А. Пушкин, «Поэт и толпа»: анализ стихотворения. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С.Пушкина

«Поэт и толпа»… Тема эта родилась в русской поэзии, на мой взгляд, тогда, когда А.С.Пушкин написал одноименное стихотворение, где он попытался отгородиться от светского общества, показать пренебрежение к его принципам и ценностям. Эти же чувства испытывает лирический герой стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен» М.Ю.Лермонтова, которому скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этой толпе:

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!.. (Вступление большое. Но оставляем, так как может пригодиться для написания сочинения 16…)

Продолжает традиции «собратьев по перу» великий футурист В.Маяковский. Еще в юности поэт, прошедший школу «футуристских вечеров», на которые «публика прибывала большими массами», а «полицейские власти были вынуждены разгонять толпу», задумывался о том, как важно быть понятым своими слушателями, читателями, а позже – своей страной. Находясь в разладе с действительностью, он не всегда мог найти простые, доступные слова, чтобы рассказать о том, что его мучает и тревожит:

Придите все ко мне,

Кто рвал молчание, Кто выл

оттого, что петли полдней тучи, -

Я вам открою

простыми, как мычанье,

наши новые души,

Как фонарные дуги.

Истерзанная душа юного поэта жаждет покоя, взаимопонимания, но не находит его. Публика, слушая его, порою смеется, свистит, топочет ногами, а иногда бросает в высокого стройного молодого человека помидоры. Именно такое поведение толпы, думаю, и подсказало «грубому гунну» эти строчки:

Грядущие люди!

боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

моей великой души.

Не каждому было дано понять внутренний мир поэта, «агитатора», «главаря». Слушатели, как образно говорит В. Маяковский, взгромоздившись на «бабочку поэтичного сердца», «грязные в калошах и без калош», не хотят, а может, и не могут осознать, что говорит им «грубый гунн», одно из первых стихотворений которого так и называется: «Ничего не понимаю». «Не понимают» потому, что не каждому представителю толпы дано даже представить, как это можно смазать «карту будня, плеснувши краску из стакана», или показать «косые скулы океана» на … «блюде студня». Несомненно, нужна богатая фантазия, необыкновенное воображение и мастерство, чтобы сыграть ноктюрн «на флейте водосточных труб…»

В поле зрения Пушкина - общечеловеческие и современные темы и проблемы: любовь, творчество, соотношение социального и общечеловеческого, дом и родина, жизнь и смерть.

«Элегия» - итог прожитой жизни. В ней выражаются настроения горечи, уныния, печали, невесёлости предчувствия. Настоящее тяжело, оно не даёт ни счастья, ни покоя.Надежды на гуманность царя не сбылись, но Пушкин не отказывается от мысли, согласно которой человечность должна оправдывать историческое двоемирие вперёд и идея гуманности должна стать ведущим принципом государственного устройства. Тема человечности, выступающая в многосторонней и разнообразной вариации, волнует Пушкина. В «Пире Петра Первого» Пушкин напоминает царю о необходимости простить декабристов. С декабристами он демонстрирует дружескую, а не политическую солидарность.Он не забыл о своих друзьях: «Во глубине сибирских руд»(Пушкин обращается к своим друзьям-декабристам, братьям по-духу со словами поддержки, уважения и любви, старается вселить в нихнадежду на освобождение, выражает уверенность в торжестве свободы: Оковы тяжкие спадут, темницы рухнут - пример высокого гражданского мужества) «Станцы»; «К Чаадаеву»,«Воль»-вольнолюбивые, не революционные, призывал не становиться духовными рабами.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна, но ведущее место в ней занимает тема поэта и поэзии, ведь поэтическое творчество было его основным занятием, и он высоко оценивал роль и характер поэта. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон эту тему. Важнейшие из них: "Пророк" (1826), "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824), "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828), "Поэту" (1830), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836). Каковы же в понимании Пушкина назначение поэта и задачи поэзии в этом мире?

В стихотворении "Пророк" поэт сравнивается с пророком. В произведении говорится о свойствах, какими должен обладать поэт, в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свое предназначение. В основу "Пророка" положен рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Этим стихотворение отличается от других, в которых, говоря о поэзии и поэте, Пушкин использовал образы античной мифологии (Музы, Аполлон, Парнас). Лирический герой произведения проходит путь от грешника, который "влачился" без цели в "пустыне мрачной", до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка. Это пробуждение пушкинского пророка подготовлено его состоянием: он был "духовной жаждою томим".

В завершении Господь вкладывает в пророка свою божественную волю:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.

Именно в этом видит Пушкин назначение поэта: если Бог одарил его поэтическим талантом, то всю силу и красоту своего слова он должен использовать так, чтобы действительно "жечь сердца людей", показывая им подлинную, неприкрашенную правду жизни.

Трагической судьбе поэта, его одиночеству, трудным взаимоотношениям с "толпой", то есть светской чернью, посвящены стихотворения "Поэт", "Поэт и толпа", "Поэту", "Эхо".

В стихотворении "Поэт" Пушкин подчеркивает божественное происхождение поэтического дара.

Но не всегда люди внемлют призывам поэта, не всегда он находит понимание среди них. Чаще всего поэт одинок в обществе, в "толпе", под которой Александр Сергеевич подразумевает светскую чернь. Об этом стихотворение "Поэт и толпа". Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни. Певец выражает презрение к "бессмысленному народу":

Подите прочь - какое делоПоэту мирному до вас!В разврате каменейте смело,Не оживит вас лиры глас!Душе противны вы, как гробы.

Пушкин возмущен духовной бедностью толпы, ее сонным существованием, без порывов ввысь, без устремления к прекрасному. Что стоит мнение такой толпы, не умеющей услышать и понять великого поэта? Он не нуждается в ее признании и любви.

Этой же теме посвящено послание "Поэту". Автор призывает безымянного поэта не обращать внимания на "суд глупца" и "смех толпы холодной":

Ты царь: живи один. Дорогою свободнойИди, куда влечет тебя свободный ум.

Окончательное утверждение гражданского долга поэта, подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществляет в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий век восславил я СвободуИ милость к падшим призывал.

Стихотворение является своеобразным завещанием поэта. В стихотворении "Я памятник." -- сознание выполненного долга перед народом. А долг этот, по мнению Пушкина, заключается в служении России, в защите передовых идей своего времени, в пробуждении людских сердец, в изображении подлинной, неприкрашенной правды жизни. Пушкин вносит в поэзию принцип гражданственности, что впоследствии будет продолжено другими великими русскими поэтами.

А. С. Пушкин - непревзойденный мастер лирических произведений, которые он писал на протяжении всей своей недолгой жизни. Мотивы лирики поэта, глубина мыслей и чувств в каждом стихотворении разнообразны. Это и патриотическая вольнолюбивая лирика, лирика дружбы и, наконец, лирика любви.

Тема любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно: любовь - чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления, любовь как мимолетное влечение, любовь человека, умудренного жизнью, любовь и чувства, сопутствующие ей (радость, печаль, грусть, ревность и т.д.).

Шедеврами пушкинской любовной лирики, в которых говорит "язык сердца", являются немало стихотворений. Среди них "Признание" ("Я вас люблю - хоть я бешусь...")

Следующие строки из этого стихотворения характеризуют поэта как натуру возвышенную, глубоко чувствующую и любящую:

Пора, пора мне быть умней!Но узнаю по всем приметамБолезнь любви в душе моей:Без вас мне скучно, - я зеваю:При вас мне грустно, - я терплю,И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю/

В другом стихотворении - "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." - есть строки, которые можно считать эпиграфом ко всей жизни Пушкина: "... И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".

Особой проникновенностью отличается стихотворение "Я вас любил...". Оно волновало и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности. Читая строки "Я вас любил...", мы не обнаруживаем в них ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Но говоря словами В. Г. Белинского, "в нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть, что и в других интимных стихотворениях поэта".

Кажущаяся простота позволяет тем не менее в своеобразной манере изложения раскрыть самые различные чувства.

"Я вас любил" - выражение повторяется троекратно и, сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые оттенки:Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим. Этими словами Пушкин утверждает, что настоящая любовь - это пожелание быть счастливой и любимой даже другим.

Одно из самых прекрасных стихотворений любовной лирики - "Я помню чудное мгновенье...". Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн. История романа Пушкина и Керн весьма показательна с точки зрения становления личности поэта на фоне его любовных переживаний.

любовная лирика Пушкина не связана с конкретной личностью, а выявляет философские раздумья поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил.

    У Пушкина, как и у многих других поэтов есть произведения, в которых они размышляют над тем, что может изменить поэт в жизни. Для чего нужна поэзия в жизни общества.

    Я думаю, что суть конфликта, возможно, заключается в том, что поэт пытается изменить отношение общества к жизни с помощью искусства слова, поэзии. Об этом он размышляет в таких известных стихах и его произведении, стихотворении Пророк.

    Суть конфликта заключается в том, что Пушкин не понимал действия и поступки людей. И поэтому он у своих стихотворениях и романах создавал свой сказочный мир в котором все было хорошо и все жили долго и счастливо.

    В лирике Александра Сергеевича Пушкина ярко и разносторонне показан конфликт поэта с толпой.

    Будучи юношей, у Пушкина было ярое желание служить своей стране, своей отчизне. Об этом нам говорят строчке из его известного стихотворения К Чаадаеву:

    Мой друг, отчизне посвятим

    Души прекрасные порывы!.

    Но по мере взросления, по мере становления его творчества поэт понимает, что он не может работать и творить так, как ему хочется, в полную силу, не может быть свободным. Он и его творчество может подвергаться гонениям. Об этом говорит в своих стихотворениях Ф.Н.Глинке и В.Ф.Раевскому.

    Поэт был преследован не только властями, но и цензором, который по словам Пушкина называл белое черным. Об этом он говорит в стихотворении Послание цензору.

    Поэт не был до конца удовлетворен, так как он вынужден был держать себя в рамках, он протестует против общества и толпы.

    Одна из основных особенностей характера Александра Сергеевича Пушкина является его свободолюбие, постоянное стремление к свободе во всех е проявлениях. В поклонении и признании толпы его лирический герой-поэт не испытывает никакой нужды. Сочинение можно построить на основе анализа текста стихотворения Поэт и толпа, его можно найти здесь. Мы видим нелицеприятные эпитеты, которыми Поэт награждает толпу (которую именует Чернью), герой обвиняет е в приземлнности, глупости, склонности к рабству, отсутствии чувства прекрасного, злобе, непонимании - он возносит Поэта над толпой. Вот тут есть неплохой материал по данной теме, не забываем вставлять цитаты в текст сочинения

    Суть конфликта поэта и толпы в лирике Александра Сергеевича Пушкина выражена в его стихотворении Поэт и толпа, а именно то, что поэт считает себя Сыном небес, очень возвышенным созданием, а толпу очень приземленными людьми, которым обязательно указать на то, что его стихотворения им недоступны для понимания из-за того, что толпа всегда корыстна и ищет пользу во всем.

    А толпа ему отвечает на эти обвинения в непонимании

    Другими словами, если ты, Поэт, действительно Небес Посланник, и у тебя есть поэтический дар, то помоги нам своими стихами очистить Душу и мысли, научи нас любить других.

    Но поэт в своем высокомерии не слышит простой народ, а говорит:

    Поэтому получается, что суть конфликта поэта и толпы состоит в том, что поэт так возвеличил себя из-за посланного ему Дара Слова, что забыл зачем ему Бог дал этот дар.

    А ведь такой Дар дается человеку, чтобы очистить Души других и научить их любить.

    Но высокомерие поэта не дало его Дару принести пользу людям, так как на высокомерие люди всегда отвечают презрением и непониманием, а если бы поэт обратился к толпе с любовью, то возможно бы толпа ему бы и ответила по другому и конфликта бы никакого бы не было.

    а вот как ребенок увидел суть этого конфликта:)

    В произведениях Пушкина часто показан конфликт поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина который состоит в том, что толпа не понимает и не может понять высокие духовные стремления поэта, которые обусловлены стремлением поэта показать что-то поистине высокое, но толпа не соглашается с ним. Толпа хочет чтобы труд поэта был направлен на служение обществу, то есть поэт должен писать о том, что хочет получить толпа. Но поэт не согласен с ней очень огорчен тем, что толпа не может понять его.

    Тема поэта и толпы в творчестве А.С. Пушкина занимает чуть ли не главную роль, автор часто возвращался к этой теме, потому что очень ценил труд поэта, отождествлял поэта с божественностью(например, Пророк, в стихотворении говорится о том, что поэт- лучше других, выше толпы, и поэт выполняет высшую миссию, неведанную обычным людям, творя стихотворения). Другими словами, поэт, если получается у него складывать строчки, он просто обязан писать.

    Поэта очень огорчает то, что люди, то есть толпа, не понимают,не ценят его стараний, ведь он хочет донести до народа все то необыкновенное, божественное.Поэтому творец всегда одинок, и с этим он почти смирился.

    У Пушкина часто менялось отношение к миссии поэта. Он считал,что поэзия,не может и не должна служить даже самым благородным начинаниям. Искусства для какой-либо возвышенной цели.в стихотворениия памятник себе воздвиг нерукотворный Пушкин подводит итог своего творчества и считает своей заслугой то,что в жестокий век восславил свободу,то есть боролся против самодержавия и крепостного права за освобождение народа. В своей лирике Пушкин обращался ко всем сторонам жизни,искренний,правдивый,глубокий человек,он заложил основы русской литературы,определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед.

    В известном стихотворении А.С. Пушкина Поэт и толпа мы наблюдаем конфликт поэта и Черни тупой-толпы, которая не понимает свободолюбивого нрава поэта, его гения. Поэт не собирается подчиняться воле толпы и писать то, что ей заблагорассудится. Толпа хочет, чтобы лирика поэта служила для исправления пороков общества, но чтобы завоевать любовь народа, поэту необязательно жертвовать свободой выбора. В стихотворении явно прослеживается тема непонимания, неприятия поэта, стремление подчинить его лиру.

Основной своей задачей как поэта В. Маяковский видит создание нового искусства – искусства масс. Он готов ради этого “сбросить Пушкина и прочих с прохода современности”, о чем заявлено в манифесте футуристов 1912 года, напечатанном в сборнике “Пощечина общественному вкусу”. Большую роль в этом убеждении сыграл протест против современного поэту буржуазного общества: один из четырех криков “Долой!” в поэме “Облако в штанах” самим поэтом определялся как “Долой ваше искусство”.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая, из любвей и соловьев какое-то варево, улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать.

В. Маяковский отрицает традиционные атрибуты поэзии, ставшие штампами “пажи, дворцы, любовь, сирени куст” .

Такие, как вы,

Творцы –

Мне наплевать на всякое искусство.

Лучше лавочку открою… –

Так категорически не приемлет он изысканных красот модных салонных поэтов начала века – своих современников. Недаром имя Северянина для Маяковского становится синонимом пошлости и претенциозности, излюбленной мещанами. Поэзия должна служить народу, толпе. Еще большую значимость эти убеждения поэта приобретают после Октябрьской революции.

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы – наши кисти.

Площади – наши палитры…

На улицы, футуристы,

Барабанщики и поэты! –

Призывает поэт своих собратьев по перу.

Аналогичный призыв звучит в “Приказе №2 армии искусств”:

Товарищи,

Дайте новое искусство –

Чтобы выволочь республику из грязи.

Тяжелая будничная работа в “Окнах РОСТА”, агитация, пропагандистские стишки – это не всегда поэзия в высоком понимании значения этого слова. Но долг велит поэту заниматься тем, что нужно революции, молодой советской власти. Особенно важным в этой связи представляется стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Сопоставление поэта и солнца привычное для мировой культуры, приобретает новое, демократическое звучание: солнце в гостях у поэта по-приятельски с ним беседует. Фантастическое, условное начало сочетается в стихотворении с разговорно-бытовым, повседневным. Лирический герой – поэт-труженик – находит полное взаимопонимание с другим великим тружеником – солнцем. У них общие проблемы, общие цели, они едины в своем отношении к дому:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

И солнца!

Одним из своих “программных” стихотворений о назначении поэта и поэзии В. Маяковский считал “Разговор с фининспектором о поэзии”.

Говоря о тяжелом труде поэта, В. Маяковский сравнивает поэзию с добычей редких металлов: “В грамм добыча, в год труды”. Ради чего? Чтобы слова приводили “в движение тысячи лет миллионов сердца”. Конечно же, вопреки собственным декларациям поэта, это трансформированные пушкинские строки о назначении поэта “глаголом жечь сердца людей”. Но назначение поэта у Маяковского – это прежде всего дом, величайшая ответственность перед народом:

Долг наш –

Медногорной сиреной

В тумане мещанья,

У бурь в кипенье.

Должник вселенной…

Поэт по доброй воле отказывается от творческой свободы, ставя превыше всего чувство долга, считая свое творчество служением народу. Прав ли он? Раздумья на эту тему звучат во вступлении к поэме “Во весь голос”, неосуществленному замыслу Маяковского. Поэма должна была стать своего рода подведением итогов большого периода своей жизни, рассказом “о времени и о себе”. Предрекая долгую жизнь и большое будущее своим стихом, поэт говорит о том, что побудило его именно к такому творчеству, такой тяжелой черновой работе во имя революции:

Становясь

Собственной песне.

Называя себя “агитатором”, “горланом-главарем”, поэт видит в своих стихах прежде всего идеологическое оружие, рисуя “парад” своих страниц. “Кавалерия острот” с “отточенными пиками” рифм, “строчечный фронт”, жерла “нацепленных зияющих заглавий” поэм – все эти “поверх зубов вооруженные войска” посвящены поэтом пролетариату. Его творчество не может быть свободно от политики, в этом Маяковский видит историческую диалектику своего времени:

Мы открывали

Каждый том,

Как в доме

Собственном

Мы открываем ставни,

Но и без чтения

Мы разбирались в том,

В каком идти,

В каком сражаеться стане.

Все это – самоотречение, отказ от личностного понимания жизни, от собственной творческой свободы – было ради великой цели, ради “общего памятника” – “построенного в боях социализма”. Но тот социализм, что был построен, все-таки не был тем, о чем мечтал поэт. Вопрос, надо ли было “наступать на горло собственной песне” ради цели, оказавшейся ложной, остается открытым, а трагедия оборвавшейся жизни поэта доказала, что иные ошибки невозможно исправить, как невозможно вернуть вспять время и пройти весь путь сначала…

В русской классической литературе поэту всегда отводилась особая роль. Он, если выражаться словами Н.А.Некрасова, “избранник неба, глашатай истин вековых”. Однако среди погрязших в пороках и духовной праздности людей поэту жить непросто. Его нередко подвергают гонениям, осуждают и осмеивают. И лишь истинный служитель Муз способен противостоять глумящейся над ним толпе.

О таком поэте идёт речь в произведениях А.С.Пушкина. В стихотворении “Пророк” показано, как обычный человек превращается в существо высшего порядка. В основе преображения — библейские мотивы. Опираясь на сюжет VI Книги пророка Исайи, Пушкин в аллегорической форме рисует процесс рождения истинного поэта-пророка, божественная миссия которого — “глаголом жечь сердца людей”.

В то же время грубая толпа не способна постичь ту великую мудрость, которую несёт ей поэт:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато, как ветер, и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

В этих строчках из стихотворения “Поэт и толпа” , на мой взгляд, можно увидеть причины неприятия творца “тупой чернью”: стихи не дают материальной выгоды, а значит, бесполезны. Но Поэт не снисходит до уровня «бессмысленного народа», не забывая о своём предназначении:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

В стихотворении “Поэт” классик создаёт образ идеального стихотворца:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

Истинный Поэт, по мнению Пушкина, бессмертен. Его жизнь после физической кончины продолжится в стихах. Эта мысль отчётливо звучит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” : “Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит…”

Итак, суть конфликта поэта и толпы , по мысли Пушкина, в том, что творец не принимает “заботы суетного света”, ибо является существом избранным. “Чернь” же, в свою очередь, не всегда способна понять божественную мудрость, заключённую в стихотворениях поэта, а потому грубо отвергает его.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх