Болезни органов дыхания и их предупреждение таблица. Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. Заболевания органов дыхания у детей

Тема урока: «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания»

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами поговорим о дыхательной системе. Тема нашего урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания». Работать вы сегодня будете с опорными конспектами, которые потом можете поместить в свою тетрадь.

Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я предлагаю вам вспомнить строение дыхательной системы.

    Актуализация знаний.

Сейчас вам будет представлен видеофрагмент процедуры бронхоскопии, которая позволяет рассмотреть строение воздухоносных путей при помощи видеокамеры. Я буду останавливать видео, а вы должны будете назвать органы, которые увидите на экране.

    Просмотр видеоматериала «Бронхоскопия» с паузами. Учащиеся называют органы дыхательной системы (трахея, бронхи, лёгкие, альвеолы).

    Какие слова часто можно услышать от влюбленного человека? «Ты нужна мне как воздух, я дышу тобой, без тебя нет мне жизни!» Почему влюбленный сравнивает свою возлюбленную именно с воздухом, а не с водой или пищей?

Дыхание – наиважнейшая функция организма. Дыхание и есть сама жизнь. В нашей стране реализуется национальный проект «Здоровье», главной целью которого является укрепление здоровья граждан. Поскольку заболевания дыхательной системы занимают одно из первых мест у населения страны, очень важно обладать знаниями о видах заболеваний, мерах их профилактики. Об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке. Ну и конечно-же мы не оставим в стороне тему курения, поскольку эта пагубная привычка влияет в первую очередь на систему дыхания.

    Изучение нового материала.

Может ли человек самостоятельно оценить состояние своих органов дыхания? Какие показатели могут говорить о том, что они не в порядке?

    Методы самоисследования дыхательной системы.

Наличие кашля, хрипов, чихания (чистота дыхания)

Количество дыхательных движений и их равномерность (частота дыхания)

Наличие болезненных ощущений в воздухоносных путях

Определение жёл (эксперимент с шариками)

2. Медицинские методы исследования состояния дыхательной системы.

Прослушивание (аускультация) – чистота дыхания

Флюорография – затемнения, которые говорят о патологии (нарушение воздушности)

Бронхоскопия (наличие новообразований, аденоиды у детей)

Перкуссия (простукивание)

Спирометрия (определение ЖЁЛ)

Запишем эти методы исследования в опорный конспект.

Для чего проводятся эти исследования?

При помощи этих методов врачи диагностирую различные заболевания дыхательной системы. Мы с вами остановимся на наиболее распространенных. У вас на партах лежат карточки с информацией. Вы можете работать группами по 2 парты. Ваша задача внимательно изучить информацию на карточках либо в учебнике и заполнить соответствующую графу в вашем опорном конспекте.

3. Изучение заболеваний органов дыхательной системы.

Заболевание

Посмотрите внимательно на таблицу в вашем опорном конспекте. Как вы думаете, почему в раке легких отдельно выделена причина заболевания, а в остальных болезнях нет?

В таблице перечислены инфекционные заболевания. причиной которой являются вирусы, бактерии, грибки.

Рак лёгких

4. Методы профилактики заболеваний.

Здоровый образ жизни: сбалансированное питание, закаливание (прогулки), физическая активность (физкультура, спорт)

Проветривание и уборка помещений

Разведение цветов в помещениях

Регулярный медосмотр

Использование маски при нахождении в местах скопления людей во время эпидемии

5. Дыхательная гимнастика

«Ладошки» - разводим руки в стороны – глубокий вдох. Быстро сводим их вместе и с хлопком совершаем резких выдох.

«Обнималки»- разведя руки делаем глубокий вдох, потом резко обнимает себя и делаем выдох.

«Ай-ай» - покачиваем головой налево и направо. При наклоне головы – вдох, при выпрямлении – выдох.

Дыхательная гимнастика способствует очищению лёгких от пыли, слизи и т.д.

6. Курение

Представим себе человека, который выполняет все меры профилактики заболеваний: правильно питается, спортсмен, закаляется, но тем не менее, он постоянно болеет. Предположите, какая привычка может быть у этого человека?

Итак, поговорим о курении. Как происходит процесс курения? Посмотрим видеофрагмент.

Какие же вещества содержаться в сигаретном дыме?

Работа со слайдом.

7. Влияние продуктов курения на организм.

Никотин – наркотик, вызывающий зависимость; поражает нервную систему, органы чувств, дыхания, пищеварения, кровеносную систему; он относится к ядам, вызывающим сначала привыкание, а затем - болезненное влечение, токсикоманию.

Оксид углерода – газ, соединяющийся с гемоглобином в 200 раз активнее, чем кислород, что приводит к возрастанию нагрузки на кровеносную систему (сердце)

Полоний 210 – металл, обладающий радиоактивными свойствами (α- излучение)

Кадмий – тяжелый металл, накапливается в почках, обладает токсичным действием, снижет плотность костной ткани.

Смолы – оседают в воздухоносных путях, вызывают рак лёгких, снижают эффективность иммунной системы.

Мышьяк – накапливается в костной ткани, является источником интоксикации организма.

Подчеркните, на какие системы органов влияет курение?

Кроме того, курение оказывает влияние и на репродуктивную сферу человека – на половую систему.

    Повторение и закрепление изученного материала.

Задание в опорном конспекте: какие утверждения верны?

    Инфекционные заболевания верхних дыхательных путей передаются воздушно-капельным путём. + Никакие меры профилактики не спасут вас от гриппа в период эпидемии. - Очень полезно совершать оздоровительные пробежки в черте города. - Больше всего от курения страдает 2 органа: печень и почки. - Физические упражнения, занятия спортом защищают курильщика от пагубных последствий курения. - Табак не является наркотическим веществом. - Табакокурение не взывает привыкание. Как сказал Марк Твен: «Бросить курить легко! Я сам бросал тысячу раз!» -

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока? Заболевания органов дыхательной системы вызываются инфекциями, концерогенными веществами. Главная мера профилактики – здоровый образ жизни. Курение пагубно отражается на деятельности всех систем органов. И наш урок я хочу закончить такими словами: «Здоровьем нужно дорожить – и это не секрет. Прекрасно будет этот жить, а этот, извините, нет!»

Домашнее задание . Изучить параграф. По желанию выполните задания.

Тема урока: «Болезни органов дыхания». Никитенко О.Д. Учитель биологии МОУ СОШ № 5

1. Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений; 2. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 3. Обосновать вредное воздействие курения.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0,04 % Мало Выдыхаемый 16,4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. Снижает работоспособность человека. Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Задания группам. Работа по вариантам: 1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит 2 вариант –бронхиальная астма, ОРЗ. 3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений. Название болезни. Причины возникновения. Путь передачи (если имеется). Симптомы, по которым можно определить болезнь. Лечение. Профилактика.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗ Вирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома тичное лечение. Жаропонижающие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

Заболевание вызывается «палочкой Коха», можно заразиться через посуду, мочалку, воздушно-капельным путем. Отмечается кашель с отделением серой мокроты, вечерами поднимается невысокая температура.

У больного отмечается небольшой кашель с мокротой вследствие длительного курения.

Резкое повышение температуры, головокружение, анорексия (потеря аппетита), может быть рвота, иногда - носовое кровотечение.

Можно заразиться воздушно-капельным путем, так как это заболевание носит вирусный характер. Отмечается насморк, боль в горле, повышение температуры.

Сильный кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка, вследствие переохлаждения организма.

Больного мучает упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты; боль в груди; одышка; хрипы в легких; охриплость голоса; упадок сил; потеря аппетита и/или веса;

Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения, дыхание учащается, затрудняется, нередко повышается температура тела.

Озноб, высокая температура, боль в грудной клетке при дыхании, иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой.

Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Заболевания органов дыхания».

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о состоянии воздушной среды.

Сформировать у учащихся понятия о болезнях органов дыхания.

Показать значимость охраны органов дыхания в быту и на производстве.

Развивать у учащихся умения объяснять причины заболеваний органов дыхания.

Научить различать симптомы заболеваний органов дыхания.

Сформировать навыки профилактики воздушно – капельных и пылевых инфекций.

Показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.

Расширить знания о вредном воздействии курения на организм человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Урок по теме

«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект урока по теме

«Болезни органов дыхания» 8 класс.

Цели и задачи:

1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.

2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;

3. Обосновать вредное воздействие курения.

4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – частично- поисковый.

Методы, используемые на уроке : репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование : мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.

Ход урока.

I.

Введение

Вступительное слово . Постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить .

(слайд 1-2)

Кроме того, я расскажу вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирую то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Итак, начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока, которая представлена на слайде (слайд 1).

Слушают рассказ учителя

Записывают тему урока в тетрадь

II.

Изуче

ние

нового материала

III. Закреп

ление изучен

ного.

IV.

Д/З.

Воздушная среда жилых помещений.

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

Болезни органов дыхания, их профилактика.

Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа по вариантам: (слайд 6)

1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит

2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ

3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)

Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.

Кто готов ответить?

По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.

(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).

Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.

(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).

Слайд 20. Советы валеолога:

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Не курите до приема пищи.

Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.

Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.

Выкуривайте только половину сигареты.

Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.

Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.

Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.

Не носите сигарет с собой, спрячьте их.

Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!

Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!

Задумайтесь над своим образом жизни!

Слайды к уроку.

Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.

На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.

Слайды 17-23 .

Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?

Слайд 24.

Слайд 25.

подготовить тест, кроссворд или ребус по теме

«Дыхательная система».

Слушают рассказ учителя

Работа в парах по вариантам

7 минут

Отвечают, придерживаясь плана.

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.


Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.

(Слайд 2). Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».

(Слайд 3). Происхождение слова «табак».

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?

В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.

Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?

На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.

Выращивали как декоративное растение.

Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?

«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».

«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.

Слайд 7. Состав табачного дыма:

400 химических веществ ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.

Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрация курительного аппарата.

Слайд 8. А вы знаете, что?

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Слайд 9. Канцерогены.

При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.

Кислородное голодание тканей.

Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.

Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!

Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.

Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!

Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.

Слайд 1 3. Болезни курильщиков!

У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.

У 20% - заболевания органов дыхания. У 11% - заболевания сердца и кровеносных сосудов.


Слайд 14. Криминальная хроника.

В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.

В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.

Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!

Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.

Слайд 16. Пассивное курение!

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.

Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.

Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?

Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.

Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!

Психологические : любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.

Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.

Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:

класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).

класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).

класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).

класс – 44%(4 человека).

Зачитывают советы валеолога на листовках.

Определяют вид заболевания.

Делают выводы.

Записывают Д/З

Список используемых ресурсов .

Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.

Урок № , 8 класс

Тема: Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация .

Цели урока :

Сформировать представления учащихся о самых распространенных болезнях дыхательной системы;

Определить причины болезней и способы их предупреждения;

Познакомить с народными методами лечения болехней дыхательной системы;

Продолжить формировать основы гигиены (правила гигиены дыхания);

Обосновать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены;

Научиться оказывать помощь при остановке дыхания;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы, компьютер, Т V « Плазма», диск к учебнику

Основные понятия и термины : воздушно- капельная инфекция, капельно – пылевая инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулез, ис кусственное дыхание

ХОД УРОКА:

    Организация класса

    Актуализация опорных знаний:

Биологический диктант

Заполни пропуски:

Во время вдоха межреберные мышцы сокращаются. Во время вдоха диафрагма сокращается и объем грудной клетки увеличивается. Во время выдоха купол диафрагмы более выпуклый и объем грудной клетки становится меньше. Во время выдоха межреберные мышцы расслабляются. Во время глубокого вдоха кроме межреберных мышц и диафрагмы сокращаются еще и мышцы груди и плечевого пояса . В глубоком выдохе дополнительно принимают участие внутренние межреберные мышцы и брюшные мышцы. В зависимости от того, какие мышцы преобладают, различают – грудное и брюшное дыхание . Гуморальная регуляция определяется содержанием углекислого газа. Дыхательные движения регулируются дыхательным центром, который находится в продолговатом мозге . Резкий рефлекторный выдох через рот – кашель, а резкий выдох через ноздри – это чихание. Центр, который регулирует защитные рефлексы находится в продолговатом мозге.

    Мотивация учебной деятельности:

А сейчас давайте проверим, как Вы заботитесь о своей дыхательной системе.За каждый правильный « да» ставим 1 балл, а за ответ « нет» - 0 баллов

    Любите ли Вы петь?

    Часто ли Вы поете?

    Играете ли Вы на духовом инструменте?

    Делаете ли Вы ежедневно утреннюю гимнастику?

    Занимаетесь ли Вы каким-то видом спорта?

    Имеете ли Вы вредные привычки?

4 – 6 баллов. Вы следите за собой. Ваши органы дыхания развиты хорошо.

0 – 3 балла. Вам следует лучше позаботиться о своих легких. Задумайтесь над тем, что ничего не ценится так дорого, как здоровье!

Медики настойчиво советуют как можно чаще и громче петь. По мнению ученых и врачей, которые занимаются изучением легочных функций, пение благоприятствует на только увеличению объема легких, но и укреплению мускулатуры груди. Исследования, которые провели среди певцов разноговозраста, которые выспупают в опере, показали, что органы дыхания у артистов не менее развиты, чем у пловцов и йогов.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

    Изучение нового материала:

Гигиена дыхания

О необходимости гигиены дыхания хорошо и метко сказал

В.В. Маяковский:

Нельзя человека закупорить в ящик

Жилище проветривай чище и чаще!

Работа в парах:

Составление правил гигиены дыхания

Дыхание должно быть ровным и размеренным

Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом

Желательно заниматься физкультурой

Необходимо быть на свежем воздухе 2 - 3 часа

Дышать необходимо через нос

Чихая и кашляя, следует прикрывать нос и рот носовым платком

Необходимо делать регулярную влажную уборку

Для правильного дыхания большое значение имеет красивая осанка

Заболевания органов дыхания и их профилактика

Какие факторы могут оказывать негативное влияние на организм человека?

Курение

Болезни: рак легких, туберкулез и др.

Попадание посторонних предметов в дыхательные пути, травмы, удушение

Экологическое загрязнение атмосферы, химическое поражение дыхательных путей

Вирусы: грипп, ОРВИ, корь

Бактерии: бронхит, пневмония, и др.

Аллергия на пыль, шерсть животных: бронхиальная астма. Аллергический ринит

Заслушивание сообщений учащихся

Составление схемы «Болезни органов дыхания »

Рак легких

Насморк, ринит

Туберкулез

Заболевания органов дыхания

Дифтерия

Пневмония

Бронхиальная астма

Рассказ учителя

Народные методы лечения болезней органов дыхания, использование горчичников, банок и компрессов

Понятие о клинической и биологической смерти

Рассказ учителя с элементами беседы

Демонстрация « Действия при нарушении дыхания» на экране (диск к учебнику, слайд №11)

Понятие о реанимации

Рассказ учителя

Первая помощь в случае остановки дыхания

Демонстрация « Техника искусственного дыхания», « Первая помощь при утоплении» на экране (диск к учебнику, слайд №7, 12

Работа в группах по учебнику стр. 103 – 104

Группа 1 – искусственное дыхание в положении на спине

Группа 2 – искусственное дыхание в положении на животе

Группа 3 – искусственное дыхание « изо рта в рот»

Группа 4 – искусственное дыхание « из рта в нос»

Группа 5 – непрямой массаж сердца

    Закрепление изученного материала

Работа в группах игра « Кто быстрей»

Группам раздаются задания в карточках

Задание. Выберите из приведенного списка те признаки заболевания, которые соответствуют болезням, приведенным в таблице, и впишите в таблицу соответствующие им буквы

Признаки заболевания

А. Нарушение носового дыхания, выведение из полости носа слизи, боль в лобной части головы

Б. Вызывает воспаление органов дыхания, кашель, насморк

В. Острое воспаление слизистой оболочки зева, боль во время глотания

Г. Чаще поражаются легкие, возбудитель активизируется в случае плохого питания, антисанитарных жилищных условий

Д. Поражает слизистую оболояку горла, а яд возбудителя может вызвать отравление всего организма

Е. Першение в горле, сухой кашель

Ж. Внезапное повышение температуры, ухудшение состояния, появление отдышки, сильная боль в груди

З. Периодические приступы удушья и кашля

И. Длительный выматывающий кашель, боль в груди, повышение температуры

Болезнь органов дыхания

Признаки болезни

    Ангина

    Грипп

    Туберкулез

    Дифтерия

    Трахеит

    Бронхит

    Пневмония

    Бронхиальная астма

    Гайморит

    Рефлексия: Подумай и ответь на вопросы:

1. Все ли ты успел на уроке?

2. Если « да», то доволен ли ты уроком?

3. Если « нет», то хочешь выяснить почему? Давай поговорим о том, как исправить положение дел

VII . Итог урока:

- Понадобятся ли Вам в жизни знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Сможете ли Вы оказать первую помощь потерпевшему?

Выставление оценок за урок

    Домашнее задание: Изучить параграф 23, ответить на вопровсы, выполнить задание « Подумай» на стр. 107 учебника, выполнить задания «Тренажера» на диске к учебнику

  1. Сообщение темы
  2. Изучение нового материала .

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

  1. Работа с учебником. Прочитать текст и заполнить таблицу.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

бактериями

3.Трахеит

4.Бронхит

5.Пневмания

6.Туберкулез

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

  • Вакцинация
  • Не посещать людные места
  • Придерживаться личной гигиены
  • закаляться
  1. Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

  1. Домашнее задания.
  1. Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«Болезни органов дыхания и их профилактика. Урок биологии. »

Конспект урока биологии

9 класс

Тема . Болезни органов дыхания и их профилактика.

Тип урока - комбинированный.

Цел ь : ознакомить учащихся с основными заболеваниями дыхательной системы и причинами их возникновения; определить основные пути профилактика заболеваний дыхательной системы; продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); обосновывать целесообразность ведения здорового образа жизни и соблюдения личной гигиены; корректировать произношение.

Оборудование : таблица «Органы дыхательной системы», рисунки.

Словарь : пылевая инфекция, капельная инфекция, бронхит, пневмония, астма, туберкулёз.

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка звукоусиливающей аппаратуры.

    Речевой момент.

Какую биологию мы изучаем?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра «Терминологический бой»

Учащиеся «атакуют» один другого терминами, которые были выучены на прошлом уроке.

    Проверка домашнего задания.

    Игра «Биологическая мозаика» (работа в парах)

Каждая пара получает карточку, где предложен набор слов из которых учащие должны сложить предложение:

    Относят путям к гортань, трахея, бронхи, дыхательным нижним.

    Центр продолговатом в находится дыхательный мозге.

    Вдох ритмично выдох сменяет.

    Нервная дыхание гуморальная обеспечивает регуляция и.

    Определяют прибора помощью с жизненную спирометр ёмкость.

    Игра «Ты - мне, я - тебе»

Учащиеся задают друг другу вопросы по теме. Ученик, который получил вопрос, дает на него ответ. Правильный ответ дает право задать свой вопрос.

    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Какое строение имеет дыхательная система?

Какие процессы происходят в альвеолах легких?

Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства является забота о здоровье граждан. Как вы думаете почему?

Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому задача государства сохранить и укрепить наше здоровье.

    Сообщение темы

    Изучение нового материала .

    Заболевание органов дыхания и их профилактика.

Рассказ учителя с элементом беседы.

Какие факторы могут вызывать негативное воздействие на наши органы дыхания?

Курение: рак лёгких, туберкулез, эмфизема легких;

Попадание инородных предметов в дыхательные пути, травм, удушие;

Экологическое загрязнение воздуха атмосферы, химическое поражение дыхательных путей;

Вирусы, ОРВИ, грипп, корь;

Бактерии: бронхит, воспаление лёгких, туберкулёз;

Аллергия на пыль, шесть, животных и т.д. бронхиальная астма, аллергический ринит.

Чтобы уберечься от этих заболеваний, надо избегать факторов, которые их вызывают.

Название заболевания.

Чем вызваны.

Признаки

1.Инфекционный ринит

бактериями

Воспаление слизистой оболочки полости носа, закладывание носа, хронический насморк.

бактериями

Воспаление миндалин, боль во время глотания, повышенная температура

3.Трахеит

Бактериями, при переохлаждение, курение, инфекции

Першение в горле, сухой кашель, боль в зеве и за грудиной

4.Бронхит

Бактерии, стрептококки, стафилококки

Кашель со слизистыми выделениями, одышка, боль в груди

5.Пневмания

Бактерии, пневмококки, стафилококки, стрептококки

Воспаление ткани легкого, внезапное повышение температуры, одышка, кашель, сильная боль в боку.

6.Туберкулез

Микобактерии, туберкулёзная палочка

Поражает легкие и кости

7.Аллергический ринит

аллергенами

Отёк слизистой оболочки, сухость, зуд в полости носа, чихание, слезоотделение

8.Бронхиальная астма

Накопление в крови аллергенов

Приступы удушья, кашля

    Самостоятельная работа учащихся

Профилактика заболеваний органов дыхания.

    Вакцинация

    Не посещать людные места

    Придерживаться личной гигиены

    Не уклоняться от диспансерного обследования

    закаляться

    Рефлексия

Выполнить задания на стр. 94

    Домашнее задания.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх