Что значит кикимора. Прототипы в других культурах. Кто такая кикимора

В мифологии очень часто встречается упоминание таких существ, как . Другие их имена шишига или шишимора. Кто они, откуда взялись, и как взаимодействуют с человеком, до сих пор интересует людей.

Кто такая Кикимора болотная?

Первоначально появилось слово «мора», а затем к нему прибавилось «кики», что означало горбатая. Словом кикимора называют жену , который охраняет человеческое жилище. Она обычно представляется женщиной со спутанными волосами и очень некрасивой. Местом ее обитания считается дом.

Ее родной сестрой можно считать болотную кикимору. В чем-то они схожи и внешне, и по характеру, и по поведению, но есть и определенные отличия. Кикимора болотная – это жена лешего, которые живут глубоко в топях. В отличие от они имеют зеленый цвет кожи и очень длинные волосы, покрытые тиной. Кикимора болотная редко показывается людям на глаза, а так же очень боятся солнечного света, потому что под ярким светом их кожа приобретает зеленый оттенок. Так и живут они в глухих топких местах и морочат головы проходящим по лесу путникам.

Как выглядят болотные кикиморы

Так же как и домашние духи, принимают образ некрасивой женщины с маленькими глазами, тонкими губами и крючковатым носом. На ее лице могут быть бородавки. Волосы такой кикиморы очень длинные. В них она вплетает тину и болотные растения. Одеваются болотные кикиморы , обычно, в подобие сети. Так же она очень сильно любит различные меха, которые тоже использует как наряд.

Простой человек это существо видит крайне редко. Обычно появляется перед теми, кого сами и заманили в топкие болота. Они показываются, чтобы испугать и окончательно дезорганизовать тонущего человека.
Появление кикиморы болотной

Очень часто можно услышать, что кикиморой называют женщин со скверным ворчливым характером, которые постоянно всем недовольны. Такое сравнение появилось неслучайно. У этой нечестии действительно очень скверный нрав.

Откуда же появились болотные кикиморы?

По этому поводу выдвигается несколько версий. Болотными кикиморами могут стать младенцы, которых ненавидела и проклинала мать, а так же утонувшие и некрещеные дети женского пола. Так же к вдовам и тоскующим по возлюбленному девушкам прилетал огненный змей, который превращался в юношу и соблазнял несчастную. От таких отношений получались дети, которые и становились кикиморами.

Запустить в дом вредное существо могут плотники и печники, которым не заплатил хозяин за работу. После того, как оплата производилась, все становилось на свои места, и никто уже не стучал и не гремел ухватами.

На Урале бытует поверье, что детей, которые зашли в топкие места, воруют кочки – это болотная нечисть. Она весь день прячется в тине, показывая только свои пушистые волосы. Ближе к вечеру болотные охотники – кочки выходят и выискивают свою жертву. Заметив ребенка, они обвивали его руками-веревками и затягивали в трясину. После этого появлялась еще одна болотная кикимора.

В глухих деревнях до сих пор происходят странные встречи людей с болотной нечестью, особенно в тех местах, где топи страшные и непроходимые. Обычно такие истории связаны с исчезновением детей. В уральском селе исчезнувшая в болоте девочка появилась только через несколько лет. Она продолжала жить нелюдимо, и с ней никто не хотел общаться. Когда представилась возможность спасти заплутавшего в болоте человека, она это сделала. Но у спасенного возникло ощущение, что с ним случилось, нечто мистическое и нереальное. Он потерял счет времени, остался без корзинки с грибами и ягодами, а так же прямо возле деревни. В то время как минуту назад тонул в трясине. Такие загадочные истории происходят с людьми достаточно часто, но они редко бывают озвучены.

Связь болотной кикиморы с богами

У болотных кикимор и их домашних сестер есть свой день рождения, который связан с появлением богини Мары. Второго марта зима заканчивается и приходит весна. С этим событием были связаны особенные ритуалы.

В первую очередь необходимо сделать в жилище уборку. В качестве ритуальной использовалась старая метла, которой прометали по всем углам. Затем ее заворачивали и выкидывали подальше от дома, а иногда сжигали дотла. Помимо дома необходимо было вымести весь двор и дорожки до колодца или водоема, а так же как ориентир использовался перекресток.

Старая одежда и битая посуда выкидывалась из дома как можно дальше. Чаще всего ее оставляли на перекрестке или у колодца.

Некоторые хозяева вынуждены были бросить свой дом и уйти жить в другое место, когда кикиморы начинали их выводить и выживать. Люди иногда пытались выгнать этого навязчивого духа из жилища. В этом случае не обходилось без церковного ладана. Им кропили шерсть животных и засовывали оберег между досок. На этот случай существовал магический заговор.

Кикимора болотная и её шалости

Вывести болотных кикимор из их родных топей невозможно, да никто и не стремился это делать, так как даже у самых гиблых мест должен быть свой хозяин. очень скрытные, они никогда специально не показываются на глаза людей, но их присутствие ощущается. Когда человек оказывается на болоте, то он нередко слышит характерные звуки. Бульканье, треск, плачь ребенка или крик женщины, вой собаки и так далее очень часто слышится с болот. Кто может издавать такие звуки?
Ученые утверждают, что из болотных глубин выходят газы, которые могут издавать определенный звуковой фон, но не все можно оправдать данным явлением. Плачь человека трудно перепутать с выходом метана.

Обычно, человек, услышавший призывный крик себе подобного старается оказать помощь, не задумываясь об опасности, которая таится под зелеными мхами. Наступив на такое место, спаситель начинает погружаться в топкую жижу, из которой практически нет спасения, при этом плачь и стоны могут превратиться в демонический хохот. В этот момент утопающий видит страшное зрелище. Из разверзшихся мхов и топей появляется непонятное существо с зеленой кожей, длинным, спутанным волосом и одетое в сплетенный из водорослей наряд. Кикимора болотная появляется в последний момент, чтобы увидеть агонию умирающего и испугать его так, чтобы сил на сопротивление трясине уже не осталось.

Помощники болотного духа

У коварной и страшной для человека болотной кикиморы есть несколько помощников и слуг, которые боятся ее и устраивают людям различные пакости. Болотницы и хмыри, крыксы и злыдни представляют для людей опасность.
Неудивительно, для тех, кто бывал на болотах, такое явление, как появление огней. Синие огонечки, мерцающие и вспыхивающие неоткуда, пугают путников и манят их. Так как те, кто не знает, что впереди болото, идут на свет, как к человеческому жилищу. Вот эти самые огни, по поверьям, зажигают болотные кикиморы и их ближайшие помощники.

По не до конца доказанным и исследованным данным, болота считаются колыбелью всего живого на земле. В них найдено уже около двух тысяч мумий. А в глубинах торфа можно найти отпечатки существ, которые ранее существовали в природе. Человек себя чувствует в этих местах очень неуютно. Он начинает испытывать ужас, чувство страха и слабость. Возможно, это происходит из-за многочисленных тайн, скрываемых болотом, а может из-за присутствия там нечисти.

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

КИКИМОРА – дух ночных кошмаров и домашней плесени, Восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям. Свое название получила от «шишимора», где «шиш» – нечистый дух, а «мора» – олицетворение сил Богини Морены.Верование нашего народа в кикимор началось с незапамятных времен и принадлежит к особенному мифу русской демонологии. Живет на белом свете нечистая сила (кикимора) сама по себе. Ни с кем-то она, проклятая, не знается, ни с кем не роднится; нет у нее ни брата, ни сестры; нет у нее ни двора, ни кола, а пробивается, бездомная, где день, где ночь. Входит Кикимора во избу никем не знаючи, поселяется она за печку, никем не ведаючи. Стучит, гремит от утра до вечера, а с вечера до полуночи свистит, страху на домочадцев наводит. С той беды великой пустеют дома посадские, зарастают дворы травой-муравой.

Часто бьет Кикимора по ночам посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она и детей постращать. Но особая ее слабость - выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит - вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Кикимора может даже выгнать из дома хозяев своими причудами.

Конечно, как и любую другую чародейную силу, Кикимору можно на время «ублажить»: перемыть все в избе настойкой горького корня папоротника, который Кикимора очень любит. Но лучше всего все же изгнать Кикимору из дома навсегда, позвав в нужный день для проведения обряда волхва.

Поселившись в доме, Кикимора нередко становиться супругой Домового и если тот работящий да весёлый, то и характер Кикиморы может перемениться в лучшую сторону. Ну а если же Домовой лентяй да проказник - тут Кикимора проявит всю свою "кикиморочью натуру", ибо Кикимора, в отличие от Домового - злой дух дома, тёмная его сторона.

Кикимора, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее - к большому несчастью, даже к смерти.

Именины Кикиморы отмечаются 16 февраля. Отчего в этот день "хмельными" ходят Домовой с Дворовым и колобродят всю ночь до утра, не давая отдыха ни хозяевам, ни домашним животным.

На "Грачевник" (17 марта) Кикиморы делаются смирными и ручными и только в этот день можно их извести.

Плохо, если Кикимора после изгнания уйдет жить из избы в курятник. Тогда всем курам перья повыщиплет. Но и тут можно огородится о нее, повесив в курятнике «курячьего бога» - камень с природной сквозной дырой.

Хорошим оберегом от Кикиморы считается горшок с выбитым дном, который вешается перед входом на террасе, над насестом или на балках в хлеву. Иногда к кувшину привязывается лоскут кумача. Сегодня для подобных обережных целей (на даче, в квартирных домах не поймут) вполне можно использовать и горлышко от бутылки.

В некоторых районах Руси для оберега от Кикимор под ясли помещали «свинобойную» палку, а под шесток - клок медвежьей шерсти. Солонки в доме обвязывали можжевеловыми поясками. Если считали кикимору «наведенной», искали в доме куколку, а, найдя - сжигали. Не находя, старались уговорить предполагаемых «напустивших» убрать заговоренную вещь

В арсенале знахарских методов были и специальные заговоры и ритуалы. Например, на «Грачевника», обметали все углы в избе, а печь окуривали с приговором: «Ах ты, гой еси, выходи ты, Кикимора домовая, из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут тебя огнем-полымем, зальют черною смолою. Слово мое твердо». Дорожку перед домом выметали от крыльца к колодцу или перекрестку. Избавлялись от старой посуды с трещинами и сколами, разбивая ее и выбрасывая. Жгли скопившийся в доме хлам, кидали в костер и ветхую одежду.

Почему же в доме может появиться Кикимора?

Это происходит в трёх случаях:

1. Дом может стоять на «нечистом, «гнилом» месте», то есть там, где либо когда-то кто-то был похоронен, либо в месте природной аномалии.

2. Если женщина, проживающая в доме, сделала аборт.

3. Кикимора напускная. Если строители и печники поработали на славу, а хозяин нового дома не торопится с расплатой, мстительные работнички могут сыграть с ним злую шутку. Подложить под печь или в фундамент наговоренную куклу или просто щепку. Кикимора в здании обеспечена.

Особенно активной Кикимора становится на Колядочные Белые Святки и может бесчинствовать целую неделю. В эти дни Кикимора рожает кучу детей - шулыканов. Они совсем крошки, остроголовые, всегда держатся вместе. Роем вылетают на улицу из печной трубы.

На Водокрещи (19 января) для них кончается их детство и начинается серьезная взрослая жизнь. Дел куча. Толстую тетку под юбкой ущипни. Наглых, непослушных детей до икоты напугай. Пьяного в незнакомый район заведи, в грязь повали.

До конца своих дней шулыканы живут коммунами в заброшенных домах. Часто люди давят маленьких пакостников ногами, случайно или со злобы: «А нечего тут...» Шулыканы же не способны доставить человеку серьезную неприятность. Они — скорее усмешка иного мира, чем его злонамеренность.

Г. Дергачёв. Именины Кикиморы

Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Настоящая чертиха,
Бывшая дитя проклятья,
Тайной вестницей от Вия
Часто в доме обитает.
С Домовым в порочной связи,
Род обоих продолжает
И суёт свой нос повсюду
С недовольством и ворчаньем.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.

В словарях кикимора трактуется, как женский дух, живущий с людьми, который приносит вред и чинит множество неприятностей, действуя только ночью. Ее еще называют шишиморой или марой, приписывают роль жены домового. Существовали и болотные кикиморы, которые плутали путников, и к каждому из этих созданий имелся свой подход.

Кто такая кикимора?

До сих пор люди верят в существование домашних духов и стараются их задобрить. Кикимора - это одно из немногих существ, ублажить которых очень сложно. Сохранились истории, как эти духи бросают в хозяев овощами, разбрасывают одежду и рвут подушки, вредят домашним животным. При всем этом ночные «развлечения» этих духов не оставляют следов, наутро в доме наблюдается полный порядок. Со временем кикимора стала олицетворением нерадивой хозяйки, у которой все валится из рук.

Существует несколько версий о происхождении этих существ, это души:

  1. Некрещеных или убитых детей.
  2. Самоубийц.
  3. Малышей, проклятых родителями.

Свое имя кикимора получила от слияния слов «кыка» - кыкать, кричать, и «Мара» - имени славянской богини морока. Эти вредные домашние духи выбирают жертвами слабых: детишек, женщин или стариков. Бытует мнение, якобы наслать кикимору могут обиженные оплатой строители или колдуны, подбросив в дом куколку. А болотные кикиморы – жены лешего, сбивают с дороги путников и похищают детей.


Славянская мифология - кикимора

Славяне-язычники очень почитали всех духов, которые находились в услужении у богов, и к каждому имелся свой подход и особые подношения. В разных летописях и сказаниях отмечено, что шишиморы – существа слабые, но могут получить дополнительную силу, если на то будет воля свыше. И такие – самые опасные. Считалось, что увидеть мару – к скорой смерти. Настоящая кикимора у славян олицетворялась с вредным духом, их разделяли на 2 вида:

  1. Домовая. Жили только в домах или хозяйственных постройках. Если ее заселили колдуны, можно было избавиться от «подарка», если найти куколку и сжечь. Если же заселилась сама, то выкурить мару не получится. Единственный шанс – добиться хороших, мирных отношений в семье, тогда она уйдет, поскольку считалось, что этот вредных дух поселяется в доме, где часто ссорятся.
  2. Болотная. Сказания описывают ее, как уродливую старуху, которая пугает и путает путников. От домовой отличается только местом проживания, а в пакостях и характере они похожи. Люди, которым доводилось ночевать в лесу, непременно брали от этой нечисти, которая могла испортить ночевку, увести в болото коней.

Существует ли кикимора?

Кикимора у древних славян считалась:

  • недобрым божеством ночных кошмаров;
  • вредным духом дома.

Легенды о шишиморах рассказывают, что рождаются они от огненного змея, а потом их переносят в обучение к колдунам. А те уже распихивают духов по домам людей. И сегодня многие исследователи паранормальных явлений уверены, что кикимора существует, только называют ее барабашкой. Определен даже день рождения кикиморы – 2 марта – день славянской богини Мары, в этот день выбрасывали весь ненужный хлам, особенно - старую посуду, чтобы дух мог вдоволь наиграться. Для этого специально определяли место возле колодца или перекрестка, до которого выметали дорожку.

Где живет кикимора?

Где обитают кикиморы? Наши предки считали, что живут эти духи за печкой, в тепле. Ночью мара могла шуметь, греметь, стучать, безустанно прыгать, мешая хозяевам спать. А если не нравился дом, то дух мог даже изжить оттуда хозяев разными пакостями, добивая расколотой посудой, сломанной мебелью, порчей домашнего скота. А вот болотные шишиморы имеют жилище в укромном месте на болотах, откуда выходят, чтобы вредить путникам. Считалось, что жены лешего селятся в местах возле болот, где совершались убийства или разбойные дела, и накоплено много негативной энергии.

Как выглядит кикимора?

Ее описывали, как маленькую старушку с носом крючком, с горбом и в лохмотьях. Голос у существа якобы есть, но общается с людьми лишь звуками, похожими на стук посуды или детский плач, мяуканье или лай. Невидимы и неутомимы, очень быстро бегают, имеют длинные руки и короткие ножки, голова – большая, фигура – тонкая, всегда выпученные глаза и мохнатые лапы-кисти, есть даже рожки и хвост, местами кожа покрыта перьями или шерстью.

Как выглядит кикимора болотная? Почти также, как и домашняя, только цвет кожи – землистый, с наростами из травы и мха. В некоторых преданиях говорится, что шишимора может появляться и в виде:

  • девушки или женщины с длинными волосами;
  • древнего старика;
  • маленькой девочки, играющей с детьми или брошенной на дороге;
  • любого животного.

Чего боится кикимора?

Считается, что задобрить шишимору – почти невозможно, но бороться с ней – вполне реально. Непременно нужно класть вещи с молитвой, а углы дома окроплять святой водой и рисовать там кресты. в славянской мифологии описывается, как вредный дух, с которым можно было бороться несколькими способами:

  • сплести из можжевельника побольше вещей, это растение мары не любят;
  • мыть посуду и пол настоем папоротника, который отпугивает нечисть;
  • держать ночью зажженную свечу.
  • повесить в курятнике – камешек с дырой посередине.

Как вызвать кикимору?

У язычников существовал особый обряд – пробуждение кикиморы, отмечали его 1 марта, когда начинается весна. Водили хороводы, пекли блины и плясали, дети и девушки носили в лес угощение лешему и кикиморе, чтобы в лесу не плутать и с грибами-ягодами быть. И сейчас во многих регионах на этот праздник организовывают народные гуляния, а в Заповеднике сказок и дети, и взрослые дружно будят кикимору, примечая, в какое окошко домика она выглянула. Поверья гласят:

  • в правое – лето будет урожайным и богатым;
  • в левое – дождливым и неблагоприятным.

Кикимора - мифы

Наши предки считали, что увидеть кикимору – к беде или смерти, если она начинает шуметь или стучать – знак возможных неприятностей для семьи. Образ вредной бабки-кикиморы, обожающей путать пряжу, современные исследователи рассматривают, как копию образа греческой мойры, которая прядет нити судьбы. Анализ сказок позволяет рассматривать этого духа и как полезного помощника, который приглядывает за домом, если с ним договориться по-хорошему. А если вредит хозяевам, то потому, что те ленивые и нерадивые.

Кикимора на болоте тоже вредничает якобы не просто так. Она указывает, где человек нарушил границы природы, заманивает в чащу только тех путников, которые пришли в лес без уважения. А детишек уводят лишь таких, к кому родители невнимательны, чтобы научить тех заботе. Бытует поверье, если мать и отец вовремя спохватятся и начнут искать ребенка, то кикимора его вернет живым и здоровым, и даже одарит способностью читать тайны леса.

В старину люди считали: появилась в жилище кикимора – в нем «нечисто», благополучной жизни хозяевам не будет. Мокрые следы на полу говорили о том, что в доме поселилась эта нечисть и стала хозяйничать в нем. Болотные и лесные кикиморы, жены леших, похищали детей.

Спасаясь от такой нечистой силы, люди произносили молитвы и заговоры или, наоборот, грубо бранились, обметали все углы в избе и печь, с приговорами окуривая ладаном. В народных поверьях говорится, что кикиморы боятся медведей. Люди считали, что если на темени кикиморы в форме креста выстричь волосы, то нечисть превратиться в человека, о прошлом которого будут напоминать физические недостатки, свойственные людям: заикание, слабоумие, сутулость.

Кикимору мог наслать в жилище , работники, строившие дом и по какой-то причине затаившие в душе обиду на хозяев. «Нечистые» места, где когда-то были зарыты неотпетые или умирали дети, привлекали кикимор. Эти существа обитали за печкой, на чердаках, в подполе, в заброшенных строениях, банях и дворах.

Скрываясь в светлое время суток, своим шумом и возней нечистая сила не давала хозяевам дома покоя по ночам. Людям слышалось, как в тишине кто-то и прядет, а утром можно было увидеть запутанную шерсть, а иногда доведенную до конца работу прядильщицы.

Кикимора являлась надоедливым существом, по причине которого в доме происходили самые разные неприятности. По ночам она шуршала, выла, плакала и не давала людям спокойно спать, била посуду, разбрасывала одежду, безобразничала во дворе, загоняла лошадей. Решившие узнать свою судьбу люди обращались к ней с вопросами, на которые кикимора отвечала стуком.

Встречаются разные описания внешнего облика этого существа, но обычно это очень маленькая уродливая старушка, одетая в лохмотья. Некоторым кикимора виделась с длинной за спиной, в рубахе или нагая.

Значение слова

Известный лингвист, собиратель слов, пословиц и поговорок русского народа В.И. Даль дает толкование слова «кикимора». Он относит ее к определенному роду домовых духов, которые днем спят или прячутся за печью, а ночью проказят или прядут. Также В. Даль отмечает, что в Сибири существует кикимора лесная, по-другому лешачиха. Лингвистом указано и переносное значение этого слова: кикиморами в старину укорительно называли нелюдимов и домоседов, постоянно сидящих дома за работой.

Происхождение слова

Две части: «кик» и «мор» помогают объяснить происхождение и «кикимора». Первая часть – один из вариантов древнего корня, смысл которого раскрывается словами «горбатый», «выгнутый», «скрюченный». Подобное значение встречается в словах с этим же корнем: например, женский головной убор с выступающими, напоминающими рожки краями назывался «кика». Среди нечистой силы, окружавшей наших предков славян, был кука, которым пугали детей в темноте, и так же называли живущего в бане лешего. Вторая часть «мор» этимологически имеет общеславянский корень со значением «смерть».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх