Апартеид примеры из истории и современности. Апартеид: корни, сущность, последствия

Контрольная работа

Апартеид: корни, сущность, последствия


Введение

Истоки апартеида в ЮАР

Сущность политики апартеида

Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида

Заключение

Список источников и литературы

Введение


Сегодня ЮАР входит в число наиболее успешных стран мира. Южная Африка является членом «Большой двадцатки» - престижного «клуба» наиболее развитых стран мира. Однако для достижения столь впечатляющих результатов Южно-Африканской Республике сначала пришлось пройти трудный путь обретения независимости, путь борьбы с межнациональной, межрасовой рознью.

Апартеид (африкаанс apartheid - «рознь, раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.) - официальная политика расовой сегрегации, проводившаяся правившей в Южно-Африканской Республике (ЮАР, до 1961 года - Южно-Африканский Союз, ЮАС) с 1948 по 1994 год Национальной партией.

Изучение истории режима апартеида актуально, так как, на наш взгляд, это достаточно распространенное в мире явление. Не только режим белого меньшинства в Южной Африке использовал апартеид для удовлетворения потребности в безопасном и комфортном проживании. В апартеиде в разные годы обвиняли и Бразилию, и Израиль, и Саудовскую Аравию. И даже Францию, которую в 2005 году тряхнули выступления цветной молодежи из пригородов, выступавшей против политики социального апартеида. Необходимо изучение такого социально-политического явления, как апартеид, дабы избежать подобных неофашистских, сепаратистских, расистских проявлений в обществе в будущем. Падение режима апартеида подтверждает его ошибочность и бесперспективность в современном мире.

В контрольной работе мы будем опираться на следующую исследовательскую литературу.

Российский африканист, доктор исторических наук, В. Городнов в статье «Мертворожденный бантустан» поднимает проблему «черных» гетто на территории бантустанов.

Монография известного историка-африканиста Л.А. Дёмкиной «Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г.» позволяет нам проследить развитие ЮАР после отмены политики апартеида.

В работе Л.А. Дёмкиной и И.В. Черкасовой «Режим ЮАР - преступление против человечества» рассказывается об исторических корнях апартеида, о жесточайшем расовом и социальном угнетении в Южно-Африканской Республике, внутренних противоречиях режима апартеида.

В монографии историка Д. Жукова «Апартеид: История режима» анализируются различные аспекты становления и развития режима апартеида, провозглашенного правящей Национальной партией в 1948 году и просуществовавшего фактически до избрания первого черного президента Нельсона Манделы.

Политическую и социально-экономическую ситуацию в ЮАР периода апартеида, а также истоки и причины политического и расового конфликта, расстановку политических сил анализирует в своей работе «Южная Африка: диалог или конфронтация» историк И.О. Иванов.

В статье В.Н. Тетёкина «ЮАР сегодня: демократия и власть» рассказывается о том, что изменилось в ЮАР за последние полтора десятилетия.

Источниками в нашей работе будут служить труды ученых-африканистов, свидетелей кризиса апартеида в ЮАР. Это, во-первых, монография А.Д. Григоряна «Южная Африка: профсоюзы и борьба…». Анализ документов и материалов Южно-Африканской коммунистической партии, заявлений и выступлений деятелей национально-освободительного движения - Африканского национального конгресса (АНК), Объединенного демократического фронта (ОДФ), текущей официальной и социальной статистики, публикаций Международной организации труда (МОТ) и др., а также личные впечатления, полученные от поездок в страну, позволили автору довольно реально представить социально-экономическую и политическую ситуацию в ЮАР.

Множеством работ по проблемам ЮАР, проблемам апартеида широко известен российский историк-африканист, политический деятель Вячеслав Николаевич Тетёкин. В 1981-1996 гг. он был сотрудником Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. В координации с советскими спецслужбами В.Н. Тетёкин занимался поддержкой освободительных движений Юга Африки (АНК в ЮАР и СВАПО в Намибии). В 1990 году закончил аспирантуру Института стран Азии и Африки при МГУ, кандидат исторических наук. В частности мы привлечем такие статьи В. Тетёкина, как «Копье, несущее свободу» и «Реальности противоборства».

Историк И. Филатова в статье «Апартеид воочию» рассказывает о посещении ею в составе делегации самых разных уголков ЮАР, от больших процветающих городов до шантитаунов (нищих нелегальных посёлков) периода ослабления апартеида.

Целью контрольной работы является попытка составить целостное представление о политике апартеида в ЮАР. Эта цель обусловила постановку в нашем исследовании следующих задач:

осветить корни апартеида;

определить основные принципы апартеида;

проанализировать проблемы ЮАР после отказа от политики апартеида.

1. Истоки апартеида в ЮАР


Европейская колонизация Южной Африки была начата голландской Ост-Индской компанией, основавшей в 1652 году Капскую колонию. Постепенно расширяя пределы колонии, голландские колонисты - буры (впоследствии стали называть себя африканерами) - истребляли или оттесняли в пустынные районы Южной Африки бушменов и готтентотов (коренное население). На рубеже XVIII-XIX веков Капскую колонию захватила Великобритания. Теперь уже не только бурские, но и английские власти захватывали у коренного населения всё новые и новые земли. «Захватнические войны на юге Африки завершились колониальным порабощением африканцев, превращением их в дешевую рабочую силу. Стремление сохранить коренное африканское население именно в этом качестве лежало в основе всей последующей политики Англии, а затем и господствующих классов ЮАР».

Насколько сейчас известно, впервые слово «апартеид» употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс, ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с преобладанием африканеров в правительстве с 1948 по 1994 год, Британская империя ещё в XIX веке ограничивала права на переселение чернокожих африканцев со своих территорий в регионы Капской колонии и Наталя, занятые белыми и цветными (метисами). Чернокожим африканцам запрещалось не только переселяться в эти земли, но и вообще передвигаться из одного округа в другой без соответствующего пропуска, который они должны были всегда иметь при себе. В Кейптауне и городах Наталя им запрещалось выходить на улицу после заката.

Термин «апартеид» возник как политический лозунг, сформулированный лидером южноафриканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г., особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой этой партии. «Запугивая белых избирателей «коммунистической опасностью», правящие круги южно-африканской буржуазии привели в 1948 году к власти крайне правую «очищенную» националистическую партию, возглавленную генералом Маланом. Началось резкое усиление реакции и фашизации всей жизни страны». Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства


2. Сущность политики апартеида


Апартеид - сложное явление. Это не просто система расовой дискриминации. В мире были (да и сейчас есть) страны, где при закрепленном в конституции и законодательстве равенстве всех граждан, тем не менее, существует негласная дискриминация отдельных групп населения по этническим признакам. Апартеид - это система расовой дискриминации, возведенная в ранг закона.

Именно в ЮАР впервые после поражения гитлеровской Германии была узаконена расовая классификация людей. Основным признаком, по которому жителей Южной Африки относили к той или иной группе (белые, цветные, индийцы, африканцы) был цвет кожи. Но во многих случаях причисление к той или иной группе населения имело произвольный характер и даже члены одной семьи могли попадать в разные расовые группы, что порождало человеческие трагедии, ибо смена классификации с «белого» на «индийца» или «африканца» означала принципиальное изменение (в сторону резкого понижения) статуса человека.

Слово «апартеид» в буквальном смысле означает «раздельность». В политическом смысле оно означало раздельное экономическое, социальное и культурное развитие различных этнических групп Южной Африки. Идея апартеида заключалась в том, что разные группы населения, находясь на одной территории, одновременно живут и развиваются как бы в разных странах. В основе апартеида лежали Закон о расселении по этническим группам и Закон о классификации по расовым признакам. По закону о расселении по расовым группам №41 1950 г. каждый житель ЮАР должен был быть классифицирован и занесен в специальный список в соответствии с его расовой принадлежностью. «Отнесение человека к той или иной расовой группе предопределяет его место в системе политических, социальных и экономических отношений, его положение в южноафриканском обществе».

К числу законов о расовой классификации относится и закон об аморальности и смешанных браках, более известный общественности как «закон о разбитых сердцах». «Он предназначен для того, чтобы воспрепятствовать «смешению» рас, что звучит как издевка, если вспомнить, что само появление так называемых цветных - плод долгой истории естественного расового смешения».

В политическом плане апартеид означал лишение чёрного населения страны политических прав в общенациональном масштабе. Они не могли избирать членов законодательных органов ЮАР и быть избранными в эти органы. Таким образом, чёрные, составляющие подавляющее большинство населения страны, были лишены права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны, на решения, в том числе и непосредственно затрагивающие их интересы. апартеид политика партия африканский

Разумеется, создание столь сложной системы было подчинено прежде всего экономическим целям - сохранению полного контроля белого меньшинства над природными и человеческими ресурсами Южной Африки для их использования в интересах белого населения. Существовала колоссальная разница в уровнях жизни белого и чёрного населения страны. Все территории с наиболее плодородными землями, со сколько-нибудь значительными запасами полезных ископаемых, развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой подпадали под категорию «белых» районов.

Между тем правительство белого меньшинства не могло делать вид, что чёрного населения просто не существует. Необходимо было найти форму, в которой чёрные получали как бы собственное государственное устройство, в котором они могли формально развиваться отдельно от «белого» государства. Однако для режима апартеида было бы опасно появление единого «чёрного» государства, которое неизбежно объединяло бы всех африканцев, индийцев и цветных. А сохранение белого режима во многом определялось его способностью сохранить раздробленность чёрного большинства.

В этих целях была изобретена система так называемых национальных государств для африканцев - бантустанов (от слова «банту» - обобщённого названия в «белой» Южной Африке всех африканцев, вне зависимости от конкретной этнической группы, к которой они принадлежали). Причём каждый бантустан представлял собой псевдогосударство, на территории которого доминировала одна из этнических групп африканцев. Таких «государств»-бантустанов было создано десять - по числу основных этнических групп африканцев. «Здесь были созданы правительства, министерства, парламенты, университеты, возникли свои политические партии». Индийцы и цветные (метисы) получили не «государства», а обособленные районы их проживания. «Главная суть доктрины апартеида заключается в создании на территории ЮАР «туземных» псевдогосударств и государства «белой» ЮАР», - указывают Л.А. Дёмкина и И.В. Черкасова.

Разумеется, никакой речи о подлинной независимости идти не могло. Выборы, как и практически все аспекты экономической, политической и социальной жизни бантустанов, жёстко контролировались центральным «белым» правительством. В этих целях существовал институт представителей правительства, которые реально управляли жизнью бантустанов. Репрессивные органы и вооружённые силы этих псевдогосударств находились под полным контролем белых офицеров. И в экономическом отношении бантустаны были практически нежизнеспособны, ибо под их территорию были выделены наиболее бедные районы страны, со скудными почвами, лишённые полезных ископаемых и современной промышленности.

Вот эти бантустаны и представляли собой главную несущую конструкцию системы апартеида. Именно они составляли основу так называемого «большого апартеида», тогда как внешние признаки расовой дискриминации - автобусы, пляжи, скамейки «только для белых» и другие аналогичные формы дискриминации - назывались «малым апартеидом».

Не приходится говорить и о том, что столь несправедливое государственное устройство, превращающее основную массу населения в людей второго сорта, лишенных политических, экономических и социальных прав, могло существовать только в условиях жёсткого подавления всех форм сопротивления. В этих целях режим апартеида создал мощный военно-полицейский аппарат.

Свое идеологическое обоснование система апартеида получала от Датской реформаторской церкви, которая обосновывала коренные различия между «богоизбранными» белыми и чёрными жителями Южной Африки. Её приверженцами в основном являлись африканеры - потомки первых белых поселенцев - выходцев из Голландии.

В этих же целях функционировал мощный информационно-пропагандистский аппарат, который расхваливал достоинства системы раздельного развития, а также запугивал белых южноафриканцев «чёрной» опасностью и доведённой до абсурда мнимой угрозой коммунистического захвата Южной Африки (по законам ЮАР любое проявление сопротивления системе апартеида квалифицировалось как «пособничество коммунизму» и наказывалось тюремным заключением). Жёсткость контроля над СМИ была доведена до такой степени, что в прессе запрещалась публикация фотографий Нельсона Манделы и других лидеров Африканского Национального конгресса (АНК), находившихся в пожизненном заключении.

Такое политическое устройство ЮАР получило определение «колониализм особого типа». В «классической» схеме колониализма угнетающая нация живет на отдельной территории от угнетаемой нации, как правило, на другом континенте - в Европе. Примерами классического колониализма были империи Великобритании, Франции и Португалии, а также более мелкие колониальные державы: Бельгия, Голландия, Италия. Особенностью Южной Африки было то, что и господствующая, и угнетаемая нации жили на одной территории.

В углублении политического кризиса в стране в 80-е годы огромное значение имело свержение в середине 70-х годов колониальных режимов в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, ликвидация в 1980 г. расистского правления в Родезии и провозглашение независимой Республики Зимбабве. «В результате правящие круги ЮАР лишились поддержки рухнувших в этих странах расистско-колониальных режимов, страна стала последним бастионом расизма на Юге Африки».

К концу 1970-х годов правящая верхушка Националистической партии и представители «большого бизнеса» начали понимать, что неизбежны реформы и что апартеид стал тормозом экономического развития страны. «Увеличивается число прогрессивно настроенных белых, понимающих обреченность режима и выступающих за его ликвидацию». Конечно же, экономическая и политическая ситуация, когда многие западные монополии выводят свои капиталы из ЮАР, а угроза усиления международных экономических санкций и дальнейшей политической, культурной, спортивной изоляции становятся всё более реальной, подталкивает власти ЮАР к переменам, заставляет искать выход. «Как представляется, главная цель новых руководителей НП - убедить мировое сообщество в том, что ЮАР пусть медленно, но продвигается в сторону отмены апартеида сверху».

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах. К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации. В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение. Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) и коммунистической партии страны. Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира. Военизированным крылом старейшего на континенте национально- освободительного движения - АНК было «Умконто ве сизве» - «Копьё нации». «Тут важно отметить, что АНК занимает принципиальную позицию в вопросах расовых отношений: борьба ведётся против режима расистского меньшинства, а не против людей с белой кожей. Показательно, что в формирования «Умконто ве сизве» входят, помимо африканцев, «цветные», индийцы, а также белые».

Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21% в 1940 году до 11% в 1990 году, а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка.

Новый лидер Националистической партии и президент страны Ф. де Клерк, пришедший к власти в сентябре 1989 г., придал существенный динамизм процессу демонтажа апартеида и своими действиями подтвердил приверженность курсу на устранение расовой дискриминации. «Он поставил задачу затормозить процесс радикализации среди африканцев, который явился следствием их дискриминации и угнетения, добиваться нормализации политической обстановки и выхода ЮАР из международной изоляции». В частности, был отменен запрет на деятельность Африканского национального конгресса, Южно-Африканской коммунистической партии, Панафриканского конгресса и еще 33 демократических организаций различного политического направления. Одновременно были отпущены многие видные деятели национально-освободительного и профсоюзного движения, в том числе отбывший 27 лет заключения Нельсон Мандела. Кроме прочих, «был отменен также акт о районах расселения этнических групп, согласно которому белым, африканцам, «цветным» и индийцам запрещалось проживать совместно и разрешалось лишь расселяться в пределах кварталов, очерченных в соответствии с расовой квалификацией».

В марте 1994 г. население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, и временное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. 27 апреля 1994 г. вступила в силу временная конституция, и ЮАР стала государством многорасовой демократии. 26-29-го апреля 1994 года состоялись всеобщие демократические выборы. Победил АНК, получив поддержку большинства избирателей - 63 %, Национальная партия набрала 21 % голосов. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился.


3. Проблемы развития ЮАР после отказа от политики апартеида


После отмены апартеида коренное население получило реальный доступ к образованию, к государственным должностям, и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций.

Правительство АНК осуществляло программы при которых при устройстве на работу, предпочтение отдается людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих пока мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 г. по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов.

Вместе с тем, несмотря на значительную активизацию государственной социальной политики и расширение ее ресурсной базы, изменения в социальной сфере в ЮАР идут достаточно медленно и болезненно. Южная Африка остается страной с резко поляризованной социальной структурой и, несмотря на энергичные усилия политического руководства, направленные на исправление существующих дисбалансов в общественном устройстве (только на образование здесь тратится около 20% бюджетных средств или 6% ВВП) и ускорение экономического роста, здесь, как отмечает российский африканист Л.А. Демкина, в ЮАР происходит такое явление, как сползание в состояние развивающейся страны, проявляющееся в росте безработицы, увеличении неформального сектора экономики и криминализации общественной жизни.

Следует особо подчеркнуть, что правительство во главе с Африканским национальным конгрессом (АНК) унаследовало тяжелейшие проблемы, связанные с формированием в Южной Африке в течение длительного периода колониализма особого типа, когда высокоразвитая метрополия и слаборазвитая колония сосуществуют в единой стране. Одной из таких проблем является неподготовленность подавляющего большинства африканской части южноафриканского населения к «полноценному участию и вхождению в современное общество (экономику, политику и социальную сферу), обусловленная всем предыдущим колониально-расистским порядком».

ЮАР переживал серьезные трудности, связанные с ее экономикой в переходный период. С одной стороны, южноафриканская экономика, опирающаяся на свои богатейшие минеральные ресурсы, начиная со Второй мировой войны быстро развивалась, завершая процесс индустриализации, за счет импортозамещающих технологий (до какого-то определенного времени импортозамещение стимулировали и международные санкции против режима апартеида), и, обладая обширной ресурсной базой, способна была сравнительно легко переносить экономические кризисы. Это стало одной из основных причин ее сравнительной устойчивости и в постапартеидный период. Но, с другой стороны, с исчерпанием резервов для экстенсивного роста постепенно накапливались факторы торможения развития. Наращивание производства и экспорта высокотехнологичными отраслями обрабатывающей промышленности стало сдерживаться как низкой квалификацией основной (африканской) части рабочей силы, так и ужесточавшимися с каждым годом международными санкциями.

Вхождение значительного числа черных южноафриканцев в предпринимательские круги можно считать одним из важнейших социальных последствий произошедшего в середине 1990-х годов демонтажа политической системы апартеида. Если в середине 1980-х годов численность африканской буржуазии ЮАР, включая мелких предпринимателей, оценивалась в 60-70 тыс. человек, то к середине прошлого десятилетия она достигла 1 млн. человек, что составляет четверть общего числа предпринимателей. Таким образом, «разделительная черта между бедными и богатыми перестала с завидной точностью совпадать с расово-этническим делением общества, как это было в недалеком прошлом». Доходы черной элиты в ЮАР увеличились только в 1996-2001 гг. вдвое.

По-прежнему белые составляют подавляющее число пассажиров авиалиний, обитателей гостиниц и посетителей ресторанов, владельцев вилл. Черные доминируют ныне в государственной службе, быстро растет их число в среднем и крупном бизнесе. Однако процесс «выравнивания» идёт естественным путём и плавно, чтобы не обрушить экономику страны. «Из 28 министров правительства ЮАР двое - белые. Из 19 заместителей министра (в ЮАР не каждый министр имеет зама) белых - четверо. Другое дело, что белый цвет кожи больше не является гарантией автоматического процветания».

Объективно говоря, радужные ожидания черного большинства совершенно не оправдались. Жизненный уровень подавляющей части коренного населения по-прежнему продолжает оставаться чрезвычайно низким (хотя и не таким запредельным, как в классических «банановых республиках»). Невероятного уровня достигла преступность, эффективной борьбе с которой препятствует пугающая коррумпированность полицейского ведомства, что и не удивительно, ведь практически все руководящие должности в силовых министерствах заняли черные, причем назначенные не по признаку их профессионализма, а исходя из политической конъюнктуры.

«Белому населению страны - африканерам - посчастливилось избежать печальной участи своих братьев из Зимбабве, где, как известно, имущество белых было экспроприировано, причем незаконные изъятия земель и собственности сопровождались массовым террором, провозглашенным одиозным президентом Робертом Мугабе (в прошлом марксистом-ленинцем, а ныне черным расистом). Руководство ЮАР в лице Нельсона Манделы, а затем Табо Мбеки, оказалось достаточно прозорливым, чтобы не позволить государству рухнуть в объятия экономического коллапса. Несмотря на весь свой фанатизм, черные южноафриканские лидеры отлично понимают, что успехом своей экономики ЮАР обязана исключительно белым».

Заключение


апреля 1994 г. на первых в истории Южной Африки всеобщих выборах, в которых участвовало и чёрное, и белое население этой страны, уверенную победу одержал Африканский национальный конгресс. Итоги выборов означали ликвидацию системы апартеида, существовавшей в ЮАР с 1948 г.

Тем не менее, «сейчас, как указывает историк Д. Жуков, - практически все - как черные, так и белые - граждане ЮАР признают один факт: в настоящий момент всем им живется значительно хуже, чем в 1980-е годы, когда апартеид находился, что называется, «на излете» (формальная сегрегация продолжала действовать, но белое меньшинство пошло на ряд существенных уступок черным, и жизненный уровень негров стал неуклонно возрастать)». Причина крушения белого режима была, таким образом, чисто политической: мировая общественность не желала больше мириться с существованием на юге Африки расистского режима. Надобность последнего в качестве форпоста борьбы с коммунизмом на континенте отпала из-за крушения социалистического лагеря, а мода на политкорректность находилась в зените.

Режим апартеида был уникальной системой, сложившейся в условиях Южной Африки как единственная возможная форма сохранения здесь белого присутствия и европейской цивилизации. С падением апартеида и переходом власти в руки черного большинства страна пошла по совершенно другому пути, характерному для большинства государств африканского континента.

Список источников и литературы


Источники

1.Григорян А.Д. Южная Африка: профсоюзы и борьба рабочего класса в условиях кризиса апартеида. М., 1992.

2.Тетёкин В.Н. Копье, несущее свободу // Азия и Африка сегодня. 1987, №5.

Тетёкин В.Н. Реальности противоборства // Азия и Африка сегодня. 1987, №11.

Филатова И. Апартеид воочию // Азия и Африка сегодня. 1990. №7.


Литература

1.Городнов В. Мертворожденный бантустан // Азия и Африка сегодня. 1987, №4.

2.Дёмкина Л.А. Некоторые аспекты социально-политического развития южно-африканского общества после 1994 г. М., 2006.

Дёмкина Л.А., Черкасова И.В. Режим ЮАР - преступление против человечества. М., 1981.

Иванов И.О. Южная Африка: диалог или конфронтация. М., 1989.

Жуков Д. Апартеид. История режима. М., 2007.

Тетёкин В.Н. ЮАР сегодня: демократия и власть // Азия и Африка сегодня. 2009.№4.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными. Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков. В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире. Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же. В продолжение этого закона была также принята поправка, согласно которой внебрачный секс между белыми и представителями других рас считался уголовным преступлением.


Протестует! 1952 год


Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год



Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год

В том же 1950 году был издан так называемый «Акт о групповых областях», в рамках которого расовые группы разделили географически — путём создания специальных «хоумлендов» для чернокожих африканцев. Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.


Чернокожий юноша в знак протеста против политики апартеида садится в автобус для белых



Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год



Все надписи на английском и африкаанс. Парковая территория для белых и не белых. 1957 год



В Альберт-парке. Друбан, 1960 год



Стоянка такси для белых людей. 1967 год



Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год

В то же время на законодательном уровне было закреплено ущемление прав темнокожего населения в повседневной жизни: так, например, в автобусах практически все сидячие места были предназначены для белых, существовали отдельные больницы хорошего качества для белого населения, тогда как темнокожие часто вовсе не получали необходимой медицинской помощи, на образование же одного африканца правительство тратило в десять раз меньше, нежели на образование европейца. Расовая сегрегация коснулась даже пляжей: самые лучшие европейцы зарезервировали для себя. Также африканцы практически не имели возможности посещать кинотеатры, гостиницы, театры и рестораны. Не только потому, что у них просто не хватило бы на это денег, но ещё и потому, что вход в эти заведения им был попросту запрещён.


Паспорт чернокожего времён апартеида


Белым в этот вагон хода нет. 1978 год


Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год



1986 год



Очевидно, что такое положение дел не устраивало темнокожее население. Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».




Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург



Полиция избивает темнокожих демонстрантов

В 1976 году полицейские опять же открыли огонь по мирной демонстрации: теперь под ударом оказались немногочисленные африканские студенты, недовольные принудительным обучением на языке африкаанс. Согласно официальным данным, было убито 26 человек.


Соуэто, 1976 год



Темнокожая нянька завязывает косички ребенку из белой семьи



К началу девяностых годов правящим силам ЮАР стало ясно, что сохранять и далее существующую систему апартеида уже невозможно. Были освобождены политзаключенные, амнистированы диссиденты. Правительство начало диалог с оппозицией. Его результатом стало проведение в 1994 году всеобщих выборов, на которых победил Африканский национальный конгресс. 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР активного борца с режимом апартеида Нельсона Манделу.

АПАРТЕИД (африкаанс (язык буров) apartheid - раздельное проживание, разделение, обособление)

международное преступление, направленное против человечества, политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного африканского и другого неевропейского населения вплоть до начала 90-х гг. XX в.

Прежде чем А. стал официальной политикой. Южная Африка имела длинную историю расовой сегрегации и господства белого меньшинства. В 1910г. членство в парламенте стало возможным только для белых, в 1913г. закон ограничил земельную собственность коренных африканцев 13% от общего количества земель Южной Африки. В 1912 г. был основан Африканский национальный конгресс (АНК). поставивший своей целью противодействие А. В 1947 г. А. был объявлен официальной политикой в ЮАР. После ряда выступлений чернокожих в марте 1960 г. правительство запретило все их политические организации, включая АНК.

С 1960 г. до середины 1970-х гг. правительство ЮАР пыталось проводить политику "раздельного развития". На территории ЮАР были созданы квазинезависимые государства - бантустаны, в которые была помещена часть чернокожего населения. Белое население сохранило контроль более чем над 80% земли. Рост насилия, забастовок, бойкотов и демонстраций противников А. вынудил правительство ослабить некоторые из ограничений, что было реализовано реформами 1970-1980гг. (в частности, черным профсоюзам было разрешено заниматься некоторой политической деятельностью). Конституция 1984 г. допустила членство в парламенте азиатов и цветных, но черные африканцы, которые составляли 75% населения, были по-прежнему лишены избирательных прав. В 1990 г. новый президент ЮАР де Клерк объявил формальный конец А., ознаменовавшийся освобождением лидера АНК Нельсона Ман-делы из тюрьмы и легализацией политических организаций чернокожего большинства.

В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о пресечении преступлений А. и наказании за него, в которой А. назван преступлением против человечества, международного права, создающим угрозу международному миру и безопасности. Конвенция, направленная против А. в Южной Африке, имеет более широкий смысл потому, что А. проявляется и в других странах, где главенствуют националистические настроения и политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и национальных меньшинств. Результатом этой Конвенции стало изменение внутренней политики ЮАР, где режим А. потерпел поражение.

В Конвенции к актам А. отнесены следующие деяния: а) лишение расовой группы или групп права на жизнь и свободу личности путем убийств и причинения серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, посягательства на их свободу и достоинство, применения пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, а также путем произвольных арестов и незаконного содержания в тюрьмах; б) умышленное создание для расовой группы или групп населения жизненных условий, рассчитанных на их полное или частичное физическое уничтожение; в) любые меры. в том числе и законодательного характера, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической,социальной,

экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы, в частности путем лишения ее членов основных прав и свобод человека; г) любые меры, направленные на разделение населения по расовому признаку посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы, запрещения смешанных браков для членов различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или ее членам; д) эксплуатация труда членов расовой группы, в частности использование их принудительного труда;

е) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за выступление против А.

Характерно, что некоторые акты А., связанные с уничтожением расовой группы или групп населения, могут квалифицироваться и как геноцид.

Субъектами А. независимо от мотивов являются физические лица, члены организаций, учреждений, представители государства независимо от места совершения преступления. Помимо исполнителей наказанию подлежат подстрекатели, организаторы, а также лица, которые непосредственно содействуют совершению актов А.

В отношении этих преступлений установлена универсальная юрисдикция. Виновные могут предаваться суду любого государства - участника Конвенции. При необходимости преступники подлежат выдаче, так как А. не считается политическим преступлением. Поэтому экстрадиция производится в соответствии с национальным законодательством и международными договорами. В Конвенции предусмотрена возможность учреждения Международного уголовного трибунала в случае согласия государств с его юрисдикцией.

Панов В.П., Додонов В.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АПАРТЕИД" в других словарях:

    - (apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно… … Политология. Словарь.

    - (апартхейд) (на яз. африкаанс apartheid раздельное проживание) наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально экономических и… … Большой Энциклопедический словарь

    - [лат. > фр. > африкаанс apartheid разделение] полит. первонач. официальная ДОКТРИНА расового разграничения (сегрегации (СЕГРЕГАЦИЯ)) в Южно Африканской Республике (белого населения от коренного населения и переселенцев из Индии). Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (на африкаанс apartheid раздельное проживание, разделение, обособление) международное преступление, направленное против человечества; политика расовой сегрегации, дискриминации и угнетения, проводившаяся правительством ЮАР в отношении коренного… … Юридический словарь

    - (апартхейд) (на языке африкаанс apartheid раздельное проживание), крайняя форма расовой дискриминации. Заключается в лишении по расовой принадлежности целых групп населения политических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.… … Современная энциклопедия

    - [тэ ], а, муж. Крайняя форма расовой дискриминации, выражающаяся в ограничении прав коренных жителей страны и в их территориальной изоляции. Жертвы апартеида. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одна из форм расовой дискриминации (ограничения в правах части населения по расовой принадлежности). Политика А. часто проводилась в отношении коренного населения колоний (насильное поселение коренных жителей страны в резервации), имеет место в… … Географическая энциклопедия

    - (от языка африкаанс apartheid раздельное проживание) англ. apartheid; нем. Apartheid. Крайняя форма расовой дискриминации, возникшая и проводимая в Южно Африканской Республике; состоит в существенном ограничении полит., соц. экон. и гражданских… … Энциклопедия социологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 раздельное проживание (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Апартеид - (apartheid, африкаанс раздельное проживание), расистская политика в ЮАР. А. подразумевает строжайшую сегрегацию черных от белых, ограничения в отношении владения землей, места проживания, заключения браков, участия в обществ, орг циях, приема на… … Всемирная история

    апартеид - апартеид. Произносится [апартэид] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Политика жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимая реакционными кругами Южно-Африканской Республики в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АПАРТЕИД

(apartheid) В языке африкаанс означает отдельность, раздельное существование. Официальная государственная политика расовой сегрегации, проводившаяся в ЮАР с 1948 по 1989 г. Термин возник как политический лозунг, сформулированный лидером южно-африканской Националистической партии доктором Д.Ф. Маланом в 1944 г. Особенно активно использовался во время избирательной кампании 1948 г., окончившейся победой Националистической партии. Вокруг идеи апартеида сплотились самые различные социальные группы и классы африканеров, и в течение четырех десятилетий она служила основой расистской программы правительства. Сегрегация – давняя практика белых правительств Южной Африки как до, так и после создания Союза, и большинство законов, принятых и введенных в действие после 1948 г., берет свое начало в предшествующей политической линии, санкционированной белым – по преимущественному составу – электоратом. Белые работники в экономике, основу которой составлял труд чернокожих рабочих, были традиционно привилегированной группой. Африканское население, составлявшее три четверти всего населения страны, не имело избирательного права и подвергалось угнетению, установленному законом. Семьдесят процентов земель было зарезервировано для заселения белыми. После 1948 г. в результате введения новых мер по утверждению апартеида расовая дифференциация и сегрегация, уже ставшие всеохватывающими, сделались еще более жесткими и приобрели систематический характер. Всякая перспектива ассимиляции и интеграции окончательно исчезла. Основными законами, принятыми в 1948–50 гг., были "О регистрации населения, запрещении смешанных браков, демаркации "групповых" или "этнических" зон проживания и реструктурировании образования банту", а также закон "О подавлении коммунизма". Главным "архитектором" апартеида считается Х. Ф. Фервурд, ведущий теоретик и идеолог Националистической партии; в 1950–58 гг. занимал ведущий министерский пост по делам туземцев, а позднее, вплоть до его убийства, был премьер-министром. Борец с движением за независимость во всех африканских странах, Фервурд утверждал, что самоопределение для населения ЮАР несовместимо с правлением африканского большинства. Вместо этого его правительство предложило программу раздельного развития и обещало в дальнейшем независимость этническим группам, считавшимся коренным населением. Африканское население получило в свое распоряжение "национальные отечества" – бантустаны. Теперь в любой момент политической нестабильности или роста безработицы они могли лишиться права проживания вне пределов этих территорий, что, в свою очередь, обеспечивало постоянный приток дешевой и послушной рабочей силы. Оппозиция политике апартеида внутри ЮАР подавлялась силой. После 1960 г. были запрещены все африканские политические движения, а их лидеры либо арестованы, либо высланы из страны. Однако в 1970-е гг. все громче начали раздаваться критические голоса не только белых либералов, но и выросшего в условиях апартеида нового поколения африканцев, воспринявшего идеологию черного самосознания. Сопротивление режиму продолжалось и после восстания 1976 г. в Соуэто. Ему придавали силу также свержение "белых" правительств в других странах Южной Африки и нарастающее в мире требование санкций против расистского режима. Среди "просвещенных" белых многие уже поняли, что апартеид не способен дать положительных результатов (и приносит все меньше доходов) в условиях сильно интегрированного городского сообщества с растущей индустриальной базой, нуждающейся в более широком внутреннем рынке и чрезвычайно зависимой от наличия квалифицированной и образованной рабочей силы. Постепенная отмена незначительных дискриминационных ограничений апартеида и признание в 1979 г. профсоюзов африканцев свидетельствовали о появлении в среде преемников Фервурда ревизионистских тенденций. К тому же, четыре "независимых" и шесть самоуправляющихся бантустанов, не имеющих ни надлежащей инфраструктуры, ни ресурсов, ни каких-либо инвестиций и международного признания, не сулили в перспективе никакого развития, а лишь все больше усугубляли противоречия государственной политики. После 1978 г. премьер-министр П.У. Бота отказался от термина "апартеид". Однако конституционные перемены произошли лишь в 1984 г., когда были введены должность президента с полномочиями исполнительной власти и трехпалатный законодательный орган. Но в основе "реформы" сохранился расовый принцип, что породило множество выступлений по всей территории ЮАР (1984–86). С обеих сторон имели место исключительно жестокие акты насилия. Правительство ввело в стране чрезвычайное положение. Мировое сообщество ответило дополнительными санкциями, а иностранные банки приостановили инвестиции, ускорив тем самым финансовый кризис в экономике, которая уже давно переживала спад деловой активности, а безработица достигла рекордного уровня. С прекращением холодной войны на юге континента и провозглашением независимости Намибии стали все чаще звучать требования демократизации и в самой ЮАР. К тому времени апартеид уже не был руководящим лозунгом белых избирателей, даже их "твердокаменного" компонента – африканеров. После четырех десятилетий подъема общественного статуса с гарантированным приемом на государственную службу и высоким уровнем социального обеспечения они растеряли значительную долю своего воинствующего национализма, а классовые и прочие социальные различия "подточили" их прежнюю сплоченность. Подобно представителям англоязычного населения африканеры могли многое потерять в случае внутреннего конфликта, существенно подрывавшего их безопасность. Крайне правые вышли из Националистической партии еще в 1982 г. и основали Консервативную партию, так что к 1989 г. Ф.У. де Клерк и его новая политическая линия обрели поддержку большинства в правящей партии. Де Клерк освободил Нельсона Манделу и других политических заключенных, снял запрет с националистических и коммунистической партий и к 1992 г. отменил все основные законы апартеида. Голландская реформатская церковь, утверждавшая, что апартеид освящен Библией, порвала с прихожанами, готовыми признать апартеид серьезной ошибкой, а то и вообще ересью. Даже члены Broederbond (Союз коренных африканеров), имевшие непомерно большое влияние на правительство и с самого начала выступавшие вдохновителями апартеида, стали подумывать о возможности присутствия "небелых" граждан в органах власти.

] . Утверждалось, что услуги наподобие образования и здравоохранения были «раздельными, но равными», однако качество тех услуг, что предоставлялись чёрным, было обычно намного ниже [ ] . На подобные упрёки со стороны европейских «левых» южноафриканское правительство отвечало, что уровень медицинского обслуживания темнокожего населения действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди негров. По утверждениям властей, причина этого - более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования - более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам [ ] , с целью увеличить число чёрных студентов. Правительство предполагало, что принимаемые им новые меры полностью устранят неравенство в уровне медицинского обслуживания к началу XXI века [ ] . Но этим планам не суждено было осуществиться [ ] .

Лишение чёрного населения политических прав было обычной [ ] практикой в европейских колониях , однако после деколонизации Африки стало рассматриваться как часть политики апартеида.

Борьба с апартеидом стала одной из приоритетных задач ООН в 1970-х и 1980-х годах [ ] . К борьбе подключились и многие другие международные правозащитные организации [ ] . В ЮАР также активно действовало внутреннее диссидентское движение [ ] . Падение режима апартеида связывается с активной деятельностью Нельсона Манделы и его сторонников из Африканского национального конгресса (АНК) [ ] . Позднее Нельсон Мандела был награждён за свою борьбу Нобелевской премией мира . Наряду с вооружённой борьбой АНК и международной изоляцией расистского режима, основными причинами падения режима апартеида стало падение численности белого населения с 21 % в 1940 году до 11 % в 1990 году [ ] , а также меры по демонтажу системы апартеида, проводимые в годы правления Фредерика де Клерка (за что он также был награждён Нобелевской премией мира).

Правительство немедленно приступило к внедрению апартеида. Были приняты законы, запрещавшие смешанные браки, введена расовая классификация всех граждан и создана комиссия для рассмотрения трудных случаев. Основой апартеида стал принятый в 1950 году Закон о групповых областях (Group Areas Act), целью которого было географическое разделение расовых групп. Оформление системы апартхейда проходило в условиях подъёма антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки, что не могло не сказаться на общем характере политики правительства Национальной партии. Апартхейд должен был помочь белым сохранить своё господство через ограничение территории проживания чернокожих африканцев особыми территориями, хоумлендами, ставшими впоследствии известными как бантустаны . В них под контролем собственных властей, состоявших из представителей местной африканской политической элиты, должна была сосредоточиться основная часть чернокожего населения, а на территориях, зарезервированных за белыми, оставались лишь те, чей труд был необходим для работы промышленных предприятий и обслуживания белых. В 1953 году был принят закон о раздельных услугах (Separate Amenities Act), вводивший раздельные пляжи , общественный транспорт , больницы , школы и университеты . Паспортный режим был ещё более ужесточён: теперь чернокожие африканцы должны были всегда иметь при себе удостоверения личности, что сильно затрудняло их миграцию в «белые» районы страны. С введением этого закона чернокожим африканцам было запрещено без специального разрешения жить в «белых» городах и даже просто посещать их. Проживание в больших городах разрешалось лишь тем, кто имел там работу, но не членам их семей.

Сегрегация распространялась также на пешеходные мосты, кинотеатры под открытым небом, кладбища, парки, пешеходные переходы, общественные туалеты и такси.

Большинство чернокожих африканцев лишались гражданства ЮАР после того, как их бантустаны провозглашались «независимыми». Таким образом, они не могли получить паспорт ЮАР, дающий право выезда за границу; впрочем, и без того получить этот паспорт было сложно. Обладание им считалось привилегией, а не правом, и правительство не считало нужным выдавать чернокожим африканцам много паспортов [ ] .

Насильственное выселение

Борьба против апартеида

Белые противники апартеида

Апартеид был поддержан далеко не всеми слоями белого населения. Руководствами и преподавательскими составами университетов, где состав студентов с самого начала был многорасовым, политика апартеида критиковалась и часто саботировалась, несмотря на усилия правительства по внедрению сегрегации, в частности, создание отдельных «чёрных» университетов.

Активно противодействовали апартеиду некоторые организации ветеранов Второй мировой войны, особенно ввиду того, что проводящая апартеид Национальная партия в военный период симпатизировала нацизму и выступала против поддержки антигитлеровской коалиции. Бывший военный лётчик-ас Адольф Малан проводил в 1950-е гг. крупные манифестации, число участников которых достигало нескольких десятков тысяч.

В Южноафриканской коммунистической партии, боровшейся против апартеида, было также много белых (в силу исторических причин, главным образом евреев) . Среди её видных белых деятелей были Джо Слово , Рут Ферст , Абрахам (Брам) Фишер , Ронни Касрилс .

Сопротивление чёрного населения

Приход к власти Национальной партии в 1948 году и провозглашение апартеида официальной политикой нового правительства и усиление репрессий относительно небелого населения заставило активизировать свою деятельность Африканский национальный конгресс (АНК), придерживавшийся до того достаточно умеренной тактики. К руководству в организации стали приходить более радикальные лидеры, вышедшие из Молодежной лиги АНК. В 1949 году АНК впервые выступил с программой, открыто предусматривавшей протесты в форме забастовок, протестных шествий и акций гражданского неповиновения. Это продолжалось в течение 1950-х годов и иногда приводило к беспорядкам. В йоханнесбургском Софитауне активное сопротивление силовым структурам апартеида, вплоть до вооружённых нападений, оказывали гангстерские группировки чернокожей молодёжи, прежде всего Vultures Дона Маттеры .

25 - 26 июня 1955 года несколько организаций, включая Индийский конгресс и АНК, собрались на «Конгресс народа» в Клиптауне возле Йоханнесбурга и приняли Хартию свободы, где выдвигалась идея Южно-африканского союза (ЮАС) как демократического государства, не знающего расовой дискриминации. Хартия также предусматривала проведение национализации «минеральных богатств скрытых под землей», а также всех банков и промышленных предприятий, «принадлежавших монополиям» . После принятия Хартии противники апартеида (вождь Лутули , Нельсон Мандела , Уолтер Сисулу , Мозес Котане , Оливер Тамбо , Расти Бернштейн, Джо Слово и другие) были арестованы по обвинению в государственной измене, но 29 марта 1961 года суд их оправдал .

Спортивные соревнования

В течение многих лет спортсмены ЮАР не допускались на международные спортивные соревнования, прежде всего по олимпийским видам спорта. Широко известен бойкот Олимпийских игр , организованный африканскими странами в 1976 году . Этот бойкот был формой протеста против проведения товарищеского матча по регби между ЮАР и Новой Зеландией. Дисквалификации подвергались и спортсмены, поддерживающие контакты с ЮАР.

Конец эпохи апартеида (1989-1994 годы)

2 мая 1990 г. состоялась встреча лидеров АНК с правительством ЮАР, на которой было достигнуто соглашение о проведении амнистии и последующей реабилитации политзаключенных . Узники совести выпускались из тюрем, диссиденты могли свободно вернуться в ЮАР из-за рубежа. Им гарантировался дальнейший иммунитет от судебных преследований за политические убеждения. К 30 апреля 1991 года было освобождено 933 «борца против апартеида», однако 364 террориста остались в заключении из-за серьёзности совершенных ими преступлений. Всего в ЮАР вернулось около 6000 политических эмигрантов (отказано было лишь 100 экстремистам).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх