Что означает имя шариат. Шариат: преступление и наказание

Сегодня термин шариат известен всем. Его часто можно услышать в новостях о политике, преступности, феминизме, терроризме и культуре общества.

Шариат руководит всеми аспектами жизни мусульман. Законы шариата состоят из Корана (священной книги мусульман), хадисов (предания о поступках и изречениях пророка Мухаммада) и фетвы (постановления мусульманских богословов).

Большинство, в том числе и мусульмане, неправильно понимают шариат. Зачастую он у них ассоциируется с отсечением конечностей, избиением камнями или бичом до смерти, и другими средневековыми наказаниями. По этой причине шариат считают безжалостным. Некоторые на западе думают, что шариат устарел и представляет собой несправедливые социальные идеи, которые навязываются тем, кто живет в странах, управляемых по законам шариата.

Многие мусульмане, тем не менее, придерживаются другого мнения. По исламской традиции шариат рассматривается как нечто, что воспитывает человечество. Они видят шариат не в свете чего-то примитивного, а чего-то ниспосланного божественным образом. В обществе со свойственными ему социальными проблемами, шариат дает возможность человечеству осознать свой потенциал.

Философия шариата

Философия шариата – правильный путь

Для мусульман жизнь начинается не с рождения, а задолго до него. Задолго до создания первого человека. Она началась тогда, когда Бог создал души всех тех, кто будет когда-либо существовать, и спросил их: «Разве не я ваш Владыка?». И все они ответили: «Да, это так».

Для каждой души Бог предписал определенное время на земле, в течение которого Он будет испытывать ее. Затем, по истечении назначенного срока, Он вынесет ей приговор и решит ее вечное назначение: бесконечное блаженство или вечное страдание.

Эта жизнь является путешествием, и все мы в ней странники. Существует множество путей прожить ее, но только один из них правильный и прямой. Этот путь и есть шариат.

Божественное руководство

На арабском языке «шариат» означает «чистая, протоптанная тропа к воде». С мусульманской точки зрения, этот термин приписывался к вопросам религии, которые Бог предписал своим служителям. Лингвистическое значение слова шариат находит свое отражение в реальной жизни: как вода жизненно важна для человеческой жизни, так и ясность и честность шариата являются средством жизни для души и ума.

На протяжении всей истории человечества, Бог посылал посланников людям по всему миру, для того чтобы направить их на правильный путь, который приведет их к счастью в этом мире и тому, за кем нужно следовать. Все посланники распространяли одно и то же послание людям (Коран учит, что посланники призывали всех поклоняться единому Богу), но отдельные предписания божественных законов, регулирующих человеческие жизни, отличались в зависимости от нужд времени и самих людей.

Пророк Мухаммад был последним посланником и его шариат представляет собой окончательное олицетворение божественной милости.

«Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3).

Правовое руководство

Шариат регулирует все человеческие поступки и делит их на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные.

Обязательные поступки должны быть совершены и, если они совершены с благими намерениями, то они будут вознаграждены. Противоположными им являются запрещенные поступки. Рекомендуемые поступки следует совершать, а неодобряемые поступки нет. Разрешенные поступки это те, которые шариат ни поощряются, ни не одобряются. Большинство человеческих поступков попадают под эту категорию.

Оценка поступков основана на намерении и искренности, как сказал Пророк: «Поступки совершаются из намерений, и человек получит только то, было в его намерениях».

Жизнь по законам шариата

Шариат охватывает все аспекты человеческой жизни. Классические законы шариата зачастую делятся на четыре части: законы, относящиеся к богослужению, законы, относящиеся к коммерческим сделкам, законы, относящиеся к браку и разводу, и уголовное право.

Философия права

Бог послал своих пророков и книги человечеству, чтобы показать им путь к счастью в этой жизни и успеху в загробной жизни. Это заключено в молитве верующего, изложенной в Коране: «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2:201)

Мусульманские философы права объясняют, что целью шариата является содействие человеческому благосостоянию. Это очевидно из Корана и учений Пророка.

Богословы объясняют, что благосостояние людей основано на выполнении настоятельных потребностей, нужд и удобств.

Настоятельные потребности

Настоятельные потребности это вещи, от которых зависит мирская и духовная жизнь. Несоблюдение их ведет к невыносимым трудностям в этой жизни, или наказанию в следующей. Существует пять настоятельных потребностей: сохранение религии, жизни, разума, потомства и состояния. Они гарантируют индивидуальное и общественное благополучие, как в этой жизни, так и в загробной.

Шариат охраняет эти настоятельные потребности двумя способами: вначале гарантируя их становление, а затем защищая их.
. Для того чтобы гарантировать становление религии, Всевышний сделал вероисповедание обязательным. В целях ее сохранения были приняты правила относительно изучения и распространения религии.
. В целях сохранения жизни на земле, Всевышний предусмотрел брак, здоровое питание и образ жизни, запретил убийство и установил наказание за совершение его.
. Бог разрешил поддержание здравого рассудка и знаний, и запретил все то, что портит или ослабляет его, как например алкоголь или наркотики. Он также назначил меры пресечения, чтобы люди держались подальше от них, потому что здравый рассудок является основой моральной ответственности, данной людям.
. Брак был предусмотрен для сохранения потомства, а половые отношения вне брака были запрещены. С целью сохранения потомства и продолжения человечества были приняты уголовные законы.
. Бог обязал людей содержать себя и тех, за кого они в ответе, и создал законы, регулирующие торговлю и сделки между людьми, для обеспечения честных торговых отношений, экономической справедливости, и для предотвращения тирании и споров.

Нужды и удобства

Нужды и удобства это те вещи, которые нужны людям для обеспечения хорошей жизни и избегания невзгод, хотя они и не являются необходимыми. Настрой шариата обобщается в Коране, «Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78), и «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (5:6).

Тем самым, все, что обеспечивает людское счастье, в рамках Божественного Руководства, разрешается в шариате.

Источники шариата

Основными источниками шариата являются Коран и жизнь пророка Мухаммада.

Коран

Коран был ниспослан Пророку не сразу, а постепенно, на протяжении 23 лет. Суть его послания состоит в том, чтобы установить единичность Бога, а также духовную и моральную необходимость человека в Боге. Эта необходимость осуществляется посредством богослужения и покорности, и имеет значительные последствия в загробной жизни.

Коран является словом Господним. Благодаря своему непревзойденному стилю и красноречию, и, главным образом, руководству и правовым нормам, он способствует благосостоянию людей в этом и потустороннем мире.

Всевышний сказал, что «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда». (Коран, 17:9).

Пример Пророка (Сунна)

Роль Пророка разъясняется в Коране: «Тебе Мы ниспослали Напоминание [Коран] для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано». (Коран, 16:44).

И Пророк разъяснял людям с помощью своих поступков, словами и своим примером. Следование примеру и руководству пророка стало обязательным: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику». (Коран, 4:59). Сам Пророк наставлял так: Я оставил вам две вещи, за которые вам надо держаться, и вы будете на верном пути: Книгу Божию и мой пример».

Вторичные источники

Существуют также вторичных источника шариата, например консенсус богословов (иджма) и правовая аналогия (кияс).

Консенсус богословов

Основанием для того, чтобы консенсус богословов был источником закона, является указание в Коране, гласящее разрешать вопросы с помощью совещания: «Те, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, и совещаются между собой о делах». (Коран, 42:38). Консенсус богословов – соглашение всех мусульманских богословов на уровне правового обоснования (иджтихад) по поводу определенного законного решения. При условии, что все богословы должны согласиться с решением, границы иджтихада ограничиваются вопросами, которые ясны согласно Корану и примерам Пророка, на которых и должен основываться консенсус. После принятия, консенсус богословов считается решающим доказательством.

Правовая аналогия (кийас)

Правовая аналогия является мощным инструментом для принятия решений по новым вопросам. Например, наркотики были признаны недопустимыми посредством правовой аналогии с запретом на алкоголь, о котором говорится в Коране. Такое решение основано на том, что, как и алкоголь, наркотики производят опьяняющий эффект.

Правовая аналогия и различные инструменты ее применения позволяют юристам понять причины, лежащие в основе постановлений Корана и примеров Пророка. Это помогает при рассмотрении постоянно меняющихся человеческих ситуаций, и принимать новые решения соответствующим образом.

Шариат в Великобритании

Доктор Роуэн Вильямс, архиепископ города Кентербери, высказал свое мнение по поводу внедрения законов шариата в Великобритании в своем интервью радиостанции «Радио 4».

– кодекс поведения во всех сферах человеческой жизни, установленный Исламом, скрывающий огромную символическую силу для осуществления чаяний мусульман в поисках своей судьбы. Все мусульманские страны пульсируют желанием приспособить жизнь к Его заповедям.

Боязнь Шариата

Вместе с тем, как ни парадоксально, Шариат в большей степени, чем любой элемент Ислама, вызывает сильные сомнения и глубокое чувство страха среди немусульман и тех, которые позиционируют себя мусульманами, будучи при этом духовно далёкими от истинных традиций Ислама.

Для многих из них Шариат представляет нечто, пытающееся на пути к прогрессу и модернизации повернуть время вспять и ввергнуть мир в тёмное прошлое, ассоциирующееся только с рабством женщины и чадрой, отсеканием руки вору, забрасыванием камнями в наказание и т. п.

Противодействие Шариату

Наиболее изощрённые из них пытаются поставить под сомнение сами основы, природу и роль Шариата , чтобы подтолкнуть мусульман самим отказаться от Шариата или ввергнуть в такие перемены, чтобы не прослеживалось никакой преемственности Шариата с основами Ислама.

Человек – вершина мироздания, и ему якобы незачем сверять свои поступки с правилами сверхъестественного происхождения. К чему беспокоить Всевышнего, отвлекать его мирскими тривиальными делами? Шариат , по их мнению, лишь формализует отношения человека с Богом, надевая на него смирительную рубашку, сотканную из законов и правил, духовных ценностей, религиозной любви и преданности.

По их мнению, закон (Шариат ), установленный четырнадцать веков назад в условиях пустыни, вряд ли может справиться с комплексом потребностей и суетой современной технологичной цивилизации. Эти и подобные аргументы звучат довольно часто. Однако такого рода мнения, основанные на предрассудках, не служат благим предзнаменованием будущему человечества. Они могут лишь усугубить глубину противоречий и враждебности Запада с Исламом, который сохранил свои традиции на протяжении всей своей истории, и любая попытка «перезагрузки» может, в конечном счёте, сорвать мир, который и так хрупок.

Что такое Шариат?

Таким образом, желание понять Шариат должно быть таким же неотложным и крайне важным, как и воля мусульман в его реализации. Шариат служит не только собранием дозволений и запретов; это не просто свод законов, которые предусматривают наказания за определённые преступления. Его содержание значительно глубже и шире, оно охватывает всю человеческую жизнь.

Шариат – это безопасный путь, т. е. путь, по которому человек в Исламе должен идти в упорном стремлении познать своего Создателя. Это глубокое погружение в поиск Господа и Учителя, которое Шариат делит на конкретные и точные шаги на жизненном пути. Шариат в общечеловеческом понимании – это внутреннее и внешнее наполнение индивидуума или коллектива, регламентирующее жизнь в соответствии с волей Единого нашего Бога. Основным посланием Корана является нравственность. Его законы устремлены в вечность. Концепция Пророка (мир ему и благословение Аллаха) совместно с источником Шариата – Сунной – являет собой идеальную самодостаточную модель, формирующую разум мусульманина.

Следование Шариату

Чтобы полностью понять сущность Шариата , должно быть установлено соответствующее отношение человека с Богом, проповедуемое Исламом. «Нет божеств, заслуживающих поклонения, кроме единого Аллаха, и Мухаммад – пророк Его!» Это утверждение – фундамент Исламского вероисповедания.

Бог есть Творец; Ему, единственному Господу и Учителю, должен подчинять всё своё существо человек. «…Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным…» (смысл 34 аята суры «аль-Хадж»). «Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему!» (смысл 102 аята суры «аль-Aнам»).

Бог облагодетельствовал человека, дав ему способность и возможность видеть, слышать, чувствовать, мыслить и говорить – то, без чего человек не может жить и созидать. Он сделал доступными внешние ресурсы мира, которые человек открывает, эксплуатирует и преобразует, но которые сам не может воссоздать.

Ни одна сфера жизни не может быть освобождена от необходимости божественного руководства или божественного суда. Господь и Его Царство неразделимы, и, соответственно, жизнь человека заключается в послушании Ему, т.е. следовании Шариату . Бог был бы несовершенен, если бы Он существовал лишь в духовном мире и если бы отношения с Ним строились сугубо в целях обеспечения материального достатка – хлеба насущного; если бы Бог был равнодушен, безразличен или неспособен помочь человеку в решении самых сложных задач, из которых и складывается жизнь. Всевышнему мы поклоняемся, к Нему взываем, в Него верим, Его ищем, ибо Ему всё подчинено.

Человеку дана свобода выбора – быть или не быть с Богом, но, однажды приняв Его, необходимо следовать Его стопам (т.е. Шариату ). Свобода приобретает смысл выбора путей следования, которые благословил Аллах.

Шариат – это Закон, данный людям Богом. В арабском языке слово «шариат» означает «правильный путь».

Посланники Аллаха приносят новые законы для людей. Закон, с которым ниспосылаются пророки, – это нормы поведения, которые Бог предписал людям.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – это последний пророк. Он был послан ко всему человечеству, и Закон, с которым пришел наш Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний Закон. Этот Закон мусульмане называют Шариатом (и пишут с заглавной буквы).

Некоторые законы были даны конкретным народам и не касались других. Но Шариат Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, универсален: он предназначен для всего человечества, для всех народов и будет актуален до Судного дня.

В Шариате содержатся решения для всевозможных жизненных ситуаций, он охватывает все стороны жизни. Шариат описывает, как выполнять религиозные предписания: как молиться, как соблюдать пост, как совершать паломничество. Регламентируя общественную жизнь, Шариат отвечает, как наказывать убийцу или вора, каких животных можно разводить, а каких – нет, как вести торговлю. Шариат структурирует личную жизнь: какими должны быть отношения жены и мужа, как воспитывать детей, каким должен быть идеальный распорядок дня. Шариат очерчивает нравственные нормы: быть жадным – дурно, помогать соседу – хорошо, злословие – плохо, скромность вознаграждается. Шариат указывает, как решать многие бытовые проблемы: как смывать с себя грязь, как принимать пищу, какую одежду носить. Это путеводная звезда мусульманина. Каждый свой поступок необходимо взвешивать на весах Шариата.

Любое действие, с точки зрения Шариата, может быть оценено как:

Обязательное (фард). Это значит, что совершение действия вознаграждается, а отказ от него – грех. К примеру, женщина обязана скрывать все, кроме лица и кистей рук, при посторонних мужчинах.

Близкое к обязательному (ваджиб).

Желательное (сунна). Это значит, что совершение действия вознаграждается, но в отказе от него нет греха. Например, желательно чистить зубы при помощи веточки дерева арак (мисвак).

Дозволенное (мубах). Это значит, что совершение действия не вознаграждается, но и в отказе от него нет греха. Например, лежать и сидеть дозволено.

Нежелательное (макрух). Это значит, что за совершение действия греха не будет, зато за отказ от него будет вознаграждение. Например, разговаривать в туалете нежелательно. Часть ученых выделяет нежелательное, близкое к разрешенному, и нежелательное, близкое к запрещенному. Согласно такому разделению, первое – не грех, второе – грех.

Слово «шариат» часто упоминается в последнее время и в большинстве случаев он понимается как свод драконовских законов отрубания рук и голов. Это представление далеко от реальности. В буквальном значении это слово с арабского переводится как «хорошо проторенная тропинка к источнику (воды)» , а как термин он используется, чтобы описать Ислам как образ жизни.

Вода – источник жизни, и Ислам тоже подобно этому – источник духовного благополучия. Таким образом, шариат – это свод законов, которые прокладывают прямой путь к наполненности в этой жизни и к успеху в жизни будущей.

Это набор правил, положений и установлений Всевышнего, призванных защитить и принести пользу человечеству. Да, он содержит уголовный кодекс и систему права, но это только одна сторона. Потому что шариат включает в себя конкретные моральные, этические, социальные и политические нормы поведения. Он позволяет каждому человеку формировать постоянные отношения со Всевышним. А его законы дают людям руководство, необходимое для победы добра над злом.

Шариат относится к двум основным сферам жизни верующего: мирской жизни и поклонению. В обоих случаях ученые Ислама единогласны в том, что милосердие является приоритетным принципом в обеих сферах. Всевышний Аллах говорит в Коране о Своем посланнике, мир ему и благословение Аллаха:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 107).

Передают также со слов Абдуллы ибн Амра о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Над теми, кто милостив, смилостивится и Милостивый [Аллах]! Будьте милостивы к тем, кто на земле, и над вами смилуется Тот, кто на небе!» (Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким).

Основы шариата – в Коране и Сунне. Коран дает основные принципы, в то время как Сунна раскрывает детали. Например, в Коране говорится о важности молитвы, но чтобы понять, как ее совершать, мы должны обратиться к Сунне. Шариат также включает мнение ученых, юридическую аналогию и толкование. Это позволяет ему учитывать культурные и социальные обстоятельства.

Семейное право является частью шариата и включает в себя женитьбу, развод, усыновление детей, раздел наследства. Общее право касается покупки, продажи, заключения договоров и других финансовых сделок. Уголовное право относится к кражам, убийствам, прелюбодеянию, изнасилованию и клевете.

Почти всеми учеными признано, что шариат объемлет пять сфер защиты прав человека: вера, жизнь, семья, интеллект, имущество. Как утверждает один из ученых, шариат основан на мудрости и защите прав человека:

  • вера. Всевышний сделал религию и поклонение обязанностью. Он установил Ислам как угодную Ему религию, поэтому первоочередной задачей шариата является соблюдение прав Всевышнего. Шариат также включает правила и положения, касающиеся соблюдения и пропаганды религии.
  • жизнь. Шариат должен защищать жизнь человека. Потому что это один из священных даров Всевышнего. Как говорится в Коране: «кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 32).
  • семья. Женитьба узаконена шариатом, а интимные отношения вне брака – запрещены. Каждый ребенок имеет право расти в семье будучи в безопасности, поэтому забота и обеспечение сирот также является важной частью шариата
  • интеллект. Интеллект и стремление к знаниям поощряется в Исламе, и запрещено все то, что может ослабить его, например, наркотики или алкоголь. Развитие интеллекта приносит пользу не только самому человеку, но и обществу, поэтому шариат побуждает к образованию мужчин и женщин.
  • имущество. Люди имеют право обладать и защищать имущество. Кражи и порча запрещены, сделки регулируются договорами, ростовщичество запрещено. Законы шариата стоят на страже справедливости и честности в торговле и делах. А через обязательный налог (закят) средства к существованию доходят и до нуждающихся.

Шариат – это прямой путь, следуя которому каждый человек достигнет успеха, здесь и в следующем мире. Так, Всевышний говорит в Коране:

«Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (сура «аль-Джасия», «Коленопреклоненные», аят 18).

Поэтому шариат основан на принципах милосердия, справедливости, мудрости и праведности. Он следует моральным и этическим целям, заданным Кораном и Сунной. И любые доктрины или решения, основой которых является враждебность, жестокость, неблагоразумие и несправедливость, не могут быть шариатскими, сколько бы их ни причисляли к исламскому праву.

Жизнь мусульманина началась не с момента его появления на свет, а задолго до него. Она зародилась тогда, когда Всевышний сотворил души всех людей, которые будут существовать, и спросил у них: «Разве не Я ваш Владыка?». И все они ответили Ему: «Да, это так».

Каждой душе отвел определенное время на земле, на протяжении которого Он будет испытывать ее. По истечении этого срока Он решит ее дальнейшую участь – безграничное блаженство или вечные страдания.

Земная жизнь – путешествие, а мы – странники. Есть миллионы путей, но только лишь один из них правильный – шариат, мусульманская система права .

Божественное руководство

«Шариат» в переводе с арабского языка означает «чистая, протоптанная тропа к воде». Как вода жизненно необходима для человека, так и правила шариата важны для его ума и души.

Всевышний Аллах послал Пророков, дабы направить людей на истинный путь, ведущий к счастью и в этом мире, и в том. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) стал последним Посланником, а его шариат – это окончательное и безоговорочное божественное руководство для всего человечества.

Правовое руководство

Все человеческие поступки регулируются нормами шариата и делятся на пять категорий:

  1. обязательные – фард;
  2. рекомендуемые – мандуб;
  3. разрешенные – мубах;
  4. неодобряемые – макрух;
  5. запрещенные – харам.

Обязательные поступки ДОЛЖНЫ быть совершены, но только с благими намерениями, тогда они будут вознаграждены. Противоположные им запрещенные поступки достойны наказания, которое последует на суде шариата. Рекомендуемые поступки стоит совершать, а неодобряемые – нет. Большинство поступков человека попадают под категорию разрешенных поступков, за которые по законам шариата человеку не полагается ни награды, ни наказания.

Оценка каждого поступка основана на том, какими помыслами руководствовался человек. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал, что поступки совершаются по намерениям, и человек получит за них воздаяние в соответствии с тем, каковы были его намерения.

Постоянство шариата

Шариат обладает одинаковой юридической силой при любых обстоятельствах. То, что было предопределено Господом, может подвергаться изменениям только с Его позволения. Будучи проявлением бесконечной Мудрости и Милосердия, шариат не может подстраиваться под постоянно меняющиеся человеческие ценности и стандарты.

Мусульманское право никогда не выступало против передовых технологий и достижений науки. Напротив, оно устремляется к знаниям и дарует просветленное мировоззрение.

Жизнь по правилам шариата

Шариат – это не просто собрание обязанностей, запретов и свод законов, предусматривающий наказания за проступки. Это путь безопасности и нравственности, жизнь в соответствии с Волей и Милостью нашего Господа. Это кодекс поведения, установленный Исламом и таящий в себе огромную силу для осуществления чаяний мусульман, которые желают найти себя и встать на верный путь. Он охватывает все аспекты человеческой жизни и включает в себя правила, связанные с богослужением и коммерческим делом, нормы семейного и уголовного права.

Основными источниками мусульманского права являются Священный Коран, ниспосланный Всевышним Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) и (собрание хадисов - рассказов о поступках и словах Пророка, мир ему, в той или иной ситуации). Чтобы понять всю суть и особенности Шариата, необходимо уверовать в Господа. «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!». Это и есть фундамент Исламского вероисповедания и закон жизни мусульман.

Отношение человека к Всевышнему выражается в самом слове «Ислам», что означает «поклонение» и «покорность». Каждый праведный мусульманин поклоняется Своему Создателю и Единственному Господу, следует Его Воле и всецело отдает ей себя.

Ни одна сфера жизни не освобождается от божественного руководства и Его суда. Человеку предоставлена свобода выбора: идти за Своим Господом или нет. Но однажды приняв решение, нужно неотступно следовать пути, который благословлен Аллахом.

Джамаат

Джамаат - объединение мусульман для совместного изучения основ Ислама, общения и совершения религиозных обрядов. Во главе джамаата стоит имам, в распоряжении которого 1 или 2 помощника. Это зависит от количества верующих в общине.

Однако в 1990-2000 гг. на территории России, на Северном Кавказе и в Поволжье, появился джамаат «Шариат» – террористическая группировка, которая в своем сумасшествии дошла до убийств мусульманских ученых и праведных людей.

Ханафитский мазхаб

Это одна из четырех правовых школ в суннизме. Ее основатели – Абу Ханифа и его ученики шейхи Абу Юсуф и Мухаммад. Правовые предписания в соответствии с ханафитским методом основываются на следующих источниках:

  1. Коран;
  2. Сунна;
  3. Иджма Сахаба – единое мнение сподвижников Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует);
  4. Кыяс – сопоставление правовой проблемы с уже имеющимся в шариате прецедентом;
  5. Истихсан – одобрение и предпочтение, целесообразное для данной ситуации.

Ханафиты разработали всеобъемлющую школу мусульманского права, способную решить проблемы, которые связаны с вопросами соблюдения мусульманских обрядов, нравственных норм и социального поведения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх