Философия эпохи возрождения можно охарактеризовать как. Реферат: Философия эпохи Возрождения

Возрождение – период в истории философии, что припадает на 15-16 века, характеризуется гуманистическими направленностями, отходом от церкви, переключением внимания на светские науки, зарождения практического критерия истины, то есть соотношения опыта и пользы, что породило новую основу методологии естественных наук.

Причиной возникновения философии Возрождения послужили следующие факторы: усиление светской власти на фоне укрепления и централизации европейских государств, снижение зависимости объединений в государстве от Церкви, кризис схоластической философии, деградация ее знаний, научно-технические открытия, которые, явно, разбивали в прах систему христианских учений, великие географические открытия, кризис феодальной системы власти, повышения уровня образования, развитие торговли и ремесла.

В эпоху Возрождения философия акцентировало свое внимание на социальной сфере и месте человека в обществе, происходило возрождение гуманистических ценностей, эстетизма и морали, которые были со времен античной философии, человек рассматривался, как главная идея, суть существования – провозглашался на этом фоне индивидуализм и нивелировалась форма в пользу сути идеи, то есть, к содержанию, в обществе провозглашалась идея социального равенства, а также возвращения к истокам – естественная среда, природа.

Известные философы эпохи Возрождения.

Один из выдающихся представителей Возрождения, Мишель Монтень, в своем научном труде «Опыты» анализировал тонкие, душевные переживания человека. Также философия М. Монтеня пронизана идеей скептицизма – философ не отрицал познаваемость мира, а лишь относился скептически к путям познания природы, считая, что нужно постоянно совершенствовать свое мышление.

Теолог Николай Кузанский крайне четко показывал познаваемую силу человека, цитирую: «человек есть его мозг». Широко распространял свои представления о гелиоцентрической системе вселенной, после чего эти знания повлияли на Джордано Бруно, Галилея и Коперника.

Джордано Бруно – один из известнейших философов эпохи Возрождения. Был приверженцем пантеизма, согласно с которым Бог – это и есть мир. Бог кроется в вещах, по мнению Джордано Бруно, поэтому его не следует искать за границей реального, ведь Бог находиться в природе, он в ней растворен. Впервые в философии именно Джордано Бруно появляется идея монад, которая потом будет развита таким философом, как Ляйбниц. Монада, по мнению Джордано Бруно, это единица сущности, которая объединяет в себе телесное и духовное, то есть является центром для объекта и субъекта. Монада имеет диалектический характер у философа Джордано Бруно. Поскольку монада – это естество всего сущего, то Бог является самой главной монадой, или как называл его Джордано Бруно, Монада монад. Кроме того, этот философ разделял взгляды, как было сказано выше, Николая Кузанского о гелиоцентрической системе небесного устройства, за эти взгляды философ был привселюдно сожжен. Последнее изречение Джордано Бруно было посвящено именно его взглядам: «А все-таки она вертится».

К прочим деятелям и философам, которые оставили значительный философский след в истории становления Возрождения, относятся Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо да Винчи, Джироламо Савонарола, Пьетро Помпонацци, Джовани Пико делла Мирандола, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Томас Мор, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Парацельс, Франсуа Рабле, Бернардино Телесио, Франсиско Суарес, Галилео Галилей, Томазо Кампанелла, Иоганн Кеплер, Гуго Гроций и прочие.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Как зародилась философия эпохи Возрождения? Краткое описание этого процесса можно начать с упоминания о том, что появился интерес к реальному миру и месту человека в нем. Произошло это неслучайно именно в это время. К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм. XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики. Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.



В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода священный характер.

Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их. Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.

Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:

· Антропоцентризм философского и научного поиска. Человек - центр мироздания, его основная ценность и движущая сила.

· Особое внимание к естественным и точным наукам. Только через учение и развитие можно понять строение мира, познать саму его суть.

· Натурфилософия. Природу следует изучать как нечто целое. Все предметы в мире едины, все процессы взаимосвязаны. Познать их во всем разнообразии форм и состояний можно только через обобщение и одновременно через дедуктивный подход от большего к конкретному.

· Пантеизм – отождествление Бога с природой. Основная цель этой идеи состояла в примирении науки с церковью. Известно, что католики ревностно преследовали любую научную мысль. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия (в противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня), физика, медицина (глубокое изучение строения человека, его органов, тканей).

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода : гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому геоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй - с середины XV в. до первой половины XVI в., третий - вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философииэпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

У истоков философской культуры Ренессанса стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321). Данте был выдающимся поэтом и мыслителем. Он известен общественности как автор “Божественной комедии” и трактатов “Пир” и “Монархия”, заложивший в своих произведениях основы нового гуманистического учения о человеке. Данте боролся против феодальных привилегий и светской власти церкви. За это он поплатился пожизненным изгнанием. Показательно, что толчок к созданию нового мировоззрения исходил не от философа-профессионала, а от поэта, вышедшего из среды людей, осознающих необходимость перемен в жизни.

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры.

Предстающая перед читателем “Божественной комедии” картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр вселенной, но и в том, что творцом мира и его организатором считается Бог. И все же картина мироустройства, в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально.

Что касается предназначения человека, то Данте видит его не в подвижничестве во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а в достижении высшего предела земного совершенства. И напоминание о краткости земного существования, и ссылка на божественное происхождение человека служили не утверждению ничтожества человека в его земном существовании, а обоснованию призыва к “доблести и знанию”.

Так, вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии” первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.

Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV - XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, “первого гуманиста” Франческо Петрарки (1304 - 1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов “на жизнь” и “на смерть”, “Мадонны Лауры”, канцон, мадригалов, эпической поэмы “Африка”.

Петрарка написал ряд философских сочинений: “Моя тайна” (диалог) (1342 - 1343), трактаты “Об уединении жизни” (1346), “О монашеском досуге” (1347), “Инвектива против врага” (1352 - 1353) и памфлета “О своем и чужом невежестве” (1307).

Великий поэт стал первым выдающимся мыслителем нарождающейся гуманистической философии.

Гуманизм возникает как новая система культурных ценностей, отвечающая потребностям и интересам тех общественных слоев, которые формируются в промышленно развитых городах. Сохранились сотни писем Петрарки, которые по существу являются короткими сочинениями по вопросам морали, политики и литературы. В них настойчиво пропагандируются гуманистические ценности. Петрарка пренебрег учебой в лучших схоластических университетах Европы, но, занимаясь самостоятельно, стал одним из образованнейших людей своего времени. Он выступил против схоластического способа философствования. В философе он желал видеть не толкователя чужих текстов, а создателя своих собственных.

Мыслитель горячо интересовался проблемами человека, что касается проблем онтологии, т. е. учения о бытии и материи, то они отступают в его философии на второй план. “Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки”. В то же время Петрарка выступает как подлинный и знающий жизнь учитель.

Еще один интерпретатор античного философского наследия Лоренцо Валла (1407 - 1457) выступил в защиту эпикурейской философии. В диалоге “О наслаждении” или “Об истинном и ложном благе” он противопоставил этику Эпикура с ее эгоцентризмом суровой этике стоиков. Валла отстаивает веру в силу человеческого разума и требует веротерпимости. Идеалу созерцательной жизни он противопоставил активную борьбу за свои идеи, требовал воспитания воли к действию.

В сочинениях гуманистов человек рассматривался как существо, достойное счастья в земной жизни. Мир видится представителям гуманизма как место, где человек призван действовать и пользоваться созидаемыми благами. Бог считается ими творческим началом и сосредоточием добра. Человек, по их мнению, должен стремиться уподобиться Богу. Задача философии для гуманистов состоит не в противопоставлении в человеке божественного и природного, духовного и материальных начал, а в раскрытии их гармонического единства.

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.)связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 - 1464), Марсилио Фичино (1422 - 1495), Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Пьетро Помпонацци (1462 - 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 - 1536), Николо Макиавелли (1469 - 1527), Николай Коперник (1473 - 1543), Томас Мор (1479 - 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.

Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.

Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.

Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 - 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.

Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.

Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.

Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.

Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота.

Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость - это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.

Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 - 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.

Эразм сатирически обличал в сочинении “Похвала глупости” (1509 - 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени выступил Франсуа Рабле (1494 - 1553) в своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.

Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.

Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения - со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 - 1592), Бернардино Телезио (1509 - 1588), Франческо Патрици (1529 - 1597), Джордано Бруно (1548 - 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 - 1639), Якоба Беме (1575 - 1624), Галилео Галилея (1564 - 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.

Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.

Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).

Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.

Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.

Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.

Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.

Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.

Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Общие выводы : Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI–XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем. Уже многие десятилетия подлежит исследованию научным миром философия эпохи Возрождения. Общая характеристика кратко представлена в трудах Дильтея Вильгельма, русских историков - Буйчика, Лучинина, Лосева.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

· Рычков А.К., Яшин Б.А.

· Сидориной.Т.Ю., Губина. В.Д.

· Горфункель. А.Х.

1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

Совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

Кризис феодализма;

Развитие ремесла и торговли;

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

Появление первых парламентов;

Отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

Повышение уровня образованности в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве­личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо­го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв), к которому при­надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства

9. Эпоха Возрождения. Распад феодализма, до буржуазных революций. Италия.Идеология Ренессанса имеет антифеодальное и антицерковное содержание процесса. renaissance – возрождение, т.е. новый расцвет античности. Антропоцентризм. Земное счастье, творчество, философы античности. Божественность человека. Развитие во всем. Искусство – пик. Пантеизм – философское учение, которое признает слияние Бога с природой. Оккультизм. В 1, раннем периоде (XIV-XV вв.), «гуманистический» , В XVI и в XVII в.естесственнонаучный.Гуманизм – литературный, филологическаий. Данте Алигьери (1265-1321) – поэт. «Комедия!».Концепция Данте: все человеческое (и политика) должно быть подчинено человеческому разуму.Франческо Петрарка (1304-1374) считается «первым гуманистом», его называют «отцом гуманизма». Сбор текстов. Он отвергал культ авторитета.Этические вопросы человека, «Моя тайна». Джованни Боккаччо (1313-1375) - «Декамерон», высмеивал глупое и лживое духовенство, восхвалял разум, энергию. В его творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная чувственность, практический утилитаризм. Ориентация на Платона- Марсилио Фичино (1422-1495), неоплатонизм, бессмертие души, философия сестра науки. Бог – мир, динамичен. Религия – общая. Душа обуславливает единство и движение мира. Человек – развивается в свободе. Пико делла Мирандола (1463-1495) - эклектический платонизм. Пантеизм: мирсостоит из ангельской, небесной и элементарной сфер.Учение о фортуне. Человек – творец счастья. К главным представителям заальпийского гуманизма принадлежит Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536), голландский мыслитель, написавший труд «Похвала Глупости». Христианство должно стать этикой. Аскетизм, все дела – аморален. Церкви зажрались. Продвижение опыта. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Н.Коперника (1473-1543), И.Кеплера (1571-1630),Г.Галилея (1546-1642). Астрономия – Коперник, гелиоцентризм. Анализ проблемы диалектики. Природа есть проявление божественного. Например, Н.Кузанский (1401-1464) растворяет природу в Боге. Бог – целое, природа – часть. Существует всеобщая связь вещей в природе, единство противоположностей. Представителем магически-мистической философии природы оккультного типа был Парацельс (1493-1541), врач, ученый, «чудотворец». Вся природа, по Парацельсу, должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит пантеистическая философия природы Дж.Бруно (1548-1600). Он отождествил космос с бесконечным божеством. Считал, что природа едина.. Нет границ между творцом и творением. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах» (это путь к материалистическому пониманию природы). Сожгли мужика. Материалист.

10. основные особенности философии Нового времени Философи Ф. Бэкона

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

Материалистическую направленность (большинство филосо­фов Англии, в противоположность философам других стран, например Германии, предпочитало материалистически объ­яснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм);

Господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм - направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

Большой интерес к социально-политическим проблемам (фило­софы Англии не только пытались объяснить суть бытия и по

знания, роль человека в мире, но и искали причины возник­новения общества и государства, выдвигали проекты опти­мальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной.

Большое влияние на ее характер имели следующие политические

события:

Революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование респуб­лики, движение индепендентов);

"славная революция" 1688 года;

Окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;

Упрочение роли парламента;

Развитие новых буржуазных общественно-экономических от­ношений.

Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:

Фрэнсис Бэкон - считается родоначальником эмпирическо­го (опытного) направления в философии;

Томас Гоббс (уделял большое внимание проблемам государ­ства, автор книги "Левиафан", выдвинул идею "общественно­го договора");

Джон Локк (изучал проблемы государства, продолжил тра­дицию Т. Гоббса).

2. Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) - английский философ и политический деятель (в 1620 - 1621 гг. - лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона - эмпи­ризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта - помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание - сила".

3. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта - в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции - ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. 4. Определив главный метод познания - индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность. Это:

"путь паука";

"путь муравья";

"путь пчелы".

"Путь паука" - получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" - такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский

Эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать

всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

5. Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:

Призраки рода;

Призраки пещеры;

Призраки рынка;

Призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом - то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения - "пещера") отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

6. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации - свойства чело­веческого ума:

Воображение;

Рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению -поэзия, рассудку - философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

Природе;

Человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

Природу - непосредственно с помощью чувственного вос­приятия и опыта;

Бога - через природу;

Себя - через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох:

Было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии;

Гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы;

Определена новая цель философии - помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма);

Предпринята первая попытка классифицировать науки;

Дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Введение

Эпоха Возрождения (ХV-ХVI) века - это период перехода от средневековья к Новому времени. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в ее городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.№

Возрождение исходит из античных и средневековых представлений, но при этом в корне меняется контекст их использования. Философия стремилась понять действительность такой, как она есть, углубляясь в структуры познаваемого мира и находя положения, объясняющие основы мироздания.

Возрастает ценность отдельного человека, стали подчеркиваться его оригинальность и непохожесть. Усиливается интерес к натурфилософии, происходит ее возрождение на новой основе.І

Целью данной работы является рассмотрение основных идей натурфилософии эпохи Возрождения в учениях Н. Кузанского и Дж. Бруно.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

дать краткую характеристику периода эпохи Возрождения и ее представителей;

рассмотреть основные положения учения Николая Кузанского;

рассмотреть основные положения учения Джордано Бруно.


1. Краткое изложение истории философии эпохи Возрождения

На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому чувству жизни людей поздней античности и средних веков нашло свое отражение в знаменитом средневековом трактате диакона Лотаря (позднее папы Иннокентия III) «О презрении к миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии - Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли - одного из характернейших явлений данной эпохи.

В «Божественной комедии», Данте (1265-1321), которая представляет собой итог развития средневековой культуры, великий синтез поэзии, философии, теологии, в его статьях закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о творении, используя неоплатонические схемы рассуждений, Данте учит о том, что человек имеет двоякую - смертную и бессмертную - природу, что он есть среднее звено между тленным и нетленным и потому имеет двойное предназначение, «предопределяется к двум конечным целям». Одна из них достигается в здешней земной жизни и заключается в проявлении собственной добродетели, другая достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Первый путь открыт благодаря естественному разуму, и земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, по наставлениям философии, под водительством земного государя. Второй путь открыт «благодаря Духу святому», он основывается на вере в откровение, и к цели ведет церковь, возглавляемая верховным первосвященником. Данте учит о свободе человеческой воли, свободе, лежащей в основе личной ответственности за содеянное, определяющей достоинство человека. Апеллируя к естественному разуму, он следует Фоме Аквинскому, перед авторитетом которого искренне преклоняется, считая, правда, что свет естественного разума необходимо направлять не столько на теологические, сколько на этические проблемы.№

В эпоху Возрождения начался переход Западной Европы от феодальных порядков к новому, капиталистическому строю. Поэтому экономика, торговля, политика, мореплавание, культура являют причудливое переплетение старого и нового, отмирающего и нарождающегося. Именно в эту пору начинает формироваться, прежде всего в верхах общества, новый тип человека, для которого характерно стремление проявить себя не в религиозном рвении, а в активности в делах земных. Рождается личность, которая мечтает получить награду не в вечной жизни, а уже здесь, на Земле. Все больше в верхах общества появляется людей, жадных до богатства, славы, высокого общественного положения, личного счастья, хотя и не потерявших еще основ христианской веры, уважения к власти церкви, почтения к схоластической мудрости. Именно они создают направление культуры, получившее название «гуманизм» и охватившее все сферы духовной жизни.І

Гуманизм начинается с Данте Алигьери (1265-1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия» возвеличивал земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Франческа Петрарка (1304-1374) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обаяние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения ее, которая заключается в искусстве быть свободным.№

Гуманистическая программа, намеченная Данте и Петраркой, получила развитие и оформление у Салютати (1331-1406), который был другом Петрарки и считал себя продолжателем его дела. Главное для Салютати - воспитать нового человека, обладающего humаnitas - свойством, которое он толковал как способность совершать добродетельные поступки. По мнению Салютати, хотя земная жизни и дана людям богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с природными законами добра и справедливости.

Основная идея гуманизма о самоценности земной жизни, о возможности воспитания способности к добродетельным поступкам, о роли философии в этом процессе развивалась и углублялась в творчестве общественных и церковных деятелей, эрудитов и мыслителей: Бруни (1370-1444), Лоренцо Балла (1407-1457), Фичино (1433-1499), Помпонаццн (1462-1525), Пикоделла Мирандола (1463-1494) и др. К общей цели они шли разными путями. Обосновывая идею свободы и достоинства человека, Бруни и Помпоиацци привлекают по-новому - антисхоластически и антитомистски - прочитанного Аристотеля, Лоренцо Балла, также как позднее один из последних представителей Северного Возрождения Гассенди (1592-1685) -Эпикура, Фичино, основатель платоновской академии во Флоренции,- Платона, а Пикоделла Мираидола - и Платона, и Аристотеля, и каббалу (мистическое учение в иудаизме). Последняя, а также герметизм, зороастризм, обосновывающие возможность магического воздействия па природу, тоже привлекали внимание представителей гуманистической мысли. Тем самым возрождалась не только античная философия, но и античная мистика.І

Гуманизм проявил себя прежде всего в искусстве и литературе, воспевая красоту человека, человеческую любовь, тягу к знанию. Пробуждающийся интерес к земной природе становится источником желания понять мир как среду жизни людей, а это дало толчок к появлению точных знаний о мироздании. Особое значение для этого процесса, который в конечном счете привел к появлению современной науки, имел труд II. Коперника (1473-1543) «Об обращении небесных сфер», обосновавший гелиоцентрическую картину, в которой в центре мира находится Солнце, одним из спутников которого является Земля, ранее почитавшаяся центром Вселенной. Эту систему, революционизировавшую взгляды на устройство мира, развил выдающийся мыслитель Возрождения Д. Бруно (1548-1600).№

В эпоху Возрождения размывается грань между наукой как постижением бытия, практически-технической деятельностью или искусством и художественной фантазией. Человек в творении Бога, т. е. в природных вещах, стремится увидеть закон их построения. Это было открытием человека, открытием конструирующей и полагающей силы его внутреннего мира, а убежденность в релятивности человеческих проявлений, способностей и мнений коренилась в ощущении абсолютности человека, не сводимого к чему-то конкретному.

Начало натурфилософии восходит к Бернардино Телезио (1509-1588), который изучает природу в соответствии с ее собственными началами, исключая божественное начало из природы. Причина движения - «собственная сущность» природы, а не Бог. У Франческа Патприци (1529-1597) первоначало всех вещей - «пространство, свет, поток и тепло», а всеохватывающий и всепроникающий свет демонстрирует единство мира и Бога. Бог сливается с природой, природа обожествляется. Парацелъс (1493-1541) видит в природе некое живое целое, пронизанное магическими силами.

Эти идеи развивали Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Лоренца Балла (1407-1457), Пика делла Мирандола (1463-1494), Мишель Монтень (1533-1592), Эразм Роттердамский (1469-1536). Философия спускается с неба на землю, вопросы нравственности и человеколюбия, обостренный интерес к собственному «я» становятся главной темой рассуждения. Томас Мор (1478-1535) в своей «Утопии» выступает против эгоистического себялюбия и за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частной собственности. Он полагает, что идеальный общественный строй уничтожает ее. Производство Мор представляет как идеализированный средневековый ручной труд. Однако у него есть и идея выборности должностных лиц, высокая оценка искусства, оптимистическая мораль. Политические воззрения Никколо Макиавелли (1469-1527) утверждали политический реализм, связанный с антропологическим пессимизмом, новую концепцию «добродетели» государя, противостоящего «судьбе» и управляющего эффективно государством. Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры. Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642) и Джордано Бруно (1548-1600), которые подготовили научную революцию XVIII в.№

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Эпоха Возрождения (или Ренессамнс) длилась с середины XIV до конца XVI веков. Это период в истории культуры Западной Европы, пришедший на смену культуре средневекового феодализма и предшествующий культуре Нового времени. Деятели Ренессанса противопоставляли свою эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания.

Одной из причин возникновения Возрождения была экономическая. XIV век - время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Эпоха Возрождения началась именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Им были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и дух смирения перед догмами церкви.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей к умственному труду, что привело к увеличению числа лиц свободных профессий - преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

* гуманистическое;

* неоплатоническое;

* натурфилософское;

* реформационное;

* политическое;

* социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви. "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же вопрос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натурфилософскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

1. Антропоцентрические (гуманистические) идеи

Термин «гуманизм» в переводе с латинского означает «человечность». Как уже отмечалось, к основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность, стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека, а также антропоцентризм - особое внимание к человеку и его деятельности.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла. Видными представителями гуманистического направления эпохи Возрождения в XIV - XV веках являлись также Джаноццо Манетти, Леон Батиста Альберти, Пьетро Помпонацци и др.

Данте Алигьери (1265-1321).

Первым мыслителем эпохи Возрождения принято называть Данте Алигьери. В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке.

Именно у Данте впервые появились идеи, не укладывавшиеся в русло традиционного схоластического философствования, а картина мира уже не вполне укладывается в рамки католического миросозерцания.

Согласно мировоззрению Данте, природа божественна, а человек имеет две природы - земную и небесную, и потому стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному - путь наставлений духовных, сообразно с учением Церкви. Значит, философия для земной жизни гораздо более нужна, чем богословие. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. А смысл жизни на земле - не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а в жизни сообразно с природой, с человеческими, земными целями и в улучшении условий земной жизни.

Франческо Петрарка (1304-1374).

Франческо Петрарка - один из величайших лирических поэтов Италии и основатель гуманистического направления в философии. Свои основные идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»).

Петрарка считал, что главная цель подлинной философии - познание не Бога, а человека, а познанием Бога пусть занимаются небожители. В трактате «О презрении к миру» он говорит, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая личность должна быть свободной как физически, так и духовно. Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы. Поскольку загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей, то человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.

Петрарка указывает на необходимость гуманизации христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит и сам термин «гуманизм».

Джованни Бокаччо (1313-1375).

Крупнейший писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо продолжил гуманистическую линию. В своем наиболее известном сборнике "Декамерон" он восхвалял рассудок и плотские желания человека, а представителей духовенства высмеивал, представлял их глупыми, лживыми и порочными.

Лоренцо Валла (1407-1457).

Выдающийся гуманистический мыслитель Ренессанса Лоренцо Валла в философию гуманизма вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» или «Об истинном и ложном благе». В нем на первый план для человека выдвигаются чувственное наслаждение и личная польза как предварительная ступень к небесному блаженству. Добродетельно все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным.

Кроме того, в своих работах Лоренцо Валла опроверг подлинность так называемого «Дара Константина» - документа, который был известен как юридическая основа светской власти папства. На основании этого документа римские папы не только осуществляли светскую власть в папской области Италии, но и претендовали на нее во всех католических странах. Валла предлагая лишить римских пап права на светскую власть, доказывал бессмысленность аскетизма и монашества.

Таким образом, Лоренцо Валла ниспровергал церковные авторитеты. Он критиковал схоластику, в центр мироздания ставил человека, призывал к активным действиям людей в борьбе за изменение мира.

Джаноццо Манетти (1396-1459).

Согласно сочинению Манетти, «О достоинстве и превосходстве человека», мир создан для наслаждения, а человек - «некий малый мир», т.е. приобретает атрибуты божества.

В этом трактате Манетти стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Он указывает, что наиболее удивительные творения человека - египетские пирамиды, римские башни, произведения античной и ренессансной живописи и поэзии свидетельствуют об огромной творческой одаренности человека.

Леон Батиста Альберти (1404-1472).

Он считал, что высшее эстетическое наслаждение доставляет та красота, которая создана самой природой, и учиться у нее - первая задача художника. Альберти интересовался и естественными науками, в особенности математикой.

Как гуманист, Альберти вырабатывает новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для него определяется не ее социальной принадлежностью, а личными заслугами. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Пьетро Помпонацци (1462-1525)

Пьетро Помпонацци известен своей критикой схоластики как официальной доктрины католицизма. Большим событием в философской жизни Италии XVI в. стало его произведение «Трактат о бессмертии души».

В нем Помпонацци повторил уже многовековую тогда антирелигиозную мысль о «трех великих обманщиках», впервые сформулированную средневековыми арабоязычными вольнодумцами: из трех главных пророков - Моисея, Христа и Магомета,- основавших иудаизм, христианство и мусульманство, ошибались как минимум два (как утверждают приверженцы каждой из этих религий), и тогда становилось обманутым большинство человечества. Однако, по мнению Помпонацци, не исключено и то, что все три пророка впали в заблуждение, и тогда обмануто уже все человечество. Религиозной истине Помпонацци противопоставлял истину философскую, основанную на разуме и единственно полноправную в деле объяснения мира, а во многом и самого человека.

2. Неоплатоническое направление

Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.

Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.

Ренессансный платонизм разрабатывал пантеистическую тенденцию в мировоззрении: обожествление космоса, понимание природы как «внутреннего мастера». Концепция «всеобщей религии» и согласия всех философских учений способствовала гуманистическому переосмыслению христианства в XVI веке.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Парацельс и др.

Георгий Гемист Плифон (1355-1452).

Наибольшую роль в стимулировании платоновского движения в ренессансной Италии сыграл православный священник из Константинополя Георгий Гемист Плифон. Он принадлежал к высшему духовенству, но интересовался и мусульманской, и иудейской религиями. Энтузиаст возрождения античной культуры, он написал свое наиболее известное произведение «Законы» (то же название носило и главное произведение великого древнегреческого идеалиста Платона). В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических, а свое учение именует эллинской теологией.

Марсилио Фичино (1433-1499).

Марсилио Фичино перевел на латынь труды многих античных мыслителей, написал и собственные работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», толкование на «Пир» Платона и др. В работах Фичино заметно полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством. Традиционную теологию он пытался подменить «ученой религией» в виде платоно-неоплатонической философии. Фичино считал, что существует некая всеобщая религия, все остальные религии в той или иной мере причастны ей, а христианство является ее высшим и лучшим проявлением. Фичино полагал, что мир упорядочен по образцу платоников. Иерархия мира насчитывает пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Центром иерархии является не Бог, а человек. Человек - это как бы некий Бог, он единственный повелевает самим собой. Человек рожден царствовать и не может терпеть рабства.

Николай Кузанский (1401 - 1464).

Истинным родоначальником ренессансного неоплатонизма и одним из крупнейших, оригинальных немецких мыслителей эпохи Возрождения является Николай Кузанский (Николай из Кузы). Он был теоцентристом, но не схоластиком. В одном из его трактатов - «Согласие веры» - есть мысль о такой общей религии, в которой в принципе можно соединить все существующие религиозные вероисповедания.

В другом трактате «Об ученом незнании» - Бог отождествлялся с его творением - Вселенной, что позднее стало именоваться пантеизмом, не раз осуждавшимся церковью. Таким образом, понятие Бога в творчестве Кузанского теряет религиозность и приобретает пантеистические черты. Бог трактуется им как бесконечное единое начало и как скрытая сущность всего. Согласно Кузанскому, едины идея и материя. Вселенная бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, ни центра, Земля не является центром Вселенной. Мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире. Бесконечность Вселенной приводит к бесконечности познания.

Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494).

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.

Мирандола был первым из философов, который утверждал, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно математическим законам. Эту мысль впоследствии высказал Галилей: «Книга природы написана языком математики».

Таким образом, в идеях Пико делла Мирандолы заметно стремление понять христианство на новых, гуманистических позициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в обновленное христианство все истины из разных философских систем. Продолжая мысль Фичино, Пико стремился разработать не только «всеобщую религию», но и всеобщую философию, которая согласовывала бы всяческую мудрость и выявляла единую истину.

Парацельс (1493-1541).

Он был профессором медицины и практикующим врачом. Философских произведений Парацельс не писал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его интересов находился человек в его отношении к богу, природе и социальному миру. Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, опирающуюся на философию, астрологию, алхимию и теологию.

3. Натурфилософское направление.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи (1452-1519).

Леонардо да Винчи обладал поразительной разносторонностью своих дарований. Величайший мастер живописи, скульптор, архитектор, он занимался также градостроительством и математикой, гидротехникой и мелиорацией, астрономией и геологией, анатомией и ботаникой, оптикой и перспективой. Леонардо утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментов способна придать лишь теория.

Он выдвинул задачу проверки и подтверждения математикой знаний о природе. О Боге он говорит как о мастере, «верховном художнике». Душа неразрывно связана с телом, без которого она ничего не может совершить и ощутить. Мир в философии Леонардо представлен не в отвлеченных понятиях схоластики, а в живых и ярких художественных образах. Космос у Леонардо лишен теологической направленности, и гармония мира соседствует с его трагизмом. Эта же двойственность распространяется и на человека: он есть и величайшее орудие природы, земной бог, и одновременно животное. Человек, по словам Леонардо, свободен в своих действиях и способен как подняться до ангела, так и опуститься ниже скотины.

Николай Коперник (1473 - 1543).

Польский астроном Николай Коперник - один корифеев эпохи Возрождения. Его книга «О вращении небесных сфер» определила характер научной революции XVI в., сыграла решающую роль в пересмотре картины мира. Отвергая геоцентризм, Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной, а провозглашая гелиоцентризм, доказал, что Солнце является центром по отношению к Земле, Земля же вращается вокруг него. Великий астроном определил, что все космические тела движутся по собственной траектории. Космос бесконечен, все процессы, происходящие в нем, объяснимы с точки зрения природы и лишены священного смысла. Бог - творец и создатель «мирового механизма», но не вмешивается в его дальнейшее функционирование. В космологию и философию вводился принцип самодвижения тел, расшатывалось аристотелевское представление о перводвигателе. Появилось представление о бесконечной Вселенной. Началось освобождение естествознания от теологии

Джордано Бруно (1548-1600).

На идеи великого итальянского ученого Джордано Бруно большое влияние оказали научные взгляды Николая Кузанского и Коперника, а также воззрения мусульманских средневековых философов. Эти идеи он пытался синтезировать и развить в своем учении, которое в целом является возрождением неоплатонизма. Но теория Джордано Бруно была также и аспектом его пантеистического мировоззрения. Однако натуралистический пантеизм Бруно более радикален, последователен и бескомпромиссен. В трактовке материи он выступил как против Платона, так и против Аристотеля и неоплатоников.

Бруно отрицает личное бессмертие. Жизнь есть свойство материи, не зависящее от Бога-творца. После смерти человека уже нет надежды на новую жизнь. Поэтому человек должен искать смысл жизни в самой жизни. Главное для человека - постоянный труд по совершенствованию себя и мира. Религия и ее мораль, считал он, нужны только для наставления грубых народов и не нужны тем, кто уже обладает разумом. Религию откровения должна сменить религия разума и созвучное природе всеобщее человеколюбие. Истинным мерилом нравственности для Бруно выступает деятельность человека в его короткой человеческой жизни.

Галилео Галилей (1564 - 1642).

Итальянский ученый Галилео Галилей - один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого исследовал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Галилей доказал множественность миров во Вселенной, открыл, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси.

Гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Главное же - Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов.

Иоганн Кеплер (1571-1630) Дальнейшее развитие идей Коперника было осуществлено Кеплером. Великий немецкий астроном, математик, физик и философ, Иоганн Кеплер был ученым, открытия и научные идеи которого положили начало развитию науки и философии нового времени.

Интересуясь астрологией, Кеплер развил идею взаимного влияния и взаимодействия небесных светил, прежде всего - светил Солнечной системы. Идея взаимодействия светил - одна из важных идей натурфилософии - выражала убеждение в господстве в природе неких живых сил и стремлений, в единстве мира и даже Вселенной. В своем произведении «Новая астрономия или небесная физика» Кеплер высказал мысль, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму. Таким образом, хотя Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но сделал шаг в этом направлении.

4. Социально-политическое направление

петрарка философский ренессанский утопический

Для эпохи Возрождения характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме устройства общества, взаимоотношениям между государством, Церковью и верующими. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения. Основными направлениями социально-политической философии были философия Реформации, политическая философия, этическая философия и философия социалистов-утопистов.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления было ослабление феодальной раздробленности и становление европейских государств.

Эразм Роттердамский (1469-1536).

Эразм Роттердамский (Дезидерий-Эразм из Роттердама) был монахом, позднее доктором теологии. Он также был одним из наиболее плодовитых писателей эпохи Возрождения, занимался издательской деятельностью, переводил античных философов. В своих философско-богословских произведениях Эразм как истинный христианин защищал идеалы католической Церкви. В то же время он был беспощадным критиком схоластики в идеологии, коррумпированности католической церкви, язвительно бичевал множество ее пороков - распущенность нравов, беззаконие, злоупотребления и догматизм. Особенно резко Роттердамский осуждал продажу индульгенций.

Как просветитель Эразм считал, что все люди созданы Богом равными, и благородство их зависит не от их происхождения, а от их воспитания, нравственности, образования. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека. Невоспитанного и необразованного человека он ставит даже ниже животного.

Таким образом, Эразм Роттердамский пытался привести христианскую этику в соответствие с принципами ренессансного гуманизма. Влияние Эразма из Роттердама на многих мыслителей XVI-XVII веков было огромным, особенно на тех религиозных деятелей, которые пытались освободить христианство от обрядности и множества догматов. Но здесь гуманизм Эразма вступил в противоречие уже не только со средневековой традицией, но и с реформационным движением Лютера и Кальвина. В своей работе «О свободе воли» Эразм вступил в полемику с Лютером по данному вопросу, где выступил против фатализма Лютера.

Мартин Лютер (1483-1546).

Мартин Лютер был монахом. В октябре 1517 года Мартин Лютер выставляет у дверей дворцовой церкви в Вюртенберге знаменитые 95 тезисов об индульгенциях, с которых и ведет свое начало эпоха Реформации. Это положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера в этих тезисах сводились к следующему. Общение между Богом и верующими должно идти напрямую, без такого посредника, как Церковь. Церковь должна стать демократичной, а обряды - упрощенными и понятными людям. Необходимо уменьшение влияния Папы Римского и католического духовенства на политику других государств. Нужно восстановить авторитет государственных институтов и светской власти. Пора освободить культуру и образование от засилья католических догм. Дело служения Богу - это не только профессия духовенства, но и функция всей жизни верующих христиан. Необходимо запретить продажу индульгенций.

Жан Кальвин (1509 - 1564).

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был швейцарец Жан Кальвин. Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину, ключевой идеей протестантизма является идея предопределения. Людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Смыслом жизни на Земле для человека является профессия - это не только способ зарабатывать на жизнь, но и место служения Богу. Добросовестное отношение к своему делу - это путь к спасению. Вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

Кальвин не только развил идеи Лютера в собственном учении, но и воплотил протестантизм на практике: он возглавил реформационное движение в Женеве, добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы.

Томас Мюнцер (1490 -1525).

Народное направление Реформации возглавил немецкий священник Томас Мюнцер. Первоначально он примкнул к Лютеру, однако вскоре после начала Реформации разошелся с ним и выдвинул собственные идеи, смысл которых в следующем. Необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом для высокой цели - достижения всеобщей справедливости, «царства божьего» на земле. Главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность, поэтому все должно стать общим - прежде всего имущество. Власть и собственность должны принадлежать простому народу - ремесленникам и пахарям. Жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, это угодно Богу.

В 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Но война была проиграна, а сам Мюнцер был убит.

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Некоторые мыслители для решения этих проблем разработали проекты идеального государства без социальных противоречий, где торжествует социальная справедливость. Данные философы вошли в историю под названием социалистов-утопистов.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма XV - XVII веков внесли английский политический деятель Томас Мор и итальянский философ Томмазо Кампанелла. Они создали фантастические схемы построения идеального общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, а также на тотальном регулировании жизни людей со стороны государственной власти.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2015

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Характерные черты и основные представители философии Средних веков (V–ХVI вв.). Догмат творения мира и откровения. Рассмотрение основ проблемы теодицеи, борьбы между добром и злом. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.

    презентация , добавлен 08.08.2015

    Социально-экономические и культурные предпосылки развития западноевропейской философии эпохи Возрождения. Развитие науки в Западной Европе в этот период. Основные направления философии: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

    лекция , добавлен 19.12.2009

    Характеристика периода возрождения науки, искусства, философии и ценностей жизни. Схоластика и ее особенности как официальной философии. Роль учений Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира. Влияние идеи Монтеня на развитие материализма и атеизма.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Причины возникновения Ренессанса в Западной Европе. Специфическая форма христианства в Европе. Общая характеристика философии эпохи Возрождения: Мишель Монтень, Томас Мор, Мартин Лютер, Николай Кузанский. Создание основ философии Нового времени.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Характерные черты философии эпохи Возрождения – от Петрарки до Галилея. Гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское направления философии. Новая картина мира, основанная на представлении о том, что Бог растворен в природе, в философской мысли.

    реферат , добавлен 13.02.2011

    Характеристика социальным утопиям Возрождения (на примере творчества Т. Мора и Т. Кампанеллы). Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения. Взгляд современной науки на основные формы и диалектику бытия. Эволюция психоаналитической философии.

    контрольная работа , добавлен 12.05.2008

    Появление и содержание термина "Возрождение". Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения. Направления развития натурфилософии этой эпохи. Взаимосвязь эпохи Ренессанса с возрождением идей античной философии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх