Где в доме должны стоять иконы? Правила размещения иконостаса. Домашние иконостасы своими руками: фото

Следуя православным традициям славян, многие украшают свое жилое пространство иконами. Это отражает стремление верующих проявить уважение к церкви и стать ближе к религии. Издавна иконы в доме располагались на иконостасе, который именуют божницей или красным углом. Сейчас иконы подвешиваются непосредственно на стену или устанавливаются на полку, играющую роль иконостаса. Желание обустроить священное место по особенному приводит к решению сделать полку для икон самостоятельно.

Варианты конструкций

Православные каноны предполагают размещение икон на восточной стене. Как вариант, место иконостаса обустраивается в углу, направленном на восток. В зависимости от выбранного участка полка бывает прямой или угловой. Небольшие размеры угловой полки требуют обустройства многоярусной конструкции. Полка может оборудоваться задней стенкой. Зачастую она оформляется резьбой с изображением птиц, растительности или очертаниями святых апостолов. Традиции православия не предусматривают размещение рядом с церковной атрибутикой предметов, не имеющих отношения к религии. Определившись с формой полки, переходят к подготовке материала и инструментов.

Материалы и комплектующие

Традиционно полки для икон изготавливаются из древесных материалов, это могут быть натуральные породы дерева или производные (ДСП, МДФ, ЛДФ). Заранее позаботившись о наличии всех материалов, комплектующих и инструментов, вы избежите незапланированных простоев. Отталкиваясь от выбранной конструкции полки для икон, под рукой должны быть:

  • Доска любой породы толщиной 1,5-3,0 см.
  • Небольшие части ДСП, МДФ или ЛДФ.
  • Клей, подходящий для соединения древесины.
  • Наждачная бумага.
  • Лак и различные краски (серебряная, золотая и черная)
  • Фреза и лобзик.
  • Дрель и токарный станок.
  • Ножовка по дереву.
  • Карандаш и линейка.
  • Петли, дюбели, кронштейны.

Способы декорирования

В зависимости от сложности элементов декорирования полки под иконы, их можно сделать своими руками или приобрести в готовом варианте. Наличие опыта обработки дерева позволяет изготовить подсвечники, балясины и резные рейки самостоятельно. Венчающую полку для икон желательно оформить резьбой, распятием или изображением церковных куполов. Спасти положение при отсутствии необходимых навыков помогут народные умельцы или компании, занимающиеся деревообработкой, которые предлагают свою продукцию в широком ассортименте. Найти недостающие детали к полке под иконы можно и в церковной лавке.

Резьба по дереву

При желании, сложные узоры и барельефы можно вырезать своими руками. Оформлению распятия предшествует выбор подходящего образа.

Совет ! Для резьбы подбирается древесина мягких пород: береза, ель, сосна, осина или можжевельник. Толщина доски составляет 15 мм.

Из инструментов для работы по изготовлению полки для икон потребуется набор резцов. Процесс резьбы состоит из следующих этапов:

  • Воспользовавшись бумажным эскизом и переводной бумагой, очертания и контуры выпуклых элементов переводятся на цельную доску.
  • Распятие, предназначенное для полки с иконами, вырезается с применением электролобзика.
  • Вогнутые элементы оформляются резцами. Резьбу осуществляют слоями, тщательно обрабатывая внутренние углы с помощью тонкого резца.
  • Когда распятие для полки под иконы готово, изделие шкурят с помощью мелкой абразивной сетки.

При выполнении для полки барельефов сегментами их соединение друг с другом осуществляется на задней стороне с помощью листа МДФ. Процедура включает следующие шаги:

  • Отдельные элементы прикладываются к панели, и обводятся общие очертания.
  • Полученный контур вырезается по краю с запасом 5 мм.
  • Сегменты барельефа для полки с иконами приклеиваются к листу МДФ.
  • Остатки панели аккуратно обрезаются лобзиком или фрезой.
  • Торцы декоративного элемента шлифуются наждачной бумагой.

Изготовление балясин для полки с иконами предусматривает работу на токарном станке. Готовые детали также подвергаются шлифованию.

Процесс имитации

Если самостоятельно украсить полку под иконы резьбой по дереву не представляется возможным, а готовые детали не получается найти, можно прибегнуть к имитации резных элементов. Достичь эффекта позволяет процедура выжигания орнамента с последующим вскрытием эмалью отдельных фрагментов изображения на полке для икон. Для этого потребуется:

  • Контур рисунка скопировать на поверхность верхней части полки для икон.
  • Очертания изображения обводятся выжигательным прибором.

    ​Внимание ! Орнамент на полке для икон должен обладать идентичным оттенком на всех обработанных участках.

  • После нанесения контура, выделенные участки покрываются эмалью с помощью художественной кисти, диаметр которой составляет 1 мм. Важно не закрашивать контуры изображения краской.
  • Подготовленный декоративный элемент покрывается лаком.

Изготовление деталей

В основном подставка для икон включает следующие детали:

  • боковые панели;
  • полки;
  • стойки;
  • бортики.

Их размеры зависят от выбранной формы и места расположения.

Одноярусный прямой стеллаж

После тщательной проработки чертежа переходят непосредственно к изготовлению полки под иконы.

Совет ! Расстояние между полками определяется исходя из размера икон, имеющихся в доме, и может быть немного больше.

Для деревянной конструкции необходимо:

  • Размеры эскиза перенести на ДСП или МДФ, после чего вырезать шаблоны. Применять для шаблонов фанеру не рекомендуется ввиду потребности дальнейшей обработки после распиливания.
  • Заготовки прикладываются к доске, предпочтительней выбрать материал толщиной 15 мм, каждая деталь для полки формируется электролобзиком.
  • Края выпиленных элементов обрабатываются фрезой и шлифуются абразивной бумагой.
  • К сборке полочки под иконы приступают после выпиливания и шлифовки всех частей.
  • В заключение изделие покрывается лаком.

Угловые полки

Изготовление угловой полки под иконы рассмотрим на примере применения в качестве основного материала ДВП. Итак:

  • На лист ДВП с помощью карандаша и линейки переносятся размеры прямоугольного треугольника. Они могут быть произвольные, мы рекомендуем остановиться на варианте 280/280/380.
  • Нарисованную фигуру вырезают электролобзиком.
  • Кромки полки нуждаются в обязательной обработке наждачной бумагой, особенно тщательно отшлифуйте торец широкой стороны.
  • Для дальнейшей отделки будущей полки под иконы потребуется лист шпона. Лучше приобрести изделие, обработанное клеем и покрытое пленкой. Отсутствие рекомендуемой защиты потребует дополнительной закупки термоклея.
  • На лист шпона наносится треугольник аналогичных размеров (280/280/380). Вырезается фигура острым ножом.
  • Удалив со шпонового треугольника защитную пленку, приклейте его на деталь из ДСП с помощью горячего утюга.
  • Аналогичным образом обработайте торец широкой стороны полки под иконы шпоновой термолентой. Виртуозное владение электролобзиком позволяет оформить кромку полки не стандартной термолентой, а украсить узорчатой оборкой из шпона.
  • На боковые стороны треугольной полки под иконы с помощью саморезов фиксируются по две петли.
  • В завершение изделие крепится в угловую часть комнаты.

Нюансы крепления

Крепление полки под иконы осуществляется с помощью дюбелей. Первоначально петли устанавливаются на изделие, затем вся конструкция прикладывается к стене и отмечаются места отверстий. После чего дрелью подготавливаются углубления и вкручиваются дюбели. Затем навешиваются кронштейны или скобы. Избежать излишнего загрязнения при просверливании отверстий для полки под иконы можно двумя способами. При наличии помощников достаточно воспользоваться пылесосом, подставив трубу к месту работы дрелью, и весь мусор исчезнет в недрах пылесоса. Работа с полкой под иконы в одиночестве вынуждает воспользоваться другой хитростью. Из четырех альбомных листов (по количеству подготавливаемых отверстий) скручиваются конусообразные фигуры (попросту кулечки). Затем с помощью скотча они прикрепляются под точками, намеченными для сверления. Такое нехитрое приспособление предотвратит излишнее засорение пола во время крепления полочки под иконы.

Важно ! Полка фиксируется достаточно высоко, примерно на расстоянии 50-80 см от потолка, так как по православным канонам иконы должны находиться на уровне или выше глаз человека и возвышаться над остальными предметами декора.

Что еще следует учесть при установке полки под иконы:

  • отсутствие в непосредственной близи картин или других декоративных элементов;
  • применение подсвечников обязывает позаботиться о мерах пожарной безопасности: рядом не должны находиться горючие и легковоспламеняющиеся материалы (шторы, бумага и др.).

Расположение икон

Придерживаясь традиций православной церкви, конструкцию под образы желательно оборудовать тремя полками. В таком изделии выделяют главный ряд, именуемый Деисис. Соблюдение канонов предусматривает расположение святых ликов на полке в определенной последовательности:

  • На верхнем ряду (Деисис) в центре располагают икону Иисуса, слева находится изображение Пресвятой Богородицы, а справа - Иоанна Крестителя. При наличии свободного места дополнительно слева на полку ставят образ Архангела Михаила, а справа Гавриила.
  • Праздничные иконы расставляют на среднюю полку. Это образы наиболее значимых праздников христиан, в идеале их должно быть 12.
  • Нижняя полка иконостаса заполняется любимыми святыми ликами жильцов дома, ее принято называть местной.

Угловая конструкция полки предпочтительней прямой, так как соответствует традициям православия располагать образы в «красном углу».

В каждом храме имеется большое количество икон, многие верующие предпочитают и дома обустроить место для поклонения Богу. Оно служит для чтения молитвенного правила, . Возле спокойных ликов небесных покровителей намного легче возносить просьбы к Господу.

История возникновения церковного убранства насчитывает многие столетия. Изначально в храмах, вообще, не было перегородок, затем появились завесы, из-за которых не было видно алтарной части. Со временем оформление православных храмов трансформировалось до нынешнего состояния.

Личное жилище христианина должно являть собой как бы продолжение Церкви. Об этом и говорит «красный угол» . Он имеет в первую очередь молитвенное назначение. Также в «божнице» принято хранить почитаемые предметы — освященную вербу, яйца, богоявленскую воду.

Виды иконостасов бывают различными, приобрести их можно как в церковных лавках, так и заказать. Цены на изделия частных мастеров в Москве начинаются с 800 руб. Они зависят от размера, формы, материала и сложности выполненной работы.

В этом вопросе многие следуют традициям — иконостас располагается так, чтобы его хорошо было видно прямо от входа. Делается это из-за того, что по древнему обычаю гость должен сразу поклониться Господу и святым. Сначала надо совершить крестное знамение, затем прочесть краткую молитву, пожелать мира тому дому, который принимает гостя.

По церковной традиции в храмах алтарная часть, огороженная иконостасом, расположена на восточной стороне здания . Если имеется такая возможность, надо и домашние образа разместить по этому принципу. Но на практике это не всегда осуществимо, да Церковь этого и не требует. Где же расположить «красный угол»?

  • Место возле икон отдается только для святого , на нем не должно находиться посторонних вещей — телевизор, плакаты, прочие современные вещи располагаются в стороне.
  • По древней традиции образа (как в храме, так и в квартире) принято украшать исключительно живыми цветами . Они — символ вечной жизни, воскресения, Божьей силы.
  • Здесь самое место лампаде, церковной свече, освященному церковному маслу .
  • Бутылку со святой водой можно хранить как на полке с иконами, так и в другом месте.

Лампада может быть любой — как подвесной, так и нет. Горящий огонек символизирует человеческое сердце, которое пылает в любви к Богу. Она выражается в молитве, поэтому возжигают свечи и (или) лампады во время чтения молитвенного правила, акафистов, Псалтири. Использовать можно специальное церковное масло или оливковое (первого отжима), как было во времена древней церкви.

Не следует возле образов ставить фотографии известных духовников, современных праведников. Перед иконами должно помещаться хотя бы двое человек, ведь семья традиционно молится совместно.

Свой молитвенный угол может быть по размеру и форме очень разным. Самые простые иконостасы можно приобрести в любой церковной лавке. Цена на простые деревянные угловые полочки довольно невысокая. Важно также какие именно образа будут находиться на глазах у членов семьи.

Четких правил для мирян в этом вопросе не существует. Главное, чтобы присутствовали две основные иконы — Господа Иисуса Христа и Богородицы . Чаще всего берутся поясные изображения. Рука Сына Божьего поднята в благословении, в целом в композиции минимум динамики. Божия Матерь чаще всего изображается вместе с Богомладенцем — она держит Сына на руках.

Но, вообще, можно руководствоваться личными предпочтениями. Со временем, вероятно, в семье будут появляться новые образа. Совершенно не обязательно все их вывешивать на стену, ведь основная цель — не показать свою коллекцию, а собрать внимание человека на молитве. Из-за чрезмерного количества верующему будет трудно сосредоточиться. Святыни можно хранить в коробке , временами убирать одни и выставлять другие, сообразуясь с церковным календарем.

Как правило, в квартирах верующих Москвы (и других городов России) можно увидеть изображения и прочих православных святых. Например, покровителем столицы является Георгий Победоносец . Также там очень почитают старицу Матрону . Нелишним будет поместить на полку лики святых, чьи имена носят хозяева дома.

Самостоятельное изготовление

Многие магазины, распложенные в Москве, сегодня продают товары удаленно, доставляя их почтой, некоторые даже не требуют предоплаты. Можно собрать свой «красный угол» буквально не выходя из дома.

Но не всех устраивают готовые варианты. Некоторые мастера занимаются изготовлением домашних иконостасов на заказ. Однако не каждому это будет по карману. Умельцы могут сделать домашнюю полку для икон из дерева и в домашних условиях . Конечно, потребуется время и усердие, но в целом ничего невозможно в этом деле нет.

  • Для начала следует изготовить или найти в сети интернет чертежи . Изделие может состоять из одного или нескольких ярусов. Конструкция должна быть безопасной, если хозяева собираются использовать лампады. Расстояние между полками необходимо сделать достаточно большим, чтобы дерево не нагревалось.
  • Высота размещения конструкции не играет принципиальной роли. Хозяевам должно быть удобно ставить образа, снимать их, чтобы вытереть пыль. Желательно, чтобы святые иконы находились ненамного выше уровня глаз , тогда ничто не будет отвлекать от молитвы.
  • Можно смастерить не полочки, а шкафчик — киот . Тогда следует учесть размеры образов, которые будут там расположены. Внизу можно сделать полочку, где будет храниться Священное Писание, подсвечники, освященное масло и т. п.

Заключение

Согласно православной традиции, святые образа не должны крепиться к стене, их необходимо поместить на особую полочку или в специальный шкафчик. Можно самостоятельно обустроить божницу либо приобрести готовый вариант. Цены зависят от материала, размеров и т. д., каждый верующий сможет подобрать что-то под свой бюджет. Главное — не стоимость иконостаса, а то, сколько веры будет в сердце человека во время нахождения возле святого места.





Друзья, всегда интересно наблюдать за творческой работой от зарождения идеи до её реального воплощения. Причем последнее встречается не так часто, как хотелось бы. Хочу с радостью представить опыт создания своими руками домашнего иконостаса.
Автор и исполнитель El"za elizabetcat<гав-гав>mail.ru

С самого начала:

До воплощения в реале:

Я работаю художником-портретистом, иногда 3d модельки делаю. Мебелью раньше серьезно не занималась. Попросили меня недавно сделать иконостас. Это такой комод, на который иконы ставятся. Дело интересное, я взялась.

Сначала была идея - сделать его угловым. Т.к. икон много, а места в комнате не очень. Делали замеры, сколько икон должно поместиться и какой должен быть высоты.

Идея на бумаге:

Потом был выполнен чертеж самых красивых элементов - столешницы и козырька в 3d программе:

После долгого и кропотливого труда были спроектированы остальные детали и собраны в сборку.
Так это выглядит в идеале:

А так должно будет выглядеть из дерева:

На иконостасе обязательно должны быть рисунки христианской символики - виноградная лоза, растительный узор, крест.
Сначала эскизы были сделаны на бумаге, а потом в 3d программе. Переводить в вектор оказалось не совсем просто, это не иллюстратор, там другие принципы построения.

Виноградная лоза:

Символ креста:

Проектируем балясины:

Собираем модель вместе с декором, смотрим как будет выглядеть:

Теперь самое сложное. Собрать в программке мало. Нужно продумать все крепления.
Распил мебельных щитов планировалось делать в мастерской с ЧПУ. Криволинейные детали аккуратно можно сделать только на ЧПУ.
Т.к. дрель в руках ровно держать не умею, решила что отверстия должна делать та же машина.
Основой и центром конструкции служит столешница. К ней будет крепиться верх и низ.
Элементами крепления были выбраны примитивные шурупы, уголки и евро-винт.
Разрабатывается схема крепления, рассчитываются положение отверстий под все крепления.

Модель столешницы с отверстиями:

Часть дверок можно было сделать на обычных петлях с доводчиком. А остальные нельзя, их надо было делать на рояльных петлях. Петли имеют свою толщину, поэтому их тоже необходимо было проектировать.

Моделью можно поиграться. Все двери открываются и закрываются
Модель можно приблизить, посмотреть зазоры.

Обычные петли и отверстия под них тоже были продуманы:

Спроектированы крепления на всех-всех деталях:

Было потрачено довольно много времени, чтобы все сошлось:

Дальше был волнительный момент выбора мастерской с ЧПУ и покупка досок.
Т.к. проект был более чем бюджетный, дерево было выбрано самое дешевое - мебельные щиты из сосны.
Балясин нужной длины тоже не было нигде, а выпил из цельного бруса слишком дорогой. Но был найден выход. Купила в 2 раза больше балясин, причем разных. Балясины были распилены на 2 части и соединены, так что получилась одна длинная. В мастерской работу сделали мастерски. :) Если не знать где стык, то его не увидишь:

Рисунок на козырьках иконостаса был сделан на станке ровным углублением. Абсолютно точно. Машина ведь))

Столешница. Пока без фигурной фаски по краю. Ездила в мастерскую через день, контролировать процесс. Очень боялась что чего-то напортачат. Но ни одной ошибки не было:

Планировала сборку, покраску морилкой и лаком делать дома. Но под конец раскроя дерева оказалось что времени не будет. Поэтому скрипя сердцем доверила эту работу той же мастерской. Покраску и лакировку сделали пистолетом. Вышло лучше, чем я был сделала дома.
Сборку все-таки делали не сами. Я приезжала и руководила, а мускулистые молодые люди лихо закручивали винты шуруповертом.
За 1,5 недели проектирования модели знала схему сборки, каждую деталь и каждое отверстие наизусть.

Фотографировать процесс покраски было нереально, т.к. все были в респираторах и была опасность заляпать объектив. А сборку сфоткать не успела. В результате, вот оно собранное:

Для перевозки верхнюю часть пришлось открутить. Не влезало в машину и не пролезло бы в дверь дома.
Дома собирала сама, с помощью хозяйского сына. Держи тут, помоги поднять.

Вот он собранный в комнате. Рисунок на козырьках, который так хорошо было видно на улице, в помещении под потолком почти не виден. Поехала за золотой краской:

Покраска заняла целый день. Краска густая, а бороздка с мелкими заусенцами. Но результат того стоил! Символичные рисунки почти что засветились:

Финальная фотография. С иконами. Хозяйка дома довольна бесконечно. Пытались подарить мне кучу подарков, я отказалась. Но в последний момент перед уходом все-таки подарили сервиз. :)

Из образов Божьей Матери русскому народу особенно полюбились иконы типа «Умиление» и «Одигитрия» (Путеводительница). На первом образе Дева Мария держит на своих руках младенца, который нежно обнимает ее за шею и прижимается к щеке. Самой известной иконой данного типа считается Владимирский образ Божьей Матери. Отличительной его особенностью является то, что левая пяточка младенца целиком повернута наружу. На образе Одигитрия Божья Матерь изображена с младенцем, который в правой руке держит сверток, а левой осеняет всех молящихся крестным знамением. Ярким примером данного образа являются Казанская икона, «Скоропослушница», «Споручница Грешных».

Дополнительные образы Кроме этих основных икон, на иконостас домашний необходимо поставить образы святых, в честь которых названы члены вашей семьи. Также желательно приобрести икону целителя Пантелеймона - врачевателя душевных и телесных болезней. Выбор других образов полностью зависит от потребностей домочадцев. Например, можно приобрести образ Петра и Февронии, которым молятся о семейном благополучии. Перед иконой Сергия Радонежского просят о помощи в учении и благих начинаниях. Незамужние женщины могут помолиться пред образом Ксении Петербургской , которая по воле Божьей стала помощницей людей в делах замужества. В последнее время во многих домах одной из центральной икон стал образ блаженной старицы Матроны Московской . Даже после своей земной смерти она помогает во всем тем, кто приходит к ней в Покровский храм или на могилку на Даниловское кладбище, либо же просто обращается к Матроне в домашних молитвах. Уже очень многие люди получили от нее исцеление и помощь.

Главная ценность - это ваша вера и стремление к духовному совершенствованию.

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Как сделать иконостас своими руками?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется “моление”, потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса - Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса -южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее - местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее - другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд - это Деисус (см. “Иконография”). Справа и слева от Деисуса - иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд - пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета - Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд – праотеческий. Праотцы – это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх