Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов. Анализ работы педагога

Анализ работы педагога
Альсеитовой А.Б
кл.рук: коррекционного класса №2
На 2015-2016 учебный год мною были поставлены следующие цели:
психологическое сопровождение учеников в процессе школьного обучения;
сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения в учреждении;
создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребёнка;
создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
формирование психологической культуры учеников, учителей, родителей.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в учебном году работа велась по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, просветительское, в соответствии с перспективным планом работы.
Диагностическое направление.
В течение всего года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. Всего за I полугодие 2015-2016 учебного года в групповой диагностике приняло участие 4 ученика коррекционного класса №2.
Для диагностики использовалась следующая методика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» авторы методики Г.В.Репкина, Е.В.Заика.
Цель данной методики: оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Диагностика проходила в IIIэтапа:
I этап - подготовительный (сбор анамнеза, выбор методики);
II этап - основной (проведение методики);
III этап - завершающий (анализ полученных результатов).
Интерпретация результатов:
таблица 1

Ф.И обучающегося
Компоненты учебной деятельности

Учебный интерес
Целеполагание
Учебные действия
Контроль
Оценка

Л.В
(6 класс)
Интерес практически не обнаруживается (исключение: положительные реакции на яркий и забавный материал), безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач, более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.
Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется, выделяет промежуточные цели.
Неадекватный перенос учебных действий. Владислав самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, но не способен внести в него даже не большие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи.
Контроль на уровне непроизвольного внимания. В Отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы, заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий.
Отсутствие оценки. Ученик не умеет, и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя.

О.С
(4 класс)
Ситуативный учебный интерес. Возникает на способы решения новой частной единичной задачи (но не системы)
Переопределение познавательной задачи в практическую. Охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о её содержании; возникшая познавательная цель крайне неустойчива; при выполнении задания ориентируется лишь на практическую его часть и фактически не достигает познавательной цели.
Неадекватный перенос учебных действий. Усвоенный способ применяет «слепо», не соотнося его с условиями задачи; такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно; при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно
Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении нового действия введённая его схема осознаётся, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает

Р.А
(4 класс)

Отсутствие цели. Предъявляемое требование осознаётся лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей) требования
Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не осознаёт содержание учебных действий и не может дать отчёта о них; ни самостоятельно, ни с помощью учителя (за исключением прямого показа) не способен выполнять учебные действия; навыки образуются с трудом и оказываются крайне неустойчивыми.
Отсутствие контроля. Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторённых действий
Отсутствие оценки. Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи

Л.А
(5 класс)
Отсутствие интереса. Безличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач; более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые
Отсутствие цели. Плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал
Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности. Не может выполнять учебные действия как таковые, может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи друг с другом или копировать внешнюю форму действий
Отсутствие контроля. Не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно повторённых действий; часто допускает одни и те же ошибки; некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах.
Адекватная ретроспективная оценка. Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать;

Коррекционно-развивающее направление
еженедельно проводилась работа, направленная на помощь в школьной адаптации, на познавательно-личностное развитие школьников, стремящейся последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического и умственного, развития.
проводилась развивающая работа по формированию позитивного отношения к школе, повышению учебной мотивации, снятию эмоционального напряжения, развитию личностного потенциала.
участвовали в общешкольных мероприятиях:

а) « День открытых дверей», в результате чего оформили вместе с родителями газету «Мы вместе»;
б) «Весёлое новогодие» - изготовление игрушек для ёлки;
в) «День здоровья».
Просветительская деятельность
Данное направление деятельности реализовывалось в следующих формах:
1.Проведение тематических классных часов для учащихся 1-4классов.
Цель данных мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
-«Стратегии поведения в конфликте»
-«Портрет нашего класса»
В связи с тем, что были получены положительные отзывы о проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в индивидуальных консультациях. Данное направление деятельности можно считать очень эффективным.
2. Выступления на родительских собраниях:
- «Семья и школа вместе: помощь родителей в школьной адаптации».
В целом выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских собраний родители обращались за консультацией.
Консультативная работа
За текущий период было проведены беседы и консультации со всеми субъектами образовательной среды: учениками, учащимися, педагогами, родителями. В целом все запросы можно разделить по следующей тематике:
-трудности в общении со сверстниками;
-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность);
- проблемы в детско-родительских отношениях;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики;
- эмоциональная поддержка в сложных ситуациях.
В процессе консультирования решались следующие вопросы:
диагностика нарушений;
рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
составление плана дальнейшей работы по запросу.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить большинство необходимых задач консультативной деятельности.
Хочется отметить большую активность в консультативной работе педагогов(социального педагога, психолога, логопеда), так как в следующем году необходимо активизировать работу с родителями как участниками консультативного процесса.
Анализируя всю проведенную работу за 1полугодие 2015– 2016 учебного года, можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. В следующем полугодии запланировано:
- групповая диагностическая работа с классом,
- продолжение коррекционно-развивающих занятий,
- проведение тренингов, классных часов, родительских собраний по психологической готовности.


Анализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы за 2017-2018 учебный год.

Чернорецкой СОШ №1

МамбетовойСаулеСапаровны

Я, МамбетоваСаулеСапаровна, учитель русского языка и литературы, 1964 года рождении, окончила в 1987 году ППИ. В данной школе работаю с 1987 года. Мой педагогический стаж составляет 28 лет. В свой практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в 5 – 10 казахских классах, в 9 «А» классе.

Работаю по государственной программе Министерства образования и науки РК, утверждённой для классов общеобразовательных учреждений. Каждой программе соответствуют учебники.

Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения. Новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию вразличного рода конкурсах и олимпиадах.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальней шей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей. В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.

В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я провожу уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.

Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество. За много лет преподавательской деятельности в кабинете собран богатый дидактический и наглядный материал.

В течение последних 3-х лет работаю над проблемой «Формирование у учащихся активной познавательной деятельности и интереса на уроках русского языка». И разработка обозначенной проблемы требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.Знания приобретенные на курсах 3 (Базового) уровня « Орлеу» помогают мне активно внедрять инновационную технологию обучения.

На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю дидактический материал, применяю игровые технологии, технологии проблемного обучения, индивидуальные, творческие задания.

В своей работе использовала технологию сотрудничества и разноуровневого обучения. Основными методами обучения и воспитания в технологии сотрудничества является: беседа, дискуссия, практический метод, обучающий контроль; вспомогательные: демонстрация, работа с книгой.На своих уроках использую элементы разноуровневогообученияТакже на своих уроках применяю компьютер и мультимедийные средства обучения. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических и пунктуационных правил. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе MicrosoftPower Point. Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Использование данной технологии позволяет:

    Значительно сэкономить время на уроке;

    Повысить уровень наглядности в ходе обучения;

    Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

В своей работе использую электронные версии журналов: «Русский язык», «Литература», «Классное руководство». Публикую свои материалы в сети Интернет. Являюсь участником проекта «Инфоурок», за что имею сертификаты и благодарности.

В этом году провела открытые уроки в 5 казахском классе

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций педагог должен обладать определенным профессионализмом. Если на месте педагога недостаточно профессионально подготовленный человек, то в первую очередь страдают дети. Причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. В обществе значительно возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при этом уровень профессиональной деятельности не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия, существующие в сфере профессиональной деятельности современных педагогов, определяют несомненную актуальность данного вопроса, и требуют анализа профессиональной деятельности педагога.

Приступим к раскрытию содержания основных понятий:

Педагог в Энциклопедическом словаре:

Педагог - (от греч. paidagogos - воспитатель) - 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Де́ятельность (активность) - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Педагогическая деятельность- разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Профессиональная деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

II. Профессиональная деятельность педагога

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое определяется постановкой целей и задач воспитательно-образовательной работы с детьми адекватно современным запросам, подбором наиболее эффективных методов и приемов для их реализации, и, главное, достижением тех результатов, которые были запланированы. Качество достигаемых результатов зависит от личностных характеристик педагога, его педагогических умений, компетентности.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими, если рассматривать отдельные эпизоды взаимодействия субъектов педагогического процесса, такие, например, как сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения. С другой стороны, смысл педагогической работы с детьми, а, следовательно, значительно более важная стратегическая ее цель - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса - задачи по обучению и задачи по воспитанию человека.

Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Задачи процесса обучения :

    стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

    организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

    развитие мышления, творческих способностей и дарований;

    выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

    совершенствование учебных умений и навыков.

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы включают в себя различные методические приемы. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Классификация методов.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к возникновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к определенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это происходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систему.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

    методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

    методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные _методы);

    методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

    методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Таким образом, в практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Оригинальная концепция деятельности учителя разработана в работах А. К. Марковой. В рамках концепции А. К. Маркова (1993) выявляет и описывает десять групп педагогических умений, которыми должен владеть педагог. Рассмотрим вкратце содержание данной модели.

Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:

увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.

Вторую группу педагогических умений составляют:

работа с содержанием учебного материала;

способность к педагогическому истолкованию информации;

формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.

Третья группа педагогических умений относится к области психолого- педагогических знаний и их практического применения. Преподавателю следует:

соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;

уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.

Четвертая группа умений - это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

владение приемами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я-концепции.

Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа умений - это оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.

Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом. Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами.

Таким образом педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма.

Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.

Анализируя профессиональную деятельность педагога можно сказать, что его деятельность строится не только на постановке целей, задач, использования методов и приемов в своей работе, но и умением взаимодействовать с семьей.

Современная семья - это источник самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему воспитания, что, и призвано скорректировать образовательное учреждение. Для того чтобы помочь обучающемуся в решении разнообразных проблемных ситуаций педагогу необходимо владеть необходимым уровнем психолого-педагогического знания в области семьи и организации бесконфликтных семейных отношений. Современный педагог-профессионал должен в совершенстве знать психологию и педагогику семьи, основы теории и методики работы с семьей. Он должен быть не только высоко квалифицированным специалистом-предметником, но и творчески работающим воспитателем, в совершенстве знающим своих детей, их проблемы, склонности, личностные ориентации, условия их жизни в семье.

Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы с определенным коллективом родителей.

Традиционные формы работы с родителями:

    родительские собрания

    общеклассные и общешкольные конференции

    индивидуальные консультации педагога

    посещения на дому

Рассматривая профессиональную деятельность педагога П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная любовь к детям. При этом «...любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть не расположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству». Очевидно, что только объединение подлинной любви к учащимся и к педагогической профессии обеспечивает профессионализм учителя.

III. Вывод

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Эта важнейшая мысль подчеркивалась П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским и другими педагогами и психологами.

Список литературы:

    Педагогика: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576с.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Свободная энциклопедия.

    http://drusa-nvkz.narod.ru/Pedagog-Sib.html С.А.Дружилов

Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход.

// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44.

    Большой энциклопедический словарь

    Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, A. А. Реан. - СПб., 2000.

    http://www.chuvsu.ru Психология и педагогика. Лялина Л.В.

Информация

по работе учителя 2,4 классов Петринич Натальи Анатольевны

Петринич Наталья Анатольевна – учитель начальных классов.

Стаж работы – 21 год.

Тема самообразования «Дидактические игры на уроках как средство общения и развития ребенка». Данная тема позволяет шире и глубже преодолевать учебные трудности на уроках русского языка, математики, познания мира, что дает хорошие результаты в обучении и повышает качество знаний учащихся.

На уроках применяю элементы технологии разноуровневого обучения, игровые технологии, объяснительно-иллюстративные технологии. Результатом применения элементов этих технологий является повышение интереса детей к изучаемым предметам, что влияет на повышение качества знаний учащихся.

В этом учебном году занимаемся по учебникам издательства «Атамура». Для 2-го класса выделены бесплатные учебники, рабочие тетради по всем предметам, что является неоценимым помощником учителю для закрепления изученного материала и для проверки знаний, полученных при изучении той или иной темы.

Провожу внеклассные я и открытые уроки с целью совершенствования личности педагога и повышение эффективности его работы через приобщение к инновационной и опытно-экспериментальной деятельности; формирования поликультурной личности учащихся, обладающих достаточным уровнем базовых знаний, способных к творческой, познавательной деятельности через использование приемов личностно-ориентированного обучения; привлечение учащихся к активной демонстрации умений учащихся по предмету; привлекаю родителей к участию в мероприятиях класса; сравнительного анализа достигнутого с прошлыми успехами и достижениями учителей и учащихся. Учащиеся показали свои знания по предметам, полученные как на уроках, так и на внеурочных занятиях, что способствовало получению знаний, способных к творческой, познавательной деятельности через использование приемов личностно-ориентированного обучения. Мои ребята принимали участие в конкурсах «Ак бота» - учащиеся 4 класса Пфайфер Карина, Крылова Дарья, Гузьо Инна, «Золотое руно» - учащаяся 4 класса Крылова Дарья, «Кенгуренок» - Пфайфер Карина (награждена сертификатом за участие), хотя они и не победили, но, главное, они самоутвердились в том, что могут успешно осваивать внеурочный материал для совершенствования своих знаний.

В данное время являюсь руководителем МО учителей начальных классов. В состав МО входят 2 учителя начальных классов 1 воспитатель мини-центра и КПП. Работа МО ведется по намеченному плану. Члены МО активно участвуют в мероприятиях, проводимых в школе. Участвуют в семинарах, являются их активными участниками.

Оказываю методическую и психологическую помощь молодым специалистам, в частности, воспитателю м/ц Савицкой А.В.

За время своей работы неоднократно проводила открытые уроки русского языка, литературы, математики, познания мира, интегрированные уроки математики и трудового обучения.

Весь накопленный методический и дидактический материал распределен по папкам. Имеются следующие папки: «Учебные программы», «Инструктажи по работе в кабинете и на уроках труда и познания мира», «По применению гос. символов», «Внеклассная работа», «Классные часы», «Работа с родителями», «Измерители по русскому языку», «Измерители по математике», «Измерители по литературе», «Измерители по познанию мира», справочный материал по предметам, разработки уроков по русскому языку, литературе, математике, познанию мира.

Для обобщения опыта своей работы в этом учебном году собираюсь защищать первую категорию.

Информация

по работе воспитателя мини – центра Савицкой Анастасии Викторовны.

Савицкая Анастасия Викторовна – воспитатель мини-центра

Стаж работы – 2 месяца

Тема самообразования «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактической игры». Данная тема позволяет шире и глубже преодолевать трудности в воспитании и развитии детей, что дает хорошие результаты в обучении и повышает качество знаний детей данного возраста.

Я еще только учусь воспитывать и обучать детей в возрасте 2-5 лет, которые собраны в одну группу, поэтому часто обращаюсь к коллегам за методической помощью– учителям начальных классов, которые всегда готовы прийти на помощь. В частности, оказание методической помощи при составлении плана занятий, подготовке к занятиям, подбора наглядного пособия, демонстрационного материала, индивидуальной работе со слабыми детьми большую помощь оказывает мой наставник Петринич Н.А., занятия провожу по технологическим картам, составленным согласно перспективному планированию и соответствующих циклограмм. На занятиях по развитию речи применяю игровые технологии при разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок, проговаривание звуков. Обязательно уделяю больше времени плохо говорящим детям, проговариваю отдельные звуки, буквы, слова.

Занятия по изобразительной деятельности позволяют посредством применения дидактической игры, элементов игровой технологии расширять кругозор детей, развивать их творческие способности.

С целью укрепления физического здоровья и улучшения самочувствия детей ежедневно провожу разминки, зарядку, коллективные игры с мячом, с гимнастическими палками, со скакалками.

В данное время подбираю необходимый материал для своего самообразования, т.е. изучаю методическую литературу, занимаюсь оформлением своего кабинета, изучаю и стараюсь применять инновационные технологии на занятиях с детьми.

По теме самообразования подготовила доклад, который изучался на заседании МО и поступило предложение: продолжать работу по данной теме с целью саморазвития, чем я и занимаюсь все время работы в данной школе.

Весь накопленный методический и дидактический материал распределен по папкам.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх