Благовещение Пресвятой Богородицы. Иконография Праздника. Россия

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).

Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.

Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.

Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.

Описание сюжета из апокрифичкеских источников

Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».

Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!...», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).

Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.

Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) - сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23).

Почитание иконы Благовещение

Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.

Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.

Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой.

Какое чудо произошло

С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.

Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси

Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.

Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.


иконописец Юрий Кузнецов
Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни - Благовещенская.

Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.

С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.

Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.

Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.

Значение иконы

Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.

1.
Благовещение (Устюжское)
Век:XII

Иконографическая справка: Возможно, икона попала в Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря из основанной в 1103 г. церкви Благовещения, находившейся напротив монастыря, на другом берегу реки Волхов, либо воспроизводит главную икону этой церкви. От расположенной вверху в сегменте фигуры Ветхого Деньми к изображению Богоматери шел ныне утраченный луч света со Святым Духом в виде голубя. Эта икона - одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догмат о воплощении Христа, стоявший в центре многочисленных богословских дискуссий, отражен с такой выразительной наглядностью.


Фрагмент

7.
Благовещение (двустороняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Палаты

8.
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание " Акафист "

Иконографическая справка: Иконография широко известна в псковских памятниках XVI века: ангел шагает как бы из портика, ноги его заслонены городской стеной. Капители колонн изображены в виде масок. Фигуры помещены на широкой полосе позема. Спереди пространство отгорожено невысокой стеной. Архангел входит через темный проем левой палатки, занавешенный красной тканью. Колонна на переднем плане подчеркивает глубину пространства.

Стилистическая справка: Тщательно разработанная цветовая гамма, использование в холодной зоне спектра наряду с зеленым ахроматических тонов (серые по контрасту с красными воспринимаются как зеленоватые), смуглое личное письмо делают публикуемый памятник классическим произведением псковской иконописи середины XVI века.

9.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.
Век:XVI
Место создания: Россия

Иконографическая справка: Рассматриваемая икона воспризводит стандартную для XVI века иконографическую схему, но имеет и некоторые оригинальные особенности. Арочная скамья, обыкновенно помещавшаяся поверх широкой полосы позема, здесь опущена до самого края ковчега. Архангел Гавриил фактически идет по воздуху, так как ступни его ног висят на фоне арочек. Трон Богоматери и его подножие поставлены поверх скамьи и висят в воздухе на фоне зданий. Если позы и жесты фигур на общепринятые, то архитектура имеет свои неповторимые особенности. Позади Богоматери и архангела помещены высокие палатки, соединенные велумом. Яркой особенностью иконы является большая пространственная пауза между фигурами. В ней помещена украшенная орнаментом стена, имеющая дугообразный, выгнутый верх. Дуга стены как бы соединяет широко разнесенные в стороны фигуры.

11.
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе слева изображен Архангел Гавриил, простирающий правую руку к Марии. Справа сидит Богоматерь с веретеном в руке. От веретена тянется пурпурная нить - символ зарождающейся плоти Христа. На Марию в лучах нисходит Святой Дух. Архитектура заполняет все свободное пространство фона. Трон Богоматери помещен над нижним краем ковчега на фоне арочек скамейки.

Стилистическая справка: В сравнении с изображениями Благовещения в праздничных чинах из церквей Николы со Усохи и Николы в Любятово, в иконографии данной иконы присутствует ряд новых деталей. Так, сидящая на престоле Богоматерь изображена на фоне купольного здания сложной формы с портиком, полукруглое завершение которого напоминает киворий (надпрестольную сень). Еще одна особенность данной иконы - полоса ткани, перекинутая через велум, соединяющий здания, не имеет аналогий в древнерусском искусстве.

12.
Благовещение (с клеймами Акафиста)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

13.
Благовещение (с клеймами жития Богоматери)
Век:XVI

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров в храм Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Благовестие Иоакиму в пустыне 4. Благовестие Анне в саду 5. Зачатие Богородицы 6. Рождество Богородицы 7. Благословение иереев 8. Ласкание Богородицы 9. Первые шаги Богородицы 10. Введение во храм 11. Моление о жезлах 12. Обручение Марии с Иосифом 13. Благовещение 14. Рождество Христово 15. "Смертное" благовещение 16. Богородица на горе Елеонской 17. Прощание с женами Иерусалимскими 18. Успение Богородицы

Стилистическая справка: Сцены в клеймах и в среднике написаны на золоте. В колорите примечательно почти полное отсутствие синих (лазоревых) красок, вместо которых иконописец вводит зеленые тона разных оттенков. Активно используются светлые розоватые и охристые тона, что придает живописи иконы мягкое элегическое звучание, свойственное произведениям московской школы живописи XVI в.


Фрагмент. Средник иконы

14.
Век:XVI-XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское", Москва

Иконографическая справка: Основой иконографии для данной иконы стал евангельский текст о явлении Богородице архангела Гавриила с благою вестью о том, что Она родит Божественного Младенца (Лука, I, 26-38). Архангел Гавриил поднял правую руку в жесте обращения, в левой держит страннический посох - атрибут небесного посланничества. Богородица стоит перед богато орнаментированным троном с пряжей в руках. Вверху - восседающий на небесном престоле Господь Саваоф. Поверх мафория Богоматери, на груди Ее написана фигура обнаженного Младенца Христа, символизирующего уже Воплощенное Божество. Редкой иконографической особенностью соловецкой иконы является изображение на фоне стены, между фигурами архангела и Богородицы, горы с крутыми уступами и черным проемом пещеры. Эта деталь служит прообразом Рождества Христова, на что указывает и надпись, выполненная в проеме пещеры: "Гора и вертеп / в нейже родися Xристос". Введение в сюжет "Благовещения" новых деталей связано с обращением художника к текстам "Акафиста Пресвятой Богородице", в стихах которого Мария воспевается как "Гора Нерукосечная", "Глубина Неизмеримая", "Чрево Божия воплощения", "Вместилище Бога Невместимого". Образ Благовещения из Соловецкого монастыря отличают также заполненность иконного пространства сложной архитектурой, декоративность и обильное применение орнаментальных мотивов.


Фрагмент. Богородица

15.
Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей


Фрагмент. Богородица.

16.
Век:XVII

Иконографическая справка: В иконе использован широко распространенный, характерный для праздничных чинов извод, получивший новую редакцию в иконописной мастерской Оружейной палаты за счет введения в композицию заимствованных из европейских гравюр архитектурных форм с элементами ордера и полами "в шахмат".


Фрагмент. Богоматерь (Благовещение)

17.
Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Иконографический тип иконы близок "устюжскому" изводу, с которым ее сближает поза Богоматери, стоящей и держащей обеими руками пряжу так, что правая ладонь прижата к груди. Во всем остальном композиционная схема иконы иная: ангел не стоит, а устремляется навстречу Деве Марии, делая шаг левой ногой; изображение Младенца, входящего в лоно Богородицы, отсутствует. Непосредственным иконографическим образцом для публикуемой иконы мог стать образ "Благовещения" конца XVI века, находившийся в местном ряду Троицкого собора Ипатьевского монастыря, вложенный Годуновыми. Единственное отличие - жест принятия благодати правой руки Богородицы. Поскольку годуновская икона в настоящее время находится под записью 1701 года (мастер Амвросий Романов), невозможно судить о том, насколько этот жест первоначален и не был ли он изменен понови-телем. Во всех остальных деталях, в частности в форме архитектурных построек за архангелом Гавриилом и Богородицей, иконы совпадают.

Стилистическая справка: Обращает на себя внимание обильное использование иконописцем малинового бакана в изображении гиматия архангела, что отражает изменение колористического строя, произошедшее в середине XVII века в иконописной практике столичных мастеров за счет внедрения в технологию новых материалов.

18.
Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

19.
Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Живопись праздников из церкви Иоанна Предтечи знаменует собой следующий шаг в развитии новой художественной культуры на Вологодском Севере. Иконописцы уже более последовательно пользуются приемами прямой перспективы и передают объемность фигур и предметов, глубину пространства. Прежние "нутровые палаты" постепенно превращаются в изображение интерьера, в оконных и дверных проемах которого просматривается дальний план с элементами окрестного пейзажа и архитектуры. Фигуры персонажей изображаются в сложных поворотах и ракурсах.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Уже со второго века Благовещение считается первой частью искупления грехов, где послушание Девы Марии было противовесом греха Евы.

Митрополит Сурожский Антоний:

“Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.

А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа, – как это могло быть?..

И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся – хотя и глубокой – верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия Матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной – я же дева?.. И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…

Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…

В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь Дух… Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней.

Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Аминь”.

ВЕЛИЧАНИЕ

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

ВИДЕОФИЛЬМ

25 марта 5549 года от сотворения мира произошло одно из основных событий в истории христианства. Именно в этот день благочестивой деве Марии явился ангел и поведал ей, что она станет матерью спасителя человечества. Произошедшее чудо нашло отражение во многих религиозных и светских художественных произведениях.

История святого лика

Благовещение Пресвятой Богородицы - один из самых значимых праздников христианского мира. По важности он стоит на третьем месте после Рождества Христова и Пасхи. О чудесном событии рассказывается в Евангелии и апокрифах первых веков христианства.

Икона Пресвятой Богородицы «Благовещение»

Библейский сюжет

Основную информацию об этом событии содержит Евангелие от Луки. Оно повествует, что архангел Гавриил явился в дом праведного мужа Иосифа и благочестивой Девы Марии с радостной вестью. Он поведал, что Господь выбрал её для рождения Спасителя человечества. Мария смиренно приняла волю Всевышнего. На давшую добровольное согласие стать матерью Сына Господня деву снизошел Святой Дух, заполнивший её лоно.

Более подробная информация даётся в различных раннехристианских апокрифических сочинениях. Их знание играет важную роль в понимании иконографии сюжета Благовещения. В некоторых источниках говорится, что в момент явления ангела Пречистая Дева занималась плетением пурпурной завесы для храма в Иерусалиме.

В других религиозных текстах, построенных на логической основе, упоминается о двух явлениях Посланника Божия. Первое из них произошло у колодца, где Мария слышала лишь голос ангела. Оно должно было подготовить её к встрече с посланником в человеческом обличии. Описание второго явления, произошедшего в доме, практически полностью совпадает с текстом святого Луки.

Описание занятия Марии в момент появления перед ней архангела Гавриила иногда рассказывает, что она читала книгу. Исследователи предполагают, что она могла изучать Святое Писание или записи пророка Исайи, в которых предсказывалось появление богочеловека, рожденного простой женщиной.

Появление праздника

Первые изображения сюжета Благовещение, найденные в раннехристианских катакомбах, относятся ко II в. н. э. Поэтому некоторые историки христианства считают, что традиция празднования чудесного явления была заложена в апостольский период. Достоверные сведения о начале почитания Богородицы относятся к IV в., когда, благодаря деятельности святой Елены - матери Константина Великого - произошло открытие святых мест, связанных с основными библейскими событиями. Благовещение становится одним из главных христианских праздников к VII в., когда он распространился не только по Византии, но и по Европейским государствам.

Иконография

Художественное выражение праздника Благовещение создавалось на основе многочисленных письменных источников. Иконография образа Благовещение Пресвятой Богородицы складывалась на протяжении нескольких веков.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Библейский сюжет представлен в православной иконописи четырьмя основными типами, основанными на различных трактовках события, создателями Евангелия:

  1. Самым распространённым типом иконы является «Благовещение с рукоделием», созданное на основе Протоевангелия от Иакова. Жрецы иерусалимского храма решили соткать для него новую завесу. Для этого выбрали восемь дев, которые на основе жребия выбрали себе материал для работы. Марии достались пурпур и багрянец, забрав которые она вернулась домой и принялась за работу. Именно в этот момент к ней явился архангел Михаил.
  2. Образ «Благовещение с книгой», основывается на рассказе псевдо-Матфея. Он упоминает, что Мария прилежно служила Господу, посвящая своё время праведному труду и чтению священных и религиозных текстов. На основе этой записи появились иконы, изображающие читающую Деву Марию, перед которой появляется Посланник Божий.
  3. К благовещенскому типу икон относится образ «Богородица у колодца» (Предблаговещение). Сюжет, на основе которого создавался художественный образ, описывается в 11 главе Евангелия от Иакова. Дева Мария с кувшином в руках набирает воду из колодца и слышит голос невидимого ещё ангела, призывающий её радоваться. Испугавшись, она возвращается в дом и возвращается к своему занятию. Часто это изображение входит в состав житийных икон Богоматери.
  4. Икона Благовещение Пресвятой Богородицы «Се раба Господня» изображает Деву Марию, радующуюся вести, принесенной ангелом. Отличительной чертой этого извода является раскрытая перед Богоматерью книга.
На заметку! Четыре перечисленных сюжета сохраняются в иконописи на протяжении многих веков, дополняясь деталями, соответствующие духу времени. На однотипных иконах разного времени отличаются постановка и поза фигур, архитектурные и пейзажные детали.

Известные изображения

В православной церкви иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» получили широкое распространение. Они относятся к различным типам и техникам выполнения и являются одними из самых почитаемых у верующих людей.

Тиносская икона

Тиносская икона Благовещение Пресвятой Богородицы предположительно написана апостолом Лукой в начале I в.н.э. Название получила по месту обретения в 1823 году. Образ относится к типу «Богородица с рукоделием». Её нашли в земле после упорных поисков, которые начались после видения монахине Пелагии.

Сегодня икона находится в одноимённом храме на острове Тинос. Ежегодно тысячи паломников приезжают сюда и проходят на коленях путь от порта до храма, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

Мозаика в храме Святой Софии в Киеве

Мозаичная икона, расположенная на столбах в киевском храме Святой Софии. В руках Девы Марии, одетой в синее одеяние, находится веретено с пурпурной нитью. Правая рука архангела Гавриила поднята в благословляющем жесте. В левой руке Посланника находится жезл. Он выглядит более угловатым и грузным, чем женская фигура.

Мозаичная икона Богородицы в Софийском соборе

Интересно! Основываясь на разнице в технике исполнения фигур, входящих в состав композиции, исследователи считают, что над фигурами работали два мастера.

Устюжное благовещение

Особо почитается в Русской православной церкви чудотворная икона Благовещение Пресвятой Богородицы Устюжная. Образ написан в начале XII века в Великом Новгороде. Своё название она получила благодаря легенде, появившейся на основе жития Прокопия Устюжского. В 1290 году блаженный Прокопия призывал жителей Великого Устюга прийти в храм и молиться, чтобы город обошла стороной страшная беда. Когда над поселением сгустились тучи, засверкали молнии и ударил гром горожане укрылись в церкви и начали возносить молитвы Небесной Заступнице. В ответ на их молитвы из иконы потекло миро, а тучи над городом рассеялись.

Интересно! Несмотря на то, что образ написали в Великом Новгороде, церковь долгое время поддерживала легенду об устюжном происхождении реликвии.

Сегодня подлинник иконы хранится в Третьяковской галерее. Но существует несколько почитаемых списков, которые хранятся в следующих храмах:


По типу икона относится к «Благовещению с рукоделием». Характерной особенностью этого иконографического извода является фигура младенца Христа, входящего в чрево Богородицы. В целом, изображение довольно лаконично, лишенное архитектурных деталей.

Благовещение Андрея Рублёва

Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Как и на большинстве известных благовещенских икон Богоматерь изображена занимающейся рукоделием. Она сидит на престоле с наклоненной в сторону Божьего Посланника головой. Цветовая гамма образа очень символична и выражает радостное, праздничное настроение. В ней преобладают золотые, красные и зелёные тона.

Значение иконы

В образе Благовещения воплощены смирение, покорность и вера в Силу Господа Девы Марии, которая духовным подвигов чистоты сердца и помыслов, служением и любовью к Нему заслужила стать матерью Спасителя рода человеческого.

С другой стороны, художественное воплощение известного сюжета отражает любовь и заботу Бога о своих детях.

В чём помогает

Дева Мария на иконе представляется идеальной женщиной-матерью. Перед её образом молятся о помощи в следующих проблемах:

  • в женском и мужском бесплодии;
  • в недугах тела и души;
  • в заточении;
  • зависимости от наркотиков, алкоголя и других искушений;
  • в избавлении от грехов;
  • душевного смятения.

Вообще, к богородичным образам обращаются с любыми проблемами и горестями. Особенной силой обладает молитва, возносимая к Заступнице 7 апреля - Праздник Благовещения.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы - художественное воплощение важного для каждого христианина события. Она учит смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей.

Икона Благовещения Божией Матери



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх