Базилика санта кроче часы работы. Базилика Санта-Кроче, Флоренция: фото и отзывы туристов

Почти в каждом крупном туристическом городе есть свой архитектурный символ: Эйфелева башня в Париже, Биг Бен в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Колизей в Риме, Базилика Санта-Кроче во Флоренции… Базилика Санта-Кроче (иными словами – базилика Святого Креста) – одно из самых красивых и известных зданий Флоренции. Это первая и наиболее масштабная в мире францисканская церковь, кроме того, она известна фресками легендарного итальянского живописца Джотто и усыпальницами знаковых фигур итальянского искусства и науки: здесь захоронены Леонардо Бруни, Галилео Галилией, Николо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, а также находится несколько памятных досок и кенотафов.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Фасад

Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.

Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.

Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.

Внутреннее убранство

Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.

Южный неф

Что расположено в Южной части храма:

  • саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
  • несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
  • кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
  • кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского

Северный неф

Что расположено в Северной части храма:

  • саркофаги Карло Марсуппини (гуманист), Ветторио Фоссомброни (политик и экономист), Ветторио и Лоренцо Гиберти (скульпторы), Галилио Галилея;
  • фреска «Вознесение Марии» итальянского живописца Аньоло Гадди;
  • несколько картин: «Ужин в Эммаусе», «Воскресение Христа», «Оплакивание Христа», «Вознесение Христа», «Снятие с креста» и некоторые другие.

Капеллы

Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.

Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.

Распятие Донателло

Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.

Главный алтарь

Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.

Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.

Капеллы Кастеллани и Барончелли

Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.

Капеллы Барди и Перуцци

Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.

Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.

Капелла Медичи

Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.

Гробницы великих людей Италии

Всего в базилике Санта-Кроче более трех сотен захоронений. Все упокоенные здесь люди – известные флорентийские и итальянские политики, общественные деятели, философы, художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, писатели, поэты и ученые.

Самые известные из них:

  • Микеланджело Буонаротти, один из величайших мастеров эпохи Ренессанса; родился в 1475 году неподалеку от Флоренции, в солнечной Тоскане, и прожил почти 90 лет, оставив после себя грандиозное художественное наследие
  • Николо Макиавелли, философ, мыслитель, писатель, дипломат; родился и умер во Флоренции; с юных лет был увлечен трудами таких величайших умов, как Тит Ливий, Флавий, Цицерон, Плутарх, Аристотель, в 1532 году опубликовал и собственный знаменитый политико-правовой трактат «Государь»
  • Галилео Галилей, математик, физик, астроном; он был первым ученым, который стал наблюдать движение небесных тел с помощью телескопа, а также стал основателем классической механики; в последние годы жизни у него был серьезный конфликт с католической церковью, что, впрочем, не помешало францисканцам похоронить его в стенах католического храма

Особняком стоит имя Данте Алигьери – знаменитого уроженца Флоренции и автора «Божественной комедии». В свое время писатель был с позором изгнан из родного города и долго скитался: Верона, Болонья, Париж, Венеция, Равенна. В Равенне он, в конце концов, обосновался, прожил последние годы своей жизни и скончался от малярии.

Только после смерти писателя Флоренция поняла, какого гения потеряла. Флорентийские власти пытались потребовать у Равенны выдачи праха Алигьери, но Равенна отказалась. Спор за то, кто имеет больше прав на останки поэта, идет до сих пор, а в базилике Санта-Кроче стоит пустой саркофаг, приготовленный для Алигьери, если его прах вдруг однажды все же вернется на родину.

Время работы и цены на билеты

Режим работы базилики Санта-Кроче:

  • пн-сб 9.30.-17.30
  • вс 14.00.-17.30
  • 6 января, 15 августа, 1 ноября, 8 декабря 14.00.-17.30

Цены на билеты:

  • взрослый билет – 8 евро
  • детский билет (11-17 лет) – 6 евро
  • дети до 11 лет – бесплатно

Кроме того, в базилике можно взять напрокат аудиогид (аудиоэкскурсия предоставляется на нескольких языках). Это обойдется любознательному туристу еще в 1,5 евро.

Где находится и как добраться

Piazza Santa Croce, 16 – как добраться по этому адресу, расскажет вам любой флорентиец: для иностранных гостей базилика Санта-Кроче – одно из главных мест туристического и религиозного паломничества. Сюда ходит общественный транспорт (например, автобусные маршруты C1, C2, C3, 23) и с удовольствием ездят таксисты, кроме того, добраться до базилики можно и пешком: всего 20 минут от железнодорожного вокзала Флоренции. Пропустить достопримечательность практически невозможно: мало того, что она находится в историческом и культурном центре города на огромной одноименной площади, так еще и привлекает внимание своими внушительными размерами.

Кроме того, на площади перед базиликой Санта-Кроче нередко проводятся различные мероприятия, мимо которых тоже невозможно пройти: театральные и музыкальные фестивали, концерты, матчи знаменитого средневекового флорентийского футбола, больше похожие на зрелищное костюмированное шоу, чем на спортивную игру.

Посетить базилику Санта-Кроче во Флоренции стоит каждому туристу, потому что она – безусловная квинтессенция многовекового исторического и культурного пласта Италии, да и просто невероятно красивое, богатое, величественное, умиротворяющее место.

Повторюсь: Флоренция - неспящий город. Кажется, что на ступеньках церкви Санта Кроче всегда сидит народ. В свой первый кратковременный приезд во Флоренцию я шатался по флорентийским узким улочкам как обкуренный, не особенно разбираясь, в какую сторону идти, и вывалился к церкви уже около полуночи. Площадь перед входом была не то чтобы забита до отказа, но и не пуста.

Возле входа в церковь стоит большущая статуя какой-то старой женщины с грозным неприветливым лицом. Я, честное слово, долгое время думал, что это женщина и статуя на патриотическую тему типа защиты родного города от полчищ врагов. Ну это же явно женщина, правда? Неправда. Это Данте Алигьери.

Большая площадь Санта Кроче. По ночам ее облюбовывают скейтбордисты. Представляю себе, как они раздражают жителей грохотом своих роликов.

Если развернуться от церкви в обратную сторону, напротив будет главная библиотека Флоренции. Видно, что место не пустует.

Ну что, начнем, как обычно, со скучного? Базилика Санта Кроче (Св. Креста) - основной духовный центр Флоренции, место, однозначно необходимое для посещения. Самая большая францисканская церковь в мире, заложенная в 1294 году на месте уже существовавшей церкви, которую, полегенде основал сам Франциск Ассизский, Санта Кроче многократно достраивалась, но ни разу не перестраивалась кардинально. В состав базилики входит 16 капелл. В переводе на русский "капелла" означает "часовню". Только здесь капеллы, в отличие от русских часовен, не стоят отдельно. Они создаются с помощью перегородок внутри церкви или пристраиваются снаружи. Капеллы заказывали богатые семьи для своих нужд. Всё дешевле, чем отдельную церковь возводить, да и святости больше. Например, одной из самых больших капелл Санта Кроче стала капелла Пацци, построенная Брунелески. Примечательно, что, как я писал раньше, все здания, связанные с семейством Пацци, растащили по камешку, а капеллу оставили. Потому что красивая.

Звезда Давида над розой фасада выглядит абсолютно неожиданно для христианской церкви. Это она, не сомневайтесь. Облицовка церквей разноцветным мрамором - недешевое удовольствием. Страшно себе представить, сколько такой фасад стоит на современные деньги. Поэтому целиком мрамором облицован только Дуомо, а у всех остальных церквей Флоренции (да и других итальянских городов) мрамор - как красивое покрывало на кровати с дырявым бельем. Мраморная плитка заворачивает за угол на один слой, и там оканчивается, а дальше идёт обычный некрашеный кирпич. Мода на мраморную облицовку церквей пришла во второй половине 19 века, совсем недавно. Тогда все церкви оделись в нарядный мрамор. Для этого дела нанимали разных архитекторов, и фасад Санта Кроче строил архитектор-еврей по фамилии Матас. Он и протащил звезду Давида в качестве декоративного элемента. Уже удивительно. Но еще для меня удивительнее, что немцы, оккупировавшие Флоренцию под конец войны, не сковырнули этот символ. Наверно, им просто не хватило времени.

Внутри церковь Санта Кроче представляет из себя Пантеон - захоронение знаменитостей. Архитектор Матас очень надеялся, что за свои заслуги он будет удостоен чести бить похороненным внутри. Однако - увы - еврею в христианской обители места все-таки не нашлось. Матас похоронен снаружи где-то под каким-то крыльцом. Я даже не знаю, есть ли ему табличка. Есть наверняка, просто я не заметил.

Массивные переделки интерьера церкви произошли при герцоге Козимо Первом. Работами руководил вездесущий Вазари. Вот за этот проект потомки его сильно ругают. Вазари уничтожил множество старинных фресок и алтарей, открыв пространство для помпезных картин, икон, надгробий и кенотафов. Кенотаф, оказывается, - это надгробие под которым никто не лежит, но мог бы лежать. Если бы вовремя захотел.

Наиболее известный кенотаф внутри Санта Кроче посвящен Данте Алигьери. В Италии едва ли не столько же памятников и табличек, связанных с Данте, сколько памятников Ленину в одной большой стране. Уважают.

Скульптура Данте в периметре галереи Уффици.

Как я понимаю, место Данте в культуре Италии сравнимо с местом Пушкина в российской словесности. Он создал современный итальянский язык. Только сделал это чудовищно давно, больше 700 лет назад. Тогда Италия говорила на 14 диалектах, а языком общения культурных людей служила латынь. Данте пропагандировал итальянский язык в пику всем интеллектуалам того времени. Он считал, что нужно изобрести новый язык, который как бы объединит нацию и предлагал сделать этот шаг средствами литературы. Нет нужды говорить, что в основу современного итальянского лег все-таки тосканский диалект: против природы не попрешь. Хотя Данте честно пытался включить в свой конструируемый итальянский все наречия. (Update: в комментах возникла любопытная дискуссия о роли Данте в истории. Интересующиеся могут заглянуть в самую первую ветку).

Дюранте (Данте) Алигьери родился во Флоренции в 1265 году, умер в Равенне в 1321. Не буду врать: сам лично я ничего у Данте не читал, кроме очень небольших отрывков. Не думаю, что его и в Италии все читают поголовно. Все-таки 700 лет прошло. Даже в современном переводе язык тяжелый для восприятия, а структура текста без привычной нам динамики. Не голливудский боевик, это уж точно. Да и метафоры без объемных комментариев ничего нам не говорят. Гораздо интереснее мне было читать истории о Данте. Он был, как сейчас бы сказали, очень пассионарной личностью. У него в жизни было более чем достаточно приключений, и в том числе политическая борьба, участие в небольшой гражданской войнушке на стороне проигравшей партии, приговор суда, побег, повторный приговор - уже к казни - и изгнание, не кончившееся до сих пор. И еще Беатриче, фиктивная муза поэта, выставленная им напоказ в стихах. Легенда гласит, что Беатриче с Данте встречалась всего два раза, причем первый и решающий раз произошел, когда Данте было 9 лет, а Беатриче 8. Если этот факт наверняка достоверен, то в то, что молодые люди, жившие в очень небольшом все-таки городе, десятилетиями не встречались друг с другом, поверить сложно. Хотя-хотя.... черт его знает. Нет, ну в девять лет влюбиться на всю жизнь - это даже для поэта слишком круто. Скорее всего, Беатриче была для Данте своего рода символом, придуманным фантомом. Она умерла в 24 года от какой-то болезни. Легенд создано по поводу их странного платонического романа видимо-невидимо.

Вот пожалуйста. Картина про вторую и последнюю встречу Данте и Беатриче. Малоизвестный и почти современный нам автор это сочинил, имя его мне ничего не говорит. Но нарисовано неплохо, согласитесь. (Репродукция утащена с Википедии)

Биче (Беатриче) Портинари родилась, соответственно, в 1266 году в небедном семействе. У этого семейства даже была своя церковь.

Мне этот фасад показался настолько малоинтересным, что я даже не стал направлять на него камеру. К тому же там неудобно: узкая старинная улочка с высокими домами, мало света и мало места. Снимок найден на Википедии. На нем изображена неприметная дверь церкви Св. Маргариты - личной церкви семейства Портинари. Дата основания церкви Св. Маргариты 1076 год, то есть в 1276 году зданию пошел третий век. Такие сдвиги во времени у меня в голове не укладываются. Это черт знает что такое.

Да, так Беатриче была девушка как девушка, вышла замуж, в молодом возрасте умерла, и никто про нее не знал бы ничего, если бы не тайный воздыхатель, оказавшийся случайно великим. Притом что сама она об этом воздыхателе вряд ли подозревала.

Моя личная Беатриче стоит в пустой церкви Св. Маргариты. По стенам экспонаты выставки детского рисунка. Эх, Анька annaanton , не повезло тебе. Много у тебя воздыхателей, я даже знаю кое-кого, а на вечную память ни один не наработает. От меня не дождешься, а от других и подавно, даже обидно.

Плиты в полу - надгробные камни семьи Портинари. Есть и камень Беатриче. Она, как я понимаю, захоронена у дальней стенки возле алтаря.

Тоже с Википедии кадр. Я сам как-то этот камень не заметил.

А Данте ведь был женат, притом с 12 лет. Но это не потому что он был сексуальный гигант, просто тогда такие ранние договорные браки между семьями были нормой. Кстати, Беатриче формально была замужем с 11 лет. По достижении совершеннолетия обоими "супругами" такие браки из формальных становились фактическими. И никаких тебе романов при луне. С женой Данте не дружил, хотя и нажил с ней четырех детей. Когда поэт сбежал из-под ареста, он бросил семью во Флоренции и никогда больше с ними не встречался. Все его имущество было конфисковано, и в архивах Флоренции сохранились оригиналы прошений Джеммы Донати (Алигьери) о возврате хотя бы того имущества, что было ее приданым. Вот так вот, великий-то великий, а бросил бедную женщину без средств к существованию. А что делать? Не в тюрьме же сидеть.

После смерти Данте на чужбине флорентийцы спохватились и стали требовать кости земляка назад, чтобы воздать почести национальному достоянию. Но тут уж равеннцы сказали фиг, нечего было гонять национальное достояние по всей Италии и приговоры ему смертные при жизни выписывать. Однако у Флоренции были аргументы в виде грубой силы. Однажды требование вернуть Данте на родину было высказано таким образом, что равеннцы были вынуждены подчиниться. Тогда неизвестные патриоты Равенны не дали свершиться несправедливости. Когда могилу раскопали, она оказалась пуста. Гроб Данте украли и спрятали. Через много веков его нашли и закопали обратно. В время дознания из гроба просыпался прах, который запечатали в шесть конвертов. Потом конверты пропали. И совсем недавно один нашелся вроде бы (кажется) во флорентийской библиотеке.

У этих великих все не слава богу.

Оттого и смотрит мрачно поэт от ступеней Санта Кроче на шумную толпу у своего пьедестала. Что толку от своего величия, если кости да пыль столетиями перетаскивают с места на место.

И львы у этого Данте какие-то хмурые. А и ладно, они все равно каменные. Пошли-ка назад в Санта Кроче.

Вот главный зал, перестроенный Вазари. Кенотафы, барельефы и просто рельефные могильные плиты в полу. В этой Флоренции родилась куча знаменитого народа. Кстати, где-то на стене прикреплена памятная табличка, посвященная Энрико Ферми (создатель атомной бомбы, первооткрыватель управляемой цепной реакции). Он работал в местном университете два сезона. А вот надгробие кое-кому постарше:

Учёный, сверстник Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.

Гениальные строчки написал поэт Евтушенко! У Галилея семьи не было, но были дети. Он их признавал, воспитывал и заботился, но на маме почему-то так и не женился официально. В Санта Кроче он похоронен вместе со старшей дочерью. Жизнь Галилея, особенно его злоключения с инквизицией передают характер времени лучше любой исторической хроники. Это был борец, и он отчаянно сражался за свои взгляды. Из школьного курса Галилей выглядит чуть ли не отступником, вроде как Джодано Бруно на костер пошел, а этот отрекся. Однако детальное изучение вопроса показывает, что все было не так просто, и само дело Галилея возникло из-за того, что он постоянно активно добивался пересмотра господствующей в то время теологической доктрины. У Галилея были мощные покровители, прежде всего герцог Тосканский, у которого Галилей работал домашним учителем, но даже покровительство такого уровня не спасало от ареста и пыток. В тюрьме, впрочем, Галилей сидел недолго. Его выпустили на его виллу под Флоренцией, и последние 9 лет жизни Галилей, как Сахаров, прожил под очень строгим домашним арестом. На вилле постоянно находились соглядатаи, следившие за каждым его шагом. Лишь под конец режим его ареста стал потихоньку смягчаться, и несколько раз Галилею было позволено съездить во Флоренцию к врачам. После того как Галилей умер, возникла новая коллизия. Герцог хотел похоронить его в Санта Кроче с максимумом почестей и соответствующим мемориалом, но Папа высказался категорически против. После долгих дипломатических переговоров в Санта Кроче выделили специальную незаметную комнатку, куда и поместили его прах. Галилея торжественно перезахоронили в главном трансепте в 1737 году. А заклятие свое церковь сняла только в 1992. Зато сейчас Галилею ставят памятник прямо в Ватикане. Победа.

И опять снимок с Википедии. Галилей в периметре галереи Уффици.

Еще одна интересная статуя из пантеона Санта Кроче. Надгробие и памятник поэту Никколини. Это практически наш современник, он умер в 1861 году. Очень свободолюбивая была личность, трибун, оратор, видный публичный политик. Ничего необычного в статуе не замечаете?

"Оказывается, он тоже Баскервиль". Да это же практически статуя Свободы, только несколько более женственная. Про историю создания статуи Свободы я писал в . И там же упоминал, что есть еще одна статуя, во Флоренции. История мутная. Никто ничего утверждать не может. Понятно, что одновременно двум скульпторам, которые к тому же были знакомы друг с другом, не может прийти в голову одно и тоже. Но и свидетельств, кто у кого и что позаимствовал, нет. Статуя Свободы появилась в своем законченном виде в 1886 году, причем еще во время строительства скульптор защитил ее патентом. Флорентийский памятник датирован 1872 годом, и эскизы его ходили довольно широко. Таким образом, вроде бы, это прототип. С другой стороны, первоначально статуя Свободы предназначалась для входа в Суэцкий канал, и та версия появилась в 1867 году, то есть на пять лет раньше. Короче, "кто говорит плагиат, а я считаю, заимствование". Поехали дальше, пусть эти авторы между собой без нас разбираются.

Могила Макиавелли. Надпись мне особенно нравится: TANTO NOMINI NULLUM PAR ELOGIUM (Нет эпитафии достойной столь великого человека). Правильная надпись, между прочим. Я очень сильно уважаю эту личность.

Могила Микеланджело Буонарроти. Дизайн Джорджио Вазари.

В этой церкви похоронен еще Россини и Маркони (изобретатель радио), а также множество людей менее нам известных, но не менее достойных. Ходишь буквально по кладбищу.

Уж кто под этими плитами лежит, я не имею ни малейшего представления.

Теперь посмотрим на картины на стенах и алтари церкви. Они достойны изумления. Лучшие мастера Флоренции, начиная с Джотто, трудились над этими шедеврами.

Вопрос с уместностью перестройки церкви под руководством Вазари открыт. Я не верю, что Вазари мог что-то серьезно испортить. Наоборот, он расчистил место для более качественных произведений. С другой стороны, он был модный художник, как сказали бы сейчас, гламурный. При том, что я лично не сомневаюсь во вкусе столь талантливого мастера, это был его личный вкус, личные представления о красоте и целесообразности. Ну, будем считать, что новый вариант, которому всего-то 400 с небольшим лет (копейки), скорее всего, не хуже предыдущего.

Давайте просто бегло посмотрим вокруг, уже не вдаваясь в детали.

В переводе Базилика Санта-Кроче означает «церковь Святого Креста». Построенная еще в 13 веке, готическая Базилика Санта-Кроче является самой крупной францисканской церковью.

Этот знаменитый храм на одноименной площади Piazza Santa Croce еще называют «Пантеоном Флоренции». Здесь находятся гробницы более 300 великих флорентийцев, включая Микеланджело Буонаротти и Галилео Галилея.

Не менее знаменит и интерьер Базилики Санта-Кроче. Стены храма украшены многочисленными фресками работы Джотто и других известных итальянских мастеров, а его 16 капелл представляют собой настоящее произведение искусства.

История возникновения Базилики Санта-Кроче

Строительство Базилики Санта-Кроче относится к 1294 году. Считается, что ее архитектором был Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio). В 1442 году церковь Святого Креста освятил папа римский Евгений IV.

На протяжении истории Базилику Санта-Кроче не раз перестраивали. Церкви пришлось пережить и войны, и наводнения, но ее образцовый готический фасад удалось сохранить благодаря реставрационным работам.

Архитектура Базилики Санта-Кроче

На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.

Фасад

Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид Базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.

Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.

Внутреннее убранство

Трехнефная Базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.

Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.

К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.

Что посмотреть

Конечно, Базилика Санта-Кроче является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.

В Базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.

Музей

Базилика Санта-Кроче представляет собой музей знаменитейших фресок и скульптур, созданных Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.

Алтарь

В Базилике Санта-Кроче особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми. На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.

Кафедра

Не менее примечательной является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.

Капеллы

Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Так, в Большой капелле стены украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста». Роспись капелл Барди и Перуцци выполнил знаменитый Джотто. К сожалению, многие работы Джотто не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены.

В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.

Капелла Медичи была декорирована Микелоццо по заказу Козимо I. Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.

Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма, оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.

В часовне Барди ди Вернио находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.

Пантеон Флоренции

Базилику Санта-Кроче часто называют Пантеоном Флоренции, поскольку здесь похоронены знаменитые жители этого города. В целом, в Базилике насчитывается около 300 гробниц политических и культурных деятелей Флоренции. Более того, церковь Святого креста является первой погребальной базиликой периода Ренессанса.

Гробницы в храме выглядят как мраморное ложе, на котором изображена фигура покоящегося в нем флорентийца. Наверху саркофага находится арка с двумя колоннами. При этом каждая гробница представляет собой настоящее произведение искусства работы того или иного итальянского мастера.

Знаменитые гробницы

В Базилике Санта-Кроче похоронены Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Микеланджело Буонаротти, Никколо Макиавелли, Лоренцо Бартолини, Фосколо, Джоаккино Россини, Маркони, Витторио Альфьери, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми.

Также в Базилике Санта-Кроче расположен кенотаф Данте Алигьери. Кенотаф был создан в 1829 году. Прах же великого поэта 13-14 веков находится в Равенне, хотя Данте был уроженцем Флоренции.

Легенды Базилики Санта-Кроче

Согласно преданию, знаменитая Базилика Санта-Кроче была основана не кем иным, как самим Святым Франциском Ассизским.

Известно, что Святой Франциск Ассизский умер в 1226 году. Таким образом, в действительности строительство храма началось уже после смерти Святого Франциска, на месте бывшей церкви.

Тем не менее, католические верующие считают Базилику Санта-Кроче особым священным храмом, возникновение которого может быть связано с именем Святого Франциска.

Как добраться до Базилики Санта-Кроче

Базилика Санта-Кроче располагается на Piazza Santa Croce, 16.

Часы работы

Базилика открыта для посещения с понедельника по субботу с 9.30 до 17.3, а в воскресенье и религиозные праздничные дни – с 14.00 до 17.00.

Стоимость билета

По состоянию на 2019 год стоимость посещения Базилики Санта-Кроче составляет 8 Евро для взрослых и 6 Евро для детей в возрасте от 11 до 17 лет, а также групп из 15 человек. Бесплатно могут пройти в Базилику дети младше 11 лет.

Также Базилику Санта-Кроче можно посетить по «Семейному билету» за 8 Евро, куда входит стоимость билета для взрослых, а дети младше 18 лет могут пройти бесплатно.

Официальный сайт Базилики Санта-Кроче www.santacroceopera.it .

Посетите также

Посетив Базилику Санта-Кроче, не спешите уходить с одноименной площади, на которой она находится. Здесь также можно интересно провести время, прогулявшись среди старинных зданий. Может быть, вам удастся попасть на городской фестиваль или концерт, которые проводятся на Санта-Кроче достаточно часто, и оказаться в самом центре событий.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Базилика Санта-Кроче (Флоренция) — одна из основных церквей города и самый большой францисканский храм в мире, построена в конце 13 века в стиле флорентийской готики, знаменита как Пантеон Флоренции из-за большого количества гробниц, в которых захоронены многие выдающиеся итальянцы.

История строительства

По преданиям, основателем Санта-Кроче является Франциск Ассизский (умер в 1226 г.), святой покровитель Италии, который отказался от материальных благ, чтобы нести людям идеи покаяния и мира. Хотя строительство ее было начато в 1295 г. на месте небольшой оратории, построенной францисканцами, недалеко от реки Арно. Название Санта-Кроче (Флоренция) — церковь Святого Креста в переводе с итальянского. Проект ее осуществил А. ди Камбио, местный скульптор и архитектор. Строительство шло на деньги богатых флорентийских семей, которые почитали за честь финансировать возведение святой обители, и продолжалось почти 150 лет. Освящена базилика была в 1443 г. Папой римским Евгением 4-м.

Внешний вид церкви за прошедшие столетия менялся не раз. Особенно это касается фасада Санта-Кроче (Флоренция): фото начала 19 в. показывает его совершенно без украшений. Нынешний облик фасада с 3 порталами, отделанными белым мрамором, был сделан только в 1853-1863 гг. архитектором Н. Матасом в неоготическом стиле на деньги английских протестантов, в частности британского мецената Ф. Дж. Слоане. Именно поэтому в украшении появилась синяя шестиконечная звезда Давида, не являющаяся символом христианства.

Флоренция: базилика Санта-Кроче (фото и описание)

Основная часть здания построена в виде Т-образного креста. За прошедшие столетия постепенно к ней со всех сторон добавлялись пристройки (часовни). Нижние ярусы базилики украшены красивейшими аркадами, верхние — двустворчатыми окнами. По левой стороне здания проходит портик из воздушных и легких арок.

Разрушения произошли в 16 в., в 1512 г. старая колокольня была разбита молнией, восстановить ее смогли только к 1847 г. по проекту Дж. Баккани, и теперь она является прекрасным дополнением к основному зданию.

Базилика Санта-Кроче во Флоренции также включает 3 монастыря, один из которых спроектирован А.ди Камбио. Другой, расположенный в южной части, создан по проекту Бруннелески и считается одним из прекраснейших монастырей Флоренции. Меньший 3-й монастырь (13 в.) замыкает группы неординарных сооружений францисканцев.

Перед церковью Санта-Кроче на площади установлена статуя Данте, созданная скульптором Э. Пации в 1865 г. Ранее она находилась в центре, однако затем была передвинута из-за проведения массовых мероприятий поближе к зданию.

Внутреннее убранство Санта-Кроче

Внутренняя часть состоит из огромного монументального пространства длиной 115 м, выполненного с использованием уникальных дизайнерских решений. Особенно это проявляется в устройстве центрального нефа, отделенного от двух боковых вертикальными пилонами 8-угольного сечения, от которых устремлены вверх остроконечные арки.

По тем временам решение внутреннего интерьера базилики было смелым и нетрадиционным, позволив выделить ее на фоне остальных религиозных сооружений города. Свет внутрь попадает через мозаичные окна, выполненные А.Гадди.

В 16 в. церковь была перепланирована, из-за чего (по заключению специалистов) немного утратила свою красоту. Перекрытия сделаны стропильного типа, а в полу расположены надгробные плиты, занимающие почти все пространство нефа.

Алтарь церкви и фрески

Фрески, украшающие стены около главного алтаря, сделаны А. Гадди (1387) по мотивам легенды об Истинном Кресте. По правой стороне: Архангел Михаил передает ветвь Древа познания, Царица Савская и ее поклонение Древу креста и др. По левой — Св. Елена приносит Св.Крест в Иерусалим, затем царь Перси увозит его, византийский царь Ираклий возвращает Крест в Иерусалим и т. д. Фрески содержат также множество бытовых и сказочных сценок. Красивейшие старинные витражи на окнах были сделаны в 14 в.

Алтарный полиптих, написанный Н. Джерини, изображает боковые панели делались другими художниками, в верхней части — «Распятие», нарисованное мастерами школы Джотто.

Венчает алтарь одна из уникальных картин церкви — «Распятие», которую создал мастер Чимабуэ. Эта большая картина (4,5х3,9 м), размещенная на деревянном кресте, считается самым впечатляющим вариантом распятия. Однако при наводнении в 1966 г. работа была настолько сильно повреждена, что даже попытки реставрации не смогли ее восстановить полностью.

Капеллы церкви

Внутри церкви Санта-Кроче (Флоренция) в трансептах располагается 16 капелл (часовен), каждая из которых является отдельной пристройкой. Капеллы украшены уникальными фресками и скульптурами разных столетий, которые были выполнены самыми знаменитыми мастерами Италии: Маттео Россели, Дж. До Сан Джованни, Фра Бартоломео, Дж. Ли Бондоне и его учениками.

Самые известные из них:

  • Часовня Маджоре и фреска «Легенда о Святом Кресте» выполнена А.Гадди (1380).
  • Капелла Кастеллани с фресками А. Гадди с сюжетами из жизни Святых (1385).
  • Часовня Барончелии с фамильной гробницей и нищей, расписанной Т. Гадди «Мадонна», на других стенах — мотивы из жизни Девы Марии.
  • Капелла Ринуччини представляет работы мастера Дж. Ди Милано, изображающими жизнеописание Магдалины и Девы Марии (1379).
  • Часовня Перуцци содержит изображение жития И. Крестителя и И. Богослова, написанные художником Джотто.
  • Капелла Барди — освещает житие Фр. Ассизского
  • Другие Тосиньи, Пульчи и др.) также хранят бесценные произведения искусства.

Внутри базилики расположен Монастырский двор, из которого также есть выходы в капеллы. Так, Капелла дей Пацци, названная «подлинной жемчужиной Раннего Возрождения», украшена прекраснейшими работами Брунеллески (1443), декорирована знаменитыми итальянскими мастерами Д. да Сеттиньяно, Л. дела Роббиа, Дж. Да Майано. Перед капеллой находится пронаос, состоящий из коринфских колонн. В 1461 г. она была укрыта небольшим куполом.

Пантеон Санта-Кроче

В церкви Санта-Кроче (Флоренция) покоятся самые известные люди Италии и почетные граждане Флоренции. Часть захоронений — истинные, в которых погребены умершие знаменитости, а другие, называемые кенотафы, — надгробные памятники, не содержащие человеческих останков.

Санта-Кроче по праву считается местом зарождения Ренессанса, т.к. содержит монумент-гробницу Л. Бруни, итальянского политика, созданную в 1444 г. мастером
Б. Росселино. Этот монумент стал образцом для будущих работ эпохи Ренессанса, включая надгробие К. Марсуппини недалеко от северной стены церкви.

Самые известные надгробные памятники размещены вдоль правого нефа южной стены:

  • Памятник-бюст Микеланджело, выполненный мастером Вазари (1579), и множество статуй и фигур работы Дж. Баттиста и В. Чиоли. Хотя Микеланджело и умер в Риме, но завещал себя похоронить в родном городе. Выполняя его наказ и с разрешения мэра Флоренции, Л. Буанаротти выкрал тело Микеланджело из Рима и тайно перевез его сюда.

  • Кенотаф Данте Алигьери и статуи героев его произведений сделаны скульптором Риччи (1829).
  • Памятник Макиавелли работы Спинации (1787).
  • Гробница Галилео Галилея, умершего в 1642 г., однако из-за запрета церкви не был похоронен по христианским обычаям до 1737 г. Тогда его тело перевезли и поместили в церкви, скульптурная композиция и бюст Галилея выполнены Дж.Баттиста Фоггини.

  • Надгробие композитора Дж. Россини, который прославил Италию оперой «Севильский цирюльник». Спустя 9 лет после смерти в 1868 г. в Париже его тело было перевезено с кладбища Пер-Лашез и захоронено здесь во Флоренции.
  • Надгробие историка и дипломата Н.Макиавелли.
  • Гробница Жозефа Наполеона и его дочери и др.

Всего на территории церкви похоронены почти 300 именитых итальянцев, причем каждое надгробие украшено скульптурами и барельефами.

Одна из достопримечательностей церкви — выполненная флорентийцем Пио Феди в 1883 г. статуя Поэзии, посвященная памяти поэта и драматурга Дж. Баттиста Николлини. Она установлена над его надгробием в базилике Св. Креста.

Фигура эта очень сильно похожа на статую Свободы, работу выдающегося французского скульптора Фр. Бартольди (1887). Как доподлинно известно, Бартольди в 1870 г. жил во Флоренции и, очевидно, был вдохновлен работой итальянского скульптора.

Большой интерес у туристов вызывает кенотаф знаменитого поэта Данте (1265-1321), расположенный в церкви Санта-Кроче (Флоренция). История с гробницей поэта, прославившегося своей «Божественной комедией» и создавшего современный литературный итальянский язык, длится уже несколько сотен лет. После смерти поэта Флоренция борется с городом Равенной за право перевезти и захоронить его останки, однако не может этого добиться. Все произошло еще в 14 в. по вине правителей и жителей Флоренции, которые изгнали Данте из своего города за неугодные высказывания и оппозиционные взгляды. Писатель переехал в Равенну, где вскоре умер. Когда же Флоренция стала просить выдать ей прах Данте, то Равенна не согласилась, и с тех пор саркофаг в Санта-Кроче стоит пустой.

Санта-Кроче: расположение, часы роботы, цены

Чтобы найти знаменитую базилику, нужно прийти на площадь Санта-Кроче (Флоренция), на которой она и стоит. Эта площадь в старину была местом проведения ярмарок и турниров, сейчас стала местом проведения фестивалей, спектаклей и концертов. На ней же проводят иногда соревнования по где игроки одеты в старинные костюмы и соревнуются по жестким старинным правилам.

В Санта-Кроче (Флоренция) часы работы музея-церкви с 9.30 до 17.30 в будние дни и субботу, в праздничные дни — с 14.00 до 17.00.

Цена билетов в церковь: 8 евро, льготные билеты для детей возрастом 11-17 лет, школьников — 4 евро, бесплатный вход для детей младше 11 лет, жителей Флоренции, инвалидов и сопровождающих.

Привет, друзья. На этот раз мы расскажем об удивительном здании, которое находится во Флоренции. Это базилика Санта Кроче. Усыпальница, где покоится прах величайших итальянцев: Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Маркони. Само здание – творение знаменитого мастера Арнольфоди Камбио. Церковь — не только памятник архитектуры и пантеон. Когда-то здесь зародилось искусство оперы.

Италия. Регион Тоскана. Город .

История

Basilica di Santa Croce переводится как Церковь Святого Креста.

Была заложена в 1294 году на том месте, где раньше уже находилась церковь. Легенда говорит, что ту церковь заложил Франциск Ассизский – святой, основатель ордена францисканцев.

Сейчас Санта Кроче считается крупнейшей францисканской церковью в мире.

Архитектурные особенности

За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.

Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.

Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.

Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.

Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?

Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.

Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.

У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.

Интерьер

Внутри здания нас ждут не менее интересные детали. Например, здесь готические арки вполне мирно соседствуют с деревянными перекрытиями.

По сути же, базилика представляет собой Пантеон, где захоронены флорентийские знаменитости.

Здесь находится множество гробниц рода Галилеев. На одной из них вы увидите надпись «Галилео Галилей». Это — дедушка учёного. Прах же Галилея-учёного хранится в стене.

Гробница Галилео Галилей

Интересно, что сразу после смерти ученого Папа высказывался против его захоронения в базилике, поэтому прах учёного был вынесен в специальную отдельную комнатку. Торжественно перезахоронили его в 1737 году. Саркофаг увенчан аллегорическими изображениями Геометрии и Астрономии.

Присмотритесь повнимательнее к памятнику поэта Никколини. Ничего не замечаете? Это практически статуя Свободы!

Могила политика Макиавелли украшена изображением Дипломатии. Известна надпись его надгробия, которая гласит, что нет эпитафии, которая была бы достойна такого человека.

Ещё раз повторюсь: здесь похоронено очень много знаменитых итальянцев.

Есть здесь и кенотафы. Например, кенотаф Данте Алигьери. Сам поэт похоронен в Равенне.

Кенотаф, также ценотаф - надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен по следующим причинам: если тело погибшего было утрачено или уничтожено. Википедия

Росписи

Над фресками базилики Санта Кроче трудились лучшие мастера, начиная с Джотто и Джамболоньи.

Не менее впечатляющи и алтарные украшения, выполненные Донателло.

Над кафедрой, украшенной барельефами, посвященными святому Франциску, трудился знаменитый резчик Бенедетто де Майано.

Всю эту красоту вы наблюдаете при свете проходящим, через многочисленные витражи церкви, которые делают ее интерьер еще более привлекательным и заметно расширяют пространство.

На данный момент базилика больше похожа на музей. Сюда приходят насладиться работами великих художников и скульпторов.

Время работы

  • Понедельник-суббота с 9:30 до 17:30
  • Воскресенье и религиозные праздники с 14:00 до 17:00

Сколько стоит

  • Стандартный билет стоит 8 евро
  • Есть аудиогид — 1,5 евро

Официальный сайт базилики: www.basilicasantacroce.com

Как добраться

Рядом с церковью находится автобусная остановка Magliabechi С3.

Адрес: Piazza Santa Croce, 16

Базилика на карте

Желаем вам море новых путешествий и хорошего настроения. До встречи!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх