Формирование дворцово-вотчинной системы управления. В Пскове были те же политические органы, что и в Новгороде. Основным органом власти был «совет господ». Князья так же, как и в Новгороде, формально были ограничены в своей власти. Вечем и здесь руководил

Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.
Система управления подразделялась на две части . Одну составляло собственно управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), который ведал также пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения: сокольничий, ловчий, конюшенный, стольничий, чашничий и т. п. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не только ограничивались сбором тех или иных продуктов, но и выступали как административные и судебные органы.
Возрастали также компетенция и функции системы дворцово-вотчинных органов. Из органов, обслужи-вавших личные нужды князя, они перерастали в общегосударственные учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем государством. Таким образом, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять общий контроль над местной администрацией. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. При этом усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата.
Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна, также была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными подразделениями.
Система кормлений. Во главе административных единиц стояли должностные лица – представители центра. Уезды возглавлялись наместниками – волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения – получали от него «корм», т. е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление было одновременно государственной службой и формой вознаграждения княжеских вассалов за их службу.
Кормленщики были обязаны не только управлять соответствующими уездами и волостями, но и содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.), иметь свои военные отряды. При этом кормленщики не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, поскольку их назначение было сравнительно краткосрочным – на год-два. Все интересы наместников и волостелей сосредоточивались на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. От системы кормлений особенно страдали мелкие вотчинники и помещики, которые не могли самостоятельно обезопасить себя от «лихих» людей. Поднимающееся дворянство было также недовольно системой кормления, поскольку доходы от местного управления шли в карман бояр и кормление обеспечивало боярству большой политический вес.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права

На сайте сайт читайте: предмет, задачи и метод истории государства и права России. периодизация отечественной истории государства и права.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
История государства и права России изучает политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и п

Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южн


Наиболее крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, изначально – свод обычного права, сохранивший свое значение и в следующие периоды истории. Большинство сов

Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси
Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власт

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода
Одной из причин феодальной раздробленностив Древнерусском государстве явилось изменение порядка наследования. С другой стороны, к XII в. местные князья стали достаточно самостоятел

Государственный строй и правовое положение населения в период образования централизованного Русского государства
Государственный строй.Московское государство в период объединения оставалось раннефеодальной монархией, однако с течением времени положение постепенно менялось: изменилась природа

Общая характеристика Псковской судной грамоты
Общая характеристика Псковская судная грамота датируется концом XV в. В отличие от Русской Правды восполняет существенные пробелы в области гражданского права, что определялос

Судебник 1497 г.
Судебник 1497 г. внес единообразие в судебную практику Русского государства, закрепил новые общественные порядки, внес ограничения в судебную деятельность кормленщиков, положил начало всеобщему зак

Сословно-представительная монархия в России. Правовое положение основных категорий населения
Предпосылками возникновения сословно-представительной монархииявляется борьба великих князей и царей за дальнейшее укрепление централизованного государства. Власть великих князей в

Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления
Государственный строй.Единственной формой правления утверждалась монархия, при этом статус монарха меняется. Иван IV провозгласил себя царем, что отражает действительное возрастани

Система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии
Система губных учреждений Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления

Реформы Ивана Грозного. I I Судебник 1550 г. Стоглав 1551 г
Реформы конца 40-х – начала 50-х гг. XVI в. составили первый период царствования Ивана IV Грозного, |проведенные под влиянием членов Избранной Рады. В 1550 г. создано постоянное ст

Общая характеристика
Соборного уложения 1649 г. Уголовное право и процесс по Соборному уложению 1649 г. В отличие от предыдущих законов Соборное Уложение 1649 г.регулировало не от

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности. Реформы феодального землевладения и сословные реформы Петра Великого
Переход к абсолютизму определялся в первую очередь социально-экономическими причинами. В условиях усиления экономических связей между отдельными районами страны начался процесс складывания единого

Государственный строй в первой четверти XVIII в. Военная реформа Петра I
Государственный строй.Усиление власти монарха, характерное для абсолютизма, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором

Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянстваиздана 21 апреля 1785 г. Включала систематический свод дворянских привилегий и подтверждение всех ране

Правовое положение крестьян в России в период абсолютной монархии
В период абсолютной монархиипроцесс закрепощения крестьян завершался. Соборное уложение 1649 г. отменило урочные лета и установило бессрочный розыск беглых крестьян. В этот период

Административно-территориальное устройство России и местное самоуправление XVIII в. Судебная система и полицейские органы в XVIII в
Первый этап преобразования приходится на время правления Петра I, который ввел трехзвенное административное деление по схеме: губерния – провинция – уезд. Первоначально было создано 8 губерний. Во

Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства
Изменение государственного аппарата.В 1810 г. был создан Государственный совет, через который должны были проходить все законопроекты. Совет состоял из об

Гражданское право по Своду законов 1833 г
В своде законов гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права, хотя продолжали сохраняться феодальные права-привилегии. Формулировки Свода законов отличались казуистичностью и не

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г
Разработка Уложения велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии, оно введено в действие с 1 мая 1846 г. Содержало более 2 тыс. статей, впервые соде

Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права
К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Рост капиталистической промышленности требовал все больше свободных рабочих рук, чему существенно мешала барщинная система хозяйства. В

Изменение в государственной системе самодержавия после революции 1905-1907 гг
В результате революции 1905-1907 гг. Россия сделала еще один шаг на пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. Основным событием явилось создание представительного органа – Госуд

Общественный строй в начале XX в. Столыпинская аграрная реформа
Общественный строй.Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общест

Государственное устройство России в период Первой мировой войны
Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям. В 1915 г. были образованы межведомственные

Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства
В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция,итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглаш

Возникновение и развитие Советов в 1917-1918 гг
После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депута

Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права
В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и управления – Всероссийский съез

Советские правоохранительные органы
Еще в период подготовки Октябрьского вооруженного восстания в структуре Петроградского военно-революционного комитета существовал отдел рабочей милиции, ведавший раскрытием преступ

Декларация прав народов России. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа
Декларация прав народов Россиибыла принята 2 (15) ноября 1917 г. Подготовлена Народным комиссариатом по делам национальностей. Декларация осуждала политику царизма, основанную

Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г
Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституцияобобщила (хотя и

Советская судебная система 1917-1918 гг. Уголовное право 1919 г
Создание советского суда.Стихийное упразднение старых судебных учреждений и создание новыхсудов, способных осуществлять правосудие в интересах трудящихся, получили после Октября ши

Изменение государственного аппарата в период Гражданской войны
Развитие государственного аппарата в годы Гражданской войныопределялось закономерностями переходного периода от капитализма к социализму, при этом определенную роль сыграли условия

Кодекс законов о труде 1918 г. I Законодательство о браке и семье в 1917-1918 гг
Кодекс законов о труде.В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде (КЗоТ). Он закрепил завоевания трудящихся, достигнутые в результате победы революции. Впервые провозглаша

Судебная реформа 1922 г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г
Судебная реформа.В 1922 г. проводится реорганизация всех видов судов. Создается единая система из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд. Основным звеном в судеб

Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах
НЭП.К началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией. Нео

Правоохранительные органы в период НЭПа
Органы юстиции.В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы,

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г
Образование СССР.Основными предпосылками образования СССР являлись угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советс

Индустриализация и коллективизация. Коренные изменения общественного строя
В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет

Уголовное и уголовно-процессуальное право в 1930-е г
Уголовное право.В этот период продолжали действовать общесоюзные и республиканские законы, принятые в 1920-х гг. При этом обновление уголовного права осуществлялось за счет общесою

Общая характеристика Конституции СССР 1936 г
Одобрена 11 июня 1936 г.президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. Конституция 1936 г.провозгласила побед

Особенности советского государственного устройства и права в годы Великой Отечественной войны
Государственное устройство.Сохранили свои полномочия Верховный Совет СССР и его Президиум, Совет Народных Комиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления

Гражданский и Уголовный кодексы РСФСР 1964 г
ГК РСФСР 1964 г.Кодекс устанавливал понятия правоспособности и дееспособности. Субъектами гражданских правоотношений являлись граждане и юридические лица – государственные предприя

Общая характеристика Конституции СССР 1977 г
Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г.Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном

Дворцово-вотчинная система управления - система государственного управления , при которой управление великокняжеским дворцом соединено с государственным управлением.

Каждый новый этап государственного развития, как правило, отличается от предшествующего системой государственного управления. Основная особенность дворцово-вотчинной системы состоит в том, что в руках одного лица сосредотачиваются полномочия по управлению княжеским хозяйством и государством в целом.

В юридической науке понятие дворцово-вотчинной системы связано с периодом феодальной раздробленности на Руси (XII-XVI вв.). В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением жизненных потребностей двора: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручали этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью , предоставляя им для этого необходимые средства. Так, личный слуга становился государственным деятелем, администратором. При этом разграничения между управлением великокняжеским двором и самим государством не было. Выполнение тех или иных обязанностей в государственном управлении теряло прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. В XVI веке дворцово-вотчинную систему управления сменила система приказов.

1. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

2. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

4. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993. Кн.1,2.

6. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси (царствование Ивана III). М., 1992.

7. История отечественного государства и права. Ч. I: Учебник. Под ред. О.И. Чистякова. М.: Издательство БЕК, 1999.

В Киевской Руси не было единой системы управления, как и централизованных органов. Сложились две системы управления, которые существовали одновременно: численная (или десятичная) и дворцово-вотчинная.

Численная система управления своими корнями уходила в организацию военного ополчения. Военным структурным единицам соответствовали определенные военные округа, состоявшие под управлением тысяцких, сотских и десятских. Со временем утрачивается соответствие числовому обозначению. Тысяча перестала быть вооруженным числом людей и стала понятием территориальным. Тысяцкие являлись прежде всего руководителями военных сил округа, но вместе с тем они сосредоточивали в своих руках власть, судебные и политические функции.

По мере феодализации уже в период распада Киевской Руси на удельные княжества в XII в. на смену численной системе приходит дворцово-вотчинная. При ней владение князя делилось на уделы, в которых политическая власть принадлежала собственнику: боярину-вотчиннику. Складывались два центра власти – княжеский дворец и боярская вотчина. В дворцово-вотчинной системе управления отсутствует принципиальное различие между органами государственного управления и органами управления частным хозяйством князя: одни и тс же служащие управляют дворцовым хозяйством и ведают государственными делами. Центром управления становился княжеский двор. Государственный аппарат был не развит. Становление княжеской администрации проходило в процессе первых административных и правовых реформ.

В X в. княгиней Ольгой была проведена своего рода налоговая реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром устанавливается десятина – налог в пользу церкви, в XII в. князь Владимир

Мономах вводит устав о закупничествс, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения. Кроме дани княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы – дар, полюдье, корма. Механизм сбора дани отрабатывался постепенно: княгиня Ольга собирала со двора, князь Владимир – с плуга, князь Ярослав – с человека. Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям, потугам. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

Реализация данных функций востребовала оформления аппарата управления. Он не был профессиональным, он был придворным: административный аппарат князя составляли княжеские слуги. Среди них основную роль играли тиуны, наделенные административной, финансовой и судебной властью. Тысяцкий вошел в состав княжеских слуг, постепенно превращаясь в воеводу, начальника всех вооруженных формирований княжества, сотники превратились в представителей городских властей. Возникают при дворе своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий; конюший, ведавший обеспечением войска конным составом; чашник, отвечавший за продовольствие. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства в пределах отдельного княжества, земли, удела и пр. Аналогично происходило формирование аппарата в удельных княжествах.

Местное управление

Местное управление осуществлялось наместниками – доверенными людьми князя, его сыновьями – и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими.

При князе Олега складывается система "посажения" княжеских "мужей" на местах. Княжеские дружинники отрывались от двора и оседали на своих землях и получали от князя право управлять населением в своих владениях, судить их и собирать с них дань. Эти права оформлялись иммунитетной грамотой.

В городах представителями княжеской администрации были посадники, получавшие одну треть взимаемых податей на свое содержание и содержание своих дружин ("кормление"). В сельской местности ими были – волостели.

В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Вервь XI–XII вв. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины. Она представляла собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, которую оно использовало в фискальных, полицейских и административных целях. Община была наделена некоторыми судебными функциями, на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель. В противоположность этому феодалы, приобретавшие общинные земли, освобождались от государственного "тягла", податных, судебных и административных обязанностей.

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские. Наконец, общиной начинает управлять приказчик-поселъский. Учреждается административная опека центральной власти над общиной. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное и замкнутое (автаркичное) образование с собственными суверенными правами, патриархальным укладом жизни, противостоящее вотчине и боярам.

Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Хозяйственное дворцовое управление делилось на наряды - ведомства по управлению хозяйством, которые возглавлялись близкими к князю боярами. Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.

Известны некоторые должности, которые относились к управлению уже в период Киевской Руси:

  • * дворский (позднее дворецкий) -- высший чин, ведал всем княжеским хозяйством и целым рядом лиц, которые назывались “слугами что под дворским”;
  • * конюший -- отвечал за княжеские конюшни;
  • *стольник -- ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием, прислуживал князю во время торжественных пиров, сопровождал князя в походах, нередко назначался на воеводские и посольские должности;
  • *меченоша -- был оруженосцем самого великого князя;
  • *окольничий -- помогал князю в управлении войском;
  • *покладник (позднее постельничий) -- ведал внутренним распорядком, отдыхом князя, заботился о покоях князя;
  • *казначей -- главный управитель княжеской казны;
  • *ловчий -- руководитель охоты.

Более мелкими должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя.

Посадники (а позднее наместники) и волостели из бояр и детей боярских были на кормлении, т.е. получали доход не от государства, а непосредственно с управляемого населения. Посадник сидел на кормлении в городе, волостель -- в волости. Посадник судил городских и посадских людей, а также детей боярских, волостель -- волостных, черных людей. Впрочем, допускались исключения. Иногда посадник получал в кормление не один город, а город с волостями. Иногда в волости сидело на кормлении два волостеля, суд у них мог быть совместным или раздельным.

Компетенция волостеля была несколько уже компетенции посадников. Это указывает на более высокое положение посадника, как сидящего на кормлении в городе и имеющего право (как это видно из уставных грамот) судить «лихие дела» (душегубство, разбой и татьбу с поличным), этого права волостели, как правило, не имели.

Посадники и волостели держали для суда своих тиунов, которые, судя по терминологии судебников, были их холопами, хотя и не всегда. Кроме тиунов, у волостелей были доводчики, праветчики, пошлинники, пристава, недельщики, дьяки. Все это так называемые волостелины люди («дворяне», как выражается Двинская уставная грамота).

Кормления, дававшиеся служилым людям, были преимущественно наградой после тягостей военной службы. Посаженные на кормление в волость волостели обязывались уплачивать в княжескую казну определенный процент с волостного дохода, норма которого приблизительно высчитывалась княжеским правительством. Кормленщики должны были при этом иметь ввиду прежде всего личные, а не общественные или государственные интересы.

Кормленщики назначались обыкновенно на срок, но это вовсе не обязывало их сидеть на кормлении все назначенное им время; они могли ехать с кормления раньше срока, так как вообще по своему социальному положению они пользовались правом отъезда (перехода) от одного князя к другому.

В подчинении у посадников и волостелей были должностные лица:

  • * тиуны,
  • * мытники (взимали торговую пошлину -- «мыть»),
  • * вирники (взимали виру -- штраф за убийство),
  • * данщики (сборщики дани),
  • * пятенщики (взимали пошлину за продажу лошадей -- «пятно») и др.

Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Власть князя и его администрации распространялась на города и население земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются от княжеской юрисдикции. Население этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Средоточием первого порядка удельных учреждений был дворец князя в широком смысле этого слова: это было обширное хозяйственное ведомство, в котором предметами управления были, во первых, дворцовые земли, села, деревни и различные угодья с предметами дворцового потребления, потом дворцовые слуги и деловые люди с их разнообразными службами и изделиями на дворец. В этом ведомстве надо различать два главных отделения, между которыми, довольно своеобразно, распределялись обозначенные сейчас статьи княжеского дворцового хозяйства: одним был дворец в тесном смысле, состоявший под управлением дворецкого; другое отделение составляли дворцовые пути, т.е. были дворцовые ведомства, между которыми была разделена эксплуатация принадлежавших княжескому двору хозяйственных угодий. Управители дворцовых путей вместе с дворецким всего чаще являются при князе как его правительственные сотрудники. К ним можно разве присоединить еще казначея с печатником, да тысяцкого с наместником, где они были. В этом поглощении центрального управления княжеским дворцом всего явственнее сказался политически характер северного удельного князя, хозяина землевладельца, для которого дворцовое хозяйство стало главным предметом правительственных забот.

Местные общины, как городские, так и сельские, под наблюдением посадника вели свои собственные дела через выборных должностных лиц.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В дальнейшем, в рамках первой фазы развития средневековой цивилизации складывается иной порядок престолонаследования - вотчинный. Понятие «отчина» понимается как земля, которой владел отец наследника. В.О. Ключевский считал, что закрепление вотчинного порядка подорвало идею нераздельности родового династического владения. В конечном итоге это стало одной из причин распада русской земли на несколько территорий, средневековой раздробленности.

С развитием вотчинного порядка изменялась система государственного управления, утверждалась дворцово-вотчинная система . Управление государством строилось на основе управления княжеским двором. Княжеские слуги (дворский, конюшей, ловчий, чашник, стольник, мечники и др.) выполняли государственные функции.

В XI-XIII вв. органом местного крестьянского самоуправления, была территориальная соседская община – вервь . Ее функциями, были земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с наложением податей и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Конгломерат мелких поселений представлял собой волость-общину. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры, что вполне соответствует ценностям средневековой цивилизации. В Древней Руси община представляла собой автономное образование с собственными суверенными правами. Хотя государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский.

Судебных органов как особых учреждений в XI-XIII вв. на Руси не существовало. Судебные функции выполняли, как было оговорено ранее, органы власти и управления в центре и на местах, Суд не был отделен от администрации. Судили князья, посадники, волостели и др. Их помощниками были тиуны и многие другие вспомогательные лица (мечники, метельщики, ябедники).

Вооруженные силы Древнерусского государства складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение («вои»).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх