Буддизм и индуизм в индии. Индуизм - основная религия Индии. Будда - это бог или нет

Каждого из нас. Наши религии (от лат. "соединять") разнятся, но есть и то, что объединяет их - стремление приблизиться к Богу, поиск защиты у Него. Эта истина не зависит от вероисповедания.

Что такое дхармические религии?

Дхармические религии - это группа, состоящая из четырех религиозных направлений, которые объединяет вера в Дхарму - универсальный закон бытия. Дхарма имеет множество обозначений - это Истина, путь благочестия, проникающий, словно лучи солнца, во все стороны Вселенной. Говоря простым языком, Дхарма является совокупностью методов и учений, которые помогают понять и прочувствовать, как устроена человеческая жизнь, какие законы довлеют над ней.

Дхармические религии

Какие религии относятся к дхармическим?

  • Буддизм;
  • сикхизм;
  • индуизм.

Интересный факт! Термин "буддизм" был введен европейцами, сами буддисты именуют свою религию именно Дхармой.

Рассмотрим по-отдельности каждую из вышеназванных религий.

Буддизм - древнейшая мировая религия

Итак, что такое буддизм? Кратко о религии и ее основах можно рассказать следующее.

Христианство и ислам - две другие мировые религии - значительно моложе буддизма. Эта религия зародилась в 500-600 гг. до н. э. Его основателем была, согласно мнению историков, реальная личность - Сиддхаттха Гаутама, мудрец из племени шакьев. Позже он получил имя означает "просветленный". Согласно преданию, Сиддхаттха безуспешно искал ответ на вопрос о том, почему мир наполнен страданиями, и однажды, по прошествии 7 лет, на него снизошло просветление, и он получил ответ.

Развитие буддизма

Буддизм создал целую цивилизацию, с собственной системой образования, литературой, искусством. Буддизм можно относить как к религиозному, так и к философскому течению. Например, буддисты верят, что мир не имеет начала и конца - он создается ежесекундо миллионы раз, и однажды этот процесс попросту закончится.

Расскажем кратко о религии (буддизме) и ее концепции.

Основная мысль состоит в том, что вся жизнь человека является страданием. И причина этого страдания - наши привязанности и слабости. Освободившись от них, человек достигает божественного состояния, именуемого нирваной. Кроме этого, дхармические религии объединяет вера в перевоплощения.

Чтобы избавиться от желания, буддизм предлагает восьмитричный путь спасения - правильные намерения, мысли, поступки, усилия, помыслы, речь, образ жизни, понимание, сосредоточенность.

Буддизм делится на 2 направления - Хинаяна и Махаяна. Они существенно отличаются друг от друга, но сходятся в основной концепции.

Индуизм - основная религия Индии

Эта уникальная дхармическая религия не имеет своего основателя, учение которого распространялось бы последователям. Большинство концепций индуизма были сформированы во времена Христа, но богам, которым поклоняются индуисты сегодня, их предки поклонялись еще 4 000 лет назад. Эта мировая религия постоянно развивается, вбирая в себя новые знания и истолковывая их по-своему.

Основные тексты индуистов - Веды, а также Рамаяна, Упанишады и Махабхарата. Они содержат философские учения, заклинания, стихи, молитвы и обряды и считаются фундаментом религии. Так, в текстах есть 3 варианта рождения и устройства Вселенной. Кроме этого, индуисты уверены, что все в мире циклично. Будь то череда перевоплощений души или эволюция космоса, однажды она повторится вновь.

Индуисты поклоняются 330 богам, но верховным среди них считается Брахма. Они верят, что Брахма, безличный и непознаваемый, находится в каждом атоме Вселенной. Он воплощается в 3 формах: Создатель, Хранитель и Разрушитель.

На фото - богатства и процветания в индуизме.

Несмотря на то что сегодня индуизм настолько обширен, что разделяется на множество ответвлений, существуют фундаментальные понятия, которые мы сейчас рассмотрим.

Душа не погибает. Когда умирает бренное тело, она переселяется в другое тело, не всегда человеческое. Закон кармы нерушим: никакой грех и никакая добродетель не останутся без ответа, если не в этом воплощении, то в следующем. И лишь от человека зависит, кем он родится в следующий раз. Круговорот рождений и смертей называется Колесом Сансары.

В священных текстах можно найти 4 цели, к которым должен стремиться каждый человек. Это артха (власть, деньги), кама (наслаждения, прежде всего плотские), мокша (прекращение циклических перевоплощений) и дхарма. Последняя заключается в долге. Например, долг золота - желтый цвет и блеск, льва - свирепость. Дхарма человека выражается по-разному. Это может быть уважение к религии, отказ от насилия, добродетельный образ жизни. Дхарма разнится у двух полов и у представителей социальных слоев. Следовать своей дхарме - значит улучшать качество жизни в будущих перевоплощениях.

Мокша - это что-то вроде конечной остановки духовного развития. Избавление от бесконечного круга страданий, который человек вынужден переживать снова и снова в новых воплощениях. Термин можно встретить в индуизме и буддизме. Душа, достигшая этой стадии духовного развития, становится бесконечным существом. Этого состояния можно достигнуть даже при жизни.

Джайнизм - "не навреди"

Джайнизм - это еще одна индийская религия, менее распространенная, чем индуизм и буддизм, но также относящаяся к дхармическим религиям. Основная мысль заключается в ненанесении вреда любому живому существу.

Раньше джайнизм не выходил за пределы своей родины, но сегодня в Америке, Австралии и даже в Европе создаются общины, поддерживающие философию джайнизма.

Зародилась эта религия предположительно в 9-6 вв. до н. э., однако так ли это на самом деле, никто сказать не может. Основатель джайнизма - пророк Джина Махавира Вардхамана. Термин "джина" (на санскрите - "победитель") используется в религии для обозначения людей, сумевших освободиться от Колеса Сансары и достичь дхармы.

Джайнизм имеет очень интересную философию. Его последователи считают, что во Вселенной все процессы происходят самостоятельно, без помощи Божественного Начала. Основная цель религии - правильность мыслей и поступков, отказ от насилия для достижения божественного сознания. Оно заключается в прекращении перерождений души, достижении божественного состояния, именуемого во всех индийских религиях нирваной. Лишь аскет может достичь мокши.

Примечательно, что в этом плане джайнизм схож с буддизмом, но он отрицает кастовые различия. Религия учит, что любое живое существо имеет душу, которая может спастись от Сансары. Кроме этого, джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.

Сикхизм - самая молодая религия Индии

Религия сикхизм ("сикх" - "ученик") преобладает в индийском штате Пенджаб, но сегодня последователей этого учения можно встретить также в Канаде, Америке, Великобритании. Она - последняя из обсуждаемых нами сегодня дхармических религий.

Основателем сикхизма стал Гуру Нанак, живший на рубеже 15-16 столетий. Он считал, что Бог - это Истина, которую познают через учителя, Нанак утверждал, что Бог - это любовь, добродетель, красота, Бог присутствует во всем прекрасном и добром.

Нанак учил, что все люди равны, не делил их мужчин и женщин или на касты. Он также выступал против обряда самосожжения вдов, который практиковали индуисты. Религия сформировала несколько фундаментальных утверждений.

1. Приблизиться к Богу можно лишь путем добрых поступков и бескорыстной любви к Богу и окружающим. Основная форма поклонения - медитация.

2. Сикхи высоко ценят свободу и осуждают тех, кто пытается манипулировать людьми.

3. Все люди - братья.

Примечательно, что в 17 веке десятый Гуру сикхов создал боевую дружину, в которую вошли все, кто мог держать оружие. Причиной ее создания стали жестокие гонения, которым подвергались сикхи со стороны индийских императоров. Эти люди воевали за независимость и даже на какое-то время получили ее. Но вскоре пали в борьбе с англичанами.

Заключение

Итак, сегодня мы рассмотрели дхармические религии и их особенности. Каждая из вышеупомянутых религий не только жива, но и получает распространение благодаря последователям по всему миру.

Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека -- достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста -- брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем -- вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста -- шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы -- это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление - Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью - совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа. Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше» Токарев С.А. Религии в истории народов. -- М., 1986. с. 231.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. «В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов» Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. -- М., 1979. с. 120. Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» Андреев Д.Л. Роза мира. -- М., 1993 с.69. Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Рассмотрев особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент. Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму. Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.

Древнейшие виды религий обладают чрезвычайно интересной и захватывающей мифологией, необычными подходами и взглядами на жизнь. Они содержат чрезвычайно много мудрости даже для тех, кто не собирается становиться непосредственным адептом той или иной религии.

При этом буддизм и индуизм имеют достаточно много как общих, так и различных черт, делающих их чрезвычайно уникальными индивидуальными видами верований .

Стоит отметить, что оба вида религий – буддизм и индуизм, родились на индийском субконтиненте и поэтому переняли чрезвычайно много общих черт, традиций и особенностей, характерных для социального, общественного и культурного характера жизни местного населения.

Важно, что обе эти религии мирно сосуществует и в настоящее время, при этом они обильно дополняются, расширяются и переплетаются огромным количеством направлений, среди которых стоит отметить джайнизм, йогу и даже христианство и ислам.

Множество легенд говорят об истории возникновения буддизма. В соответствии с основными предметами и концепциями, основатель этой религии родился в 563 году нашей эры у раджи и царицы Махамайи. Это был майский день, а на небе светила полная луна. По традиции были приглашены 8 провидцев, которые и увидели исключительные признаки у новорождённого младенца.

Имя Сиддхартха Гаутама является именно тем, которое великий учитель получил при рождении. Учитывая, что красавица мать умерла в скором времени после родов, отец стремился сделать жизнь сына максимально счастливой и лишенной возможных страданий.

Переломный момент в жизни царевича наступил тогда, когда уже в 30-летнем возрасте он выехал за пределы дворца впервые. Именно здесь он увидел нищих и больных людей, отшельника, и мёртвого, которые показали ему то, что в жизни полно страданий, смерти, болезней и лишений. При этом принц вполне четко осознал, что никакие материальные блага данный ход событий изменить в принципе не способны.

Именно в самопознании он нашел свой уникальный путь, который позволяет достичь самой истины существования. Отказавшись от богатой и сытой жизни, он отправился в странствия с единственной целью в достижении собственного просветления. 6 лет он бродил на грани смерти и изнеможения , при этом именно в день его рождения после 49-дневной медитации он осознал истину. В возрасте 36 лет он достиг понимания следующих способов избавиться от страданий.

Именно жажда и желание были выделены в качестве основных источников страдания. Прекращение страдания возможно через отказ от жажды и достижение непосредственно Нирваны. Буддизм чрезвычайно плотно связан с такими учениями, как карма, при этом именно человек определяет собственную судьбу, ход и течение вещей. Поэтому, буддисты отрицают существование души.

Они верят, что любая форма бытия мгновенна, а жизнь представляет собой серию вспышек, которые создают некое подобие стабильности . Буддизм тесно переплетает свои учения и видение развития Вселенной с перерождением всех живых существ.

Буддисты говорят, что никаких божественных сил не существует, а есть только человек, сам проживающий свою жизнь и отвечающий за все аспекты, которые с ним происходят. Только полное избавление от иллюзий способно предложить Пробуждение. Обычно это состояние достигается через самоорганизацию, следование основным заповедям и медитацию.

Если говорить об индуизме, то это учение не имеет какой-либо четкой доктрины. Сам по себе индуизм сложно представить в качестве какой-либо единой целостной религии. Это огромное количество течений, которые непосредственно основаны на древних ведических традициях . Само возникновение этих верований приписывается чрезвычайно древним временам, которые распределяются между 16 или 15 веками до нашей эры.

Это время, которое значительно предвосхищает все известные мировые религии, и даже отдельные течения. Индуизм по праву считается одной из наиболее древних религий человеческой цивилизации в принципе. При том, что существует совершенно невообразимое количество религиозных течений, имеются определенные ключевые сходства.

Среди них стоит указать следующие. В первую очередь это признание и всестороннее почитание первичного божественного начала. Абсолютно принятым и традиционным считается поклонение самым разнообразным изображениям высших существ колоссального индуистского пантеона. Вторым ключевым фактором является полное признание и почитание законов колеса Сансары.

Индуизм говорит о постоянном переселении душ между различными живыми существами в результате смерти и рождения. При этом на предыдущий закон накладывается закон кармы, где непосредственным образом проявляется зависимость следующего перерождения от поступков в предыдущем. Обширные медитативные техники, практика йоги и прочих подобных аспектов являются неразрывно связанными с классическим индуизмом.

Благодаря существованию такой литературы, нам хорошо известно религиозное развитие Индии. В истории её верований различаются три периода: ведийский, брахманский и буддийский. Ведийский период охватывает эпоху пребывания арийцев на Инде, когда возникли древнейшие части Вед . В эту эпоху арийцы поклонялись силам природы, огню и духам предков. В долине Ганга брахманы совсем преобразовали эту чисто народную религию в целую жреческую систему верований, наложившую своеобразную печать на всю индийскую культуру этого периода. Наконец, лет за 500 до Р. X. в Индии появилась третья религия, получившая название буддизма; она вышла из брахманизма, но стала с ним в резкое противоречие. Каждая из этих трех религий отличается совершенно особыми чертами.

41. Ведийская религия

Главными богами (дэвами), в честь которых слагались молитвенные гимны Вед, были Индра , Сурья u Агни и другие боги света (зари, блеска неба, светлых облаков и т. п.). Индра был бог неба, грозы, молнии и грома, Сурья – бог солнца, Агни – бог огня. Огонь, настоящий земной огонь, был одним из любимейших богов Ригведы. Арийцы старательно поддерживали огонь на домашнем очаге, который был как бы жертвенником бога, и пока существовала семья, огонь на очаге не должен был погасать. Жрецом Агни был отец семейства, который возносил ему молитвы и, так сказать, питал его, делая возлияния из коровьего масла и сомы , крепкого напитка, приготовлявшегося из сока одного растения. Жертва, положенная в огонь, шла к солнцу, солнце посылало дождь, от дождя родилась пища, которою живут все земные твари. Веды содержали в себе не одни гимны, но и обрядовые наставления. Кроме жертвы, индийцы приписывали большое значение молитве, слова которой, как священные заклинания, связывали богов. Сама молитва – брахман (слово среднего рода) – становилась в глазах индийцев могучим богом (слово brahman мало-помалу стало значить: «святое», «святость», «святыня» и т.п.). В позднейших гимнах уже высказывалась мысль о том, что все божества к сущности одно и то же, что у мира есть душа, и что эта душа – солнце. Мысли об едином божественном начале и о силе молитвы легли потом в основу брахманизма.

42. Брахманизм

Первые брахманы были религиозные поэты, но впоследствии они сделались религиозными мыслителями. Главною священною книгою брахманизма были Законы Ману , в которых говорится о происхождении вселенной, об устройстве человеческого общества и о посмертной судьбе людей. Брахманы сделали из «brahman» единую, безличную причину мира, из которой истекли все боги и вся вселенная и которая сама превратилась в высшего личного бога Брахму . Это божество создало и людей, извлекши из уст своих брахманов , из рук – кшатриев , из чресл – вайшьев и из ног – шудр . Таким образом, по законам Ману, касты были божественным установлением, как и первенство касты Брахманов. В Законах Ману были в подробностях разработаны правила общежития и обряды культа. Уча о происхождении всего из единого начала рядом последовательных ступеней, брахманы утверждали, что все и должно возвращаться к своему первоисточнику. По смерти душа человека переселяется или в высшие существа, чтобы постепенно приближаться к исконному началу, или, наоборот, в низшие существа, если жизнь человека была греховна.

В религиозной системе брахманов, которая была в сущности пантеизмом , т.е. всебожием, или отождествлением Божества и мира, нашлось место и для богов ведийского политеизма, как ближайшей к единому источнику ступени бытия. Позднее брахманы приняли в свою систему и народных богов Вишну и Шиву, которые вместе с личным Брахмою составляют Тримурти (индийскую троицу), соединение богов созидания (), сохранения (Вишну) и разрушения (Шива). Внешний вид этих и других богов в изображавших их статуях отличался символическою чудовищностью. Брахманизм, который и теперь является религией значительных масс населения Индии, сделал своих жрецов настоящими духовными владыками общества.

Брахма, высшее божество брахманизма

43. Буддизм

Основателем буддизма был Гаутама (557–477),царский сын (в Капилавасту на юг от Гималаев) из рода Шакья, известный более под именем Шакьямуни, т.е. пустынника из Шакьев. Брахманизм требовал, как высшего совершенства, созерцательной жизни пустынника, и Шакьямуни, познав, как рассказывает легенда, горесть бытия, сделался именно таким отшельником, оставившим жизнь в мире для искания истины. Когда он после долгих дум достиг того, что признал наконец высшей мудростью, он назвал себя Буддой , т.е. как бы пробужденным, и начал проповедовать свое учение, собирая около себя множество последователей. Исходною мыслью буддизма было признание страдания за самую сущность жизни, главною же добродетелью он объявлял милосердие и сострадание ко всему живущему и ко всем людям без различия каст, которые таким образом в буддизме совершенно отрицались. Жизнь, учил Будда, есть сплошное страдание, причина которого заключается в нашей страстной привязанности к жизни. Единственное средство освободиться от этой страсти – самоотвержение, отказ от желаний, а на высших ступенях отказ от всякой мысли, даже от простого созерцания внешнего мира, экстаз, за которым начинается нирвана, полное исчезновение человеческого я. Будда сохранил учение брахманов о переселении душ и видел в самоотречении единственное средство освобождения от постоянных перевоплощений души для новых и новых горестей жизни. Нирвана, вот последняя цель всех стремлений.

Голова Будды. Индийский национальный музей, Дели

У этого учения явились многочисленные последователи, благодаря тому, что, сделавшись Буддою, Шакьямуни еще долго проповедовал свое учение и даже создал целую корпорацию странствующих отшельников. В притчах и наставлениях излагали они правила милосердия, терпимости и равноправности людей. По смерти Будды его ученики съехались вместе на общее собрание, которое составило Трипитаку , или свод всего учения, а веком позже буддисты на новом общем собрании своих учителей окончательно установили все положения своей веры. В системе Будды не было места для божества, но буддисты сделали из Будды подобие Брахмы и провозгласили Шакьямуни воплощением верховного Будды.


Введение

Глава 1. Религия и культура в Индии

2 Индуизм как основная религия Индии

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии особенности отношений

Заключение

Список используемых источников


Введение


В настоящее время в мире все чаще уделяют внимание истории древних религий, их взаимосвязям и особенностям взаимоотношений.

Поэтому представляется, что анализ тематики буддизм и индуизм в Индии достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Характеризуя степень научной разработанности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований посвященных тематики «особенности отношения буддизма и индуизма в Индии». Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от современности временем и пространством. Религии со своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

В данной контрольной работе мы рассмотрим религиозные представлений народа Индии, а именно особенности отношений индуизма и буддизма.

Глава 1. Религия и культура в Индии.


Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Религиозные системы Индии представляются глубокими и философски насыщенными. «В них разум (пусть слитый с интуицией и эмоциями) явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога».

В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района Индии. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выбрали свою собственную культурную нишу. По данным переписи населения 2001 года более 900 млн. индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм. Несмотря, на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность.


1 Буддизм как древнейшая мировая религия


Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн. человек, хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500 г. до н.э., когда принц Гуатама достигший просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме Будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того, как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразную каноническую литературу, и многочисленные религиозные институты. Широкая интерпретация философских положений буддизма содействовала его симбиозу, ассимиляции и компромиссу с различными местными культурами, религиями, идеологиями, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни, начиная от религиозной практики и искусства, и заканчивая политическими и экономическими теориями.

В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни.

Философия буддизма глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О. Розенберг говорил, что буддизм - «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма.

В I в. н.э. в Буддизме образовалось две основные ветви: Хинаяна - «малая колесница» (или тхеравада - «истинное учение») и Махаяна - «большая колесница», также существует третья ветвь - варджаяна - «алмазная колесница». Это разделение было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне, важную роль играет культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI-VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

Итак, в соответствии с философией буддизма в мире нет ничего, кроме волнующихся дхарм, что делает все сущее нереальным, иллюзорным, пребывающим в вечном непостоянстве, однако истинно сущее, абсолютное существует в самом эмпирическом бытии, проявляется в своих носителях - дхармах. Такое миропонимание объединяет буддизм всех направлений, как бы они не различались между собой.


1.2 Индуизм как основная религия Индии


Ареал возникновения и распространения индуизма - Индийский субконтинент, большинство исповедующих эту религию живут в Республике Индия. Историческое название индуизма «санатана-дхарма», что в переводе с санскрита означает «вечный путь» или «вечный закон». Современный термин «индуизм» возник на основе слова «хинду», представляющего собой персидский вариант санскритского имени реки Синдху (Инда). Индуизм по числу последователей занимает первое место в Азии. Не смотря на то, что эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим «святым духом»,- мудрость, вера и действие.

Основные концепции индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии до нашей эры на основе своеобразного сплава ведизма и древних культов доарийских народов Индии. Некоторые ведийские боги имели много общего с «чужими», в частности с греческими, богами. В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение «священным» животным, явлениям природы, культ предков и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти. Важно подчеркнуть, что сам по себе индуизм не имеет одного основателя, не представляет собой единой религии со стройным вероучением, а включает множество религиозных путей, имеющих одни ведические корни, но подчас противоречащих друг другу. Индуизм внутренне неоднороден и представляет несколько течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Оба направления являются, по сути политеистическими культами, поскольку Шива и Вишну имеют богов-детей, богинь-супруг, почитание которых также является обязательным в контексте религиозной практики обоих направлений. В каждом направлении Шива и Вишну претендует на роль главы политеистических пантеонов Индии. В свою очередь, шиваизм и вишнуизм также распадаются на несколько направлений. Параллельно с шиваизмом и вишнуизм процветает народный индуизм, выражающийся в поклонении сотням местных божеств, которые, в большинстве случаев, находятся между собой в супружеских или родственных связях. В то же время, с народным индуизмом в Индии существует мощная организация жреческого сословия брахманов, которые хранят основные тексты религии и занимаются обрядовой практикой.

Все направления индуизма объединяет несколько положений:

Вера в богов и их почитание в виде идолов (мурти), то есть статуй и скульптурных изображений.

Вера в переселение душ, то есть возможность души вселяться в тела всех видов живых существ - от насекомых до человека (сансара).

Вера то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями (карма).

Шиваизм и вишнуизм настаивают на возможности освобождения (мокша) от закона перевоплощения через почитание божеств. Для этого сторонники этих направлений разрабатывают различные методы освобождения (йога). Предлагаемые шиваизмом и вишнуизмом методы освобождения от сансары многоварианты. Однако, все они так или иначе включают два момента:

Почитание ведущего бога политеистического пантеона и сопутствующих ему божеств.

Систему психических и физических упражнений для достижения безразличия к земной жизни.

Большая часть индийцев исповедуют индуизм, поэтому индуизм часто называют национальной, а не мировой религией. Вместе с тем, учёными ставится вопрос о признании индуизма одной из мировых религий. Хотя большинство индуистов живёт в Индии, индуистские общины разбросаны почти по всем континентам, что придаёт индуизму глобальный статус. К концу XX века индуизм перешагнул национальные границы и стал популярен в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и в России, претендуя на признание в качестве одной из мировых религий. В пользу признания индуизма мировой религией также свидетельствует тот факт, что по численности последователей он занимает третье место, после христианства и ислама, значительно опережая по количеству верующих буддизм - одну из религий, безоговорочно признаваемой в числе мировых.


индийский религиозный буддизм индуизм

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии, особенности отношений


Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека - достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге. Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста - брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем - вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста - шудры (слуги). Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы - это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя). Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний. В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление - Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований. Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью - совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения. В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа. Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли. Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами. Их карма, или долг, - в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше».

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой. Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас - иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую. «В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов». Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей. В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме - очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности». Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр - особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой. В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Рассмотрев особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент. Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму. Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.


Заключение


Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Так, например, буддизм, уступивший место индуизму по численности верующих в Индии, приобрел популярность в других странах. Мы проанализировали характеристики и особенности присущие как буддизму, так и индуизму. Из вышеописанного следует вывод, что упадок буддизма, обусловлен упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, так к XII-XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения. Индуизм в свою очередь, удовлетворяет социально-политическую структуру Индии, со временем он видоизменялся, впитывая в себя как черты буддизма, так и других религий. В современной Индии, с почтением относятся к культурному наследию, об этом говорят сохранившиеся до наших дней культурно-религиозные памятники. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Буддизм и индуизм стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых интересных с точки зрения культуры, стран в мире.


Список использованных источников


1. Андреев Д.Л. Роза мира. - М., 1993. 452 с.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. - М., 1979. 343с.

Артхашастра / Пер. А.И. Вострикова и др., М.-Л., 1959. 543с.

Атхарваведа. Избранное / Пер. Т.Я. Елизаренковой. - М., 1996. 345с.

Ботард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М„ 1980. 233с.

Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. 295с.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1971. 354с.

Токарев С.А. Религии в истории народов. - М., 1986. 239с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх