Этапы лечения функциональных нарушений зрения. Причины возникновения зрительных нарушений. Лечение падения зрения

Благодаря глазам мы получаем огромное количество необходимой нам информации о внешнем мире. И любые проблемы, затрудняющие их работоспособность, ухудшают качество жизни человека. Именно поэтому очень важно своевременно заботиться о здоровье собственных глаз, ведь любую проблему гораздо проще предупредить.

Врачи выделяют несколько основных причин возникновения нарушений в функционировании органов зрения, к ним относят врожденные, наследственные и приобретенные. Все они включают как внешние, так и внутренние негативно влияющие факторы.

Врожденные причины нарушения зрения

К врожденным причинам относят те, которые спровоцировали нарушение в процессе внутриутробного развития человека или родов. К ним относятся:

  • соматическое ослабевание плода, в результате которого зрительная система не была полноценно развита;
  • перенесенные инфекционные заболевания матерью в период беременности, например, острая форма гриппа, токсоплазмоз;
  • преждевременные роды, которые могут спровоцировать возникновение ретинопатии;
  • генетические аномалии плода;
  • употребление матерью наркотических веществ, спиртных напитков или курение во время беременности;
  • прием антибиотиков;
  • травмы во время родов.

Наследственные причины

Очень часто нарушение зрения возникает именно по причине влияния наследственных факторов. Большое количество глазных заболеваний передаются от одного поколения к другому. Самыми распространенными среди них являются катаракта, близорукость, различные патологии развития сетчатки и роговицы. Кроме этого, существуют и весьма редкие недуги, например, анофтальм и микрофтальм.

К сожалению, современной медицине до сих пор неизвестны методы профилактики наследственных нарушений зрения.

Приобретенные причины

Приобретенные причины возникновения нарушений в функционировании органов зрения представляют собой совокупность внешних факторов, влияющих на человека во время жизни, среди них выделяют:

  • регулярная активная умственная деятельность, которая провоцирует излишнее напряжение глазных нервов;
  • излишняя сухость внешней оболочки глаза, которая может возникнуть по причине частой и неправильной работы за компьютером;
  • нервное перенапряжение и частые стрессовые ситуации;
  • плохое качество освещения в помещении;
  • чтение в неправильном положении;
  • перенесенные острые инфекционные заболевания, например, корь;
  • проблемы в работе ЦНС;
  • онкологические заболевания;
  • механические повреждения органов зрения (ожоги, ушибы, проникающие ранения);
  • плохое качество питания, отсутствие в рационе необходимых витаминов и минеральных веществ;
  • употребление спиртных напитков или курение;
  • возрастные изменения, например, старение сетчатки глаза;
  • значительное ослабевание мышц хрусталика, которое очень часто провоцирует просмотр телевизора.

Безусловно, большую часть из вышеперечисленных причин можно устранить самостоятельно, снизив риск возникновения нарушений зрения. Кроме этого, в рамках профилактики следует соблюдать правила гигиены и ухода за глазами, вести здоровый образ жизни, чередовать время работы и отдыха, а также часто гулять на улице. Но в случае возникновения первых же тревожных симптомов необходимо пройти обследование у врача-офтальмолога.

С помощью зрения, которое является для человека одним из чувств восприятия, происходит получение информации о предметах, их внешних свойствах и расположении в окружающем пространстве. Это жизненно необходимо для каждого из нас. Однако хорошее зрение особенно важно для маленького человека. Ведь развитие детей с нарушением зрения не может быть полноценным.

Причины патологии

Нарушения в функционировании системы зрения могут быть:

Наследственными;

Врожденными;

Приобретенными.

Однако такая классификация является весьма условной. Ту или иную патологию нередко можно отнести сразу к трем видам. К примеру, миопия (близорукость) нередко передается от родителей по наследству. Однако возникнуть она может и в период внутриутробного развития, а также во время ускоренного роста глазного яблока.

Причины нарушения зрения иногда кроются в различных заболеваниях. Это патологии сердца и сосудов, ЛОР-органов и почек, легких и центральной нервной системы. Различные виды нарушения зрения возникают при сбоях в эндокринной системе и при болезнях крови, при авитаминозах и отклонениях в течении обменных процессов в организме. Нередко страдает это важное чувство восприятия от инфекционных недугов, таких, как скарлатина и коклюш, корь и ветрянка, дизентерия, дифтерия и т.д.

Причины нарушения зрения у детей кроются в их избирательности к еде. Родители прекрасно знают, что одним малышам бесполезно давать мясо, а другие отказываются от любых молочных продуктов. Неполноценное питание негативно отражается на функционировании зрительного нерва. Происходят различные нарушения зрения. Это объясняется сбоями в процессе передачи нервных импульсов. В итоге ребенок начинает хуже видеть. Однако многие родители просто не догадываются об истинных причинах возникшей патологии. Они продолжают потакать своему чаду в его гастрономических пристрастиях.

Нарушения зрения стоит ждать и от яркого света. Если ребенок часто смотрит на вспышки фотокамер и на яркое солнышко, то у него происходит поражение сетчатки глаза. При уменьшении площади ее здоровых участков орган зрения все хуже отображает увиденные предметы. Именно поэтому при приближении летнего сезона не забудьте купить солнечные очки для своего малыша. Только стоит иметь в виду, что данный аксессуар должен быть изготовлен с применением качественного стекла, не искажающего картину окружающего мира. В противном случае такие очки навредят зрению значительно больше, чем лучи яркого солнца.

Негативное влияние на детей оказывают стрессы. Они также вызывают различные нарушения зрения. Вредны для глаз постоянные игры на компьютере и на телефоне, длительный просмотр телевизора и многое другое.

Виды нарушения зрительного восприятия у детей

Малыши чаще всего страдают от таких проблем:

Близорукости;

Дальнозоркости;

Астигматизма;

Амблиопии;

Косоглазия;

Поражений сетчатки глаза;

Опущения верхнего века (птоза);

Нарушения зрения в результате полученных травм, воспалительных процессов и т.д.

Аномалии рефракции

Ухудшение зрения у детей чаще всего наблюдается при нарушениях преломления в глазу лучей света. Это такие аномалии рефракции, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Как правило, все указанные заболевания относятся к наследственным. Однако стоит помнить, что от родителей передается не сама патология, а лишь предрасположенность к ней. Именно поэтому при наличии таких предпосылок стоит внимательно отнестись к зрению своего чада уже с раннего возраста, применяя профилактические меры для недопущения ухудшения зрительного восприятия.

Причиной близорукости может стать увеличенный размер глазного яблока. Такая патология нередко возникает у детей от 5 до 10 лет. Это период их бурного роста. В дальнейшем близорукость постепенно нарастает до окончательного формирования размера глаза (как правило, до 18 лет).

Что касается астигматизма, то его появление провоцирует неравномерный рост органа зрения. В таком случае роговица имеет не круглый, как обычно, а овальный вид. Причина астигматизма может крыться и в неправильной форме самого хрусталика, а также возникать после травмирования глаза. В таком случае лучи света будут преломляться под различными углами и без фокусировки на сетчатке. Это приводит к тому, что одни линии ребенок видит достаточно четко, а другие - размыто.

Амблиопия

Эта патология может возникнуть у детей при дальнозоркости и косоглазии, астигматизме и птозе. Амблиопией называют такое явление, при котором невозможно улучшить зрение при помощи линз. Дело в том, что при нормальном функционировании сетчатки образующиеся от воздействия света импульсы поступают в головной мозг по каналу зрительного нерва. Амблиопия представляет собой такое явление, когда данное раздражение попросту не возникает. Следовательно, головной мозг никакой информации получать не будет даже в том случае, если надеты очки.

Аккомодация

Это важное свойство глаза. Аккомодация является способностью хрусталика менять кривизну. Именно благодаря этой функции глаз прекрасно видит предметы, расположенные на различных расстояниях. Дети с нарушением зрения страдают от спазма аккомодации. Они внезапно перестают хорошо видеть объекты, находящиеся на далеком расстоянии. При этом то, что расположено вблизи, они продолжают воспринимать, как и прежде.

Такое явление может быть связано с повышением нервной возбудимости, с вегето-сосудистой дистонией или с несоблюдением основных правил гигиены глаз.

Влияние плохого зрения на развитие ребенка

Малыши, для которых окружающий мир предстает в нечетких очертаниях, как правило, мало двигаются. Это приводит к появлению плоскостопия и нарушениям осанки. Кроме того, ухудшается деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Дети с нарушением зрения познают окружающий их мир в основном при помощи осязания и слуха. Именно поэтому о всех предметах у них формируется отличное от обычного представление. Страдает и качество образов.

Дети с нарушением зрения развиваются намного медленнее своих сверстников. Это, в свою очередь, негативно влияет на формирование воображения и речи.

Родители должны знать особенности детей с нарушением зрения. Это позволит правильно поступить в той или иной ситуации для того, чтобы ребенок нормально развивался и смог без особых трудностей адаптироваться к жизни.

Как помочь малышу познать мир?

Дошкольники с нарушением зрения способны воссоздать истинную картину окружающих их предметов только с помощью взрослого человека. Имеющаяся патология затрудняет получение целостного восприятия объекта и искажает его качественную характеристику.

Родители и воспитатели дошкольников должны создавать необходимые условия для познавательной деятельности детей, закрепляя при этом результат лечебно-профилактической работы. Знакомство с окружающим миром для таких малышей строится на основе детального изучения всех предметов, их свойств и взаимосвязей. При этом вся работа должна проводиться в комплексе с принятием лечебных и профилактических мер по восстановлению зрения.

Как избежать патологии?

Профилактика нарушения зрения является одной из важнейших задач родителей, заботящихся о здоровье и нормальном развитии своего чада. Чем раньше эти меры начнут приниматься, тем больше вероятности того, что ребенок сможет хорошо видеть как можно дольше.

Профилактика нарушения зрения у детей представляет собой выполнение довольно простых рекомендаций:

  1. Дозировать нагрузки по выполнению домашних заданий. Например, писать или читать ребенку необходимо лишь 15-20 минут подряд, а затем делать перерыв от пяти до десяти минут, в течение которого необходимо просто смотреть вдаль. Работа в сочетании со взглядом в окно тренирует зрение не только детей, но и взрослых.
  2. Добиваться качественного освещения рабочего места. Это важное условие принятия профилактических мер для улучшения зрения у детей. Лампа должна равномерно освещать стол, но лучше всего, если занятия будут проводиться днем. Солнечный свет очень полезен для глаз.
  3. Сохранить зрение поможет и свежий воздух. Ребенок должен совершать ежедневные прогулки, минимальная длительность которых составляет 1,5-2 часа. Причем надо следить за тем, чтобы на улице он бегал и гулял, а не сидел на лавочке.
  4. Действенной мерой профилактики послужит прием витаминов. Препараты детям рекомендуется давать только после консультации с врачом. Для глаз необходимы витамины С, А, группы В, средства, в составе которых имеется черника или клюква. Полезны для зрения овощи, а также фрукты, имеющие оранжевый цвет, листовая зелень и витаминные чаи с плодами черной смородины, облепихи, рябины и калины.
  5. Хорошее зрение ребенку сохранит ограничение времени работы за компьютером и просмотра телепередач. Дети до двух лет вообще не должны смотреть телевизор.
  6. Среди профилактических мер ухудшения зрения находится обеспечение полноценного питания. В меню ребенка должны находиться яйца и мясо, сливочное масло, орехи и рыба. Важно также соблюдать питьевой режим.
  7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не тер глазки грязными руками. Это позволит не допустить проникновения инфекции в органы зрения.
  8. Важным пунктом профилактических мер является выполнение специальных упражнений для глаз.

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.

Бинокулярное зрение.

Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Основные функции глаза.

  • оптическая система, проецирующая изображение;
  • система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга;
  • "обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Строение глаза.

Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.

Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском . Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.

Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв - при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Нарушение зрения: пресбиопия, гиперметропия, миопия.

Пресбиопия - возрастная дальнозоркость.

Пресбиопия (возрастная дальнозоркость) - состояние глаз, при котором ухудшается зрение на близком расстоянии, человеку становится сложно читать мелкий шрифт, особенно при плохом освещении, и выполнять любую работу вблизи.

Причины возникновения пресбиопии: Благодаря способности хрусталика изменять фокусное расстояние (аккомодации), человек способен различать предметы на разных расстояниях – как вблизи, так и вдали. С возрастом, хрусталик становится все более плотным и постепенно утрачивает свою эластичность, из-за чего снижается его способность увеличивать свою кривизну при рассмотрении близко расположенных от глаза предметов, способность глаза к аккомодации утрачивается. Кроме того, в результате процессов старения организма значительно ослабевают мышцы, удерживающие хрусталик. Это приводит к тому, что когда затылочные доли головного мозга, ответственные за зрение, посылают мышцам глаза сигнал, они уже не способны в достаточной степени изменять форму хрусталика, чтобы сфокусировать изображение близко расположенных предметов на сетчатку. В итоге человек видит предметы расплывчато и нечетко.

Симптомы пресбиопии:

  • Размытость и нечеткость зрения;
  • Трудность в рассматривании предметов вблизи;
  • Сложность при чтении, письме: мелкий шрифт неконтрастный, буквы расплываются;
  • При любой работе на близком расстоянии приходится отводить предмет на большое расстояние от глаз;
  • Частые головные боли;
  • Усталость глаз;

Группы риска. К сожалению, пресбиопия (возрастная дальнозоркость) является заболеванием, которое рано или поздно касается абсолютно всех людей, даже тех, кто всю жизнь имел прекрасное зрение. Пресбиопия является необратимым состоянием и у всех скорость прогрессирования этого заболевания протекает по-разному. У людей с дальнозоркостью пресбиопия, как правило, начинается значительно раньше, чем у всех остальных.

Дальнозоркость (гиперметропия)

Вид рефракции глаза, при котором изображение предмета фокусируется не на определенной области сетчатки, а в плоскости за ней. Такое состояние зрительной системы приводит к нечеткости изображения, которое воспринимает сетчатка.

Причины дальнозоркости. Причиной дальнозоркости может быть укороченное глазное яблоко, либо слабая преломляющая сила оптических сред глаза. Увеличив ее, можно добиться того, что лучи будут фокусироваться там, где они фокусируются при нормальном зрении. С возрастом, зрение особенно вблизи все больше ухудшается из-за уменьшения аккомодативной способности глаза вследствие возрастных изменений в хрусталике - снижается эластичность хрусталика, ослабевают мышцы, удерживающие его, и как следствие снижается зрение. Именно поэтому возрастная дальнозоркость(пресбиопия) наличествует практически у всех людей после 40–50 лет.

Степени дальнозоркости.

Врачи офтальмологи выделяют три степени гиперметропии:

  • слабую - до + 2,0 D
  • среднюю - до + 5,0 D
  • высокую - свыше + 5,00 D

Близорукость (миопия)

Заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии. При близорукости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости перед ней. Поэтому оно воспринимается нами как нечеткое. Происходит это из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. Обычно при близорукости размер глазного яблока увеличен (осевая близорукость), хотя она может возникнуть и как результат чрезмерной силы преломляющего аппарата (рефракционная миопия). Чем больше несоответствие, тем сильнее близорукость.

Степени близорукости.

Врачи-офтальмологи разделяют миопию на:

  • слабую (до 3,0 D (диоптрий) включительно),
  • среднюю (от 3,25 до 6,0 D),
  • высокую (более 6 D). Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 D.

Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи: когда миопия превышает 6–8 и более диоптрий. Но очки, увы, не всегда корректируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза. Близорукость может быть врожденной, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться -прогрессировать. При близорукости человек хорошо различает даже мелкие детали вблизи, но чем дальше расположен предмет, тем хуже он его видит. Задача любой коррекции близорукости - ослабить силу преломляющего аппарата глаза так, чтобы изображение пришлось на определенную область сетчатки (то есть вернулось "в норму").

Ложная близорукость. Спазм аккомодации.

Цилиарное тело и цинновые связки отвечают за изменение эластичности хрусталика (принцип аккомодации)

Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление) - способность глаза к четкому видению на различных расстояниях. Она осуществляется при помощи согласованной работы трех элементов: ресничной (цилиарной) мышцы, ресничной связки и хрусталика.

Нормальное состояние глаза - это аккомодация вдаль, когда мышцы расслаблены. Для того, чтобы рассмотреть предмет вблизи, происходит сокращение ресничной (так называемой цилиарной) мышцы, расслабляются цинновы связки, в результате чего эластичный хрусталик увеличивает свою кривизну (становится выпуклым). Это приводит к возрастанию его оптической силы на 12–13 диоптрий, световые лучи сводятся в фокус на сетчатке и изображение становится четким. При отсутствии стимула к аккомодации ресничная мышца расслабляется, преломляющая сила глаза уменьшается, и он снова фокусируется на бесконечность. Происходит дезаккомодация (или аккомодация вдаль).

Аккомодация и возраст.

Одно из самых важных условий нормальной аккомодации - эластичность хрусталика. К сожалению, эластичность хрусталика меняется с возрастом. Самые высокие аккомодационные свойства у хрусталика - в детстве. С возрастом, эластичность хрусталика уменьшается и постепенно (обычно после 40–45 лет) снижается способность хорошо видеть вблизи, развивается так называемая пресбиопия - возрастная дальнозоркость. В большинстве случаев к 60–70 годам способность к аккомодации утрачивается полностью.

В сумеречное время аккомодация, обеспечивающая зрение вдаль, исчезает. Это обстоятельство является одной из причин плоховидения (некомфортного зрения) в вечернее и ночное время суток. Величина аккомодации в среднем равна 2,0 диоптрии, соответственно, в условиях низкой освещенности гиперметропия (дальнозоркость)уменьшается на 2,0 диоптрии, глаз без аномалии рефракции (эмметропический глаз) становится близоруким, аблизорукость увеличивается на 2,0 диоптрии.

Причины.

Основным стимулом для того, чтобы рефлекс аккомодации появился, является расфокусировка изображения на сетчатке в оптимальных условиях освещенности среды - световые лучи от близлежащего предмета фокусируются не на сетчатке (на сетчатке - рафокусировка), эта расфокусировка воспринятая мозгом, является импульсом к включению механизма аккомодации. Нервный импульс, проходя по глазодвигательному нерву, дает сигнал к сокращению ресничной мышцы. Мышца сокращается, натяжение цинновых связок уменьшается, в результате хрусталик изменяет свою кривизну. Вследствие этого, фокус изображения перемещается на сетчатку. Если взгляд будете переведен вдаль, то фокус изображения возвращается на сетчатку, сигнала о расфокусировке нет, нервного импульса нет, ресничная мышца расслабляется, натяжение цинновых связок усиливается, хрусталик, в итоге, уменьшает свою кривизну и вновь становится плоским.

Развитию спазма аккомодации способствует:

  • чрезмерные зрительные нагрузки (ТВ, компьютер, выполнение уроков в вечернее время);
  • плохое освещение рабочего места;
  • несоблюдение режима дня (отсутствие прогулок на свежем воздухе, занятий спортом, недостаточный сон);
  • несоответствие письменного стола и стула росту ребенка;
  • несоблюдение оптимального расстояния до книги (30–35 см.);
  • слабость шейных и спинных мышц;
  • нарушение кровоснабжения в шейном отделе позвоночника;
  • нерациональное питание, гиповитаминозы;
  • недостаточная физическая активность.

Показатели аккомодации.

Аккомодационную способность глаза выражают в диоптриях или линейных величинах.

  • Функциональный покой аккомодации - это отсутствие в поле зрения аккомодационного стимула
  • Область аккомодации - это расстояние между самой дальней (зрение вдаль) и ближайшей (зрение вблизи) точками ясного видения.
  • Объем аккомодации - это разница в показателях рефракции глаза (в диоптриях) при установке к ближайшей и самой дальней точкам ясного видения.
  • Запас (резерв) аккомодации - это неиспользованная часть объема аккомодации (в диоптриях) при установке глаза к точке фиксации.

Показатели аккомодации, полученные при исследовании каждого глаза в отдельности, называют абсолютными. А сразу обоих - относительными, т.к. выполняются при определенной конвергенци (сведении) зрительных осей.

Аккомодация тесно связана с конвергенцией. При одном и том же угле сходимости зрительных линий аккомодационные затраты у пациентов с различной (остротой зрения) не одинаковы. Так, например, у детей с некоррегированной гиперметропией (дальнозоркостью) средней и высокой степени может развиться аккомодационное сходящееся косоглазие.

Формы нарушения аккомодации.

  • астенопия
  • спазм аккомодации
  • паралич аккомодации
  • возрастное ослабление аккомодации (пресбиопия)

Аккомодативная астенопия - чаще всего развивается у людей с дальнозоркостью, астигматизмом при отсутствии или неправильно подобранной очковой коррекции. Такие пациенты предъявляют жалобы на быструю утомляемость глаз при чтении, нечеткость книжного текста, покраснение глаз и краев век, чувство жжения, зуда, инородного тела (так называемый хронический блефароконъюнктивит), головную боль, иногда сопровождающуюся рвотой. Основной причиной этого состояния является чрезмерное напряжение аккомодации вблизи, тогда как ее резервы ограничены. Лечение этого состояния - оптимальная очковая или контактная коррекция аномалий рефракции.

Спазм аккомодации - чаще всего встречается у детей и молодых людей. Это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы и, как следствие - потеря способности четко различать предметы как вблизи, так и вдали. В офтальмологии под спазмом аккомодации понимается излишне стойкое напряжение аккомодации, обусловленное таким сокращением ресничной мышцы, которое не исчезает под влиянием условий, когда аккомодация не требуется. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением.

Паралич и парез аккомодации - как правило, имеют нейрогенную природу или могут возникнуть вследствие травмы, отравления. У людей с нормальной остротой зрения и дальнозорких ухудшается зрение вблизи. У близоруких людей острота зрения падает не столь резко, а иногда и вовсе не изменяется. При параличе сокращается объем аккомодации, утрачиваются ее резервы.

Возрастное ослабление аккомодации (пресбиопия) - физиологическое явление, которое связано с возрастной эволюцией хрусталика, его уплотнением и постепенной потерей эластичных свойств. Лечение - подбор оптимальной коррекции для близи в соответствии с возрастом и исходной рефракцией.

Проявления спазма аккомодации.

  • быстрая усталость при работе вблизи;
  • чувство жжения, рези, покраснение глаз;
  • картина вблизи становится менее четкой, изображение вдали как бы расплывается, иногда возникает двоение;
  • ребенок быстрее устает на занятиях, снижается успеваемость в школе;
  • появление головных болей, которые многие расценивают как возрастную перестройку организма.

Продолжительность этого состояния может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Профилактика и лечение.

В настоящее время спазм аккомодации рассматривается как одна из основных причин развития близорукости у детей. Постоянное сокращение цилиарной мышцы сопровождается недостаточностью кровоснабжения и ухудшением ее питания. Снижение кровотока, в свою очередь, приводит к слабости аккомодации и развитию хориоретинальных дистрофий. Поэтому очень важен комплексный подход в диагностике спазма аккомодации, его возможных причин и назначение адекватного лечения. Сегодня спазм аккомодации можно лечить не только закапыванием капель, расширяющих зрачок и упражнениями для глаз , но и использовать специальные компьютерные программы, разработанные для снятия зрительного напряжения, различные виды лазер-, магнито- и электростимуляции. Очень полезно 2 раза в год проходить курс общего массажа с акцентом на шейно-воротниковую зону. В питание ребенка должны быть включены продукты, богатые витаминами и микроэлементами. Ранняя профилактика и лечение спазма аккомодации позволят предотвратить развитие близорукости.

Четыре типа нарушения зрения

При нормальном зрении, оптическая система глаза правильно преломляет лучи света. Для того чтобы понять как происходит нарушение зрения, необходимо знать анатомию и физиологию глаза. Глаз как оптическая система в норме (видео) .

Расстройства зрения, как правило, возникают из-за неспособности нашего глаза преломлять правильно свет, а именно, на сетчатке глаза не точно фокусируется изображение. Существует четыре типа нарушений зрения.

I. Дальнозоркость (гиперметропия)

Это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов фокусируется ЗА сетчаткой глаза. Гиперметропия возникает при значительном укорачивании глазной оси, либо роговица обладает слабой преломляющей силой.

При дальнозоркости расстояние между роговицей глаза и сетчаткой слишком маленькое. Фокусировки не происходит, т.к луч света сталкивается на своем пути с сетчаткой глаза. Приведем пример из жизни. Если вы будете фокусировать на экран картинку диапроектором, а затем перемещать экран ближе к диапроектору, то вы заметите, что изображение на нем становится размытым. Так и при дальнозоркости сетчатка (экран) располагается слишком близко к зрачку. Головной мозг, воспринимая размытую картинку, дает хрусталику команду на аккомодацию (увеличение оптической силы сферы), чтобы фокус сместить вперед на сетчатку глаза. Эта "автоматическая система" работает, пока хватает эластичности хрусталика.

Часто люди с дальнозоркостью не жалуются на качество зрения, так как способность к аккомодации у них вполне развита.

  1. Выделяют несколько степеней гиперметропии:
  2. слабая - до +2 диоптрий. Симптомы: хорошее зрение вблизь и вдаль, жалобы на головную боль, быструю зрительную утомляемость.
  3. средняя - до +5 диоптрий. Симптомы: зрение вдаль хорошее, но вблизи затруднено.
  4. сильную - выше +5 диоптрий. Симптомы: зрение плохое вблизь и вдаль. Ресурсы глаза фокусировать изображение на сетчатке исчерпаны. Даже далеко расположенные предметы невозможно рассмотреть.
  1. Профилактика и лечение:
  2. Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать искусственный дневной свет.
  3. Соблюдение режима физических и зрительных нагрузок. Необходимо чередовать зрительные нагрузки с активным отдыхом.
  4. Проведение гимнастики для глаз. Гимнастику для глаз рекомендовано проводить через 20-30мин усиленной нагрузки на глаза. Под наблюдением офтальмолога показана тренировка мышц, отвечающих за аккомодацию, такими способами как: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
  5. Правильная диагностика и коррекция зрения.
  6. Полноценное и сбалансированное питание (пища обогащенная белками, витаминами и микроэлементами: Mn, Zn, Cr, Cu).

Способы коррекции дальнозоркости (гиперметропии):
- контактные линзы;
- очки;
- лазерная коррекция.

II Близорукость (миопия)

Это нарушение рефракции глаза, при котором изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. Миопия бывает двух видов: 1) осевая - из-за увеличения длины глаза; 2) рефракционная - роговица с большой преломляющей силой.

При близорукости расстояние от роговицы глаза до сетчатки слишком большое. Луч света, попадая в оптическую систему глаза, фокусируется перед сетчаткой, а затем рассеивается, что формирует размытое изображение. При фокусировке хрусталиком, размытость изображения только увеличивается. Четкость видения у близоруких людей увеличивается благодаря приближению предмета к глазам. Слабый прищур помогает рассматривать удаленные объекты, поскольку образуется малое входное отверстие для прохождения световых лучей.

  1. Выделяют несколько степеней миопии:
  2. слабая - до 3 диоптрий;
  3. средняя - до 6 диоптрий;
  4. сильная - выше 6 диоптрий.

Факторы риска:
- Наследственность. Считается, что если оба родителя со 100% зрением, то вероятность возникновения миопии у их детей до 18 лет составляет 8%, а если оба родителя с миопией, то 50%. Для строения оболочки глаза организму необходим синтезируемый им белок соединительной ткани (коллаген). При передаче наследственной информации бывают случаи, когда ген, отвечающий за синтез коллагена, дефективен и это порождает недостаток строительного материала оболочки глаза.
- Питание с низким содержанием микроэлементов, таких как цинк, марганец, медь, хром может способствовать развитию близорукости, поскольку эти элементы необходимы для синтеза белка склеры.
- Нарушение гигиены зрения. Недостаточное освещение при зрительной нагрузке, длительное пребывание за компьютером, телевизором, пребывание в яркую солнечную погоду без солнцезащитных очков.
- Неправильно подобранная коррекция.

  1. Профилактика и лечение миопии:
  2. Соблюдение режима освещения. Нагружать зрение рекомендуется только при достаточном освещении. Если используете настольную лампу, то ее мощность должна составлять не > 60-100 Ватт. Рекомендуется не использовать дневной свет.
  3. Соблюдение режима зрительных и физических нагрузок. При миопии до трех диоптрий не ограничиваются физические нагрузки. При миопии свыше 3 диоптрий не допустимы тяжелые физические нагрузки (поднятие тяжестей и т.д). Тренировка мышц под наблюдением офтальмолога следующими способами: видеокомпьютерная коррекция зрения, лазерная стимуляция, закапывание лекарственных препаратов.
  4. Проведение гимнастики для глаз. Каждый раз через 20-30 минут активной зрительной работы рекомендовано проводить гимнастику для глаз.
  5. Правильная коррекция зрения.
  6. Общеукрепляющие мероприятия - массаж воротниковой зоны, плавание, контрастный душ и т.д.
  7. Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами, белками, микроэлементами цинк, медь, хром, марганец поможет в комплексе мер по коррекции нарушения зрения.

Способы коррекции близорукости (миопии):
- контактные линзы;
- очки;
- лазерная коррекция.

III. Астигматизм

– это нарушение преломления света в теле глаза, при котором изменяется сферичность роговицы (иногда хрусталика, сетчатки), соответственно, изображение предмета формируется не в виде точки, а как отрезок прямой. В нормальном состоянии оптические системы глаза (роговица, хрусталик) имеют ровную сферическую поверхность. При астигматизме поверхность дефективна. Она обладает разной кривизной по разным направлениям. Соответственно, при астигматизме в разных меридианах поверхности роговицы присутствует разная преломляющая сила и изображение предмета при прохождении световых лучей через такую роговицу получается с искажениями. Некоторые участки изображения могут фокусироваться на сетчатке, другие - "за" или "перед" ней (бывают и более сложные случаи). В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное, в котором одни линии четкие, другие - размытые. Представить это можно, посмотрев на свое искаженное отражение в овальной чайной ложке.

Считается, что примерно одна шестая часть населения всего мира страдает от астигматизма разной степени выраженности. Астигматизм до 0,5 DD ("функциональный", врожденный) встречается у многих людей и почти не влияет на остроту зрения. Никакие коррекционные мероприятия не проводятся.

При астигматизме в 1DD и выше ощущается сильный зрительный дискомфорт. Необходима коррекция нарушения, иначе возможно ухудшение зрения и развитие косоглазия.

По характеру изменения рефракции астигматизм различают:
- простой (нормальное зрение в одном меридиане+дальнозоркость/близорукость в другом);
- сложный (дальнозоркость/близорукость в обоих меридианах, но в разной степени);
- смешанный (дальнозоркость в одном меридиане, близорукость в другом).

  1. Астигматизм по степени различают:
  2. - слабая - до 3 DD;
  3. - средняя - от 3 до 6 DD;
  4. - высокая - свыше 6 DD.

Способы коррекции астигматизма:
- Контактные линзы (торические) ;
- Очки.
При использовании впервые очков для коррекции астигматизма, в течение первых дней у человека будет происходить адаптация к ним, поскольку первоначально он будет видеть объекты наклоненными и бесформенными до того момента, пока мозг не приспособится к новому видению.
- Лазерная коррекция нарушения зрения.

IV. Пресбиопия (возрастная дальнозоркость)

Это такое нарушение рефракции, при котором человек теряет возможность видеть объекты на разном расстоянии, вследствие старения хрусталика.

Пресбиопии подвержены все взрослые люди в возрасте от 40–50 лет. В связи с естественными возрастными изменениями уплотняется ядро хрусталика, он теряет прозрачность и, как следствие, нарушается способность правильно преломлять свет. Также ослабевает цилиарная мышца, отвечающая за фокусировку хрусталика.

  • Симптомы при пресбиопии:
  • - зрительное утомление (аккомодативная астенопия): усталость глаз, головные боли, тупая боль в глазных яблоках, переносице и надбровьях, слезотечение и легкая светобоязнь;
  • - предметы, расположенные вблизи, становятся расплывчатыми, нечеткими, что проявляется желанием отодвинуть объект занятий подальше от глаз, включить более яркое освещение.

Дальнозоркие люди раньше ощущают проявления пресбиопии, чем другие. Люди с близорукостью, особенно неглубокой (от -1 до -2 DD), имеют самое выгодное положение. Небольшой минус компенсирует нарушение фокусировки и смещает момент начала использования очков для чтения вблизи. Людям с более глубокой близорукостью (от -3 до -5 DD), вероятно, плюсовые очки вообще не понадобятся, они будут использовать только линзы для зрения в даль.

  • Профилактика пресбиопии:
  • - избегать чрезмерных зрительных нагрузок;
  • - правильно подбирать освещение;
  • - выполнять гимнастику для глаз;
  • - полноценное и сбалансированное питание содержащие достаточное количество витаминов А, В1, В2, В6, В12, С и микроэлементов Cr, Cu, Mn, Zn и др. поможет в комплексе мер для коррекции нарушения зрения.
  1. В настоящее время можно корректировать пресбиопию разными способами:
  2. контактные линзы:
    - мультифокальные;
    - отдельно для близи и если необходимо для дали;
  3. очки:
    - отдельно для дальнозоркости, отдельно для близорукости;
    - с бифокальными линзами;
    - с прогрессивными линзами.
  4. хирургическое лечение:
    - лазерная коррекция (дает возможность в одном глазу сделать зрение вдаль, а в другом – зрение вблизь);
    - замена натурального хрусталика искусственным.
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.3. Специальное дошкольное образование1
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.4. Школьная система специального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация людей с ограниченной трудоспособностью
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.6. Социально-педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности
  • 1.6.1. Структура современной отечественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями
  • 1.6.2. Организация системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 2
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями слуха
  • 2.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
  • 2.2. Формы и причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
  • 2.3. Классификации нарушений слуха
  • 2.4. Системы специального образования детей с нарушениями слуха
  • 2.4.1. Структурное обоснование
  • 2.4.2. Обучение глухих овладению словесной речью на коммуникативно-деятельностной основе
  • 2.4.3. Билингвистический подход в обучении глухих
  • 2.5. Педагогические системы и методы реабилитации, направленные на интеграцию глухих в общеобразовательную среду
  • 2.5.1. Метод материнской школы
  • 2.5.2. Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей
  • 2.5.3. Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом
  • 2.6. Системы образования слабослышащих
  • 2.6.1. Специальное обучение
  • 2.6.2. Интегрированное обучение
  • 2.7. Профессиональное образование людей с нарушением слуха
  • 2.7.1. Общие принципиальные положения
  • 2.7.2. Начальное профессиональное образование
  • 2.7.3. Среднее профессиональное образование
  • 2.7.4. Высшее профессиональное образование
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 3
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
  • 3.3. Классификация нарушений зрения
  • 3.4. Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.4.1. Общая характеристика систем образования в тифлопедагогике
  • 3.4.2. Абилитационная педагогическая система
  • 3.4.3. Система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 3.4.4. Система специального школьного образования
  • 3.4.5. Система образования взрослых инвалидов по зрению
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4
  • Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой деятельности
  • 4.1. Предмет и задачи логопедии
  • 4.2. Причины речевых нарушений
  • 4.3. Основные виды речевых нарушений
  • 4.4. Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии
  • 4.5. Основы функционирования педагогических систем логопедической помощи в образовании, здравоохранении и сфере социальной защиты населения
  • 4.5.1. Ранняя логопедическая диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии
  • 4.5.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
  • 4.5.3. Школьное обучение детей с нарушениями речи
  • 4.5.4. Логопедическая помощь в системе здравоохранения
  • 4.6. Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия
  • 4.7. Авторские школы в логопедии
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5
  • Развития 1
  • 5.1. Определение понятия умственной отсталости и клинико-психолого-педагогическая характеристика
  • 5.2. Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью
  • 5.3. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением умственного развития
  • 5.4. Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и поздней юности
  • 5.5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и социальное адаптирование
  • 5.5.1. Профориентация, трудовое обучение, занятость
  • 5.5.2. Люди с умственной отсталостью в самостоятельной жизни
  • 5.6. Дети со стойкими образовательными затруднениями. Система специальной педагогической помощи
  • 5.6.1. Определение понятия, этиология, классификации и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
  • 5.6.2. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 6
  • 6.1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом
  • 6.1.3. Особенности психического и речевого развития при дцп
  • 6.2. Система коррекционно-педагогической работы в образовательной ситуации детей с дцп
  • 6.3. Отечественная система поэтапной медицинской и педагогической помощи детям с церебральным параличом
  • 6.4. Организация лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Специальное образование при аутистических расстройствах
  • 7.1. Понятие о расстройствах аутистического спектра
  • 7.2. Причины расстройств аутистического спектра
  • 7.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика расстройств аутистического спектра
  • 7.4. Современные подходы в коррекционно-педагогической помощи при аутистических расстройствах
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8
  • Педагогические системы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии
  • 8.1. Современное понимание сущности комплексного нарушения
  • 8.2. Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии - предмет, цель, задачи
  • 8.3. Основные группы детей с комплексными нарушениями развития
  • 8.4. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями
  • 8.5. Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9
  • Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения
  • 9.1. Предпосылки и условия образовательной интеграции в России
  • 9.2. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями развития в раннем и дошкольном возрасте
  • 9.3. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы
  • 9.3.1. Общая структура модели социально-образовательной интеграции
  • 9.3.2. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
  • Учебный план
  • 9.3.3. Обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки
  • 9.3.4. Деятельность специалистов службы сопровождения
  • 9.3.5. Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования
  • 9.3.6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения
  • Алгоритм деятельности членов консилиума
  • 9.4. Работа с семьей в ситуации интегрированного обучения
  • 9.5. Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 1. Педагогические системы специального образования 5
  • Глава 2. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 3. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 4. Педагогические системы логопедической помощи людям
  • Глава 5. Педагогические системы специального образования при
  • Глава 6. Педагогические системы обучения и воспитания людей
  • Глава 7. Специальное образование при аутистических
  • Глава 8. Педагогические системы обучения и воспитания детей
  • Глава 9. Образовательная интеграция детей с ограниченными
  • Специальная педагогика
  • Назарова Наталия Михайловна, Аксенова Лидия Ивановна, Андреева Людмила Витальевна и др. Педагогические системы специального образования
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

    Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода- ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри- тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви- деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

    В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны- ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен- ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

    Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь- ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу- словлены причинами наследственного характера (наличием не- благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи- ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель- ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

    Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

    По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож- денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель- но 20% случаев.

    И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре- ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

    зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения), что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто- ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения, сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето- и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от- клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи- ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ- ление.

    Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше- ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен- ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче- ского процесса.

    К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг- матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

    Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения (бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий, одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла- бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель- ных функций.

    К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует- ся прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен- ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь- ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол- ков, А. М. Шамшинова).

    Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име- ет огромное значение как для познавательной, так и для практи- ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел- ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра- зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу- жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце- нить еще различимые глазом пространственные величины (В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо- собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав- ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре- ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-

    Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри- тельного нерва и головного мозга).

    Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо- видение. Слепота - это отсутствие или снижение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос- приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные степени нарушения центрального, периферического и цветового зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю- щие стабильное качественное получение и обработку зрительной информации, значительно осложняющие познавательную и прак- тическую деятельность человека.

    Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица- тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений, на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега- тивно сказывается на формировании предметных и пространствен- ных представлений, развитии образного мышления, регуляции движений, их точности, координации, соразмерности.

    Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас- пространенность слепоты и слабовидения среди населения России в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ- ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста- вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи- тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

    Поле зрения является функцией периферического зрения и из- меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран- ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти- рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали - 110°.

    Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни- жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (ското- мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це- лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

    ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз- личных видов деятельности.

    Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи- более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо- собность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис- темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ- ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют- ной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све- товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительно- сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстрой- ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

    Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе- ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос- приятие всего многоцветия окружающей действительности игра- ет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

    Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си- него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами с одновременным соединением полученных двух изображений в единый зрительный образ) и глубинным (способность различать отдаленность наблюдаемых предметов).

    Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео- скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо- даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

    дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен- ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза- ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас- стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд- ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож- ных предметных ситуаций и изображений.

    Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего опти- ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов- но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити- ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо- собствует возникновению трудностей в определении простран- ственного расположения предметов и в выполнении практичес- ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно- сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

    Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз- никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре- тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе - опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 - 0,2), высо- кую (острота зрения 0,1 - 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх