Финансовый механизм и его составляющие. Финансовый механизм

  • 9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 8. Финансовый механизм: понятие и виды

    Определение из лекции про Государственную финансовую политику (с35)

    Элементы финансового механизма:

      формы финансовых ресурсов;

      методы их формирования;

      система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении дохо­дов и расходов государства;

      организации бюджетной системы, фи­нансов предприятий и рынка ценных бумаг.

    + всё остальное из лекции про Государственную финансовую политику

    Различают следующие виды финансового механизма:

      Директивный

    Разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного про­цесса, финансовое планирование.

    В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

      Регулирующий

    Определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затраги­вающем прямо интересы государства. Такая разновидность фи­нансового механизма характерна для организации внутрихозяй­ственных финансовых отношений на частных предприятиях.

    В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов.

    9. Управление финансами: объекты и субъекты, цели и задачи. Финансовый анализ и учёт как отдельные этапы процесса управления финансами

    В целях поддержания стабильности финансового положения госу­дарства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования используются различные инструменты регулирования финансо­во-хозяйственной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств между уровнями бюджетной систе­мы государства.

    Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­водственного процесса органы государственной власти и местно­го самоуправления и субъекты хозяйствования применяют и раз­личные инструменты финансового механизма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабильности фи­нансово-хозяйственной деятельности в складывающихся условиях, т. е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

    Поскольку в финансовой сфере объек­тами управления являются разнообразные виды финансовых от­ношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

    В ходе управления финансами они выступают как объект уп­равления.

    Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается сово­купность организационных структур, непосредственно осущест­вляющих управление.

    На макроуровне к таким структурам относятся органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. В коммер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы.

    Финансовый учёт , как метод управления финансовыми потоками, представляет систему учётных процедур, отражающих состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни. Результатом финансового учёта является финансовая информация о финансовых потоках и финансовом положении компании, сгруппированная по специально предусмотренным правилам в виде отчётных форм. Финансовая отчётность включает 3 базовые формы: бухгалтерский (финансовый) баланс, отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств.

    Финансовый анализ , являясь методом управления финансовыми потоками компании, заключается в оценке эффективности финансовых потоков, всей финансово-хозяйственной деятельности за прошедший период, а также в определении возможностей её повышения в перспективе. Финансовый анализ проводится на основе данных финансового учёта.

    К основным видам финансового анализа относятся:

      экспресс-анализ – предназначен для получения экстренного общего представления о финансовых потоках и текущем финансовом состоянии компании

      комплексный финансовый анализ – предназначен для глубокой, комплексной оценки всех аспектов финансовой деятельности компании

      ориентированный финансовый анализ – предназначения для оценки отдельных аспектов финансовой деятельности компании

    Основными методами финансового анализа являются:

      горизонтальный – сравнение денежных потоков во времени

      вертикальный – определение структурного влияния отдельных финансовых потоков на финансовый результат деятельности компании в целом

      сравнительный – сопоставление финансовых потоков данной компании с финансовыми потоками других аналогичных компаний

      метод финансовых коэффициентов – основан на расчёте системы относительных показателей ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, рентабельности компании

    Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. В связи с этим, финансовый механизм можно определить как систему управления финансами предприятия, предназначенную для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемую государством в соответствии с требованиями экономических законом .

    Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансов сферы материального производства.

    Рис. 1

    Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. Финансы предприятий - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство.

    Валовой внутренний продукт - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства .

    Национальный доход - это сумма всех доходов, полученных резидентами страны за год.

    Национальное богатство - это макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

    По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства. Наличие финансов предприятий обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы - это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

    Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.

    Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность экономических, - денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов предприятий. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме.

    Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма. Но мы рассмотрим структуру финансового механизма, как семь взаимосвязанных элементов: финансовые методы и рычаги; правовое, нормативное, информационное и кадровое обеспечение, финансовые инструменты. Далее изучим эти элементы более подробно.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов .

    Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

    Основными финансовыми методами являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

    Фактомринг - комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа .

    Лимзинг (англ. leasing от англ. to lease - сдать в аренду) - вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов .

    Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

    Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов, с помощью финансовых рычагов.

    Финансовый рычаг - совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования.

    К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

    Прибыль - это превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

    Доход - это регулярное пополнение бюджета экономического субъекта, измеренное деньгами.

    Амортизационные отчисления - это процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта.

    Арендная плата - это плата за временное владение и пользование имуществом.

    Процентная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

    Портфельные инвестиции - это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги .

    Дивиденд - это часть прибыли акционерного общества, или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении. Величина и порядок выплаты дивидендов определяются собранием акционеров, участников и уставом акционерного или иного общества .

    Дисконт - это покупка переводных векселей, казначейских векселей или облигаций по цене ниже номинальной. Векселя и облигации погашаются в определенный момент в будущем по своей номинальной стоимости. Покупатель, который приобретает вексель или облигацию в момент выпуска, платит за них меньше номинальной, или лицевой, стоимости (с дисконтом). Разница (дисконт) между ценой, по которой он покупает вексель или облигацию, и их номинальной стоимостью представляет собой процент по займу, предоставленному под обеспечение векселем или облигацией. Если владелец векселя или облигации захочет затем продать их до истечения срока их действия (редисконтировать, переучесть их), он сможет получить за них сумму, меньшую, чем номинальная стоимость, хотя и большую, чем та, что была за них заплачена. Разница между исходной ценой, заплаченной им, и полученной суммой зависит главным образом от того, сколько времени осталось до истечения срока действия данной ценной бумаги.

    Котировка валютного курса - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

    Для действия финансовых методов, с помощью финансовых рычагов, в образовании и использовании денежных фондов необходимо такое обеспечение, как права, нормы, информация и кадры.

    Финансовый механизм обеспечивает практическую реализацию финансовой политики государства путем управления финансами.
    Финансовый механизм – это совокупность форм и методов организации финансовых отношений в конкретный период времени. При его помощи происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
    Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики.
    Изменение финансового механизма происходит в связи с решением различных тактических задач, поэтому финансовый механизм чётко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
    Основными принципами функционирования финансового механизма являются:
    - комплексность – использование финансовых рычагов и методов в общей системе управления финансами взаимозаменяющих друг друга;
    - функциональность – обеспечение воздействия механизма на воспроизводственный процесс в соответствии с поставленными целями;
    - адаптивность – способность механизма учитывать изменения экономической среды.
    Существуют различные типы (виды) финансовых механизмов:

    Директивный финансовый механизм разработан для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, причём она является обязательной для всех её участников.
    Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном финансовом сегменте, который не захватывает прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутренних отношений на частном предприятии. В этом случае государство устанавливает только лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей. А предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов и направления их использования.
    Финансовый механизм предприятий может делиться на звенья: финансовый механизм сельскохозяйственных предприятий, финансовый механизм промышленных предприятий и т.п. В зависимости от типа организационно-правовых форм: финансовый механизм акционерного общества, финансовый механизм общества с ограниченной ответственностью и т.п.
    Финансовый механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетный и внебюджетный механизм.
    Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма является составной частью единого целого, они взаимосвязаны и взаимозависимы, но вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно.

    Звенья финансового механизма

    1.Финансовое законодательство предусматривает то что, государство устанавливает способы организации финансовых отношений, закрепляет их законом. Кроме того, некоторые органы финансового управления (например, Министерство Финансов) разрабатывают подзаконные акты в виде инструкций и положений.
    Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, позволяет защитить экономические интересы общества, коллектива предприятий, отдельных граждан. Финансовое законодательство обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Неудовлетворительное состояние финансового законодательства сдерживает финансовую инициативу, тормозит общественное развитие. Кроме того, разногласия в правовом регулировании обеспечивается дополнительными издержками в экономике и негативными социальными последствиями.
    2.Планирование и прогнозирование – это оценка состояния финансов, выявление возможного увеличения финансовых ресурсов и наиболее эффективного их использования.
    3.Организация и управление финансами – деятельность работников финансового аппарата по управлению процессами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов, денежных средств, а также контроль за этими процессами.
    4.Финансовые рычаги и стимулы – это формы и методы выражения финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов. К ним относят доходы и расходы, прибыль, ценные бумаги, дивиденды, отчисления в различные фонды и др. К методам относят инвестирование, бюджетирование, страхование, лизинг и др.
    5.Финансовые показатели и нормативы- результаты деятельности, а также нормы отчислений в различные фонды (амортизационный фонд, фонд ЕСН, фонды дополнительные и т. д.).

    Вопросы для самостоятельного изучения на семинарское занятие:
    Раскрыть цели и задачи следующих составляющих финансовой политики государства: налоговой, бюджетной, инвестиционной, социальной, таможенной.
    Рассмотреть цели и направления денежно-кредитной политики, ее направления (валютная, кредитная, процентная) и взаимодействие с финансовой политикой.

    Механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

    Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества элементов финансового механизма.

    Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

    Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является:

    • финансовое планирование и прогнозирование;
    • финансовые показатели, нормативы и лимиты;
    • управление финансами;
    • финансовые рычаги и стимулы;
    • финансовый контроль;

    В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.

    Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

    Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.

    Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

    В более узком смысле финансовый механизм можно определить как действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

    Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

    Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма , как пять взаимосвязанных элементов:

    • финансовые методы;
    • финансовые рычаги;
    • правовое обеспечение;
    • нормативное обеспечение;
    • информационное обеспечение.

    Рассмотрим подробнее данные элементы.

    Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

    Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

    Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

    Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.

    Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения.

    Механизм финансового менеджмента представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности предприятия.

    В структуру механизма финансового менеджмента входят следующие элементы:

    1. Система регулирования финансовой деятельности включает:

    • Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).
    • Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.
    • Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

    2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

    • Государственное и другие внешние формы финансирования предприятия.
    • Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.
    • Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов необоротных активов за определенную плату на предусмотренный период.
    • Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.
    • Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственную экспертизу инвестиционных проектов).

    3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности:

    • Цену.
    • Процент.
    • Прибыль.
    • Амортизационные отчисления.
    • Чистый денежный поток.
    • Дивиденды.
    • Синергизм.
    • Пени, штрафы, неустойки.
    • Прочие экономические рычаги.

    4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

    • Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).
    • Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).
    • Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).
    • Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).
    • Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).
    • Прочие виды финансовых инструментов.

    На основе всего изложенного можно сказать, что эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления предприятием.

    С уважением Молодой аналитик

    Финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

    Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

    Выделяют два типа финансовых механизмов :

    1. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства (финансы государственных предприятий).

    2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.

    12. Управление государственными финансами РФ. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.

    Управление государственными финансами

    Понятие и принципы управления

    Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

    Целью управления финансами является обеспечение финансовой устойчивости и финансовой независимостизвеньев финансовой системы.

    Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

    Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;

    Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;

    Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;

    Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;

    Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;

    Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;

    Распределение функций - на основе распределения власти;

    Принцип гласности ;

    Принцип плановости ;

    Принцип законности ;

    Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

    Органы управления

    Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

    Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

    Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;

    Рассматривание законов о налогах и сборах;

    Установление размера государственного внутреннего долга.

    Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

    Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;

    Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

    Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

    Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

    Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

    Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

    Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

    Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

    Обоснование финансовых показателей, намечаемых финансовых операций и результативность многих хозяйственных решений достигается в процессе финансового планирования и прогнозирования. Эти два весьма близких понятия в экономической литературе и на практике часто отождествляются.

    Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях).

    Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели.

    Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

    Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

    Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

    Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

    Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

    Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

    Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. При этом определяются не только движение ресурсов для формирования и использования различных фондов денежных средств, но и опосредствующие их финансовые отношения и возникающие стоимостные пропорции.

    Финансовое планирование - это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

    Финансовое планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.

    Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, причем форма финансового плана, состав его показателей отображают специфику соответствующего звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах составляют балансы доходов и расходов; учреждения осуществляющие некоммерческую деятельность - сметы; страховые компании, общественные объединения и кооперативные организации - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней.

    Все финансовые планы подразделяются на две группы - сводные и индивидуальные. В свою очередь, сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, планы отдельных хозяйственных объединений (промышленно-финансовых групп, концернов, ассоциации и др.) и территориальные. Индивидуальные - это финансовые планы отдельных предпринимательских структур.

    По длительности действия различают:

    Перспективные финансовые планы (на период больше 1 года);

    Текущие (на 1 год);

    Оперативные (на квартал, месяц).

    Финансовое планирование основано на следующих принципах:

    1) принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

    2) предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

    Основными методами финансового планирования являются:

    Метод экономико-математического моделирования;

    Нормативный метод;

    Балансовый метод;

    Метод коэффициентов;

    Метод экстраполяции и др.

    Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше двух лет), среднесрочным (один-два года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее одного месяца). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Так как на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

    13. Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.

    Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований является финансовый контроль.

    Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому исполь­зование государством и муниципальными образованиями для ре­шения своих задач финансов обязательно предполагает проведе­ние с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Фи­нансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными кон­трольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

    Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами го­сударственной власти и местного самоуправления, предприятия­ми, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляе­мых действий, соответствие их задачам государства и муници­пальных образований. Таким образом, он служит важным спосо­бом обеспечения законности и целесообразности проводимой фи­нансовой деятельности.

    Требование соблюдения законности в деятельности по образо­ванию, распределению и использованию денежных фондов госу­дарства и субъектов местного самоуправления имеет конституци­онную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

    Итак, финансовый контроль - это контроль за законностью Целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муници­пальных образований в целях эффективного социально-экономи­ческого развития страны и ее регионов.

    Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым ин­ститутам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, ре­гулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его спе­цифику в отдельных финансово-правовых институтах и закреп­ленные соответствующим законодательством (например, в Нало­говом или Бюджетном кодексах РФ).

    Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий.

    Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д.

    Перед финансовым контролем стоят следующие задачи.

    1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

    2. Выявление внутренних резервов.

    3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

    4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

    Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

    n оценка финансовых результатов;

    n оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

    n анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

    n организация расчетных дисциплин.

    При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

    Для осуществления контроля необходимо и важно вести правильно бухгалтерский учет (на Западе принято ведение двойной системы бухгалтерского учета для системы контроля всех данных. Использование такой системы означает полное, точное и своевременное проведение коммерческих операций по всем бухгалтерским книгам. Существует 2 принципа: нет бухгалтерской записи без документа, обязательна регистрация всех коммерческих операций.)

    Двойная запись в бухгалтерском учете введена итальянцем Катрульи в 1458 году. В 1494 году итальянец Пачоли ввел ежегодное состояние бухгалтерских балансов. Назначение бухгалтерского баланса определяется, с одной стороны, проверкой идентичности всех активных и пассивных счетов, с другой стороны - получение количественных данных о деятельности предприятия.

    Могут быть различные искажения бухгалтерских данных, например, преднамеренное уменьшение прибыли, занижение выплат по дивидендам, завышение доходов (если надо показать, что предприятие доходно).


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-02



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх