Федеральные правила стандарты аудиторской деятельности утв постановлением. Федеральные стандарты аудиторской деятельности — Российская газета. Внутрифирменные аудиторские стандарты
Международные стандарты аудиторской деятельности будут применяться в 2018 – 2019 году в обязательном порядке. О переходе на новые правила, их содержании и отличиях от прежних мы расскажем в этой статье.
Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 - 2019 году
В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).
МСА обязательны для всех:
- аудиторов;
- аудиторских организаций;
- СРО аудиторов и работников таких СРО.
Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.
В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.
В 2016 году Минфином РФ были изданы:
- приказ от 09.11.2016 № 207н;
- приказ от 24.10.2016 № 192н.
В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).
Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).
Классификация международных стандартов, их содержание
Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:
- из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
- 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
- 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
- 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
- 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
- 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).
МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.
МСА можно сгруппировать по содержанию:
- Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
- Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
- Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
- Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
- Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.
Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.
Соответствие ФПСАД и МСА
Ранее в области аудита действовали:
- Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
- Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.
Другая часть стандартов имела отличия.
С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.
Таблица 1
Какими МСА были заменены ФПСАД
Российские стандарты |
Международные стандарты |
ФПСАД 5/2010 |
|
ФПСАД 6/2010 |
|
Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).
Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.
Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)
В 2018 - 2019 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Структура МСА
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита
Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 - 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.
Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.
Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:
- Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
- К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
- Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
- Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
- Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.
В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.
Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.
Аудит по международным стандартам финансовой отчетности
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
В 2018 - 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).
На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.
Международные стандарты аудиторской деятельности будут применяться в 2018 – 2019 году в обязательном порядке. О переходе на новые правила, их содержании и отличиях от прежних мы расскажем в этой статье.
Переход на международные стандарты внешнего и внутреннего аудита в России в 2018 - 2019 году
В декабре 2014 года была изменена ч. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — закон № 307-ФЗ), посвященная стандартам аудиторской деятельности. Согласно действующей редакции ст. 7 закона № 307-ФЗ аудиторская деятельность ведется только в соответствии с международными стандартами аудита (МСА), которые признаны в России (порядок признания вводится Правительством РФ).
МСА обязательны для всех:
- аудиторов;
- аудиторских организаций;
- СРО аудиторов и работников таких СРО.
Однако на момент внесения указанных изменений в законодательство признанных в России МСА еще не было, не был утвержден и порядок их признания.
В 2015 году была продолжена работа по переходу от отечественных стандартов к МСА: постановлением Правительства от 11.06.2015 № 576 было утверждено положение о признании МСА подлежащим применению на территории РФ.
В 2016 году Минфином РФ были изданы:
- приказ от 09.11.2016 № 207н;
- приказ от 24.10.2016 № 192н.
В 2017 году произошел завершающий этап перехода на МСА: постановлением Правительства РФ от 23.10.2017 № 1289 с 2018 года отменено действие отечественных правил — ФПСАД (были введены постановлением Правительства от 23.06.2002 № 696).
Важно! В 2019 Приказы Минфина № 207н и № 192н были отменены и заменены приказом от 09.01.2019 № 2н, которым введены в действие на территории РФ все МСА (опубликованы на официальном сайте ведомства).
Классификация международных стандартов, их содержание
Аудит бывает разных видов, кроме того, аудиторы оказывают сопутствующие аудиту услуги. Перечень последних утвержден приказом Минфина России от 09.03.2017 № 33н.
Свод международных стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих услуг состоит:
- из 1 стандарта МСКК (Международного стандарта контроля качества);
- 37 стандартов МСА (Международных стандартов аудита);
- 2 стандартов МСОП (Международных стандартов обзорных проверок);
- 5 стандартов МСЗОУ (Международных стандартов заданий, обеспечивающих уверенность);
- 2 стандартов МССУ (Международных стандартов сопутствующих услуг);
- 1 стандарта МОПА (Международного отчета о практике аудита).
МСКК посвящен внутреннему контролю качества в организациях, оказывающих аудиторские услуги. В нем описываются элементы системы контроля качества, оценивание работ, устранение недостатков и т. д.
МСА можно сгруппировать по содержанию:
- Раскрытие терминов, цель аудита, обязанности аудитора (МСА 200, 220 и др.).
- Работа аудитора: согласование условий выполняемых заданий, планирование, выборка и т. д. (МСА 210, 300, 530…).
- Риски аудитора, работа с ними (МСА 240, 315, 330, 450).
- Аудиторские доказательства, правила работы с информацией, полученной от других аудиторов или сторонней организации (МСА 500, 501, 505, 610).
- Регулирование отдельных моментов, например порядка взаимодействия с управленцами предприятия (МСА 260) и т. п.
Кроме перечисленного, существуют разработанные международными организациями стандарты внутреннего аудита. Ими может пользоваться компетентное подразделение организации в своей работе.
Соответствие ФПСАД и МСА
Ранее в области аудита действовали:
- Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
- Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
- Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Часть из отечественных стандартов была полностью тождественна международным правилам. Например, ФПСАД 29 разработан на основе МСА 610.
Другая часть стандартов имела отличия.
С введением МСА произошла замена всех ФПСАД (см. таблицу 1), и в каждой урегулированной области произошли некоторые коррективы.
Таблица 1
Какими МСА были заменены ФПСАД
Российские стандарты |
Международные стандарты |
ФПСАД 5/2010 |
|
ФПСАД 6/2010 |
|
Кроме того, появились МСА, не имеющие аналогов в отечественной практике (МСА 265, 330, 450 и т. д.).
Вывод! Таким образом, нормативное регулирование аудиторской деятельности стало полным и современным.
Международные стандарты обзорных проверок (МСОП)
В 2018 - 2019 действуют 2 МСОП:
- задания по обзорной проверке финотчетности прошлых периодов (МСОП 2400);
- обзорная проверка промежуточной финансовой информации (МСОП 2410).
МСОП 2400 распространяется на специалистов, проводящих обзорную проверку финотчетности, а не ее аудит. Там же указывается, в чем суть деятельности таких специалистов. Они должны:
- изучить, проанализировать представленную отчетность организации и получить ограниченную уверенность в отсутствии существенных искажений информации;
- представить письменное заключение.
МСОП 2400 подробно расписывает, как должен работать специалист, какие выводы он может сделать, как оформляется заключение.
МСОП 2410 содержит схожие правила, но применяются они аудитором. В результате проведения обзорной проверки аудитор может предварительно убедиться в отсутствии искажений финансовой информации. При этом на основе одной такой проверки аудиторские выводы им не делаются. Для составления однозначного аудиторского заключения должна быть проведена иная работа.
Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность (МСЗОУ)
Кроме международных аудиторских стандартов и МСОП действуют т. н. МСЗОУ — международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность. Всего их 5 видов.
В чем суть МСЗОУ 3000:
- Специалист получает конкретное задание по подтверждению заранее проведенной оценки либо по самостоятельной оценке предмета задания в соответствии с критериями.
- Задания, обеспечивающие уверенность. Это не аудит и не обзорная проверка фининформации, а самостоятельный вид деятельности.
- Не относятся к заданиям, обеспечивающим уверенность, подготовка налоговых деклараций и расчетов, консультирование, выполнение согласованных услуг и компиляции, участие в судебных разбирательствах по вопросам бухучета, аудита и т. п.
- В результате выполнения задания специалист получает разумную или ограниченную уверенность в неискаженности полученной информации.
МСЗОУ 3400 введен порядок выполнения заданий по проверке прогнозной финансовой информации и представления соответствующего заключения (информативна ли информация, приводится ли ясное описание учетной политики и т. д.).
МСЗОУ 3402 разработаны на случаи проверки аудитором компании (скорее ее отделов), деятельность которой связана с организацией средств внутреннего контроля в отношении подготовки финотчетности.
Специалист, работая в соответствии с МСЗОУ 3410, приобретает разумную или ограниченную уверенность в отсутствии искажений в отчетах о выбросах парниковых газов.
И наконец, МСЗОУ 3420 применяются специалистом при проведении проверки по компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг.
Международные стандарты сопутствующих услуг (МССУ)
Известно, что аудитор, кроме основной, аудиторской деятельности, может заниматься оказанием сопутствующих услуг. Порядок их предоставления установлен МССУ 4400.
МССУ 4410 применяется специалистами, выполняющими задания по компиляции финансовой информации прошедших периодов. Другими словами, аудитор или другой работник аудиторской организации может формировать финансовую отчетность на основе данных, представленных клиентом (если, разумеется, был заключен договор на оказание таких услуг).
Согласно МССУ 4410:
- это задание не является заданием, обеспечивающим уверенность, поэтому специалист не обязан собирать доказательства точности и полноты представленной информации;
- руководство несет всю ответственность за исходную финансовую информацию.
В результате выполненного задания аудитор представляет отчет о компиляции финансовой информации.
Иные международные акты, связанные с аудиторской деятельностью
Кроме вышеперечисленных стандартов аудиторская деятельность регулируется рядом нормативных актов, таких как:
- Международный отчет практики аудита (МОПА) 1000. Этот акт оказывает практическую помощь аудиторам, в нем подробно рассказывается о финансовых инструментах, применяемых организациями всех видов.
- Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита.
- Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность.
- Словарь терминов, применяемых в МСА.
- Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность.
- Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Структура МСА
Все МСА, МСОП, МСЗОУ, МССУ структурированы похожим образом. Отличия между ними зависят от вида регулируемого вопроса:
- В начале документа — его полное название.
- Вводная часть, где пишется сфера применения стандарта, характер ответственности специалиста, цель и характер задания.
- Порядок применения стандарта.
- Дата вступления акта в силу.
- Термины с определениями, используемые в данном акте.
- Требования к выполнению задания (в каждом стандарте свои).
- Контроль качества руководителем.
- Порядок согласования задания с руководством предприятия, информационного взаимодействия с ним.
- Руководство по выполнению задания (что должен понимать специалист, что разработать и т. п.).
- Принципы формирования вывода, составления отчета и т. д.
Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита
Итак, в России международные стандарты аудита являются обязательными, единственными к применению в 2018 - 2019. Рассмотрим, как это относится к так называемым внутренним аудиторам.
Внутренние аудиторы — это собственные проверяющие организации. Их деятельность к деятельности аудиторов в понимании закона № 307-ФЗ не относится. Об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 1 закона № 307-ФЗ.
Выше уже упоминались международные профессиональные стандарты внутреннего аудита. Вкратце осветим их содержание:
- Цели, полномочия и ответственность внутренних аудиторов определяются локальным актом предприятия.
- К внутренним аудиторам устанавливаются те же требования, что и к аудиторам по закону № 307-ФЗ: независимость, объективность, профессионализм, осмотрительность, непрерывность деятельности.
- Отдельная глава посвящена руководству и управлению отделом внутренних аудиторов.
- Дается краткая инструкция к деятельности: составление плана задания, его цели, объем, содержание и т. д.
- Составляется итоговое заключение, обозначаются риски.
В отечественном законодательстве имеется профстандарт «Внутренний аудитор», утв. приказом Минтруда РФ от 24.06.2015 № 398н, согласно которому внутренний аудитор занимается контролем системы управления рисками, корпоративного управления, следит за сохранностью активов организации и достоверностью информации, поступающей руководству, соблюдением законодательства.
Вывод! Таким образом, говорить о том, что внутренние аудиторы должны строго следовать правилам МСА, было бы некорректно. Внутренний аудит выполняет более широкие контрольные функции в отношении своей организации, проверяя не только финотчетность, но и другие области.
Аудит по международным стандартам финансовой отчетности
В завершение хотелось бы немного рассказать об аудите на соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это стандарты, определяющие правила составления финотчетности. Часть из них становятся обязательными к применению с 01.01.2018 (например, МСФО (IFRS) 2).
Цель аудита МСФО — формирование мнения об отчетности. Порядок его проведения установлен МСА 700. Рассмотрим его:
- Аудитор должен сформировать свое мнение о финотчетности предприятия исходя из полученных аудиторских доказательств и четко выразить его в форме письменного заключения.
- Своим мнением аудитор подтверждает, что финотчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с МСФО.
- Чтобы выразить вышеуказанное мнение, аудитор должен предварительно убедиться в отсутствии в представленной информации искажений или ошибок. Такие выводы делаются в соответствии с МСА 450.
- Аудиторское заключение о соответствии отчетности требованиям МСФО составляется письменно. В МСА 700 приводятся 4 примера составления такого заключения.
Такой порядок, в общем-то, был и раньше, но некоторые моменты введены и уточнены новыми актами.
В 2018 - 2019 году деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудиторской деятельности, которыми:
- вводятся профессиональные термины, даются им определения;
- перечисляются обязанности аудиторов;
- регламентируется их деятельность, указывается четкая цель и задачи;
- приводятся примеры составления аудиторского заключения и т. д.
Кроме непосредственно аудиторской деятельности, отдельными международными актами регулируются сопутствующие аудиту услуги (обзорные проверки и т. д.).
На внутренних аудиторов правило об обязательном применении МСА не распространяется, поскольку их деятельность осуществляется в соответствии с локальным актом организации.
Отечественные стандарты определены в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
Федеральные стандарты аудиторской деятельности:
1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности;
2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;
3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
Внутренние стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:
1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
2) не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
4) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.
Внутренние документы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Федеральные аудиторские стандарты
Разработанные проекты правил (стандартов) в значительной мере соответствуют международным стандартам аудита.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности были утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. от 27.01.2011):
Правило (стандарт) № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита
Правило (стандарт) № 3. Планирование аудита
Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите
Правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства
Правило (стандарт) № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 9. Связанные стороны
Правило (стандарт) № 10. События после отчетной даты
Правило (стандарт) № 11. Применимость допущения непрерывности
деятельности аудируемого лица
Правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита
Правило (стандарт) № 13. Утратило силу
Правило (стандарт) № 14. Утратило силу
Правило (стандарт) № 15. Утратило силу (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863)
Правило (стандарт) № 16. Аудиторская выборка
Правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
Правило (стандарт) № 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
Правило (стандарт) № 20. Аналитические процедуры
Правило (стандарт) № 21. Особенности аудита оценочных значений
Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
Правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
Правило (стандарт) № 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
Правило (стандарт) № 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
Правило (стандарт) № 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
Правило (стандарт) № 28. Использование результатов работы другого аудитора
Правило (стандарт) № 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
Правило (стандарт) № 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
Правило (стандарт) № 31. Компиляция финансовой информации
Правило (стандарт) № 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
Правило (стандарт) № 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
Правило (стандарт) № 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н:
ФСАД 1/2010. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
ФСАД 2/2010. Модифицированное мнение в аудиторском заключении
ФСАД 3/2010. Дополнительная информация в аудиторском заключении
ФСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля.
ФСАД 5/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
ФСАД 6/2010 (с 2011 г.) Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
Вопросы для самопроверки:
Как классифицируются стандарты аудиторской деятельности?
Приведите определение стандарта аудиторской деятельности.
Опишите структуру стандарта аудита и его содержание.
Дайте общую характеристику Международных стандартов аудита.
Приведите характеристику федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и стандартов саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудиторские стандарты подразделяются на международные и национальные. разрабатываются Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). В предисловии к МСА отмечается, что их следует применять только к существенным аспектам, что свидетельствует о возможности использования национальных нормативных актов, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В связи с этим целесообразно разрабатывать национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг для более полного учета особенностей национальных систем законодательства, налогообложения, бухгалтерского учета и других аспектов финансово-хозяйственной деятельности организаций.
В предисловии к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг отмечено, что страны - члены МФБ могут применять МСА в качестве своих национальных стандартов. С этой целью Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) подготовил текст заявления, который может быть основой для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их использования в конкретной стране.
Существует три варианта использования МСА и национальных стандартов. Первый вариант предусматривает применение только МСА. Второй - создание и использование национальных стандартов аудита. И наконец, третий, так называемый комбинированный вариант предполагает как разработку национальных (по основным направлениям), так и использование международных стандартов (по общим проблемам).
Россия в области аудиторской деятельности выбрала второй вариант, связанный с разработкой полной гаммы национальных стандартов. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" национальные стандарты подразделяются на две группы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, содержащиеся в Законе N 307-ФЗ. Они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов.
Стандарты саморегулируемой организации аудиторов устанавливают требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям федеральных стандартов, если это обусловливается особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам, не должны создавать препятствий для осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами их профессиональной деятельности. Они являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами саморегулируемого объединения аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.
Главенствующую роль в организации внешнего аудита, особенно обязательного, в Российской Федерации, безусловно, должны играть федеральные стандарты. В настоящее время таких стандартов 34, один из которых (N 15) отменен (точнее, объединен со Стандартом N 8). Таким образом, действуют 33 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности.
В части развития и совершенствования федеральных стандартов на ближайшую перспективу можно сформулировать две основные задачи. Первая задача - обновление действующих федеральных стандартов в связи с возникающими изменениями в экономике, нормативно-правовом регулировании и т.д. Вторая задача - создание новых стандартов (примерно 7 - 10) для получения полного спектра федеральных стандартов.
Общим недостатком действующей системы федеральных стандартов является отсутствие их внутренней классификации по группам, которые соответствовали бы целям выполнения аудита и сопутствующих услуг. Наличие такой классификации позволило бы пользователям (аудиторы, бухгалтеры, студенты) легко ориентироваться в назначении и использовании стандартов. Заметим, что внутренняя классификация имеется в МСА, а также присутствовала в 37 российских стандартах первого поколения (см., например, Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2001. - М.: МЦРСБУ, 2002).
Исходя из имеющегося опыта представляется целесообразной следующая классификация федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (см. таблицу).
Классификация действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности
N Правила |
Наименование |
|
Группа 1. Основные принципы |
||
Цель и основные |
Введение, цель аудита, общие принципы |
|
Группа 2. Ответственность аудиторов |
||
Согласование условий |
Введение, договор оказания аудиторских |
|
Обязанности аудитора |
Введение, ошибки и недобросовестные |
|
Обязанности аудитора |
1. Факторы риска, связанные с |
|
Учет требований |
Введение; ответственность руководства |
|
Группа 3. Планирование и документирование аудита |
||
Документирование |
Введение, форма и содержание рабочих |
|
Планирование аудита |
Введение, планирование работы, общий |
|
Существенность в |
Введение, существенность, взаимосвязь |
|
Оценка аудиторских |
Стандарт включает содержание двух ранее |
|
Применимость |
Введение; факторы, оказывающие влияние |
|
Аудиторская выборка |
Введение; определения, используемые в |
|
Группа 4. Внутренний контроль качества аудита |
||
Внутренний контроль |
Введение, требования по обеспечению |
|
Контроль качества |
Введение; обязанности руководства |
|
Группа 5. Аудиторские доказательства |
||
Аудиторские |
Введение, достаточные надлежащие |
|
Получение |
Введение, присутствие аудитора при |
|
Получение аудитором |
Введение; связь процедур внешнего |
|
Особенности аудита |
Введение; особенности расчета оценочных |
|
Аналитические |
Введение, сущность и цели аналитических |
|
Группа 6. Использование работы третьих лиц |
||
Использование |
Введение; назначение основного аудитора; |
|
Рассмотрение работы |
Введение, объем и цели внутреннего |
|
Использование |
Введение, определение необходимости |
|
Группа 7. Выводы и отчеты в аудите |
||
Аудиторское |
Введение; основные элементы аудиторского |
|
Аффилированные лица |
Введение, наличие связанных сторон и |
|
События после |
Введение; события, произошедшие до даты |
|
Особенности первой |
Введение, аудиторские процедуры при |
|
Сообщение |
Введение; надлежащие получатели |
|
Заявления и |
Введение, признание руководством |
|
Прочая информация в |
Введение, доступ к прочей информации, |
|
Учет особенностей |
Введение; вопросы, рассматриваемые |
|
Сопоставимые данные |
Введение, соответствующие показатели, |
|
Группа 8. Сопутствующие аудиторские услуги |
||
Основные принципы |
Введение; основные принципы финансовой |
|
Выполнение |
Введение, цель выполнения согласованных |
|
Компиляция |
Введение, цель компиляции финансовой |
|
Обзорная проверка |
Введение, общие принципы выполнения |
|
Группа 9. Образование и подготовка кадров |
||
Стандарты находятся в стадии разработки |
Таким образом, нами сформировано 9 групп стандартов.
Первая группа включает один стандарт и в дополнение к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" здесь рассмотрены цель и основные принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности .
Вторая группа включает три стандарта и посвящена ответственности аудиторов и аудиторских организаций.
Третья группа содержит 6 стандартов и используется в повседневной работе аудиторов в части оформления процедур по планированию и документированию аудиторской деятельности . В рамках этой группы саморегулируемым аудиторским объединениям целесообразно разработать внутрифирменные стандарты для своих членов. Такие стандарты должны содержать различные таблицы, формы документов, краткие инструкции для проведения работ по планированию и документированию. Особенно они будут полезны начинающим аудиторам.
Четвертая группа включает два стандарта и посвящена вопросам качества выполнения заданий по аудиту и качеству услуг самих аудиторских организаций.
Пятая группа содержит пять стандартов, посвященных важнейшим аспектам аудита: методам сбора аудиторских доказательств, аналитическим процедурам, аудиторской выборке, использованию оценочных показателей в бухгалтерском учет е и др.
Шестая группа включает три стандарта, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием для проведения аудита результатов работы эксперта , работы внутреннего аудитора и другой аудиторской организации (аудитора).
Седьмая группа охватывает 9 стандартов, посвященных составлению отчетов и выводов , разработке важнейшего аудиторского документа - заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядку оформления информации по результатам проведения аудита (отчета аудитора, письменной информации), особенностям первой проверки аудируемого лица и др.
Восьмая группа является сравнительно новой и включает четыре стандарта, один из которых посвящен анализу понятия "Сопутствующие аудиторские услуги ", а три стандарта содержат требования к выполнению таких услуг , как выполнение согласованных процедур в отношении финансовой отчетности, компиляция финансовой информации; обзорная проверка бухгалтерской отчетности.
Девятая группа находится в стадии разработки.
Сопоставление приведенной классификации с МСА позволит составить адекватную программу подготовки новых, наиболее необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для Российской Федерации.