Апостол андрей первозванный. Святой апостол андрей первозванный

13 декабря Церковь совершает память апостола Андрея. Он стал первым из призванных учеников Христа, в связи с чем его именуют Первозванным.Апостол Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13).

Собор двенадцати апостолов. Византийская икона XIV века в собрании ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Происходивший, как и апостол Филипп, из Вифсаиды (Ин. 1, 44), Андрей Первозванный жил в Капернауме (Мк. 1, 29) в одном доме вместе с братом Симоном Петром (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). Отца Петра и Андрея Первозванного звали Иона (Мф. 16, 17; Ин. 1, 42) (некоторые древние рукописи Евангелия от Иоанна предлагают иной вариант его имени - Иоанн).

Апостол Петр и Апостол Андрей. Современная икона. Архимандрит Зинон (Теодор).

Согласно Евангелию от Иоанна, Андрей Первозванный был одним из тех 2 учеников св. Иоанна Предтечи, которые после свидетельства последнего о Христе в Вифании последовали за Спасителем (Ин. 1, 35–40). Став первым учеником Христа (отсюда его традиционное прозвание - Первозванный) и проведя с Ним день, Андрей Первозванный затем привел к Нему брата (Ин. 1, 41–42).

Современная икона. Выполнена в иконописной мастерской Екатерины Ильинской. Москва.

Андрей приводит Симона к Иисусу (Ин. 1, 40-42); Болгария. Тырново; XIV в.; памятник: Четвероевангелие царя Иоанна Александра, 1356г.

Согласно евангелистам Матфею и Марку, Андрей Первозванный и Петр занимались рыбной ловлей, во время которой они вместе с Иаковом и Иоанном были призваны Спасителем на берегу Геннисаретского озера (Мф. 4, 18; Мк. 1, 16). При согласовании данного сообщения с Евангелием от Иоанна это призвание обычно считается 2-м, пр оисшедшим после возвращения Иисуса из пустыни.

Призвание Симона и Андрея. Мозаика церкви Аполлинария Нового. Равенна. VI век.

В дальнейшем в Новом Завете об Андрее Первозванном сообщается эпизодически. Он упоминается среди 12 учеников Христа, где занимает 2-е, после апостола Петра (Мф. 10, 2; Лк. 6, 14), или 4-е, после Петра, Иакова и Иоанна (Мк. 3, 18), место. Вместе со своим земляком апостолом Филиппом, Андрей Первозванный, возможно, занимал какое-то особое место в общине апостолов: при чудесном насыщении 5 тыс. чел. именно он сообщает Иисусу об имеющихся 5 хлебах и 2 рыбах (Ин. 6, 8-9), а в истории с эллинами, пришедшими в Иерусалим на Пасху, Филипп, к которому они вначале обратились, передал их просьбу Андрею Первозванному, и уже вместе они пошли к Иисусу (Ин. 12, 21–22).

Апостол Андрей Первозванный. Фрагмент иконы «Собор двенадцати апостолов».

Андрей Первозванный вместе с 3 избранными учениками Христа, Петром, Иаковом и Иоанном, был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (Мк. 13, 3).

Апостол Андрей Первозванный. Греческая фреска, о. Кипр, XI в.

В числе 12 учеников Андрей Первозванный присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа апостолам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (Деян. 1, 13). Последнее, что известно об Андрее Первозванном из Нового Завета,- это его участие вместе со всеми в выборе 12-го апостола вместо Иуды Искариота и присутствие при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (Деян. 2, 1).

Моление о Чаше. Миниатюра рукописи Дионисиу. Афон. Конец XI в.

Тайная Вечеря. Из праздничного чина. Мастерская Андрея Рублева. Москва, XV в.

Уверение ап. Фомы. Дионисий. Из Павлова-Обнорского монастыря, 1500 г. Русский музей.

Вознесение Христово. Икона из праздничного ряда иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Конец XV века

Пятидесятница. Мозаичный свод. Фрагмент. Осиос Лукас, Греция. XII век

Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза). Греция. Крит; XV в.;

«Повесть временных лет» говорит о посещении Андреем Первозванным земель, на которых впоследствии возник Киев, прослеживается путь апостола до Новгорода и до северных русских земель.

Ап. Андрей благословляет киевские горы. Водружение креста на месте основания города. Миниатюра Радзивиловской летописи. Кон. XV в.

Также об апостоле Андрее рассказывают 2 апокрифические книги – «Деяния апостола Андрея» и «Деяния апостолов Андрея и Матфия в городе людоедов». Церковная история Евсевия Кессарийского в 1 главе описывает где проповедовал каждый из апостолов. Согласно ей, апостолу Андрею по жребию выпала Скифия. Однако, все сведения, которые существуют в настоящее время, не позволяют говорить о том, что апостол Андрей был в Киеве и Новгороде. Но важный является то, что Русь – жребий апостола Андрея и он, несомненно, является ее покровителем.

Святой апостол Андрей прошел Малую Азию, Фракию, Македонию. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Св. ап. Андрей Первозванный; XVII в.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат – он приказал распять апостола. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. По преданию, крест на котором был распят апостол, имел Х – образную форму.

Распятие апостола Андрея. Мозаика. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах. XX в.

Часть креста Святого апостола Андрея Первозванного.

Именно поэтому апостол на иконах часто изображается на фоне косого креста.

Апостол Андрей. Современная икона.

Распятие апостола Андрея — миниатюра из Минология Василия II. Ватикан. Начало XI в. изображает апостола Андрея распятого на прямом кресте.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного. Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах.

Имя апостола Андрея Первозванного проходит через всю русскую историю, связуя эпохи и человеческие судьбы. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый российский орден, который был высшей государственной наградой. В 1998 году орден святого Андрея Первозванного был восстановлен как высшая государственная награда новой России. С петровских времен стягом русского флота стал Андреевский флаг. Царь собственноручно определил, как он будет выглядеть: «Флаг белый, через который синий крест святого Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».

Андреевский флаг.

Иконография.

(Ирина Шалина. Образ Андрея Первозванного в византийской и древнерусской иконографии)

Сложение иконографии апостола Андрея относится к очень раннему времени, о чем свидетельствуют фрески катакомб в Кармузе (Египет), датируемые IV–VI веками; диптих слоновой кости 450–460 гг. (Музей Виктории и Альберта, Лондон) и христианские ампулы.

Диптих. Слоновая кость.

Особый импульс появлению новых изображений святого придало перенесение его мощей из места мученической кончины в Патрах (Греция) – в Константинополь. В 357 г. по поручению императора Констанция II останки Андрея (за исключением честной главы) были перенесены военачальником (впоследствии мучеником) Артемием в столицу и помещены в основание храма свв. апостолов.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Ап. Андрей. Современная перегородчатая эмаль. Грузия.

Интерес к иконографии Андрея Первозванного должен был усилиться и после событий VI века, когда при императоре Юстиниане I обретенные при разборке ветхого храма мощи свв. апостолов Андрея, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм свв. апостолов и погребены под престолом. «Преложение мощей апостолов» – как особый праздник – был занесен в греческий синаксарь под 20 июня. Редчайшим и древнейшим примером отражения этих событий является миниатюра на папирусном листе утраченной хроники IV или V века, где было описано и, соответственно, проиллюстрировано перенесение реликвий апостолов Луки и Андрея в Константинополь. Композиция представляет собой наиболее лаконичный вариант такой иконографии, которая позже станет традиционной для сцен перенесения мощей святых: две фигуры юношей, держащих реликвии, приближаются к городским стенам столицы.

Андрей Первозванный, апостол; Византия. Греция. Македония; XIV в.

По свидетельству Епифания Монаха, составившего между 815 и 843 годами одно из агиографических описаний жизни святого, в это время существовали древние и даже чудотворные образы апостола Андрея: один из них, написанный на мраморе, находился в часовне в Синопе, другой – над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополе. Тот же автор оставил яркое описание внешности первого ученика Христа, который «был высок, носат, броваст, немного сгорблен».

Ап. Андрей.

Действительно облик Андрея, облаченного в традиционный апостольский хитон с клавом и гиматием, уже в самых ранних памятниках выделяется среди других апостолов ярко выраженными индивидуальными особенностями. Можно даже сказать, что Андрей, наряду с Петром и Павлом, получил самый яркий и запоминающийся образ, наиболее эмоционально выраженный характер. Подобно ветхозаветному пророку, он часто изображается крайне экспрессивным, патетически взволнованным, с растрепанными или развевающимися белыми волосами, что в целом вообще нехарактерно для иконописной традиции.

Такой образ нередко встречается даже в официальных памятниках раннехристианского искусства в Равенне: купольной мозаике Баптистерия православных (сер. V в.), или в оратории Архиепископской капеллы (494–519).

Апостолы Петр, Андрей и Иаков Заведеев (общий вид); Италия. Равенна; V в.;

Ап. Андрей. Мозаика оратория Архиепископской капеллы. Равенна. 494–519 гг.

В апсиде кафоликона монастыря вмч. Екатерины на Синае (550–565) Андрей представлен на самом почетном месте, в паре с апостолом Павлом, и отличается задумчиво-сосредоточенным выражением лика. Иконография апостола с Евангелием в руках известна также по фрескам апсид капеллы в Бауите (Египет, VI в.) и церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707) и некоторым другим памятникам.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг.

Апостол Андрей. Мозаика из церкви Сан-Витале, Равенна. VI в.

Ап. Андрей. Фреска церкви Санта Мария Антиква в Риме (705–707)

Выделение образа апостола Андрея в иконографических программах монументальных циклов становится особенно заметным в константинопольских памятниках начиная с IX века. Петр и Андрей, как родные братья и одновременно наиболее близкие Христу ученики – один первоверховный, другой – первозванный, изображены рядом друг с другом на мозаике у входа в помещение над юго-западным вестибюлем Софии Константинопольской (ок. 870), предназначенное для пребывания там патриарха. Самое почетное место отведено этим апостолам в сцене «Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883). В отдельно стоящей фигуре Андрея часто подчеркиваются атрибуты его проповедничества или миссионерства: так в мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-х годов XII века апостол Андрей изображен со свитком в руке, а на мозаике апсиды церкви Санта Мария Ассунта в Торчелло (Италия), около 1130 г., – с крестом на длинном древке.

«Сошествие Святого Духа» в иллюстрациях рукописи гомилий Григория Назианзина (ок. 880–883)

Ап. Андрей. Мозаика базилики Марторана в Палермо 40-50-е гг. XII в.

Апп.Иоанн и Андрей. Монастырь Хосиос Лукас, Фокида. XII в. Нартекс храма.

Апп. Андрей и Лука. Конец XI - начало XII вв. Церковь св. Георгия (Ротонда), Салоники, Греция

Ап. Андрей. Мозаика ц. св. Феодора в Сере (Греция). Нач. XII в.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. Сицилия. 1148.

Акцент на его изображении в славянских странах понятен, поскольку уделом апостольской миссии Андрея была, как известно, Скифия, под которой в то время понимали все славянское содружество. Между тем иконографическое выделение его в искусстве этих стран происходит лишь начиная с середины XII. В церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1294–1295) прямо перед апсидой изображены Петр, поддерживающий на плечах модель церкви, и Андрей с кресчатым жезлом.

В Македонии на протяжении второй половины XII и XIII веков мы находим четыре примера редкой сцены Целования апостолов, которая нарушает традиционную схему композиции Причащения апостолов. В церкви св. Пантелеимона в Нерези, расписанной в 1164 г. по заказу императора Алексея Комнина, обращенные друг к другу Андрей и Лука совершают аспасмос, литургический поцелуй, имеющий место в богослужении перед принятием клиром причастия. Сходный пример находим в церкви св. Иоанна Богослова в Веррии первой половины XIII века. Согласно ранней традиции, этот сюжет известен как прерогатива апостолов Петра и Павла. Изменение ее в сербских и македонских памятниках в пользу Андрея заставляет рассматривать сцену установления в церкви ее главного таинства как непосредственно связанную с личностью миссионера славян.

В те же годы образ апостола Андрея заметно выделяется в живописи Сербии. Так, в Сопочанах он занимает первостепенное место среди апостолов в сценах «Отослание на проповедь», «Сошествие Св. Духа», «Уверение Формы» и «Причащения апостолов», то есть в композициях, иллюстрирующих акт основания Христовой Церкви на земле. Особая роль апостола Андрея во фресках Сопочан, созданных накануне Лионской унии (1272–1274), когда византийский император серьезно угрожал автокефалии Сербской церкви, была связана с идеей защиты ее самостоятельности.

Фрески церкви Святой Троицы. Монастырь Сопочаны. Сербия.

Гораздо раньше, чем в других славянских странах, отмеченная черта появляется на Руси, принявшей христианство непосредственно из рук Константинополя. Закономерно, что древнерусская иконография уделяет пристальное внимание апостолу Андрею, а сам его образ занимает важнейшее место среди учеников Христа. И в первую очередь, это вновь касается сюжетов, связанных с актом основания на земле Церкви Христовой и апостольской проповеди Слова Божьего.

Фигура апостола Андрея заметно выделяется уже в самых ранних русских памятниках. В мозаиках центральной апсиды Софийского собора в Киеве (1046), главного кафедрального храма новокрещеной Руси, важнейшее место занимает сцена причащения апостолов, которая представляла собой не просто историческую иллюстрацию евангельского рассказа о Тайной Вечере, а символическую композицию, акцентирующую таинство Евхаристии и установление Церкви на земле.

Ап. Андрей. Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в.

Сцена размещена в центральной апсиде храма прямо над алтарем, где во время Литургии находятся Святые Дары. К стоящему перед престолом Христу-священнику, изображенному дважды: с одной стороны держащему просфору, а с другой – потир с вином, размеренным шагом, величаво и торжественно подходят его ученики для причастия.

Мозаика апсиды собора Св. Софии в Киеве. Фрагмент композиции «Евхаристия». 1-я пол. XI в

Возглавляют шествие Петр и Павел (справа), за ними попарно изображены четыре евангелиста, прямо вослед которым ступает апостол Андрей. Пышная прическа из голубовато-седых взлохмаченных волос позволяет сразу вычленить его среди других учеников Христа. По сравнению с застылыми участниками таинства, его энергичная поступь, сосредоточенный и чуть экзальтированный образ передает душевное волнение апостола. Он чутко улавливает и постигает мистическую значимость происходящего действа. Большие распахнутые глаза, открытый доверчивый лик наделяют образ характером непосредственного свидетеля чуда, живого участника таинства. Широкое распространение в Византии и на Руси сцены «Причащение апостолов» было, по-видимому, усилено событиями схизмы 1054 г. В этой связи выступление двух верховных апостолов Петра и Павла впереди процессии и следующих за ними апостолов, авторов Священного Евангелия, носило программный характер. Выступающий прямо за евангелистами Андрей, тем самым рассматривается как миссионер, распространитель евангельского слова, и появление его в древнерусских памятниках на этом месте стоит рассматривать как особую местную традицию.

В составе той же композиции образ Андрея встречается в другом киевском памятнике – в мозаиках Михайло-Златоверхого собора (1112). Украшающая центральную апсиду собора мозаика в основном повторяла схему Киевской Софии. В этом княжеском монастырском соборе, усыпальнице князя Святополка, как и в кафедральном соборе Софии, второй регистр апсиды занимала сцена «Причащение апостолов».

Фрагмент мозаичного изображения апсиды Михайловского Златоверхого собора. Евхаристия. XII в.

В той же последовательности изображены здесь и сами апостолы, приступающие к причастию. Андрей шествует вослед Павлу, евангелистам Матфею и Марку. И здесь его образ даже среди столь индивидуализированных фигур апостолов заметно выделяется необычной позой и внутренней сосредоточенностью. Правая рука приложена к груди (знак принятия и благодарения), а левая оставлена в положении деисусного предстояния – жест Андрея показывает глубочайшее смирение и готовность, постижение и переживание таинства, приобщение чуду. Кажется, что древнерусский тип изображения Андрея более чем где бы то ни было уподобляет его образ ветхозаветному пророку, а его экзальтированное состояние – пророческому видению. Эта до сих пор не отмеченная особенность в изображении апостола, на наш взгляд, отражает неоднозначный и весьма необычный характер восприятия святого на Руси.

В древнерусской исторической литературе мы встречаем принципиально иную, чем в Византии картину. Если там идеологическая значимость почитания Андрея была уделом неофициальной апокрифической литературы, то на Руси уже в XI веке ей противостоит богатая летописная и литературная традиция «Хождения Андрея», получившая развитие не только в апокрифах, но в чтениях Пролога – краткого и официального ежедневного церковного чтения. Эти чтения, как и ежегодные церковные службы апостолу Андрею 30 ноября, засвидетельствованы в русской рукописной традиции не позже конца XI века. Начало официальной летописной традиции почитания Андрея как апостольского проповедника Руси положило включение в состав Повести временных лет рассказа о посещении Андреем русских пределов. Характерно, что летопись не говорит ни о проповеди Андрея, ни о крещении им русских, она отмечает лишь, что апостол, стоя на высоком берегу Днепра, благословил горы и предрек, что на «на сих горах воссияет благодать Божия, будет град великий» и воздвигнуться по Божественной воле многие святые церкви. В соответствии с ветхозаветными пророчествами он предвозвещает будущую благодать. Как кажется, именно этим характером появления Андрея на Руси, не его апостольской миссией, но скорее миссией пророка, предопределилось отношение к святому, как к тому, кому было дано увидеть будущее России. Начало пророческой миссии русского православия заложено в этих кратких летописных словах и в самом образе Андрея Первозванного.

Официальное отношение к идее о посещении Андреем русских земель и Киева отразилось в изображении этого события в одной из миниатюр Радзивиловской летописи конца XV века. Композиция с изображенным дважды Андреем, водружающим на горе крест и благословляющим место будущего Киева, сопровождает соответственный летописный текст. Он дословно передает сказание Повести временных лет о посещении апостолом русских пределов – «Словом о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь». Примечательно, что иконография повторяет известную композиционную схему икон Воздвижения Креста, с иерусалимским патриархом Макарием, воздвигающим или демонстрирующим народу Голгофскую святыню, обнаруженную, согласно преданию, царицей Еленой в 326 г. на месте Распятия Христа. Даже фигура копающего мальчика в коротком красном платье дословно цитирует тот извод сцены чуда обретения Креста. Особенно близка она самому раннему изображению этого эпизода, известному по ростовской иконе «Воздвижения» из погоста Лядины первой трети XVI в., где представлена редкая подробность – Иуда выкапывает из Голгофской расщелины крестное древо. Вряд ли можно считать случайным тот факт, что на месте легендарного стояния апостола Андрея на Киевских горах была поставлена церковь Воздвижения Креста Господня. А уже в XIX веке во время предпринятых археологических раскопок под ее основанием были обнаружены два деревянных древка, признанных за остатки креста, некогда водруженного Андреем.

Во второй половине XI века предание о хождении апостола Андрея, безусловно связанное в Киеве с утверждением культа святого на древнерусской почве, было закреплено официальной княжеской властью, что снова отличает ситуацию на Руси от византийской. Особое почитание апостола Андрея и его «Хождение на Русь» получает в семье киевских князей Мономаховичей, при них происходит активное строительство храмов и составляется церковная служба в честь святого. Родившийся в 1030 г. сын Ярослава Мудрого Всеволод наречен в крещении Андреем, что отразило уже существовавшую религиозную ориентацию на апостола, подобно тому, как среди византийских императоров не случайно было имя Константин, напоминавшее о первом христианском императоре, равноапостольном Константине Великом. В дальнейшем в семье Мономаховичей один за другим появляются князья с именем Андрей. И соответственно изображение апостола распространяется на великокняжеских печатях-моливдовулах, которыми русские князья скрепляли свои важнейшие документы. На нескольких таких печатях, обнаруженных в Киеве или прикиевских землях, на лицевой стороне представлено поясное изображение апостола Андрея, облаченного в апостольские одежды с жезлом в руке, древко которого завершается небольшим крестом. При этом упомянутое на их оборотной стороне имя апостола Андрея, как святого патрона владельца печати, хотя и связывалось с конкретным носителем из семьи Мономаховичей, помещается все же на символе государственной княжеской власти. Сопровождающие печати надписи «архонт великой Руси» свидетельствуют о церковно-политической значимости образа Андрея, который воспринимался не только как личный покровитель князя, но как могущественный патрон русских князей вообще.

В 1086 г. сын Ярослава Мудрого, строителя Софийского собора в Киеве, основывает Андреевский монастырь в Киеве, а в конце того же столетия – храм в Новгороде. В 1089 г. переяславский митрополит Ефрем освящает построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного. Для всех этих несохранившихся храмов должны были создаваться большие местные иконы с образом апостола, а фресковые росписи, украшавшие стены этих храмов, наверняка содержали подробные циклы его жития и деяний.

Экклезиологическая роль апостола Андрея подчеркивалась в древнейшей иконе Киево-Печерского монастыря «Успение Богоматери», написанной около 1073 г. Образ не сохранился и известен теперь лишь по копиям XVII века: наиболее известными иконными повторениями являются «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым, и образ Кирилла Уланова, 1702 г., с эмалевым окладом на полях (ГТГ). В ее композиции особо выделены четыре апостола: припавший к изголовью Богородицы Иоанн Богослов, апостол Петр с кадилом, обнимающий изножие ложа Павел и, наконец, патетически жестикулирующий Андрей.

Совершенно особенно решен облик апостола Андрея в росписях Дмитриевского собора во Владимире.

Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Яркая индивидуальность апостолов, сидящих на престоле в сцене Страшного суда с раскрытыми книгами Евангелия, пришедшими судить живых и мертвых.

Ап. Андрей. Фреска зап. стены Дмитриевского собора во Владимире. 1195 г.

Благородный удлиненный лик Андрея, исполненный греческой красоты, передает образ подчеркнуто интеллектуальный, благородный, возвышенно одухотворенный. Вдумчивый внимательный взгляд этого аристократически утонченного святого, его высокая духовная озаренность лишний раз доказывают, насколько по-разному могло воспринимать его византийское и древнерусское искусство.

Ап. Андрей Первозванный. Из деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире. 1408 г.

Интенсивное развитие преданий об апостоле Андрее приходится на Руси на эпоху сложения высокого русского иконостаса. Начиная с конца XIV и до второй половины XV века возникает большое число литературных вариантов легенды о хождении Андрея и посещении им русской земли. Постепенно складывается мысль об апостоле как небесном ходатае и защитнике, предстателе за русский народ перед высшим Божественным престолом. Особенно эти идеи были актуальны в эпоху ожидания Страшного суда, второго Христова пришествия на землю, когда просьба о защите и ходатайстве перед Вседержителем приобрела особый смысл. Деисусный чин включал все чины святости, расположенные в строгой иерархической последовательности, и тем самым выражал идею молитвенного предстояния Вселенской церкви за весь мир, за все человечество. Однако каждая автокефальная церковь стремилась обрести в этом чине своего ходатая – просветителя, крестителя, основателя церкви. Включение в русский деисусный чин в больших кафедральных соборах и малых монастырских церквах образа апостола Андрея как молитвенника, в начале XV века, кажется программным.

Впервые его образ встречается в иконостасе 1408 г. Успенского собора Владимира, созданном Андреем Рублевым и его учениками. Примечательно, что в деисусном шествии он составляет пару с Иоанном Богословом, тайнозрителем Царства Небесного, автором Апокалипсиса и выступает вслед за апостолом Павлом.

Икона плохо сохранилась, но все же очевидно существенное изменение облика апостола Андрея, происшедшее за истекшие столетия. Ни следа не осталось от экспрессивных черт пророка-боговидца. Духовный мир апостола Андрея, созданный Андреем Рублевым, эпически сосредоточен, благостен, полон гармонии, внутреннего достоинства и благородства. Святого отличает чувство ученической верности, братской любви, покоя.

Ап. Андрей Первозванный. Деисусный чин. Ростов. XV в.

Те же пары – Петр и Павел, Иоанн Богослов и Андрей вошли в деисусный чин других иконостасов. Его образ сохранился среди икон Ферапонтова монастыря, созданного прославленным Дионисием и его учениками в 1490 г., в деисусном чине Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, написанного в 1497 г. Разрозненные чиновые иконы конца XV–XVI веков сохранились в разных собраниях России, например в музее Ростова Великого, где апостол изображен со свитком, как проповедник.

Большой интерес представляет сложение на Руси особого деисусного чина, состоящего из тринадцати икон: Спаса Вседержителя и двенадцати апостолов, получившего название «апостольского чина». Неотъемлемой частью его было и изображение апостола Андрея. Самым ранним примером является чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов. Апостол Андрей как обычно – в паре с евангелистом и любимым учеником Христа Иоанном Богословом.

Апп. Иоанн и Андрей. Апостольский деисусный чин из церкви Успения с Пароменья во Пскове, 1444–1445 годов.

В некоторых случаях святой изображался не с традиционным свитком в руках, а с книгой. На такие образы оказали воздействие развивающаяся во второй половине XV века литературная традиция легенды о хождении Андрея, появление различных вариантов этого текста, увеличивается и число апокрифических сочинений о проповеди Андреем Слова Божьего в различных славянских и греческих странах, где все чаще звучит мысль об учительной роли апостола на Руси.

К середине – концу XV столетия фигура апостола Андрея выделяется в сценах двунадесятых праздников, особенно в тех, где речь идет об установлении таинств и создания церкви на земле. Чудо воскресения Христа, в котором необходимо было удостовериться Фоме, прекрасный одухотворенный образ Андрея постигает действительно как чудо, бережно передавая его своим собратьям.

Уверение Фомы. Икона – таблетка. XV в.

Незначительная иконографическая деталь на маленькой иконе-таблетке, середины XV века, которую в праздник Фомина воскресения клали на аналой для целования и поклонения, позволяет мастеру незаметно, но очень ясно показать свое отношение к личности апостола. Свиток в руках Христа, написан так, что создается ощущение передачи его Андрею, который словно демонстрирует другим апостолам свое преимущественное право стоять рядом с воскресшим Спасителем, получая из Его рук благодать священства и учительства.

Монументален и величествен его образ на иконах Кирилловского иконостаса 1497 г., «Омовение ног» и «Тайная вечеря», где возвышенно-проникновенный лик Андрея хорошо читается на фоне архитектурной стены.

Омовение ног. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Тайная вечеря. Праздничный чин иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год.

Особое место занимает святой и на новгородской миниатюре «Сошествие Святого Духа» в рукописи Апостольских чтений 1540-х годов из собрания РНБ. Символический образ Храма, созданного Словом Божьим, предстает пред нами как реальный план баптистерия, в центре которого изображен креститель Руси св. Владимир, окруженный стенами возводимой крещальни, тело которой представляют реальные тела апостолов. При этом прямо за спиной Владимира возвышаются фигуры верховных апостолов Петра и Павла, а справа, по его правую руку прямо над словами «Основание церкви Слова», написанными на стене баптистерия, представлен Андрей, читающий слово Божье. Идея Крещения Руси, проповеди Евангелия и создание Вселенской апостольской церкви соединены миниатюристом воедино.

Распространенность образа апостола Андрея в древнерусском искусстве определила достаточно устойчивый иконографический тип святого, описанного многими иконописными подлинниками. Согласно их составителям, Андрей должен был представляться седым, с раздвоенной и не очень длинной бородой, в желто-зеленых апостольских одеждах, со свитком в руках. Так, например, описывает его русский иконописный подлинник XVI века: «Святого славнаго и всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго, власы густы, аки Флоровы, брада подоле Богословли, седа, надвое мало, риза санкиръ з белилом, от пояса вохра з белилом, свиток держит, завит обеими руками, с левую руку ризы спахнуты, ноги босы» .

Минея — Ноябрь (фрагмент). Русь. Начало XVII в.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

Поскольку имя апостола было одним из популярных на Руси, особенно в княжеских и боярских семьях, нередки был случаи частных заказов на иконы, в которых апостол изображался как небесный патрон заказчика. Ярким примером такой иконографии является московская икона «Архангел Михаил и апостол Андрей Первозванный» (третья четверть XVI в.) из музея Троице-Сергиевой лавры.

Арх. Михаил и ап. Андрей. XVI в.

В данном случае идея предстояния небесного покровителя за некоего Андрея усиливается введением фигуры архангела Михаила, водителя человеческой души по загробному миру. Монументальный стиль памятника свидетельствует о времени его создания в эпоху Ивана Грозного, когда первый венчанный царь всея Руси вновь обращается к идее апостольского происхождения Русской церкви. Она усиливается благодаря падению Византии, наследницей которой считалась в это время Русская церковь, а Москва осознается как Новый Константинополь и Третий Рим. В 1580 г. иезуит Антонио Поссевино пытался убедить царя в необходимости унии Русской церкви с Римской. В споре с ним Иоанн Грозный, подчеркивая независимость Русской церкви, в отличие от греческой, принявшей унию, говорил, что «верит не в греков, а во Христа». Самостоятельность в церковных делах царь обосновывал апостольской традицией на Руси: «Мы уже с самого основания христианской Церкви приняли христианскую веру. Когда брат апостола Петра Андрей пришел в наши земли, затем отправился в Рим, а впоследствии, когда Владимир обратился к вере, религия была распространена еще шире. Поэтому мы в Московии получили христианскую веру в то же самое время, что и вы в Италии. И храним мы ее в чистоте <…>».

К типу небольших камерных икон, явно служивших предметом личного благочестия христианина, относится аналойный образ 1661 г. из Николо-Коряжемского монастыря на реке Вычегде, вложенный туда, согласно надписи на обороте доски, епископом Вятским и Великопермским Александром. Получивший в схиме имя Андрея Первозванного, владыка покинул кафедру и ушел на покой в родной Никольский Коряжемский монастырь, где в свое время принял постриг. Видимо, до вложения эта икона была келейным моленным образом новопостриженного Андрея.

Особенное распространение иконография апостола и сцен его страстей, мучения и распятия получает в XVII в., когда в Россию с Афона были доставлены частицы мощей святого. Для хранения реликвий создаются ковчеги-мощевики, а все выдающиеся иконописцы того времени считали за честь написать икону апостола со сценами его страданий и смерти.

Частицы мощей апостола Андрея Первозванного из Константинополя неоднократно привозились в Москву в дар русским самодержцам и святителям. В XVI–XVII вв. в числе привезенных святынь мощи Андрея упоминаются пять раз. Среди важнейших реликвий – правая рука святого, принесенная в дар и благословение царю Михаилу Федоровичу Константинопольским патриархом Парфением и Солунским архимандритом Галактионом в 1644 г.В серебряной раке, исполненной по царскому приказу Бориса Федоровича Годунова в 1603–1604 гг., хранится часть бедренной кости. Рака относится к типу закрытых реликвариев, повторяющих форму рак для целокупных мощей русских святых, изготовлявшихся в те годы в Москве и Новгороде. На крышке высоким рельефом отчеканен образ Андрея Первозванного, представленный, как и подобает для древнерусского надгробного портрета в фас, «аки жив », с открытыми глазами, но в образе прославленного святого – с нимбом и преображенным Святым Духом ликом. «Надгробный образ» Андрея повлиял на развитие его иконографии в русском искусстве XVII века, где отныне предпочитали такой торжественный репрезентативный образ святого, изображенного не в деисусном предстоянии, а фронтально. Именно таким предстает он на иконе написанной придворным художником Оружейной палаты Федором Зубовым в 1669 г. для Михайловского Чудова монастыря в Москве.

В это же время на ярославской иконе «Воскресение Христа» конца XVII века появляется дополнительный сюжет с явлением Христа на берегу Генисаретского озера и призванием апостолов. В миниатюрно исполненной сцене Христос показан идущим навстречу рыбарям, ловящим сетью рыбу. Петр выходит из воды навстречу Христу, а Андрей как кормчий держит весло в руках и слушает повеление Иисуса. Его образ составляет с кораблем-церковью, спасаемой в водах жизни гласом Христа, одно целое. Экклезиологическая роль апостола Андрея в истории России осознавало

Орден Св. ап. Андрея Первозванного

сь и тогда, когда страна, казалось бы, уже прощалась со своими вековыми устоями.

В 1698 г. царь Петр учреждает орден Андрея Первозванного. В знаке ордена, приобретшего свой статус в 1720 г., использовалась иконография кульминационной сцены страстных мучений апостола – его распятие на косом, так называемом андреевском кресте. С этого времени форма наложенного на двуглавого орла косого креста с изображением апостола Андрея стала восприниматься как государственная символика России.

Тема страстной смерти замученного и распятого в Патрах Андрея становится одной из самых популярных в эпоху XVII – начала XVIII веков, когда внимание к страстной тематике было вообще особенно острым. В это время в русском искусстве складывается новая иконография, получившая название «Апостольские деяния и страдания» или «Распятие Христа с апостольскими страстями». Наиболее ранним и ярким примером последнего извода служит образ письма «государева иконописца» Феодора Рожнова 1699 г. из церкви Двенадцати апостолов Московского Кремля. На иконе, написанной около 1717 г. для местного ряда иконостаса церкви Иоанна Предтечи в Рощенье в Вологде, по заказу местных купцов Ивана Смурова и Андрея Шапкина, рядом с величественной фигурой апостола Андрея, патрона одного из заказчиков, изображен целый цикл его деяний в нескольких ярусах. Он начинается с призвания братьев Петра и Андрея на апостольское служение, беседой их с Христом, затем, следуя евангельскому тексту, иллюстрируется эпизод предстояния Иисуса с Петром и Андреем перед Иоанном Предтечей. Далее изображается одно из прижизненных чудес Андрея – исцеление им царевой жены. После чего начинаются страсти апостола – влачение его по улицам города в стране антропофагов, где проповедовал Андрей и спасал своего собрата апостола Матфея, побиение его камнями, распятие на кресте.

Текст «Слова о Крещении русской земли святым апостолом Андреем, како приходил на Русь» свидетельствует также, что апостольская миссия привела Андрея в землю словен, где позднее возник Новгород. Там, в местечке Грузино, апостол якобы воздрузил и оставил свой жезл. Поэтому в новгородском искусстве, а позднее и в наследовавшей его культуре Петербурга его образ занимал столь заметное место. На иконе 1830-х годов (ГРМ) он изображен на фоне имения графа А. А. Аракчеева в селе Грузино как небесный предстатель и покровитель этого дома. Архитектурно-пейзажный фон средника является точным воспроизведением вида имения, каким оно известно по литографии, исполненной в 1833 г. по заказу Аракчеева в одной из петербургских типографских мастерских. Имя Андрей было семейным именем аракчеевых – его носили дед, отец и брат графа Алексея Андреевича. Идея, положенная в основу иконографии, глубоко традиционна и заставляет вспомнить многочисленные иконы русских святых, основателей монастырей, изображенных на фоне их обителей. Примечательно, что Андрей изображен предстоящим не Христу, а образу «Богоматери Знамения», чудотворной иконе и палладиуму Новгорода, поскольку Аракчеевское поместье Грузино принадлежало Новгородской епархии. Предстояние святыне древнего Новгорода усиливает идею покровительства апостола, чей крест, который он утвердил сначала на Киевских горах, а потом, согласно легенде, и в Новгороде, используется как художественный и символический мотив в памятнике Александру I, показанному перед Андреевской церковью в Грузино. Царственная эпоха освободителя Европы императора Александра смыкается с образом Андрея, пророчествовавшего о благодатном процветании будущего русского государства.

Поскольку Петр I считал Андрея своим небесным покровителем, его образ получает широкое распространение в иконописи Петербурга первой четверти XVIII века, причем фигура святого играет особую роль в имперских идеологемах новой столицы России. С основанием Петербурга меняется иконография апостола: в его облике начинают преобладать черты царственного величия, барочной парадности, официозности. На иконе из Эрмитажа, написанной в первой четверти XVIII века, апостол Андрей, подобно императорской особе, облокотившись на античную колонну с возложенной на ней книгой, показан на фоне классического портика смотрящим далеко вперед, словно провидящим будущее России. Он изображен в красном платье и зеленом плаще на фоне морского петербургского пейзажа с парусными кораблями, в мачтах которого варьируется тема креста. Вдали, на высокой горе, вновь появляется фигура апостола, держащего в руке, подобно царю Константину и крестителю Руси Владимиру огромный крест. Официальный образ апостола, проповедника, крестителя, пророка и небесного патрона русского самодержавного государства, получает здесь окончательный и зримый образ. Такой иконографии императоры Византии, которым так и не удалось сделать из Андрея своего официального патрона, конечно, знать не могли.

Современные иконы Апостола Андрея Первозванного:

Солдатов А.Н. (Иконописная школа при МДА, Сергиев Посад). 2002 год.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа преподавателя – Кусов И.А.


Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студентки 2 курса – Рыдиковой Марии.

Ап. Андрей. Иконописная школа при СПбДАиС. Работа студента 2 курса — Князева Глеба. http://www.patriarchia.ru

Апостол Андрей Первозванный - один из наиболее почитаемых православных святых.

Св. Андрей назван "первозванным" потому, что прежде других апостолов, первый из апостолов решился последовать за Христом.

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит “мужественный”.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым последовал за пророком, надеясь найти ответ на свои духовные вопросы. Многие думали, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь.

В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира”. Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” - “Пойдите и увидите”, - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию”. Так Петр присоединился к ученикам Христовым.Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию.

Братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков”. Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения.

После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. После смерти, воскрешения и вознесения Иисуса Христа, св. Андрей, приявши, вместе с прочими апостолами Св. Духа, отправился проповедовать слово Бoжиe, насаждать Христову веру.

Он по жребию получил в свой удел:

  • малоазиатскую область Вифинию, омываемую с севера Черным морем, а с запада Мраморным,
  • города, лежащие на юге Чернаго моря: Понтиский город Трапезунд, Вифинийский - Гераклию Понтийскую (ныне Пентераки), Пафлагонский - Амастр и другие.
  • в Европе - Вязанию и другие земли, омываемые Мраморным морем и Архипелагом, т. е. Фракию, Македонию (до реки Дуная и Чернаго моря), Фессалию, Элладу и Axaю.
Bсе эти города и страны св. Андрей довольно времени просвещал светом христианского учения. Проповедуя Христово имя, он перенес немало скорбей и страданий, которые переносил с радостью, будучи подкрепляем всесильною помощию Того, чье имя он проповедывал.

Больше всего св. Андрей претерпел мук в городе Синопе, лежащем на берегу Чернаго моря. Там нечестивые противники Христовой веры, распростерши его на земле, влачили за руки и ноги, били палками, бросали в него каменьями, вырывали зубы и пальцы; но святый мученик и проповедник, будучи осеняем благодатию Спаса и Учителя своего Иисуса Христа, несмотря на все эти страдания, оставался целым и невредимым.

Из Синопа св. Андрей направился в Неокесаpию Понтийскую и Сирийский город Самосамы, а за сим посетил Алапы, Авасги и Зикхи. Посетив посли этого страны Боспортскии, он, наконец, прибыл в Византию. Тут он первый проповедывал Христа; научив многих людей Христовой вере, он поставил в этой стране многих Иереев. Стахия же, о котором упоминает апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. XVI, 9), св. Андрей рукоположил во епископа.

После сего, продолжая свои труды в благовестии Слова Божия, св. Андрей обошел берега Черного моря, был в Скифии и Херсониде и, наконец, достигнув реки Днепра, пристал к горам Киевским.

Св. Андрей переночевал у подошвы их, а на другой день, обратясь к ученикам своим, сказал:

"Видите ли эти горы? Поверьте мне, на них воссияет благодать Божия, и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просвятить святым крещением все эти страны". Сказав это, св. Андрей взошел на горы, благословил их и водрузил на них крест, предуказывая этим,

что земля эта получит Христову веру от им основанной Византйской Церкви.

На сей возвышенности ныне красуется величественный храм, посвященный имени первозванного апостола.

От гор Киевских св. апостол направился далее на север и посетил то место, где ныне находится Новгород. После сего Андрей был в Риме, а оттуда возвратился в Грецию и посетил Епир и Фракию. Здесь он утверждал христиан вере, поставил им епископов и учителей.

В таких трудах по распространению и утверждению Христовой веры св. Андрей прошел многие страны и достиг Пелопонеса, где, остановившись в Ахайском городе Патрах у благочестивого мужа, по имени Сосия и исцелил его от тяжкой болезни. Это чудо так поразило жителей города, что они все обратились ко Христу. Жена проконсула Егеата Максимилла, получивши от св. Андрея скорое исцеление своей болезни, также уверовала во Христа. Уверовал также во Христа и брат проконсула премудрый Стратоклий. В числе уверовавших во Христа было множество таких, которые через возложение апостольских рук получили исцеление различных недугов.Проконсул Егеат, видя такие успехи проповеди апостола Андрея, разгневался до неистовства. Он приказал схватить проповедника Христовой веры и распять его на кресте. Это происходило в 80 году по Рождестве Христовом.

Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием.

Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал.

Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе. Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.

Император Петр I учредил в честь апостола Андрея Первозванного первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Спустя много лет мощи святаго апостола Андрея были перенесены в Константинополь, по повелению царя Константина, учеником Артемием. Там они были положены в храме во имя святых апостолов, внутри священного жертвенника, рядом с мощами св. евангелиста Луки и св. апостола Тимофея, ученика св. апостола Павла.

Андрея Первозванного христиане чтут как одного из первых учеников Иисуса, который стал его апостолом и проповедником веры. Этот святой обошел многие страны и города на Черном море. Можно сказать, что и вера на Руси была заложена Первозванным: он дошел до Киевской Руси и на месте будущего Киева водрузил крест со словами, что место это будет благодатным.

Как и других проповедников, его ожидали испытания и страдания за веру Христову. Так, в Синопе, древнем городе Турции, он был побит. Над ним издевались долго: пытались вырвать зубы, ломали пальцы и били палками. Однако он чудом оставался невредим. За время своей земной жизни апостол совершил много чудес, он обладал даром исцеления от любых сильных недугов, мог изгонять из человека нечистую силу, и после смерти продолжает помогать людям.

Если о его христианском пути сказано много, то не все знают, как он к нему пришел, это надо выделить отдельно.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный родился в Галилее. Еще отроком он отличался любовью к Богу, был усерден в молитве. Апостол решил не вступать в брачные отношения. Вместе со своим братом по имени Симон (названным впоследствии апостолом Петром) он зарабатывал на жизнь тем, что ловил рыбу на Генисаретском озере. Андрей Первозванный был учеником Иоанна Крестителя и верил его словам о воплощении Бога.

Иоанн Креститель отвечал на многие его вопросы, связанные с духовностью. Люди того времени верили в то, что Иоанн и есть Спаситель и Мессия, но он сказал, что лишь прокладывает путь к приходу настоящего Спасителя.

Когда Иисус пришел к Иоанну креститься, тот увидел в Нем воплощение Бога, приход которого он предвещал. "Этот Агнец Божий возьмет на себя грехи всего мира", - возвестил он своим последователям.

Услышав эти слова, Андрей решил идти за Иисусом и привлек к этому своего брата Петра. Вот почему апостол получил такое наименования - ведь он первым последовал за Его учением. Далее он был рядом на всем жизненном пути Господа, был на всех проповедях и в момент распятия Иисуса.

После вознесения Христа на горе Елеонской получил благословение на проповедь Евангелия, ему досталась территория, включающая все страны Черного моря, часть Балканского полуострова и древняя Скифия, место будущей Руси.

В каких случаях молятся святому?

Этих случаев много. Например, во время молитвы происходит прошение у святого об обращении людей в православную веру. Особенно молитва важна для моряков, находящихся вне дома.

Еще одна важная часть - прошение о защите Родины и Отечества, укреплении воинского духа и мужества. Молятся и за преподавателей, занимающихся обучением иностранным языкам, и переводчиков. Очень часто слова молитвы можно услышать при прошении об укреплении веры. Не обходится и без просьбы об объединении всех народов под христианским началом.

Особенно актуальна молитва у людей, находящихся в поиске счастливого замужества. Преимущественно это молодые девушки и юноши. Как вы можете видеть, Андрей Первозванный является одним из самых "востребованных" апостолов, к нему обращается большое количество верующих абсолютно с разными просьбами.

Стоит отметить, что святой не "специализируется" на какой-то одной проблеме, молиться стоит ему в любом случае. Особо почитаемым он является на флоте, где служит покровителем матросов. Очень часто перед выходом в море священником на палубе корабля проводится служба, после чего тот уходит выполнять свои задачи. И конечно же, на корме каждого судна находится Андреевский флаг - символ покровителя. Он обладает уникальной особенностью - крест на нем обозначается не как обычно, а в виде буквы Х. Это является прямой отсылкой к тому, что апостол принял мученическую смерть на кресте именной такой формы.

Святой спокойно принял такое решение и с молитвой пошел на казнь. Даже распятый, апостол продолжал проповедовать, а люди слушали его и не уходили до его отхода к Богу.

Как молились апостолу на Руси?

Вера Русской Церкви пошла из Византии, где епископы взяли преемство именно от Андрея Первозванного. Поэтому память этого святого особо чтили на Руси. С давних времен возносится молитва Андрею Первозванному о хорошем замужестве дочерей. Ведь не секрет, что особо важно было, чтобы девушка росла целомудренной и чтобы замуж вышла удачно. Молитва Андрею Первозванному о замужестве и сейчас помогает девушкам найти свою судьбу.

День памяти апостола отмечают 13 декабря по новому календарю, а по-старому - 30 ноября. С этим днем на Руси связаны особые поверья. Старикам принято было ходить в церковь ставить свечи, и там всегда слышалась молитва Андрею Первозванному. А девушки в праздничный вечер гадали на женихов. Это позволяло им узнать имя будущего суженого. Существовало очень много гаданий, некоторые из которых популярны и по сей день. Перед этим в день памяти Андрея Первозванного девушке надлежало ничего не есть, а близкие её, наоборот, должны были быть сытыми. До утра она должна была молчать. Но если молодые девушки гадали в праздник памяти, то родители читали молитву Андрею Первозванному о замужестве дочери в этот день.

Молитва апостолу в дореволюционной России

Поскольку Андрей Первозванный сам был рыбаком, то со времен Петра Первого он особо славился как защитник моряков и рыбаков. Молитва Андрею Первозванному в семьях, где были люди таких профессий, звучала особенно часто. На кораблях в то время были водружены Андреевские флаги в виде синего креста, изображенного на белом фоне.

Кроме того, святой считается покровителем образования, просвещения. Школьники и студенты читают молитвы перед экзаменами и для лучшего усвоения материала.

Молитвы Андрею Первозванному

Тропарь апостолу Андрею Первозванному. Краткая молитва в две строки, читается в том случае, если молящийся просит о даровании мира на Земле и о смягчении человеческих сердец.

Как апостол первозванный и сущий брат, верховный, Владыце всех, Андрей, молися, дабы даровати мир вселенней и душам верующих великую милость.

Кондак, глас 2. Небольшая молитва в три строки, читается при прославлении святого. Специальная молитва. В ней прославляются труды апостола, чтится его память. В ней происходит обращение как с самому святому, так и к Богу Иисусу Христу. Молящийся как бы просит святого помолиться о нем Всевышнему.

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве последователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго .

Молитва Апостолу Андрею Первозванному краткая.

Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь верховный, всехвальный Андрей! Веруем, что молишь о нас Бога, Господа Иисусу Христа, Ему же подобает слава, честь, поклонение со Отцем Духом Святым во веки веков. Аминь .

Акафист Святому Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из 12 икосов и 13 кондаков, вместе с молитвой к апостолу. Если предыдущие три молитвы читаются как обычно, в чтении акафиста есть свои нюансы. После прочтения 13-го кондака единожды, его стоит повторить еще 2 раза. После этого читается 1-й икос «Ангел-благовестник», затем 1 кондак «Первозванного апостола»

Канон Апостолу Андрею Первозванному. Состоит из двух частей - канона первого и второго. Принцип чтения обоих канонов одинаков.

Каждый из них состоит из 9 песней. Каждая из них, в свою очередь, разделяется на подчасти. Это - ирмос, припев, основная часть, богородичен. В конце каждого из канонов имеется небольшая часть под названием светилен, прочтение которой обязательно.

Сила молитвы святому

Еще при жизни апостол совершал множество невероятных чудес. Молитва Андрею Первозванному, прочитанная от души, имеет огромную силу.

Верующие, обращающиеся с просьбой к святому, знают это не понаслышке. Мощи святого способны исцелить как от хронических, так и от тяжелых телесных болезней. Святой слышит просьбы женщин о замужестве.

Правило чтения молитвы

Как правильно читается молитва апостолу Андрею Первозванному?

  • Дома молитву святому стоит читать после акафиста, предварительно нужно зажечь свечу перед ликом святого.
  • Когда заканчивается тринадцатый акафист (кондак), читается молитва о нужной просьбе, например, молитва о замужестве.
  • Прочитать тропарь, величание.
  • Если о женихе для дочери читает мать, то ей следует прочесть в конце Псалом 90.
  • В целом, такое молитвенное служение лучше проводить на ночь. Предки верили, что в ночь после молитвы девица увидит суженого. Обычно женщина встречает свою судьбу в течение года после прошения.

Чудеса, свершаемые при молитве святому

Если сильно молиться о выздоровлении больного, то апостол Андрей обратится с просьбой об исцелении к Богу. Множество исцелений от болезней произошло благодаря обращению к святому. Самому больному или близким можно обращаться мысленно к апостолу в любое время.

Если на руках есть молитвослов, то после того, как молитва апостолу Андрею Первозванному произнесена, надо прочесть акафист, не с начала, а с икоса 10. Он рассказывает об умении апостола лечить и даже воскрешать больных. Это правило подойдет тем, кто страдает одержимостью и душевными недугами.

Молитва Андрею Первозванному о хорошем повороте в жизни обязательно сработает, если произносить ее от души. Важно читать ее каждый день, по возможности в одно время. Тогда молитва Андрею Первозванному будет услышана.

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.

После Вознесения Христа на земле остались его ученики - апостолы. Наступило время их работы - сообщить всему миру радостную весть о Спасителе. Только дело это оказалось нелегким - как можно понять по иконе Андрея Первозванного, где он изображен на кресте, многим оно стоило жизни. Святой отдал жизнь за проповедь Слова Божьего.


Встреча со Спасителем

О жизни святого до знакомства с Христом известно не очень много, эти сведения, в основном, взяты из апокрифов. Родной брат будущего апостола Петра, Андрей тоже был рыбаком. Благочестивый человек, он решил не жениться, посвятив себя Богу. Поначалу Андрей являлся учеником Иоанна Крестителя, тогда и услышал впервые о Сыне Божием. Согласно Евангелию, Христос призвал братьев, когда проходил мимо. Они сразу бросили все и пошли следом. Такова была сила призвания Иисуса.

На иконах Андрей Первозванный изображается старцем с длинной седой бородой. Возможно, он был ровесником Христа, поскольку его гибель произошла около 70 г. Господь дал своим ученикам совершенно определенное задание - просветить все народы, населяющие землю, светом Евангелия. Чтобы выполнить поручение, они кинули жребий и разошлись в разные стороны. Андрею досталось Причерноморье.

Надо понимать, что путешествия в те времена были чрезвычайно долгим, утомительным и опасным делом. Не говоря о том, как трудно обращать людей в новую веру. Даже современные люди воспринимают подобные попытки в штыки, тогда же за это лишали жизни - причем, на законных основаниях. Ведь в Римской империи, которая тогда властвовала повсюду, было узаконено язычество.


Был ли апостол в России?

Церковное предание иногда дополняло истории, взятые из исторических документов. Например, многие ученые сомневаются в том, что святой действительно мог дойди до Киева. Существует устойчивая легенда, что побывал он и в Новгороде.

По распространенной в православии легенде, апостол установил крест на месте, где впоследствии возник Киев. Ряд ученых допускает, что он мог добраться до Херсонеса. Но вряд ли он дошел до новгородских земель, чтобы подивиться на то, как русские парятся в банях.

Подобных сюжетов на житийных иконах Андрея Первозванного не встретить. Скорей всего - это домысел, который выгодно подчеркивал самостоятельность и независимость России от Римской церкви.

После странствия, святой Андрей Первозванный вернулся в Римскую империю. Иконы часто показывают, как он принял смерть - на кресте, подобно Спасителю. Только крест у него был необычной формы: из двух скошенных перекладин одинаковой длинны. Произошло это в г. Патры, где теперь стоит огромный собор в его честь. А такой крест стал основой для Андреевского флага, хорошо знакомого всем россиянам.


Чудеса апостола

Кроткий по характеру, Андрей Первозванный именем Господа совершил многие удивительные дела. История донесла до нас рассказы о многих воскрешениях.

  • Мальчик в Никомидии - святой встретил погребальную процессию, ребенка загрызли собаки.
  • Фессалоники - воскресил задушенного ребенка.
  • Проконсул Вирин арестовал апостола, отдал его на растерзание диким зверям. Вместо святого, они набросились на сына правителя и умертвили его. После молитвы святого мальчик оказался жив и здоров.
  • г. Патры - после шторма на берегу нашли тело утопленника. Апостол воскресил его. Оказалось, что молодой человек добирался в город, чтобы послушать христианское учение. На берег вынесло еще около 40 тел. Всех собрали в одно место, св. Андрей воскресил их тоже. После этого случая считается, что Андрей Первозванный особо помогает морякам.

Российские моряки перед выходом в море совершают молебен своему небесному покровителю. Также благочестивый старец помогает незамужним девицам обрести достойного супруга.

Почитание святого

Благодаря устоявшимся сказаниям о том, что св. Андрей побывал возле южных границ России, к нему в нашей стране особенное отношение. Белый с синими полосами флаг является символом флота, орден имени святого - высшая награда в государстве. Многие русские мужчины носят это доблестное имя.

На иконах апостола Андрея Первозванного часто изображают возле креста. Святой держит в одной руке свиток, другой благословляет верующих. Одежды старца зеленого и синего цвета, бывают красного. Руки могут быть сложены крестообразно на груди, в знак смирения - зная, какую цену надо заплатить, святой без ропота принимал свою судьбу. Он был свидетелем смерти Христа, согласился сам пройти через те же муки. Только один из 12 апостолов умер собственной смертью (св. Иоанн).

Значение апостольского подвига Андрея Первозванного - в передаче Благой вести. Сейчас о нем напоминают иконы, церковный праздник во имя святого. Он не стал известным богатым епископом, не ведал при жизни покоя. Но до конца был верен Господу, выполняя Его поручение. Если бы не апостолы - сегодня мы бы не знали о том, что Христос пришел в мир. Святой апостол Андрей, моли Бога о нас!

Молитва св. Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее, славим и величаем апостольским труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на Небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во Свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают; верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных; да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва моя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Икона Андрея Первозванного - история, значение was last modified: Июнь 12th, 2017 by Bogolub



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх