Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, киевские князья и их деятельность. Шпаргалка: киевская русь в ix начале xii веков
1. Проблема
этногенеза русских и создание Древнерусского государства.
Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Выделяются три основных теории.
Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть историков утверждает, что первоначальные русы были варягами, пришедшими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет о гипотезах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской империи буйным нравом, воинственностью. Славянские племена, проживавшие на северо-западе, в районе несколько позже возникшего Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины. Закрепление на этой территории пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазарами, поскольку последние в отличие от скандинавов стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет". Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе. Военная демократия викингов становилась организующим элементом для появления европейской государственности. Викинги стимулировали процесс образования государств в Западной Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние варягов (викингов) на Русь.
Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса "русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле, тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя Русь одновременно с Западной Европой подошла к рубежу образования раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс.
В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его "матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства приходится на X век - время княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого.
Антинорманнская теория утверждает только славянское происхождение этноса "русские". Начало ее обоснования было положено М. В, Ломоносовым, в советский период русской истории только эта теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных источниках, а на археологических данных академика Рыбакова.
Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории среднего Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское племя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью Киева. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил русских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе. Летописные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в "Повесть временных лет". Это было сделано с целью доказательства независимости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно. Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне.
Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной аргументацией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его государственности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая. Киев и южное Приднепровье населялись тюркскими народами (печенеги, хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века столицей каганата Украина. Его правители назывались каганами (хаканами). Степная страна появилась в IV веке в результате великого переселения народов и просуществовала до XVIII века, до присоединения Причерноморья и Крыма к России. Киев в IX веке завоевали русы - варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом, согласно этому взгляду этногенез русских шел при участии русов - варягов, исконные земли русских - это район Новгорода, а далее русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России, Московия, населялась народами фино-угорского происхождения, а в прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркские народы. Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд на проблему происхождения русских и их исконной земли.
Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно утверждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха викингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских странах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар" Ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, поскольку она возникает прежде всего в результате определенных процессов внутри самого общества с возникновением имущественного неравенства и социального расслоения. Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых говорится в "Повести временных лет". Древний летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов" существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар), древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отношении полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде.
Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была более сильной, поскольку хазары представляли более сильное политическое объединение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати - более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе начала складываться новая политическая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его тогда именовали.
Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло несколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и северное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазарами. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому славяне были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью заключали разного рода союзы со скандинавами.
Главная
роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей Киева, которые уже в первой
половине IX века достаточно усилились, чтобы принять титул хакана. Однако,
судя по всему, такое усиление не было стабильным, тем более что южные князья
вступили в противоречие с северными. Правил ли на севере Рюрик или его
наследники, принципиального значения не имеет. Но о попытках южных князей
закрепиться и на севере (в земле кривичей) известия есть. Поход на Византию в
860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы показать свою силу и
значимость. Однако поход закончился неудачей. Несомненно, поражение у
Константинополя сказалось весьма отрицательно на южном княжестве. Попытка показать
северу свою силу не увенчалась успехом. А на севере, по свидетельству летописи,
положение стало более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на
богатый юг и далее для торговли в Византию. Южные князья сделали еще одну
отчаянную попытку: они приняли христианство в надежде на помощь со стороны
греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие христианства было связано
и с миссией славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX
века. Есть основания говорить, что после похода 860 г. произошло резкое
изменение политики киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и
Хаза-рии. Но именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в
борьбе с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий,
описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде всего с
походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег победил
(отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и северян, из
которых последние платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской
зависимости радимичей. По сути дела есть основания говорить о русско-хазарской
войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным
известиям, печенеги. Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века.
Именно с конца IX века можно говорить о начале становления государства, которое
получило название Русь и появилось в результате прежде всего объединения двух
главных политических центров восточных славян - южного с Киевом и северного с
Новгородом. Последний и возник в это время. Олег постепенно присоединил к
Киеву большую часть восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или
Киевское, государство и "Русская земля, Русь".
2.ГОСУДАРСТВО РУСЬ (IX - НАЧАЛО ХII
в.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную
монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья,
сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.
Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с
подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед
молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с
зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией
Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует
рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство
историков определяют как IX - начало ХП в., условно может быть разделена на три
больших периода. Первый (IX - середина X в.) -время первых киевских князей.
Второй (вторая половина X - первая половина XI в.) -время Владимира I и
Ярослава Мудрого), эпоха расцвета Киевской державы; третий период - вторая
половина XI –начало XII в.,переход к территориально-политической раздробленности.
ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ КНЯЗЬЯ (IX - СЕРЕДИНА X в.)
Объединение
Новгорода и Киева.
С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрис-ландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), Другой, Трувор - в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" -"со своими родами", "трувор" - верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.
После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь - "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).
Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 г. Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.
В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царырада). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах - на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", по которому судили жителей Киевской Руси). Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.
При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.
Князь Игорь. Восстание древлян.
После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы".
Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
Уроки и погосты.
После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.
Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение
сбора дани. Она установила "уроки" - размер дани и "погосты"
- места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев,
угличей и окончательно - древлян.
Походы Святослава.
Одни историки считают Святослава (964-972) -сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.
Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран": шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.)
РАСЦВЕТ КИЕВСКОЙ РУСИ (КОНЕЦ X - ПЕРВАЯ ПОЛОвина XI в.)
Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972 – 980). Его брат Олег получил древлянскую землю.
Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.
Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".
Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.
Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти) царя нашего.
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, - Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.
Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.
Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.
Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических
источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических"
западноевропейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного
сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских
общин,находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало XII в.)
"Очередной" порядок престолонаследия.
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от слова "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных крестьянских общин.
Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес. Контрольное ростовщичество.
Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала XIII в.
Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).
Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закушшчество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.
Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей - шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.
Сыну Владимира Мономаха – Мстиславу Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.
3.Русь языческая
В древних поселениях восточных славян почетное место занимали языческие святилища - целый комплекс сооружений. Обычно несколько в стороне от жилья и княжеского двора, где-нибудь на холме, на возвышенном месте, на берегу реки, устраивалось капище -жертвенник. Капища могли находиться под обыкновенным навесом или быть даже вовсе открытыми. Сооружались они из каменных плит или песчаника, имели круглую или овальную форму и были обращены на восток, навстречу первым лучам солнца. В них поддерживался священный огонь, и отблески его падали на окружавших капище идолов - изваяния языческих богов, сделанные из дерева, камня и металла.
Археологи откопали несколько таких, чудом сохранившихся, изваяний. Самым известным считается так называемый Збручский идол - его нашли близ города Гусятина, у притока Днестра - реки Збруч. Это четырехгранный столб из известняка, высотой около трех метров. Каждая сторона разделена на три яруса: верхний посвящен богам, средний - людям и земле, нижний - преисподней. На гранях столба - под одной шапкой - четыре фигуры во весь рост, две из них женские. У каждой фигуры - свои символы: сабля, конь, турий рог, кольцо и др. Какие божества изображены на столбе, остается загадкой, которую вот уже более столетия стремятся разгадать ученые, предлагая самые разные версии. То ли перед нами четверка богов-охранителей, обращенная к четырем сторонам света (боги востока, севера и т. д.), то ли одно четырехглавое (или четырехликое) божество, символически воплощающее модель мира, как его представляли древние люди. Збручский идол датируют X веком (ныне этот памятник находится в Краковском музее).
Древние святилища нередко устраивали среди священных деревьев, иногда в целых рощах; особым поклонением пользовались могучие дубы и старые дуплистые деревья. Там и сям лежали священные камни. Живописный вид требищ, величественная картина, открывающаяся на окружающие просторы, должны были возбуждать в людях священные чувства. Сюда стекались жители окрестных мест для совершения треб - религиозных обрядов, молений, торжественных поминальных тризн; отсюда они обращались к богам с просьбами или словами благодарности. Языческие требы бывали шумными, нередко они выливались в массовые обрядовые празднества. Авторы - правоверные христиане с негодованием писали об этих «кумирских празднованиях», «бесовских игрищах», «веселиях сатанинских», когда на всю округу раздавался рев труб, звенели бубны и гусли, слышалось «гуденье» (игра на гудках) и пение бродячих артистов - скоморохов - и происходило всеобщее «скаканье» и «плясанье». Важнейшую и серьезнейшую часть треб составляли жертвоприношения. Они совершались по разным поводам и посвящались богам. Следы их - в виде множества обгорелых костей и черепов животных, остатков угля и золы, обломков культовой посуды - археологи находят и в наши дни при раскопках древних святилищ. Письменные же памятники сохранили свидетельства страшного обычая - человеческих жертвоприношений. Рассказ об одном таком событии мы находим в летописи под 983 годом (то есть всего за пять лет до принятия Русью христианства). После успешного похода князь Владимир захотел отметить победу жертвой в благодарность богам. Старцы и бояре, следуя обычаю, решили, что нужна человеческая жертва, а для выбора ее положились на жребий. Он выпал на «прекрасного лицом и душою» юношу, сына жившего в Киеве варяга-христианина. Когда за ним пришли, отец воспротивился и произнес по адресу языческих богов обличительную речь: «Не боги это, а просто дерево. Нынче есть, а завтра сгниют. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева... Не дам сына». Тогда княжеские посланцы разрушили дом, его хозяева были погребены под развалинами. I Обычай приносить в жертву скот и птицу долго держался в разных местах Руси даже после принятия христианства, и еще в середине XVI века архиепископ Новгородский и Псковский жаловался Ивану Грозному по этому поводу.
Впервые попытка зафиксировать на общегосударственном уровне высший круг языческих божеств принадлежит, судя по «Повести временных лет», князю Владимиру Святославичу. Согласно летописи, Владимир велел поставить на холме возле княжеского теремного двора идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стри-бога, Симаргла, а под холмом - «скотьего бога» Белеса (Волоса).
С появлением новой религии языческим богам пришлось туго. Христианизация Руси происходила весьма активно, для этого постарались стереть с лица земли ненавистные христианам символы «поганской веры» - языческие святилища, капища и идолов. Князь Владимир, перед тем как крестить киевлян, «разрушил храмы идольские со лжеименными богами», «требища всюду раскопал и посек и идолов сокрушил» и только после этого призвал жителей собираться у реки для совершения нового обряда, а затем велел ставить церкви по тем местам, где прежде возвышались кумиры.
Так были подрублены основания привычно, столетиями отправлявшейся народом языческой обрядности.
Крещеную Русь, однако, было трудно заставить полностью забыть и отбросить языческое прошлое. «Скверные молбища идольские» восстановить было невозможно, но в разных местах земли, и не только в отдаленной глухомани, люди продолжали поклоняться, как своим богам, лесу и камням, рекам и болотам, источникам и горам, солнцу и звездам... А память о языческом пантеоне закрепилась в народном языке: в пословицах и приметах, в названиях урочищ, сел, рек... Следы той же памяти обнаруживаются в разных предметах народной культуры - узорах на кружевах и тканых изделиях, украшениях домов, символических изображениях на домашних вещах. Что же мы сегодня знаем о богах, занимавших некогда места на древнерусском языческом Олимпе и свергнутых затем силами христианства?
Прямых источников у нас крайне мало, и приходится довольствоваться отрывочными, попутными, нередко - сбивчивыми упоминаниями о древней религии славян в сочинениях греческих авторов, в записках европейских и арабских путешественников, в обличительных высказываниях русских книжников. Ценнейшие данные предоставляют археологи, раскапывая и реконструируя древние капища, извлекая из глубины культурного слоя изваяния идолов и культовые предметы. Очень важны исследования этнографов и лингвистов, свидетельствующие о живой связи веровании и религиозных представлении русских, белорусов, украинцев в XVIII-XX веках с древними истоками языческой религии.
И еще один бесценный
Конспект по истории России
Древнейшие летописи связывают начало государственности на Руси с призванием варягов (скандинавов) - братьев Рюрика (к ильменским славянам), Синеуса (к чуди и веси на Белоозеро) и Трувора (к кривичам в Изборск) с дружиной. Спустя два года, после смерти младших братьев, всю власть над призвавшими их племенами принял Рюрик. Уйдя с Ладоги на Волхов, он основал город, получивший имя Новгород. В результате войн с соседними племенами власть Рюрика распространилась к югу на полочан, к западу на кривичей, к северо-востоку на мерю и Мурому. Тем самым было положено начало собиранию восточнославянских земель в единое государство. Согласно преданию, двое "мужей" Рюрика - Аскольд и Дир - спустились с дружиной вниз по Днепру и, остановившись в Киеве, стали владеть землями полян, плативших дань хазарам.
В 879 г. Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своего родственника Олега , который совершив поход на юг, убил киевских князей Аскольда и Дира и перенес в Киев центр своего княжества. По летописи, он сделал это в 882г., и этот год считается датой образования древнерусского государства . Утвердившись в Киеве, Олег обложил данью северные племена, активно строил города и крепости для установления своей власти на новых землях и защиты от степных кочевников. Впоследствии Олег (882-912) подчиняет древлян, радимичей и северян. Игорь (912-945) - уличей и тиверцев и - вторично - древлян, Святослав (965-972) совершает поход на вятичей, а Владимир (978-1015) - на хорватов. К началу XI в. Русь объединила почти все восточнославянские племена и превратилась в крупное европейское государство.
Перед древнерусским государством стояли сложные внешнеполитическое задачи - противостояние византийской экспансии в Северном Причерноморье, отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с Хазарским царством, препятствовавшим восточной торговле Руси. Борьба с попытками Византийской империи подчинить Русь прошла несколько этапов - морские походы на Царьград князя Олега (907 г.), князя Игоря (941 и 944 гг.), борьба князя Святослава на Дунае. Особенно успешным был поход Олега, взявшего большую дань и добившегося от императора выгодного для Руси торгового договора. Поход князя Игоря в 941 г. окончился неудачей. После похода 944 г. был заключен новый договор, уже на менее выгодных условиях. В других случаях Русь выступала союзником Византии. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность Святослава. В 964-965 гг. он покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян - Хазарский каганат. Войско хазар было разбито. Святослав покорил также северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).
В 967 г. Святослав сменил восточное направление своей деятельности на балканское . По договоренности с византийским императором Никифором Фокой он выступил против Болгарского царства, одержал победу и обосновался на нижнем Дунае. Отсюда он стал угрожать и самой Византии. Византийская дипломатия сумела направить против Руси печенегов, которые, воспользовавшись отсутствием русского князя в 968 г., едва не взяли Киев. Святослав вернулся на Русь, разбил печенегов и вновь возвратился на Дунай. Здесь, заключив союз с болгарским царем Борисом, он начал войну с Византией и, перейдя Балканы, вторгся во Фракию. Военные действия проходили с переменным успехом, но в конце концов Святославу пришлось отступить обратно к Дунаю. В 971 г. новый византийский император Иоанн Цимисхий перешел в наступление, занял столицу Болгарии Преслав и осадил Святослава в Доростоле (на правом берегу Дуная). Решающего успеха византийцам достичь не удалось, но истощивший свои силы Святослав вынужден был согласиться на заключение договора, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах. В 972 г. Святослав с частью войска возвращался в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду и Святослав был убит.
Отношения с туркоязычными печенегами , в начале X в. занявшими причерноморские степи от Дуная до Дона, были также важной составной частью древнерусской внешней политики. Известны как факты союзнических отношений Руси с отдельными печенежскими племенами (в 944 г. и 970 г. против Византии), так и военные конфликты (920, 968, 972 гг.). Особенно силен был печенежский натиск на южнорусские земли в конце X в. Киевский князь Владимир (980-1015) организовал оборону южных границ, осуществив постройку сторожевых крепостей вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Суля, Роси.
Княжение Владимира Святославича (980-1015) было периодом политический стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск печенегов на южные границы. После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. В результате этой борьбы в 1036 г. Ярослав стал "самовластцем" Русской земли.
В 1037 г. произошло последнее крупное сражение с печенегами: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострилась русско-византийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром, князем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим флотом.
После смерти Ярослава в 1054 г. между его сыновьями некоторое время сохранялась политическая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод - составили правящий триумвират под главенством старшего Изяслава. Разделение власти привело к временному возникновению, наряду с Киевской митрополией, двух новых - Черниговской и Переяславской. Князьям удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пытавшихся занять в причерноморских степях место печенегов.
Основой социально-экономического строя государства было феодальное землевладение . Собственники земли - князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь - эксплуатировали труд различных категорий зависимого населения: холопов, закупов, изгоев, рядовичей, смердов. Наиболее многочисленной по составу была группа смердов - свободных и уже попавших в зависимость. Главной формой эксплуатации в X-XII вв. являлась натуральная (продуктовая) рента.
Наряду с утверждением феодальных отношений на Руси происходил рост городов. Основное население в них составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече , которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, сменяло князей и т.д. Бояре, высшие иерархи церкви, князь возвышались над основной массой населения. Но власть князя не была самодержавной, она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.
Процесс феодализации Руси привел к образованию мощных политических центров и началу их борьбы с Киевом. Распад государства начался со смертью Ярослава Мудрого и разделом Руси между его сыновьями. Правление триумвирата Ярославичей не спасло страну от междоусобиц и феодальных войн. Преодолеть раздробленность не удалось. К концу их правления местные князья, используя внешнюю угрозу (набеги печенегов, затем половцев), внутреннюю нестабильность (народное восстание в Суздале (1024), Киеве (1068-1071), в том же году в Ростове, в Новгороде, на Белоозере) и противоречия в великокняжеских семьях, развернули феодальные войны. Съезд князей в Любече (1097 год) официально закрепил падение единовластия киевских князей, признание самостоятельности феодальных центров.
Серьезной попыткой противостоять феодальной раздробленности через усиление великокняжеской власти, опирающейся на союз с городами, стало правление Владимира Мономаха (1113-1125). Киевскому князю удавалось сохранить единство Древнерусского государства и гасить сепаратистские устремления некоторых князей (Ярослава, Глеба). В области внешней политики ему удалось отразить опасность, грозившую Южной Руси со стороны половцев. В 1116-1118гг. Владимиром было организовано масштабное военное и политическое наступление на Византию. Попытки посадить на константинопольский престол своего зятя-самозванца Леона, выдававшего себя за сына византийского императора Романа IV Диогена, а после его гибели - сына Леона Василия (своего внука) не удались, но их результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная.
2. Норманнская.
3. Центристская (современная).
Древнерусские князья и их деятельность.
Рюрик. Родоначальник династии Рюриковичей. Считается, что в 862 г. несколько славянских племен пригласили скандинавского конунга (правителя) Рюрика и его легендарных братьев (Синеуса и Трувора) княжить на принадлежавшей им территории. В соответствии с «Повестью временных лет » Рюрик умер в 879 г. и его преемником стал Олег.
Олег. Олег во время своего правления завоевал Киев (882 г.), Смоленск и ряд других городов . Упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия), итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.) .
Игорь. Организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства. Таким образом, под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др. Отношения между князем и подчиненными ему племенами строились на системе уплаты дани (полюдье). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. В 945 г. вспыхнуло восстание древлян против слишком высокого размера требуемой дани. В результате волнений Игорь был убит.
Ольга. После гибели Игоря его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки ) и установила места сбора дани (погосты ). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена.
Святослав. (сын Игоря и Ольги) Инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами).
Владимир I Святой. 980 г. – языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих славянских богов во главе с Перуном (неудачная попытка приспособить язычество к цели объединения Руси), 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов.
Ярослав Мудрый. Способствовал возвышению международного авторитета Руси (установил широкие династические связи с Европой и Византией). Военные походы в Прибалтику, в польско-литовские земли, в Византию, окончательно разгромил печенегов. Основатель письменного русского законодательства («Русская Правда» → «Правда Ярослава»).
Владимир II Мономах. (внук Ярослава Мудрого) Организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111). Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097), на котором рассматривались вопросы вреда междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель. Остановил распад Древнерусского государства. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой (был женат на дочери английского короля Гарольда II).
Социальная структура Киевской Руси. К высшим категориям населения Руси относились князья, священники (с Х в.), бояре (потомки родоплеменной знати, воеводы). Основу власти князя составляли дружинники . Это были наиболее приближенные к князю люди. Из них же князь назначал высших должностных лиц. Особой категорией, обозначенной в судебниках того времени, были «люди» и «смерды». Считается, что «люди» были полностью свободными, а «смерды» должны были платить князю определенную дань. Далее по социальной лестнице шли «холопы», которые были полностью бесправными. Промежуточное положение занимали «закупы» и «рядовичи», которые находились в зависимом положении до выплаты ими долга кредиторам. Самой низшей категорией населения были «изгои», которыми становились несостоятельные должники, люди, ушедшие по каким-либо причинам из общины, которая являлась основной формой социальной организации.
Билет № 2. Вопрос 1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII в.
Основные даты и события.
1223 – первое столкновение русских войск с монголо-татарскими войсками на реке Калка (русские потерпели поражение)
1236 – разгром монголо-татарами Волжской Булгарии
1237 – 1238 – I поход Батыя на Русь
1239 – 1242 – II поход Батыя на Русь
1240 – Невская битва
1242 – Ледовое побоище на Чудском озере
1252 – 1263 – годы правления Александра Невского
Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнину …»
Описываемое в отрывке событие связано с деятельностью первого русского царя Ивана IV Грозного.
Билет 8. Вопрос 2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.
Восстановление хозяйства России после Гражданской войны | Восстановление хозяйства России после Великой Отечественной войны |
См. Билет 16. Вопрос 1. (вторая часть – о новой экономической политике) | После войны разрабатывались разные планы восстановления хозяйства страны. В том числе рассматривался и опыт НЭПа. Предполагалось как и тогда перейти к свободной торговле, разрешить частную торговлю наряду с государственной. Но Сталин отверг эти проекты. Произошло резкое ужесточение политического режима. Культ личности Сталина достиг вершины. Восстановление хозяйства проводилось в годы 4-й пятилетки. Несмотря на жесткие меры экономического принуждения к началу 50-х гг. экономика страны была полностью восстановлена. |
Общие черты заключались в радикальном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Только, в первом случае можно отметить значительную долю свободу в экономической сфере, а во втором случае, напротив, жесткий контроль за экономикой со стороны государства.
Билет 9. Вопрос 2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.
Перечисленные понятия относятся к периоду правления М.С.Горбачева и проводимой им перестройки.
Гласность – открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения.
Политический плюрализм – характеристика демократической политической системы общества, при которой население страны имеет возможность для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).
Парад суверенитетов – процесс обретения независимости, начавшийся с приходом к власти в СССР М. С. Горбачёва и начатой им перестройки . Развал СССР повлёк за собой образование новых государств на постсоветском пространстве.
Перестройка - термин, вошедший в широкое употребление с сер. 80-х гг. 20 в. и обозначавший курс на реформирование тоталитарной системы в СССР. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с М. С. Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом (гласность, политический плюрализм, окончание «холодной войны» и др.). К кон. 80-х нач. 90-х гг. в результате противоречивости и непоследовательности в осуществлении перестройки произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что в конечном итоге привело к краху социалистической системы и распаду СССР.
Ключевые даты
1822-1823 гг. - разработка плана военного переворота: вооруженный захват власти без участия народа по примеру успешного переворота в Испании в 1821 г. О Как вы думаете, могли ли декабристы реально рассчитывать на поддержку народа? Ответ обоснуйте.)
19 ноября 1825 г. - неожиданная смерть Александра I. Период междуцарствия. О Чем вызван? Ответ: отречением брата Александра I Константина от прав на престол.)
14 декабря 1825 г. - восстание на Сенатской площади. Необходимо кратко описать планы декабристов и причины их нереализованное™.
Июль 1826 г. - завершение судебного процесса над декабристами.
Причины поражения восстания:
Недостаточная подготовленность;
Нерешительная тактика;
Узость социальной базы (по словам В. И. Ленина, «страшно далеки они от народа»).
Значение:
Первое революционное выступление в истории России;
Николай I воспринял восстание декабристов как дворцовый переворот, направленный лично против него, что в дальнейшем наложило отпечаток на его внутриполитический курс.
Ключевые даты этого этапа
9 января - Кровавое воскресенье. Расстрел мирной демонстрации рабочих в Петербурге послужил поводом к началу революции.
Февраль - март - массовые демонстрации и забастовки во всех регионах страны.
Май - июнь - стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Начало создания Советов рабочих депутатов как альтернативных органов власти.
14-24 июня - восстание на броненосце «Потемкин». Причина - злоупотребления офицеров. Показало правительству, что на вооруженные силы в полной мере рассчитывать нельзя, и вызвало первые уступки с его стороны.
Август - проект закона о Булыгинской думе (по фамилии министра внутренних дел А. Г. Булыгина - главного разработчика этого проекта.) - попытка создания законосовещательной Думы. Это была явно запоздалая уступка, которая не удовлетворила ни одну общественную силу, кроме монархистов.
7-17 октября - Всероссийская октябрьская стачка, кульминация революции. Участвовало более 2 млн человек. Парализовала экономическую жизнь, вынудила правительство пойти на серьезные уступки.
17 октября !!! - манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Дарованы демократические права и свободы, объявлено о проведении выборов в законодательный парламент - Государственную думу и о создании Совета министров (первый председатель - С. Ю. Витте, он же - инициатор издания Манифеста 17 октября и избирательного закона).
11-15 ноября - восстание моряков Черноморского флота, солдат Севастопольского гарнизона и рабочих порта и Морского завода под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. Подавлено.
9-19 декабря - Московское вооруженное восстание. В ходе боев на Пресне большевики попытались поднять всеобщее вооруженное восстание. Окончилось неудачей.
Второй этап (1906 - 3 июня 1907 г.) характеризуется спадом вооруженной борьбы, переходом ее в русло парламентской борьбы в I и II Государственной думе. Все это происходило на фоне активизации крестьянских выступлений и ответных карательных акций правительства, политической борьбы различных партий.
Ключевые даты этого этапа
Март - апрель 1906 г. - проведение выборов в I Государственную думу.
23 апреля 1906 г. - издание новой редакции Основных законов Российской империи: Россия юридически перестала быть абсолютной монархией.
27 апреля - 8 июля 1906 г. - I Государственная дума. Основным вопросом в Думе стал аграрный: «проект 42-х» кадетов и «проект 104-х» трудовиков. Дума досрочно распущена по обвинению в негативном влиянии на общество.
20 февраля - 2 июня 1907 г. - II Государственная дума. По составу оказалась радикальнее предыдущей: первое место у трудовиков, второе - у кадетов. Основной вопрос - аграрный.
3 июня 1907 г. - государственный переворот: роспуск II Думы. Николай II своим указом изменил избирательный закон без санкции Думы, что являлось нарушением Основных законов1906 г. Это событием стало окончанием революции.
Итоги революции:
Главный итог - изменение формы правления в России. Она стала конституционной (ограниченной) монархией;
Правительство было вынуждено приступить к проведению аграрной реформы и отменить выкупные платежи;
Несколько улучшилось положение рабочих (повышение заработной платы, сокращение рабочего дня до 9-10 часов, введение пособий по болезни, но, правда, не на всех предприятиях).
Вывод: в целом революция носила незавершенный характер. Стоявшие перед страной проблемы она решила только наполовину.
К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех стратегических направлениях (московском, ленинградском щ киевском), захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии, Молдавии, Украины.
10 июля -.10 сентября - Смоленское сражение, потеря города, окружение соединений Красной армии, продвижение фашистов к Москве.
11 июля - 19 сентября - оборона Киева, потеря города, окружение четырех армий Юго-Западного фронта.
5 декабря 1941 г. - 8 января 1942 г. - контрнаступление Красной армии под Москвой, немцы отброшены на 120-250 км. Стратегия молниеносной войны провалилась.
9 января - апрель - наступление Красной армии, освобождены Московская и Тульская области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.
17 июля - 18 ноября - оборонительный этап Сталинградской битвы, сорваны планы германского командования по молниеносному захвату города.
5 июля - 23 августа - битва на Курской дуге (12 июля- танковое сражение под Прохоровкой), окончательный переход стратегической инициативы к Красной армии.
25 августа - 23 декабря - битва за Днепр, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева (6 ноября).
Январь - май - наступательные операции под Ленинградом и Новгородом (снята блокада Ленинграда), под Одессой (город освобожден) и в Крыму.
Июнь - декабрь - операция «Багратион» и ряд других наступательных операций по освобождению Белоруссии, Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине, операции по освобождению Румынии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии и Югославии.
13 января - 25 апреля - Восточно-Прусская операция, взят Кенигсберг, главный укрепленный плацдарм Восточной Пруссии.
16 апреля - 8 мая - Берлинская операция, взятие Берлина (2 мая), капитуляция Германии (8 мая).
Билет 20. Вопрос 2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.
Перечисленные понятия относятся к реформе Александра II – отмена крепостного права в России.
19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостного права и «Положение 19 февраля», в котором разъяснялись условия освобождения. Крестьяне получили личную свободу и ряд гражданских прав, а также надел земли.
Временнообязанные крестьяне: крестьянин продолжал платить оброк и нести другие повинности, пока не накопит 20- 25% выкупной суммы;
Выкупные платежи: 75- 80% выкупа помещикам сразу выплачивала казна, 20-25% платил крестьянин. Сумма выкупа, уплаченного государством, взыскивалась с крестьянина в течение 49 лет с процентами.
Размер выкупа определялся на основе принципа капитализации оброка из расчета 6% годовых, т. е. нужно было внести такой капитал, который, будучи положен в банк, приносил бы помещику в качестве 6% годовых сумму, равную прежнему годовому оброку.
УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ фиксировали отношения помещика с временнообязанными крестьянами по Положениям 19 февраля 1861, устанавливали размер надела и повинности за пользование им.
ОТРЕЗКИ - часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 в пользу помещиков. Отрезки в основном производились, если надел превышал высшую норму, установленную «Положениями» 19 февраля 1861.
Билет № 1. Вопрос 1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.
Образование древнерусского государства. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.
1. Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов).
2. Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер).
3. Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков).
В IX-X вв. на восточнославянских землях складывается государство, получившее название Русь. Его ядром стал союз племенных княжеств полян (см. Происхождение и расселение восточных славян) с центром в Киеве. Первое упоминание Руси относится к 839 г. Происхождение названия Русь остается дискуссионным: наряду с наиболее разработанной точкой зрения о его северной, скандинавской, этимологии существуют мнения, что возникновение этого наименования связано с южными областями Восточной Европы.
К середине IX в. на северной оконечности восточнославянского расселения - в районе озер Ильмень и Ладожского - сложилось политическое объединение, включившее в себя словен, часть кривичей и финноязычного населения. Согласно «Повести временных лет», их племенными старейшинами был приглашен на княжение варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Одни ученые аргументируют скандинавское происхождение исторического Рюрика и отождествляют его с Рёриком Ютландским. Есть также мнения, что он был выходцем из поморских славян, проживавших на южном побережье Балтийского моря и поддерживавших традиционные связи с новгородскими (ильменскими) словенами. Его преемник Олег около 882 г. захватил и сделал своей столицей Киев. Олегу (882-912) наследовал Игорь (912-945), согласно летописи - сын Рюрика. Его потомков принято именовать Рюриковичами (см. Династия Рюриковичей).
Варяжское происхождение древнерусской правящей династии и присутствие в дружинах русских князей IX-X вв. большого числа норманнов (по древнерусской терминологии - варягов) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывает сомнения как наличие местных корней восточнославянской государственности, так и активное участие в образовании Древнерусского государства выходцев из Скандинавии. Дискуссионными остаются вопросы о степени и характере этого участия. Поскольку черты государствообразования на Руси обнаруживают значительное сходство с тем, что происходило в других славянских странах, нет оснований полагать, что норманны оказали заметное воздействие на содержание данного процесса. Но во многом из-за того, что киевские князья благодаря постоянному притоку варяжских дружинников располагали значительным военным превосходством над князьями союзов племенных княжеств, им удалось объединить в составе государства все восточнославянские земли (чего не произошло ни у западных, ни у южных славян).
Подчинение союзов племенных княжеств происходило в течение IX-X вв., как правило, в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю автономию, будучи обвязан лишь выплачивать подать - дань. Она собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территорию подчиненного союза. Такой объезд со сбором дани назывался «полюдье». Вторым этапом была ликвидация местного княжения и назначение в качестве наместника представителя киевской династии. Территории, управляемые князьями-наместниками киевского правителя, получили наименование «волость». Государство же в целом называлось Русь или Русская земля. Такая структура сложилась к концу X в., в княжение Владимира Святославича (980-1015), и просуществовала до второй трети XII в. В состав Руси вошли все восточнославянские земли и территории некоторых финноязычных народов (мери, веси, муромы). Кроме того, существовало около XX финно- и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Древнерусского государства, но были связаны с ним данническими отношениями.
Общественный строй на Руси формировался как феодальный (см. Феодализм). В конце IX - начале XII в. у восточных славян существовало несколько социально-экономических укладов. На раннем этапе преобладали государственные формы феодальных отношений. Господствующий класс был представлен военно-служилой знатью русских князей - дружиной. Она осуществляла сбор дани с земледельческого населения; полученный доход распределялся князем между дружинниками. В X-XI вв. начинает складываться индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчина. Первыми вотчинниками стали князья. В XI в. развивается землевладение дружинников (в первую очередь верхушки дружины - бояр) и церкви. Часть крестьян начала переходить из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев. Вотчинники использовали в своих хозяйствах и труд рабов-холопов. Но ведущую роль продолжали играть государственно-даннические формы феодальных отношений.
В социальной структуре древнерусского общества верхнюю ступеньку занимали князья Рюриковичи. Следом стояла «старейшая дружина» - бояре, затем шла «молодшая дружина» - детские и отроки. Основная масса сельского и городского населения, не принадлежавшего к господствующему слою и несшего повинности в пользу государства или частных земледельцев, носила название «люди». Существовала особая категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя, - смерды. Во второй половине XI в. появились «закупы» - так называли тех, кто попал в зависимость за долги. «Рядовичи» заключали договор («ряд») о службе феодалу на определенных условиях. Низшую ступеньку социальной иерархии занимали рабы - «холопы», «челядь».
Становление феодальных отношений и феодального государства сопровождалось формированием правовой системы. Кодекс права Руси, называвшийся «Закон русский», первоначально бытовал в устной форме. В X в. некоторые его нормы были включены в договоры 911 и 944 гг. Руси с Византией. В княжение Ярослава Владимировича Мудрого (1019-1054) оформилась «Правда Ярослава», а при его сыновьях - «Правда Ярославичей», в совокупности составившие так называемую Краткую редакцию «Русской Правды». В начале XII в. по инициативе киевского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125) создается новая, Пространная редакция «Русской Правды», дополненной Уставом Владимира Мономаха (см. Законодательство феодальной России).
Русь являлась крупнейшим государством Восточной Европы. В IX в. наиболее опасным ее противником был Хазарский каганат. Некоторые восточнославянские общности находились одно время в зависимости от него. В 965 г. киевский князь Святослав Игоревич (начало 60-х гг. X в. - 972) нанес решающий удар Хазарии и положил конец ее существованию.
Важной стороной внешней политики Руси стали отношения с крупнейшей державой Восточного Средиземноморья и Причерноморья - Византийской империей. Периоды мира, во время которых процветали торговые связи, сменялись военными конфликтами. Трижды - в 860, 907 (Олег) и 941 гг. (Игорь) - русские войска подступали к столице Византии - Константинополю; ожесточенную войну вел с Византией на Балканах в 970-971 гг. князь Святослав. Результатом войн стали русско-византийские договоры 907, 911, 944 и 971 гг.; их тексты сохранились до наших дней (см. Внешняя политика дореволюционной России).
Серьезную опасность для южных границ Руси представляли набеги тюркских кочевых племен, обитавших в степной зоне Северного Причерноморья, - печенегов (в X - первой половине XI в.) и сменивших их в середине XI в. половцев (кипчаков). Отношения здесь также не были однозначными: и с теми, и с другими русские князья не только воевали, но и нередко вступали в политические союзы (см. Печенеги и половцы).
Обширные связи поддерживала Русь и со странами Центральной и Западной Европы. В частности, русские князья заключали династические браки с правителями Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Франции, Англии, Польши, Венгрии, Византии.
В конце 60-х гт. X в. при князе Владимире Святославиче на Руси было введено в качестве государственной религии христианство в его православном (византийском) варианте, уже известное на Руси. К этому времени окончательно сформировалась территория Древнерусского государства и все восточнославянские земли перешли под власть князей Рюриковичей.
Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который заимствовала Русь по мере ее приобщения к христианству (из Византии, а также Болгарии, ставшей христианским государством с 865 г. и в свою очередь воспринявшей наследие славянских первоучителей Кирилла и Мефодия - создателей азбуки), сформировал феномен русской средневековой культуры. Ее оригинальность была во многом обусловлена бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католичество, где языком церковной службы была латынь, незнакомая большинству населения). Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. К выдающимся литературным произведениям XI - начала XII в. относятся «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть временных лет» - крупнейшее произведение летописного жанра. Все они дошли дс нас в более поздних списках. Самые же ранние из сохранившихся книг, созданных на Руси, - переводные Остромирово Евангелие (1056-1057) и «Изборник» Святослава (1073).
Высокого уровня достигла древнерусская архитектура. Среди наиболее выдающихся ее памятников XI - начала XII в., дошедших до наших дней, - соборы Св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (см. также ст. «Средневековая русская культура»).
При Владимире Святославиче (980-1015)
Киевская Русь уже приобрела черты раннефеодальной монархии.
Политический строй древнерусского государства сочетал в себе как институты феодальной формации, так и первобытно-общинного строя. Позднее при Ярославе Владимировиче (1019–1054) феодальные черты получили дальнейшее развитие. Во главе государства стоял князь, который правил в Киеве. Он являлся старейшим в роде Рюриковичей, ему должны были подчиняться князья племенных союзов. Это, как правило, были сыновья и племянники великого князя.
В 1023 г. князь Ярослав Владимирович поделил со своим братом Мстиславом области влияния. Таким образом, к Ярославу отошел запад Руси с Киевом, а Мстиславу – юго-восток Руси с городом Черниговом. В 1030–1031 гг. братья вместе совершили поход против Польши. В 1036 г. после смерти Мстислава Ярослав стал единым правителем Руси. В дальнейшем Ярослав принимает решение разделить подчиненную ему территорию между сыновьями: Святославу достался Чернигов, Изяс-лаву он отдает Новгород, а Всеволоду – Переславль.
Социально-политический строй древнерусского государства Ярославу принадлежит редакция законодательного сборника «Русская правда», в котором: 1)были приняты все меры по защите представителей высшего социального слоя Киевской Руси; штраф, вводимый за убийство боярина, составлял 80 гривен, что было в 2 раза больше, чем за убийство простого общинника; 2)происходила также дальнейшая дифференциация социальной структуры раннефеодальной монархии.
При этом появилась категория экономически зависимых людей, которых называли закупами. Если закуп в срок не отрабатывал долг, то он мог стать холопом. «Рядовичами» называли тех людей, которые заключали договор («ряд») о службе феодалу на каких-либо условиях; 3)дифференциации подвергался и высший слой: зарождается боярское землевладение. А представители младшей дружины вошли в бюрократический аппарат князя, исполняли административные обязанности в мирное время. В частности, мечниками называли судебных чиновников, мытниками – сборщиков торговых пошлин. Обособленно стояли тиуны, которые заведовали всем княжеским хозяйством.
Князья назначали посадников, которые являлись их наместниками в городах, воевод и тысяцких.
Территории, управляемые наместниками киевского князя, получили название «волость».
После длительной череды междоусобных войн, когда княжеский престол передавался по очереди детям и внукам Ярослава, сравнительное спокойствие наступило во время правления Владимира Мономаха (1113–1125). Споры за великое княжение поясняются существовавшим в то время порядком наследования власти, она переходила не от отца к старшему сыну, а по родовому старшинству: правил тот, кто был старшим в роду Рюриковичей.
В 1097 г. по инициативе Владимира Мономаха был собран княжеский съезд в Любече, где князья разграничили сферу своего политического влияния, что привело позднее к феодальной раздробленности.
Владимир Мономах, получив великокняжеский престол, проводил линию на сглаживание княжеского сепаратизма и провизантийскую внешнюю политику и активно боролся с печенегами.
ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. РОЛЬ ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Датой введения на Руси христианства как государственной религии считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир со своей дружиной. Хотя распространение на Руси христианства началось раньше. В частности, христианство приняла княгиня Ольга. Князь Владимир стремился сменить языческий пантеон монотеистической (единобожие) религией.
Выбор пал на христианство, так как:
1) на Руси было велико влияние Византии;
2) вера уже получила распространение у славян;
3) христианство отвечало менталитету славян, было ближе, чем иудаизм или мусульманство.
Существуют разные точки зрения на то, как шло распространение христианства:
1) крещение Руси проходило мирно. Новая религия действовала как мощный объединяющий фактор. (Д.С. Лихачев);
2) введение христианства было делом преждевременным, так как основная часть славян продолжала верить в языческих богов до XIV в., когда объединение страны уже стало неизбежным. Принятие христианства в X в. обострило отношения киевской знати с соседями. Крещение новгородцев проходило вместе массовым кровопролитием, христианские обряды, порядки долго не приживались в обществе: славяне называли детей языческими именами, церковный брак не считали обязательным, местами сохранялись и пережитки родового строя (многоженство, кровная месть) (И.Я. Фроянов). Русская церковь с момента принятия христианства государственной религией являлась частью Вселенской Константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Первоначально митрополитами и священниками на Руси были греки. Но между тем русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря твердости, упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, тем самым поставил точку в споре с греками.
Русская церковь оказывала большое влияние на все сферы жизни славян: политику, экономику, культуру:
1) церковь стала быстро обретать экономическую независимость. Князь жертвовал ей десятину. Монастыри вели, как правило, обширное хозяйство. Часть продукции они реализовывали на рынке, а часть запасали. Церковь при этом богатела быстрее, чем великие князья, так как ее не затрагивала борьба за власть во время феодальной раздробленности, большого разрушения ее материальных ценностей не было даже в годы монголо-татарского нашествия;
2) политические отношения стали освещаться церковью: отношения господства и подчинения начали рассматриваться как правильные и богоугодные, при этом церковь получала право примирять, быть гарантом, судьей в политической сфере;
3) христианские храмы становились центрами не только религиозной, но и мирской жизни, так как проводились сходы общины, хранились казна и различные документы;
4) важный вклад внесла христианская церковь в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефо-дий составили славянскую азбуку. Среди населения Руси, прежде всего Киевского княжества, увеличился процент грамотных. Христианство вводило новые нормы поведения, морали для славян, такие как «не укради», «не убий».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ
Среди причин феодальной раздробленности в целом можно выделить: 1) внутриполитические; 2) внешнеполитические; 3) экономические.
Время перехода к раздробленности историки обозначают условной датой – 1132 г., годом смерти великого киевского князя Мстислава Владимировича. Хотя исследователи, которые поддерживают формальный подход к истории, допускают тем самым ряд неточностей, анализируя феодальную раздробленность с учетом личности того или другого великого князя.
В XI–XII вв. на Руси возникают несколько десятков независимых государств (земель, княжеств, волостей), около десятка из них – крупные. До установления монголо-татарского нашествия процесс их дальнейшего дробления не ослабевал.
При этом феодальная раздробленность на Руси не являлась из ряда вон выходящим процессом, через него проходили все страны Западной Европы и Азии.
Феодальной раздробленностью называют неизбежное состояние, этап всемирного исторического процесса, который имеет местную специфику.
Экономические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) господство натурального хозяйства; 2) экономическая самостоятельность вотчин князей; 3) замкнутость отдельных хозяйственно-экономических единиц; 4) укрепление и рост русских городов, усовершенствование технологии изготовления товаров.
Во времена феодальной раздробленности представители княжеских родов прилагали все мыслимые усилия, чтобы их вотчина стала бы более развитой, чем владения родственника-противника.
Политические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) рост боярского землевладения и усиление власти феодалов в своих вотчинах; 2) территориальные конфликты представителей из рода Рюриковичей.
Необходимо учитывать также, что киевский престол терял положение своего прежнего статуса лидера, происходило снижение его политического значения. Центр тяжести сместился постепенно в княжеские уделы. Если некогда князья стремились овладеть великокняжеским престолом, то во времена феодальной раздробленности каждый стал думать об укреплении, усилении собственной вотчины. В результате киевское княжение становится почетным, хотя ничего реально не дающим, не значащим занятием.
С течением времени княжеский род разросся, уделы подлежали дроблению, что привело к фактическому ослаблению Киевской Руси. При этом если в середине XII в. было 15 удельных княжеств, то в начале XIII в. их уже насчитывалось около 50.
Внешнеполитические причины феодальной раздробленности Киевской Руси: 1) сравнительное спокойствие на границах Киевского княжества; 2) разрешение конфликтов проходило дипломатическими методами, а не силовыми.
Важными органами власти в раздробленных феодальных землях были князь, а также усилившееся в XII в. вече (народное собрание города). В частности, в Новгороде вече играло роль верховной власти, что превращало его в особую средневековую республику.
Отсутствие внешней опасности, которое могло бы сплотить князей, позволило им заниматься внутренними проблемами уделов, а также вести междоусобные братоубийственные войны.
Даже учитывая высокую степень конфликтности, на территории Киевской Руси население не перестало считать себя единым целым. Чувство единства поддерживалось благодаря общим духовным корням, культуре и большому влиянию православной церкви.
Единая вера помогла русским действовать сплоченно во времена тяжелых испытаний при монголо-татарском нашествии.