Что такое человеческая личность. Что такое личность

Личность - это одно из ключевых понятий философии, социологии и психологии. Этот термин часто встречается не только в научных исследованиях и трактатах, но и в нашем обиходе. Как часто мы слышим в повседневной жизни такие словосочетания, как "одиозная личность", "интересная личность", "выдающаяся личность". А что вообще она собой представляет? И что означает слово "личность"?

Существует множество определений данного понятия. Если их объединить и упростить, то получится, что личность - это система морально-нравственных качеств человека, приобретенных им в процессе взаимодействия с социумом. То есть индивид не наделен ею с рождения, она формируется в процессе познания мира и общения с другими людьми.

Личность - это качество, проявляющее себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения. Она подразделяется на несколько составных частей - темперамент, характер, способности, а также когнитивно-познавательная, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Темперамент представляет собой особенности восприятия и нейро-динамической организации личности. Характер - обобщенное понятие, включающее в себя весь спектр устойчивых психологических свойств личности. Способности - это обеспечивающие возможность выполнения различных видов деятельности.

Нужно также следует учитывать, что личность - это не цельное монолитное качество, это целая система различных свойств. К основным ее признакам относят эмоциональность, активность, саморегуляцию и побуждение. Эмоциональность определяет чувствительность человека к различным возникающим ситуациям и динамику возникновения и протекания в нем переживаний. Под активностью подразумевают частоту и полноту выполнения тех или иных действий. Саморегуляция - это произвольный контроль личностью тех или иных своих параметров. А побуждение - к действию Целостноя личность обладает полной совокупностью этих качеств.

Во все времена существовали такие проблемы, как или государство и личность. Иногда между индивидуумом и социумом могут возникать конфликты. Их причины кроются в невозможности удовлетворения потребностей личности в общении, самореализации и деятельности в данной социальной структуре. Во избежание подобных конфликтов, государством выпускаются законы о защите прав людей. Таким образом, достигается комфортное существование личности как части государства и общества.

Еще одна обратная сторона стремления к самовыражению. Их решению посвящены целые разделы психологии. Ведь личность - это комплекс интересов, принципов и суждений, которые не всегда совпадают с мыслями окружающих людей. Для достижения спокойного и мирного общества нужно учиться избегать конфликтных ситуаций и видеть индивидуальность в окружающих людях. Вероятно, это когда-нибудь станет возможным, так как общество каждодневно развивается в лучшую сторону. А пока мы можем только учиться видеть личность не только в себе, но и в каждом из тех, кто нас окружает.

Понятия личности человека и деятельности являются важнейшими в психологии. Психология изучает не , сознание вообще, а психику конкретной личности в ее конкретной деятельности.

Личность - это человек, живущий в обществе, обладающий сознанием и являющийся активным деятелем общественного развития.

Из определения видно, что понятие личности нельзя отождествлять с понятием человека, индивида. Новорожденный ребенок еще не личность. Психически больные люди временно утрачивают существенные черты личности, а при тяжелых психических заболеваниях происходит «распад» личности.

Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития.

Носителем качеств сформированной личности является взрослый психически здоровый человек.

Для личности характерна прежде всего ее принадлежность обществу. Человек не существует вне общества, он - составная часть общества. С первых лет жизни ребенок окружен людьми и вещами, созданными их трудом. Воспитывая ребенка, взрослые учат его говорить, пользоваться различными предметами, передают ему знания и умения, привлекают к труду и другим видам общественной деятельности людей. Но все, чему учат ребенка и чем он практически пользуется, носит на себе печать общественных отношений. Вещи, способы действия с ними, язык, мораль, наука порождены обществом, представляют собой его достояние. Таким образом, формирующаяся личность независимо от своей воли подвергается влиянию сложившихся общественных отношений, а затем и участвует в них. Те мысли, чувства и желания, которые человек считает своими, в конечном счете порождены жизнью общества, его потребностями, хотя и носят они субъективный, индивидуальный характер. К. Маркс, раскрывая сущность личности, утверждал, что «… она есть совокупность общественных отношений». Это следует понимать как в том смысле, что личность неотделима от общества, так и в том, что ее сознание и поведение зависят от конкретных общественных условий, в которых она развивается. Хорошо известно, например, что часто человек, воспитанный в среде эксплуататоров, обладает чертами личности, характерными для эксплуататоров: пренебрежение к труду, эгоизм, скупость или расточительность, черствость и т. п. И наоборот, человек, воспитанный в среде эксплуатируемых, чаще всего обладает такими чертами личности, как чувство братской солидарности, коллективизм, стремление к свободе и независимости, уважение к труду и людям труда, чувство собственного достоинства.

Однако вопрос о влиянии общества на формирование личности человека значительно сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Общественные условия, в которых живут люди, многообразны и отличаются разной степенью общности Существуют социальные условия, которые сохраняются всегда и всюду, где живут люди, например общение людей посредством языка, необходимый обществу производительный труд, наличие орудий труда и созданных трудом материальных и духовных ценностей. Эти условия существования личности относятся к общечеловеческим.

Но существуют и условия меньшей общности, например те, которые характерны для определенного исторического времени. Трудовая деятельность людей, характер общения между ними, орудия труда и прочее были разными при первобытнообщинном строе, в эпоху рабства, феодализма и т. д. Опять-таки, и рабство, и феодализм, и капитализм имеют разные формы и стадии развития, территориальные варианты.

В классовом обществе человек принадлежит к определенному классу и нации, что неизбежно влияет на формирование его личности.

Но даже люди, принадлежащие к одному классу, нации, живущие в одном государстве, городе или селе, занятые одним видом труда, имеют свою, еще более конкретную, узкую социальную среду: они воспитываются в семьях, различных по составу, традициям, материальному и культурному уровням, имеют разных друзей, разные обязанности. Между формирующейся личностью и окружающими людьми устанавливаются разные взаимоотношения, которые меняются в зависимости от возраста ребенка.

Кроме того, человек не пассивно воспринимает все эти влияния разной общности и содержания. По мере увеличения жизненного опыта, накопления знаний и умений, развития самостоятельности он все активнее сам воздействует на людей и некоторые обстоятельства жизни, усиливая или ослабляя их влияние на себя, свою личность.

Наконец, будучи природным существом, человек имеет ряд врожденных свойств - своеобразное строение тела, индивидуальные питания и жизненной практики. Психические свойства возникают из и состояний, многократно пережитых человеком. Так, часто повторяющиеся гневные вспышки (аффекты) могут перейти в отрицательное свойство личности - эффективность. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный для нее психический склад. Вопрос о структуре личности еще не решен в науке. Существуют разные подходы к нему, указывают разные структурные элементы. Однако чаще всего в структуру личности включают направленность (т. е. устойчивые потребности и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей личности), способности, темперамент и характер. Центральным элементом структуры личности является направленность. По ней можно судить о том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что более всего ценит в жизни и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности. Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию. Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества. В темпераменте личность проявляется с динамической стороны, со стороны быстроты и силы протекания психических процессов и действий. Так, одним людям свойственны живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим - вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим - медлительность, спокойствие и пр. Особенности темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, ее отличие от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется в разнообразных отношениях этого человека к окружающему миру и к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические процессы и действия человека, которые приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности. Люди по-разному воспринимают, запоминают, думают, чувствуют и действуют.

В протекании каждого психического процесса и действия сказывается их обладатель - определенный человек, личность.

В структуру личности входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства , задатки, состояние органов чувств и органов речи к моменту рождения). Однако врожденные и наследственные факторы, будучи природной основой для формирования психики человека, не влияют на поведение личности непосредственно, а только через те конкретные социальные отношения, в которых развивается личность. Известно, что подросток с очень некрасивым лицом, сильными дефектами речи, взрослый человек карликового роста чувствуют и ведут себя иначе, чем другие дети и взрослые.

Важнейшим условием существования и развития личности и вместе с тем наиболее характерной чертой, выражающей сущность личности, является ее активность, которая представляет собой способность личности воздействовать на окружающий мир с целью его изменения, с целью созидания.

Личность - активный участник деятельности общества, прежде всего трудовой деятельности.

Какие дела данный человек считает для себя жизненно важными, насколько серьезно его и общественным обязанностям, кто он - творец, инициатор или только исполнитель, доводит ли начатые дела до конца, как переживает успехи и неудачи, как относится к товарищам по совместной деятельности - все это характеризует личность человека .

Источником активности личности служат его потребности, интересы, убеждения, моральные чувства, страсти, влечения, привычки, установки. Побуждения к активности у человека могут быть различными по степени осознанности, по значимости их для личности и по общественной ценности.

Реальное положение личности в обществе отражается в ее сознании.

Личность выражает себя определенным уровнем сознания и самосознания. Что думает человек об окружающем мире, насколько богаты, разнообразны и глубоки его знания, что радует и печалит его, в какой степени он осознает свои потребности, возможности и обязанности, свои достоинства и недостатки - все это характеризует его как личность. Сознание личности - это ее знание о мире и о себе, а также активное отношение к окружающей действительности. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание»,- писал К. Маркс. Для личности очень характерны ее отношения к отдельным людям и обществу в целом, к своему труду и труду других людей, отношение к материальным и культурным ценностям общества, к его настоящему и будущему, наконец, отношение и к самой себе, что выражается в определенной самооценке. Свои отношения личность проявляет в разных формах: в форме суждений, мнений, в форме переживаний, чувств и в форме действий и поступков. Чем богаче взаимные отношения между личностью и другими людьми, тем богаче психический мир этой личности. Одной из важнейших задач советской семьи, школы и общественных организаций является воспитание у молодого поколения коммунистических отношений к людям, общественной собственности и к труду.

Характерным признаком личности является ее единство, под которым понимают своеобразное переживание человеком нераздельности своей психики и вместе с тем отграниченности, обособленности своего «я» от внешнего мира. Единство личности формируется постепенно. Сначала у ребенка своего тела, их движений и функций объединяются в целостное переживание своего организма, затем в процессе жизнедеятельности, овладения предметными действиями и речью формируется способность ребенка относить к своему «я» свои действия, эмоции, мысли, желания («это я сделал», «мне страшно», «я думаю», «я хочу»). Единство личности проявляется в нераздельности, слитности познавательных, эмоциональных и волевых процессов и побуждений к ним. Любой психический акт, например мыслительный, существует для личности не только как акт познания, но одновременно и как особое переживание (интеллектуальное чувство) и акт воли (интеллектуальное действие).

Единство личности сохраняется при переживании не только настоящего, но также прошедшего и будущего.

Личность осознает себя и во времени, отличая свои воспоминания и стремления от воспоминаний и стремлений других людей.

Личность занимает в системе доступных ей социальных отношений определенное положение, или позицию, которая практически реализуется в виде социальных ролей, выполняемых человеком в различных общественных группах и ситуациях.

Каждый человек может одновременно входить в состав нескольких социальных групп, таких, как семья, производственный коллектив, общественно-политическая организация, спортивная команда и пр.

В этих объединениях он выполняет разные роли, разные социальные функции: в семье - роль отца или матери, главной обязанностью которых является воспитание детей; на производстве - роль начальника цеха, социальная функция которого состоит в организации труда рабочих и т. п. Члены социальных групп, в которые входит личность, ожидают от нее выполнения определенных обязанностей и определенной формы поведения. Поэтому социальные группы оказывают существенное влияние на формирование индивидуальных качеств личности. Через роли человек вовлекается в жизнь общества, усваивает социальный опыт, изменяется, совершенствуется и вместе с тем сам оказывает активное влияние на других людей и их деятельность.

Личность может «вжиться» в свою роль, привыкнуть к ней. В других случаях, наоборот, некоторые из ролей тяготят ее. Возможны также случаи конфликтных переживаний при выполнении различных социальных ролей.

С понятием социальной роли тесно связано понятие притязаний личности. Притязания личности - это те роли, которые она считает для себя возможными и желаемыми, и результаты (цели), которых она хотела бы достичь. Уровень притязаний человека можно выявить, предлагая ему задачи разной трудности. Один человек сразу же берется за трудные задачи, другой предпочитает легкие. Существует и такой тип притязаний, когда человек стремится не столько добиться успеха, сколько избежать неудачи. В этом случае он выбирает задачу или очень легкую, или очень трудную: выполняя легкую задачу, он обязательно добьется успеха, а выполняя очень трудную, имеет возможность сослаться на ее чрезмерную трудность, и его самолюбие не пострадает.

Уровень притязаний личности зависит от нескольких факторов:

  1. от реальной трудности заданий;
  2. от значимости этих заданий (и всей деятельности) для личности с учетом отношений к ней некоторых людей (товарищей, учителей);
  3. от переживания успехов и неудач в прошлом при выполнении подобных задач;
  4. от самооценки и всего склада личности.

Так, есть люди, уровень притязаний которых сдвигается только вверх; у других сдвиги в уровне притязаний отсутствуют вне зависимости от результатов выполнения заданий; у третьих он все время меняется, «подстраиваясь» к уровню предшествующего выполнения задач того же типа и др. (исследование А. И. Самошина). Бывает и так, что уровень притязаний снижается. Ученик, попавший в число неуспевающих, вначале глубоко переживает свои неудачи, а затем, если ему вовремя не помочь, свыкается с новой ролью и может снизить уровень притязаний в достижении учебных целей.

Характеризуя личность взрослого или ребенка со стороны уровня притязаний, следует выяснить, насколько притязания приемлемы для общества по содержанию целей, которых добивается субъект, а также насколько они действенны.

Успехи и неудачи в достижении целей личность переживает с присущей ей глубиной и силой. Эти переживания наиболее выражены в конфликтных ситуациях и при существовании преград («барьеров»), которые реально непреодолимы или кажутся таковыми данному лицу. У некоторых людей в подобных случаях возникает устойчивое психическое состояние, называемое фрустрацией (см. «Эмоции и чувства»). Это состояние протекает в активной или пассивной форме. При активной форме фрустрации у повышенная раздражительность, обидчивость, гневливость, стойкое упрямство, злобливость, агрессивность. При пассивной форме - замкнутость, «уход в себя», неуверенность в своих силах, самобичевание, безразличие к событиям окружающей жизни. Наличие фрустрации говорит о неблагополучии в жизненной позиции человека и требует чуткого, внимательного отношения к нему, продуманного педагогического подхода.

Показателем высокого развития личности является ее устойчивость по отношению к случайным влияниям других людей и обстоятельств. Устойчивость личности возможна лишь при господстве высокоморальных мотивов поведения и деятельности над всеми другими мотивами. Их прежде всего и надо воспитывать у человека с ранних лет его жизни.

Личность развивается.

Человек не рождается на свет с уже сложившимися свойствами своей личности и с готовыми отношениями к миру. Личность каждого человека формируют другие люди и обстоятельства жизни. С известного возраста развитие личности зависит также и от собственных усилий ее в самовоспитании.

Развитие личности всегда происходит в определенных социальных условиях: экономических, идеологических, бытовых. Ведущую роль в этом процессе выполняет общественно организованное обучение и воспитание.

Развитие человека в личность идет в следующих направлениях.

  • Изменяется реальное положение личности среди других людей: с каждым годом жизни ребенка усложняются требования к нему, меняются и его права.
  • Расширяется сфера деятельности личности; становится также более разнообразной по видам и более продуктивной. Так, если жизнь ребенка-дошкольника заполнена играми, то ребенок-школьник не только играет, но прежде всего учится, помогает взрослым в их труде, выполняет общественные поручения, участвует в работе предметных кружков, занимается спортом и т. п.
  • Повышается уровень сознательности личности. Ребенок, усваивая жизненный опыт других людей - знания, умения, общественно полезные формы поведения,- становится более разумным, точнее понимает явления окружающей жизни, людей и самого себя. Это позволяет ему быть более самостоятельным в мнениях и поступках.
  • Происходит развитие индивидуальности личности. У ребенка под влиянием воспитания и жизненного опыта совершенствуются психические процессы, возникают более сложные потребности и интересы, формируются убеждения, способности н пр. Постепенно меняется вся структура сознания и поведения личности. На первый план все заметнее выступает деятельность мышления в наиболее развитых его формах, моральные чувства и волевые качества личности. Все это позволяет человеку успешнее управлять своим поведением и свободнее подчинять его объективной необходимости и моральному долгу. Развитие индивидуальности состоит в том, что личность приобретает собственное, индивидуальное лицо, свой стиль работы и поведения.
  • Вместе с развитием сознательности и самостоятельности человека возрастает и роль самовоспитания личности. Уже подросток пытается самостоятельно закалять свою волю, совершенствовать свой характер. Начиная с юношеского возраста самовоспитание становится постоянной заботой многих людей.

Идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность

Т. е. человек, в котором гармонически сочетается «духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство» . При построении современного общества воспитание всесторонне развитых людей становится реально осуществимой практической задачей.

Психолог гость

С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.

ЛИЧНОСТЬ
- феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом" однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как "целиком психическое существо". В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности "аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое - как личностное;

3) личность как "идеальная представленность" индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

§ Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

§ Личность – "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).

§ Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

§ Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

§ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

§ Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

§ Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

§ Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

§ Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

§ Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков )

Человек - самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид - это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек- есть принципиальная новизна в природе. Тело человека- культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

  1. Личность - одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

  • Первый, наиболее очевидный смысл - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
  • Второй - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность- это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность - это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

    1. личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
    2. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
    3. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору;
    4. личность - это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  1. Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх