Философские составляющие в мотивном комплексе лирики Ф. Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева

Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и опи-сать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь.

В ней есть язык.

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(«Не то, что мните вы, природа...»)

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная по-этом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(«Весна»)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теп-лым дождем, с грозой и громом, как в известном стихот-ворении «Люблю грозу в начале мая...». Настроение ве-сенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм: «Не все душе болезненное снится: пришла весна — и небо прояс-нится». Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых деву-шек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(«Весенние воды»)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихот-ворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, кото-рую навевают «зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(«Осенний вечер»)

И Тютчев признает, что в осени присутствует

какая-то общая «таинственная прелесть», а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство срод-ни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто «сканировать» мес-тность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по зем-ле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной.

(«Эти бедные селенья...»)

Человек незримо связан с местом, где он живет. «Ино-племенный взор» с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. «Родной» же чело-век не станет смотреть высокомерно, а попытается про-никнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание пробле-ме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также бла-гоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описа-ния в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в со-кровищницу произведений, которые учат любить род-ной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.

Художественная судьба замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева необычна: это, как писал критик А. М. Гуревич, “судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства”.

И романтизм этот сказывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей – одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт – не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства.

В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания, стремится преодолеть терзающие его противоречия. С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу, перед которой преклоняется человеческий разум: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Дыхание солнца, жизнь морских просторов, говор лесов – все это вызывает светлые романтические чувства в душе поэта. Он восхищается певучестью морских волн, “гармонией в стихийных спорах”, “созвучьем полным”, существующим в природе. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: “Как весел грохот летних бурь…”, “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” и др. Читая такие стихотворения, как “Весенние воды”, “Весенняя гроза”, “Есть в осени первоначальной…” и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, прелесть окружающего мира, и на душе становится весело и легко. Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет “хаосом” или “бездной”. И перед этой стихией человек бессилен и одинок.

Красота и сила мироздания недоступна человеку. Мысль о таинстве и стихийности природы вызывает тревогу и безысходность в душе Тютчева:

Ночное небо так угрюмо, Заволокло со всех сторон, То не угроза и не дума, Т О вялый, безотрадный сон.

Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы вызывает ветер, поющий “страшные песни… про древний хаос”. Это чувство страха, ужаса особенно ярко открывается человеку по ночам, когда с мира срывается “ткань благодатная покрова” и обнажается бездна небытия. Но какие бы настроения не владели душой поэта – радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние – природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью.

Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. И соединение с ней дарит ему иллюзию продления, гармоничности собственной жизни. Иногда эмоциональное единство природы и человека выражается не открыто, а иносказательно, становясь своеобразным символом человеческой жизни. Или же картины природы являются лишь толчком для раздумий автора о человеческой судьбе.

Но в каждом из этих случаев безошибочно угадывается связь души человека с бескрайними просторами окружающего мира: В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… … Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит, Как божественный напиток В жилах млеет и горит! Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.

(No Ratings Yet)

Единство природы и внутреннего мира человека в поэзии Ф. И. Тютчева

Другие сочинения по теме:

  1. В русской поэзии трудно найти поэта более “мажорного”, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый...
  2. В век высокого технического прогресса мы все чаще встречаемся с фактами жестокого и своевольного вмешательства человека в окружающую среду. Поэтому...
  3. С появлением “Паломничества Чайльд Гарольда” и других произведений Байрона к широкому потреблению вошло понятие “байронический герой”, который стал литературным воплощением...
  4. Мотив бренности человека перед лицом вечности природы развивается во многих стихотворениях поэта. Таковы, например, “Снежные горы”, “Успокоение”, “Над виноградными холмами…”,...
  5. Модернизм – это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX века. Свое название это...
  6. Романтизм выдвинул принцип единства человека и природы. Пушкин, разумеется, быстро усвоил те уроки Жуковского, которые относились к изображению “пейзажа души”,...
  7. Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета и у Тютчева. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы...
  8. Поэзия Ф. Тютчева – “поэзия мысли”, “философская поэзия”, “поэзия космического сознания”. Важнейшая Пример сочинения для Тютчева – хаос, заключенный в...
  9. Восхищение прелестью природы, то в буйстве ее стихийных сил, то в ее увядании, выражается, естественно, в изображении природы, лирических “пейзажей”....
  10. Цель: ознакомить учеников с шедевром мировой пейзажной лирики “Сад вишневый круг дома”; исследовать тайну мастерской Т. Шевченко; формировать исследовательские умения...
  11. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С. Е....
  12. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
  13. Исса родился в 1763 г. в горной провинции Синано в семье зажиточного крестьянина Кобаяси Ягохея. Его мать умерла в молодом...
  14. Цель: учить давать характеристику герою художественного произведения, чтобы использовать приобретенные умения в реальной жизни; формировать навыки вдумчивого чтения художественного текста;...

Человек и Слово

Человек в поэзии Фёдора Ивановича Тютчева так же величественен, безбрежен и таинственен, как космос: «Всё во мне, и я во всём». Могут ли «космические миры» понимать друг друга? Одна из центральных проблем, волновавших поэта, - проблема понимания и непонимания. Отсюда возникает вопрос о словесном выражении человеком мыслей и чувств.

В стихотворении «Silentium!» тема «человек и слово» решается Фёдором Ивановичем однозначно. Человек обречён на непонимание, потому что невозможно полно и точно выразить содержание своего внутреннего мира:

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

В результате такого «общения» люди обречены на одиночество. Отсюда - тютчевский пессимизм, чувство безысходности и ощущение беспощадности судьбы, обрекшей людей на разобщённость. Что же даётся свыше Человеку взамен на непонимание? Даруется высшее - «сочувствие» и «благодать»:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Какой смысл вкладывает поэт в слово «со-чувствие»? Люди, дети природы, способны интуитивно понимать друг друга, сопереживать и соучаствовать в судьбе друг друга. Но и в любом случае человеку «даётся благодать», т.е. помощь, ниспосланная свыше, любовь, милость Божия. Люди духовно едины.

Проблема понимания и непонимания «спровоцировала» в поэзии Ф.И.Тютчева комплекс мотивов: одиночества, молчания и умолчания, интуитивного прозрения. Проблема «невыразимого» имеет ещё одну грань: человек и поэтическое слово.

Поэт всесилен в своём слове, которое дано Богом. Слово поэта наделяется Божественной силой:

Ты зрел его в кругу большого света -

То своенравно-весел, то угрюм,

Рассеян, дик иль полон тайных дум,

Таков поэт - и ты прозрел поэта!

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог,-

Настала ночь - и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

Поэт, по мнению Ф.И. Тютчева, должен завещать миру «души высокий строй» как свой лучший подвиг.

Человек и История

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева считается и историософской. Основным содержанием её являются размышления о прошлом и настоящем, о законах и тенденциях исторического процесса, о его предопределённости и роли случая в развитии событий, о месте и назначении человека в истории.

Примером такой лирики может служить, например, стихотворение «Цицерон». Двучастная стиховая композиция, обычная для тютчевских произведений, характерна и для данного. Первая часть стихотворения - миниатюрный философский диспут или «мнимый» спор между оратором и лирическим героем:

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Вторая часть - обобщение-вывод, вытекающий из диалога между Цицероном и лирическим героем:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

В этих строках заключена важнейшая мысль о том, что основой человеческого бытия является напряжённейшая, активная жизнь каждого человека, осознающего свою причастность к естественному ходу истории и испытывающего наслаждение в преодолении противоречий, в борьбе. Ощущая себя творцом истории, человек может испытать счастье-блаженство. Состояние счастья здесь, конечно, предмет философского осмысления. Однако интонация стиха такова, что у читателя возникает ощущение, будто лирический герой сам пережил подобное счастливое состояние. Отсюда приподнятая и взволнованная интонация стихотворения.

Одна из постоянных в поэзии Ф.И.Тютчева - категория вечности. Она вполне естественна для поэта, ощущающего себя человеком Вселенной. Он всегда соотносит вечность и мгновение: «И жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита». Чувство вечности, которою заполнен миг, проявляется в сознании неумолимости времён, рокового хода истории:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы - лишь грёзою природы.

Поочерёдно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

(«От жизни той, что бушевала здесь…», 1871г.)


Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

Поэтом, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам Л. Н. Толстого, “нельзя жить”, был Федор Иванович Тютчев. Он пришел в литературу как современник Пушкина, а завершился его творческий путь в пору, когда Л. Толстой, Достоевский и Салтыков-Щедрин достигли вершин своей славы. Его творческая деятельность продолжалась без малого пятьдесят лет.

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог – таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением.

В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение “мыслящего тростника”. Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки “природы-сфинкса” и наличия “творца в творении” неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия, - “длань незримо-роковая” неуклонно пресекает ее напрасные и обреченные попытки.

В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир “с помощью пяти органов чувств”, и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тайну природы.

Примечательно, что в пейзажной лирике Тютчева мы ощущаем прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Национальный колорит создается порой ритмом стиха, порой отдельными деталями.

Трепетной и нежной любовью к своей родине и затаенной болью за нее наполнены стихи поэта, созданные в дни коротких встреч с родными местами. Тютчев не описывает ни русской деревни, ни каторжного труда русского мужика, но за картинами природы открывается Россия, оцепеневшая в глубоком, “железном” сне, Россия нищая и усталая – и все же прекрасная.

В тютчевской природе все движется, все меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается.

Истинной влюбленностью в природу овеяны стихи Тютчева об осени: “Есть в светлости осенних вечеров...”, “Овеян вещею дремотой...”, “Есть в осени первоначальной...”. В одном стихотворении совмещаются и ранняя по времени осень, и недавно ушедшее лето, и грядущая зима. Умение передать постоянное течение времени, течение жизни – одна из отличительных особенностей тютчевской поэзии.

Тютчев-поэт упоен грозой. В его поэзии гроза несет собой очищение и пробуждение, она источник радости и полноты жизни. Мы помним тютчевский весенний гром, который “как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом”, “гам лесной”, вторящий “весело громам”. “Как весел грохот летних бурь”, - скажет поэт в другом стихотворении. Гроза и жизнь слиты в сознании Тютчева. Зелень – символ жизни, молодости.

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы – хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, день скудеющий...

Тютчева волнуют мысли о человеке, о судьбах человечества. Он передает одновременно и растерянность своего современника, не знающего, где и в чем искать опоры, и его веру в возможную гармонию жизни. В стихах о природе и любви тоже слышатся “глухие времени стенанья”. Именно поэтому тютчевская пейзажная и интимная лирика – это тоже лирика философская.

Поэзия Тютчева не безмятежно-спокойная, не умиротворенная, - она внутренне тревожна, глубоко драматична. “Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало...” – это не только зарисовка природы, но и поэтическое выражение душевного состояния поэта, который полон ожиданием бури, возможных катастроф. Природа и человеческая жизнь как бы срослись в сознании Тютчева, и тут и там он улавливает вечное смятение, вечную тревогу.

В стихотворении “Бессонница” поэт создает трагический образ человека своей эпохи: он одинок, он стоит “на краю земли”, покинутый “на самого себя”, окруженный “всемирным молчаньем”. Жажда человеческой близости, отзывчивости слышится в знаменитом тютчевском стихотворении “Молчание”. В нем как будто многое говорит о крайнем индивидуализме поэта. Таковы, например, строки:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои...

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей...

Однако основное в стихотворении – выражение тоски человека, который хочет быть понятым другими, для которого одиночество – страшный удел.

Тютчев смотрит на человека как на частицу природы, а в природе улавливает одухотворяющее начало; человек как бы вбирает природу в себя, а себя растворяет в природе.

Природа Тютчева – живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная в своих проявлениях, в своем звучании. У него “лазурь небесная смеется”, “поют деревья”, “звучат скалы”, “лениво дышит полдень мглистый”. Нередко в поэзии Тютчева трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Такова, например, концовка стихотворения “Еще земли печален вид...”:

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь...

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Поэзия Тютчева– наследие живое, служащее людям и в наши дни. Тютчев выделяется своей верой в бесконечные возможности человека – и как отдельной личности, таящей в своей душе “целый мир”, и как всего человечества, способного творить новую природу.

Тютчев - поэт настолько разносторонний и глубокий, что каждое новое поколение находит его в лирике нечто, волнующее именно его.

Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.
Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его “Весенняя гроза”. Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение “Чародейкою зимою… ” И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:
Есть в осени первоначальной
Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… “
Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.
В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.
Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: “Восток белел, ладья катилась… “, “Нет моего к тебе пристрастья… “, “В душном воздухе молчанья… “
В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – “Еще земли печален вид”, “Весна” – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.
У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. “Певучесть есть в морских волнах… ” – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в “злые” страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает “успокоение”, озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.
Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята с нами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается…


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Человек и природа в лирике Ф. И. Тютчева

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх