Что такое мировоззрение определение кратко. Что такое мировоззрение? Типы мировоззрения и жизненные цели

Различные процессы, которые на данный момент происходят в мире, играют немаловажную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в сознании и влияют на его формы. Типы мировоззрения являются не только отображением одной из сторон действительности, но и устанавливают направленность на определённую сферу жизни. На протяжении своего жизненного пути человек сталкивается с рядом проблем, совершает ошибки и получает необходимый опыт, используя новые изобретения. При этом он постоянно самосовершенствуется и познаёт себя как личность. Каждый индивид всегда будет стремиться познать нечто важное, открыть для себя что-то новое, ранее неизвестное, и получить ответы на интересующие его вопросы. На многие вопросы ответ даёт мировоззрение, которое формируется в культуре каждого.

  • Ислам.
  • Христианство.
  • Буддизм.
  • Иудаизм.

Философия

Не все типы мировоззрения можно отнести к философским, однако при этом философия является одной из форм мировоззренческого сознания. Все, кто хоть немного знаком с мифами и легендами Древней Греции, знают, что греки жили в особом мире фантазий, которые впоследствии стали хранителями их исторической памяти. Большинство современных людей воспринимает философию как нечто очень далёкое от реальности. Как и любая другая наука, основанная на теории, философия постоянно обогащается новыми знаниями, открытиями и содержанием. Однако философское сознание не является доминирующей стороной идейного содержания этой формы мировоззрения. Духовно-практическая сторона как основной компонент сознания определяет его как один из мировоззренческих типов осознанности.

Отличие философии от других типов мировоззрения:

  • Основана на чётких понятиях и категориях.
  • Имеет собственную систему и внутреннее единство.
  • Основана на знаниях.
  • Характеризуется обращённостью мысли на саму себя.

Структура мировоззрения

Заключение

Результат разнообразного и богатого опыта освоения обществом действительности положил начало философскому анализу. Рационально-теоретические типы мировоззрения в философии возникли исторически, путём осознания человеком окружающей реальности. Философия призвана объединять закономерности и особенности, способные отразить действительность, и представляет собой теоретически оформленное мировоззрение. В процессе этого выработалась предельно обобщённая система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи. Типы мировоззрения призваны помогать обществу познавать рациональный смысл и закономерность развития существования человека и мира в целом. Законы, философские категории и принципы имеют всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, человека, его мышление и общество.

Люди всегда очень активно интересовались процессами обустройства окружающего их мира. Человек стремился определить своё место в нём, разобраться в том, кто ему друг, а кто враг. Благодаря такому мировосприятию удавалось определить для себя самое главное – жизненную позицию, с выделенной линией поведения, а также общим стремлением проявлять какие-то действия.

О мировоззрении человека

Человек способен к мышлению, рассуждению и как следствие к прогнозированию. Мы наверняка знаем, к чему приведут те или иные действия, в процессе реализации своих основных целей. Этим занимается миропонимание, ряд природных инстинктов, в частности практическая деятельности и научная позволяют формировать систему оценок и взглядов и в дальнейшем осуществлять образное представление о мире вокруг нас. Ключевыми функциями мировоззрения можно назвать организацию, осмысление и целенаправленность каждого отдельного человека. Это говорит о том, что мировосприятие определяется во многом жизненной позицией, которую занял человек, убеждения и рядом морально-этических ценностей. Многих волнует вопрос, как же осуществляется формирование мировоззрения?

На самом деле общая картина складывается благодаря воспитанию, процессу обучения, а также социализации в обществе в целом. Можно смело говорить о том, что формирование мировоззрения очень медленный процесс, который включает в себя множество различных ступенек. У молодых людей отсутствует опыт и необходимые знания, поэтому и мировоззрение у них неустойчивое. Это очень лёгкая «добыча» для представителей различных религий, политиков и т.д. Человек по мере своего взросления начинает постепенно интересоваться разными вещами, теориями и в конечном итоге закрепляется его система ценностей, которая также определяет поведение индивида и подталкивает его к активным действиям.

Классификация форм и видов

Можно выделить всего несколько ключевых компонентов, которыми характеризуется мировосприятие:

  • знания. Их делят на две подкатегории: практические и профессиональные. Это фундаментальный и первый элемент любого мировоззрения. Говорят, чем обширнее круг знаний, тем твёрже у человека его жизненна позиция;
  • проявление чувств. Дело в том, что различные виды мировоззрения проявляют себя по-разному и зависит это по большей степени от так называемой субъективной реакции индивида на раздражители. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, либо же нейтральной. Тут особое значение имеет психологическое состояние человека и можно смело выделить особый нравственный вид, под названием долг и ответственность;
  • ряд ценностей. Мировоззрение напрямую связывают с другими ценностями. Они могут быть как полезными, так и вредными, однако сам процесс восприятия происходит через призму интересов человека;
  • совершенные поступки. Их тоже можно поделить на две большие категории, то есть плохие и хорошие. Обычно на практике человек начинает активно проявлять собственные идеи и взгляды продвигать;
  • характер. Он выражаемся в вере, сомнении и воли, и на основании этих трёх китов человек в дальнейшем принимает стратегически важные решения, формируется уверенность в себе, а также уровень самокритичности либо повышается, либо же наоборот, понижается;
  • ряд убеждений. Они могут быть волевыми и твёрдыми. Обычно в это понятие включают как общественные взгляды, так и личностные, которые выступают так называемым двигателем жизни, а также его основой.

О философском мировоззрении

Его называют системно-теоретическим и всё потому, что оно берёт своё начало от мифологического мировосприятия. В основу мифа всегда положены чувства и эмоции, и благодаря философии есть возможность использовать ряд доказательств, а также логику. Эта философия зародилась много столетий назад на территории Греции. Древней Индии и Китая. При этом существует особый тип мировоззрения, который позволяет доказать, что может также существовать нечто вне философии, и сама эта наука формирует мировоззрение. Не зря ведь философское знание принято считать и называть элитарным, и оно не всем доступно, лишь умные люди, способные мыслить могут им увлечься и его понять.

Религиозное мировоззрение

Обычно возникает оно на базе так называемого мифологического и основывается на вере человека в существовании сверхъестественных сил. Дело в том, что по мере развития и появления различных религиозных течений они постепенно уходили в небытие и благодаря своим многочисленным мифологическим чертам остались лишь так называемые жестокие догмы, а также система моральных заповедей. Этот тип включает в себя зависимость от высших сил и в основе его лежит страх перед неизвестным. Целостное оно формировалось исключительно благодаря возникновению непререкаемой системы заповедей, которая определяет святость и греховность различных поступков и умыслов.

Мифологическое мировоззрение

Данный тип мировоззрения начал сформировываться во времена первобытно общинного строя, когда в основу легло восприятия мира. Дело в том, что сама по себе мифология очень тесно переплетается с языческими верованиями и различными мифами, в которых одухотворяли явления и материальные предметы. Подобное мировоззрение замешано на профальном и сакральном, и в основе его лежит не что иное, как вера. Согласно традициям есть возможность подняться до уровня бога последователю такого интересного мировоззрения. И каждый из сложившихся мифов был полезен с практичной точки действия, так как он побуждал уверенно идти вперёд.

Научное мировоззрение

Данный тип мировоззрения выступает противоположностью религиозному и мифологическому. Благодаря научной картине мира создано было представление о том, что всё вокруг имеет свою закономерность и определяется законом. Основными типами мировоззрения выступает так называемое рациональное и наука активно развивается только благодаря решению практичных задач.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Философия и мировоззрение

Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия - самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое. Мировоззрение - это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественно-научных и других воззрений.

Основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть отождествлено с понятием «философское мировоззрение».

Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления и социально-классовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии представляется важным для специалиста любой отрасли.

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение - это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня - чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень - это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень - это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф - священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия - это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Формы мировоззрения

Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения.

Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основных формы мировоззрения.

1. Мифологическое мировоззрение - форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач.

2. Религиозное мировоззрение - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности.

3. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью.

В философском мировоззрении выделяются 4 компонента:

1) познавательный;

2) ценностно-нормативный;

3) эмоционально-волевой;

4) практический.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-й уровень (элементарный) - совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) - включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм.
.....................................

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

Школа Юрия Окунева

Добрый день, друзья! Считаете, что философия - удел бородатых дедушек-профессоров из маститых ВУЗов? Не спешите с выводами! Философией пропитано решительно все, что имеет отношение к жизнедеятельности человека. В том числе, и наш многоуважаемый , который напрямую связан с таким философским понятием как мировоззрение. Итак, сегодня обсудим мировоззрение что это, «с чем его едят» и каких целей помогает достичь понимание себя в этом ключе?

Термин «мировоззрение» звучит весьма солидно, и кому-то может показаться слишком заумным. На деле же все достаточно просто. О том, что такое мировоззрение, определение в словаре гласит примерно следующее: «это система взглядов на окружающий мир, других людей и себя самого».

Объясню простыми словами. Представьте, что каждый из нас смотрит на мир через изготовленные на заказ очки того или иного бренда. При этом можно сказать следующее:

  • У каждого будут совершенно особенные очки, ведь все изделия авторские, единичные. Хоть в чем-то, да обязательно найдется какая-то неповторимая черта.
  • У людей, заказавших очки в одинаковых фирмах, данные аксессуары будут иметь схожие черты.
  • Различие в характеристиках изделий будет отражаться на том, что именно мы видим, в каких цветах, в каком масштабе, под каким углом и т.д.
  • Тот факт, какие именно очки заказать и где, зависит от целой кучи факторов. Уровня ваших доходов; актуальных модных тенденций; традиций, принятых в конкретной социальной/культурной среде; личных вкусовых пристрастий владельца и того, что считается красивым непосредственно в его семье и пр.

Именно такими «очками» и является мировоззрение. У каждого человека оно уникально. У людей из одинаковых социальных/культурных групп очки мировоззрение в чем-то схоже. На то, под каким ракурсом мы смотрим на мир, влияет огромное количество внутренних и внешних факторов.

С понятием мировоззрения, вроде как, разобрались. Теперь давайте поговорим о том, зачем нам, собственно, вообще возиться с этой философской мутотенью. А смысл здесь заключается в том, что именно от ваших взглядов на собственную персону и на происходящее вокруг и зависит весь ваш жизненный путь.

Понимание, что есть добро и зло. Представления об идеальных отношениях, любви, успешной карьере, материальном благополучии, творческой самореализации. Мечты и стремления, страхи и предрассудки. Все это формируется именно в рамках мировоззрения. Поэтому чрезвычайно важно как можно лучше изучить данное понятие и начать применять полученные знания на практике!

Функции мировоззрения и его формы

Говорить о мировоззрении можно часами, но нам такой вариант не подходит, ибо наша цель усвоить базис. Поэтому вкратце пробежимся по основным нюансам.

Какую миссию несет на себе система взглядов на мир?

Их несколько. Мы выделим основные.

  • Поведенческая. Нашими действиями напрямую руководят те взгляды, цели и принципы, которые образуются в рамках формирования мировоззренческой картины мира.
  • Познавательная. На протяжении всей жизни мы изучаем окружающий мир и регулярно пополняем копилку своих знаний новыми открытиями, эмоциями. В итоге, постоянно корректируется и сама система взглядов.
  • Прогностическая. Располагая некоторым опытом и информацией о мире, мы можем строить догадки о дальнейшем течении жизни. В частности, о том, что будет происходить с какой-то небольшой социальной группой (например, коллективом на работе) или даже целой страной. Плюс, мы строим планы относительно себя самих и близких нам людей.
  • Ценностная. Мировоззрение определяет набор личностных ценностей. Что для нас хорошо, а что плохо? Что можно, а что никогда нельзя? В чем смысл нашего существования? Как расставить приоритеты? На основе этих убеждений мы выстраиваем план жизни, на них же опираемся при принятии различных решений.

Ну, что? Разговоры о мировоззрении все еще кажутся вам бестолковой тратой времени? Вы все еще убеждены, что это философская ерунда, которая не имеет к вам никакого отношения, а потому совершенно не нужна? В таком случае перечитайте список функций еще раз!

Типы мировоззрения

С течением времени эпохи сменяли друг друга. Человек, общество развивались, а потому менялись и некие общие мировоззренческие тенденции. При этом старые принципы «воззрений» в большей или меньшей степени также сохранялись. В итоге, сегодня можно говорить про несколько разновидностей систем взглядов, которые так или иначе представлены и в современном мире. Разберем их, чтобы еще лучше понять, что значит мировоззрение.

  • Мифологическое.

Оно стало следствием недостаточности знаний человека о мире. Ему свойственно отождествление различных природных процессов с теми или иными полуфантастическими или полностью сказочными образами. Присвоение природе характеристик живого существа.

Несмотря на оторванность от объективных факторов, подобная система взглядов присутствует и сегодня. В частности, в виде различных суеверий. Например, мы обходим стороной черных котов. Трижды стучим по столу и плюемся, чтобы прогнать прочь негатив. Навязываем невестам необходимость в день свадьбы надевать на себя что-то новое, что-то синее и что-то заимствованное. И так далее.

  • Религиозное.

Это фактически более продвинутый уровень предыдущего мировоззрения. Ему свойственна большая осмысленность, реалистичность и привязка уже к конкретным морально-этическим нормам. Теперь человек не просто стремиться делать что-то по правилам, дабы не разгневать высшие силы. Он еще и пытается быть хорошим, вносит в свой список идеалов важнейшие общечеловеческие ценности - доброту, любовь, умение прощать, стремление помочь нуждающимся и т.д.

  • Обыденное.

Тип взглядов, который, наверное, был всегда. В его основе - простой житейский опыт, чувства и здравый смысл. Плюс, сюда же подключаются всевозможные стереотипы и предрассудки; традиции, принятые в конкретном обществе, отдельной семье. Колоссальное воздействие оказывают и сторонние факторы в виде СМИ, литературы, кино.

  • Философское.

По мере расширения представлений о мире у человека появляется необходимость анализировать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи и делать на основе полученных данных выводы. Он пока еще руководствуется субъективным познанием, делая акцент то на материальной стороне вещей, то на их духовной составляющей мироздания. Но все же ищет, всматривается в мельчайшие детали и размышляет, пытаясь выявить истину.

  • Научное.

Прогресс не стоит на месте. Поэтому в какой-то момент общество начинает отходить от своих чувственных представлений и пространных философский теорий, отдавая предпочтение жестким фактам. Конкретность, максимальная объективность, практичность, мощная доказательная база - все это выходит на первый план. Ура!

  • Историческое.

Под этим понимается то мировоззрение, которое привязано к какой-то конкретной эпохе. Например, античность отличалась своими высокими эстетическими идеалами. Чтились науки и философия. Люди того периода искали формулу идеальной гармонии и красоты. А вот во времена Средневековья во главу угла ставилась религия, инакомыслие жестоко каралось, было явное стремление к простейшим плотским удовольствиям. И так далее.

  • Художественное.

Весьма специфический вид мировоззрения. Он встречался во все времена - среди тех людей, которые пытались даже самые простые вещи воспринимать как чудо природы. Они восхищались красотой и гармонией мира, стремились создавать рукотворные вещи, которые бы отражали это великолепие. Художественное мировоззрение свойственно всем по-настоящему творческим людям.

И что в итоге?

Как видите, все виды «воззрений» на мир очень разные. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому так важно в формировании своих собственных взглядов на жизнь не зацикливаться на какой-то одной системе.

Важно грамотно сочетать между собой мировоззренческие принципы, отсылающие к духовности и чувственности, с теми, что делают акцент на практичности и объективности. Каждый элемент при этом чрезвычайно важен. Только в этом случае можно будет говорить о гармоничном развитии личности.

Вообще, принято разделять два кардинально разных уровня мировоззренческих систем:

  • Обыденный. Это взгляды, которые имеют под собой основание в виде накопленного лично нами или целыми поколениями наших предшественников опыта. Взгляды, которые опираются на традиции, культурные ценности, общественные идеалы, устоявшиеся убеждения. Безусловно, они не лишены смысла и рациональности. Однако их совершенно недостаточно для того, кто стремится расширять грани своего сознания, устранять поставленные другими рамки. Для того, кто идет по собственному пути.
  • Философский. На этом уровне человек начинает критически оценивать все те знания, которые накопились цивилизацией. Он допускает потенциальную ошибочность некоторых представлений, и старается выявлять эти нестыковки. Делается это ради формирования максимально эффективного, реалистичного и полезного мировоззрения.

«И всё-таки, как применить это на практике?» — спросите вы.

До новых публикаций! Всегда ваш, Юрий Окунев.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх