Десять грехов в православии. О грехе и покаянии

Грехи в христианстве

(Согласно христианскому вероучению)


Существует ряд деяний, которые именуются - грех и недостойными истинного христианина. Классификация деяний по этому признаку основывается на библейских текстах, в особенности на десяти заповедях Закона Божиего и евангельских заповедях.


Ниже мы приводим список деяний, которые считаются грехами вне зависимости от конфессии.

По христианскому пониманию Библии, человек, совершающий произвольный грех (то есть, осознавая, что это грех и противление Богу), может стать одержимым.


Всего смертных грехов семь:

(в этом термине имеется в виду не физическая смерть, но смерть духовная)

1. Гордыня (безмерная гордость, почитание себя совершенным и безгреховным, гордость до самообожания, то есть, готовая на небо взыти и уподобиться Всевышнему.

2. Зависть (тщеславие, ревность), доводящие до всякого возможного злодеяния ближнему.

3. Гнев (месть) непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

4. Уныние (леность в деяниях, праздность, отчаяние, беспечность). Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

5. Алчность (жадность, скупость, сребролюбие). Любовь к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

6. Чревоугодие (обжорство, чревонеистовство) не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился «на вся дни светло» (Лк., 16, 19).

Пьянство, употребление наркотиков.

7. Сладострастие (блуд – половая жизнь до вступления в брак, прелюбодеяние – супружеская измена. Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг.)

Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф., 5, 27–28).

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».


Грехи против Господа Бога

1. Гордыня

2. Неисполнение святой воли Божией;

3. Нарушение заповедей: десяти заповедей Закона Божьего, евангельских заповедей, церковных заповедей;

4. Неверие и маловерие;

5. Отсутствие надежды на милосердие Господа, отчаяние;

6. Чрезмерное упование на милость Божию;

7. Лицемерное почитание Бога, без любви и страха Божьего;

8. Отсутствие благодарности Господу за все Его благодеяния – и даже за ниспосланные скорби и болезни;

9. Обращение к экстрасенсам, астрологам, гадателям, ворожеям;

10. Занятие «черной» и «белой» магией, колдовством, гаданием, спиритизмом; суеверие, вера в сны, приметы, ношение талисманов, чтение гороскопов даже из любопытства;

11. Хуление и роптание на Господа в душе и на словах;

12. Неисполнение обетов, данных Богу;

13. Призывание имени Божиего всуе, без необходимости, клятва именем Господа;

14. Кощунственное отношение к Священному Писанию;

15. Стыд и боязнь исповедовать веру;

16. Нечтение Священного Писания;

17. Хождение в храм без усердия, леность на молитве, рассеянное и холодное моление, рассеянное слушание чтения и песнопения; опоздание на службу и преждевременное покидание богослужения;

18. Непочитание праздников Божиих;

19. Размышления о самоубийстве, попытки покончить жизнь самоубийством;

20. Сексуальная безнравственность как прелюбодеяния, блуд, мужеложство, садомазохизм и т.д.


Грехи против ближнего

1. Неимение любви к ближним;

2. Неимение любви к врагам, ненависть к ним, пожелание им зла;

3. Неумение прощать, воздаяние злом за зло;

4. Отсутствие почтительности к старшим и начальствующим, к родителям, огорчение и обижание родителей;

5. Неисполнение обещанного, неуплата долгов, явное или тайное присвоение чужого;

6. Избиение, покушение на чужую жизнь;

7. Убиение младенцев во чреве (аборты), советы делать аборты ближним;

8. Ограбление, вымогательство;

9. Мздоимство;

10. Отказ вступиться за слабого и невинного, отказ помочь попавшему в беду;

11. Леность и небрежность в работе, непочитание чужого труда, безответственность;

12. Плохое воспитание детей – вне христианской веры;

13. Проклинание детей;

14. Отсутствие милосердия, скупость;

15. Нежелание посещать больных;

16. Немоление за наставников, родных, врагов;

17. Жестокосердие, жестокость к животным, птицам;

18. Уничтожение деревьев без нужды;

19. Прекословие, неуступление ближним, споры;

20. Клевета, осуждение, злословие;

21 Сплетни, пересказывание чужих грехов, подслушивание чужих разговоров;

22. Оскорбление, вражда с ближними, скандалы, истерика, проклятия, дерзость, наглое и вольное поведение по отношению к ближнему, насмешка;

23. Лицемерие;

24. Гнев;

25. Подозрение ближних в неблаговидных поступках;

26. Обман;

27. Лжесвидетельство;

28. Соблазнительное поведение, желание прельстить;

29. Ревность;

30. Рассказывание неприличных анекдотов, развращение своими действиями ближних (взрослых и несовершеннолетних);

31. Дружба из корысти и измена.


Грехи против самого себя

1. Тщеславие, почитание себя лучше всех, самолюбие, отсутствие смирения и послушания, самонадеянность, высокоумие, духовный эгоизм, подозрительность;

2. Ложь, зависть;

3. Празднословие, смехословие;

4. Сквернословие;

5. Раздражение, возмущение, злопамятность, обида, огорчение;

6. Уныние, тоска, печаль;

7. Делание добрых дел напоказ;

8. Леность, провождение времени в праздности, многоспание;

9. Объедение, чревоугодие;

10. Любовь к земному и материальному больше чем к небесному, духовному;

11. Пристрастие к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям;

12. Излишнее внимание к плоти;

13. Стремление к земным почестям и славе;

14. Излишняя привязанность ко всему земному, разного рода вещам и мирским благам;

15. Употребление наркотиков, пьянство;

16. Игра в карты, азартные игры;

17. Занятие сводничеством, проституцией;

18. Исполнение непристойных песен, танцев;

19. Просмотр порнографических фильмов, чтение порнографических книг, журналов;

20. Принятие блудных помыслов, услаждение и медление в нечистых помыслах;

21. Осквернение во сне, блуд (секс вне брака);

22. Прелюбодеяние (измена при браке);

23. Допущение вольностей до венца и извращения в супружеской жизни;

24. Рукоблудие (осквернение себя блудными прикосновениями), нескромное воззрение на жен и юношей;

25. Мужеложство;

26. Скотоложство;

27. Умаление своих грехов, обвинение ближних, а не себя осуждение.


Грехи вопиющие к небу:

1. Вообще умышленное человекоубийство (к ним относятся и аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

2. Содомский грех.

3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.

4. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

5. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

6. Огорчения и обиды родителям до дерзких побоев их.


Грехи хулы на Духа Святаго:

1. Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

2. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

3. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

- Что такое грех? Ведь большая часть христианской жизни проходит в борьбе с грехом, понятие греха является одним из центральных. Какое можно дать ему определение?

Самое точное и емкое определение греха дано в Новом Завете: «грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Св. апостол Иоанн Богослов называет грехом всякое нарушение Божественного закона. Если мы не соблюдаем установленные Богом законы бытия, законы духовного мира, то этим повреждаем себе и другим. Также и пренебрежение законами физического мира, если они уже изучены и познаны, является грехом. Вспомните аварию на Чернобыльской атомной станции. Конечно, люди, допустившие грубое пренебрежение технологическими требованиями, основанными на законах физического мира, совершили грех, от которого пострадали десятки тысяч людей. Можем обратиться и к другим примерам: нарушая законы экологии мы вредим не только своему здоровью, но и здоровью других. Как видим, определение греха, данное в Священном Писании, универсально: не только отвержение данных Богом духовно-нравственных законов, но и природно-естественных, причиняет людям вред.

Почему законы, установленные для блага человека, не очевидны? А если очевидны, то почему он все равно постоянно хочет их нарушить?

Природа человека повредилась после грехопадения. На эту расположенность к греху много указаний в святой Библии. Господь сказал Каину: «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6-7). По святоотеческому толкованию, слова «у дверей» означают - у дверей сердца. Приведу еще место из Священного Писания. Св. апостол Павел от лица всего человечества говорит о раздвоенности нашей природы: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:22-23).

Законы Божьи очевидны для тех, кто с юности сохранил чистоту сердца. У человека же, зараженного греховными навыками, очи души помутились. А некоторые, полюбив грех, довели себя до нравственной слепоты. Они даже самое грубое попрание заповедей не считают грехом.

Есть выражение «смертные грехи» - что это такое? Бывают грехи менее или более тяжкими? Чем эта тяжесть определяется?

Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин 3:14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9-10). Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

- Так грех это вина или болезнь?

И то и другое. С точки зрения нашего долга перед своим Творцом, грех есть проступок, преступление. А с точки зрения, состояния души — болезнь, так как совершающий грех отпадает от Источника Жизни. Душа его больна. Она не способна к полноценной духовной жизни.

Как нарушение естественных законов опасно для нашего тела, которое является частью физического мира, так и любой тяжелый грех травмирует душу. Просто вред от одних грехов очевиден, а от других нет. Возьмем для примера такой грех, как блуд. Когда люди ведут не узаконенную браком половую жизнь, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя его к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака. Опытные наставники знают, что блуд, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. Как телесные болезни подрывают здоровье тела, даже если удастся с помощью врачей миновать смерти, так и грехи подрывают здоровье души.

- У католиков есть учение о семи смертных грехах. Оно значимо и для православных?

Учение о смертных грехах сформировалось не у католиков, а в патристике.

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Cамая опасная страсть - гордость. Она может изгнать из человека любую добродетель и привести человека даже к открытому богоборчеству. Полнокровным в духовном отношении христианином может стать только тот, кто избавился от матери всех страстей - себялюбия. Эгоизм абсолютно не совместим с духом христианства.

Почему мы, когда молимся, просим у Бога помочь нам видеть свои грехи? Видение этих грехов доставляет нам страдание, порождает угрызения совести. Какой в этом смысл?

Мы ведь молимся не только о том, чтобы видеть свои грехи, но одновременно и просим у Бога укрепить нашу решимость оставить эти греховные привычки и навыки. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой, то есть: если мы доверяем Богу, то даже совершенное видение наших грехов не вызовет нашей в душе того страдания и уныния, о котором Вы говорите. Если после осознания своих грехов, человек впадает в уныние, это значит он страдает маловерием, это значит, что он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничного милосердия и любви.

Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. И как замечает епископ Игнатий (Брянчанинов): «Утешение от Бога уничтожает печаль сердечную в ее корне - в мрачных помыслах безнадежия». «Это утешение приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды».

- Если страдание - это наказание за грех, почему страдают невиновные?

С того времени, как произошло грехопадение и повредилась человеческая природа, страдания вошли в жизнь человечества. Страдают и грешные, и праведные. Первые страдают за свои грехи и беззакония, последние для того, чтобы соединиться с Господом. Для последователей Спасителя скорби служат к полному очищению, подобно тому, как золото очищается от примесей в огне. Скорби и болезни - это лекарство от греховных страстей. Об этом часто писали святые отцы: «Поражается плоть, чтобы исцелилась душа».

- Каков механизм такого очищения? Почему человек очищается, когда ему плохо?

Скорби, прежде всего, сокрушают главный источник греха — гордыню и самонадеянность. Только в душе смиренного человека может родиться и крепнуть вера. Неверующий человек не в состоянии постичь смысл слов св. апостола Павла: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:10). Ему эти слова покажутся парадоксальными. Они не знают, что с благодарением переносящий скорби получает от Господа благодать, которая ведет его к состоянию блаженства.

- Но есть люди, которые страдают много, но лучше не становятся. Почему их страдания не очищают?

Страдания только тогда спасительны, когда человек переносит их по-христиански. Люди, живущие без Бога, часто напротив, озлобляются.

Кроме того, есть люди, которые, как кажется, вообще не страдают, а грешат много. Получается, что Бог не хочет их очищать? Почему нет страданий, у тех, которым они нужнее всего?

Бог всех любит и хочет всем спасения. Но он ведает все сокрытое в душе каждого. Наперед знает, как воспримет человек посылаемые ему страдания: одни перестанут грешить и начнут исправляться, а другие озлобятся. Такие люди к имеющимся грехам прибавят еще более страшные: ропот и хулу на Бога. В аду муки соответствуют тяжести преступлениям. Поэтому если таким грешникам послать испытания, то будущая участь их будет еще мучительней. Господь даже грешников любит и не хочет, чтобы они умножались их наказания.

- Почему Бог вообще позволяет грешить человеку? Разве он не всемогущ?

Господь создал человека по Своему образу и подобию, а одним из свойств образа Божия является свобода воли. Этим Бог особо почтил человека, выделил его из круга других творений. Свобода воли неизбежно предполагает свободу выбора, которая уже по определению заключает возможность совершение греха. Если бы человек был создан как механическая игрушка с заложенной в него программой поступать только правильно, тогда не было бы и никакой заслуги у него.

Борьба с грехом: с чего тут начинать?

Считается, что можно быть порядочным и высоконравственным человеком и без Церкви. Существует же светская этика… Разве, чтобы не грешить, нужна Церковь?

Вспомним наше определение греха: грех есть преступление Божественных заповедей. Но чтобы исполнять эти заповеди, одной воспитанности и соблюдения этических норм недостаточно. Для этого нужна благодать. Благодать - это исходящая от Бога духовная сила, очищающая и оживотворяющая душу человека. Среди людей далеких от духовной жизни, были и есть люди, строго соблюдающие нравственные нормы, принятые в обществе, но это не значит, что они безгрешны, часто они бывают заражены, например, такими опасными грехами, как гордость и честолюбие.

- А без Божественной помощи человек не может справиться только с гордостью или вообще с любым грехом?

Мы не должны греховные навыки человека рассматривать изолированно, все греховные страсти в человеке переплетаются и срастаются. Можно сказать, что это невидимые кандалы, которыми опутана душа, и каждое звено связано с другим. Многовековой опыт убеждает, что без помощи Бога вести духовную жизнь невозможно. А без этого человек не может быть нравственно совершенным.

- Борьба с грехом: с чего тут начинать? Какой должен быть подход?

Преподобный Никодим Святогорец советует начинать борьбу с главной страсти: «Войди вниманием в сердце свое - пишет он - и исследуй тщательно, какими помыслами… и пристрастиями оно особенно занято и какая страсть наиболее господствует над ним» Против этой страсти, прежде всего и нужно поднимать оружие, ее-то и стоит стараться побороть: «С одним только исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать», - пишет старец.

- Как понять, какая страсть главная? Можно пояснить на примере?

Любой человек, который имеет цель избавиться от греховных навыков, опытно хорошо чувствует, что мешает ему больше всего. Один имеет сильное желание к постоянному удовлетворению сильно развитого в нем честолюбия, другой находится в плену чувственных удовольствий и так далее.

- В первую нужно бороться с самой закоренелой страстью или с той, которая влечет к самым тяжким грехам?

Со смертными грехами человек должен, не откладывая, начать самую решительную и беспощадную борьбу. Иначе можно лишиться вечной жизни, ибо никто не знает дня своей кончины. Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Для искоренения греховных навыков от человека требуется жертвенность и упорный духовный труд. Тогда приходит от Господа всесильная помощь и исцеление души.

Вся жизнь человека пронизана грехом, кажется, человек живя в миру не может не грешить. Как же быть? Отречься от мира? Получается что раз мы не монахи-аскеты, значит, мы и не спасемся? Как христианину жить в таком мире, когда грех со всех сторон окружает нас?

По слову св. апостола Иоанна Богослова «весь мир лежит во зле» (1Ин.5:19). В наш век зло непомерно умножилось, однако человек не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно моральной свободы явить праведность в любую эпоху.

Тяжело, но не безысходно! Святые отцы пишут, что спасение возможно и в миру, и в монастыре. Вспомним, как святому Антонию Великому после 70-ти лет подвижничества было сказано свыше, что он не достиг духовной меры сапожника из Александрии, а святому Макарию Великому, что тот «не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие в ближайшем городе». Я знаю счастливые семьи с воспитанными детьми. Они сохранили себя в чистоте, и сами на добром основании, в свою очередь, построили благополучные семьи. Слово Божие научает нас удерживаться от уныния и отчаяния. В любую эпоху человек рождается со свободной волей и не находится в роковой зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают достаточно свободы удерживаться от распространившегося вокруг греха. «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни» (Флп 2:14-16).

Старец Паисий Святогорец утверждает, что если глава семейства любит Бога, то духовно он может весьма преуспеть: «Такой человек наделяет своих детей добродетелями, и получает от Бога двойную мзду». Спастись может каждый, потому что для Бога нет ничего невозможного. Вы помните историю про благоразумного разбойника? В последний момент жизни он совершил три подвига, которые его сделали человеком достойного Царства Небесного. Подвиг веры: фарисеи, законники знали наизусть все пророчества о Мессии, видели чудеса которые творил Господь, но они не поверили в Него. А разбойник, вися на кресте, рядом с поруганным, униженным, избичеванным Христом поверил, что это Бог!

Второй подвиг - подвиг любви. Когда у человека сильная нестерпимая боль, он сосредоточен только на ней. В этот момент его мало интересуют дела других людей. Такого человека все раздражает, злит. А разбойник, вися на кресте (мы можем представить, какие ужасные это были муки), нашел в себе внутренние силы для сострадания к Спасителю. Когда второй разбойник начал хулить Христа, он заступился, проявил жалость и не к себе, а к другому человеку: «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк.23:41). И третий подвиг, который совершил благоразумный разбойник - это подвиг надежды. Он зная, что ему осталось несколько часов жизни имел такую великую надежду, что дерзновенно просил Бога: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42). Мы и в менее сложных ситуациях часто отчаиваемся, сомневаемся: «спасемся или не спасемся»… Вот эти три подвига: вера, надежда и любовь исцелили и возродили его душу. Они позволили ему сбросить тяжесть своего страшного греховного прошлого. Но как, каким чудом этот разбойник в таком болезненном состоянии оказался способным к таким подвигам? Это для нас огромная тайна, но для Бога нет ничего не возможного.

Беседовал Дмитрий Ребров

Смертные грехи – поступки, совершая которые человек отдаляется от Бога, пагубные привычки которые особа не желает признать и исправить. Господь по своей великой милости к роду людскому, прощает смертные грехи, если видит искреннее раскаяние и твердое намерение изменить пагубным привычкам. Обрести душевное спасение можно через исповедь и .

Что такое грех?

Слово «грех» имеет греческие корни и в переводе звучит – ошибка, неверный шаг, оплошность. Совершение греха – отступление от истинного человеческого предназначения, влечет болезненное состояние души, ведущее к её разрушению и смертельной болезни. В современном мире грехи человека рисуют как запретный, но привлекательный способ выражения личности, что искажает настоящую суть термина грех» – деяния, после совершения которого душа становится искалеченной и требует врачевания – исповеди.

10 смертных грехов в православии

Список отступлений – греховных поступков, имеет длинный перечень. Выражение о 7 смертных грехах, на основе которых возникают тяжкие пагубные страсти, было сформулировано в 590 году святителем Григорием Великим. Страсть - привычное повторение одних и тех же ошибок, формирующее разрушительные навыки, которые после временного удовольствия доставляют мучения.

В православии – поступки, после совершения которых, человек не кается, а добровольно отходит от Бога, теряет с ним связь. Без такой опоры душа черствеет, теряет способность переживать духовную радость земного пути и посмертно не может существовать рядом с творцом, не имеет возможности попасть в рай. Раскаяться и исповедаться, избавиться от смертных грехов - изменить свои приоритеты и пристрастия можно, находясь в жизни земной.

Первородный грех - что это такое?

Первородный грех – это вошедшая в род человеческий склонность совершать греховные поступки, возникшая после того как Адам и Ева, обитая в раю, поддались искушению и совершили греховное падение. Склонность человеческой воли делать плохие поступки передалась от первых обитателей Земли всем людям. Рождаясь, человек принимает невидимое наследство – греховное состояние естества.


Содомский грех - что это такое?

Формулировка понятия содомский грех – связана с названием древнего города Содом. Содомляне в поисках плотских удовольствий вступали в физические отношения с особями одинакового пола, не пренебрегали актами насилия и принуждения в любодеяниях. Гомосексуальные отношения или мужеложство, скотоложство – тяжкие грехи, происходящие от блудной страсти, они являются срамными и мерзостными. Жители Содома и Гоморы, а также окрестных городов, живших в разврате, были наказаны Господом – с неба на них был послан огонь и дождь из серы для истребления нечестивых.

По Божьему замыслу мужчина и женщина были наделённые отличительными душевными и телесными особенностями для того чтобы дополняя друг друга. Они становились одним целым, продлевали род человеческий. Семейные отношения в браке, рождение и воспитание детей - прямая обязанность каждого человека. Блуд – плотский грех подразумевающий физические отношения между мужчиной и женщиной, без принуждения, не подкрепленные семейным союзом. Прелюбодеяние – это удовлетворение физической похоти с нанесением ущерба семейному союзу.

Мшелоимство - что это за грех?

Православные грехи вызывают привычку приобретать разные вещи, иногда совсем ненужные и неважные – это называют мшелоимством. Стремление приобретать новвые предметы, накопить в земном мире много вещей порабощает человека. Пристрастие к коллекционированию, склонность обзаводиться дорогим предметам роскоши – хранение бездушных ценностей, которые не пригодятся в загробном мире, а в земной жизни отнимают много денег, нервов, времени, становятся объектом любви, которую человек мог проявить по отношению к другому человеку.

Лихоимство - что это за грех?

Лихоимство - способ наживы или получения денежных средств за счёт ущемления ближнего, его затруднительных обстоятельств, приобретение имущества обманными действиями и сделками, воровством. Человеческие грехи - пагубные пристрастия, которые осознав и раскаявшись можно оставить в прошлом, однако отказ от лихоимства требует возвращения нажитого или расточения имущества, что является сложным шагом на пути к исправлению.

Сребролюбие - что это за грех?

Грехи по библии описываются как страсти – привычки человеческой натуры занимать жизнь и мысли увлечениями, мешающие думать о Боге. Сребролюбие – любовь к деньгам, стремление обладать и сохранять земные богатства, оно тесно связанно с жадностью, скупостью, лихоимством, мшелоимством, корыстолюбием. Сребролюбец собирает материальные ценности – богатство. Человеческие отношения, карьеру, любовь и дружбу он строит по принципу – выгодно или нет. Сребролюбивому тяжело понять, что истинные ценности не измеряются деньгами, настоящие чувства не продаются и купить их нельзя.


Малакия - что это за грех?

Малакия - церковно-славянское слово, означающее грех рукоблудия или онанизм. Мастурбация - это грех, одинаковый для женщин и мужчин. Совершая такой поступок, человек становится рабом блудной страсти, которая может перерасти в другие тяжкие пороки – виды неестественных любодеяний, превратиться в привычку потакать нечистым помыслам. Безбрачным и находящимся во вдовстве подобает сохранять телесную чистоту и не осквернять себя пагубными страстями. Если нет желания воздерживаться – надо ступать в брак.

Уныние - смертный грех

Уныние – грех, от которого ослабевает душа и тело, от него развивается упадок физических сил, лень и приходит чувство душевного отчаяния, безнадежности. Пропадает желание трудиться и настигает волна безнадежности и небрежного отношения - возникает неясная пустота. Депрессии – состояния уныния, когда в человеческой душе возникает необоснованная тоска, нет желания совершать добрые дела – трудиться для спасения души и помогать ближним.

Грех гордыни - в чем выражается?

Гордыня – грех, вызывающий желание возвыситься, быть признанным в обществе - высокомерное отношение и презрение к ближним, основанное на значимости собственной личности. Чувство гордости – утрата простоты, охлаждение сердца, неимение чувства сострадания к ближним, проявление строгих немилосердных рассуждений о поступках другого человека. Горделивый не признает помощи Божьей в жизненном пути, не питает чувств благодарности к творящим добро.

Праздность - что это за грех?

Праздность - грех, пристрастие, к которому вызывает у человека нежелание работать, попросту сказать - безделье. От такого состояния души порождаются другие страсти – пьянство, блуд, осуждения, обманы и пр. Не трудящийся - праздный человек живет за счет другого, иногда порицая его о недостаточном содержании, бывает раздражителен от нездорового сна – не натрудившись днем он не получает и полноценного отдыха, дарованного усталостью. Зависть охватывает праздного человека, когда он смотрит на плоды труженика. Им завладевает отчаяние и уныние - что считается грехом тяжким.


Чревоугодие - что это за грех?

Пристрастие к еде и напиткам - греховное желание, названное чревоугодием. Это влечение, дающее телу власть над духовным разумом. Проявляется чревоугодничество в нескольких видах – объедание, услаждение вкусами, гурманство, пьянство, тайное употребление пищи. Насыщение чрева не должно быть важной целью, а только подкреплением телесных нужд - потребностью, не ограничивающей душевную свободу.

Смертные грехи наносят душевные раны, которые приводят к страданиям. Изначальная иллюзия временного наслаждения перерастает в пагубную привычку, которая требует все больше жертв, отнимает часть земного времени, выделенного человеку для молитв и добрых дел. Он становиться рабом страстной воли, которая противоестественна для природного состояния и причиняет в итоге вред ему самому. Возможность осознать и изменить свои пагубные привычки, дана каждому, победить страсти можно противоположенными им по действию добродетелями.

Грех – религиозное понятие, подразумевающее полное или частичное, прямое или косвенное нарушение человеком установленных табу в результате сознательных поступков, противоречащее нормам этой религии. Часто под ним понимают и нарушение общепринятых этических и моральных норм данного общества.

В православной традиции грех – то деяние, которое наносит вред душе человека. Важно в первую очередь не то, какие грехи бывают, а вечное посмертное осуждение и муки ада для тех, кто искренне не раскается в содеянном.

Какие грехи бывают у человека в православии

Какие бывают грехи в православии? Существуют различные классификации. Наиболее распространена следующая.

  • Грехи против собственной личности. Не приветствуется излишнее самолюбование и нарциссизм. Наоборот, рекомендуется смирение и послушание. К этой же категории относятся ложь, зависть и пустословие, лень, стойкая обида и показное хорошее поведение, чрезмерная концентрация на физическом здоровье в ущерб духовному. Еще – употребление спиртных напитков и наркотических средств, азартные игры, увлечение эротикой и порнографией, измена супругу, секс вне брака (церковного) и любые мысли на этот счет.

  • Грехи против других людей. Ненависть к ближним, неумение искренне прощать и забывать обиды, нежелание отказаться от мести. В эту же категорию попадает непочтительное отношение к родителям и другим старшим по возрасту людям, неисполнение данных обещаний и невозвращение вовремя взятого в долг. Также это советы, подталкивающие других к греховным поступкам (например, аборту) и развращение, воровство, отказ в помощи при возможности ее оказать, безответственное отношение к своей работе и плодам чужого труда. Еще – отказ от родительских обязанностей, пренебрежение воспитанием детей, злословие и распространение клеветы и даже просто сплетен, насмешки за спиной и лицемерие в лицо.
  • Грехи против Бога. В первую очередь – несоблюдение его воли, выраженной в библейских заповедях и канонических текстах. Также – маловерие, отсутствие благодарности, притворная религиозность, подверженность суевериям. К ним же относится частое упоминание Бога без достойного повода, богохульство, недовольство тяготами и испытаниями, выпавшими в жизни, неискренние молитвы и нерегулярное посещение храмов, суицидальные мысли.


Смертные грехи

Какие бывают смертные грехи? Они сформулированы почти полторы тысячи лет назад. Общее для них то, что совершивший любой из них навсегда теряет свою бессмертную душу, которая погибает. Без покаяния пути к спасению нет.

  1. Гордыня. Начинается все с приписывания себе вымышленных достоинств, поднимающих над остальными. Затем прекращается общение, знакомство и всякие контакты с теми, кто считается неподходящей компанией по причине низкого социального статуса, недостаточного интеллектуального развития, и так далее. Рвутся связи с друзьями и близкими. В результате душевная черствость ведет к неспособности любить.
  2. Зависть. Желание обладать тем, что есть у других.
  3. Чревоугодие. Помните, что мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. В пище важно соблюдать умеренность. Бесконтрольное обжорство и отказ от пищи духовной ради еды ведут к смерти души.
  4. Блуд. В эту категорию попадают беспорядочные связи, любые сексуальные извращения, измена супругу или супруге, внебрачные связи. Причем не только на деле, но и в мыслях.
  5. Алчность. Помимо денег и вещей в жизни есть гораздо более важные вещи. Для человека, который выше всего ставит материальное благополучие и патологическое стремление обладать какими-то вещами, путь к спасению закрыт по определению.
  6. Гнев. Существует, конечно, и справедливый гнев, объектом которого является все греховное и нечестивое. Но опасен тот, которые направлен против ближних, выражаясь в нецензурных оскорблениях, брани, рукоприкладстве.
  7. Уныние. Частые жалобы на жизненные невзгоды и трудности, общий пессимизм, концентрация на случившихся неудачах и сорвавшихся планах.

Видео по теме статьи

В светской среде существует понятие “семь смертных грехов”, часто мы слышим фразу “самоубийство – смертный грех”. В действительности понятие “смертный грех” нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека – во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть – это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.

Тем не менее, выражение “7 смертных грехов” появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список – перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:

  1. Чревоугодие
  2. Прелюбодеяние
  3. Сребролюбие
  4. Печаль
  5. Уныние
  6. Тщеславие
  7. Гордыня

Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех – поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.

Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы “жизнь свою отдать за други своя”. Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.

Св. Феофан Затворник пишет о смертных грехах: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертные грехи в православии: список

Итак, в 590 году в православии появился определенный список смертных грехов, который можно назвать очень условным. Почему? Потому что грех Прелюбодеяния может делиться на множество грехов. Например, блудные мысли, которые человек не пытается прогнать, хотя Христос сказал, что тот, кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем. Это не означало, что человек, допустивший грешную мысль автоматически лишался возможности попасть в Царствие Небесное. Речь шла о невозможности обмануть Господа и сохранить лишь внешнее благочестие, в душе желая зла ближним или, допуская злые помыслы о них.

Список смертных грехов насчитывает семь пунктов:

  1. Гордость
  2. Зависть
  3. Чревоугодие
  4. Алчность
  5. Уныние

Если первые шесть пунктов не вызывают вопросов, то седьмым часто пытаются упрекнуть людей, страдающих от клинической депрессии. Но речь идет не о болезни и не об обычной грусти, а о душевной лени, о случаях, когда человек перестает верить в помощь Бога, упрекает Его в своих земных невзгодах вместо того, чтобы положиться на Его обетование о спасении всех людей, которые были “куплены дорогой ценой”.

Перечень грехов для исповеди

Как же рассказать о грехах на исповеди? Для начала, важно помнить, что исповедь – это не механическое перечисление грехов, и мы исповедуемся перед Богом, а не докладываем священнику о том, что натворили, как строгому учителю. Священник сокрушается с нами о наших прегрешениях, а не ждет возможности отчитать за проступки. Но иногда без списка грехов бывает трудно подготовиться к исповеди и, чтобы вспомнить о том, что приносило вред нашей душе, каким искушениям мы поддались, проще воспользоваться списком. Этот список – помощник, но составлять из него всю свою исповедь не стоит. Бог и так знает обо всех наших прегрешениях и, если вы забыли сказать о поступке, в котором искренне раскаиваетесь, это не значит, что раскаяние в этом конкретном грехе не будет “учтено”. Бог – не мстительный Дух с калькулятором наших провинностей, а Небесный Отец, который отдал Сына Своего на смерть, чтобы искупить наши грехи. Намеренно утаивать грехи не стоит, исповедь призвана помочь человеку, а не навредить.

Чем мы согрешаем перед Господом?

  • ГОРДОСТЬЮ.
  • НЕБЛАГОДАРНОСТЬЮ.
  • СКЛОННОСТЬЮ НА ХУДОЕ ДЕЛО.
  • НЕПОКОРСТВОМ.
  • САМООПРАВДАНИЕМ.
  • ОСЛЕПЛЕНИЕМ УМА.
  • САМОДОВОЛЬСТВОМ.
  • САМОЛЮБИЕМ.
  • САМОНАДЕЯННОСТЬЮ.
  • НЕВНИМАНИЕМ К СУДУ БОЖИЮ.
  • СВОЕНРАВИЕМ.
  • САМОХВАЛЬСТВОМ.
  • САМОУГОДИЕМ.
  • САМОЧИНИЕМ.
  • НАГЛОСТЬЮ.
  • ОСКОРБЛЕНИЕМ.
  • ВЛАСТОЛЮБИЕМ.
  • СЛАВОЛЮБИЕМ.
  • ВОЗНОШЕНИЕМ.
  • ВЫСОКОМЕРИЕМ.
  • ВЫСОКОСЕРДИЕМ.
  • ВЫСОКОУМИЕМ.
  • НЕПОСЛУШАНИЕМ.
  • ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬ.
  • ОТСТУПЛЕНИЕМ ОТ БОГА.
  • БОГОХУЛЬСТВОМ.
  • КОЩУНСТВОМ.
  • НЕЧЕСТИЕМ.
  • НЕПРАВОВЕРИЕМ.
  • ЗАБЛУЖДЕНИЕМ.
  • СУЕВЕРИЕМ.
  • НЕПРАВДОЙ.
  • ПРОТИВЛЕНИЕМ ДОБРУ.
  • НЕПОСТОЯНСТВОМ.
  • ПРЕЛЕСТЬЮ.
  • ЕРЕСЬЮ.
  • ЧАРОДЕЙСТВОМ.
  • ВОЛШЕБСТВОМ.
  • ГАДАНИЕМ.
  • НЕВЕРИЕМ.
  • ЛЮБОНАЧАЛИЕМ
  • КОМАНДОВАНИЕМ.
  • ЛЮБЛЕНИЕМ ПОЧЕСТИ.
  • НАДМЕННОСТЬЮ.
  • ТЩЕСЛАВИЕМ.
  • КИЧЕНИЕМ.
  • ЗАВИСТЬЮ.
  • ЗЛОРАДСТВОМ.
  • ПРЕЗРЕНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  • НЕИМЕНИЕМ ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ.
  • ПОРУГАНИЕМ.
  • ПОРИЦАНИЕМ.
  • УНИЖЕНИЕМ ДРУГИХ.
  • НЕЧУВСТВИЕМ.
  • НЕУВАЖЕНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОНЕНАВИСТНИЧЕСТВОМ.
  • ЧВАНСТВОМ.
  • ПОДСМАТРИВАНИЕМ.
  • ПОДСЛУШИВАНИЕМ.
  • НАУШНИЧЕСТВОМ.
  • УКОРЕНИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСЕРДИЕМ.
  • ЖЕСТОКОСТЬЮ.
  • НЕНАВИСТЬЮ.
  • ДУШЕГУБСТВОМ.
  • ЛЖЕСЛОВИЕМ.
  • ГОРТАННОБЕСИЕМ.
  • ЧРЕВОБЕСИЕМ.
  • ЛЕНОСТЬЮ.
  • НЕУМЕРЕННОСТЬЮ СНА.
  • НЕВОЗДЕРЖАНИЕМ.
  • ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕМ.
  • ПЬЯНСТВОМ.
  • СКВЕРНОСЛОВИЕМ.
  • БЛУДОМ.
  • СЛОЖЕНИЕМ В МЫСЛИ С ГРЕХОМ.
  • ПУСТОСЛОВИЕМ.
  • НАПЫЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСПУЩЕННОСТЬЮ.
  • РАСТЛЕНИЕМ.
  • СОИЗВОЛЕНИЕМ НА ГРЕХ.
  • РЕВНОВАНИЕМ, РЕВНИВОСТЬЮ.
  • РАЗВРАТОМ.
  • РАСПУТСТВОМ.
  • РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • СОВЕТОМ НА ГРЕХ.
  • НАСИЛИЕМ.
  • МУЖЕЛОЖСТВОМ.
  • СКОТОЛОЖСТВОМ.
  • ОТВЕРЖЕНИЕМ.
  • НЕВЕЖЕСТВОМ.
  • НЕБЛАГОРАЗУМИЕМ.
  • НЕБЛАГОГОВЕНИЕМ.
  • НЕВИДЕНИЕМ.
  • ХВАСТОВСТВОМ.
  • ПРИТВОРСТВОМ.
  • ТАЙНОЯДЕНИЕМ.
  • НЕПРИЛИЧНЫМ ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ.
  • МНОГОЯДЕНИЕМ.
  • ЧРЕВОУГОДИЕМ.
  • ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВОМ.
  • КРОВОПРОЛИТИЕМ.
  • КОВАРСТВОМ.
  • КЛЯТВОПРЕСТУПЛЕНИЕМ.
  • КЛЕВЕТОЙ.
  • ИЗВРАЩЕНИЕМ СЛОВ.
  • ЛИЦЕМЕРИЕМ.
  • ЛОВЕРИЕМ.
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ ГРЕХОВ.
  • ОЖЕСТОЧЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ЛЕСТЬЮ.
  • УНЫНИЕМ.
  • РОПОТОМ.
  • ПЕЧАЛЬЮ.
  • БЕСПОКОЙСТВОМ.
  • БОЯЗНЬЮ.
  • МАЛОВЕРИЕМ.
  • МАЛОДУШИЕМ.
  • РАВНОДУШИЕМ.
  • УТАЕНИЕМ.
  • ОКАМЕНЕНИЕМ СЕРДЦА.
  • СТЫДЕНИЕМ В ПОКАЯНИИ.
  • СОМНЕНИЕМ.
  • СТРАХОМ.
  • ОТЧАЯНИЕМ.
  • ХУЛОЙ.
  • УБИЙСТВОМ
  • ДЕТОРАСТЛЕНИЕМ.
  • МАЛАКИЕЙ, ОНАНИЗМОМ, РУКОБЛУДИЕМ.
  • КРОВОСМЕШЕНИЕМ.
  • СКОПОТВОРСТВОМ.
  • РАБОЛЕПСТВОМ.
  • НЕРАДЕНИЕМ. СРЕБРОЛЮБИЕМ.
  • УТАИВАНИЕМ ЧУЖОГО.
  • БЕССЕРДЕЧИЕМ.
  • РВЕНИЕМ.
  • ПРИСТРАСТИЕМ К ЧЕМУ-ЛИБО.
  • ВЕЩЕЛЮБИЕМ.
  • ЛЮБОСТЯЖАНИЕМ.
  • ПРИСВОЕНИЕМ ЧУЖОГО.
  • ИЗВОРОТЛИВОСТЬЮ.
  • БОЖБОЙ.
  • СКУПОСТЬЮ.
  • ЖАДНОСТЬЮ.
  • ТОРГАШНИЧЕСТВОМ.
  • МЗДОИМСТВОМ.
  • ЛИХОИМСТВОМ.
  • СВЯТОТАТСТВОМ.
  • ВОРОВСТВОМ.
  • ВЗЯТНИЧЕСТВОМ.
  • КОРЫСТОЛЮБИЕМ.
  • РАЗБОЕМ.
  • ИДОЛОСЛУЖЕНИЕМ,
  • ИДОЛОПОКЛОНСТВОМ.
  • ВСПЫЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ГНЕВОМ.
  • РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БУЕСЛОВИЕМ.
  • НЕГОДОВАНИЕМ.
  • НЕРАЗУМИЕМ.
  • НЕРАССУЖДЕНИЕМ.
  • НЕСДЕРЖАННОСТЬЮ.
  • НЕТЕРПЕНИЕМ.
  • СВАРЛИВОСТЬЮ.
  • ОСУЖДЕНИЕМ.
  • ПЕРЕСУДАМИ.
  • ПОПЕРЕЧЕНИЕМ.
  • СПОРАМИ.
  • ЛЮБОПРЕНИЕМ.
  • ПОНОШЕНИЕМ.
  • СРАМОСЛОВИЕМ.
  • ССОРАМИ.
  • РАЗДОРОЛЮБИЕМ.
  • ДЕРЗОСТЬЮ.
  • БРАНЧЛИВОСТЬЮ.
  • ЗЛОРЕЧИЕМ.
  • ЗЛОСЛОВИЕМ.
  • ЯРОСТЬЮ.
  • НЕСОГЛАСИЕМ В ДОБРОМ.
  • НЕСОЗНАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • ОБМАНОМ.
  • ПЛЕНЕНИЕМ.
  • ЗАПАЛЬЧИВОСТЬЮ.
  • ДВОЯЗЫЧНОСТЬЮ.
  • ДВОЕДУШИЕМ.
  • ЗЛОПАМЯТСТВОМ.
  • ЗЛОБОЙ.
  • ЗЛОХИТРОСТЬЮ.
  • ИЗДЕВАТЕЛЬСТВОМ.
  • НЕПРАВЕДНОЙ КЛЯТВОЙ.
  • ВРАЖДОЙ.
  • ВРАЖДОЛЮБИЕМ.
  • ПОБОЯМИ.
  • ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ.
  • ПРОКЛЯТИЕМ.
  • ОКЛЕВЕТАНИЕМ.
  • ПАМЯТОЗЛОБИЕМ.
  • НЕСОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬЮ.
  • БЕСЧУСТВИЕМ.
  • УЯЗВЛЕНИЕМ.
  • ДОСАЖДЕНИЕМ.

Как бороться с грехами?

К сожалению, человек не может победить грех самостоятельно. И просто маниакально следить за тем, чтобы не совершить грех – недостаточно. Точнее, это вряд ли поможет. Человек неизбежно будет грешить, такова его природа после первородного греха. Поэтому стоит стараться делать все возможное, чтобы не идти против воли Господа и молить Его о даровании сил в борьбе со грехом и прощении. Бояться смертных грехов надо не, потому что Бог карает за них смертью. Это не так. Человек сам некогда подписал себе смертный приговор, нарушив волю Создателя. Теперь наша задача – постараться минимизировать власть зла над нами, приблизиться к единственному источнику жизни для христианина – ко Христу.

Вы прочитали материал о смертных грехах.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх