Что означает меньше знаешь крепче спишь. Поговорка "Меньше знаешь, крепче спишь": значение

Как сообщил глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, в перспективе учебный день учащихся старшей школы будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. От изучения некоторых предметов предполагается отказаться «в пользу воспитания патриотизма». Обсуждение нововведения будет проходить до 15 февраля, а реализуют идею в течение всего года.

Два года назад педагоги и родители протестовали против введения в школах Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который разрушал всю сложившуюся методику преподавания и систему критериев, по которым оценивались достижения ученика. Специалисты жаловались: тупая и бессмысленная зубрежка заменяет усвоение знаний, детей отучают от самостоятельного мышления, вместо того, чтобы развивать его; в основе реформы лежит возведенное в административный принцип недоверие и неуважение к учителю.

Увы, сейчас даже эта система, в том виде, в каком ее навязали нам за последние два года, может показаться верхом совершенства по сравнению с новой реформой образования, продвигаемой в Государственной Думе депутатами от «Единой России». В соответствии с предлагаемым проектом учебный день в старших классах будет делиться на две части: образовательную и воспитательную. Иными словами, под предлогом борьбы за нравственность программа обучения будет сокращена почти наполовину. Отмене подлежат целые учебные направления. Разные науки скомкают в общий предмет «естествознание», заменив систематическое обучение обрывочными сведениями из разных наук. Зато половину времени посвятят теперь урокам нравственности и патриотизма. Как этому можно научить? И по каким критериям будет оцениваться результат? Что будет с учениками, патриотизм которых будет оценен ниже среднего? И кто будет оценивать?

Нравственность и патриотизм, бесспорно, очень важны, но в том-то и дело, что общество и государство, которое не может воспитать эти качества естественным образом, не достигнет успеха, сколько бы часов ни отводить на подобные занятия в школе. Хотя все прекрасно понимают, что слова о нравственности и патриотизме имеют в понимании чиновников и депутатов от «Единой России» специфический смысл.

Под любовью к Родине и уважением к старшим, они понимают исключительно послушание и подчинение начальству. Иными словами, самим себе.

Депутатам, впрочем, и этого мало: в качестве обязательной части обучения предлагается возить старшеклассников по местам боевой и трудовой славы. Интересно, куда и за чей счет будут возить школьников, скажем, из Якутии, где, по счастью, никаких боев ни с кем не было? Видимо, деньги в стране еще не совсем кончились. На ремонт школьных зданий и зарплату учителей-предметников их найти не удастся, а вот на дорогостоящие экскурсии — запросто.

Поскольку специалистов по обучению школьников нравственности и патриотизму нигде не готовят, подобная задача, скорее всего, упадет на тех самых чиновников, которых президент Д. Медведев собирается сократить из министерств по причине нехватки денег. Финансирование школ тоже будет резко сокращено, но, разумеется, не за счет заботы о нравственности.

С методической точки зрения в школе произойдет катастрофа. Просто не может такого быть, чтобы половина учебного времени в старших классах была отдана одному единственному предмету. В течение прошедших двух лет расписание и программу старших классов радикально перекраивали, дабы обеспечить подготовку учеников к сдаче ЕГЭ. Однако теперь именно эта система, построенная под давлением чиновников и депутатов, навязавших школе предыдущую реформу, в очередной раз ломается - ради введения чего-то ещё более дикого и абсурдного.

Параллельно Министерство образования и науки выступило с другой, не менее поразительной инициативой. Школы, где готовят будущих музыкантов, танцоров балета, и другие подобные заведения, будут реорганизованы. Согласно планам чиновников, детей начнут учить не с 7 лет, как раньше, а только с 15 лет. Школы при этом лишаются и права отбора учеников. Важно будет не то, у кого есть, например, музыкальный слух, а кто первым подал заявку.

Не дожидаясь принятия подобного закона, правительство уже перевело финансирование художественных школ из федерального бюджета в местный. Иными словами, денег там не будет, а в перспективе большинство этих школ будет просто закрыто.

Россия, которая давно уже утратила статус великой промышленной державы, могла до недавнего времени утешать себя, что наша скрипичная школа всё равно лучшая в мире, «а также в области балета мы впереди планеты всей». Теперь не будет и этого.

О том, что реформа, проводимая министерством образования и депутатами-единороссами, чудовищна, нет смысла долго рассуждать. Это очевидно настолько, что даже знакомые мне чиновники и функционеры «партии власти» при упоминании подобных инициатив прячут лица и начинают оправдываться: мол, они лично к этому безобразию не имеют никакого отношения. Но в последнее время больше всего меня стал занимать вопрос о том, что творится в мозгах у тех, кто разрабатывает и принимает такие законы. И неожиданно я осознал, что руководствуются они исключительно любовью к людям. Ведь им самим, несомненно, трудно давалась учеба в школе, у них нет музыкального слуха, а кого-то наверняка мучили родители бесполезными занятиями. Они так ничего и не усвоили в школе, ничего не выучили, ничего не знают, ничего не поняли, а по большому счету вообще ничего не соображают. И, тем не менее, именно они обладают богатством, властью, влиянием. И они, несомненно, счастливы — в отличие от бьющихся в поисках финансирования ученых, специалистов, с ужасом наблюдающих за развалом отраслей, которым отдали жизнь, интеллектуалов, понимающих, куда катится общество.

Меньше знаешь — крепче спишь, говорит известная пословица. Авторы «патриотической идеи» явно судят о человечестве по себе. И они искренне желают нам всем долгого и приятного сна.

Поговорки тем и отличаются от пословиц в первую очередь, что ситуаций для их применения намного больше. Возьмем, к примеру, всем известное выражение «комар носа не подточит». Его значение может варьироваться от «никто не узнает» до «все будет хорошо». Пословицы же в обязательном порядке содержат вывод, а поговорки могут употребляться «к слову» и быть многозначными. Итак, в каких же случаях уместно употребление высказывания «меньше знаешь - крепче спишь», и что под этим понимается?

Что же мешает спать спокойно?

Данное выражение совершенно напрасно называют пословицей, потому что ни один здравомыслящий человек не примет к прямому действию слова «меньше знаешь - крепче спишь». Иначе ему пришлось бы ради здорового сна отказаться от любых знаний. Но ведь таблица умножения или правила русского языка вряд ли кого доведут до бессонницы. Так о каких тогда знаниях, которые мешают ночному отдыху, говорится в поговорке? Для этого необходимо обратиться к толковым

словарям и посмотреть лексическое значение слова «знать». Оно для всех кажется таким элементарным, что никому и в голову не приходит, что в связи с ним может быть какое-то непонимание. И все-таки. Например, в словаре XVIII века «знать» имело восемь значений, основным из которых было наличие сведений, известий о чем-либо. В современном русском языке в словаре Ефремовой у глагола «знать» пять значений, первое из которых обозначает познания, второе - осведомленность, третье - знакомство с кем-то, четвертое - переживание, пятое значение (переносное) употребляется догадываться. Так что теперь нетрудно сделать вывод, что поговорка «меньше знаешь - крепче спишь» не призывает оставаться неучами, и совсем не про научные знания в ней говорится, хотя один из вариантов употребления этого выражения в прямом значении, но с оттенком иронии все же существует. Это будет в том случае, если вдруг на уроке один из учеников, который к тому же и плохо учится, заснет. Именно в этой ситуации в выражении «меньше знаешь - крепче спишь» глагол «знать» будет употреблен в значении «обладать определенными знаниями и умениями».

Сон, который не сон

Всегда ли о в этой поговорке идет речь? Сон у человека нарушается при повышенной тревожности. А к ней приводят всевозможные догадки, переживания и сведения, которые наводят на подозрения и размышления, даже знать кого-то и то бывает «опасным» для сна. Но всегда ли в этой поговорке речь идет о сне в прямом смысле? Когда женщина покупает дорогую сумочку, на вопрос подруги о том, как к этой трате отнесется ее муж, она отвечает: «Меньше знает - крепче спит». Этой фразой дама сразу дает понять, что она ничего не скажет супругу. В этом случае поговорка имеет несколько другое значение: желание скрыть некоторые сведения от человека для того, чтобы он не задавал лишних вопросов, также здесь прослеживается явное желание принимать решение самой, не советуясь ни с кем. Но вот когда продавец, меняя на упаковке творога наклейку о сроке годности, приговаривает: «Меньше знаешь - крепче спишь», то он, минимум, идет на подлог, вследствие чего может случиться если не беда, то большая неприятность. Так что вполне возможно предположить, что кто-то с этой поговоркой идет даже на преступление.

Люди придумали великое множество. Они есть на каждый случай жизни, выбирать можно любое крылатое изречение на ваш вкус. По тому, какие народные мудрости использует в жизни каждый отдельно взятый индивидуум, можно многое сказать о его внутреннем мире, характере и жизненной позиции. Выдал кто-то «моя хата с краю», причем без иронии, и сразу же ясно, что в случае какого-то конфликта на него рассчитывать нельзя, он не заступится за слабого, останется в стороне. Или вот еще: «Меньше знаешь, крепче спишь». Девиз людей, склонных к самообману, блаженной умственной немочи. Так кажется на первый взгляд. Но так ли это на самом деле?

Тайны, от которых лучше держаться подальше

Бывают ситуации, в которых присутствует некая тайна. Известна она немногим, и посвященные люди страшно боятся ее разглашения. И вдруг тайное, как это почти всегда бывает, становится явным. Долгие хранители секрета озадачены разоблачением, но помимо вполне естественной озабоченности эти обстоятельством, часто грозящим многими неприятностями как материального, так и морального плана, они страдают от того, что не знают, кто же выдал то, что они так скрывали. В число подозреваемых лиц попадают все, кто был знаком с информацией, не подлежащей разглашению. Это обычно друзья, родственники и прочие близкие люди. Даже если находится истинный виновник утечки, неприятный осадок остается навсегда. Отношения, что называется, дают трещину, которую уже никогда не заделать.

От чужих интимных тайн лучше держаться подальше и никогда не хвастаться осведомленностью, даже если они стали случайно известны. Именно в таких случаях поговорка «меньше знаешь, крепче спишь» очень справедлива. Тайны, кстати, бывают не только личными, но также корпоративными, коммерческими и даже государственными.

Защитить мозг

Сегодня считается, что излишняя загруженность мозга вредна. Человечество существует на планете долго, и лишь в последние десятилетия оно столкнулось с такой непривычной проблемой, как чрезмерное потребление информации. Нервная система просто не выдерживает потока новостей, льющегося из радио- и телевизионных приемников, со страниц сайтов, не говоря уже о прессе. Заголовки пестрят сообщениями об ужасных происшествиях, человеческих жертвах, войнах, наводнениях, техногенных катастрофах и прочих бедствиях, происходящих во всем мире.

Раньше, лет двести назад, не обо всех из них вообще становилось известно или же скорбные известия приходили с существенным запозданием, что, несомненно, снижало остроту восприятия. Сегодня хроника какой-то катастрофы передается через считанные минуты после нее, а нередко бывает, что смерть людей можно наблюдать в прямом эфире. Пословица «меньше знаешь, крепче спишь» вполне применима к таким ситуациям, когда мозг просто бунтует от информационных потоков, входя в депрессивное состояние. Бывают и случаи помешательства.

Стоит вспомнить булгаковского персонажа профессора Преображенского, не рекомендовавшего читать советские газеты во время еды.

«Лишние» знания

Довольно давно сформировался образ чудаковатого профессора или просто ученого, рассеянного и постоянно пребывающего «немножко не в себе». Такое, конечно, бывает, хотя в своем большинстве выдающиеся деятели науки умеют мыслить трезво и практично. Люди же малообразованные (или просто невежественные) находят особое удовольствие в унижении «образованного», утверждаясь таким образом в глазах окружающих, да и своих собственных. Они словно говорят: «Да, наук мы не проходили, зато люди мы простые, и шарики за ролики у нас в головах не заходят. И вообще, мало знаешь, крепче спишь. А если забит мозг всякой ерундой, то от этого одни проблемы». Что нужно таким людям? Потребности их простые: поесть-поспать и совершить еще несколько немудреных процедур физиологического характера. А на следующий день все по-новому, но точно так же.

Да, мозг от природы людям достается разный, но в любом случае он используется всего на несколько процентов своих возможностей, так что перегрузить его практически невозможно, особенно полезными знаниями. Поговорка «мало знаешь, крепче спишь» - это всего лишь оправдание лени ума. Впрочем, бывают и люди, действительно к учебе не способные. Да и глупцы не переводятся.

Черствость

Почти у каждого человека есть друзья. В тяжелые времена они, как правило, приходят на помощь. Они поддерживают морально, а если есть возможность, то и материально или делом. Но бывают такие прискорбные случаи, когда некоторые из них как раз в трудную минуту куда-то исчезают. Потом, когда неприятности миновали, такие «друзья» вновь объявляются, а свое отсутствие объясняют неосведомленностью, заверяя при этом, что вот «если бы…», то уж «точно бы». И как же им не поверить! Но потом, так или иначе, выясняется, что все они знали. Но говорить об этом с ними уже не хочется. Меньше знаешь, крепче спишь... Да, на скверный сон, да и на аппетит тоже, такие друзья не жалуются.

Семейные нюансы

Есть тип семей, в которых к фактам супружеской неверности относятся очень терпимо. Обычно в этих случаях совершают дальние походы «налево» оба, и муж, и жена, этим и объясняется их взаимная снисходительность. Главное условие, свято чтимое в такой семье, - соблюдение внешних приличий. Рассказывать друг другу о своих похождениях также, как правило, не принято. Зачем? Меньше знаешь, крепче спишь, и неважно, кто и с кем. Самым страшным врагом подобных супругов становится внешний «разоблачитель», нарушающий идиллию. Поэтому даже если стало известно о чьей-то измене, не стоит спешить открывать глаза его второй половине - она чаще всего в курсе. К тому же не стоит забывать и об обстоятельствах, указанных в первом разделе данной статьи.

Обреченность

Есть ложь бесстыдная, циничная, грубая, подлая, но бывает она и святой. Например, если человек безнадежно болен, ему лучше об этом не говорить, по крайней мере, до тех пор, пока он сам не начнет догадываться, иначе хворь доконает его даже раньше отведенного срока. Именно об этой щадящей неправде или недосказанности говорят: «Меньше знаешь, крепче спишь». И хранить такую тайну тяжело, и жить с ней, и сказать потом правду тоже почти невозможно. Если возможно вообще. Эта ситуация очень тяжела, знают о ней по-настоящему лишь те, кто ее пережил. Остальным остается догадываться.

Порочность любопытства

Желание знать все не всегда имеет столь похвальный мотив, как правдолюбие. Иногда в основе этого стремления лежит краеугольным камнем столь малопочтенная черта, как любопытство. Именно оно побуждает читать на страницах «желтой» прессы новости о жизни знаменитостей, не касающиеся их творчества, но зато подробно описывающие кто, когда и с кем завел роман, куда он поехал или какую сумму и на что потратил. Но есть еще и жизнь знакомцев, которую тоже нужно обсудить в узком кругу. Выражение «Меньше знаешь, крепче спишь» даже получило продолжение: «Но пока не разузнаю все, вообще заснуть не смогу!». Все это вполне естественно для людей определенного склада характера, но сплетни редко доводят до добра. Опять следует вспомнить о пункте первом этой статьи.

Несогласные есть

Народные поговорки стали частью национальной культуры и считаются эталоном универсальной мудрости. Но все ли согласны с утверждением «меньше знаешь, крепче спишь»? Значение имеет личность человека. Одни вполне довольствуются блаженным неведением. Другие же стремятся к правде, какой бы тяжелой и неприятной она ни была, особенно в тех случаях, когда дело касается их. Таких ничем не напугать - ни предательством друзей, ни смертельным диагнозом. Им жить тяжело, и не всегда удается поспать спокойно. К тому же существует такая штука, как совесть, которая также препятствует сну, если она, конечно, есть. Но переделать ее обладателей невозможно, да и пытаться не стоит. Такие люди очень нужны, на них все держится.

© СС0

В одном из комментов, посвященных «вечной» теме «наши дети ничего не знают», прочитал гениальный вопрос: «А зачем вообще кому-то, кроме детей элиты, давать избыточное образование?» Что характерно, комментатор вовсе не «стебался», не источал сарказм - вопрос был задан совершенно серьезно. Да и по всей направленности обсуждения этой темы видно, что большинство, по крайней мере, активной аудитории явно на стороне версии, что «не нужно мучить наших деток «лишними знаниями».

«Лишние», «избыточные» или просто «ненужные» - вот, пожалуй, слова, которые чаще всего встречаются в обсуждении темы «как и чему учить детей». Для обывателя в этом вопросе вообще «усё ясно»: обыватель-химик без тени сомнений вопиет «ну и нафига мне была эта ваша княгиня Ольга?» (имея в виду разом и историю и литературу), обыватель-филолог вопит «на хрена мне сдались эти ваши пифагоровы штаны и закон Бойля-Марриотта», обыватель-дворник скромно помалкивает (поскольку из всех соцсетей предпочитает телевизор), но в душе уверен, что никакое образование вообще не нужно.

А «неубиваемый» аргумент у всех один: «мне-то оно не пригодилось!» И спорить в самом деле бесполезно: это ведь и есть сущность обывателя - что для него основой основ и началом начал является его личный опыт - или, точнее, за пределами его личного опыта ничего существенного для него не существует.

А и в самом деле - зачем давать излишнее образование не-детям элиты? А если подумать - и тем оно зачем?

Проблема в том, что обыватель плохо понимает разницу между собой и ребенком. Точнее, понимает ее слишком однобоко: в его представлении он сам - это состоявшийся взрослый, сознательный член общества, полноценный человек; ну а ребенок - это так, полуфабрикат, не пойми что, о нем и говорить много не стоит. Однако имеет смысл и противоположный взгляд: взрослый неинтересен, это «винтик», который уже «встал на лыжи», встроился в колею и будет идти по ней до самой пенсии. Всем уже понятно, чего от него ждать, и, как правило, ждать можно не много. Если сможет сам себя содержать и не ляжет как можно дольше обузой на шею общества - уже и на том спасибо, большего и желать нельзя.

Другое дело - ребенок. У ребенка - потенциал . Кем он станет, заранее неизвестно. Возможно, он достигнет вершин мастерства в какой-то, пока неведомой сфере, возможно, и вовсе откроет новые пути для своего сообщества, своей нации, а то и, чем черт не шутит, для всего человечества? Это неизвестно. Но шанс есть. Шанс небольшой - но он имеется. Потенциально дети намного интереснее отцов (которые обычно уже отыгранные карты). Собственно, именно поэтому (и только поэтому) любое обсуждение детей вызывает такой жгучий интерес (как у нас сейчас).

Деньги и вещи, мужское и женское

Тут еще можно провести такую известную аналогию: одни люди больше ценят деньги, другие - вещи. Считается, что первые чаще мужчины, вторые - чаще женщины.

Женский подход более «предметно-конкретен». Деньги сами по себе ее мало привлекают - да и что, собственно, в них привлекательного? Это ведь не более чем невзрачные бумажки, а то и того пуще - просто какие-то цифирки на счету. То ли дело - конкретная, симпатичная, такая влекущая кофточка! Кофточка - это вещь . Обладать ею - настоящее счастье. Именно поэтому женщины обычно «славятся» своим умением разом спускать любого порядка суммы на ворох самых многообразных покупок - чем они приводят в отчаяние и ярость мужей и отцов, зато заслуживают пылкую любовь всякого рода торговцев.

С мужчинами все иначе. Мужчина рассуждает так: «Вот у меня в кармане тысяча рублей. Казалось бы, это немного. Спустишь в секунду и не заметишь. Но! Прикинем, что я могу с ними сделать? Ну, могу пообедать в кафешке средней руки. Могу сводить подругу в кино и купить ей попкорн. Могу заплатить штраф за непристегнутый ремень - то есть имею возможность кататься непристегнутым! Или пристегнуться, но взять зато полбака! А могу еще купить пару хороших книжек. Или бутылку недорогого виски. Или букет роз и вместо кино прийти сразу к ней домой. Или… Боже! Сколько возможностей !» И мужчина проникается к жалкой тысяче самыми нежными чувствами.

Естественно, способность к абстрактному мышлению играет с нашим мужичком злую шутку. Весь веер возможностей недоступен обладателю тысчонки одновременно - он в любом случае может ее потратить только на что-то одно. Однако до тех пор, пока бумажка не потрачена, ее хозяин вполне вправе тешить себя мыслью, что ему доступны все перечисленные 33 удовольствия. Зачастую некто с мужским отношением к деньгам в итоге не тратит их ни на что - откладывает в коробочку или наволочку: ему довольно сознания, что он может себе все это позволить.

Оба подхода не без изъяна: женщины с их «спонтанными покупками» сидят на куче кофточек, но без гроша за душой, а мужчины с их «веером возможностей» до седин, подобно Кащею, чахнут над своей жалкой кучкой злата (а их подруги, соответственно, маются и без цветов, и даже без сеанса кино). Но мы сейчас не о них.

Мы о том, что в нашем сравнении дети - это «деньги», а их родители - «вещи».

В определенном смысле общество «обладает» ими обоими - и детьми, и родителями. Как и все мы обладаем и деньгами, и вещами. Вопрос в том, что мы любим больше.

Про Россию издавна разные мыслители говорят, что у нее «женская душа». Забавно, что «женская сущность» России проявляется и в этом вопросе: судя по обсуждениям темы образования, и здесь у нас женские ценности - мы склоняемся к «взрослым состоявшимся», то есть предпочитаем «вещи». «Кофточки». И вполне готовы бездумно потратить, как Марьиванна в "Мегамолле", хоть все наличные «деньги» на первые попавшиеся «кофточки».

Во что детей вложим?

Как ни смешно, но это не вопрос для родителей. С точки зрения здорового, нормального общества (которое ориентировано на пользу для себя ), дети должны идти не туда, «куда им сказали старшие», и даже не туда, где «можно заработать больше всего денег» - а туда, где им лично больше всего подходит. Важнейшее слово - «лично». Ребенок раскроется (и принесет больше всего пользы обществу) на том поприще, которое в наибольшей степени соответствует его собственному, до поры (и довольно долго) скрытому потенциалу.

В этом - вы удивитесь - и заключается главный смысл школы: она учит всему, потому что неизвестно, что именно в наибольшей степени подходит каждому конкретному ребенку - химия, физика, литература или выпиливание лобзиком. Плюс - дается необходимая нагрузка на всевозможные участки мозга, отвечающие за познание окружающего мира - потому что наука давно выявила, что в обучении любого млекопитающего есть так называемые «сензитивные периоды», когда мозг наиболее восприимчив к трансляции определенных умственных навыков. Если в детстве нагрузку не давать - потом «наверстать», даже при огромном желании, очень трудно: мышление ригидно, новые «дорожки» прокладывает с трудом, все норовит вернуться к тому, «чему учили в школе». Если в школе учили только считать на пальцах - великовозрастный «сознательный член общества» все поставленные задачи так и решает, считая на пальцах…

Обычно свято при этом веря, что только так задачи и можно решать, «других способов не существует».

Не учить детей можно, конечно. Сами дети будут только счастливы. Но надо отдавать себе отчет, что тем самым мы этих детей лишаем возможностей выбора «кем стать». Не полностью, конечно - но мы этот выбор сужаем. Если продолжить аналогию с деньгами - наши «деньги» становятся «ограниченно конвертируемыми». Вплоть до того, что вскоре они становятся подобны советскому рублю - который можно разве что сдать государству, более он никому не нужен.

Вот такой вот «вещий Олег». Конечно, 90% прочитавших о том, что «дети не знают, кто такой вещий Олег», сами не знают, кто это такой; они ощупывают себя (руки-ноги на месте), заглядывают в свой кошелек (деньги есть), берут трудовую книжку (на работе уважают), глядят на штамп в паспорте (разведена; но, значит, кто-то ведь и замуж брал!) - и выносят вердикт: никому этот вещий не нужен, «мне ведь не понадобился!» Обычная защита самооценки.

А смотреть с точки зрения общества никто и не обязан - за это денег не платят. Ну и что с того, что наши дети «ограниченно конвертируемы», что их выбор в жизни максимально сужен уже в школе, и дальше им прямая дорога - повиснуть ненужной «кофточкой» на нелюбимой работе, все жизнь заниматься химией и ненавидеть эту самую химию (толком «зато» не зная никакой другой предметной области)?

Мы-то люди маленькие. Мы твердо усвоили из школы только одно: «Меньше знаешь - крепче спишь!».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх