Добывание огня в первобытности. Как и когда люди научились добывать огонь: история и интересные факты

История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

Первобытный человек и огонь

Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем - не менее частые лесные и

Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

Искусственное разведение огня

Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, - трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

Поддержание огня

Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

Проблема датировки

Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

Человек-первооткрыватель

Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один - Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

Значение овладения огнем

Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек - в шесть раз больше.

Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

Добрых полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.

История развития человечества – это история выживания людей в окружающем мире. Можно долго спорить о том, что является первопричиной или движущей силой развития человеческой цивилизации, но несомненно то, что она тесно связана со стремлением человека комфортно адаптироваться к окружающей среде. Осторожность, ощущение опасности, стремление избежать гибели присущи не только человеку, но и другим обитателям планеты Земля. Животные тоже имеют некоторые первоначальные сведения о свойствах окружающих тел. О том, что камни острые, огонь горячий, вода жидкая и т. д., животные, так же как дети, «узнают» из опыта. Но вот способность применить, например, острый камень для обработки другого камня или палки, т. е. целесообразно соединить в процессе труда известные свойства орудий и сырья, – это исключительно человеческое качество. Такие качества выработались в людях и проявляются ими сознательно, а также заложены в их подсознание в виде инстинктов. Человек на Земле обрёл превосходство над животными благодаря тому, что сумел быстрее адаптироваться к окружающей среде, к изменениям в природе и использовать природные силы на свою пользу.

Нас интересует не просто история развития человека как биологического вида, но то, как человек овладел миром природы и создал совсем новый мир – мир энергетической техники.

Мы не знаем, когда конкретно произошло, может быть, самое великое событие на миллионолетнем пути превращения древнего нашего предка в современного человека – то, что люди овладели огнем и научились добывать его. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой (рис. 2.1). Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни еще на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнером.

Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей, феникс древних римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его применением при вулканических извержениях.

В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль – он был его лучшим помощником. Огонь согревал его и защищал от зимней стужи, огонь делал его пищу съедобной и более вкусной, огонь светил ему в темные вечерние и утренние часы, особенно в длинные зимние месяцы, огнем он обжигал свою глиняную посуду и утварь, к нему человек прибегал для выделки металлических инструментов и оружия, огнем костров он ночью отгонял от своего жилья диких зверей.


Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству (рис. 2.2), его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны. Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена совпадает с ранними этапами древнего палеолита. Она почти в десять раз превосходила по мощности и количеству очагов вулканическую деятельность нашей эпохи.

Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные (рис. 2.3) и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным источником огня в областях, богатых залежами нефти.

И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к человеку.

Огонь играл общественную роль, содействуя сближению диких человеческих групп (рис. 2.4). Необходимость в огне толкала на поиски одних групп другими, вела к взаимопомощи и объединению. Древние первобытные люди часто устраивали свои стоянки вблизи оврага или высокого берега реки (рис. 2.5). Меняя стоянку, первобытные люди переносили с собой горящие головни или тлеющие угли. Перенос огня позднее стал обычаем, соблюдавшимся долгое время потомками первобытных людей. Его наблюдали путешественники XVIII и XIX веков в Австралии, Америке, Африке, Полинезии.

Как давно человек впервые окунул фитиль в заполненную животным жиром плошку, превратив ее в светильник, сказать невозможно, но выдолбленные из мела или песчаника примитивные лампы датируются учеными примерно 80 000 г. до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники возрастом около 10 000 лет.

Библия свидетельствует, что изготовленные из того же животного жира свечи горели в храме Соломона еще в Х веке до н.э. С тех пор без них не обходилось ни одно богослужение, но широкое применение в быту они нашли только в эпоху средневековья.

Минимальный жизненный уровень, при котором поддерживается работа сердца, легких, минимум пищеварения, требует определенного количества энергии. В холодную погоду на нагревание тела нужно несколько больше энергии. Ходьба и другая умеренная деятельность предъявляют дополнительные требования, а усиленные упражнения требуют ещё больше энергии. При тяжелой физической работе мы должны потреблять гораздо большее количество пищи, чем это необходимо для самой работы, ибо КПД нашего тела составляет только около 25%, а остальные 75% тратятся на теплоту.

Для поддержания минимального жизненного уровня здорового человека необходимо около 2 килокалорий в день; плавание или футбол требуют дополнительно 0,5 килокалории в час, а при восьмичасовой тяжелой физической работе требуются ещё 2 килокалории в день.

Умственный труд требует очень небольших немедленных затрат энергии – ум искусен, но, повидимому, не жаден.


Такой же обычай наблюдали ранние путешественники, странствуя по Америке после ее открытия. Североамериканские индейцы поддерживали неугасимые костры у входа в свои хижины, а при переходах носили с собой тлеющий трут. Как ни далеко то время, когда жили первобытные люди, но в сказаниях древних культурных народов, в некоторых обычаях и обрядах сохранились смутные воспоминания о поддержании неугасимых костров. Ведя раскопки в пещере Чжоу-Коу-дянь близ Пекина, археологи обнаружили следы костра, который горел непрерывно на одном и том же месте пятьсот тысяч лет, а, например, в древнем Риме женщины-жрицы поддерживали неугасимый огонь на алтаре богини Весты, хотя истинный смысл этого обычая был давно забыт. И в современных христианских храмах горят «неугасимые» лампады, причем верующие, поддерживающие в них огонь, не подозревают, что повторяют потерявший смысл обычай наших далеких предков, которым огонь казался чем-то таинственным и непонятным.

Период естественного огня, получаемого из природы и поддерживаемого в очагах, был, вероятно, весьма длительным.

Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. И вот новое великое открытие, первый шаг к овладению силами природы – человек сам научился добывать себе различными путями этот благодетельный дар. И здесь, опять-таки, наставницею явилась природа.

Возможно, что толчок к изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов, стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили толстые призматические ножи, края которых умышленно делались шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом: кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему продольным краем огнива (впоследствии кремень заменили куском стали) мельчайшие частички, которые, окисляясь при своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный сухой мох, трут и др.

Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы. Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничье-земледельческих групп ягуа, обитающих и сейчас в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, а женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс высекания очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Этнографы отмечают, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут с собой огонь, зажигая долготлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.

Огниво в его «классическом» воплощении появилось намного позже, когда стало известно железо. Почти не изменяясь, оно просуществовало много веков. Даже в современной газовой зажигалке до сих пор используется принцип огнива. Лишь электрозажигалки самых последних лет порывают с тысячелетней традицией: искра в них не механического происхождения, а электрического.

Другим способом добывания огня в древние времена служило трение. Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево (рис. 2.6). От нажима в дереве высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок. Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то

его добывали снова тем же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.

При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование трех способов: пиления, вспахивания («огневой плуг») и сверления. О добывании огня способами пиления и вспахивания было известно из этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии. Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том числе у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени кукукуку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя бамбука.

При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука длиной до 3 м. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.

Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuettarda uruguensis), способное давать искру через 2–3 мин.

Вращением стержня между ладонями добывали огонь австралийцы, индейцы Южной Америки и другие народы, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал его второму, а если был третий, он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще и тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз вследствие необходимости с силой прижимать стержень к древесине. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.

Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня занимал не более одной минуты, хотя в течение этого времени человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливалась к земле ногой. У индейцев племени шингу воспламеняющимся веществом часто служили волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.

Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.

Более совершенным считается метод получения огня сверлением с помощью лучка (рис.2.7, а, б ). С внешней стороны процесс возгорания при сверлении лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.

Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, так как там нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение (рис. 2.7, в3д ). Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих угольков. Очаг горения сохраняется минут 10–15. От него можно спокойно зажигать любое воспламеняющееся вещество – тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр.

Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические моменты являлась важнейшим средством поддержания неугасимости огня в границах обитаемого ареала, природа которого не была богата естественными источниками. Обмен огнем играл огромную роль в социальных контактах этого древнейшего периода. Искусственное добывание огня возникло, вероятно, в позднем палеолите в трех технических вариантах: трением дерева о дерево, высеканием искр ударами камня о камень и пилением дерева о дерево.

Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы. Огонь послужил наряду с механическими орудиями труда могучим средством развития интеллекта, возникновения предусмотрительных действий, рассчитанных на ближайшее будущее. Огонь положил основу человеческому хозяйству, поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время, как можно было поступить с любым предметом, в том числе с каменными орудиями. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не воспламенил другие предметы. С огнем человеку необходимо было всегда держать себя настороже: не прикасаться руками, беречь от ветра и дождя, регулировать пламя, запасать сухое топливо и делать многое другое. В результате должно было возникнуть разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей, оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего хозяйства.

Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света, средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.

Как видим, значение огня было велико не только для культурного прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого млекопитающего. Подсчитано, что высшее млекопитающее расходует за жизнь приблизительно 125 тысяч килокалорий на килограмм веса, а современный человек – в шесть раз больше, примерно 750 тысяч килокалорий на килограмм веса.

Все дальнейшие завоевания культуры, техники и хозяйствования обязаны комплексному использованию огня. Керамическое производство, металлургия, стекловарение, паровые машины, химическая промышленность, механический транспорт, наконец ядерная энергетика есть результат применения высоких и сверхвысоких температур, то есть результат использования огня на более высокой, качественно отличной технической основе.

Зажигательные спички впервые появились только в начале 30-х годов XIX столетия. Первоначально они представляли собой длинные деревянные палочки с головкой на конце, изготовленной из смеси сахарного порошка с бертолетовой солью. Конец такой спички опускался в банку с серной кислотой, отчего спичка и зажигалась. В 1835 году австрийский студент Ирини изобрел спичку, загорающуюся от трения. Головка спички покрывалась сначала серой, после чего её опускали в особую массу, содержащую в своём составе легко воспламеняющийся фосфор. Для зажигания такой спички достаточно чиркнуть ею о любую стену или иной шероховатый предмет. Свое изобретение Ирини продал за бесценок (100 гульденов) богатому фабриканту Рёмеру, очень быстро нажившему на изготовлении спичек громадное состояние. Спустя 13 лет после изобретения Ирини немецкий ученый Беттер стал изготовлять массу для спичечных головок из смеси бертолетовой соли и перекиси марганца. Такие спички воспламеняются от трения о бумажку, покрытую красным фосфором, смешанным с клеем. Впервые изобретение Беттера стало применяться в Швеции, а подобные спички получили название «шведских».

Эти открытия и накопленный опыт явились важной предпосылкой для перехода спустя десятки и сотни тысячелетий к следующей стадии освоения огня, к его искусствен­ному добыванию. Вероятно, синантропы из Чжоукоудяня , как и люди из Вертешсёллёша, находились на стадии использования случайно полученного огня. Большая редкость дошедших от той эпохи остатков огня и крайняя примитивность техники не позво­ляют предполагать, что человек тогда уже умел добывать огонь трением или высеканием. Исключительная неравномерность знакомства с огнем у разных групп людей вплоть до самого конца ашельской эпохи, вероятно, отражает именно стадию использова­ния огня, когда люди еще не умели добывать его, а, получив, в от­дельных случаях легко утрачивали.

Из всех племен Земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня, хотя в других отношениях их техника и хозяйство были развиты лучше, чем даже у людей эпохи позднего палеолита. Андаманцы не знали способов искусственного добывания огня. Огонь постоянно горел в их поселках и хижинах, а когда поселок покидали, то с собой брали тлеющие головни, завернутые в листья, если погода была сырая. В то же время в поселке под каким-нибудь укрытием оставляли бревно, которое тлело несколько дней и из которого можно было по возвращении раздуть пламя.

Для того чтобы ответить на вопросы, каковы были древнейшие способы искусственного добывания огня, могущие возникнуть в конце ашельской эпохи, необходимо рассмотреть, основываясь на этнографических источниках, способы добывания огня, быто­вавшие у примитивных племен XIX в.

Таких способов пять:

выскабливание огня (огневой плуг), выпиливание огня (огневая пила), высверливание огня (огневое сверло с рядом разновидностей), высекание огня, получение огня сжатым воздухом (огневой насос).

Выскабливание огня - один из наиболее простых, но в то же время малораспространенных способов. Оно произво­дилось с помощью деревянной палочки, которую водили, сильно нажимая, по лежащей на земле деревянной дощечке. В результате скобления получались тонкие стружки или древесный порошок. Вследствие трения дерева о дерево возникала теплота; стружки или древесный порошок нагревались, а затем начинали тлеть. Их присоединяли к легко воспламеняющемуся труту и раздували огонь. Этот способ являлся быстрым, но в то же время требовал от применяющих его больших усилий. Ч. Дарвин в дневнике своего путешествия на корабле «Бигль» описывает добывание огня таким способом обитателями о-ва Таити. Дарвин указывает, что огонь был вызван в несколько секунд. Когда же он сам попытался так его получить, это оказалось очень трудным занятием; однако он сумел добиться своего и зажег опилки. Выскабливание огня имело довольно ограниченное распространение. Больше всего им поль­зовались на островах Полинезии. Изредка этот способ встречался у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитив­ных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преоб­ладало высверливание огня.

Огневая пила напоминала огневой плуг, но деревян­ная дощечка пилилась или скоблилась не вдоль ее волокон, а попе­рек. При пилении также получался древесный порошок, который начинал тлеть. Выпиливание огня было распространено у австра­лийцев, было известно на Новой Гвинее, на Филиппинских остро­вах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилилось не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенный способ добывания огня - высвер­ливание . Этот способ в XVIII-XIX вв. был широко распространен у культурно отсталых племен Азии, Африки, Америки и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранялся в Европе до конца XIX в. Огневое сверло состояло из деревянной палочки, которой сверлили лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появлялся дымя­щийся и тлеющий древесный порошок, который высыпался на трут и раздувался в пламя. Простейшее огневое сверло приводилось во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствова­нием являлось присоединение к нему упора сверху и ремня, охваты­вающего сверло. Ремень попеременно тянули за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня были привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появлялось уже улучшенное сверло - лучковое. Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключалось в появлении дриля. В то время как простейшее огневое сверло еще недавно было очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречалось лишь у племен с относительно развитой техникой, находившихся, как правило, на ступени нео­лита и века металлов.

Высекание огня может производиться ударом камня о камень, ударом камня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и, наконец, ударом железа о кремень. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его.

Первый способ у примитивных племен почти не был отмечен. Только у небольшого охотничье-собирательского племени Южной Америки - гуаяков огонь добывался ударами друг о друга двух желваков мелкозернистого кварцита. Высекало огонь ударом кремня о кремень и одно из племен африканских пигмеев. В прош­лом в некоторых местах России, Средней Азии, Закавказья, Ирана иИндии население, стоявшее на высокой ступени хозяйственного икультурного развития, также иногда высекало огонь этим спосо­бом. Немного шире распространялось и высекание огня ударом кремня о кусок железной руды. Такой способ был описан у айнов, эскимосов, у некоторых племен североамериканских индейцев иу огнеземельцев. Существовал он также у древних греков и рим­лян. Высекание огня ударом железа о кремень относится уже к развитой технике.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) -довольно совершенный, но малораспространенный способ. Он употреблялся в некоторых местах Индии и Индонезии.

Прямые свидетельства способов добывания огня, бытовавших на разных этапах палеолита, и остатки снарядов, употребляв­шихся при этом, естественно, крайне незначительны, а порой очень спорны. Значительный интерес представляет в этой связи мустьерская стоянка Зальцгиттер-Лебенштедт (Нижняя Саксония, ФРГ). Ее культурный слой, исследованный в 1952 г., относится к раннему вюрму и имеет радиоуглеродную дату 48 300 ± 2000 лет назад . Он содержал кремневые орудия, кости животных (мамонт, северный олень и др.) и пыльцу растений, свидетельствующие о весьма холодном климате и о тунд­ровом ландшафте, а также, что для нас сейчас особенно важно, остатки самого настоящего трута . Речь идет о принесенном на сто­янку древесном грибе Polyporus (Fomes) fomentarius; этот вид гриба в высушенном виде широко использовался в качестве трута до XIX в. и даже получил название «трутовик». На мезолитической стоянке Стар-Карр в Англии остатки такого гриба найдены вместе с кусками пирита. Следует назвать также мустьерскую пещеру Крапина в Югославии, недалеко от Загреба, относящуюся к несколько более раннему, рисс-вюрмскому, времени. Ее раскопки в 1895-1905 гг. доставили каменные орудия, следы костров, фаунистические остатки и большое число разбитых костей неан­дертальцев, возможно, свидетельствующих о людоедстве, которое существовало у отдельных групп палеолитических людей. Среди каменных орудий обнаружена веретенообразная палочка из буко­вого дерева, закругленная и обожженная на одном конце; ее пер­воначальная длина достигала примерно 35 см. Исследователь пещеры Д. Горянович-Крамбергер, как и ряд других ученых, вы­сказал предположение, что она была огневым сверлом . Однако такую интерпретацию нельзя считать бесспорной. Наконец, на некоторых палеолитических и мезолитических стоян­ках Европы найдены куски железной руды (пирита), вероятно связанные с высеканием огня. Древнейшая такая находка сделана А. Леруа-Гураном в мустьерском культурном слое пещеры Гиены в Арси-сюр-Кюре (Франция).

До сравнительно недавнего времени считалось общепризнан­ным, что первоначально огонь добывали с помощью трения дерева. Очень малое распространение среди примитивных племен XIX в. высекания огня свидетельствует против признания большой древ­ности этого способа. Об относительно позднем появлении высека­ния огня говорит и то, что многие народы, которые еще недавно добывали огонь исключительно высеканием, все же сохраняли в качестве связанного с культом пережитка добывание огня тре­нием дерева о дерево. «Много времени спустя после того, как людям стали известны другие способы получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне в большинстве европейских стран существует народное поверье о том, что чудотворный огонь (например, у нас, немцев, огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен лишь при помощи трения. Таким образом, еще и в наше время благодарная память о первой большой победе человека над природой продолжает полубессоз­нательно жить в народном суеверии, в остатках язычески-мифоло­гических воспоминаний образованнейших народов мира» (Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К.-, Энгельс Ф. Соч., т, 20, с. 430). Характерно, что в то время, как подобные верования, обряды, легенды, свидетельствующие о первоначальности добывания огня трением, распространены у множества самых различных племен и народов Земли, противостоит им только единственный факт, отмеченный этнографической наукой: одно примитивное племя индейцев Южной Америки добывает огонь с помощью трения, в то время как термин, обозначающий у него в языке добывание огня, происходит от слов «высекание ударом». Очевидно, у дан­ного племени высекание огня предшествовало добыванию его трением. Но это редчайшее исключение.

Можно предполагать, что добывание огня путем трения дерева о дерево появилось именно в позднеашельское время, на рубеже ашеля и мустье. Вероятно, наиболее древним и примитивным прие­мом было выскабливание огня с помощью огневого плуга (интерпретация находки в Крапине является спорной). Характерно то, что этот способ существовал в XIX в. у тасманийцев и австра­лийцев, и то, что у некоторых австралийских племен, добывавших огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

В древнем палеолите дерево могли обрабатывать как с по­мощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева человек заметил возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок. Возможно, что стружки и опилки специально изготовлялись для сохранения и переноса огня и в процессе их изготовления человек лодошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня также могло возникнуть в мустьерскую эпоху из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня являются, вероятно, древней­шими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им ступенью использования и сбережения огня, полученного при лесных пожарах или вулканических извержениях. Слабо тлеющие стружки и опилки, образующиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение ступени использования исбережения огня.

В позднем палеолите широко распространяется сверление кости и в некоторых случаях также камня. Несомненно, существо­вало сверление дерева; следовательно, могло появиться и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в движение ладонями руки. Появление лучкового сверла относится к позднейшим эпохам.

А как обстояло дело с высеканием огня? Находки кусков пири­та на позднепалеолитических стоянках и в одном случае даже в мустьерском культурном слое позволяют предполагать распро­странение этого способа в позднем палеолите, а быть может, и в мустьерскую эпоху. Английский исследователь палеолита К. П. Окли в ряде своих работ, опубликованных в 50-60-х гг., развивает ту мысль, что высекание огня предшест­вовало добыванию его с помощью трения. Такое же положение выдвинул Б. Ф. Поршнев , подкрепив его опытами по высеканию огня ударом кремня о кремень. Впоследствии в более широких масштабах опыты по искусственному добыванию огня разными способами поставил С. А. Семенов. Он отмечает, что огонь ударами камня о камень получить не удалось, хотя были использованы самые разнообразные породы кремня, кварцита, кварца. Искра высекалась очень легко, но она не зажигала даже омарганцованной ваты, на которую добывал огонь Поршнев. Несколько лучшими по результатам были опыты по добыванию огня ударами кремня о пирит. Наблюдалось несколько случаев возгорания ваты, слегка пропитанной раствором марганцовки [Семенов, 1968].

Таким образом, остается открытым вопрос: мог ли палеолити­ческий человек высекать огонь, оббивая кремневые орудия. А с другой стороны, К. П. Окли и Б. Ф. Поршнев не сумели опровергнуть таких фактов, как очень малое распространение высекания огня (особенно высекания огня ударом кремня о кре­мень) среди примитивных племен XIX в. одновременно с очень широким распространением у них добывания огня трением, а также сохранение последнего в виде культового пережитка у народов, высекавших огонь.

Видимо, проблема освоения огня и древнейших способов его искусственного добывания не имеет однозначного решения. В разное время разные группы древнепалеолитических людей постепенно осваивали огонь и вырабатывали способы его добывания. Судя по археологическим находкам, уже с начала позднего палеолита, а быть может, и с мустьерской эпохи наряду с доминировавшим добыванием огня путем трения в отдельных случаях практиковалось высекание его ударом кремня о пирит. Возможно, преобладание того или иного способа было связано с окружающими природными условиями, с климатом, влажностью воздуха, наличием подходящих пород дерева, а также кусков пирита.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., Издательство «Наука», 1980 г., с. 83-87.

Пришла весна, а значит настал сезон выходов на природу. Чем развлечься на природе, кроме полевой кухни и обустройства лагеря? Предлагаем вам попробовать несколько способов разведения костра без спичек и зажигалок. Это увлекательно, а главное, если результат будет положительный, вы получите бесценный опыт, который возможно когда-нибудь вам пригодится в жизни.

Каждый опытный охотник, рыбак, да и просто заядлый путешественник должен знать, как добыть огонь без спичек. Это основа выживания в любой непредвиденной ситуации. Огонь это жизнь, и обойтись без него в суровых походных условиях крайне сложно. Спички могут элементарно отсыреть и тогда на помощь приходят традиционные и не совсем традиционные методы и способы добычи огня. Какие-то из нижеописанных методов знакомы человеку еще с древних времен, а какие-то являются ноу-хау современного времени, они были придуманы недавно и в некоторых моментах не уступают традиционным способам добычи огня. Разжигание костра без спичек дело кропотливое и трудоемкое. Оказаться в дикой местности можно абсолютно при любых условиях, и спасти человека может только костер.

1. Добыча огня при помощи трения

Это, пожалуй, самый знаменитый и доступный способ получения огня. Он долгий и кропотливый, поэтому надо приготовиться к тому, что времени на получение первой искры уйдет очень много.

Есть определенные критерии успешности подобного мероприятия, одним из которых является правильно выбранная древесина в качестве стержня и дощечки. Дерево должно быть суховатым, не отсыревшим. Стержнем называют деревянную палку, которую придется крутить на дощечке вокруг своей оси, чтобы добыть огонь, создав эффект сильного трения.

Лучшие сорта дерева, подходящие для добычи огня трением, это грецкий орех, кипарис, кедр, ива, осина, сосна.

Необходимо собрать трут в компактную кучу. Не надо класть слишком много трута на подложку из дерева. Сам трут делается из сухих листьев или травы, это легкий материал, который должен разгореться от искры. В деревянной подложке вырезается V-образное отверстие и в углубление отверстия помещается немного трута. После этого деревянный стержень помещается в углубление и начинается вращение стержня. Чтобы вращать стержень руками было более удобно, надо взять деревянную палку для создания стрежня длиной не менее шестидесяти сантиметров. Надавливать стержнем на деревянную подложку надо очень аккуратно, при этом быстро вращая его между ладонями.

После того как получена искра, следует подложить на дощечку сухой мох, можжевельник, кору осины.

Еще один интересный способ добычи огня без спичек, это Огненный плуг. Для добычи огня подобным методом пригодится деревянная подложка из сухого дерева, в середине которой вырезается углубление для стержня. Надо с силой двигать его вверх-вниз. Как только дерево начнет тлеть, необходимо подложить трут.

Дрель из лука является еще одним универсальным способом добычи огня без использования спичек. В отличие от ручного трения получение искры из лука происходит более быстро. Так как лук поддерживает идеальное давление и максимальную скорость вращения деревянного стрежня. В итоге возникает сильное трение, помогающее добыть огонь за короткие сроки. Что понадобится для данного способа? Это, прежде всего:

  • Деревянный стержень;
  • Деревянная подложка;
  • Лук и утяжелитель;

При трении утяжелитель надавливается на конец стержня, и стрежень вращается при помощи лука. Чтобы не сломать стержень, надо брать менее плотный и твердый утяжелитель.

В качестве смазки можно использовать воду или масло, так процесс пойдет быстрее. Поговорим о самом луке. Его можно сделать самостоятельно. Длина лука должна соответствовать длине руки обычного человека. Лучше выбрать гибкую и податливую лозу, тетива делается из веревки, шнурка из-под ботинок. Тетива может быть сделана абсолютно из чего угодно, но она должна быть прочной и не порваться в ходе добывания огня. Она просто натягивается на концы ветви лозы, и лук готов к использованию. В деревянной подложке вырезается отверстие, стержень из дерева помещается в петлю тетивы. Один конец стержня должен помещаться в отверстии подложки, а второй в тетиве лука. Лук двигается поступательными движениями, и за счет этого процесса можно быстро добыть огонь. В тлеющие угли добавляется трут, и огонь медленно, но верно разгорается.

2. Добыча огня при помощи линз

Всем нам известен стандартный курс физики в школе, из которого мы помним о том, что проходящий через стекло пучок солнечной энергии концентрируется в одной точке. Температура настолько высока в данной точке, что достаточно просто поднести к ней бумажную салфетку, и она загорится. Всем хорош этот способ добычи огня, но есть и существенный минус. Получить огонь при помощи линзы можно лишь в сухую и солнечную погоду. Что потребуется?

  • Линза любого типа;
  • Трут, собранный из сухих листьев или травы;

Если нет линзы, то подойдут обычные очки, кусок стекла, дно алюминиевой банки, и даже лед. Кстати подробнее можно остановиться о добыче огня при помощи льда. Казалось бы это два взаимоисключающих понятия: лед и пламя. Но благодаря льду можно разжечь костер, особенно это пригодится в зимний период, когда сложно найти сухие листья или траву. Принцип действия такого интересно способа еще описывал Жюль Верн. Вам надо создать линзу из обычного льда, но лед должен быть максимально чистым и прозрачным.

Благодаря координации солнечных лучей можно поджечь даже бумагу. Не всегда в природе можно найти чистый лед, но можно заморозить простую питьевую воду. Полученный кусок льда тщательно обрабатывается и полируется подручными средствами. Лед можно заморозить и в сферической посуде, например в неглубоком блюдце. Но надо извлечь лед максимально аккуратно, чтобы не повредить его. Лед быстро тает и такую линзу надо использовать максимально оперативно.

Что же касается простых линз, то достаточно взять просто немного сухих веточек, листьев, травы и соорудить нечто похожее на гнездо. После того, линза направлена на трут надо внимательно следить за появлением тления и дыма, стараться раздуть огонь.

3. Добываем огонь при помощи химических средств

Простые знания элементарной химии помогут вам добыть огонь. Некоторые химические составы воспламеняются при растирании или смешивании. Но при использовании такого способа надо соблюдать индивидуальную осторожность, чтобы не причинить себе вред. Важно не допустить физического контакта химического вещества с поверхностью металла. Воспламенению способствуют следующие составы:

  • Марганцовка (перманганат калия) и обычный сахар в пропорции девять (сахар) к одному (марганцовка);
  • Хлорат калия и сахар (пропорции три к одному);
  • Перманганат калия и глицерин;
  • Хлорат натрия и сахар (пропорция три к одному);
  • Марганцовка и любой антифриз;

Теперь вопрос: а где же добыть эти химические элементы? Хлористый калий входит в состав некоторых препаратор против болезней горла (Фурациллин). А марганцовка и глицерин могут найтись в аптечке. Самый элементарный пример: берем небольшой кусочек ваты, насыпаем марганцовки, потом сахар и начинаем тереть такой своеобразный трут палкой.

Через пару минут вата воспламенится. Типичная ошибка неопытных людей заключается в том, что они не соблюдают правильную дозировку ингредиентов.

4. Получение огня при помощи огнива, кресало или кремния

Еще один способ, уходящий корнями в многовековую историю: добывание огня при помощи огнива. Особенно популярным огниво было в восемнадцатом веке до начала изобретения обычных спичек. Чтобы высечь искру и развести костер достаточно иметь камень из кремния. Достаточно пару ударов и можно подносить трут из листьев или сухой травы для розжига огня. Огниво часто использовалось в походных условиях или на войне. А также, многие носят его в своих . Кресало должно быть обязательно металлическим.

Если повезет, то можно высечь искры для будущего костра при помощи кремния. Кремень, состоящий из твердых пород минералов можно без труда найти среди камней. Кстати, кремневое огниво использовалось в старинном огнестрельном оружии.

5. Презерватив

После того, как мы рассмотрели традиционные и вполне привычные способы добычи огня без спичек можно обратить внимание на альтернативные методики добычи пламени. Поговорим о самых интересных из них. Презерватив не только средство предохранения, но и отличное средство для добычи огня без спичек. Его надо наполнить водой, главное не переусердствовать.

В итоге получается некое подобие линзы. Свет от солнца, проходящий через презерватив фокусируется на предварительно приготовленном труте на деревянной подложке. В итоге трут начинает медленно тлеть, остается только раздуть пламя огня. Такой вот интересный и креативный способ.

6. Фонарик

Добыть огонь можно с помощью обычного фонарика, если вам, конечно, не жаль его. Фонарик придется разбить. Аккуратно разбивается электрическая часть лампочки на фонаре (нам надо оголить саму электрическую дугу).

Оперативно размещаем немного трута, подносим оголенную дугу и поджигаем трут.

7. Катание

Не мытьем, так катаньем! В данном случае вам потребуется обычная вата. Это старинное тюремное ноу-хау заключается в том, что из простого кусочка ваты формируется некое подобие валика.

Валик начинает раскатываться по поверхности из дерева. Через некоторое время ватка начинает тлеть, вата увеличивается в размерах, насыщаясь кислородом. Кислород сам по себе является катализатором реакции горения.


8. Банка Кока-колы и плитка шоколада.

Вы спросите, чем эти лакомства могут помочь в добыче огня? Все очень просто. Составляющие успеха солнечный день, шоколад и банка из-под газировки (жестяная). Открываем шоколад и начинаем натирать им дно жестяной банки. Шоколад конечно жалко, но чем только не приходится жертвовать ради добычи огня!

Такая хитрая полировка сделает жестяное дно блестящим и сияющим. После полировки банка из-под Кока-колы превратилась в некое подобие параболического зеркала. Поворачиваем отполированное дно к солнцу и пробуем поджечь заранее приготовленный трут.

8. Шерсть и батарейки

Шерсть и обычные батарейки тоже могут пригодиться при выполнении нелегкой задачи по добычи огня без спичек.

Просто растягиваем шерстяную ткань (желательно чтобы шерсть была натуральной) и начинаем быстро натирать кусок шерсти батарейкой. Оптимальная подходящая для таких действий мощность батарейки примерно 9 Вт. Шерсть после долгих усилий потихоньку начинает воспламеняться, остается слегка подуть на нее и подложить трут для того, чтобы костер быстрее занялся.

10. Огнестрельное оружие

Добыть спасительный огонь можно, если есть огнестрельное оружие. Просто из самого патрона изымается дробь, гильзу можно запыжить трутом в виде сухого мха, листьев, свернутой сухой корой и провести холостой выстрел в то место где планируется провести костер. Остальное лишь дело техники, надо раздуть огонь и подкинуть в него сухих веток.

Довольно экзотичный на первый взгляд способ, но все-таки очень действенный в экстренных ситуациях.

Как видите, есть масса способов, как развести огонь, если нет спичек. Важно знать некоторые элементарные правила, народные хитрости и советы, которые смогут согревать вас в лесу или даже спасти жизнь, если вы неожиданно заблудились. Опыт, накопленный веками, позволяет добыть спасительный огонь практически из любых подручных материалов. Для этого не нужно особое умение, важно применить максимальное количество усилий для добычи огня. Огонь, это жизнь. И веселый, потрескивающий костер согреет вас в любой ситуации и в любую погоду.

Современными археологами найдено достаточно много свидетельств того, что первые люди не использовали огонь для приготовления пищи, для обогрева или освещения. Огня они боялись и старались не приближаться к горящей сухой траве или деревьям. Они знали, что он несет смерть и разрушения, а укротить дикое явление природы не могли.

Инструкция

Кто и как впервые стал использовать огонь до сих пор остается загадкой, но, вероятнее всего, это произошло случайно. В какой-то момент древние люди подметили, что после лесных пожаров остаются горячие поленья, которые дают тепло, а мясо погибших животных, становится вкуснее. Возможен и другой вариант: во время сильной грозы молния могла ударить в сухое дерево и зажечь его. Несомненно, первопроходчик, бросивший вызов своему страху, был настоящим смельчаком. Благодаря природному любопытству, смекалке и храбрости этот первобытный человек и подарил своей семье или своему племени такое чудо, как огонь.

Добытый во время грозы или пожара огонь люди бережно охраняли, а заботу о нем доверяли лишь самым ответственным представителям своей общины. Однако иногда огонь гас, и все племя оставалось без тепла и света. В первобытном обществе возникала острая потребность добывать огонь, не надеясь на следующую грозу или пожар. Получить его люди в древности могли лишь опытным путем. Неизвестно сколько способов они перепробовали, но археологические находки свидетельствуют о том, что цели достигли лишь несколько из них.

Выскабливание – наиболее простой, но трудоемкий способ добывания огня. Его суть заключалась в том, чтобы водить сухой палочкой вдоль деревянной дощечки. Нажимая на палочку с силой, человек пытался добиться тления дощечки, чтобы потом подсыпать сухой травы и листьев и таким образом получить огонь. Ученые назвали это приспособление огневым плугом.

Другое приспособление древних – огневая пила. Основное отличие от «плуга» было в том, что палочкой человек водил не вдоль дощечки, а поперек ее. Таким образом выскабливалась тлеющая древесная стружка. Однако вскоре человек нашел более быстрый и легкий способ добывания огня – сверление. В бревне или крупной щепке проделывалось отверстие, в которое вставляли палочку-сверло. Вследствие энергичного трения палочкой между ладонями рук, из-под нее начинал сочиться дымок. Это означало, что древесный порошок начал тлеть.

Более поздний и один из самых распространенных и эффективных способов добывания огня – высекание искры с помощью кремня. Кремнем в то время служил обычный камень, которым сильно ударяли по куску железной руды. Высекание искры делали под наклоном так, чтобы полученные искры попали на листья или сухую траву. Огонь таким способом разгорался намного быстрее.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

В современном мире может происходить много уникальных событий, которые не поддаются научному объяснению. Христианский мир имеет возможность свидетельствовать о различных чудесах, которые происходят на планете. Одним из уникальных событий…

У православных верующих накануне Пасхи происходит уникальное событие - схождение благодатного огня на землю. Этот обряд имеет глубокие исторические корни и известен еще с раннего Средневековья. История появления благодатного огняС раннего…

Опасная и своенравная огненная стихия не сразу подчинилась человеку. Поначалу люди использовали природный огонь, бережно храня его и поддерживая. Только по прошествии многих веков древний человек узнал, что огонь можно приручить, заставив служить…

Миллион лет назад человек начал осваивать Европу, и даже строить там жилища – вопреки общественному мнению, люди каменного века не жили в пещерах, это было лишь местом их временного обитания, где можно было укрыться от непогоды или развести костер. …

Согласно древним мифам, титан Прометей, не устрашившись гнева богов, похитил у них огонь и принес его в дар людям, чтобы облегчить им жизнь. Благодарные люди не забыли этого. Во время Олимпийских игр в специальной чаше зажигали огонь,…

Одним из самых первых способов добывания огня является трение. Позже люди стали использовать иные методы, например, оптические - при помощи линзы. Сегодня человек практически не задумывается о методах добывания огня, ведь есть спички и зажигалки.…

Астрология и эзотерика учат тому, что каждый человек испытывает на себе влияние всех четырех стихий – Огня, Земли, Воды и Воздуха. Энергия одной из них выражена больше других. Это зависит от того, под каким знаком зодиака вы родились. Стихия Огня…

Огонь – один из самых известных символов Олимпийских игр. Человек, наблюдавший открытие Олимпиады, видел, как на стадионе появлялся спортсмен с горящим факелом, и как от этого факела загоралась огромная емкость – чаша Олимпийского огня. Эта…

Один из символов Олимпийских игр – огонь. Он должен гореть в специальной емкости - «чаше» - на стадионе, где проходит большая часть состязаний. А когда Олимпиада завершается, огонь гаснет, чтобы через четыре года снова вспыхнуть, но уже…

Самым важным событием для становления человека стало умение разводить огонь. Именно это и было началом пути к цивилизации. Существует несколько теорий относительно того, как человек научился добывать огонь. Инструкция 1Скорее всего, древние люди…

Огонь необходим человеку в лесу. Если у вас будет разожжен костер, вы всегда сможете высушить одежду, сварить еду, согреться. Поэтому в рюкзаке каждого настоящего туриста в потайном клапане всегда лежит завернутый в непромокаемый пакет коробок…



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх