Эрик Берн: Сенсорный голод. Эрик Берн: Сенсорный голод Сенсорный голод

Наверное, у каждого человека бывало ощущение, когда вдруг перестаешь радоваться жизни, чувствуешь, что чего-то не хватает, но не можешь понять, чего. Вроде бы все есть – дом, семья, работа, цели, к которым стремился, достигнуты, а в душе – пустота, растерянность, апатия, все вокруг кажется серым, тусклым, не вызывающим никаких чувств, даже раздражения. Человек впадает в крайности, то спит целыми днями, то начинает много есть, то слоняется по дому словно тень.

Это состояние называют сенсорным голодом. Чаще всего под этим термином подразумевают нехватку раздражителей и, как следствие, депрессию, упадок жизненных сил, потерю цели в жизни.

Выделяют две причины его появления.

Первая причина – действительно недостаток раздражителей. Большинство из нас проводит почти все время в закрытых помещениях с искусственным микроклиматом, в одной и той же позе, выполняя одну и ту же работу, когда органы чувств не задействованы в полной мере. Эта монотонность противоестественна биологической природе человека, вызывает быструю утомляемость и является источником дефицита раздражителей, то есть сенсорного голода.

У Станислава Лема есть прекрасный рассказ «Условный рефлекс» из серии рассказов о пилоте Пирксе про то, что происходит с человеком при устранении всех внешних раздражителей. Конечно, ситуация, приведенная в рассказе, доведена до крайности – курсант-пилот, которого готовят для работы в космосе, лишен абсолютно всех раздражителей, но ощущения испытуемого описаны очень интересно.

Вторая причина прямо противоположна первой – избыток раздражающих факторов. В процессе эволюции у человека сложился определенный порог раздражения для различных звуков, вибрации, светового режима. Если уровень интенсивности раздражителя высок, то повышается возбудимость, нарушается ритм жизни человека, теряется выработанная эволюцией гармония человека с окружающей средой.

Как итог, сенсорным голодом можно назвать недостаток разнообразных (первая причина) и, особенно, приятных (вторая причина) ощущений. Как же можно с этим бороться?

Прежде всего, надо вспомнить о тех чувствах, которые природа дала каждому человеку: осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения. Необходимо разнообразить мир своих ощущений. Например, носите одежду, которая приятна вам на ощупь, почаще дотрагивайтесь до приятных вам материалов. Кому-то нравится гладить шелк, кто-то с удовольствием обнимет и погладит кошку или собаку. Погрузитесь в мир ароматов. Сейчас продается множество ароматических масел для арома-ламп, разнообразные ароматические свечи, приятно пахнущие гели для душа, парфюм, ароматный табак. Найдите свой аромат, не бойтесь пробовать различные запахи, разнообразьте свой мир запахов.

Дайте отдых или, наоборот, нагрузку своему слуху. Сходите на концерт, причем, хорошо, если это будет что-то необычное для вас, к чему вы не привыкли. Например, если вы любите классику, сходите на рок-концерт, если всю жизнь слушаете поп-музыку, попробуйте сходить на концерт симфонического оркестра. Вспомните детство и сходите в цирк. Ваша цель сейчас – разнообразие ощущений и впечатлений. Заодно и зрению дадите ощущения за счет ярких огней и разнообразной обстановки ночного клуба или, наоборот, концертного зала.

Часто люди, ничего не знающие о сенсорном голоде, инстинктивно находят способы его утоления, посещая различные аттракционы, где можно испытать необычные ощущения. Одна моя знакомая, например, решила прыгнуть с парашютом. Подойдет все – карусели, колесо обозрения, прыжки на батуте, пейнтбол, горные лыжи, ролики, картинг. Не думайте о своем возрасте. Говорят, человек молод, пока не потерял способность удивляться. А я бы еще добавила – и чувствовать. Разбудите в себе ребенка, порадуйте его необычными ощущениями!

Некоторые люди пытаются бороться с сенсорным голодом с помощью разнообразной еды. Это тоже неплохой вариант, но нужно быть очень осторожным, чтобы не попасть от нее в зависимость. Для некоторых людей источниками удовольствия и разнообразных ощущений могут стать наркотики и алкоголь. Необходимо четко отслеживать свое состояние и вовремя остановиться. Точно также можно и стать экстремалом, для которого риск и смена ощущений становятся своего рода наркотиком.

Возвращаясь к причинам возникновения сенсорного голода, хочу обратить внимание на то, что для устранения и первой, и второй причины есть одно универсальное средство. Природа. Человек запер себя в каменных стенах с отсутствием раздражителей или с несоответствующими ему раздражителями, потерял связь с природой, отлаженную за тысячелетия эволюции. Почему у жителей деревень или у тех, кто часто уезжает из города практически не бывает сенсорного голода? Мир природы так разнообразен, как и не снилось ни одному городу. Он гармонично воздействует на все органы чувств, возвращает человека в эволюционно привычную среду обитания. Это чувство подобно тому, когда взрослый человек, много поплутав по жизни, приезжает в дом своих родителей, в дом, где прошло его детство, его самые счастливые годы.

Почаще выезжайте из города. Если нет такой возможности, идите в парк, на набережную, хотя бы просто на окраину города. Настройтесь на природу, вздохните полной грудью, посмотрите на небо, на воду, пройдите по траве, побудьте в тишине, в дали от городского шума. И со временем ваш сенсорный голод пройдет, и мироощущение станет позитивным и жизнеутверждающим.


Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении.

Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу весьма нетрудно прийти и на основе повседневного опыта.

Как влияет сенсорная депривация на человека

Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения.

Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной формации мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.

Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути так же, как и ощущение пищевого голода.

У сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном плане.

Такие термины, как "недоедание", "насыщение", "гурман", "человек с причудами в еде", "аскет", можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.

В обеих областях при обычных условиях и большом разнообразии выбора предпочтение в основном зависит от индивидуальных склонностей и вкусов.

Вполне возможно, что индивидуальные особенности человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Вернемся к их освещению.

Для психолога и психотерапевта, изучающих проблемы сенсорного голода, представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери.

После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем.

С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс. Он учится довольствоваться едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости, поэтому даже простой намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, хотя исходное стремление к физическому контакту сохранит первоначальную остроту.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать потребностью в признании (По-английски этот термин звучит recognition-hunger (голод по признанию) и вместе с тремя другими терминами - сенсорный голод, пищевой голод и структурный голод - образует систему параллельных терминов).

По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимодействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноактеру, например, бывают необходимы постоянные восторги и похвалы (назовем их "поглаживаниями") от даже неизвестных ему поклонников.

В то же время научный работник может пребывать в прекрасном моральном и физическом состоянии, получая лишь одно "поглаживание" в год от уважаемого им коллеги.

"Поглаживание" - это лишь наиболее общий термин, который мы используем для обозначения интимного физического контакта.

На практике он может принимать самые разные формы. Иногда ребенка действительно поглаживают, обнимают или похлопывают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу. Все эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи. Поэтому, по интонации и употребляемым словам можно предсказать, как человек будет общаться с ребенком.

Расширив значение этого термина, мы будем называть "поглаживанием" любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Таким образом, "поглаживание" будет у нас одной из основных единиц социального действия. Обмен "поглаживаниями" составляет трансакцию, которую в свою очередь мы определяем как единицу общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - "признание" - имеют большое значение в жизни человека.

В связи с этим мы задаем вопрос: "Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное "Привет!" или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?" В результате мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростков после первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей.

Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать свое время. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоит в том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием.

Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Наиболее обычным практическим методом структурирования времени является взаимодействие в первую очередь с материальной стороной внешней реальности: то, что обычно называют работой. Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планирование возникает как реакция на различного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при взаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оно интересно лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу "поглаживаний", признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется только на обработке данных. Результатом социального планирования являются ритуальные или полуритуальные способы общения.

Его основной критерий - социальная приемлемость, то есть то, что принято называть хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. Например, стиль поведения за столом во время еды или обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещаться местными традициями.

Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычно там, где не следят за манерами во время еды, там и не справляются о здоровье женщин.

И наоборот, в местностях, где принято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальные ритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем применять термин "времяпрепровождение".

Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование, которое может привести к инцидентам.

И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации.

Мы считаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и обладает рядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми.

Различные варианты одной и той же игры могут на протяжении нескольких лет лежать в основе семейной и супружеской жизни или отношений внутри различных групп. Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно.

С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества.

Поэтому употребление термина "игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием.

Существенной чертой игр людей мы считаем не проявление неискреннего характера эмоций, а их управляемость.

Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальным осуждением.

Времяпрепровождения и игры - это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этой связи их можно рассматривать скорее как предварительные соглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можно характеризовать как острые формы взаимоотношений.

Настоящая близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят на задний план.

Только человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность в признании. Прототипом такой близости является акт любовных, интимных отношений.

Структурный голод столь же важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.

Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различные бедствия, проистекающие от неумения или нежелания структурировать время. Если скука, тоска длятся достаточно долгое время, то они становятся синонимом эмоционального голода и могут иметь те же последствия. Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии. Известно, что человек может быть "обособлен" от других даже в присутствии большого числа людей.

Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов структурирования времени.

Мы определяем их последовательно, от более простых к более сложным:

1. ритуалы;

2. времяпрепровождение;

4. близость;

5. деятельность.

Причем последний способ может быть основой для всех остальных. Каждый из членов группы стремится получить наибольшее удовлетворение от трансакций с другими членами группы. Человек получает тем большее удовлетворение, чем более доступен он для контактов. При этом планирование его социальных контактов происходит почти автоматически. Однако некоторые из этих "удовольствий" вряд ли могут быть так названы (например, акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию и используем нейтральные слова: "выигрыш" или "вознаграждение".

В основе "вознаграждений", полученных в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психического равновесия.

Оно связано со следующими факторами:

1. снятие напряжения;

2. избегание психологически опасных ситуаций;

3. получение "поглаживаний";

4. сохранение достигнутого равновесия.

Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками.

В переводе на язык социальной психиатрии их можно назвать так:

1. первичные внутренние "вознаграждения";

2. первичные внешние "вознаграждения";

3. вторичные "вознаграждения";

4. экзистенциальные (т.е. относящиеся к жизненной позиции) "вознаграждения".

Первые три аналогичны преимуществам, полученным в результате психического заболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились на опыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого "вознаграждения", чем рассматривать их как защитные механизмы.

Во-первых, наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях.

Во-вторых, понятие "защита" только частично покрывает первые два типа "вознаграждений", а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется. Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются наиболее благодарной формой социального контакта.

Длительная близость, встречаясь не так уж часто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вот важные социальные контакты чаще всего протекают как игры. Именно они и являются предметом нашего исследования.

Тибетские и гималайские буддийские монастыри очень широко практикуют так называемое сенсорное голодание. Оно обеспечивается за счет длительного пребывания человека в темном помещении, лишенном окон. Его роль может выполнять обычная прикрытая яма. Просидевший таким образом как минимум несколько месяцев человек переживает мощный стресс. Его следствием могут стать как полная утрата психического здоровья, так и открытие третьего глаза, как называют обретение дара ясновидения буддисты.

Нередко параллельно с этой процедурой используются дополнительные приемы, в результате которых уникальные способности остаются навсегда. У получившего такую «закалку» человека есть все шансы превратиться не только в ясновидящего - ему могут стать доступны левитация, телепатия, а также визуальное проецирование видений.

Существует и методика «наоборот» - сенсорная перегрузка. В этом случае органы чувств подвергаются длительной сенсорной «атаке». Это могут быть мигающий свет, монотонные крики, громкие звуки в определенном ритме. Это средство знали еще самые древние народы, и именно на такой методике базируются экстазы шаманов, благодаря которым те путешествуют по иным мирам.

Вот как описаны действия шаманов в мемуарах Гильома Рубрука, который в XIII в. был в ставке Мангу-хана. Под покровом ночи к шаману приходят люди, желающие, чтобы на их вопросы ответили демоны. Тот, произнося заклинания, сильно ударяет своим бубном о землю, спустя какое-то время приходит в состояние беснования, и его вяжут. В темноте появляется вызываемый демон, ест мясо, которое ему дает шаман, и отвечает на вопросы.

Несмотря на то, что со времени написания этого повествования минуло немало веков, шаманские обряды не претерпели никаких изменений и не утратили актуальности. Более того, они стали пользоваться успехом у представителей народов, для которых эта культура совершенно чужда. Возникло даже движение «новых шаманов». Они ставят перед собой задачу изложить суть шаманства с помощью современных понятий. Значительная роль в этом принадлежит Майклу Харнеру: именно его работа наряду с другими трудами превратилась в теоретическое обоснование деятельности «новых шаманов». Харнер был членом Нового Института Социальных Исследований, а позднее племя кунибо посвятило его в шаманы. Во время этой процедуры новоиспеченный прорицатель пережил видения, которые посещают, как правило, тех, кто находится перед лицом смерти.

Большой кожаный бубен - традиционное шаманское средство для выхода в астрал - частенько звучит на харнеровских семинарах. Участвующие в них люди тоже путешествуют в этот параллельный мир. Сидя с закрытыми глазами или в темном помещении, они создают в своем воображении мировое древо, верхушка которого находится в небе, а корни - на большой глубине. Путешественники заходят в дверь, находящуюся у подножья, и спускаются по главному корню, который постепенно становится туннелем. В конце этого пути - свет, куда люди стремятся под ритмичные звуки бубна. Оказавшись в светящемся тумане, они призывают на помощь проводника для «экскурсии» по той местности, куда им сейчас предстоит попасть. Роль «гида» может выполнять дух, какое-нибудь животное либо мифический персонаж. Как правило, продолжительность пребывания в астральном мире примерно минут двадцать, порой и больше. Когда приходит пора возвращаться, бубен издает звуки уже в другом ритме. Оказавшись вновь в материальном мире, участники семинара воссоздают в памяти путешествие, стараясь вспомнить и записать все как можно детальнее.

Сенсорную перегрузку можно себе обеспечить, пристально глядя на мигающий свет или же предметы, которые вращаются в быстром темпе. Древние греки приспосабливали под это дело гончарный круг с лежащим на нем куском глины. В нынешних реалиях к такому состоянию может привести стробоскоп (особая мигающая лампа), кинопроектор, куда вставляется пустая раскадрированная пленка. Методика такая весьма опасна. Если, к примеру, у кого-то есть предрасположенность к эпилепсии, он может заработать серьезный припадок. Хотя, как сказали бы об этом древние, в таком состоянии есть большой плюс: перед судорогами возникают видения, которые не только очень ясны, но и весьма содержательны с точки зрения прорицания.

А у африканских аборигенов принято обеспечивать себе сенсорную перегрузку разными способами одновременно. Более того, они при этом употребляют средства, обладающие психостимулирующим или же токсичным действием, и до полного изнеможения танцуют. Такое поведение обеспечивает гарантированный выход из материального мира. Однако людей, слишком часто испытывающих на себе такой мощный эффект, ждет опасность: они могут перестать отличать настоящую жизнь от видений. Примерно то же самое может случиться с посетителями современных дискотек, чье поведение напоминает ритуальные пляски аборигенов.

Техника пристального взгляда

Зри в корень

Лестница мастерства

  • Сначала ты не знаешь то, что ты не знаешь: если ты никогда не видел велосипед, то ты не знаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты не знаешь: увидев велосипед, ты понимаешь, что ты не умеешь на нем ездить.
  • Потом ты знаешь, что ты знаешь: обучившись кататься на велосипеде, ты знаешь, как на нем кататься.
  • А потом ты не знаешь как, но ты знаешь: навык владения велосипедом - часть тебя, и ты не знаешь как, но ты ездишь на нем.
  • Потом ты можешь достигнуть мастерства владения велосипедом, когда можешь обучить другого этому ремеслу.

Познай самого себя

Сенсорный голод

Младенцы без физического контакта деградируют в результате сенсорного голода - это касается не только людей, но и животных. У взрослых - аналогично. Этим обусловлен страх одиночных камер, несущих психические расстройства - даже закоренелые преступники боятся их больше всего. Сенсорная депривация несет за собой органические дегенеративные изменения в нервных клетках.

Сенсорный голод похож на пищевой голод: есть аскеты, есть гурманы, есть переедание - это чрезмерная стимуляция и недоедание - недостаточная стимуляция нервной ткани.

Ребенок отдаляется от матери, тактильная близость позади. Остается компромисс - превратить касания в речь. Этим обусловлена потребность в признании . Усложняется путь к достижению удовлетворения, и рождается индивидуальный путь или судьба : киноактер или ученый, например. У каждого свой рацион.

Какими стимулами сформирована нервная ткань у ребенка, на такие стимулы он, будучи взрослым, будет провоцировать окружающую среду и создаст соответствующую среду обитания для себя.

Стимулы, которыми удовлетворен сенсорный голод ребенка, формируют для него уровень нормы. Когда ребенок вырастает, он бессознательно создает такие события в своей жизни, чтобы получить такой же набор стимулов.

  • Роли остаются, а исполнители ролей меняются.
  • Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди.
  • Форма следует за функцией - закон из архитектуры.

Поглаживания

Поглаживание - это физический контакт, принимающий разные формы: погладили, обняли, щелкнули по лбу. В разговорной речи - любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Поглаживание - это единица социального действия. Обмен поглаживаниями - транзакция - единица общения.

Основной принцип теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей . Этот факт был подтвержден экспериментами на крысах: было показано, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и эмоциональное развитие, но также и на биохимию мозга и даже на сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково эффективным средством поддержания здоровья крыс.

Организм бессознательно адаптируется под то поведение, при котором есть стимуляция нервной ткани поглаживаниями.

Например, если бессознательное ребенка обучилось тому, что получить внимание родителей можно в случае болезни, то ребенок будет болеть. Важно научить себя оказывать внимание близким людям без видимых на то причин.

Упорядочивание времени

Как ведут себя люди после приветствия - это проблема: о чем же нам говорить - вот вопрос. Одна из функций жизни в обществе - это помогать друг другу в этом вопросе . Извечная проблема человека - как организовать часы бодрствования, что же делать. Решение проблемы упорядочивания времени - программирование.

3 вида программ: материальные, социальные, индивидуальные. Материальная программа - строительство корабля, если действительно хотим построить, а не изображать трудовую деятельность. Социальная программа - это ритуальное общение: хорошие манеры, приемлемость: не рыгать, правильно здороваться, прощаться, интересоваться делами собеседника.

Игры

По мере того, как люди лучше узнают друг друга, начинается индивидуальная программа. Инциденты, случайности - случайны лишь на первый взгляд . Они следуют определенным моделям, предсказуемы. Работают четко по негласным правилам и инструкциям. И это - игры. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях - всё это год за годом может протекать в вариантах одной и той же игры.

Игры - не значит забавно или несерьезно. Игры - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Игры могут быть мрачными и опасными. Игры - это подмена реальной жизни и подлинной близости.

Варианты упорядочивания времени: ритуалы, развлечения, игры, близость, деятельность, которая может служить основой для остальных. Деятельность - это такой способ упорядочивания времени, когда вы упорядочиваете время других людей.

Задача игры - получить удовлетворение, выигрыш (самоуничтожение может являться выигрышем, поэтому выигрыш как понятие не имеет оценочной окраски).

Подлинная близость наступает, когда социальные схемы, скрытые мотивы отступают. Подлинная близость может удовлетворить сенсорный голод.

Индивидуум вне общества занят фантазиями или деятельностью. Если он в группе, то время упорядочивается следующим образом по увеличению сложности: ритуалы, развлечения, игры, близость и деятельность, которая служит основой для остальных.

Структурный анализ

Наблюдения за пациентами проявили различные состояния Я. Каждое состояние Я - это связанная система чувств, связанная система образцов поведения. Каждое из них - не роль, а психологическая реальность.

Родитель - зафиксированный образ родителей. Взрослый - объективная оценка реальности. Ребенок - образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве.

В один момент времени активно одно состояние, которому о других ничего не известно.

Родитель нужен, чтобы дети сохранились: повтор ими родительского поведения делает многие реакции автоматическими, менее энергозатратными. Родитель выжил таким, значит таким же выживу и я.

Примеры изменения эго-состояний

Ирина ведет машину по дороге с сильным движением. Она постоянно наблюдает за положением и скоростью окружающих ее машин и следит за дорожными знаками. Она управляет автомашиной, реагируя «здесь и теперь» на то, что происходит вокруг нее. Ирина находится в эго-состоянии Взрослого . Внезапно другой водитель обгоняет Ирину и резко вклинивается впереди ее машины. В течение доли секунды Ирина испытывает страх от того, что произойдет столкновение. Она бросает взгляд на зеркало заднего вида и замечает, что дорога позади автомобиля свободна, снижает скорость, чтобы избежать столкновения. Все это время она находилась в эго-состояний Взрослого . Ее чувство страха соответствовало реагированию на опасность по принципу «здесь и теперь», помогая ей быстро реагировать, чтобы избежать столкновения.

Когда другой водитель, обогнав ее, пропадает вдали, Ирина качает головой и неодобрительно сжимает губы. Поворачиваясь к своему пассажиру, она говорит: «Таких водителей и близко нельзя подпускать к машине». В этот момент Ирина перешла в эго-состояние Родителя . В детстве она часто ездила рядом с отцом в машине, наблюдала за ним и слышала, как он неодобрительно высказывался по поводу ошибок других водителей, качая при этом головой и сжимая губы.

Минуту спустя Ирина сворачивает с дороги и останавливается у своего офиса. Она смотрит на часы и понимает, что опоздала на важную встречу со своим боссом. Она падает духом и какое-то мгновение испытывает чувство шока. Сейчас Ирина перешла в эго-состояние Ребенка, так как вспомнила свои давние ощущения, когда опаздывала в школу и испытывала страх от того, что ее может наказать учитель . Ее чувство шока является реакцией на эти старые воспоминания, а не на то, что случилось с ней сейчас как со взрослым человеком. В этот момент Ирина не осознает, что она проигрывает свое детство. Если бы вы спросили ее, напоминает ли эта ситуация какое-либо событие в ее детстве, она, возможно, вспомнит давнюю сцену в классе. И наоборот, может быть, она похоронила эти болезненные воспоминания так глубоко в своей памяти, что будет не способна их сразу же вспомнить.

Когда Ирина сейчас вновь переживает свои детские чувства и мысли, она ведет себя так же, как и много лет назад, будучи школьницей. Ее сердце колотится, а глаза широко раскрыты. Затем через некоторое время Ирина говорит себе: «Минутку! Чего собственно я боюсь? Мой босс - умный мужчина. Он поймет, почему я опоздала. Во всяком случае мы компенсируем потерянное время, поработав немного во время перерыва» . Ирина снова возвратилась в свое эго-состояние Взрослого. Она улыбается и смеется. Ее смех - это смех взрослой женщины, он отличается от нервного хихиканья испуганного ребенка.

Транзактный анализ

Единица социального общения - транзакция. Двое собрались вместе и кто-то да скажет что-то, признает существование другого. Стимул и реакция, каждая реакция в следующей трансакции становится стимулом. Транзактный анализ позволяет нам определить, какое состояние Я породило стимул, а какое - реакцию;

Дополняющие трансакции. Пересекающиеся трансакции. Скрытые транзакции.

Процедуры и ритуалы

Процедура - это серия простых дополняющих трансакций от Взрослого к Взрослому, направленные на изменение действительности. Ритуал - это серия простых дополняющих трансакций, заданных внешними социальными условиями. Ритуалы могут быть формальными, неформальными. Форма ритуала определяется традицией. Ритуал приветствия - точный расчет поглаживаний. Устоявшийся ритуал мешает новой процедуре.

Процедуры программируются Взрослым, ритуалы следуют схемам, заданным Родителем.

Развлечения

Развлечение - это обмен трансакциями, например, болтовня о том, поменял ли ты зимнюю резину, какая футбольная команда лучше и так далее. Развлечение позволяет отобрать подходящего субъекта под игру. Отбор происходит на бессознательном уровне. Развлечения не смешиваются. Развлечения стереотипны, так как служат стереотипным целям.

Мы изучили сенсорный голод и неосознаваемую потребность его утолять привычными стимулами и реакциями.

Если вы принимаете решение менять свой рацион, я приглашаю вас познакомиться со структурой сильных убеждений.

1 принцип Взрослого: принцип роста и изобилия

  • Со мной и с каждым все ОК;
  • У каждого человека есть все необходимые ресурсы;
  • За каждым действием стоит позитивное намерение;
  • Человек всегда делает наилучший выбор;
  • Люди учатся - изменения не только возможны, но и неизбежны - любой может стать любым.

Перед любой коммуникацией вы можете принять решение: или эта коммуникация будет выгодна для обоих или вы не будете принимать в ней участия: принцип выиграл/выиграл или не связываться.

Притча - В руках судьбы

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались.

По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:

После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орёл - мы победим, если решка - проиграем. Судьба держит нас в руках.

Нобунага вошёл в святыню и молча помолился. Выйдя, он бросил монету. Выпал орёл. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.

Никто не может изменить судьбу, - сказал ему слуга после битвы.

Конечно, нет, - ответил Нобунага, показывая ему монетку, у которой с обеих сторон был орёл.

В зависимости от того, с каким намерением вы входите в опыт каждого вашего дня, тому вы и найдете подтверждение.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх