Cочинение «Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри»). Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

...Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога... М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива...» Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию, «боренью». Его «огненной душе» близок мир романтической поэмы с его экзотическими пейзажами, исключительными обстоятельствами, идеальными героями. Эмоциональная, взволнованная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания. ...О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнию ловил... Да, только могучий духом исполин может так естественно ощущать дружбу «меж бурным сердцем и грозой». Исключительность личности Мцыри как романтического героя подчеркивают и необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она еще больше разожгла в нем желание любой ценой «пройти в родимую страну». Автор обращает основное внимание на мир внутренних переживаний Мцыри, а не на обстоятельства его внешней жизни. О них кратко и эпически спокойно рассказывает автор в небольшой второй главе. А вся поэма представляет собой монолог Мцыри, его исповедь чернецу. Значит, такая характерная для романтических произведений композиция поэмы насыщает ее лирическим элементом, который преобладает над эпическим. Не автор описывает чувства и переживания Мцыри, а сам герой рассказывает об этом. События, которые происходят с ним, показываются через субъективное его восприятие. Композиция монолога тоже подчинена задаче постепенного раскрытия его внутреннего мира. Сначала герой говорит о своих затаенных думах и мечтах, скрытых от посторонних. «Душой дитя, судьбой монах», он был одержим «пламенной страстью» к свободе, жаждой жизни. И герой, как исключительная, бунтующая личность, бросает вызов судьбе. Значит, характер Мцыри, его мысли и поступки и определяют сюжет поэмы. Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него монастырскими стенами. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, вслушивается в многоголосый мир звуков. Мцыри ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля, холмы, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком. Пейзаж в поэме не только составляет романтический фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер, то есть становится одним из способов создания романтического образа. Так как природа в поэме дается в восприятии Мцыри, то о его характере можно судить по тому, что именно привлекает в ней героя, как он о ней говорит. Многообразие и богатство пейзажа, описанного Мцыри, подчеркивают монотонность монастырской обстановки. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы, его не пугают опасности, таящиеся в ней. Например, он наслаждается великолепием беспредельного голубого свода ранним утром, а затем терпит иссушающий зной в горах. Таким образом, мы видим, что Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о душевной широте его натуры. Описывая природу, Мцыри прежде всего обращает внимание на ее величие и грандиозность, а это приводит его к выводу о совершенстве и гармонии мира. Романтичность пейзажа усиливается от того, как образно, эмоционально говорит о нем Мцыри. В его речи часто используются красочные эпитеты («сердитый вал», «горящая бездна», «сонные цветы»). Эмоциональность образов природы усиливают и необычные сравнения, встречающиеся в рассказе Мцыри. Например, деревья напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ явно навеян воспоминаниями о детстве в родном ауле. В рассказе юноши о природе ощущается любовь и сочувствие ко всему живому: поющим птицам, плачущему, как дитя, шакалу. Даже змея скользит, «играя и нежася». Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом, в которой с особой силой раскрылись его бесстрашие, жажда борьбы, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу. Битва с барсом изображена в духе романтической традиции. Барс описан весьма условно, как яркий образ хищника вообще. Этот «пустыни вечный гость» наделен «кровавым взором», «бешеным скачком». Романтична победа слабого юноши над могучим зверем. Она символизирует мощь человека, его духа, способность одолеть вс? препятствия, встречающиеся на его пути. Опасности, с которыми сталкивается Мцыри, являются романтическими символами зла, которое сопровождает человека всю жизнь. Но здесь они предельно сконцентрированы, так как подлинная жизнь Мцыри сжата до трех дней. И в свой предсмертный час, осознавая трагическую безнадежность своего положения, герой не променял ее на «рай и вечность». Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе. Своеобразие романтического образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия. Лермонтовский герой бросал вызов разуверившимся, апатичным и равнодушным героям «Думы». Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом нашего поэта». Романтический образ Мцыри, лишенный конкретных примет эпохи, преодолел время и пространство и продолжает пробуждать к действию, к «боренью» все новые и новые поколения.

Время написания. Тематика, проблематика, идейная направленность

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году, после завершения работы над «Демоном», и доработана в 1841 году.

В своем произведенииЛермонтов обращается ктеме Кавказа , который являлся для поэта воплощением идеи вольности. Поэту важны иприрода Кавказа, ихарактер горцев . Лермонтов затрагивает здесь иисторическую тему , рассказывая в первых главках «Мцыри» о временах, связанных с присоединением Грузии к России, о кавказских войнах, о «славе прошлой».

Поэт воплощает в произведении идеал свободной, полной тревог и борений жизни. Одновременно здесь утверждается мысль о единении человека с природой ,о душевном отдохновении, покое.

«Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя

«Мцыри» – характерный образец романтической поэмы . Как известно, в основе романтического миросозерцания лежит противоречие между идеалом и действительностью.Идеал Лермонтова воплотился в произведениив образе главного героя .

Слово «мцыри» изначально не является именем собственным. По-грузински оно означает «монах-послушник». Ни имени, данного герою при рождении, ни имени, полученного им в момент крещения, автор не указывает. Читатель узнаёт лишь о том, что это молодой горец, взятый в шестилетнем возрасте в плен русским генералом (вероятно, А.П.Ер­моловым). Значительную часть детства и все юношеские годы герой провел в монастыре, который так и не стал для него родным. Мы узнаем также, что Мцыри слаб телом, но в нем живет «могучий дух» его отцов.

Черты характера Мцыри целесообразно рассмотреть в сопоставлении его с Демоном , героем другой известной поэмы Лермонтова 1 . Мцыри, как и Демона, отличаютмогучая воля, неукротимое стремление к свободе, к действию . Как и Демон, Мцыриодинок . Главное, что сближает Мцыри с Демоном и другими романтическими героями Лермонтова, – это егобунтарский дух . Еще будучи ребенком, оказавшись в плену и заболев, «он «знаком пищу отвергал / И тихо, гордо умирал». В последней своей исповеди Мцыри рад «словами облегчить» грудь, но онне готов к покаянию . «О прощенье не молю», – заявляет герой. Смысл его монолога, обращенного к монаху, заключается в том, чтобы показать, что три дня, проведенные на свободе, милей его сердцу, чем вся жизнь, прошедшая в неволе. Мцыричужда мысль о христианском смирении. В конце своей исповеди герой признается:

Увы! За несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

В то же время Мцыри и Демона очень многое отличает друг от друга. Демон – герой-индивидуалист . Он сознательно противопоставляет себя окружающему миру. Для Демона не существует никаких моральных преград. Он готов на любое преступление ради достижения своих целей. Демон – героймрачный . Его ум разъедаетскептицизм . Он не видит перед собойникакой положительной цели . Душу героя раздираютмучительные противоречия . Онне находит себепокоя .

Не таков Мцыри. Мцыри , как и Демон,одинок . Но егоодиночество вынужденное . В монастырском заточении он оказался не по своей воле. Мцыри не утратиллюбви к отчизне, к близким, родным . Он не разуверился в людях. Его отличаютдружелюбие, душевная легкость, сердечность. Мцыри не разочаровался в жизни: онлюбит природу , онощущает полноту бытия . Мцыри, в отличие от Демона, не раздирают неразрешимые противоречия. Это личностьцельная и одновременносветлая, гармоничная . В образе Мцыри воплотился лермонтовскийидеал «естественного человека» . Поэт развивает идею Ж.-Ж. Руссо о том, что человек по своей природе добр, чист душой, гармоничен, однако общество искажает его натуру. Мцыри именно такой «естественный человек»,дитя природы.

Всё же одно существенное противоречие в мировоззрении героя мы наблюдаем. Это противоречие междустремлением к упокоению души в раю ижаждой бурь и битв ; наиболее ярко оно проявляется в душе героя в его предсмертный час:

…пускай в раю,

В святом, заоблачном краю,

Мой дух найдет себе приют…

Увы! – За несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Мцыри – герой, необычайно близкий по духу самому поэту . Недаром Белинский отмечал, что Мцыри –«любимый идеал Лермонтова».

Особенности композиции

Отличительная особенность композиции «Мцыри» состоит в том, что большую часть поэмы занимает исповедь героя.

Исповеди Мцыри предшествует небольшое авторское вступление (оно занимает две главки из двадцати шести), которое позволяет читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими реалиями. В этом вступлении, во-первых, указываетсявремя и место действия произведения:

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь…

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал…

Во-вторых, во вступлении дается краткая характеристика героя:

Он был, казалось, лет шести;

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов…

Наконец, здесь же кратко излагается сюжет произведения: рассказывается о жизни Мцыри в монастыре и о трех днях, проведенных им на воле.

Далее следует исповедь героя. Отметим, что исповедальное начало характерно и для романтической поэмы как жанра, и для творчества Лермонтова. Форма исповеди дает поэту возможность психологически точно раскрыть внутренний мир персонажа.

Интересно соотношение временных планов в поэме.Три дня свободы длятся дольше, чем вся предшествующаяжизнь герояв неволе. Почти весь монолог персонажа посвящен этим трем дням. Таким образом, уже временная организация поэмы подчеркиваетантитезу двух ведущих мотивов поэзии Лермонтова –свободы иневоли . Временная антитеза усиленаобразной антитезой : образ монастыря-тюрьмы соотнесен с образомвольного Кавказа.

Как и в других романтических поэмах, основное внимание в «Мцыри» Лермонтов уделяет наиболее ярким эпизодам , соотнесенным с ведущими мотивами поэмы и существенным для понимания характера героя. Этосозерцание природы Кавказа и думы Мцыри о родине ,сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря,встреча герояс грузинкой , егопоединок с барсом ,сон в степи , наконец,возвращение в монастырь.

Итак, в основе сюжета произведения –история побега Мцыри из монастыря. Бегству героя предшествуют долгие часысозерцания величественных гор Кавказа и бесконечные думы о родине . Рассказ Мцыри об этом становится своеобразнойэкспозицией основного действия поэмы. Перед глазами героя встают картины детства: он видит родной аул, стариков, своего отца, сестер:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Сюжетная завязка поэмы – сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря. Вот как герой описывает этот момент своей жизни:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил…

В этом эпизоде раскрывается представление Мцыри об истинном бытии человека. Жизнь для него – это прежде всего полное слияние с природой. В природной стихии герой видит истинную свободу и возможность борьбы .

Следующий важнейший эпизод в развитии сюжета – встреча Мцыри с молодой грузинкой . Здесь возникает еще один мотив поэзии Лермонтова – мотив возвышенной любви . Вот что рассказывает Мцыри о пленительном голосе грузинки:

И ближе, ближе все звучал

Так безыскусственно живой,

Так сладко вольный, будто он

Лишь звуки дружеских имен

Произносить был приучен.

Существенно, что здесь возникает скорее звуковой , нежели зрительный образ.

Кульминационным моментом в развитии сюжета можно назвать поединок Мцыри с барсом . Здесь звучит один из доминирующих мотивов поэзии Лермонтова – мотив борьбы . Схватка с барсом означает для Мцыри самое высокое наслаждение жизненной борьбой:

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы: сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы и крови…

Следующий эпизод поэмы – сцена забвения , когда лермонтовский герой слышит во сне-бреду песню рыбки :

Дитя мое,

Останься здесь со мной:

В воде привольное житье,

И холод, и покой.

Здесь звучит один из важнейших лермонтовских мотивов – мотив покоя.

Обратим внимание на замкнутость композиции «Мцыри». В монастыре действие поэмы началось, в монастыре и закончилось. Замкнутая композиция позволяет особо выделить еще один мотив лермонтовской поэмы – мотив судьбы , неодолимого рока . Герой восклицает:

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

В самом деле, Мцыри не смог найти дорогу на родину. Ему не хватило сил, потому что «в тюрьме воспитанный цветок» на воле неизбежно погибает.

Природа в поэме «Мцыри»

Говоря о роли природы в поэме «Мцыри», отметим романтический характер пейзажа. Перед читателем поэмы открываются картины Кавказа – родины Мцыри. Кавказский пейзаж у Лермонтова и конкретен, и одновременно окрашен в романтические тона. Кавказ дан в восприятии Мцыри:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Рисуя картины Кавказа, Лермонтов раскрывает свой идеал «естественного человека» , живущего в единстве с природой . В то же время природа подчас выступает как сила, враждебная герою .

С образами природы связаны важнейшие мотивы поэзии Лермонтова борьбы, покоя, любви ... Образы природы присутствуют в каждом из важнейших эпизодов произведения, выполняя символическую роль. Гроза – символ единения с природой, свободы и борьбы; битва с барсом – символ борьбы, сон в степи – символ покоя.

Природа является источником не только поэтических символов, но и других художественных средств – сравнений, олицетворений, метафор . Приведем пример сравнения . Мцыри стремится в «чудный мир тревог и битв,/ Где в тучах прячутся скалы, /Где люди вольны, как орлы». Облака плывут, «как будто караван/ Залетных птиц из дальних стран». Мцыри был, «как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник». Как известно, прием олицетворения заключается в том, что неодушевленная природа мыслится как живая, сравнивается с человеком. Монастырь находился «там, где, сливаяся, шумят, / обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Ночь в лесу кажется герою страшным чудовищем: «И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста...»

Вопросы и задания

1. Когда создавалась поэма «Мцыри»? К каким темам обращается здесь поэт? Какие проблемы ставит он в своем произведении? Что вы можете сказать об идеях, которые утверждает Лермонтов в поэме?

2. Почему «Мцыри» называют романтической поэмой? Что прежде всего определяет жанровую специфику этого произведения?

3. Объясните значение слова «мцыри». Какие черты героя соотнесены с исторической реальностью? Что сближает Мцыри с Демоном, другим романтическим героем Лермонтова? Что принципиально отличает Мцыри от Демона? Какое существенное противоречие в миросозерцании Мцыри мы наблюдаем?

5. Назовите и прокомментируйте основные эпизоды, составляющие сюжет «Мцыри». Какие мотивы поэзии Лермонтова звучат в этих эпизодах? Какие черты главного героя здесь раскрываются? Какой мотив подчеркнут замкнутостью композиции поэмы?

6. Расскажите об основных функциях образов природы в поэме.

7. Составьте план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ Мцыри и художественные средства его создания».

8. Напишите сочинение на тему: «Герои поэм Лермонтова» («Песня про... купца Калашникова, «Мцыри»).

Меню статьи:

Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.

Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения (в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей. Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.

Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.

Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Вопрос о названии поэмы

Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри». Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг. Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.

Эпиграф поэмы и его значение

Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество». С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился. Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».

Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.

Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.

Предлагаем вашему вниманию которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова. Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях. В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.

Тема поэмы

Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.

Идея поэмы

Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.

В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.

Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения. Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека. Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет. В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге. Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.


Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание. Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает. Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.

Особенности поэмы

Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.

Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.



В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.

Проблематика

Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.

Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.

Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.

Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев

4.5 (90%) 2 votes

Человек – частица природы. Поэтому во многом его настроение, самочувствие и даже достаток зависят от природных условий. Особенно тесная взаимосвязь природных явлений и важных событий в жизни человека прослеживается во многих литературных произведениях. Чтобы подчеркнуть значимость того или иного действия или душевного состояния литературных героев автор часто использует неординарные природные явления как необходимый эмоциональный фон.

Так в поэме «Мцыри» М.

Ю. Лермонтов использует описание неприступных кавказских гор как олицетворение непоколебимого свободолюбивого духа тех людей, которые родились и выросли здесь. В противоположность высоким горам и непоколебимым горцам поэт изображает глухие стены монастыря, за которыми прячутся богобоязненные монахи. Для них ежедневные молитвы затмили красоту окружающих гор, лесов и обнявшихся как две сестры рек Арагвы и Куры.

Рожденный среди свободного народа Мцыри, оказавшись за монастырскими стенами, задыхается в атмосфере душных беспрестанных молитв. Его отрывочные детские воспоминания бередят душу юноши.

Мцыри тяжело смириться с мыслью, что ему уготована жизнь среди монахов и монастырских стен, напоминающих тюремное ограждение. Юноша готов без сожаления отдать жизнь хотя бы за один день, проведенный среди высоких гор и неприступных скал, чтобы услышать пение птиц и журчание непокорных горных рек.

Не испугавшись ночной бури и грозового дождя Мцыри однажды убегает из монастыря. Всего три дня проведенные на свободе среди суровой природы гор, но он ни на минуту не сожалеет о тех опасностях, с которыми ему пришлось столкнуться. Невзирая на жестокую схватку со снежным барсом и полученные смертельные раны, Мцыри считает эти дни лучшими в своей жизни. Ведь влача безликое однообразное существование среди монахов, он не сумел бы проявить свои лучшие качества, которые раскрылись только благодаря пребыванию Мцыри среди лесов и горных вершин. Именно благодаря проявившимся в этой ситуации смелости, решительности и самоотверженности Мцыри сумел одержать победу над грозным хищником.

Понимая, что он умирает, юноша возвращается к монахам, но не за прощением и желанием жить в этой душной атмосфере дальше. Он возвращается в монастырь лишь только для того, чтобы монахи похоронили его на воле среди гор. Даже мертвым юноша не хотел оставаться в стенах монастыря. Его свободолюбивый дух рвался на волю и после смерти.

Обновлено: 2017-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Мцыри», как и «Демон», относится к вершинным созданиям лермонтовского гения. Будучи, как и «Демон», наиболее обобщенным и художественно совершенным выражением революционно-романтического аспекта мироощущения Лермонтова, «Мцыри» занимает особое место в русской литературе, как памятник, богатый ассоциациями с предшествующей литературой, но неповторимый в своем художественном своеобразии.

Если проза Лермонтова во многом определила направление, в котором развивались художественные системы Тургенева, Достоевского, Толстого, то романтические поэмы Лермонтова, полностью сохраняя мощное эстетическое воздействие на читателей многих поколений, вызывали множество подражаний, эпигонских повторений, но по существу не имели эстетического развития до начала нового века. Лишь творчество Горького, Блока, Маяковского в отдельных направлениях можно считать наследственным.

По отношению к творчеству самого Лермонтова «Мцыри» вбирает многое из поэм «Исповедь» и«Боярин Орша», а также из лирических произведений со сходными «идеальными» мотивами, но в целом новая поэма имеет совершенно оригинальное и цельное идейное наполнение.

Верный своей творческой манере, Лермонтов в поэме «Мцыри» выделяет определенный аспект освещения проблемы положительного героя, подчеркивая его явную и абсолютную «положительность». В «Демоне», «Герое нашего времени» и в лирике та же проблема решается подспудно, чаще всего — в негативном освещении. Достоинства и недостатки героя относительны, зависимы от обстоятельств. Иначе дело обстоит в «Мцыри». Как справедливо в свое время указали Белинский и Огарев, Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова, его «самый ясный и единственный» идеал.

Любовь к жизни, любовь к свободе, любовь к родине здесь выступают в прямой, эмоционально обнаженной форме. История Мцыри — это история деятельного проявления такой любви, по-детски непосредственной и чистой. В такой же мере естественно и неодолимо заложенное в человеческом сердце неприятие рабства. Для человека, рожденного свободным, любого рода оковы несут в себе смерть, духовную гибель.

Идейная общность «Мцыри» с «Демоном» очевидна, но при сходстве некоторых идей, поэтического языка и символической многозначности образов в гораздо большей степени обращают на себя внимание различия между поэмами. Так, многообразие форм земной жизни в «Демоне» — «И блеск и жизнь и шум листов, Стозвучный говор голосов, Дыханье тысячи растений», вся картина «дикого и чудного» «божьего мира» — стихия, враждебная отверженному герою.

Она занимает сравнительно небольшоеместо среди других характеризующих его явлений. Но, как уже говорилось выше, противостояние внешнего мира Демону подчеркнуто зримой конкретностью первого и условной символической «прозрачностью» второго. В поэме «Мцыри» пейзаж занял почти всю площадь произведения, приобретя характер единства, в которое погружены люди с их внутренним миром, в частности близкий к природе вольнолюбивый герой. Природа в поэме не статична.

Она вся во взаимопереходах состояний: утро сменяется днем, вечером, ночью, неотвратимые ритмы накладываются один на другой; в недрах тишины и покоя зарождаются бури; разгул, напряжение стихий влечет за собой электрические разряды молний и умиротворение природы. В сложной естественной сфере человеческого духа происходят те же циклические перепады состояний — от высоких, разрушительных и очищающих взрывов страстей до умиротворяющего созерцания.

История трехдневного побега Мцыри из монастыря имеет самостоятельное сюжетное значение. Исполненная настроением деятельного вольнолюбия и любви к родине, она в то же время насыщена общефилософскими идеями единения и борьбы человека с природой и обществом, диалектикой побед и поражений в этой борьбе. Явления природы, с одной стороны, вполне конкретны: действие резвертывается, как и в «Демоне», на Кавказе; с другой стороны, символичны. На это справедливо указал в одной из лучших до настоящего времени работ о «Мцыри» Д. Е. Максимов.

Соотношение реального и символического плана в изображении «цветущего сада» природы особенно важно как сознательное проявление художественной «тактики» писателя, владевшего к этому времени с достаточным совершенством языком романтического и реалистического письма.

В «Мцыри», в отличие от «Демона», монастырь от редакции к редакции изображается все сдержаннее и «графичнее», почти «бесплотно», без зрительных подробностей, которые были в «Боярине Орше» и в черновиках «Мцыри».

Образ-символ «монастыря-тюрьмы» нуждался, по ощущению поэта, именно в «бесплотности» красок, отсутствии реалий, и художник делает «обратный ход» от живописания конкретного, точного к живописанию умозрительному, обобщенному, соответствующему художественному миру символов. Кстати говоря, такая динамика художественного языка Лермонтова подтверждает правильность мысли об особом характере эволюции эстетического метода Лермонтова, совершающейся отнюдь не прямолинейно.

В поэме «Мцыри», в отличие от «Демона», свойствами жизненно реальной фигуры обладает герой. Индивидуальность его — в максимальной энергии духа и физической подвижности. Соответственно строятся и портретные характеристики: Мцыри — весь в пластике. Только первые несколько строк экспозиции дают описательнуюхарактеристику («Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик И слаб и гибок, как тростник»).

И то же в конце экспозиции: облик Мцыри в последние часы жизни («Он страшно бледен был и худ И слаб...»). Все остальное — движение могучего духа, передаваемое через динамику жестов, поз, экспрессивных двигательных ассоциаций, наполняющих глубоким содержанием, казалось бы, предельно простые слова Мцыри: «...что делал я На воле? Жил...».

Имеется в виду не только глагольное выражение насыщенности физического действия и душевных движений: бежал, полз, прятался, кричал, плакал, висел над глубиной, превозмог страданья голода, стал влезать на дерева, в исступлении рыдал, грыз сырую грудь земли, сердце зажглося жаждою борьбы, пламенел, визжал, томился и страдал, думал, грудь полна желаньем и тоской и т. д. Имеется в виду скульптурность изображения, в котором видишь запечатленными все детали движенья, объемность тела и положение его в пространстве (даже если оно гиперболично):

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек...

Напрасно прятал я в траву

Мою усталую главу...

В ряде случаев текст фиксирует позу недвижимости героя, но и тогда окружающий фон лишь подчеркивает идею его потенциального движения, стремления к цели («...я лежал, Где выл, крутясь, сердитый вал»; «...жадно я припал к волне. Вдруг голос — легкий шум шагов...»; «я... прятался, как змей. Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой, Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился» и т. д. и т. п.

Пейзаж в поэме, как во многих фольклорных призведениях, как в «Слове о полку Игореве», активен: силы природы соучаствуют в создании образа героя — своим единением с ним или враждебностью они формируют его именно таким, каким он должен быть в идеале: сильным, целеустремленным в поисках пути к родине, в поисках духовных ресурсов, когда иссякают силы.

Поэтизация цели, поэтизация действия воспринимались современниками как определенная политическая цель и определенное освободительное действие. Этому способствовали прямые и косвенные выразительные средства произведения (сюжет, символика борьбы, речения острого смысла).

Соответственно организованы и музыкальные свойства стиха: неоднократно отмечалось воинственноеэмоциональное воздействие мускулистого четырехстопного ямба с мужской рифмовкой (Белинский: «...звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву»). На монотонной ритмической основе отчетливо выделяются интонационные фигуры, выражающие психологическое состояние героя: пафос жизнеутверждения при обреченности на гибель.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх