки антицыганских законов.

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.

Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.

Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.

Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эцгергцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.

Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет. 6

В указах графства Рейн мы находим формулировку: «Всех встреченных в Рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте».

Минимум два столетия целенаправленной государственной политики не могли не сказаться на национальном характере. Такие черты, как скрытность, деление всего мира на своих и чужих (и ранее присущие цыганам) теперь укрепились окончательно. Единственным смягчающим фактором оказалась для цыган непоследовательность конкретных исполнителей закона. По тем или иным причинам они не желали или не успевали устраивать массовые облавы, ограничиваясь казнью отдельных попавших под арест цыган. Видя неэффективность прежних указов, верховная власть издавала новые, которые, также, исполнялись без особого рвения Посмотрим с этой точки зрения на Францию - перед нами предстанет длинная череда дат: 1504, 1510, 1522, 1534, 1539, 1561, 1606, 1647, 1660, и 1666 годы. Ясно, что если бы был выполнен хотя бы один из перечисленных законов, нужда в последующих просто отпала бы. Именно этим «вялотекущим террором» можно объяснить то, что цыгане всё же сумели выжить, так и не покинув Западную Европу. После принятия очередного указа цыгане прятались в лесах или перекочёвывали на время в другую страну, надеясь там переждать опасные времена.

Европа была изрезана границами. В одной только Германии насчитывалось около трёхсот независимых государств. Многие границы в Германии и Голландии было страшно пересекать. На обочинах были выставлены доски с предостережением для «цыган и бродяг» - чтобы не смели заходить в границы данного округа. Безграмотные кочевники не могли прочитать грозную надпись. Но власти и не рассчитывали на это. Местные художники разрисовывали доски пояснительными картинками. На «запретительных знаках» можно увидеть повешенных цыган, а также полуголых женщин, извивающихся под плетью. 7 Эти доски и сейчас хранятся в музеях как свидетельства озлобленности и предубеждений.

В маркграфстве Баурейт (Германия) в 1724 год были в один день повешены пятнадцать цыганок. Младшей из повешенных была 15-летняя девочка, старшей - старуха 98 лет. 8

Касвассен. 1722 год. Мужчин и женщин табора подвергли пыткам; не выдержав мук, они сознались в преступлениях. Четверо цыган были колесованы, головы двух цыганок, насажены на пики. 9

В Испании и Франции среди гребцов-каторжников на королевских галерах было немало цыган.

Пытаясь объяснить такую суровость по отношению к кочевому народу, многие исследователи выдвинули сомнительную версию, что цыгане восстановили местное население против себя воровством. При этом утверждается, что в странах Востока, по которым цыгане кочевали ранее, обычаи гостеприимства запрещают делать замечание гостю, если он взял что-нибудь из съестного. Цыгане, якобы, настолько привыкли к этому, что и дальше по инерции продолжали брать без спросу чужое.

Эта версия наивна потому, что, во-первых, цыгане перед приходом в Европу три века прожили в православной Византии. Во-вторых, они сразу должны были понять, какого поведения от них ждут коренные жители. Цыгане отнюдь не были пасторальными дикарями, не имеющими понятия о собственности.

Существует и более правдоподобная гипотеза. Согласно ей цыгане попали в психологическую ловушку, поскольку их вожаки выхлопотали неслыханные привилегии, которые не могли не вызвать зависти у окружающих. Первым таборам, просочившимся в Западную Европу, власти давали охранные документы. До наших дней дошла одна из подобных грамот, выданная императором Сигизмундом в 1423 году.

«Мы, Сигизмунд, король Венгрии, Богемии, Далматии, Хорватии и других земель... Наш верный Ладислав, воевода цыган, и те, которые зависят от него, обратились к нам с нижайшей просьбой оказать им наше особое благоволение. Мы соизволили принять эту почтительную просьбу и не отказали им в такой грамоте. В соответствии с этим, если вышеназванный Ладислав и его народ появятся в каком то из мест нашей империи, в городе или селе, мы предписываем вам проявить вашу верность по отношению к Нам. Вам следует оказать покровительство всеми способами, дабы воевода Ладислав и подвластные ему цыгане могли бы проживать без ущерба в стенах ваших городов. Если найдётся среди них сорная трава, если случится неприятное происшествие, неважно какого рода, Мы желаем и категорически настаиваем, что один лишь Ладислав воевода имеет право карать и миловать виновных, у вас же такого права нет...» 10

Известно и об указе короля Польши Ягайло, по которому табор цыганского вожака Василия, получал сходные привилегии. 11 В Англии король Генрих VI издал указ о создании особых судов для цыган, где половина присяжных была англичанами, а вторая половина цыганами. На практике это часто выводило кочевников из под ответственности даже в случае доказанных преступлений против англичан. 12

Даже в тот период, когда началось общее охлаждение, монархи ещё продолжали порой выдавать отдельным вожакам охранные грамоты. Так, французский король Франциск I взял под своё покровительство среди прочих Антуана Мореля, «своего любимого капитана Малого Египта» и приказал своим бальи, прево и сенешалям под угрозой штрафа позволить «вышеупомянутому Морелю и его табору» странствовать по собственному усмотрению и даже предоставлять им надёжный ночлег. В дополнение он даровал этому «египетскому капитану» право суда над членами его табора. 13

Жалованные грамоты, выводившие цыган из под юрисдикции местных законов, неминуемо должны были озлобить против цыган коренное население.

Это объяснение репрессий более правдоподобно, но на самом деле причины гораздо глубже. В отличие от ряда предшественников мы не пытаемся ни замолчать факты, ни гиперболизировать их - таборный криминал действительно существовал. Но при объективном рассмотрении удаётся впервые доказательно опровергнуть миф о «преступном народе», наделавший столько вреда.

Во время «византийского периода» общий уровень преступности в цыганской среде был такой же, как у прочих народов империи. Не случайно власти Византии за три века не приняли особых законов против цыган. Следует, однако, признать, что после «естественного отбора», эмигрировали далеко не самые лучшие представители кочевого племени. Тем не менее, удачный исход их кочевья не мог не увлечь в Европу колеблющихся. Наверняка, во «второй волне» на Запад прикочевали также таборы честных ремесленников и артистов. Это значительно снизило социальную опасность, исходящую от переселенцев. В 1530 году таборными танцами любовался даже шотландский король Яков V, и выступление так понравилось ему, что он распорядился выплатить за доставленное удовольствие 40 шиллингов. 14

В этот момент появился шанс на мирное сосуществование западноевропейцев и цыган по примеру того, как это было в Византии - и если этого не произошло, то только по роковому совпадению ряда экономических, социальных и религиозных причин.

Если рассуждать примитивно, то складывается следующая картина. Сначала цыгане пришли в Европу и встретили радушный приём. Затем настроили против себя народы и правителей, что и послужило причиной репрессий. В сущности, сказанное и есть квинтэссенция западной школы цыганологии. К сожалению, никто не пытался рассматривать историю цыган в общем историческом контексте. Данная работа является первой попыткой такого осмысления.

Объяснить первоначальную снисходительность и последующие репрессии можно только в случае, если мы уясним - сама Европа за два столетия неузнаваемо изменилась. Нельзя подходить к регионам или отдельным государствам как к чему-то незыблемому. Например, Российская империя, СССР при Сталине, и Россия при Ельцине - это три разных страны с кардинально отличающимися порядками и психологией населения. Точно так же очень велика разница между кайзеровским, нацистским и современным периодом в истории Германии.

Нельзя забывать и о кардинальных отличиях средневековья и Нового Времени. Мы будем кратки прежде всего потому, что каждый наш тезис подкреплён десятками солидных исследований. Приходится только удивляться тому, что цыганология не попыталась применить эту информацию в своей сфере.

Объективный анализ фактов привёл к выводу, что антицыганские законы, это лишь одно из ответвлений политики, проводимой по отношению к людям, ведущим бродячий образ жизни, независимо от их национальности !

Выясняется также, что эта политика была в значительной степени вынужденной; она вытекала из общего кризиса экономики, и никогда не превышала «разумного» предела жестокости.

Как это ни покажется странным для людей, находящихся в плену у стереотипов, к кочевникам даже в разгар гонений относились очень взвешенно. Так для многих цыганологов окажется новостью наш тезис, что они были практически застрахованы от обвинений в ересях и колдовстве - ведь в каждой книге о цыганах утверждается обратное! Тем не менее, Запад с самого начала чётко осознал, что имеет дело не с тайными язычниками, а с людьми, верующими в Христа.

Доказательству этого тезиса у нас посвящена следующая глава, поэтому вернёмся к главному: к рассмотрению цыган в контексте меняющейся Европы.

В начале тысячелетия Европа переживала бурный экономический рост. Совершенствовалась техника земледелия и приёмы хозяйствования, нехватка пахотных земель не препятствовала росту населения, поскольку распахивались неосвоенные пустоши и вырубались под пашню леса. В XII-XIII веках возникла сеть новых городов. Это было частью так называемого «коммунального движения». Города, к неудовольствию дворянства, крепчали и, при поддержке королей, становились свободными. Каждый крестьянин, сбежавший от крепостной зависимости, мог устроиться цеховым подмастерьем, и через год освобождался от зависимости, что выражалось в поговорке «Воздух города делает человека свободным». Несколько позже крепостное право было вообще отменено и большинство крестьян стало собственниками земли или арендаторами. Разумеется, общий экономический подъём не мог не сказаться на отношении к бродягам и нищим. Католичество проповедовало, что милостыня - одно из добрых дел, которое зачтётся на том свете. Этот призыв не был лицемерием. Строились приюты и больницы для сирот, стариков и бедных. Короли по торжественным случаям лично оделяли нищих золотом; при монастырях кормились толпы людей, по тем или иным причинам неспособных к производительному труду. Некоторые учёные утверждают, что таборы цыган раздражали местное население своим кочевым образом жизни. Между тем, в средневековой Европе постоянно передвигались толпы пилигримов, которых принято было кормить и обеспечивать ночлегом за счёт городов и дворянства. О франтерах и тинкерах мы уже упоминали. Менестрели, трубадуры, жонглёры тоже были в вечном движении. Наконец, в XIII веке были организованы ордена нищенствующих монахов, членов которых строгий устав обязывал жить в миру и собирать подаяние. Мы имеем в виду прежде всего францисканцев. Следует подчеркнуть, что само наличие этих людей было необходимым условием для выживания католичества. В этот период церковь столкнулась с ростом ересей (вальденсы, альбигойцы, дольчинисты). Еретики справедливо укоряли церковный аппарат в том, что он живёт в роскоши, нарушая тем самым заповеди Христа. Чтобы сбить волну недовольства, по дорогам были отправлены нищенствующие монахи. Они проповедовали евангелие простым, доступным крестьянам языком, и личным примером показывали, что церковь нельзя огульно обвинять в стяжательстве.

Конечно, в начале XV века благоприятная для странников духовная атмосфера уже начинала меняться к худшему - она уже существовала по инерции, и цыгане не смогли долго ей пользоваться. Ещё в конце предыдущего XIV столетия появились отчётливые признаки кризиса. Экстенсивный путь развития был исчерпан. Земли распаханы, и дальнейшее наступление на леса грозило экологической катастрофой. Население продолжало расти, а урожаи увеличивать уже не удавалось; люди часто голодали. Города закрыли свои ворота, ремесленные союзы перестали принимать новых членов. Ухудшилось положение подмастерьев, для большинства из которых надежда обзавестись собственным делом стала призрачной.

Открытие Америки принесло неожиданные последствия в виде так называемой «революции цен». Золото и серебро, награбленное конкистадорами, попало в Европу и вызвало сильную инфляцию. Цены подскочили в пять-шесть раз. Поскольку на протяжение предыдущего периода все повинности, налоги и долговые обязательства были записаны в чётко оговорённых суммах, денежная система и социальная стабильность были подорваны.

В условиях кризиса католичество стало выглядеть в глазах значительной части населения слишком дорогой религией. Пышные храмы, налоги в пользу Рима, продажа индульгенций вызывали раздражение. В воздухе носилась идея организации «дешёвой церкви» - без священников, которых можно заменить проповедниками, без Римского папы и его двора, без расходов на убранство церквей, наконец, без излишнего числа церковных праздников, во время которых работать не полагалось. Все эти чаяния уловил Лютер и его идейные соратники. Созданный ими протестантизм по сути означал введение режима жёсткой экономии, при котором и речи быть не может о содержании монастырей, отчислениях в пользу нищих и паломников. Вместо того, чтобы кормить тех, кто протягивал руку за подаянием, их начали вешать. Из протестантских государств изгонялась праздность, изгонялись монахи, церковные земли конфисковывались. Естественно, в этой изменившейся духовной атмосфере цыгане попали под общий удар, направленный против «бродяг». Но и это не привело бы к таким трагическим последствиям, если бы не всё более возрастающее разрушение прежних социально-экономических основ общества.

Началась череда религиозных конфликтов, из которых Европа не могла выбраться более двухсот лет. В ходе этих войн огромное число людей стало беженцами. Военные действия окончательно расстроили экономику, и теперь толпы голодных людей воспринимались крестьянами, а заодно и всеми остальными, как лишние рты. Даже там, где католицизм удержался, сказывался общий настрой. Влияние идеологии протестантизма чувствовалось, например, в сохранившей верность католицизму Франции. (Пожалуй, лишь на Италию - оплот папства - учение Лютера и Кальвина не оказало влияния. Симптоматично, что в этой стране как раз и не отмечены зверские репрессии против цыган).

В Англии в Новое Время началось так называемое «огораживание» - процесс, когда землевладельцы сгоняли крестьян с земли, считая более выгодным овцеводство. В результате множество людей оказалось без средств к существованию, и занялось сбором подаяния или нищенством и грабежами. Против бродяжничества были приняты суровейшие законы, прозванные в народе кровавыми. Любому желающему давалось право хватать на дорогах бродяг и фактически обращать их в рабство. Беглых клеймили или казнили. По законам о бродяжничестве было повешено два процента населения Англии.

Именно на эту эпоху пришёлся пик ведовских процессов. В общей сложности за колдовство было сожжено около двухсот тысяч женщин (половина из них в Германии). Поскольку суды сопровождались конфискацией имущества, семьи сожжённых «ведьм» пополняли армию нищих.

Весь этот комплекс причин обернулся для цыган катастрофой. Им было ещё труднее, чем коренным жителям найти работу. Они обладали очень приметной внешностью, облегчавшей их опознание как бродяг. Наконец, именно в этот период завершается формирование национальных государств, которое принесло с собой рост национализма. В средневековье главным фактором считались вассальные связи, и население легко мирилось с тем, что страна переходила под контроль иноземной династии. Так во время столетней войны значительная часть французов сотрудничала с англичанами - это было возможно потому, что люди ощущали себя прежде всего бургундцами, провансальцами, парижанами, и только потом французами. Излишне говорить, что возросшее национальное самосознание в первую очередь ударило по цыганам, которые вообще были неевропейским народом.

Цыгане попали в заколдованный круг. Хозяйственный кризис сделал почти невозможным сбыт ремесленной продукции; год от года возрастала ненависть коренного населения, и прокормиться без воровства стало просто невозможно. Голод заставлял цыган идти на правонарушения, а это, в свою очередь, вызывало обратную реакцию и приводило к новому витку государственного насилия.

Чтобы не было искажений исторической картины, исследователь должен постоянно сравнивать. И поскольку за бродяжничество преследовали не только цыган, но и часть коренного населения, то любопытно будет взглянуть, к чему это привело.

Жестокие законы Западной Европы (как и следовало ожидать), дали криминализацию обнищавшей части немцев, французов, англичан. Это выразилось в гораздо ещё более тяжёлой форме, чем у цыган: в грабежах, разбоях, убийствах. В XVIII веке по европейским дорогам нельзя было путешествовать без оружия - настолько была велика опасность встречи с лесными разбойниками. Европейские женщины, лишаясь средств к существованию, часто пополняли ряды проституток (цыганки же телом никогда не торговали). Для более близкого знакомства с разгулом преступности в ту эпоху существуют прекрасные исследования; в частности, мы рекомендуем исчерпывающую монографию по истории лондонского дна. 15 Подобного рода факты не позволяют делить целые народы по большей или меньшей склонности к преступлениям.

Власти постоянно подчёркивали в декретах, что они не терпят именно кочевых цыган - тех же, кому удавалось врасти в общество, было обещано не трогать даже в самый разгар гонений. Западноевропейские цыгане пытались наниматься в пастухи, в батраки. К сожалению, часто груз предубеждений приводил к новым казням прежде, чем цыгане успевали вызвать у окружающих доверие к себе.

Путём врастания в общество оказалась служба в армии (казалось бы, совсем не характерное для цыган занятие). Один из самых стойких мифов гласит, что цыгане никогда не брали в руки оружия. Между тем, в Швеции двести-триста лет назад вербовка в армию затронула и этих пацифистов. Принимая цыгана на службу, армия невольно брала на довольствие не только его жену, но и детей. Дети ели из полкового котла, жили рядом с отцом, в воинском лагере. Несмотря на такого рода неудобства, шведская армия двести лет имела цыган в своих рядах. Они принимали участие в тридцатилетней войне во время похода в Германию. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. Цыганам не хватало таких качеств, как отвага, стойкость, надёжность, зато у них были другие достоинства: хитрость, бдительность, ловкость, способность всё видеть, оставаясь незамеченными, наконец, практическое знание людей и стран. В ту эпоху ведение войны зависело не столько от техники, сколько от умения устраивать засады, неожиданные вылазки, и разного рода тайные операции. 16

Служба в армии - не только шведский феномен, и в других странах цыгане были непосредственными участниками многих военных кампаний. Причина в том, что служба давала покровительство могущественных феодалов, а это в условиях репрессивного законодательства Европы имело первостепенное значение. 17

Период репрессий имел для западноевропейской ветви цыган колоссальные последствия. Следствием гонений стала консервация кочевого уклада жизни, и консолидация цыганского этноса как преследуемого образования. В иноязычном окружении малый народ постепенно ассимилируется. Не случайно на территории той же Западной Европы к XIX веку исчезли, растворились десятки народностей. Цыгане, же не имея постоянной территории, выпали из этой закономерности. История как бы «законсервировала» их. В Восточной Европе в это время уже появились цыганские группы, утратившие родной язык, и перешедшие на оседлость. Цыгане западноевропейских стран оставались кочевниками. Часть «немецких» цыган, не выдержав расправ, ушла в XVII веке через территорию Польши в Россию. Другая часть дождалась отмены антицыганских законов в ареале своего кочевья.

Симптоматично, что отмена антицыганских законов совпала по времени с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. Сразу после этого начался процесс интеграции кочевников в общество. Это выражалось в переходе на оседлость и обретении полезных занятий.

"Таборная девушка". Гравюра. 1891 г.

Мы полагаем, что теперь миф о преступных склонностях цыганского народа можно считать окончательно похороненным. Склонностью к криминалу отличалась лишь одна ветвь цыган - а именно западноевропейская. Но авантюризм этих беженцев из Византии не переродился бы в криминал, если бы не целый комплекс независящих от них причин. Попытка осесть чаще всего была заранее обречена - цыган просто вынуждали идти на преступления тем, что подвергали обструкции.

Интересно, что, даже владея полной информацией об антицыганских законах, историки западной школы неправильно толкуют имеющийся в их распоряжении материал. Вот что пишет Жан-Пьер Лежуа в своей замечательной по подбору фактов статье, посвящённой французскому репрессивному законодательству: «В течение XIX века цыгане, побуждаемые текстами королевских указов предыдущих столетий , освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.» 18

Итак, согласно мнению французского цыганолога - только в XIX веке на кочевников подействовала, наконец, репрессивная политика. Подействовала как раз тогда, когда власть перестала разговаривать с ними языком грозных эдиктов - иными словами, с опозданием. Странная логика. На наш взгляд, если бы к цыганам постоянно относились как к равным, они уже двумя или тремя столетиями ранее начали бы врастать в социальную структуру общества.

Антицыганские законы продержались в Европе удивительно долго, а кое-где не отменены и сейчас. (В Италии, например, цыганам разрешено проживать только в двух областях - Венето и Сардинии, а если они разобьют свой лагерь где-нибудь ещё, мэр ближайшего городка, в соответствии с законом № 153 от 1914 года, имеет право вызвать войска.) 19

Постепенно, однако, в большинстве государств цыган перестали преследовать как особый народ, и начали подводить под общую для всех статью о бродяжничестве. Эта статья заставляла таборы по-прежнему осторожничать и насколько возможно избегать встреч с полицией. Свидетельством того, какое развитие получила паспортная система, и сколько неудобств она причиняла цыганам, является глава в книге немецкого судьи Либиха. В ней автор подробно рассуждает о методах, которые призваны были помешать неподконтрольным миграциям. Много места уделено уловкам, на которые пускались кочевники, чтобы жить так, как им вздумается, а не так как удобно полицейскому начальству. 20

Отмена драконовских законов, о которой мы только что говорили, состоялась не повсюду. Более того, даже в середине XIX века кое-где принимались новые безжалостные постановления. Примером такого рецидива является губернаторское постановление от 3 ноября 1849 года, согласно которому польские кочевые цыгане объявлялись фактически вне закона. В Польше началась форменная облава - за каждого пойманного цыгана была обещана награда, (и даже за ребёнка выдавали половину той суммы, что платили за взрослого). Сохранились документы об арестах в Люблинской, Радомской и других губерниях. Полиция свирепствовала, хватая даже оседлых цыган. Вот заурядный пример произвола: в 1861 году цыганка Эльжбета Дутлоф зашла в корчму с четырьмя маленькими детьми купить хлеба. Страж порядка схватил её, несмотря на то, что она отошла от своего жилья в деревне всего на полверсты. Цыганка не кочевала, а батрачила. Это вовсе не интересовало полицейского, который хотел получить награду, и ради этого даже грудного ребёнка описал в бумагах как взрослого цыгана.

Верховные власти никак не могли решить, по каким расценкам платить за арестованных вместе с матерью детей. Последний из документов официальной переписки отмечает, что в 1864 году Эльжбета всё ещё сидела в тюрьме, и что семейство её уменьшилось: девочка Франсиска умерла в заключении и похоронена на местном кладбище.

Положение цыган более или менее нормализовалось только после трагических событий восстания 1863 года, когда российский император отменил автономию царства Польского. 21

1. Horvathova Emilia. Cigani na Slovensku. Bratislava, 1964. Р. 374.

2. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 24.

3. Там же. Р.16.

4. Там же. Р.25;

Vesey - Fitzgerald Brian . Gypsies in Britain. Lnd . , 1944. Р. 29.

5. Schild Wolfgang. Alte gerichtsbarkeit. Munchen, 1980. Р.104-105.;

Bott - Bodenhausen Karin. Sinti in der Grafschaft Lippe. Munchen , 1988. ill.

6. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 42-43, 45.;

JGLS. (3) XXV.Р. 106.

7. Kenrick Donald; Puxon Grattan.The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972.Р. 42.

8. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961.Р. 104.

9. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe"s gypsies. NY., 1972. Р. 46-47.

10. Clebert Jean-Paul. Les Tziganes. P., 1961. Р. 53.

11. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в Блъгария. София, 1993. С. 32.

12. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944.Р. 30-31.

13. Liegeois Jean-Pierre. B ohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle. Etudes tsiganes. 1978. № 4. Р. 15.

14. Vesey-Fitzgerald Brian. Gypsies in Britain. Lnd., 1944.Р. 21, 29.

15. Hibbert Christopher . The road to Tyburn. The story of Jack Sheppard and the eighteenth century underworl, Lnd., ;

Terrot Charles . Traffic in innocrnts. The shocking story of white slawery in England . NY., 1960 .

16. Etzler Allan. Gypsies in Sweden. JGLS (3). XXV. Рarts 3-4. Р. 83, 84.

17. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 71.;

Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warshzawa, Р. 14, 15.

18. Liegeois Jean - Pierre . Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV - e au XIX - e siecle . Etudes tsiganes . 1978. № 4 . Р. 28.

19. Фаис О.Д. Различные аспекты национального вопроса в Италии. В кн.: Этнические проблемы и политика государств Европы, М., 1998.С. 170-171.

20. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3. С. 85-87.

21. Ficowski Jerzy. The Gypsies in Poland. Warszawa. , Р. 26-29.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх