Чему равно 100 мкг. Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка

Фолиевая кислота (витамин B 9) обеспечивает необходимую скорость роста и развития будущего ребенка, особенно на ранних сроках беременности. Дефицит фолиевой кислоты при беременности существенно повышает риск развития у плода врожденных пороков, в частности дефектов нервной трубки (например, незаращение дужки позвонка), гидроцефалии, анэнцефалии, а также гипотрофии и недоношенности.

У кого наблюдается дефицит фолиевой кислоты?

Дефицит фолиевой кислоты имеется у каждой второй женщины. Еще выше их доля среди женщин, принимающих гормональные препараты и алкоголь.

Фолиевая кислота перед беременностью: когда B9 нужнее всего?

Организму беременной женщины фолиевая кислота нужнее всего в первый месяц после зачатия, то есть до 2 недель задержки, так как нервная трубка формируется на 16-28 день после зачатия, когда будущая мама иногда еще даже и не подозревает о том, что она беременна.

Как предотвратить дефицит фолиевой кислоты во время беременности?

Еще до зачатия (за три-шесть месяцев до него), а также течение всей беременности для предотвращения нарушений развития у эмбриона женщина должна ежедневно принимать не менее 800мкг (0,8мг) фолиевой кислоты.

Кому нужно пить фолиевую кислоту?

Фолиевая кислота назначается всем беременным вне зависимости от характера их питания. Если у женщины в прошлом уже рождался ребенок с таким дефектом или в роду были случаи подобных заболеваний - дозировку витамина необходимо увеличить до 4мг в сутки. Такие пороки развития, как заячья губа и волчья пасть так же могут быть следствим дефицита витамина B 9 у беременных.

Возможен ли избыток фолиевой кислоты?

Если принятая доза значительно превышает суточную потребность в фолиевой кислоте, то почки начинают экскретировать ее в неизмененном состоянии. 5 мг фолиевой кислоты, принятой внутрь, выводятся из организма через 5 ч.

Сколько пить фолиевой кислоты при беременности? Норма фолиевой кислоты при планировании беременности

Ограничение профилактической дозы фолиевой кислоты 400 мкг вне беременнсоти и 800 мкг перед и во время нее вызвано тем, что у пациентов с недостаточностью витамина В 12 (это совсем другой витамин!) избыток фолиевой кислоты может вызывать необратимое поражение нервной системы, так как применение фолиевой кислоты в больших дозах (5 мг/сут) препятствует установлению диагноза пернициозной анемии (т.е. дефицита витамина В 12) из-за того, что фолиевая кислота может уменьшить неврологические проявления этого состояния. Таким образом, фолиевая кислота не является причиной пернициозной анемии, но мешает своевременному установлению диагноза.

Какую же дозу фолиевой кислоты принимать до и во время беременности?

Не менее 0.8 мг - эту дозу не подвергают сомнению ни в одной стране мира. Более того, современные исследования говорят об усилении профилактического эффекта врожденных пороков развития при приеме больших доз фолиевой кислоты - 3-4 мг в сутки. Именно такую дозу фолиевой кислоты следует пить беременным, у которых отсутствует опасность дефицита витамина В 12 , то есть тем, кто также принимает «беременные» поливитамины. Итак, смотрим, сколько фолиевой кислоты в ваших поливитаминах и добиваем дозу до 3-4 мг, равномерно распределяя прием фолиевой кислоты одновременно с приемом пищи в течение дня.

А сколько это в таблетках?

Обычно фолиевая кислота продается в дозировке 1 мг = 1000 мкг. То есть минимальна доза 800 мкг - чуть меньше одной таблетки. Но, учитывая, что многие врачи рекомендуют принимать при планировании 3-4 мг, отламывать маленький кусочек точно не стоит:)

Надо ли принимать фолиевую кислоту мужчинам?

Так как фолиевая кислота играет огромную роль в процессе развития клеток, дефицит фолиевой кислоты у мужчин может снизить количество здоровых сперматозоидов. Поэтому за несколько месяцев до зачатия (не менее, чем за три) мужчина должен начать принимать фолиевую кислоту в дозе не меньшей, чем профилактическая - 0.4 мг .

Меры объема жидкостей

1 чайная ложка = 5 мл.

1 десертная ложка = 2 чайных ложки = 10 мл.

1 столовая ложка = 3 чайных ложки = 15 мл.

Пример: 1

Состав - 15 мг / 5 мл. (указано на упаковке или в инструкции) Это значит, что 1 чайная ложка содержит 15 мг. лекарственного средства.

Если Вам назначена разовая доза 15 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 1 чайную ложку сиропа.

Если Вам назначена разовая доза 30 мг, значит, за 1 прием вы должны принять 2 чайные ложки сиропа.

Пример: 2

Флакон содержится 80 мг / 160 мл, где 80 мг - действующее вещество. При этом препарат рекомендуется принимать по 1 чайной ложке 2 раза в день.

Рассчитываем дозу в 1 мл: для этого дозу вещества во всем объеме нужно разделить на весь объем жидкости:

80 мг делим на 160 мл = 0,5 мг в 1 мл.

Так как чайная ложка вмещает 5 мл, полученный результат умножаем на 5. То есть: 0,5 мг Х 5 = 2,5 мг.

Следовательно, 1 чайная ложка (разовая доза) содержит 2,5 мг. действующего вещества.

Пример: 3

В инструкции указано, что в 60 мл готового раствора содержится 3000 мг действующего вещества.

А 60 мл - это 12 чайных ложек по 5 мл.

А теперь занимаемся подсчетами: указанную дозу вещества 3000 мг. разделить на 12. То есть: 3000 мг / 12 = 250 мг.

Значит 1 чайная ложка готового раствора – это 250 мг.

Пример: 4

100 мг. действующего вещества содержится в 5 мл.

В 1 мл. содержится: 100 разделить на 5 = 20 мг. действующего вещества.

Вам нужно 150 мг.

Делим 150 мг на 20 мг - получается 7,5 мл.

КАПЛИ

1 мл. водного раствора – 20 капель

1 мл. спиртового раствора – 40 капель

1 мл. спиртово-эфирного раствора – 60 капель

СТАНДАРТНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ ДЛЯ ВНУТРИМЫШЕЧНОГО ВВЕДЕНИЯ

1 мг = 1000 мкг;

1 мкг = 1/1000 мг;

1000 мг = 1 г;

500 мг = 0,5 г;

100 мг = 0,1 г;

1% соответствует 10 г/л и 10 мг/мл;

2% 20 г/л или 20 мг/мл;

1:1000 = 1 г/1 000 мл = 1 мг/мл;

1:10 000 = 1 г/10 000 мл = 0,1 мг/мл или 100 мкг/мл;

1:1 000 000 = 1 г/1 000 000 мл = 1 мкг/мл

Если растворитель в упаковке не предусмотрен, то при разведении антибиотика на 0,1 г. (100 000 ЕД) порошка берут 0,5 мл. раствора.

Таким образом, для разведения:

0,2 г. нужен 1 мл. растворителя;

0,5 г. нужно 2,5-3 мл. растворителя;

1 г. нужно 5 мл. растворителя;

Пример: 1

Во флаконе находится 0,5 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

При разведении антибиотика на 0,1 г. сухого порошка берут 0,5 мл. растворителя, следовательно:

0,1 г. сухого вещества – 0,5 мл. растворителя

0,5 г. сухого вещества - Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества необходимо взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 2

Во флаконе находится 1 000 000 ЕД сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл. раствора было 100 000 ЕД сухого вещества.

100 000 ЕД сухого вещества – 0,5 мл. сухого вещества

1 000 000 ЕД – Х мл. растворителя

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 100 000 ЕД. сухого вещества необходимо взять 5 мл. растворителя.

Пример: 3

Во флаконе находится 0,25 г. сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества.

1 мл. раствора – 0,1 г.

Х мл. - 0,25 г.

Ответ: чтобы в 1 мл. раствора было 0,1 г. сухого вещества нужно взять 2,5 мл. растворителя.

Пример: 4

Больному необходимо ввести 400 000 ЕД. пенициллина. Флакон по 1 000 000 ЕД. Развести 1:1.

Сколько мл. раствора необходимо взять.

При разведении 1:1 в 1 мл. раствора содержится 100 000 ЕД. 1 флакон пенициллина по 1 000 000 ЕД. разводим 10 мл. раствора.

Если больному необходимо ввести 400 000 ЕД., то необходимо взять 4 мл. полученного раствора.

Внимание! Перед применением лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться с врачом. Информация предоставлена исключительно для ознакомления.

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка...

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы :

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы является грамм и его производные - миллиграмм и микрограмм.

Общепринятые сокращения:

  • грамм - г;
  • миллиграмм - мг;
  • микрограмм - мкг.

В 1 г - 1 000 мг или 1 000 000 мкг.
В 1 мг - 1 000 мкг.

  • 1,0 - это грамм;
  • 0,001 - это миллиграмм;
  • 0,000001 - это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр . Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы - 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии - 1,5 литра».

Общепринятые сокращения:

  • литр - л;
  • миллилитр - мл.

В 1 л - 1 000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 - значит, это не объем, а масса - 15 грамм. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано - мл: 15,0 мл.

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка - это когда путаются МГ и МЛ .

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!

Не путать единицы массы и единицы объема - это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцом для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных, дозируемых миллилитрами лекарственных средств для приема внутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля . Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл .

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать одноразовый шприц для измерения необходимого объема жидкости.

Назначено по 10 капель - значит, это 0,5 мл; 40 капель - соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу:

количество мл = количество капель разделить на 20 .

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях, и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, так вот, в таких ситуациях однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл. И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли - 0,1 мл, 3 капли - 0,15 мл, 5 капель - 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки , которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка - 5 мл;
  • десертная ложка - ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка - в странах СНГ - 18 мл, в США, Канаде - 15 мл, в Австралии - 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка.

  • детская ложка - 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане . Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т. п.

  • один стакан - 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора .

Выражение «5% раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема . Таким образом, выражение «1% раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами. Поэтому пересчитываем:
100 мл - 1 г;
10 мл - 0,1 г;
1 мл - 0,01 г.
0,01 г - это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1% раствора содержится 10 мг действующего вещества .

Тренируемся:

  • в 1 мл 5% раствора аскорбиновой кислоты - 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50% раствора анальгина - 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1% раствора лоратадина - 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7% раствора лактулозы - 667 мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05% раствора хлоргексидина - 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к родительским математическим способностям. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1%», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» - надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, например, сиропы лактулозы практически всеми производителями выпускаются в виде 66,7% раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака », то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь ». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации - 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое - только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл - это значит, нам назначили 200 мг.

А в таблетке 0,4 - это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в мл. Для местного применения и дозирования каплями - это не менее актуально.

И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день », то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь - 0,1% или 0,05%?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1% », то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5%, 1%, 2,5%...

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц . Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т. е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина .

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц .

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, например, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат , таблетки по 0,5;
  • цефалексин , капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу, при отсутствии сведений о содержании действующего вещества, может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме - выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина . Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, - не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен , таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства - парацетамола .

Из параграфа 2.1. нам известно, что разовая доза парацетамола составляет 10-15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х 15) мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2-9,3 мл.

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 3-4,5 мл.

Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - 1 таблетка.

Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза - полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4-5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4-х часов.

Все тот же ребенок - масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем 15 х 60 - 900 мг.

Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза - 37,5 мл (900/24).

Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, в одном мл - 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).

Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.

Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки. Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20-25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг. Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1 000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики. Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд ». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор - 200 мг/5 мл, флакон 15 мл - этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2-х недель ». Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.

Итак, приходим в аптеку. - Нужен лоратадин, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях - 1 мг/1мл.

5 мг - это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 - получается на курс лечения надо 70 мл. А сколько ж там во флаконе? Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл - дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» - это не полтаблетки (!), это полграмма - 0,5 г.

0,25 - это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Здесь и далее, произнося выражение «основная единица», мы имеем в виду единицу, основную с позиции именно дозирования лекарственных средств. Т. е. мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (Система Интернациональная, СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема - кубический метр (м 3).

МЕ г мг мкг

Г мг мкг


Конвертировать

Список веществ

Руководство по использованию

  • В поле Группа веществ выберите группу веществ.
  • В поле Вещество выберите вещество из выбранной ранее группы.
  • В поле Количество введите исходное количество вещества (действующего вещества препарата).
  • В поле Из выберите исходные единицы измерения.
  • В поле В укажите единицы измерения, в которые будет производиться перерасчет.
  • В поле Знаков после запятой укажите точность (или количество знаков после запятой) для результата перерасчета.
  • Нажмите кнопку Конвертировать . Результаты отобразятся ниже, под кнопкой.

Если Вы ввели, например, 1000000, а результат получился 0,00, то просто увеличте точность, например, до 6-7 знаков после запятой или переключитесь на меньшие единицы измерения. Некоторые вещества имеют весьма маленькие коэффициенты перерасчета в одном из направлений, поэтому получаемые значения результатов также весьма малы. Для удобства под округленным результатом также выводится и неокругленный.

Приятного использования!

Краткая информация о единицах измерения «Международная единица»

Международная единица (МЕ) — в фармакологии это единица измерения количества вещества, основанная на биологической активности. Используется для витаминов, гормонов, некоторых лекарств, вакцин, составляющих крови и подобных биологически активных веществ. Несмотря на название, МЕ не является частью международной системы измерения СИ.

Точное определение одной МЕ различается для различных веществ и установлено международным соглашением. Комитет биологической стандартизации при Всемирной организации здравоохранения предоставляет эталонные заготовки определенных веществ, (произвольно) устанавливает количество единиц МЕ содержащихся в них, и определяет биологические процедуры для сравнения других заготовок с эталонными. Целью таких процедур является то, чтобы различные заготовки, имеющие одинаковую биологическую активность, содержали равное количество единиц МЕ.

Для некоторых веществ со временем были установлены массовые эквиваленты одной МЕ, и от измерения в этих единицах официально отказались. Однако, единица МЕ всё же может оставаться в широком применении из-за удобства. К примеру, витамин E существует в восьми различных формах, отличающихся своей биологической активностью. Вместо точного указания типа и массы витамина в заготовке, иногда удобно просто указать его количество в МЕ.

Википедия

Международная единица (МЕ) — согласованные на международном уровне стандарты, необходимые для сравнения содержания различных испытуемых биологических соединений на основании их активности.

При невозможности очистки химическими методами вещество анализируют биологическими методами, а для сравнения используют стабильный стандартный раствор. Стандарты сывороток хранятся в Государственном институте сывороток (Копенгаген, Дания), в Национальном институте медицинских исследований (Милл Хилл, Великобритания) и во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (Женева, Швейцария).

Международную единицу устанавливают в виде определенного количества стандартного раствора (например, одна МЕ антитоксина столбняка = 0,1547 мг стандартного раствора, который хранится в Копенгагене).

Pharmacology And Pharmacotherapeutics (New Revised 21 St Ed.)

Новое в версии 3.3.3

  • Добавлен колистиметат натрия для пересчета в колистин основание. Пересчет может потребоваться при ингаляционном применении колистиметата натрия. Пересчет работает либо в направлении [МЕ колистиметата натрия в мг/г колистина основания] или в направлении [мг/г колистина основания в МЕ колистиметата натрия] // 03.03.2018
  • Исправлены некоторые ошибки обработки введенного количества, например 0,9 мг. // 24.05.2017
  • Добавлены новые инсулины по Европейской Фармакопее (они используются в большинстве препаратов инсулина европейских производителей). // 09.05.2017
  • Добавлена возможность вводить количество в формате "100 000" (с пробелами в качестве разделителей разрядов). // 09.05.2017
  • Пересмотрены все вещества и их коэффициенты пересчета, а также добавлена ссылка на авторитетный источник для каждого вещества.
  • Удалены спорные вещества, данные для которых не удалось подтвердить.
  • Вещества разбиты на группы.
  • Исправлены названия некоторых веществ.
  • Добавлены синонимы некоторых веществ.
  • Добавлен вывод неокругленного результата для того, чтобы было видно, что полученное значение слишком мало и необходимо изменить единицы измерения на меньшие (например, с граммов (г) на миллиграммы (мг)).
  • Конвертер адаптирован для мобильных устройств.

Уже далеко не первый раз я сталкиваюсь с ситуацией, в которой молодые исследователи пептидов задаются вопросом о дозировке того или иного вещества. Существует масса мнений, большое количество всевозможных калькуляторов и уйма гипотез типа «мамой клянусь». Но, как выясняется на самом деле, это все (болото) не выдерживает никакой критики, как с точки зрения практического и экономного применения, так и с точки зрения элементарной математики. За «полезность» отдельных гипотез я вообще молчу. ​

Итак, давайте разбираться. ​

Самое главное правило заключается в том, что количество действующего вещества не зависит от количества жидкости в котором это вещество будет растворено. Проиллюстрировать это можно на простом примере. Представьте себе стакан муки и стакан воды. Если их смешать, то получится довольно густой и клейкий «раствор». Если продолжать добавлять воды, то раствор будет все менее и менее густой. И, наконец, если смешать 3 литра воды со стаканом муки мы получим практически туже самую воду, не обладающую плотностью, густотой и «клейкостью», какие мы наблюдали при смешивании один к одному. Изменилось ли при этом количество муки? Нет (кто ответил «да» должны перечитать предыдущие предложения еще 20 раз)! Делая «раствор» как на 1-м стакане воды, так и на 3-х литрах воды мы сыпали одно и тоже количество муки – один стакан. ​

Перенесем теперь наш натруженный мозг в реальность и представим себе обычный флакон с пятью миллиграммами вещества. Разбавляя эти 5 мг вещества, например 1 мл жидкости мы получим раствор в котором будет все те же 5 мг вещества. Разбавляя эти 5 мг вещества 2-мя мл жидкости также мы получим раствор в котором будет 5 мг вещества. Что поменялось (ведь натруженный мозг все-таки понимает, что что-то тут не то)? Концентрация. Изменилась концентрация действующего вещества. В 1 мл жидкости концентрация вещества будет выше, чем в 2-х мл. ​

Идем дальше. Сколько в 1 миллиграмме микрограмм? Кто подумал 1000 – тот молодец. Зачем нам это нужно? Для того чтобы посчитать дозировку. Мы знаем, что стандартом для расчета пептидов для исследований является «1 мкг вещества равно 1-му кг массы тела». Но мкг это единица измерения сухого (не жидкого) вещества, а проводить исследования возможно только с жидким раствором, который набирается инсулиновым шприцем на 100 единиц. Как же перевести эти сухие микрограммы в жидкие инсулинические единицы? Вот для решения этого ребуса и используют жидкость, в которой и растворяют эти сухие микрограммы. ​

Мы помним, что можно вливать сколько угодно жидкости во флакон, и при этом меняется концентрация. Так вот, если мы нальем 1 мл жидкости во флакон с 5 мг вещества мы получим 1 мл раствор в котором 5000 мкг вещества. Теперь посмотрите на инсулиновый шприц. Там 100 единиц разделено на 50 делений и все это хозяйство равно 1 мл жидкости. Вспоминаем стандарт 1кг=1мкг и понимаем, что, если мы наберем в инсулиновый шприц все 100 единиц (1 мл) жидкого раствора, мы получим соотношение 5000 мкг = 5000 кг. Это немножко больше, чем нам нужно. А нужно нам, например 100 мкг. Поэтому набрать шприцем нам необходимо в 50 раз меньше. Т.е. достаем калькуляторы и делим наши 100 единиц (50 делений) на 50. Получаем 2 единицы (1 деление). Итого, при растворе на 1 мл жидкости 100 мкг составляет 2 единицы (1 деление) инсулинового шприца на 100 единиц. ​

Если кому-нибудь удобно проводить исследования с такими пропорциями – дальше могут не читать. Но, а если у вас нет навыков подковывания блох и иметь дело со столь маленькими объемами не для вас, то придется дальше почитать. ​

Как можно догадаться, решение проблемы более-менее правильного расчета и при этом увеличение наглядности с целью удобности проведения исследований, заключается в увеличения объема раствора без увеличения количества действующего вещества. Вспоминаем: «чем больше количество жидкости, тем меньше концентрация действующего вещества». И таким образом добавляем к уже «влитому» 1-му мл жидкости еще 1 мл. Получаем 2-х миллилитровый раствор 5000 мкг вещества. При переводе это в единицы и деления инсулинового шприца на 100 ед, нам просто необходимо умножить все на 2. Таким образом, на 100 кг мы получим 4 единицы (2 деления) раствора. ​

Взяв за основу данные нешуточные математические выкладки мы можем подсчитать, что в растворе с 2-мя мл жидкости и 5 мг вещества (в каждой единице содержится 25 мкг пептида, в каждом делении – 50 мкг пептида) получится: ​

3 единицы соответствуют 1,5 (примерно 2-м) делениям соответствуют 80 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 90 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 100 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 110 кг ​

5 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 120 кг ​

5 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 130 кг ​

6 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 140 кг ​

6 единицы соответствуют 3 делениям соответствуют 150 кг ​

Как мы видим, 2-м делениям соответствует вес в диапазоне от 80 до 120 кг. И это не ошибка. Дело в том, что даже при растворе на 2-х мл жидкости измерять точные дозировки инсулиновым шприцем на 100 единиц довольно сложно, поэтому в этих маленьких 2-х делениях и заключен диапазон в 40 кг. ​

Попробуем разобраться с флаконом в котором 2 мг вещества и соответственно раствором на 2-х мл жидкости (в каждой единице содержится 10 мкг пептида, в каждом делении – 20 мкг пептида). Получаем следующие данные: ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 40 кг ​

(но это вообще мало, поэтому перейдем сразу к эквиваленту 80 кг) ​

8 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 80 кг ​

9 единиц соответствуют 5 делениям соответствуют 90 кг ​

10 единиц соответствуют 5 делениям соответствуют 100 кг ​

11 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 110 кг ​

12 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 120 кг ​

13 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 130 кг ​

14 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 140 кг ​

15 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 150 кг ​

Продолжать расчеты с 10 мг вещества и 2 мл раствора смысла не имеет, поскольку вещества, содержащиеся в таком количестве в одном флаконе используются в исследованиях исходя из других соотношений мкг/кг. ​

Для исследователей, которые в своих «опытах» применяют не 2, а больше мл воды (например 2,5 или 3) пропорции будут выглядеть следующим образом: ​

Для 2,5 мл воды и 5 мг пептида (в каждой единице содержится 20 мкг пептида, в каждом делении – 40 мкг пептида): ​

3 единицы соответствуют 1 делению соответствуют 50 кг ​

3 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 60 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 70 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 80 кг ​

5 единиц соответствуют 2 (2,5) делениям соответствуют 90 кг ​

5 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 100 кг ​

6 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 110 кг ​

6 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 120 кг ​

7 единиц соответствуют 3 делениям соответствуют 130 кг ​

7 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 140 кг ​

8 единиц соответствуют 4 делениям соответствуют 150 кг ​

Для 2,5 мл воды и 2 мг пептида (в каждой единице содержится 8 мкг пептида, в каждом делении – 16 мкг пептида): ​

6 единицы соответствуют 3 делению соответствуют 50 кг ​

8 единицы соответствуют 4 делениям соответствуют 60 кг ​

9 единицы соответствуют 4 делениям соответствуют 70 кг ​

10 единицы соответствуют 5 делениям соответствуют 80 кг ​

11 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 90 кг ​

13 единиц соответствуют 6 делениям соответствуют 100 кг ​

14 единиц соответствуют 7 делениям соответствуют 110 кг ​

15 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 120 кг ​

16 единиц соответствуют 8 делениям соответствуют 130 кг ​

18 единиц соответствуют 9 делениям соответствуют 140 кг ​

19 единиц соответствуют 9 делениям соответствуют 150 кг ​

Для 3 мл воды и 5 мг пептида (в каждой единице содержится 17 мкг пептида, в каждом делении – 33 мкг пептида): ​

3 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 50 кг ​

4 единицы соответствуют 2 делениям соответствуют 60 кг ​



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх