Авария над боденским озером. Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия

Прошло 15 лет со дня трагедии над Боденским озером. Фильм «Последствия» вновь напомнил всему миру о поступке безутешного отца Виталия Калоева. Тогда общественность разделилась на два лагеря. Одни оправдывали его действия тяжелейшим состоянием и аффектом. Другие считали жестоким убийцей, который убил диспетчера на глазах у жены и детей. Как сейчас живет потерявший всю семью Виталий Калоев, и чем закончилась эта ужасная история? Узнаем все подробности и попробуем разобраться в этом неординарном происшествии.

Биография

Родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (Владикавказ). Отец был школьным учителем - преподавал осетинский язык. Мать работала воспитательницей в детском саду. Виталий был младшим в многодетной семье - всего было три брата и три сестры. Школу окончил с отличием и пошел учиться искусству архитектора. Во время учебы подрабатывал на стройке прорабом. До перестройки трудился архитектором и принимал участие в строительстве военного городка «Спутник».

В тяжелые годы после распада СССР собрал собственный строительный кооператив. С 1999 года проживал в Испании, где проектировал дома для своих соотечественников.

Семья

Виталий Калоев женился в 1991 году на Светлане Пушкиновне Гагиевой. Девушка окончила экономический факультет и успешно построила карьеру. Начав с должности простого сотрудника банка, она дослужилась до начальника отдела. 19 ноября 1991 года в семье появился первый ребенок. Мальчика назвали Константином в честь деда по отцовской линии. 7 марта 1998 года родилась Диана. Имя сестричке выбирал Костя. В школе мальчик хорошо учился и тянулся к космонавтике и палеонтологии.

Несчастливый рейс

Виталий Калоев девять месяцев не видел родных и с нетерпением ждал их прилета в Испанию. Он успешно работал в Барселоне и к прибытию семьи успел сдать проект. Светлана с детьми никак не могла купить билеты в Москве, пока не появились места на том самом самолете «Башкирских авиалиний».

Поздней ночью 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета: пассажирский «ТУ-154» и грузовой «Боинг-757». Погибли оба экипажа, погибли дети - 52 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет. Почти все они были учащимися уфимской школы для особо одаренных детей. Они летели в Барселону. Путевками их наградили за успехи в учебе и блестящие результаты в школьных олимпиадах.

Столкновение

Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации XXI века. Столкновение самолётов произошло в небе над Германией, поэтому следствие проводилось немецкой прокуратурой и федеральным бюро по расследованию авиапроисшествий. Потребовалось два года, чтобы установить причину катастрофы. Для немцев главными были два вопроса - каким образом произошло опасное сближение двух самолетов и почему система предупреждения столкновений не смогла предотвратить катастрофу?

Комиссия установила, что столкновение самолетов стало следствием ошибки диспетчера компании «Скайгайд», противоречий в инструкциях международной организации гражданской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений. А также из-за неверных действий экипажа «ТУ-154». Дальнейшее расследование доказало несостоятельность обвинений в адрес российских летчиков, и вина за столкновение с них будет снята. Однако судьба другого россиянина, суд над которым состоялся в конце октября 2005 года, уже ясна. лишила его семьи и веры в справедливость.

При самом поверхностном взгляде на выводы комиссии видно, что результаты расследования крайне противоречивы. Если в момент катастрофы пилоты следовали указаниям диспетчера, то виноват диспетчер. Если в критической ситуации летчики действовали вопреки указаниям с земли, значит виноваты сами летчики, а диспетчер тут совершенно ни при чем. Этот странный факт так и остался бы незамеченным, если бы не одно драматическое происшествие в маленьком швейцарском городке Клотен.

Убийство Петера Нильсена

24 февраля 2004 года в пригороде Цюриха Клотене на пороге собственного дома был зверски убит некий Петер Нильсен. Убийца нанес жертве многочисленные удары холодным оружием, которое позднее обнаружили недалеко от места происшествия. Им оказался сувенирный нож стоимостью 54 Соседка убитого показала, что какой-то незнакомец за несколько минут до происшествия спрашивал у нее на плохом немецком языке, где проживает Петер Нильсен.

По горячим следам был составлен фоторобот подозреваемого. Однако свидетелей преступления найти не удалось. Это было странно, потому что Клотен представляет собой небольшую деревню, в которой дома стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Улицы, подходы и подъезды видны из окон, как на ладони, а вся жизнь протекает на виду у соседей. Версию об ограблении швейцарские полицейские сразу отбросили. Преступник или преступники ничего в доме не тронули. Для чего тогда нужно было лишать жизни простого жителя швейцарской деревушки?

Установление личности убийцы

Ответ пришел в тот момент, когда стало понятно, что Петер Нильсен и есть тот самый диспетчер, чьи ошибочные команды привели к столкновению двух самолетов. Уже на следующий день полиция арестовывает российского гражданина Виталия Константиновича Калоева. Согласно данным швейцарского следствия, обвиняемый накануне вечером направился к дому диспетчера и имел разговор с соседкой. Мужчина позвонил в дверь, и когда хозяин дома вышел, то попытался с ним поговорить. Затем произошла ссора, и Калоев первый достал нож. Виталий Калоев убил диспетчера, нанеся ему 12 ножевых ранений. Изначально первым подозреваемым стал другой россиянин - Владимир Савчук. Он тоже потерял всю семью в авиакатастрофе, но имел железное алиби. В день убийства он находился в России.

Причины и мотивы

Мотивом преступления, по мнению швейцарских правоохранительных органов, могла стать личная месть россиянина. В Калоев потерял всю свою семью - жену и двоих детей. Но своей вины в убийстве диспетчера он не признал. Из материалов следствия. «Я постучал, назвал себя и жестом показал, чтобы меня пригласили в дом. Он не захотел меня приглашать и принял вызывающий вид. Я промолчал, достал из кармана фотографию моих мертвых детей и протянул ему, сказав, чтобы он посмотрел». Что было после этого, Калоев не помнит. На допросе он заявил: «Я не помню, что на самом деле произошло. Но когда я вижу доказательства, то думаю, что это я убил мистера Нильсена». Швейцарская прокуратура посчитала эти слова россиянина официальным признанием своей вины. Однако часть фактов вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему Калоев ехал убивать диспетчера, прихватив с собой неудобный перочинный нож? Почему Нильсен ждал, пока убийца вытащит оружие и раскроет его, вместо того, чтобы скрыться в доме?

Трагедия Виталия Калоева

Россиянин в числе первых прибыл на место крушения самолета и рвался обследовать место аварии вместе со спасателями. Узнав, что этим рейсом летела вся его семья, ему дали разрешение пройти на оцепленную территорию. Он долго бродил между обломков самолета, пытаясь найти жену и детей. Наконец в трех километрах от места падения он нашел бусы младшей дочери, а затем и саму Диану. Чуть позже он же обнаружил тело своего сына. Позднее выяснилось, что мальчик упал прямо рядом с перекрестком, мимо которого проезжал Виталий, но он не узнал в нем своего ребенка. Свидетели и видеосъемка служили лучшим доказательством невыносимого горя мужчины: он задыхался в рыданиях и буквально не владел собой в эти страшные дни. Он до последних часов не покидал место авиакатастрофы. Виталий Калоев не просто потерял свою семью - он потерял свою жизнь.

Поддержка и помощь

Калоев отлично помнит все моменты нахождения на месте трагедии. Он вспоминает, как сначала его не хотели допускать до поисков, но потом ситуация изменилась. Волонтеры и полиция просто не выдерживали нахождения на этой территории. Люди падали в обморок, и их отстраняли. Когда он обнаружил место падения своей Дианы, то стал трогать землю, пытаясь понять, здесь осталась душа его ребёнка или уже ушла на небо. Пальцами он нащупал бусинки и спросил у немецкой женщины, можно ли поставить памятник Диане на этом месте? Мгновенно начался сбор средств и позднее архитектор поставил на этом месте памятник всем жертвам катастрофы. Он представляет собой разорванную нитку бус.

Сомнительное лечение

После задержания Калоева поместили в психиатрическую больницу. За все время пребывания там Виталия не было ни одной независимой экспертизы, которая объективно оценила бы состояние россиянина и методы его лечения. Целый год он провел в клинике. Что за это время стало с его памятью? Ясно одно - даже после многих месяцев лечения, Калоев Виталий Константинович так и не взял на себя ответственность за гибель диспетчера Нильсена. По версии следствия, россиянин хотел отомстить за смерть жены и двоих детей. Это серьезный мотив. Но почему же тогда Калоев тянул с местью почти полтора года, ведь имя диспетчера он узнал в первые дни после катастрофы?

Приговор

26 октября 2005 года история Виталия Калоева вновь появилась на страницах всех печатных изданий. Россиянина приговорили к восьми годам лишения свободы. Мировая общественность снова вспомнила те страшные дни и трагедию над Боденским озером. Сами жители Швейцарии не ожидали такого сурового приговора. В тюрьму к россиянину пачками приходили письма, в которых люди выражали свою поддержку и желали ему скорейшего освобождения. С некоторыми людьми он вел переписку, в частности с одной швейцарской женщиной. Она слала ему открытки и подбадривала все эти два года. Дети ее подруги рисовали ему картинки. На родине в Осетии народ негодовал и требовал пересмотра дела. На одних только косвенных уликах и без признания Калоева лишили свободы на целых восемь лет.

Освобождение

Швейцарские власти не стали препятствовать освобождению россиянина после двух лет заключения. За примерное поведение он был отпущен на свободу и вернулся домой. В Северной Осетии его встречали как национального героя. Первый делом мужчина поехал на кладбище, где долго плакал у могилы жены и детей. Годы не смогли стереть из его памяти и сердца всю боль и обиду. Теперь он мог спокойно рассказать о том, что ему пришлось перенести за те полтора года. Ему не нужна была денежная компенсация. Все, что он хотел, - услышать слова извинения от самой компании. Не добившись от них и слова раскаяния, он отправился домой к диспетчеру. Но тот повел себя нахально и выбил из его рук фотографии мертвых детей. Дальнейшие события он не помнит, но даже если его руки действительно в крови, то сделал он это отнюдь не ради забавы. Судьба Виталия Калоева была очень тяжелой, и он сполна заплатил за это преступление.

Другая жизнь

Вернувшись домой, Калоев получил должность заместителя министра архитектуры и строительной политики республики. Он живо принимал участие во многих общественных мероприятиях. Все, кто знал и общался с Виталием, характеризуют его, как доброго и отзывчивого человека. Никогда не пройдет мимо чужого горя. Во время войны в Южной Осетии он был замечен в рядах ополченцев, но подтверждать эту информацию никто не стал.

Многих интересует, где проживает Виталий Калоев и что с ним сейчас происходит. На данный момент в его жизни произошли благоприятные перемены. В 2014 году Виталий Калоев женился второй раз. Его супругой стала добрая, порядочная женщина. Он не разглашает подробности своей семейной жизни. Известно только, что он по-прежнему живет в том же доме, где проживала его прежняя семья. В свой юбилей (60 лет) он получил медаль «Во славу Осетии». На все вопросы о его поступке и семье Нильсена он отвечает так: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?». Каждый сам для себя решает, насколько сильна вина Виталия Калоева перед другой семьей.

// Фото: Konstantin von Wedelstaedt

Авиакатастрофа, произошедшая в 2002 году неподалеку от немецкого города Юберлинген, потрясла мир. Тогда из-за халатности швейцарского диспетчера Питера Нильсена погиб 71 человек. Столкновение произошло в 21:35, но по мнению экспертов, его можно было предотвратить, если бы работники аэропорта вовремя сообщили пилотам об опасности.

Пассажирский лайнер направлялся в Испанию, а летели тем рейсом преимущественно дети, лучшие ученики уфимских школ, которых за успехи в учебе наградили бесплатными путевками в Европу.

Boeing врезался в фюзеляж пассажирского самолета, из-за чего он развалился на четыре части прямо в воздухе. Пилоты грузового судна потеряли управление, после чего лайнер упал в семи километрах от российского ТУ-154.

Длительные судебные разбирательства не принесли результатов: диспетчер, по вине которого произошла трагедия, отказался брать на себя ответственность. Семьям погибших не принесли извинения или соболезнования. В тот момент в ситуации решил разобраться Виталий Калоев, архитектор из России, который потерял в авиакатастрофе всю семью. Его жена и двое детей летели роковым рейсом «Башкирских авиалиний», чтобы навестить его в Испании.

Калоев пришел к дому Питера Нильсена, после чего нанес ему 12 ножевых ранений. Диспетчера спасти не удалось, а сам безутешный отец отправился в тюрьму. Через два года его выпустили за примерное поведение.

Окончательный вердикт по этому делу был вынесен только в 2007 году. Суд признал виновными в причинении смерти по неосторожности четырех менеджеров компании Skyguide. Еще троим сотрудникам швейцарской фирмы вынесли вердикт, приговорив их к условному сроку. Семьям пострадавших заплатили денежную компенсацию.

Виталий Калоев сразу же после освобождения вернулся в Северную Осетию. Ксения Каспари, написавшая книгу «Столкновение», посвященную той трагической истории, объяснила, почему безутешный отец совершил преступление.

«Он оказался на месте катастрофы, когда только-только начались поисковые операции. Он, видя фрагменты тел, различные свидетельства оборванных жизней, понимал и представлял, какой смертью погибли его дети», - рассказывает Каспари.

В 2017 году вышел фильм «Последствия», основанный на трагичной истории Виталия Калоева. Главную роль в ленте сыграл Арнольд Шварценеггер. Голливудский актер так проникся сюжетом, основанным на реальных событиях, что согласился участвовать в съемках за минимальный гонорар.

Валерий Постников, занимающий пост исполнительного директора Общества независимых расследователей авиационных происшествий, заявил, что катастрофу можно было предотвратить. «В этой ситуации виноваты и диспетчеры, и наши пилоты. Это сочетание недостатков, ошибок, недопонимание в работе диспетчеров и экипажа. Но конечно, то, что за терминалами остался один оператор, что была отключена вся система, -это абсолютно неприемлемо», - подытожил Постников в своем комментарии для портала RT .

Этой катастрофы не должно было быть. 52 ребенка - в основном, из Башкирии - летели на отдых в Барселону . Путевки выделили победителям олимпиад по линии ЮНЕСКО как поощрение за хорошую учебу. Группа опоздала на рейс и вынуждена была почти сутки ждать в Москве , пока республиканские власти не договорились о выделении им нового самолета – ТУ-154. И еще одно роковое событие: в ночь с 1 на 2 июля 2002 года авиадиспетчер швейцарской компании «Скайгайд» Петер Нильсен остался на дежурстве один. Его коллега в нарушение всех правил решил вздремнуть на рабочем месте. Петер заметил, что маршруты двух самолетов пересекаются за минуту до ЧП, лихорадочно отдавал команды пилотам, но изменить траектории самолетов не успели. «ТУ-154» столкнулся с почтовым лайнером: погибли 73 человека, 52 - дети.

«ВСЕХ ДОЛЖНЫ ПОСАДИТЬ РЕАЛЬНО, А НЕ УСЛОВНО»

Родные детей, погибших над Боденским озером, объединились в общественную организацию - «Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002» . Зульфат Хамматов, ее председатель, потерял 11-летнего сына Артура. Все, что осталось в память о нем, – чудом уцелевшие после падения с 12 тысяч метров кассетный плеер и загранпаспорт.

Зульфат ездит на место трагедии в германский город Юберлинген каждый год. В этом году полетит с детьми. Тимуру - 13 лет, Искандеру - 9. Они сами попросили показать им место, где погиб их брат. Сейчас там растет еловая аллея из Башкирии.

Привозили десятисантиметровые саженцы, а вымахали огромные деревья, - говорит Зульфат. - Даже не верится, что 15 лет прошло. Сейчас бы и Артурка наш уже вырос настоящим мужчиной…

За эти годы прошло огромное количество судов и в Германии , где случилась трагедия, и в Швейцарии , в которой базируется «Скайгайд», и в Испании – пункте назначения рейса № 2937. Родители погибших получили компенсации – по 30-36 тысяч швейцарских франков (около 1 миллиона рублей по курсу 2010 года - Ред). Помимо иска к «Скайгайд», родственники предъявили претензии двум американским компаниям: они отвечали за автоматизированную систему безопасности самолетов «TСAS», которая должна была сработать при опасном сближении или неправильном сигнале диспетчера. Тяжбы идут до сих пор.

Семь лет назад суд постановил, что большинство истцов находится в благоприятной финансовой ситуации и им не потребуется поддержка со стороны детей. Это просто кощунство, - возмущается Зульфат. - Но самое неприятное, что «Скайгайд» до сих пор не признает новое решение суда, которое вынес Верховный суд Испании: на 50 процентов виноваты производители системы безопасности и в той же мере – «Скайгайд». Здесь уже дело не в компенсациях, речь идет о комплексной проблеме. Эти компании должны серьезно оштрафовать, виновных посадить в тюрьму реально – всем ведь дали условные сроки! В прошлом году я встречался с гендиректором «Скайгайда», мы беседовали более пяти часов, оставили им свой вариант судебного решения, но ответа так и не последовало. На этот раз мы собираемся снова идти в офис и требовать ответа.

«БОЛЬ НЕ УШЛА»

Уфимский строитель Владимир Савчук потерял в катастрофе жену Ирину и двоих детей: дочери было 15, сыну - 13. Владимир смог начать жизнь заново, в доме снова зазвенел детский смех. Дочку и сына он назвал так же, как и погибших детей, – Вероника и Владислав.

Я не лишился детей, они со мной и сегодня. Вспоминать эти события не хочу, простите меня. Не могу до сих пор говорить об этом, - только и смог вымолвить Владимир на наши расспросы.

Осетинский архитектор Виталий Калоев , у которого в катастрофе погибли жена Светлана, 10-летний сын Костя и 4-летняя дочка Диана, все эти годы не общается с журналистами на тему трагедии и просит его об этом не спрашивать. 10 лет назад он вернулся в Северную Осетию , отсидев 2 года в швейцарской тюрьме за убийство диспетчера Петера Нильсена . Как убивал, Калоев не помнил. На суде он заявил, что пришел домой к Нильсену, чтобы услышать от него извинения. Но диспетчер ударил Калоева по протянутой руке с фотографией жены и детей, за что и был зарезан кухонным ножом.


Как пишет в своей книге «Столкновение» Ксения Каспари, Калоеву до сих пор снится его маленькая дочь Диана, тело которой он сам нашел в трех километрах от катастрофы. Во время падения она кричит: «Папочка-а-а-а-а!». Всегда, когда этот сон возвращается, Виталий Калоев идет на кладбище и долго сидит перед могилой своих родных, обнимая холодный камень. До сих пор с ним всегда в нагрудном кармане клочок волос Дианы и несколько жемчужин с ее бус, которые он нашел рядом с телом девочки. В книге Калоев впервые отвечает на вопрос, раскаивается ли он в убийстве Нильсена.

Мне жалко его детей. Но, может, и лучше, что они остались без отца, чем расти с таким человеком, - говорит он.

После возвращения в Россию Виталий Калоев долго жил один в доме, откуда уехала в аэропорт вся его семья, поддерживая в комнате жены и детей тот же порядок, что и в последний день. Но пару лет назад Виталий Калоев снова обзавелся семьей, однако подробности своей личной жизни он держит от всех в тайне. На вопрос журналиста «КП », прошла ли боль утраты, Виталий Константинович ответил коротко:

Нет, не прошла.

НА КОМПЕНСАЦИЮ ПОСТРОИЛ МЕЧЕТЬ

На компенсацию от авиакомпании Юнир Валеев построил мечеть в родном селе Зилаир и назвал ее в честь погибшего сына - «Венер». За 250 лет существования этого башкирского села, мечеть – первая.

24 июня нашему Венеру исполнилось бы 30 лет. В этот день в мечети собрались все его одноклассники, наши родственники, - рассказывает Юнир, бывший глава Зилаирского района Башкирии. - Этот день - еще и годовщина открытия мечети: 14 лет назад мы ее построили. На куполе изображен их четырехчасовой перелет. В одной стороне светло, в другой – темные тучи – это горе идет в нашу сторону, злые ветры идут. Люстру делали под заказ, на ней – 15 зеленых лампочек – это жизнь сына на этом свете. А вокруг много других светлых лампочек – это Венер в раю.

Семья Валеевых также собирается посетить место крушения самолета в этом году:

Мы с женой летим в Германию, но внуки уже просят: «Деда, приезжай быстрее!». А я ведь еще даже не уехал, - улыбается мужчина. - Три внука, две внучки – есть чем нам, пенсионерам, заниматься. Старшая внучка получила аттестат, мечтает на юрфак поступить, а старший внук в этом году только в первый класс пойдет.

После поездки в Германию все родители погибших поедут на Южное кладбище в Уфе . И пилоты, и пассажиры злополучного рейса покоятся там: слева похоронены мусульмане, справа – христиане, а сам погост напоминает самолет. На обратной стороне могильных плит, черных, как та самая ночь с 1 на 2 июля 2002 года, - детские или родительские стихи. Одно из них оказалось пророческим. Эти строки написала 15-летняя Лена Нелюбина незадолго до рокового полета:

Вернуть невозможно, забыть нельзя,

Железом высечены на карте слова.

И, кажется, слышно, как рыдает безутешно мать,

Оплакивая сына, которого уже не обнять…

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в небе над Боденским озером в Германии произошла одна из самых крупных авиационных катастроф в истории человечества, унесшая жизни 71 человека, включая и 52 ребенка.

1 июля 2002 года из Москвы в Барселону вылетел самолет Ту-154 Башкирских авиалиний. На борту самолета помимо 12 членов экипажа, находились 57 пассажиров, 52 из которых были детьми. Большинство детей летели на отдых в Испанию за счет республиканского бюджета Башкортостана. Поездка была организована в качестве поощрения для лучших учеников и победителей ученических олимпиад.

Второй рейс, Boeing 757, грузовик компании DHL, летел из Бахрейна в Брюсель. На его борту находились лишь два члена экипажа.

Столкновение

Так случилось, что авиаперелетами в том месте занималась частная швейцарская компания Skyguide, диспетчерский центр которой располагался в Цюрихе. Хотя в ту ночь дежурили два диспетчера, незадолго до аварии один из низ удалился на перерыв. На дежурстве остался лишь один диспетчер, Петер Нильсен, а также его ассистентка. Вдвоем они были вынуждены работать сразу с двумя терминалами.

По каким-то причинам часть оборудования в диспетчерской была отключена, поэтому Нильсен слишком поздно заметил два самолета в опасной близости друг к другу и, видимо, поддался панике. До предполагаемого столкновения оставалось менее минуты, и диспетчер срочно дал команду экипажу Ту-154 начинать снижение.

Российские пилоты к тому времени и сами заметили второй самолет и приступили к маневру сразу после поступления соответствующей команды. Вместе с тем, система опасных сближений одновременно начала сообщать экипажу о необходимости, наоборот, набирать высоту.

Диспетчер еще раз дезинформировал пилотов, сказав, что второй самолет находится не слева, а справа от российского борта. Не имея никаких причин сомневаться в правдивости слов диспетчера, экипаж Ту-154 решил, что речь идет о третьем самолете, невидимом на их экранах, и продолжал выполнять инструкции диспетчера, игнорируя сообщения системы опасных сближений.

Несогласованность

В то же время, аналогичная система на грузовом борту порекомендовала экипажу снижать высоту, что они незамедлительно и стали делать, сообщив об этом диспетчеру. Поскольку два самолета одновременно вышли на связь с диспетчером, последний не смог получить оба сообщения и так и не узнал, что и второй самолет тоже снижается.

Буквально за считанные секунды до столкновения пилоты самолетов поняли, что крушения не избежать, и отклонили штурвалы до предела. Этого оказалось уже недостаточно, и самолеты столкнулись практически под прямым углом.

При столкновении хвостовой стабилизатор Боинга разломил фюзеляж Ту на две части. В падении российский самолет разломился еще на четыре части, все они упали в районе Юберлингена. Боинг, потерявший стабилизатор, вошел в пике, потом на высоте около 500 метров потерял правый двигатель и также разбился. Ни один из пассажиров или членов экипажа обоих самолетов не выжил.

Последствия катастрофы

Официальными причинами катастрофы названы игнорирование экипажа Ту-154 рекомендации системы TCAS, а также запоздалая инструкция диспетчера. Кроме того, были указаны и ошибки в работе компании Skyguide - в частности, тот факт, что каждую ночь только один диспетчер следил за полетами, в то время, как второй отдыхал.

24 февраля 2004-го, через полтора года после трагедии, россиянин Виталий Калоев, потерявший в той катастрофе жену, сына и дочь, убил авиадиспетчера Петера Нильсена на пороге его собственного дома в Швейцарии. У Петера Нильсена сиротами остались трое детей, а Калоева на следующий день арестовала швейцарская полиция.

В 2005 году суд приговорил Виталия Калоева к 8 годам тюремного заключения, но уже в ноябре 2007-го тот был досрочно освобожден и в 2008 году стал заместителем министра строительства и архитектуры Северной Осетии.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед.

В августе 2016-го в Альпах разбился истребитель швейцарских ВВС. Англоязычная Wikipedia пишет, что причиной катастрофы стало не соответствующее нормативам оборудование аэродрома воздушной базы в Майрингене, входящего в юрисдикцию «Скайгайд».

Сарик Андреасян)

  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф


  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх